«Рукописание» – χειργραφον – написанное собственною рукою, долговая расписка. 381 Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх.24:3 ; ср. Втор.27:11–23 ). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью 382 («пригвоздил ко кресту» – ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», – отвечает святой Иоанн Златоуст , – «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». 383 На кресте, кроме «надписи» ( Ин.19:19 ), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ) и «вознес их Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Крест Христов освящен Кровью Его ( Кол.1:20 ). «Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого. 384 3) Крест – виселица. Слово Божие именует орудие страданий Иисуса Христа «крестом», а не «виселицей», как хулят сектанты. Они думают, что страдания и крестная смерть Спасителя были для Него позором, унижением, но такое понимание Им осуждено: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Если Господь Бог зовет, а скорее призывает нас через Закон, Пророков, Апостолов и Евангелистов, то непозволительно нам из-за лености и расслабленности презирать Его заповедь и пренебрегать собственным спасением, чтобы из-за нашего промедления не оказался затворенным [для нас] брачный чертог и мы не лишились бы вожделенного Жениха [Col. 1828] и хотя бы и много стучали [в двери], но остались бы без пользы, не достигнув цели и стеная (ср. Мф. 25:1–12 ). Но лучше, братия, прибегнем к усердию, чтобы нам достичь твердыни, а лучше сказать, достигнуть нашей матери городов 193 – вышнего Иерусалима, которыйесть матерь всем нам ( Гал. 4:26 ), земли живых ( Пс. 26:13 ), в которой сияет свет жизни ( Ин. 8:12 ), негаснущий Светильник, неусыпающее Око, Податель вечных благ. Посему, ежели, возлюбленные, мы со страхом, желанием и дерзновением приидем к Благому нашему Владыке, то там узрим всякое естество Ангелов, Архангелов, Сил и Властей, от века уготованные для благих Его неизреченные блага (ср. 1Кор. 2:9 ). Ведь те, которые суть ревнители вышнего Иерусалима, от нее 194 питаются и насладятся от ее сосцов утешением и потоком сладости будут напоены ( Пс. 35:9 ). Посему прилепимся к Нему, рекшему: «Приблизьтесь ко Мне, и приближусь к вам» (ср. Иак. 4:8 ). Обратимся к Законодателю, сказавшему: Если будете слушать гласа Моего ( Исх. 23:22 ), будете Мне род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел ( 1Пет. 2:9 ), святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев. 19:2 ), ибо тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов ( Втор. 7:6 ). И Премудрость говорит: Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. Слушающий меня не постыдится ( Сир. 24:21–24 ). И еще: Приидите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, [да поживете] ( Притч. 9:5–6 ). И Давид: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся ( Пс. 33:6 ). И Апостол: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол. 3:1 ). И продолжает: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф. 2:19 ); Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4:16 ). Человеколюбивый же Спаситель и Господь наш призывает нас, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:28–30 ) и: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1829]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Рим.5:12 , посредством «множества богатства своего»: ст.7, ср. Притч.11:4 ; 1Пет.1:18–19 . Слова этого места к молитвам Православной Церкви об умерших не относятся потому, что молитвами об умерших мы совершаем не искупление от первородного греха, которое совершено Господом Христом и подаётся христианам в таинстве Крещения ( Ин.3:5 ), и совершаем не посредством богатства, а посредством усердного моления о братиях перед Господом: ср. Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 . Слово Божие, заповедующее нам молиться о всех людях, не делает никаких ограничений в этом отношении, наше дело молиться, миловать же будет Господь: Лк.18:1:7 . Молясь о всех умерших, мы оказываем помощь действительно нуждающимся и не повредим ни осуждённым, ни спасённым. Если бы наши молитвы в самом деле оказались излишними для умерших спасённых людей, то эти молитвы будут спасительны для нас самих: Мф.10:13 ; Пс.34:13 . На всех почти службах Церковь без просьбы и без вознаграждения молится о всех умерших людях. Когда же священнослужители принимают вещественную благодарность за свои молитвы о богачах, тогда они принимают заслуженное и дозволенное Господом вознаграждение за труд: Лк.8:3:10:7 ; 1Кор.9:7–14 . Когда богачи дают пожертвования в пользу Церкви и её служителей, то они дают доброе употребление из своего богатства, как догадливые сыны века сего по заповеди Христа: Лк.16:9 . Основные места Священного Писания в учении о молитве за умерших, которые необходимо заучить наизусть Лк.20:38 . Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы. Рим.14:8 . А живём ли, – для Господа живём, умираем ли – для Господа умираем, и потому живём ли, или умираем, всегда Господни. Мф.21:22 . И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Сир.7:36 . Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Тов.4:17 . Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам! 2Мак.12:43–45 . Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении. Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая и благочестивая мысль! – посему принёс за умерших умилостивительную жертву. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таинство Креста смущает и мысль, и чувство – кажется непонятным и странным это «ужасное смотрение»... Вся священная жизнь Богочеловека была единым великим подвигом долготерпения, милосердия, любви... И вся она озарена присносущным. сиянием Божества – правда, незримым для плотского и греховного мира... Но на Голгофе, не на Фаворе, совершается спасение – и Крест следует за Иисусом и на самый Фавор (ср.: Лк.9:31 )... Христос приходит не только для того, чтобы учить со властию и сказать людям имя Отчее, и не только для дел милосердия. Он приходит пострадать и умереть. Об этом Он сам свидетельствовал не раз – пред смущёнными и недоумевающими учениками. И не только пророчествовал о грядущей страсти и смерти, но прямо говорил, что Ему «надлежит», что Ему должно пострадать и быть убиту... Именно «надлежит», не только предстоит... «И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отвергнуту старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и воскреснуть в третий день». ( Мк.8:31 ; Мф.16:21 ; Лк.9:22 ; ср.: Лк.24:26 )... «Надлежит» не только по закону мира сего, не только по законам ненависти и злобы. Смерть Господа вполне свободна. Никто не отнимает жизни у Него. Он сам полагает душу Свою, по Своей воле и власти – «имею власть» (ξουσαν χω!) ( Ин.10:18 ). По катехизическому определению, Он страдал и умер «не потому, что не мог избежать страдания, но потому что восхотел пострадать»... Восхотел не только в смысле вольного долготерпения или непротивления, не в том только смысле, что попустил совершиться над Собою беснованию греха и неправды. Не только попустил, но изволил... Умереть «надлежало» по закону Божию, по закону правды и любви. Это не необходимость греховного мира. Это – необходимость Божественной любви. Таинство крестное начинается в вечности – «в недоступном для твари святилище триипостасного Божества»... И в земном таинстве раскрывается премирная тайна Божией Премудрости и Любви. Потому и говорится о Христе как об Агнце, «предуведенном прежде сложения мира» ( 1Пет.1:19 ) и даже – «заколенном от сложения мира» ( Откр.13:8 )... И, как говорил Филарет Московский , «Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень сего небесного Креста любви» 124 ... В эту Божественную необходимость крестной смерти с трудом проникает человеческая мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Так и произошло – люди из всех народов обратились к Богу, а ангелы, в чьем попечении находились эти народы, старались способствовать этому. И теперь целые народы пришли к вере в Иисуса, и ангелы, которым поручены церкви, укрепились присутствием Спасителя и многих обратили ко Христу. По всему миру возникли христианские общины. Так восстанем же и восхвалим Господа. Вместо Израиля плотского станем духовным Израилем. Благословим Всемогущего Бога делом, словом и мыслью во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 13. Евангелие от Луки 2:13–16. На отрывок от слов «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное» до того места, где сказано: «И нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» 1 . Господь наш и Спаситель рождается в Вифлееме, и «многочисленное воинство небесное» ( Лк.2:13 ) восхваляет Бога, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благой воли» ( Лк.2:14 ) 5 . «Многочисленное воинство небесное» произносит эти слова, так как не смогло помочь людям и осознало, что не в силах выполнить порученное им дело без Того, Кто воистину может спасать и Кто может также помочь самим ангелам-покровителям таким образом, чтобы люди были спасены. В Евангелии повествуется о том, как некие люди плыли в лодке по морю, борясь со встречным ветром. Они проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий 6 , совершенно выбились из сил и никак не могли пристать к берегу. Но Господь пришел к ним, усмирил свирепые волны и спас лодку, изрядно потрепанную штормом, от неминуемой гибели (ср. Ин.6:18–21 ). 2 . Уразумей этот отрывок так: ангелы хотели предложить людям помощь и исцелить их от болезней, ибо «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). Они помогали людям всеми силами, но в то же время понимали, что их снадобий далеко не достаточно, чтобы исцелить людей. А чтобы на этом примере мог уразуметь ты, о чем мы говорим, представь себе город, в котором очень много больных людей и целая армия врачевателей; у людей различные раны, с каждым днем все больше распространяется смертельное нагноение, но целители не могут найти больше средств врачевания и знанием своего искусства преодолеть свирепствующее зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо всяк, аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ). Посмотрим на Того, Кто оставил нам образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2.21 ), – если только желаем спастись, войти в Царство Его, получить жизнь вечную. Возведенный Духом в пустыню, чтобы искуситься от дьявола и победить его постом и молитвою, Господь наш провел сорок дней и ночей без пищи, будучи не иным чем занят, как молитвою. Хотя в Писании указана малейшая часть Его деяний (Ср. Ин.21:25 ), однако ж не однажды упоминается, как Он утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился ( Мк.1:35 ); то сказано еще: взошел Он на гору, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). И преображение Его было на горе, когда Он молился, и сущие с Ним бяху отягчени сном ( Лк.9:32 ). И тогда, когда душа Его скорбела смертельно, и Он, будучи в подвиге, падал на лице Свое – с воплем крепким и со слезами принес Свои молитвы ( Евр.5:7 ). Хотя и Божий Он Сын, но имел великое благоговение к Богу; потому и, будучи пригвожден ко Кресту, молился: Отче! отпусти им. Отче! в руце Твои предаю дух Мой ( Лк.23:34, 46 ). Итак, как говорил Он ученикам Своим: научитесь от Меня ( Мф.11:29 ), то наученные – вси бяху, – как сказано, – терпяще единодушно в молитве и молении ( Деян.1:14 ). Не напрасно же Писание убеждает нас: в молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением ( Кол.4:2 ). Непрестанно молитеся; о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (Фес.5:17). Как шествующие в землю обетованную питались манною, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвою к Богу. О тех сказано: хлеб ангельский яде человек ( Пс.77:25 ); но чем бесплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

19. Но честной, действительно имеющей достоинство и драгоценной в очах Божиих, кровью Христа, Его мученической смертью (ср. 3:18), как непорочного и чистого агнца (ср. Ис. 53:7 ; Лев. 22:21 ) 164 , терпеливо переносившего свои смертные страдания и пострадавшего без греха и вины, как жертва за вас, 20. Ещё прежде создания мира, до начала времени (ср. Ин. 17:24 ; Еф. 1:4 ), бывшего предметом ведения Бога Отца и любви Его (ср. 2 ст.) и в последнее время 165 , которым оно и закончится, явившегося во плоти для вас 166 , 21. Которые теперь чрез Него, – апостол фактически подтверждает в отношении к своим читателям то, что Христос был предуведен и явился для христиан, в Нём избранных, – веруете 167 в Бога, как в воскресившего Его из мёртвых ( Рим. 4:24; 8:11 ; 2Кор. 4:14 и др.) и давшего Ему славу (ср. Фил. 2:9 ), так что ваша вера стала и надеждой на Бога 168 (ср. 3 ст. и 13 ст.). Во-вторых, апостол увещевает христиан к нелицемерной, чистосердечной и неослабно-постоянной любви друг к другу (1:22), – каковая любовь должна была крепко сплотить христиан и сделать их твёрдыми в перенесении страданий, которые они переживали. Это увещание он обосновывает, указывая им на благодать возрождения их от Бога, словом Божьим живым и пребывающим во веки (23–25). 22. Слушаясь и повинуясь постоянно истине, слову Божьему (ср. 2:14, но причастие perfecti), и чрез это послушание очищая свою душу от всяких себялюбивых, ищущих своего, мыслей, чувств и желаний, от всякой лжи и, таким образом, имея свои души в этом послушании постоянно чистыми 169 для непритворного братолюбия, которое выражается не словом и языком, а делом и истиной (ср. Ин. 3:18 ), говорит апостол, любите друг друга от сердца 170 (в противоположность любви на словах, лицемерной, притворной) и прилежно, „любовью, которая покрывает множество грехов ближнего, всё принимает, всё терпит (св. Климент., еп. Рим., 1Кор. 49 гл., ср. 1Пет. 4:8 ; 1Кор. 13:4–8 ), которая не только не ослабевает, но возгорается ревностью и постоянством; 23. Как возрождённые не от тленного семени, т. е. человеческого, которое, как рождение плоти, тленно (ср. Ин. 1:13; 3:6 и след.), – в основание приведённого увещания опять свидетельствует апостол о благодати, в которой стоят его читатели (5:12), изображая их возрождение, – но от нетленного, т. е. от Бога ( Ин. 3:9 ), Который есть любовь ( 1Ин. 4:7, 8 ), словом Бога живым и пребывающим во веки (ср. Иак. 1, 18 ), которое пребывая и действуя в сердце вашем и вашей любви даёт вечную жизнь и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Открытое заявление ( λγων) налагает на него нравственную обязанность (φελει; cp. 1Ин.3:16, 4:11 ; Ин.13:14 ; 3Ин.1:8 ) сделать это, так как высочайшая степень общения с Богом необходимо должна проявляться и в соответствующем совершенстве нравственной жизни. Если не будет представлено такого доказательства, то говорящий окажется лжецом в самом сильном смысле этого слова. Но совершенство высочайшего Отца для человека недоступно и, служа идеалом его жизни, оно не может быть примером, которым бы он мог руководиться и по которому мог бы определять и поверять достигнутую им степень совершенства. Это понятно само собою из разности условий бытия конечного и бесконечного, телесного и духовного. Необходимо, чтобы этот высочайший идеал был осуществлен в условиях земного бытия человека и чтобы показана была возможность его осуществления именно человеком. Это исполнено в лице Того, Которого Апостол обозначает чрез κενος, – в лице воплотившегося единородного Сына Божия, сказавшего о Себе: «видевый Мене виде Отца» ( Ин.14:9 ). Он исполнил волю Божию во всей ее полноте (ср. Ин.3:34 и Ин.17:4 ); Он воплотил ее в своем поведении – περιεπτησεν, и потому для всякого христианина служит живым образцом высочайшего совершенства, «якоже Отец Небесный совершен есть». Ср. 1Пет.2:21 : «зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его». В данном случае Христос является образцом для верующих по Его безусловному подчинению Божественной воле, по Его постоянному τηρεν τν λγον или τν ντολν το Πατρς (ср. Ин.4:34 и др., особенно Ин.8:29 : τ ρεστ ατ ποι πντοτε). Важно заметить, что о Боге сказано στ (17), о Христе же, как воплотившемся, можно говорить περιεπτησεν. Жизнь всякого христианина должна быть точным отобразом первообраза воссозданного и прославленного человечества. Чистая, незапятнанная никаким грехом жизнь Богочеловека постоянно предносится взору Апостола, и он, познавший в Нем славу Единородного от Отца ( Ин.1:14 ), указывает на Него и тому, кто говорит, что он стоит на высшей ступени общения с Богом, на ступени пребывания в Боге, – указывает на тот идеал, точным воспроизведением которого (καϑς) должна быть его жизнь как по своему внутреннему направлению, так и по внешнему обнаружению: κα ατς οτως φελει περιπατεν (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

е. страдать, как страдал Христос ( 1Пет. 4:12–13 ). 459 И апостол Иаков советует переносить всякие страдания с радостью (1:2). Наконец, всеми апостолами постоянно повторяется мысль о педагогической, так сказать, целесообразности страданий, как мы об этом имели случай заметить. Так как добро на земле немыслимо вне страдания, и оно есть крест, то задача Спасителя заключалась в том, чтобы людям терпение в страданиях, и тем облегчить им страдание их. А это могло быть достигнуто только любовью ко Христу, подражанием Ему. Только тем страдание могло быть не страшно, которые полюбили бы Христа, взяли бы на себя бремя Его – ради Него. Этим бы достигалось бы не только то, что неразлучные с добром страдания, перестали бы страшить людей. Нет, они стали бы легки, ибо для любви нет ничего тяжелого. И действительно, жизнь Спасителя была непрерывным призывом к страданию ради Него, из любви к Нему. Он приглашал каждого смиренно переносить, выпавшее на его долю, страдание, и этим взять на себя часть Его бремени.„ Приидите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Мф. 11:28–30 ). То подражание, какое требовал Себе Христос, сводилось всегда именно к этому приглашению понести крест добра, как Он понес его, понести из любви к Нему. Причем Своих последователей он утешал мыслью, что если Он Господь людей, Само Добро и Сама Истина страдал, то, тем более, не стыдно пострадать людям, Его рабам и ученикам. При этом Он говорил, что их страдание в мире неизбежно, если они только действительно Его последователи, и что большей любви не могут иметь к Нему люди, как выразив ее терпеливым несением страданий за имя Его, за то этим людям принадлежит и высшая награда на небесах (см. Ин. 12:23–26 ; Лк. 9:23–26; 22:24–27 ; Мк. 10:42–45 ; Ин. 13:2–17 ; Мф. 20:25–28 ; Ин. 15:18 ; Мф. 10:24–25 ; Ин. 16:20–21 ; Мф. 10:31–33 ). И Апостолы главный и центральный пункт в подражании (симпатическом) Христу, указывали в терпеливом перенесении страданий, которыми мир берет дань с добра (см. отнесенные сюда места 1Пет. 4:1–12, 12–14; 2:21–24; 3:17–18 ; 1Тим. 6:12–13 ; Евр. 12:2–3 ; Рим. 15:1–3 ср. Кол. 3:13 ; Еф. 5:2 и др.). Во время земной жизни И. Христа эта точка зрения на добро, как страдание, еще не была усвоена людьми. Она была усвоена впоследствии. В этом легко убедимся, если дадим себе труд посмотреть, каковы были сначала приближенные к Нему люди, Его ученики?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Мф.7:13 ), и обратились к тому Пути, о Котором сказано: «Я есмь путь и истина и жизнь» (ср. Ин.14:6 ), к Господу нашему Иисусу Христу, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О Самегаре, Иавине и Сисаре 1 . Царствие двурукого Аода сменилось царствием Самегара (ср. Суд.3:31 ). Но посмотрим, как Аод, имя которого переводится как «хвала», завершил свое царствование. Историческое повествование сообщает нам, что написано о царе Еглоне, – о том, как мудрейший Аод хитростью и, скажу так, ловким, но достойным похвалы обманом убил жестокого тирана Еглона (ср. Суд. 3:17–25 ), чье имя означает «вращение» или «круговой путь». Поэтому надлежит, чтобы и судьи нашего народа были такими, как Аод, имя которого значит «хвала», ибо они отсекают все вращения и кружения пути зла и убивают царя Мадиамского 11 . «Мадиан» переводится как «расслабление» или «растекание». А какой же еще вождь или правитель представляется или понимается как начальствующий над этим расслабленным и нерадивым народом, как не слово философии, считающее высшим благом удовольствие, которое евангельское слово, сравниваемое с мечом обоюдоострым (ср. Евр.4:12 ), умерщвляет и уничтожает? И само пророческое слово заключено в их чреве и в их низших внутренностях рассуждениями двурукого учителя, так что, заключив их утверждением истины, он лишает силы всякое значение ложного учения и грубого понимания, «восстающее против познания Божия» (ср. 2Кор.10:5 ); чтобы, действуя таким образом и сражаясь словом Божьим, каждый судья Церкви мог соделаться достохвальным Аодом, о котором Бог сказал бы: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» ( Мф.25:21 ). 2 . Кратко вспомнив то, о чем говорилось в предыдущем чтении, а именно о конце Аода, посмотрим теперь, какое начало было у Самегара, чье имя означает «странник там». Ибо воистину все Божьи люди странники в этом мире и чужеземцы на земле, как и сказавший: «Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс.38:13 ). Таким образом, Святой Дух также называет Самегара странником там, то есть здесь. Ибо то, что для Духа Святого, Который на небесах, «там», для нас – «здесь». Так что же сказано о Самегаре? Сказано: «Самегар шестьсот человек Филистимлян побил рукоятью» – или подошвой – «плуга 12 » ( Суд.3:31 ). Я вижу в Самегаре еще одну черту, достойную похвалы: он сражается плугом. Аод сражался мечом, а он – плугом. И все же он тоже побеждает, поражает и одерживает верх над филистимлянами. И потому может так случиться, что судья Церкви не всегда вынимает меч, то есть не всегда использует строгость слова и остроту порицания, но иногда подражает земледельцу, словно плугом вспахивая поле души и часто разрыхляя почву мягким порицанием, дабы подготовить ее для того, чтобы могла она принять в себя семена. Таким образом, когда мы не используем доказательства и остроту против врагов, но изгоняем грехи и пороки из душ слушающих простым и немудреным укором, они так же будут умерщвлены, как и филистимляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010