Но Господь придет на землю не только сражаться за Свой народ, верный Ему, сражаться со врагами его, придет не только спасать народ от сих врагов, – «придет Иегова Бог Мой», высказывает пророк от лица верующих в Бога и надеющихся на Его помощь, – радостную надежду, «все святые с Тобою», придет Иегова, окруженный святыми ангелами (ср. Мф.25,31 ; Вт.33,2–3; Дан.7,9,10 ), придет затем, чтобы через окончательный суд над людьми даровать окончательное спасение надеющимся на Него ( Лук.21,28 ), чтобы через суд довершить царство Свое, прославить Иерусалим полною и вечною славою. Такое пришествие Господа принесет с собою преобразование земли. «И будет в тот день, не будет света», свет земной пропадет, « и величественные», великолепные  светила: солнце, луна и звезды «исчезнут», свет из померкнет (ср. Иоан.4,15 ; Ис.13,10 ; Иез.32,7,8 ; Мф.24,29 , Апок.6,12 ). «И это будет день единственный» в своем роде – день, какого не бывало и не будет, день «который» по своему свойству «известен Богу, не день и не ночь», который не похож будет ни на день, ни на ночь; так как светила небесные, определяющие обыкновенно дни и ночи, потеряют свой свет. «И случится, в вечернее время явится свет», естественный порядок природы изменится, день будет подобен ночи, а в то время, когда бы, по естественному порядку должна была наступить темная ночь, явится напротив яркий свет, смена дня и ночи прекратится (ср. Апок.21,23,25 ). «И будет в тот день, выдут живые воды из Иерусалима, половина их к морю восточному (мертвому) и половина их к морю западному (средиземному)»; из средоточного пункта царства Божия потечет по всей земле, где только распространено будет это царство источник Божия благословения и благодатного спасения (ср. Ин.4:18 ; Иез.47:1–12 ). Между тем, как источники воды обыкновенной пересыхали в знойное лето в Палестине, этот источник духовной, благодатной воды будет течь непрерывно, в продолжении целого года: «летом и зимою будет так». К этому Божию благословению присоединится еще новое, более высокое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

    14:5. Ученики задавали вопросы раввинам, если учение было им непонятно. То обстоятельство, что во время празднования Пасхи дети обычно задают отцу четыре вопроса, может быть простым совпадением (13:36,37;14:5,8,22).     14:6,7. Во многих еврейских текстах слово «путь» означало праведный образ жизни, хотя в данном случае ближайшую аналогию этому понятию представляет скорее «путь» к новому Иерусалиму у Исайи (ср.: Ин. 1:23). Однако здесь сила образа столь велика, что его культурно-исторический подтекст не имеет особого значения. Иисус отвечает на вопрос следующим образом: «Я иду к Отцу, и вы придете к Нему через Меня».    Понятие «истина» стало позднее использоваться у евреев как именование Бога; неясно, однако, существовала ли эта традиция уже во времена Иисуса. Первостепенное значение этого утверждения в том, что Иисусявляет Собой воплощение истины, или Божьей верности завету (1:17), воплощенной в «слове» Божьем (17:17; Пс. 118:142,151). Подобно тому, как иудаизм утверждал, что существует только один Бог, а следовательно, и один истинный путь (Божий закон, предположительно данный в краткой версии и язычникам), Иисус утверждает здесь, что Он — единственный путь к единственному Богу.     14:8—17 «Видевший Меня видел Отца»     14:8. Иоанн, возможно, хочет, чтобы его читатели, большинство из которых были гораздо глубже знакомы с Библией, чем современные, обратились к Исх. 33:18, где Моисей просит показать ему славу Божью; ср.коммент. к Ин. 1и 14:21,22.     14:9—11. В Ветхом Завете иногда говорится о Духе Божьем, сходящем на пророков, чтобы они творили Его дела. Значение того,    о чем говорит здесь Иисус, выходит далеко за рамки этого представления, но это единственная параллель, которую можно подыскать Его словам.     14:12—14. Под «делами» здесь могут подразумеваться праведные поступки, как обычно в иудаизме (напр.: 8:39), или чудеса, подобные тем, что творил Иисус (5:17; 10:32), или то и другое вместе. (Иисус говорит, что верующий в Него сотворит «больше», потому что дело Христа умножается всеми Его последователями.) В данном контексте Иисус призывает к радикальной вере; иуда-истская традиция допускала, что некоторыенаиболее благочестивые учителя могут получить от Бога все, о чем бы ни попросили, — благодаря своим тесным взаимоотношениям с Ним, но подобная возможность никогда не мыслилась доступной большинствуобычных людей, пусть даже благочестивых. Величие этого обетования превосходит также и все блага, сулимые языческой магией. В магии не придается никакого значения отношениям с высшим началом, к которому она обращается при совершении чудес, и происходит только манипуляция силами ради достижения целей, преследуемых магом (ср.: 14:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Израиль блудодействовал (5), то есть у неверной жены – Израиля было много любовников. Это утверждение относится к блудной связи Гомери с другими мужчинами и к попыткам Израиля найти благоволение у иных богов. Причина такого поведения Гомери – Израиля заключается в ложной мысли о том, что все радующее ее она получает от них, чужих. В ответ на это преступление Бог не начинает немедленного истребления Израиля, но полагает начало образовательной программе (6–7а). Ряд ярких примеров показывает неверной супруге – Израилю – стеснения и лишения, ожидающие ее (загорожу путь ее тернами; и обнесу ее оградою), когда она погонится и не догонит любовников своих, будет искать их и не найдет. В этой ситуации она окажется у поворотной точки этой лечебной процедуры (7б): она поймет, что ей лучше вернуться к своему супругу, Господу, и она возвратится к Нему. Конечно, скорбь приходит на праведного так же, как и на грешного (ср.: Пс. 43:18–23 ; Ин. 16:32–33 ), однако народу или личности, которые переживают нужду и терпят поражение за поражением, следует обращаться к Богу, не скажет ли Он им что–то (ср.: Ам. 4:6–11 ). В ст. 8 и далее подводятся итоги сказанного выше. «А не знала она», что именно Бог кормил и поил ее, и даже снабжал серебром и золотом, которые использовались ею для изображений Ваала (8). Итак, Бог лишит ее этих даров (ср.: ст. 5) и разоблачит ее донага (ср.: ст. 3), и нет никого, кто мог бы избавить ее от Его руки (10). Иными словами, другие боги неспособны дать благоденствия Израилю и бессильны предотвратить наказание Господне. Ст. 11 – 13 обращают наше внимание на израильские религиозные праздники и торжества, которым Бог положит конец. Все это может случиться вследствие войны или нехватки пищи и питья для жертвоприношений и празднеств. И то, и другое здесь предусматривается (12). В ст. 13 заканчивается этот судебный раздел еще одним напоминанием о наказании за духовный и телесный блуд (ср.: ст. 2б, 7–8). 2:14–23 Предвозвещение восстановления бранных отношений с неверной супругой (Израилем)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

52 неторопливо. Т.е. не как во время исхода из Египта (ср. Исх. 12,11 ; Втор. 16,3 ). впереди вас... стражем позади. Эти слова являются напоминанием об исходе из Египта, когда Господь в образе облачного и пламенного столпа пребывал со Своим народом на протяжении всего пути (42,16; 49,10; 58,8; Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). Присутствие Божие направляет людей к полноте и великолепию вечного Царства (4,5.6; 42,16; 49,10; 58,8; ср. Исх. 13,21.22; 14,19.20 ). 5253,12 Рассматриваемые стихи представляют собой четвертую песнь о Слуге (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12). Из книг НЗ однозначно следует, что страдающий Слуга Божий, о Котором говорит Исаия, есть никто иной, как Сам Иисус Христос ( Мф. 8,17; 26,63.67; 27,14 ; Мк. 9,12; 14,60; 15,4.5 ; Лк. 22,37; 23,33; 24,27.46 ; Ин. 1,29; 12,38 ; Деян. 3,13; 8,32.33 ; Рим. 4,25; 5,19; 10,16; 15,21 ; 1Кор. 5,7; 15,3 ; Евр. 9,28 ; 1Пет. 1,11; 2,22–25 ; Откр. 5,6.12; 13,8 ). Ст. 52,13 53,12 являются чаще всего цитируемым в НЗ ветхозаветным фрагментом. В них Исаия повествует о жертве страдания, которую принес Христос, даровав всем верующим в Него надежду на будущую жизнь. 52:13–15 Господь защищает и прославляет Своего Слугу. 52 раб Мой. Букв.: «Слуга Мой» (см. ком. к 41,8; 42,1). будет благоуспешен. Ср. Иер. 23,5 . возвысится... возвеличится. Из древнееврейского текста ясно, что речь идет соответственно о воскресении, вознесении и славном пришествии Божиего Слуги. возвысится. Возвысится над смертью (53,8–10). Глава 53 53:1–3 В этих стихах говорится о страданиях Божиего Слуги. 53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( Ин. 12,38 ; Рим. 10,16 ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19. Мф 5, 17. Слово плиросаи происходит от существительного плирома (полнота). Ср. св. Ириней Лионский. Против ересей, IV, 13, 4. 20. I Кор 7, 31; Рим 3, 19-26; 7, 6-11; 8, 3-4; Гал 3, 21-25. 21.Рим 7, 7-25. 22. Деян 2, 47; 5, 34-39; 15, 5; 23, 9, И. Флавий. Арх. XX, 9, 1. 23. Остатки «первой Мишны» сохранились в трактатах Санхедрин, III, 4, Эдуиот, VII, 2; Гиттин, V, 6; Назир, VI, I. 24. Название «Мишна» (Повторение) связано, вероятно, с тем, что сентенции и правила раввинов повторялись для заучивания наизусть. Запись Мишны приписывают рабби Иуде Ханаси (ум. ок. 200 г.). К Мишне примыкает толкование ее Тосефта. Гемара (Окончание) есть также комментарий к Мишне. Иерусалимская Гемара (Иерушалми) составлена палестинскими таннаями ок. III-IV вв., а Вавилонская (Бавли) — в Месопотамии ок. V b. Мишна обычно цитируется с указанием названия трактата, главы (латинск. цифра) и параграфа (арабск. цифра). Так же цитируется и Гемара Иерушалми, а Гемара Бавли цитируется с указанием трактата, листа (арабск. цифра) и страницы (латинск. буква); например, Санхедрин, I, 1; 2а. 25. «Живая мораль», с. 8 (см. прим. 40). 26. См.: И. Флавий. Арх. XIV, 9, 2-5; ср. выше, гл. XXVIII, прим. 2. 27. Песахим, 57а. 28. Берахот, 8а; Кетубот, 5; Авот, I, 10. Словом «барство» переведено здесь слово раббанут, которое можно перевести и как «господство», «начальствование». 29. Иома, 35в. 30. Шаббат, 15а. Вероятно, кроме архиерейского Синедриона был и другой, состоящий только из раввинов, который ведал богословскими вопросами. В первом имели перевес саддукеи (он фигурирует в евангельской истории Страстей), а во втором фарисеи. 31. Авот, I, 13. 32. Соферим, XVI, 9. 33. Шаббат, 31 а. Ср. Мф 7, 12. 34.  Ириней Лионский. Против ересей, IV, 12, 3. 35. Ср. Мф 8, 4; 17, 27; 23, 23; Мк 2, 27; Ин 7, 22; 42, 22. Из указанных текстов следует, что Христос не отвергал основ иудаизма и его обычаев. По словам ап. Павла, Сам Господь «подчинился Закону» (Гал 4, 4). 36. Шаббат, 31 а. 37. Авот, I, 12; II, 4-5. 38. Шаббат, 31 а.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

2) О новом завете, который заключит Господь с домом Израиля и домом Иуды (31 ст.), пророк говорит: а) что этот завет будет не таков, как ветхий, который заключен был после исшествия евреев из земли египетской, ибо они (т. е. евреи) не устояли в том завете и за это отвергнуты Богом (32 ст.). Не по завету, его же завещах отцем их – мысль, выраженная в этих словах отрицательно, поясняется словами: яко тии (т. е. евреи) не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, т. е. отличие нового завета, который Господь имеете заключить с народом еврейским в последующее время (се дние грядут – 31 ст. ср. в тыя дни – 29 ст.), от ветхого, заключенного по выходе из Египта, состоит в том, что последний был прерван: ти не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их (ср. 11:3–8), следов. имел временный характер: значит – новый завет будет вечным. Эта последняя мысль здесь только подразумевается, но несколько ниже она высказана прямо (35–37 ст.). Уже по этому признаку можно догадываться, что здесь речь идет о том новом завете, ходатаем или посредником которого был Господь наш Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ). Следов. выражения: се дние грядут (31 ст.), в тыя дни указывают не на ближайшее время после плена, а на времена Мессии, как и подобное выражение у пр. Исаии (в день оный – 11:10; 12:1). б) Что новый завет, который Господь по днех онех заключит с Израилем, будет отличаться от ветхого тем, что заповеди, обязательные для вступивших в него людей, начертаны будут в мыслях и в сердце (а не на каменных скрижалях, как заповеди ветхого завета – Исх. 24:12; 31:18; 32:19, 34:1–4, 28 ), причем все вступившие в этот завет будут людьми Божиими, а Бог будет их Богом (33 ст.). Это значит, что заповеди нового завета будут иметь значение не только внешней силы, повелевающей человеку делать одно и запрещающей другое, но вместе и внутреннего, притом свободного побуждения или сердечной склонности к одному и отвращения от другого; вступившие в этот новый завет чужды будут духа рабства и усвоят дух сыноположения ( Рим. 8:2, 14–15 ) и потому будут исполнять заповеди сего завета не только по внешнему принуждению, но вместе и по своей внутренней склонности, ибо они чада Божии ( Ин. 1:12 ; 1Ин. 3:2 ), от Бога рождены и любят Родившего их ( 1Ин. 5:1 ) и по любви к Нему исполняют Его заповеди ( Ин. 14:15, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

и 4) что тогда Господь заключит с ними новый, и уже не временный, а вечный завет: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому израилеву и дому иудину завет нов... дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут ми в люди (31:31–33). И дам им путь ин, и сердце ино, боятися Мене вся дни, на благоту им, и чадом их по ним. И завещаю им завет вечный, егоже не отвращу последи их и страх Мой дам в сердце их ко еже не отступити им от Мене (32:39–40). г) В противоположность отрадной участи, ожидающей иудеев, после временного унижения и скорбей в плену, пророк предсказывает язычникам конечную гибель в наказание за их бесчеловечную жестокость в отношении к иудеям: яко сотворю скончание во всех языцех, в няже разсеях тя: тебе же не сотворю в скончание, говорит пророк Израилю от лица Божия (30:11–16; ср. 46:27–28). Так говорил пророк о гибели всех вообще врагов народа иудейского; но особенно подробно возвещает он будущее разрушение царства вавилонян (50 и 51 гл.), давая вполне ясно понять, что это разрушение совершится рукою царя мидийского (51:11, 28; ср. Ис. 13:17 ) и будет праведным воздаянием за разрушение ими царства иудейского (50:27–29, 33–34; 51:11, 24, 34–36, 49; ср. Ис. 47:6 ). Впрочем при этом пророк Иеремия, подобно пророку Исаии, хотя и не с такою ясностью, как последний, возвещая конечную гибель языческим народам, в тоже время и для них указывает средства избежать этой гибели (12:14–17). Плач Иеремиев 1. Надписание книги Книга «Плач Иеремиев» в еврейской библии называется словами: echa kinoth. Первое слово значит «как, каким образом», этим словом начинается книга: како седе един град (1:1). Подобным образом по начальному слову называются в еврейской библии пять книг Моисея. Второе слово, означающее – «плач, рыдания», указывает на предмет содержания книги и соответствует греческому названию сей книги – θρνοι и латинскому – threni, lamentationes (вопли, плач, собственно по умершим, и плачевные песни). К надписанию – плач (kinoth, θρνοι, lamentationes), указывающему на предмет содержания книги, в греческом переводе 70-ти сделана прибавка ερεμου, слав. Иеремиев, которая указывает на принадлежность этой книги пророку Иеремии. Принадлежит ли эта прибавка богомудрым 70-ти толковникам, или сделана кем-либо позднее, во всяком случае она вполне соответствует самому содержанию книги и согласна с древним церковным преданием. 2. Сведения о писателе книги, время её написания и предмет содержания

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Фрэнк, «кроме монет, до 1961 г. не было убедительных археологических данных его присутствия в Палестине». Однако, в 1961 г. итальянские археологи, работавшие в Кесарии, случайно обнаружили надпись с именем Пилата. Эта надпись служила посвящением храма от Пилата Тиверию (вероятно, для поклонения императору). Вольный перевод этой надписи звучит примерно так: «Тивериум [храм, посвященный поклонению Тиверию] от кесарийцев преподнес Понтий Пилат, префект Иудеи». Это замечательным образом согласуется с указанием в Новом Завете на то, что Пилат стремился снискать расположение Цезаря и боялся его потерять (ср. Ин.19:12 ). Презрение Пилата к иудеям также проявляется в трех монетах, которые он чеканил (двух видов); на них изображены «примечательные языческие символы – lituus (жезл прорицателя) и simpulum (ковш для возлияний)». Это, несомненно, согласуется с евангельскими повествованиями. Распятие. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его …» ( Лк.23:33 ). Хотя в светской литературе первых столетий христианской эры существует множество упоминаний о распятии, первые материальные свидетельства были обнаружены в июне 1968 г. На Оружейном холме в северо-восточной части Иерусалима была найдена урна (каменный ящик), в которой находились кости распятого молодого человека по имени Иоанан. Эту находку датируют между 6 и 66 гг. от Р.Х. Сгиб лучевой кости показывает, что он был пригвожден в области предплечья [cheiras, переведенное как «руки» ( Ин.20:27 )]. Эта урна также содержала пяточные кости, пронзенные десятисантиметровым железным гвоздем (см. иллюстрацию). Также, кости ног были перебиты, как и в случае с разбойниками, которых распяли по обе стороны от Господа ( Ин.19:31,32 ). Назаретский указ. Апостол Павел был совершенно прав, когда утверждал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» ( 1Кор.15:14 ). Если и можно доказать какой-либо факт древности, то это воскресение Иисуса Христа. Великий исследователь античной филологии Томас Арнольд (1795–1842), который был преподавателем современной истории в Оксфорде, однажды охарактеризовал воскресение Господа как «самый подтвержденный факт в человеческой истории».

http://azbyka.ru/izuchenie-biblii-v-svet...

Как работать на поле должны были и сыновья землевладельца, так нередко они отправляли и службу пастухов, как это, напр., рассказывается о Давиде 1Цар.17:20 , ср. Быт.37:12 . В других случаях эту тяжелую и часто опасную службу должны были нести рабы ( Быт.31:38 и д. 1Цар.17:34 ; Ис.31:4 ; Ин.10:12 ). Бывало также, конечно, что пастухи нанимались в других местностях страны у богатых владельцев стад; по крайней мере этим всего проще объясняется, что пастух и собиратель сикоморов Амос из Фекои Иудейской живет в царстве Израильском. 25). Какое значение в позднейшие времена имело рыболовство для жителей побережья Генисаретского озера, видно из Евангелия. Что в Ветхом Завете о нем нет столь ясных упоминаний, основано, вероятно, на случайности, так как и в древние времена, без сомнения, умели эксплуатировать рыбное богатство этого озера ( Ос.4:3 ). О рыболовах говорится в Иер.16:16 ср. Иез.47:10 , о рыболовных снарядах в Ам.4:2 ; Иез.32:3 и т. д. Доступ к Средиземному морю имело только колено Завулоново, и то лишь в древнейшие времена ( Быт.49:13 ); есть ли и во Втор.33:18 указание на рыбную ловлю в этом море, очень спорно. Позднее Израильтяне были совершенно оттеснены от берегов Средиземного моря, почему только финикийские купцы привозят рыбу в Иерусалим и там продают, Неем.13:16 . Только в последние столетия пред Р. Хр. некоторые гавани стали собственностью иудеев, и потому можно предположить, что тогда они стали утилизировать и этот источник промысла (Ср. Иез.47:10 ) 62 . Напротив, к охоте Израильтяне имели мало склонности, как видно уже из противоположности между двумя типичными образами Иакова и Исава. Между тем как ассирийские цари были сильными, страстными охотниками, Быт.10:9 ; у израильских царей эта черта совершенно отсутствует. Только Ирод Великий 63 был столь страстным охотником, что часто в день убивал до 40 штук дичи: потомок Едома и здесь различался от своих израильских предшественников. Правда, к ежедневному пропитанию Соломона принадлежали, по 3Цар.4:22 (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

III ч. Исаия 56–66. Основная тема 3й части книги – мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56–66 гл. – Палестина. а не Вавилон Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно. а) Согласно отрывку 63, 7–54,11 Иерусалим и храм уже лежат в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г. б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56,5,7, 60,7), хотя городских стен еще нет (60,10), и ожидается их восстановление (62,6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г. в) Обличительный отрывок (57,1–13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе. Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части так называемому Ucaйu III (ученику Исаии II), другие – Исайе II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60–62 глл.=40–55); б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40–66) и отличие их от словарного состава 1–39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – Исайей II в Вавилоне (вторая часть) и по возвращении из плена в Палестине (третья часть). Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завёршены до перёвода Семидесяти (285 г. до Р.Х.) и до Сираха (180 г. до Р.Х.) ( Сир.48, 24–25 ), где все части приписаны великому Исайи. Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Евангелиста, что писание Исайи ( Ис. 61,12 ) прочитанное Спасителем в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем ( Лк. 4,17–22 ). В ссылках Христа на «пророчества Исаии» об иудеях ( Мф.15, 9 =ср. Ис 29,13 ; Лук. 22,37 = Ис. 53,12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф.3,3 = Ис.40,3 ; Мф. 4,46 = Ис. 9,12 ; Мф. 9,17 =53,4; Мф.12,17–21 = Ис.42,14 ; Ин.1,23 = Ис.40,3 ; Ин. 12,38–40 = Ис.53,1 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8,28,32–33 Ис.53,78 ; Рим. 9,27 Ис. 10,22–23 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010