Ин.6:52 .  Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Ин.6:53 .  Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Иудеи поняли слова Христа в том смысле, что Он обещает им отдать на съедение Свою живую плоть, Свое тело в настоящем его виде и состоянии. Одни давали один ответ на вопрос, как то может быть?, другие – другой. Таким образом, произошел между иудеями спор. Но Господь не берет назад Своих слов и нисколько не смягчает их. Напротив, Он еще усиливает высказанную Им мысль, когда говорит, что им необходимо не только есть Плоть Его, но и пить Его Кровь, если только они хотят иметь в себе жизнь. Но вопрос, как возможно будет это вкушение Плоти и Крови Его, Христос пока оставляет без разрешения, потому что говорить о том, что Плоть и Кровь Он предложит верующим в Таинстве Евхаристии, было еще преждевременно. Ин.6:54 .  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ин.6:55 .  Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Мысль, выраженная в предыдущем стихе, повторяется здесь в усиленной форме (понятие «есть» обозначено здесь не глаголом φαγεν, а более сильным и резким словом τργειν). «Истинно есть пища» ( ληθς), т.е. в противоположность земной пище, которая дает только телесную и временную жизнь, Плоть и Кровь Христова дает жизнь истинную – вечную и духовную – и потому может быть названа истинной пищей. Ин.6:56 .  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ин.6:57 .  Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Человек, вкушающий Плоть и Кровь Христа, пребывает в действительном общении со Христом, так сказать, воспринимает в себя Христа (ср. Гал.2:20 ): и верующий находится во Христе, и Христос в нем. Такое тесное общение между Христом и верующим основывается на том жизненном общении, какое существует между Христом и Живым Отцом, т.е. имеющим в себе жизнь (ср. Ин.5:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

46 Ср.: “Не собственно же, но по нашему обыкновению именуется злом тягостное и болезненное для наших чувств, то, что теперь приносит мучения, а потом — плод спасения и вечной радости”. — Joann. Damasc. Contra manich. 15. 47 Сам блаженный Августин называет Бога “Высшей Мерой” в диалоге “О блаженной жизни”; см., например, Aug. Beat. uit. 4. 49 Вопрос авторитета, не рассматриваемый здесь отдельно, был вторым по значимости (после вопроса происхождения и существования зла) в полемике блаженного Августина против манихеев. 50 Ср. Синодальный перевод: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1–3). 51 Об этом Августин рассуждает также в “Против Юлиана”; см.: Contra Iulia­num opus imperfectum (“Против Юлиана (незаконченная книга)”). 5//PL 44, 641–874. В некотором смысле Августин предвосхищает критику ультрареализма. 52 Латинский язык, в отличие от русского, допускает лишь одно отрицание (вернее, он допускает и двойное отрицание, однако в таком случае фраза приобретает обратное значение). Поэтому с латинского досл.: ‘Без Него создано ничто’. 54 Примерно такого представления придерживался Платон; см., например, Plato. Timaeus (“Тимей”). 51//Platonis opera. Vol. 4/J. Burnet. Oxford, 1902; repr. 1968: St III. 17а–92с. 56 Латинские приставки ex и de очень близки по употреблению. Блаженный Августин предпочитает употреблять последнюю, говоря о рождении от Бога, о происхождении из Его сущности. 57 Так и у стоиков грех “противоестественен”, то есть противоречит природе; см., например: Stoicorum veterum fragmenta (“Фрагменты ранних стоиков”). III 412/Hans Fridrich August von Arnim; Maximilianus Adler. Stutgardiae: Teubner, 1964. 58 Эта мысль повторяется блаженным Августином и в других местах; см., например: Ех uoluntate peccatum est ‘Грех от воли’. — Augustinus Hipponensis. De nuptiis et concupiscentia (“О браке и вожделении”). 2, 28, 48//CSEL 42/C. F. Vrba, J. Zycha. 1902. P. 211–319.

http://pravmir.ru/o-prirode-blaga-protiv...

«Удел мой, – читаем у Псалмопевца, – соблюдать слова Твои... Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:57, 67 ). Ибо «по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), Ты, Господи, «вечною милостью» милуешь меня ( Ис.54:8 ) и простираешь ко мне Свое благоволение (ср. Иер.31:3 ). Послушание – не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, который содержится еще в тайне, но уже предлагается вере словом... Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако не способен быть послушным Богу. Послушание Иисуса Христа Своему Отцу, есть наше спасение, и, благодаря ему, мы обретаем вновь послушание Богу (93, кол. 849–851). Спаситель говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Любовь к Богу выражается в том, «чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» для человека, любящего Бога (ср. 1Ин.5:3 ): ибо любовь к Богу делает для него «подвиг нетрудным и любезным» (6, 277). Человек предназначается жить в послушании Богу – в воздержании от греха, от грехопадения. Истинный пост, в широком смысле, и есть именно послушание Богу, – то есть соблюдение заповедей Бога, то есть препровождение праведной жизни, к которой человек и призывается Богом. Когда же человек выявляет свое непослушание Богу, тогда он нарушает пост – нарушает заповеданное Богом: совершает грех. «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи, – говорит свт. Василий Великий . – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить». 1 «Пища не приближает нас к Богу, – читаем у ап. Павла, – ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор.8:8 ). Итак, пища – не приближает нас к Богу, а значит и не удаляет от Него. Но воздержание в пище несомненно способствует воздержанию человека от греха; ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство. «Если вас спросят; для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешенную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою» (блж. Августин). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Василий Великий . Григорий Богослов , Киприан Карфагенский крестились не в детстве. Да, но почему не в 16–18 лет, а в 30 ( Василий Великий , блаженный Августин ) и 45 ( Киприан Карфагенский )? Во-первых: сами эти отцы говорили о необходимости детского крещения, во-вторых: их практика не была общецерковна. Тогда многие считали за лучшее быть крещенным ближе к смерти, чтобы умереть менее запятнанным. Зачем множить крещенных атеистов. Крещение не делает автоматически членом Церкви. Крещение нужно для того, чтобы стать членом Церкви. Крещённый лишь потенциально христианин. Во всяком случае отсутствие крещения не приближает к Богу. Причащение Таинство творит Бог, а не человек (см. Притч. 9:2 ). Человек лишь служит сему таинству. Истинность : В Писании нигде не сказано «символ», а наоборот: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ). ср. пища не приближает нас к Богу… ( 1Кор. 8:8 ). Остальная пища для тела, а эта – приобщает к Богу. Есть идоложертвенное – общение с бесами ( 1Кор. 10:20 ), а причащаться Тела и Крови не есть ли общение с Богом? Причащаясь, мы участвуем в трапезе Господней (ст. 21) как апостолы, а они тогда не вспоминали Христа, а вкушали Его. Ядущий Меня жить будет Мною ( Ин. 6:57 ). Сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя… Перед смертью Христос уже не говорил притчами ( Ин. 16:29 ). Мы от одного хлеба причащаемся (Христа) ( 1Кор. 10:17 ) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (ст. 54). Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (ст. 51). Не хотите ли и вы отойти? (ст. 67). Обязательность: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (ст. 56). Апостолы постоянно пребывали в… общении и преломлении хлеба ( Деян. 2:42, 20:7, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

50 В русском синод. переводе: «Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, предлежит мне злое» . — Примеч. ред. 51 По передаче, вследствие передачи (лат.) — Примеч. ред . 52 Букв.: «в орехе, скорлупе» (зародыше) (лат.). — Примеч. ред . 53 В русском синод. переводе: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» . — Примеч. ред. 54 В русском синод. переводе: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» . — Примеч. ред. 55 В русском синод. переводе: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» . — Примеч. ред. 56 В русском синод. переводе: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» — Примеч. ред. 57 В русском синод. переводе: «Все это происходило... как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» . — Примеч. ред. 58 Аллюзия на Флп.2:10. Прп. Иустин имеет в виду миры: небесный, земной, преисподний и рассматривает этот вопрос в эсхатологической перспективе, когда после Всеобщего Воскресения и Суда в мире небесном праведники будут пребывать не только своими обоженными душами, но и телами, а в мире преисподнем грешники также будут находиться в телах, получая справедливое воздаяние. — Примеч. ред . 59 Здесь прп. Иустин имеет в виду святоотеческое учение о λγοι (греч. «слова», «смыслы») (свв. Василий Великий, Максим Исповедник) или о нетварных энергиях Бога (свв. Василий Великий, Григорий Палама, Дионисий Ареопагит). Эти «слова» по учению Святых Отцов являются божественными идеями и «волениями» Бога о мире в целом и каждой его составляющей, основными началами или законами естества, целями и средствами Промысла и Суда. Они исходят из Бога Слова для образования мира и в нем снова объединяются в своем Источнике, благодаря чему Бог Слово является центром всего тварного бытия (ср. «И без Него не начало быть, что начало быть» , Ин.1и «Имже вся быша» Символ веры Православной Кафолической Церкви). Эти «слова» (λγοι) образуют собой духовную умопостигаемую сторону тварного мира и могут открываться очищенному аскезой уму подвижника в так называемом «естественном созерцании» (φυσι Θεωρα) (см. «С. Л. Епифанович» . Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 64—68). — Примеч. ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3465...

Должно всякому испытывать самого себя, – верен ли он Божьему слову? – и еще отличать живую веру от мертвой. Ибо есть вера живая, действующая в сердце, и есть вера бездейственная, о которой говорит Писание: вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ). Живая вера производит в сердце страх Божий, а мертвая или недействительная – бесстрашна. И оттого вот случается видеть: многие, путешествуя по святым местам и поклоняясь мощам угодников Христовых, дивятся их подвигам и прославляют их чудеса; но те же люди, и даже многие служители Божественных тайн, держат себя без должного страха, без мысли благой и в самом храме, где на престоле предлежит истинное Тело Христово, в котором обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ). Подумать бы надо таким, – что Господь предвещал о людях Своих, которых сердце не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его: они не войдут в покой Мой ( Евр.4:3 ), и как сказал, так и случилось: не вошли они в радость Господа своего. Что хотя слышим и мы призвание в жизнь вечную, и притом под таким еще условием: Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите; но как иудеям не принесло пользы слово слышанное и не растворенное верою слышавших, так и мы можем оставаться отчужденными от жизни Божией за неверие и окаменение сердец своих (Ср. Еф.4:18 ). Посему и слово истины предостерегает нас: смотрите, чтоб не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого ( Евр.3:12 ). Кто наблюдает за собою, тот легко может видеть, сколь сердца наши слабы в вере, невнимательны к Божьему слову и как мы чуждаемся Божьей благодати, без которой никто не может иметь вечной жизни. Слышим, что Господь говорить нам: ядущий Меня жить будет Мною; сей пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:54–57 ). Кому не вожделенна жизнь вечная? или кто из нас не желает иметь в себе Бога и быть в Боге? Но вот слышим мы в храме Господнем ежедневно глас Господень: приимите, ядите, сие есть Тело Мое... И пиите вси, сие есть Кровь Моя...( Мф.26:26–28 ). И часто из множества предстоящих ни одного нет вкушающего. О, глубина неверии нашего и крайнего неразумия душ наших! Стыдиться бы следовало нам безумного ответа: имей мя отреченна! ( Лк.14:18 ) – и страшиться бы грозного приговора: звании не быша достойни ( Мф.22:8 ). Но мы остаемся в нечувствии и не имеем в себе страха Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мк.14:61 .  Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Мк.14:62 .  Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Мк.14:63 .  Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Мк.14:64 .  Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Мк.14:65 .  И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. (См. Мф.26:57–68 ). «Петр... грелся у огня» (стих 54). Точнее: «грелся у света» ( τ φς). Огонь был зажжен, очевидно, для того, чтобы осветить двор. А может быть, разложен был огонь и для того, чтобы около него сторожа могли погреться, так как на Востоке ночи весной бывают очень холодные. «Свидетельства сии не были достаточны» (стих 56), вероятно, потому, что не были согласны одно с другим. «Храм сей рукотворенный...» (стих 58). Евангелист Марк точнее формулирует высказанное против Христа обвинение, чем Матфей. Очевидно, что здесь имеется искаженное повторение слов Христа, сказанных Им при первом выступлении в Иерусалимском храме: «разрушьте храм сей» ( Ин.2:19 ). «Тогда первосвященник стал посреди» (стих 60). Процесс плохо двигался вперед, все свидетельства против Христа были не достаточно сильны и даже не согласны между собою. Поэтому первосвященник выступает «на средину» синедриона, намереваясь, как прежде фарисеи ( Мф.22:15 ), заставить Христа Самого проговориться о Своих намерениях и взглядах. «Опять первосвященник спросил» (стих 61). Точнее: «спрашивал» ( πηρτα – прошедшее время несовершенного вида), чем евангелист намекает, что вопросов Христу было на этот раз предложено немало. «Благословенного». Только здесь во всем Новом Завете называется так Бог 15 . «Разодрав одежды» (стих 63), точнее: «нижние одежды» (ср. Мф.5:40 ). В холодное время первосвященник мог иметь на себе две нижние одежды (по-гречески χιτνας – множественное число).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объясняя слова пророка Исайи о Мессии как Миротворце: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» ( Ис.2,4 ), – святитель Николай задает вопрос: «Исполнилось ли это пророчество о Христе как Миротворце?» Несмотря на то, что и до сего дня идут войны, Сербский Златоуст отвечает на этот вопрос утвердительно 54 . По словам сербского святого, все люди, которых сотворил Бог , могут ужиться на земле. И пространства, и воздуха дал Бог вдоволь для всех. Но, чтобы жить в мире друг с другом, люди должны проявить добрую волю 55 , чтобы стать достойными причастниками Божественной благодати. Возможность получить от Бога дар мира, который получили апостолы (ср. Ин.20,19 ) 56 , предотвратить войну, предотвратить новый Каинов грех 57 не достигается внешними средствами в сжатые сроки 58 . Сначала нужно внутренне преобразиться каждому человеку. Дело это нелегкое и непоспешное. Чтобы исчезли внешние войны между людьми и нациями, каждому человеку надлежит развязать войну против самого себя. Именно такую войну заповедует Евангелие 59 . Из этих слов святителя видно, что Христос Спаситель Своей смертью сделал всё, чтобы примирить людей с Богом. Однако со стороны людей должно произойти преображение через войну самого человека со своими внутренними врагами – страстями 60 . «Коль хочешь добиться свободы революцией, – читаем в книге «Мысли о добре и зле», – сначала подними революцию против самого себя и тогда увидишь, что все остальные революции излишни» 61 . Святой владыка с сожалением замечает, что главная причина войн – надменное превозношение человека над человеком и народа над народом. От кичащегося высокомерия омрачается ум, и люди не видят Бога. А как только они потеряют Бога из виду, тотчас утрачивают сознание того, что человек человеку брат 62 . «Внутреннее богоборчество свершается внешним человекоборчеством, – пишет святитель в своем труде «Символы и сигналы», – внутренняя брань – внешней войной» 63 . По мысли святого, каждый воюет не столько из ненависти к другому, сколько из любви к самому себе. 64 Поэтому в одной из своих молитв святитель просит Господа о том, чтобы Он «спас нас от нас самих» 65 , а правило «освободись от самого себя» называет главнейшим правилом нравственности 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

53. Первое благо – жизнь: Иисус есть жизнь (ср. Ин. 14, 6 ). Другое благо – «свет мира» ( Ин. 8, 12 ); «свет», являющийся «истинным» ( Ин. 1, 9 ); «свет человеков» ( Ин. 1, 4 ): всем этим называется Сын Божий. Еще одно мысленное благо, помимо жизни и света, – истина; кроме того, четвертое – путь, к ней ведущий. Спаситель наш учит и говорит, что все эти [блага] – Он: «Аз есмь Путь и Истина и Живот» ( Ин. 14, 6 ). 54. Как же не благо то, что «стряхнувший персть» (ср. Ис. 52, 2 ) и мертвенность 45 воскрес, став причастным сему благодаря Господу, поскольку Он есть Воскресение, как и говорит: «Аз есмь Воскресение» ( Ин. 11, 25 ). Но и дверь, чрез которую восходят на вершину блаженства, – благо. Христос же говорит: «Аз есмь Дверь» ( Ин. 10, 9 ). 55. Что же говорить о Премудрости, которую «создал» Бог " началом путей Своих в дела Свои» ( Притч. 8, 22 ), которой радовался Отец ее, ликуя ее умной «многообразной» ( Еф. 3, 10 ) красоте, зримой лишь умными очами и призывающей созерцающего Божественную красоту к небесной любви? Ведь Божественная Премудрость – благо, о котором вместе с перечисленным выше благовествуют те, чьи «ноги прекрасны». 56. Но и сила Божия (ср. Рим. 1, 16 ), которая есть Христос, причисляется нами к уже восьмому [по счету] благу. 57. Нельзя обойти молчанием и Бога Слово, Которое после Отца всяческих 46 , ибо и это благо не меньше никакого другого. Итак, блаженны вместившие эти блага и принявшие их от благовествующих с «прекрасными ногами». 58. Кроме того, если кто-нибудь, как коринфянин, в присутствии которого Павел рассуждает, что не знает «ничего, кроме Иисуса Христа, и Сего распятого» ( 1Кор. 2, 2 ), узнав, примет Человека, [воплотившегося] ради нас, – то он находится „в начале“ благ, став благодаря Человеку Иисусу «человеком Божиим» (ср. 1Тим. 6, 11 ) и умерев для греха Его смертью , ибо и [об] Иисус [е сказано]: «ч то умер,.. для греха... умер единожды» ( Рим. 6, 10 ) 47 . 59. От жизни же Его, поскольку [об] Иисус [е сказано]: «что живет, живет для Бога» (там же) 48 , – всякий, ставший сообразным Его воскресению, получает [благодать] жить для Бога (ср. Рим. 6, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

45—47). В ответ на обвинения иудеев, что Иисус — самарянин (надо думать, в общем смысле еретик) и что в нем бес, Иисус объясняет свои действия почитанием Отца, которое есть взаимное взыскание Славы Отцом и Сыном (ст. 48—49, ср. также ст. 54). Тем самым такое построение раннейших частей беседы, неизменно кончавшихся исповеданием Отца и отношением к Нему Сына, соблюдается и здесь (ср. также ст. 54). Слова Иисуса «если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек» (Ин.8:51; ср. 53) вызывает новый выпад со стороны иудеев и новую ссылку на Авраама, под знаком которой протекает заключительная часть беседы. Авраам и пророки умерли. «Неужели Ты больше отца нашего Авраама?» (Ин.8:52—53). Подобный же вопрос и выраженный теми же точно словами звучит в беседе Иисуса с Самарянкой (ср.Ин.4:12). И так же, как и там, совопросник Христов подразумевает один ответ, а христианский читатель — другой. Да, Иисус — больше Авраама. На вопрос иудеев «кем Ты себя делаешь?» (Ин.8:53) Иисус отвечает новой ссылкой на Отца: в отличие от иудеев, «Он знает Отца и соблюдает Его слово» (Ин.8:55). На устах Иисуса снова имя Авраама. Толкователи расходятся в понимании ст. 56 в смысле опыта Авраама, относящегося к историческому прошлому, или чаемого в будущем. Ясно одно — Авраам видел день Иисуса и возрадовался (ст. 56). Это самосвидетельство Иисуса вызывает возмущение иудеев (ст. 57), они делают новую неудачную попытку убить Иисуса (ст. 59). Но учение Иисуса в гл. VIII кончается торжественными словами ст. 58: «...истинно, истинно говорю, прежде, чем Авраам был, Я есмь» (Ин.8:58). То же γ ειμ, с которым мы встретились в ст. 24, 28 и в том же его значении. Господь заключает беседу торжественным свидетельством не только о своем пред существовании, но и о предсуществовании в Божественном достоинстве.    Законченный анализ гл. VIII требует несколько замечаний. Первое: через всю беседу проходит образ Авраама, сначала в притязании иудеев на достоинство его сынов, затем в ссылках на него Иисуса, который при этом неизменно возвышается над Авраамом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010