Служение апостолов По получении Святого Духа в день Пятидесятницы ( Деян.2:1–4 ) апостолы приступили к совершению своего служения с сознанием своих полномочий на то от Самого Господа Иисуса Христа, а не от какой-либо общины христианской, и ответственности не перед нею, но перед Богом. «Петр, апостол Иисуса Христа» ( 1Пет.1:1 ). «Павел – апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал.1:1 ; ср. Рим.1:1 ). «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых» ( 1Кор.4:1 ). «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ; ср. Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ). «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» ( 2Кор.10:8 ). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди... судия же мне Господь» ( 1Кор.4:3–4 ; ср. Деян.4:19 ). Апостолы, облеченные Господом иерархическою властью, вначале одни учили, совершали богослужение и управляли ( Деян.2:14–47, 5:1–12; 6:2–3, 8 ); с возрастанием же Церкви они (по божественному повелению) поставляли лиц, избранных из среды верующих, сами, а не община ; поставляли через особое священнодействие – возложение рук, соединенное с молитвой, на то или другое служение Церкви. Апостолы через возложение рук поставили а) диаконов (δικονος – слуга) поставили семь мужей на службу: «пещись о столах» (διακονεν τραπζαις) и на служение при священнодействиях. Их поставили (верующие) пред апостолами, и сии ( а не община ), помолившись, возложили руки» ( Деян.6:2–6 ; ср. Деян.21:8 ). б) Пресвитеров (πρεσβτερος – старший, сравн. степ. от πρσβυς – старый). «Послав собранное к пресвитерам» ( Деян.11:30; 15:2–6, 22–23, 16:4 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостол предписывает Титу ставить пресвитеров с известными качествами ( Тит.1:6 ) так, чтобы они могли стать с течением времени епископами ( Тит.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Понятие В., брани в НЗ часто используется в духовно-аскетическом смысле: «Облекитесь во всеоружие Божие,- призывает христиан ап. Павел,- чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 11-12). В Посланиях ап. Павла военные образы и метафоры несут большую смысловую нагрузку. Апостол рисует образ жизни христиан, употребляя военные термины: «...будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...» (1 Фес 5. 8), «возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14); говорит об апостольском служении, сравнивая его со служением воинским: «...мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (στρατευμεθα). Оружия воинствования (στρατεας) нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь...» (2 Кор 10. 3-4); называет христианина добрым воином (καλς στρατιτης) Иисуса Христа (2 Тим 2. 3). В контексте борьбы с грехом, со злом НЗ полагает как наиболее важные, радикально отличные от всех предшествующих представлений об отношениях между людьми заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5. 14) и «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6. 27-28; ср.: Мф 5. 43-44); «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших...» (Лк 6. 32, 35). В людях, причиняющих зло, тем не менее должно видеть образ Божий, относиться к ним так же, как относится к человеку Бог, от Которого происходит любовь и Который Сам есть любовь (1 Ин 4. 7-8). Проявлению вражды, ненависти между людьми противопоставляется в НЗ, т. о., не справедливое возмездие, а любовь. Залог этой любви - даваемый Христом духовный мир («мир Мой даю вам» - Ин 14. 27). Высшей степенью любви к человеку, по словам Христа, является жертва собой, отдание своей души за друзей (Ин 15. 13). К такому жертвенному подвигу любви относится гибель на поле сражения, смерть от ран и перенесенных лишений во время В. в защиту отечества (см. также ст. Военная служба ).

http://pravenc.ru/text/155138.html

Почему же так? Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. »Знаю, говорит Апостол, что не живет во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим. 7:18 ). «Помышления плотския суть смерть, вражда против Бога» ( Рим. 8:5–8 ср. ст. 12:13; 7:5, 25; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси , ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2–11 , Иуд. 23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр. 21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить ее вторым благодатным рождением «от воды и Духа». А для сего людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим. 6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян. 2:38 ; 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим. 8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит. 3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаете ли вы все и ты, братъ Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В оригинальном тексте: ab utraque substantia — от обеих сущностей. Из контекста видно, что речь идет о душе и теле. 10 См.: Лк.24,39: (Иисус сказал им): Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я сам; осяжите Меня и рассмотрите. 11 Большая часть третьего раздела дословно воспроизводится в послании к архиепископу Константинопольскому Флавиану (См.: Послание 28, 5; PL. 54, 773 AB). Полемический характер этого послания, направленного против заблуждений Евтихия, позволяет понять общий контекст Пасхального слова. Известно, что Евтихий учил о том, что после воплощения во Христе присутствует одна природа. По точному замечанию святителя Льва, он «не признавал нашу природу в Единородном Сыне Божием ни в служении смертности, ни в славе воскресения» (PL. 54, 773 B). Поводом к стремлению защитить человечество Христа могли послужить также воззрения манихеев, которые считали человеческое тело злом, и учили о том, что Христос был только духом, но не имел плоти. Ср. у Блаженного Августина аналогичное место, направленное против манихеев: «(Христос) был Словом, был и плотью. Ты (имеется в виду манихей) говоришь: «Только человеческий дух». Я отвечаю: «Слово, дух, тело; Бог и человек» " (Слово 237, 2; PG. 38, 1123). 12 2Кор.5,16. 13 Ср.: Рим.8,24: Ибо мы спасены в надежде. 14 Рим.13,14. 15 Еф.5,29. 16 Ср.: 2 Кор.5,17: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. 17 Ср.: Фил.3,13: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая задняя и простираясь вперед. 18 Пс.36,23. 19 Утверждения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, которые встречаются (как в данном случае у святителя Льва Великого) у отцов Церкви эпохи патристики, нельзя истолковывать в духе позднейшего католического филиокве, поскольку до IX века вопрос об исхождении Святого Духа в отчетливой постановке (исключительно от Отца или же от Отца и Сына) еще не существовал. — Прим. ред. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

29-30; ср.: Мф. 18. 8-9; Мк 9. 43-47) - Господь говорит об отсечении греха ( L é gasse. 1991. Col. 209). Действительная причина соблазна кроется в самом человеке: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 15. 19). Эта мысль получила свое выражение в Послании ап. Иакова: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак 1. 14). Именно похоть (πιθυμα) как греховное желание служит основанием падения человека, она, «зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1. 15; ср.: Рим 7. 5-13). В этом же смысле о похоти говорит ап. Павел: укоренившийся в природе человека грех начинает производить нечистые желания, которые влекут к совершению все новых грехов и тем самым еще более усиливают силу похоти. Т. о. человек становится заложником греха: «...уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7. 17). Лишь по пришествии Христа верующие в Него научились отлагать «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом...» (Еф 4. 21-23). Растление похотью господствует не только в сердцах плотских людей, глухих к откровению о Боге (Рим 1. 21-24),- тот мир, к-рый Бог возлюбил настолько, что отдал за него Своего Единородного Сына (Ин 3. 16), отрекаясь от Творца, наполняется злом (1 Ин 5. 19; Ин 7. 7; др.). Христианин призван Богом, оставаясь среди мира, не жить по его похотям («Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» - 1 Ин 2. 16), но сохранять себя в праведности и благочестии (Тит 2. 12). Христиане изымаются Богом из власти мира, хотя и остаются в нем (ср.: Ин 17. 15), поэтому мир ненавидит их так же, как ненавидит Христа. «...Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» - говорит Господь (Ин 17. 14). Окружающая действительность искушает христианина не только прямым соблазном на грех.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Великий оплот есть здравая и истинная вера, к которой никто не может ничего ни прибавить, ни убавить, поскольку если вера не одна, то она вовсе не есть вера, как говорит Апостол: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф 4:5–6). Этому единству, возлюбленные, не колеблясь, предайте свой ум, в нем достигайте святости (ср. Евр 12:4; 1 Кор 12:1) , в нем усердно исполняйте заповеди Господни, поскольку без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6) , и нет без нее ничего святого, чистого и живого. Ибо праведный верою жив будет (Рим 1:17) . [А если] кто, обольщенный диаволом, погубит ее, то он умер еще при жизни (ср. 1 Тим 5:6) . Ибо как праведность через веру, так и вечная жизнь достигается через истинную веру. Ибо Господь Спаситель говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3 ). Да пребудет Он с вами, да укрепляет вас до конца (ср. 1 Кор 1:8) Тот, Кто живет и царствует со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Перевод с латыни А. Селезневой Примечания Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

Пока Моисей слушает «слова Господни» и наставляется Им, он – внутри, находится во внутреннем и тайном; но когда он говорит «народу» (ср. Мф.12:46;13:36 ) и служит людям, с которыми он не может находиться внутри, то, как сказано, «выходит» наружу. Так что же заключено в этих словах? Что каждый наставник и учитель Церкви, если извлекает что-то из глубины сокровенных тайн, если открывает он «между совершенными» (ср. 1Кор.2:6–7 ) нечто потаенное и сокровенное из премудрости Божией, пока он причастен глубокому пониманию, должно сказать, что он находится внутри и пребывает во внутреннем. Но когда он «говорит к народу» и открывает то, что благотворно действует на тех, кто находится вовне, и что простые люди могут слушать, то говорят, что он «вышел и сказал народу слова Господни» ( Чис.11:24 ). 1.3. Я вижу, что так поступает и Павел. Он находился внутри, когда сказал: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которой никто из властей века сего не познал» ( 1Кор.2:6–8 ). Ты видишь, что Павел, когда говорит это, находится внутри и проникает в тайное и сокровенное Божией премудрости. Но послушай, что он говорит, когда «выходит к народу»: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:29 ), и: «Кто крал, вперед не кради» ( Еф.4:28 ), и: «Каждый имей свою жену», и: «каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ). Павел говорит это и подобное, выходя к народу по примеру Моисея. 2.1. Но посмотрим на другую часть прочитанного нам, где повествуется о том, как «Моисей собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» ( Чис.11:24 ), и: «Бог взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» ( Чис.11:25 ), и: «Когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» ( Чис.11:25 ) Не следует понимать сказанное: «Бог взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» так, будто Бог снимает некую материальную, вещественную субстанцию с Моисея, разделяет ее на семьдесят частей и дает по одной частичке каждому старейшине.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

(Подобно исключительно принадлежащему Иоанну названию Христа Умилостивлением во 2 ст. см. примеч.) (47). – И знаете всё: не совершенное знание христианина разумеется здесь, которое в этой же главе называется познанием Иисуса Христа (3 ст.), а собственно только знание всего того, что необходимо для избежание соблазнов лжеучителей и для отличия истины от обольстительной лжи, как объясняет Иоанн в следующем 21 стихе. Имеющим божественные силы к животу и благочестию ( 2Петр. 1, 3 ) нет нужды подробно излагать признаки ложных учений – противных Христу, им достаточно кратких напоминаний, если только не угашают они Духа в сердцах своих ( 1Сол. 5, 19 ), но возгревают благодать ( 2Тим. 1, 6 ), возмогают в Господе ( Еф. 6, 10 ), исполняясь Духом ( Еф. 5, 16 ). «Как в здравом глазе находится сила или способность зрения, таково и действие Духа Святого в душе очищенной» (Вас. Вел.)(48). Дух истины ( Иоан. 16,13 ) отверзает духовные очи каждого, чтобы видеть истину и прямо отличать ее от лжи. (См. прим. к 27 ст.). ка. Не писахъ вамъ, к не всте истины, но к всте ю, и к вска лжа истины нсть. (2 Перт. 1. 12, Римл. 15, 14 и д.). 21. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, ровно как и то, что всякая ложь не от истины. 21 . Я написал вам (ср. 14 ст.): не все послание (как думает Beza ), но об антихристах (18 и 19 ст.), обольщающих вас, как видно из 26 стиха (ср. Феоф.). – Не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее: «не для того, чтобы научить вас, но чтобы наученных утвердить» (A Lapide). -- Равно как и то (κα), что всякая ложь не от истины, т. е. знаете: не заблуждение, а ложь – сознательное обманчивое лжеучение Антихристов, – совершенная противоположность истине. Не от истины (κ τς αληϑεας οκ στ): не из истины происходит; знаете вы и откуда ложь, – знаете Иоан. 8, 44 ., что «истина от Бога, который Сам есть истина, а ложь от диавола, который не устоял в истине». Содержа в себе истину (20 ст.) вы знаете и то, что вы от Бога, а не устоявшие в истине лжецы – (22 ст.) от диавола (3, 8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

19). Апостолы в Посланиях предупреждают христиан, что «в последние дни» (т. е. в эсхатологической перспективе) «дети диавола» умножатся на земле. «...Наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны... клеветники... жестоки... предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим 3. 1-5; ср.: Иуд 1. 17-19; 2 Петр 3. 3). Из их среды появится «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2. 3-4). Чтобы не поддаться «действию заблуждения» (2 Фес 2. 11) и устоять в «день злой» (Еф 6. 13) (ср.: 2 Фес 2. 3), т. е. в период господства «человека греха», апостолы призывают христиан как воинов духа облечься во «всеоружие Божие» (Еф 6. 13) и победить Г. «Побеждающий наследует все, и буду ему,- говорит Господь,- Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Г. сатанинский Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале) Впервые Г. произошел в ангельском мире. Один из ангелов, обладавший высшим достоинством, восстал против Бога, вознамерившись быть равным Ему (Ис 14. 12-15). Так в тварном мире был совершен первый Г. (1 Ин 3. 8), распространившийся впосл. среди др. ангелов. Чтобы понять его сущность, необходимо установить, какие нормы тварного бытия были нарушены падшими духами. Онтологическую основу этого бытия составляет любовь. Поэтому тварный мир не может быть существом самозамкнутым, некой «вещью в себе». Христианство отвергает деистические представления, согласно к-рым Бог, создав вселенную, прекратил с ней всякую связь, предоставив ей возможность жить и развиваться самостоятельно (см. ст.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Ибо это и означают слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (ατς μνος μνει); а если умрет (ν δ ποϑν), то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ). Другими словами, если человек не возненавидит свою грешную душу, если самоотверженным подвигом веры не отречется от нее в ее греховной данности и не предаст ее Владыке Христу, то так и пребудет один – то есть закоснеет в одиночестве и изолированности, будучи беспомощным в своем грехе и в своей смертности, бесплодным и неплодоносным со всем своим умом и разумом, со всей своей волей и деятельностью. Если же подвигом над-умной веры умрет своему греху, своему эгоизму, своему греховному разуму и всю свою участь предаст в руки Владыки Христа, то – " мног плод принесет " : соблюдет себя, свою душу, свой разум для вечной жизни, приумножит и возрастит себя в бесконечном числе Христовых совершенств, в полноте (πλρωμα) жизни. Такова награда за самоотверженный подвиг евангельской веры. Посему апостол Павел, испытавший на себе самом весь трагизм и всю бессмысленность человека и мира без Христа и подвигом над-умной веры познавший всю «широту и долготу, и глубину и высоту» (ср. Еф.3:18–19 ) любви Христовой и после того всё почитавший тщетою и убытком «ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа своего» (ср. Флп.3:7–8 ), ради Которого от всего отказался, – проповедует, что долг христиан – пленять «всякое помышление в послушание Христу» (πν νημα ες τν παον το Χρστο), 2Кор.10:5 . Предав себя Господу Иисусу Христу и живя в Нем и Им, человек становится единым со Христом телом (см. Еф.3:6 ), приобщая к вечности свою душу и приобретая «ум Христов», по дерзновенному утверждению великого апостола: «А мы имеем ум Христов» (μες δ νον Χρστο χομεν), 1Кор.2:16 . Значит, ум христиан в Богочеловеческом Теле Христовом – Церкви – каким-то неизреченным, таинственным образом по действию благодати сочетается с умом Христовым и благодаря этому делается способным познавать Божественные Христовы истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010