Второе Послание к Тимофею    За обращением обычного типа (1:1—2) следует благодарение, которое ап. Павел возносит Богу, о Тимофее, вспоминая о его прошлом и особо останавливаясь памятью на его бабке и на его матери (стт. 3—5): обе они, как и сам Тимофея, были сильны верою.    Главная часть послания: 1:6—4содержит наставления, с которыми ап. Павел обращается к Тимофею. Прежде всего он напоминает ему взгревать благодатный дар, полученный им чрез рукоположение от него (ст. 5). Это напоминание уточняет более общее указание 1 Тим. 4:14: Тимофей был рукоположен самим Павлом. Благодатный дар, которым Тимофей обладает, и который выражается в силе, любви и целомудрии (ст. 7), должен поддерживать Тимофея в мужественном и верном сострадании Павлу (стт. 8—18). Страдание связано с благовестием, сущность которого ап. Павел напоминает в стт. 9—10. В ст. 12 чувствуется эсхатологическая устремленность (день оный). Залог, вверенный и Павлу (ст. 12), и Тимофею (ст. 14), естественно понимать в смысле сокровища правого учения, которое они должны хранить. В стт. 15—18, призыв, с которым ап. Павел обращается к Тимофею, подкрепляется примером — отрицательным и положительным — других.    В большом отрывке 2:1—4ап. Павел дает Тимофею распоряжения касательно его служения. Первая забота Апостола есть обеспечение преемства учения (ст. 2): позволительно думать, что по мысли ап. Павла преемство учения должно осуществляться чрез рукоположение Тимофеем новых служителей слова. Возвращаясь затем к мыслям гл. 1, ап. Павел с особою настойчивостью говорит о служении в страдании, которое выпадает на долю Тимофея. Это — главная тема 2:3—26. Павел знает, что, страдая, мы страдаем со Христом (ср. стт. 11—12), и с Ним же и прославимся. Мысль Апостола сосредоточена на Воскресении (ср. стт. 8, 11). Это объясняется еще и тем, что те лжеучители, против которых Павел предостерегает Тимофея (ср. 2:14—18), отрицали будущее Воскресение. Они говорили, «что воскресение уже было» (ст. 18), по всей вероятности, в духовном смысле. Этому перетолкованию христианского упования ап. Павел противополагает «твердое основание Божие». Мысль Апостола, несомненно, сосредоточена на Церкви (2:19—21). Как в Ефес. 2:19, члены Церкви — свои Богу (ст. 19а), но принадлежность к Церкви обязывает их к чистоте жизни (стт. 19б-21). Отсюда вытекает и долг Тимофея — личный и пастырский. — который Апостол возлагает на него (стт. 22—26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Павла дорогую, мысль о Церкви, как Теле Христовом, и, как думают некоторые толкователи, о восполнении Христа в Церкви. Он выражает, во всяком случае, любовь Апостола ко Христу, требовавшую упоминания наряду с Церковью и Его Имени. Но и в славословии слышится молитва: Отец Своею силою «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (ст. 20). Выразить неизреченного Павел не может. Но он его ждет от Бога. На этом ожидании и кончается его молитва, а с нею и первая, догматическая, часть послания.    Практическое учение Ефес. обнимает отрывок 4:1—6:20. Первые шестнадцать стихов (4:1—16) имеют значение вводное: они представляют собою переход от учения догматического к учению практическому. Ап. Павел призывает своих читателей к поведению, достойному их призвания (ст. 1), — того призвания, о котором он уже говорил в 1:18. Их поведение должно быть проникнуто смирением и любовью, выражающими, в союзе мира, единство, созидаемое действованием Духа (ст. 2—3). Это единство есть единство Церкви. Основания единства ап. Павел перечисляет в стт. 4—6. Повторяя в немногих словах мысли первой, догматической, части послания (ср. еще новое основание единства в едином Крещении, ст. 5), ап. Павел исповедует, как и в заключении молитвы 3: 14—21, свою веру в Триединого Бога. Единство Церкви есть единство всеобъемлющее. Церковь есть Тело Христово (ср. и здесь ст. 4), но Христос, Нисшедший и Восшедший, наполняет Своим присутствием все (стт. 8—10). Мысль Апостола остается неизменною при всяком понимании нисхождения, которое, бесспорно, относится к сошествию Христову во ад только тогда, когда нисходил (ст. 9) прежде. Вездеприсутствие Прославленного Господа в Теле Церкви надо понимать и в прямом, и в переносном смысле слова. Для верующих оно получает выражение во множественности благодатных даров, с которыми связана и множественность служений (стт. 7—11, ср. Римл. 12:4-8; 1 Кор. 12:4-30). Проистекая из единого источника, эта множественность не нарушает единства Церкви. Напротив, носители различных служений призваны идти к одной цели: созиданию Тела Христова (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

То есть игрой в кости и в шахматы, которые порицались как " поганьскыя обычаи " . О наказании идолопоклонников говорит апостол Павел в 1 послании коринфянам (10, 7-8), пересказывая некоторые книги Бытия: " народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи " . Общее место средневековой русской литературы, восходит к библейским текстам (встречается от древнейших частей Библии до Апокалипсиса). Следует притча из Еванг. от Луки (14, 8-11), приводимая по древнеславянскому переводу, в котором слово бракъ значит " пир " ; здесь же добавления и комментарии из " Слова " Иоанна Златоуста по Измарагду. В Х главе II редакции Домостроя та же притча дана в переработанном и сокращенном виде, как достаточно хорошо известная читателю. Также общее место; здесь начинается характерный для средневековых поучений мотив " против пьянства " - тема, достаточно важная и социально необходимая в эпоху, когда любое чрезмерное проявление греховно чувственного воспринималось как пьянство ( " опьянение " ); само слово пьянство означало тогда не действие от глагола пити, а качество (он пьян - чрезмерно возбужден). Древнерусская литература отразила это отношение к чрезмерности пития как выражение несобранности и самовольства (ср. " Повесть о Хмеле " , " Повесть о Горе-Злочастии " и пр.). Из подобных формул состоят все древнерусские поучения " против пьянства " , начиная с известных слов Феодосия Печерского (XI в.); много выразительных изречений содержится в древнерусском переводе " Пчелы " (XII в.), к которым восходят многие русские пословицы на этот счет. Здесь и слова из 1 послания апостола Павла к коринфянам (6, 10; 10, 23); ср. также Ефес. (5, 18), Деяния (4, 11), Пел. (3, 3) и пр. Мотив, частый в средневековой литературе, ср. и здесь (гл. 49: " любо званой или избранной человекъ... " ) - обычный для Домостроя парафраз из Еванг. от Матфея (20, 16 или 22, 14): " много званых, а мало избранных " ), Нифонт " Трезвый " , епископ Констанции Кипрской (память 23 декабря), известен преследованием " язычников " за игрища на русалиях ( " яко та игра от бесовъ есть " ); " видение " , описанное в Прологе, - ночное явление тысячи бесов, стремившихся уничтожить святого, который отпугнул их крестом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

идеал христианина, как и страдания и смерть христианина по образу страданий и смерти Спасителя не суть конечная самоцель его нравственно-религиозной жизни. Нет, это только средство к достижению идеала и путь к самоцели. Таким наивысшим идеалом и такой конечной самоцелью в христианстве является „богочеловечество Спасителя“, – не Его самоуничижение и смерть сами по себе и как таковые, а победа над смертью, воскресение с телом славы и вознесение одесную Бога. Как Сам Спаситель, страдая и умирая, ведал, что Он победит смерть, так и за страданиями и смертью христианина стоит его вера в вечную и блаженную жизнь со Христом. Созерцая воскресшего Спасителя – Богочеловека, христианин почерпает из этого идеала благодатные силы „ежедневно“ и постепенно „преобразовываться обновлением духа (ума) нашего“ ( Рим.12:2 , – 2Кор.4:16 ср. Кол.3:10–11 ), надеяться на „преобразование Спасителем уничижённого тела нашего сообразно славному телу Его“ ( Флп.3:21 ), – из „тела душевного“ в „тело духовное“ ( 1Кор.15:42 сл.), – „с открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню преображаться в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа“ ( 2Кор.3:18 ), „в нового духовного человека по Богу и Христу“ ( Ин.3:3 сл. Рим.6:4,7:6,24,25 ; 2Кор.5:16–17 ; Гал.6:15 ; Ефес. 2:15,4:13,24 ; Тит.3:5 ср. ещё: 1Кор.2:6,3:3,13:9,15:22 дал. 2Кор.5:14 дал. Гал.6:15 , Кол.1:27–28 ; Флп.2:5 сл. Евр.2:10–16 др.). В этом процессе духовного совершенствования человечества по образу богочеловечества Христова страдания и смерть являются только преходящими средствами и временными путями к евангельскому идеалу. Поэтому существеннейшее значение здесь имеют, повторим, не страдания сами по себе и не смерть как таковая, но предначинающееся уже в сей жизни и продолжающееся по смерти блаженство славы и духовно-телесного перерождения человека в совершеннейший образ по Христу и Богу, почему и „все не умрём, a все изменимся, ибо тленному сему (телу) надо облещись в нетление и смертному сему – в бессмертие, когда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой, – смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?“ ( 1Кор.15:52–55 ; 1Фес.4:13–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 вы обогатились всем. Коринфянам грозил соблазн возгордиться своими дарами «языков» и «знания» и злоупотреблять ими (8,1; 14,23). Хотя Павлу приходится упрекать коринфян за их духовную слабость, он не отрицает и не принижает полученных ими дарований (ст. 7). 1 утвердит вас. Павел ободряет своих читателей заверением, что Бог, начавший в них дело Своей благодати, несомненно завершит начатое. Они предстанут «неповинными» в день Второго пришествия Христа. Ср. ст. 8,9 и Флп. 1,6.10 (ср. Еф. 5,26.27 ; 1Фес. 5,23.24 ). 1 Умоляю вас. Павел слышал (ст. 11, 12), что единство коринфской общины серьезно поколеблено. Многие проблемы, которые он освещает в этом послании, отражают дух раздора, заразивший общину. 1 от домашних Хлоиных. Должно быть, Хлоя была влиятельная христианка, возможно, член коринфской церкви, но кроме сказанного здесь, нам ничего о ней не известно. 1 я Аполлосов. Аполлос деятельный проповедник из Александрии, который совершал свое служение в Ефесе и Коринфе ( Деян. 18,24 19,1). я Кифин. Кифа арамейское имя Симона Петра. Петр, очевидно, был особо популярен у некоторых группировок в Коринфе (возможно, иудео-христиан), однако нет возможности установить, навещал ли он лично коринфскую общину. 1 Разве разделился Христос? Этот вопрос затрагивает одно из основных положений учения Павла о Церкви. Как физическое тело, слагаясь из многих членов, едино, так и Церковь , тело Христово, не может быть разделена (10,16.17; 11,29; 12,12 и ком.). во имя. Это выражение, употребляемое в формуле крещения ( Мф. 28,19 ), указывает на сокровенное духовное единение. 1 Криспа. Крисп был начальником синагоги; о его обращении рассказано в Деян. 18,8 . Гаия. Можно предположить, что именно он, Гаий, упоминается в Деян. 19,29 как спутник Павла. 1 Стефанов дом. Первые лица, обращенные Павлом в Коринфе. Стефан был в числе тех, кто доставил Павлу в Ефес известие от коринфян (16,15–17). 1 не в премудрости слова. За разделениями в коринфской церкви и связанными с ними проблемами лежала нездоровая склонность к словесному витийству. Далее Павел говорит об истинной мудрости (1,18 2,16; 3,18–23). В этом стихе он напоминает коринфянам, что истинность его проповеди не зависит от ораторского искусства (2,1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Павел прямо говорит о Св. Троице. А мысль о даре Св. Духа, который, как некий залог (5:5, Ефес. 1:13-14) или начаток (ср. Римл. 8:23), дается верующим уж теперь, в предвосхищении грядущей полноты, есть одна из излюбленных мыслей Павла. Если же он отказался от посещения Коринфа, то это объясняется его любовью к ним и сознанием, что в вере они устояли (в русском переводе: тверды). Руководящее Павлом начало любви сказывается и в том, что он настаивает на прощении обидчика (2:5—11).    В 2Павел возвращается к теме страдания и утешения, которую он поставил во вступительном благодарении. Он дает подробности, которые показывают, на этот раз, со всей ясностью, в чем состояло его страдание, и что принесло ему утешение. Начинаясь с 2:12, этот отрывок 2 Кор. кончается с концом гл. 7. Но, сказав о той тревоге, которая томила его в Троаде, и с которою он перешел в Македонию (2:12—13), Павел прерывает свой рассказ благодарением Богу (стт. 14—17). Торжество Павла было достижением его апостольского служения, как дела Божия, карающего одних и спасающего других. Апостол останавливается на этой мысли. Он считает нужным показать читателям сущность апостольского служения, дать его догматические основания и сказать лично о себе, как носителе этого служения. Это тем более естественно, что и христианское бытие Коринфян есть дело Павла-Апостола (3:1—3). Конечно, в плане 2 Кор. большой отрывок 3:4—7:4 представляет собой отступление. В 7Павел поднимает нить, которую он обронил в 2:17, или даже еще раньше, в ст. 13. Но по содержанию догматическое учение 2 Кор. 1 и слл. является важнейшею частью послания. Апостол касается в этом отрывке основных истин христианской веры.    Служение Апостола, возложенное на него Богом, есть служение, Нового Завета, который, как завет Духа, противополагается Ветхому Завету (3:4—6). Сущность Нового Завета, по противоположности Ветхому Завету, и раскрывается в гл. 3. Ветхий Завет был завет буквы, с которою была связана смерть (стт. 6—7). Апостол Павел, конечно, имеет в виду проклятие, тяготеющее над нарушителем закона (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Ст.18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. В других посланиях Апостол, испрашивая верующим благодать Господа, говорит: с вами; но здесь не без намерения выражается: со духом вашим. Галаты думали искать спасения в обрезании, которое совершалось на плоти; желая им благ духа, он внушает чрез это, что Христианин только духом может угождать Богу, а не плотью, и что не обрезание, а благодать Божия совершает в нас оправдание и освящение. «Ибо как приять Духа, говорит Златоуст, зависело не от немощного закона, но от оправдания чрез веру; так и удержать Его зависит не от обрезания, а от благодати. Почему Апостол и заключил увещание молитвою, напомянув о благодати и духе, и, призвав Бога, чтобы Галатяне постоянно наслаждались сими дарами». 5 Julius Cæsar Bell. Gall. I. VI, §22. Livius I. XXXVIII, с.16. Protii bibl. cod. 224. Polyb. 11, 13. Plin. H. N. v. 32, 42. 13 Хотя в некоторых подписях местом происхождения послания предполагается Рим, но они не заслуживают вероятия, потому что противоречат обстоятельствам жизни апостола и другим подписям, в которых указывается на Ефес, как на место написания послания. 17 Οδ γρ γ. Св. Павел имеет в виду других апостолов – «ибо и я, подобно другим апостолам, не от человека наставлен в истинах Евангелия». 27 Αοοντες εσ относится к λησας, и соглашено с сим словом не в роде, а только в смысле, вместо κοουσαι. Ср. 4:19, Мф.28:19 . Причастие с εμ выражает более, нежели личный глагол: они слышали часто. 28 Частица τι (яко) служит здесь вместо двоеточия – только они часто слышали: тот, кто некогда гнал нас, проповедует теперь веру, которую некогда истреблял. 30 Т.е. знаменитым. Некоторые из новых толковников переводят сии слова так: «Особенно же тем, которые думают, что я напрасно подвизаюсь или подвизался». При этом перевод слова δοοσι (думают) принимается в значении, противном намерению самого Павла, который употребляет это слово в этом самом послании в значении знаменитый (ср. Гал.2:6 и Гал.6:3 ). Златоуст, живший во времена, ближайшие к ап. Павлу, и говоривший тем самым языком, как и ап. Павел, дает сему слову тот самый смысл, который принят в нашем объяснении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

1 боязни. Боязнь, очевидно, объясняется, с одной стороны, природной нерешительностью Тимофея, а с другой серьезностью ситуации, в которой находился Павел. 1 меня, узника Его. Павел находится в заточении в Риме (2,9; см. Введение: Время и обстоятельства написания), но узы, которые наложены на апостола римскими властями, ничто, по сравнению с теми узами, которые соединяют его со Христом. 1 званием святым. Цель избранничества и призвания Божиего освящение Его народа ( Еф. 1,4 ). не по делам нашим, но по... благодати. Спасение даруется по благодати Божией, но не по заслугам людей ( Еф. 2,8.9 ). по Своему изволению. Бог дарует спасение только по Своему изволению и предопределению. В других посланиях о Божественном предопределении говорится как о милости ( Тит. 3,5 ) и любви ( Еф. 1,4.5 ). прежде вековых времен. Утверждение предвечности Божественного замысла о спасении людей через Иисуса Христа ( 1Пет. 1,20 ; Еф. 1,4 ; Тит. 1,2 ; Откр. 13,8 ). 1 Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос Спаситель, ибо несет верующим завет благодати ( Тит. 1,4; 2,13; 3,6 ). разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление. Т.е. через Свою смерть и воскресение ( Евр. 2,14.15 ; Откр. 1,18 ). 1 проповедником. Ср. 1Тим. 2,7 . 1 я... страдаю. Павел находится в тюрьме (1,8; 2,9). но не стыжусь. Призвав Тимофея свидетельствовать о Христе (1,8), Павел указывает на свой собственный пример мужества перед лицом страданий (2,8–10; 3,10.11). оный день. Судный день (1,18; 4,8). 1 здравого учения. Т.е. Евангелия. См. ком. к 1Тим. 1,10 . 1 Храни добрый залог. См. ком. к 1Тим. 6,20 . 1 все. Павел, вероятно, использует гиперболу (сознательное преувеличение), чтобы подчеркнуть масштабы распространения ереси. Асийские. Т.е. бывшие в Асии римской провинции, главным городом которой был Ефес. Фигелл и Ермоген. Более нигде в НЗ не упоминаются. То, что Павел называет их здесь, вероятно, означает, что он рассчитывал на их поддержку. 1 Онисифора. Член христианской общины в Ефесе (1,18; ср. 4,19). 1 быв в Риме. Онисифор, вероятно, приходил в Рим, чтобы помочь Павлу. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

и паралл.). Это слово псалмопевца ( Пс. 117 и слл.) сделалось для первого христианского поколения одним из главных свидетельств от Ветхого Завета в пользу учения о страдании и славе Мессии (ср. Деян. 4:11 , 1Петр. 2:6–8 и Римл. 9:32–33 , Ефес. 2:20 ). И явление Царства не заставит себя ждать. Обличительные причти в устах Мессии-Иисуса в Иерусалиме накануне Страстей, говорят о близости решительных свершений. Тем самым они получают значение философии истории. В обличительных притчах Господь дает оценку настоящего по связи его с прошлым. Уже первую притчу – о двух сыновьях – Он закончил ссылкою на Иоанна Крестителя. Пример мытарей и блудниц, которых обратила к покаянию его праведность, должен был бы быть поучителен и для вождей народа ( Мф. 21:32 ). Ссылка на Предтечу возвращает нас к ответу Иисуса на вопрос о власти: с небес или от людей было крещение Иоанново? В путях божественного Промышления Господь сознает связь между Своим служением и служением Иоанна, Его Предтечи. Свое полное раскрытие философия истории получает в притче о злых виноградарях. Слуги господина, один за другим, посылаются за плодами виноградника. По свидетельству Мф., после неудачи первых посланников, хозяин виноградника посылает новых, в большем числе (21:36). Если виноградари – это духовные вожди Израиля, то посланные – это пророки, глашатаи воли Божией в Ветхом Завете. Их служение подготовляет служение Сына. Но отвергнувшие пророков отвергают и Сына. Эта мысль звучит в речи первомученика Стефана перед Синедрионом (ср. Деян. 7:50–53 ). Для Стефана не только умерщвление пророков, но и убиение Праведного, как он называет Иисуса, было в прошлом. В притче о злых виноградарях Господь говорит об убиении сына, которое еще не совершилось. Это – философия истории в пророческом прозрении. С прошлым, уже совершившимся, связывается будущее, еще не совершившееся, но неизбежно предстоящее. Мало того. Камень, отвергнутый строителями, становится главою угла ( Мф. 21 и паралл.). Господь провидит не только Свою смерть, но и Свое прославление, построение Церкви на краеугольном Камне, и этот Камень – Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Св. Иоанн Златоуст дает этому другое, подобное же объяснение: «Если бы случилось руке отделиться от тела, – пишет он, – дух, (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но, если не найдет ея там, то и не сообщается ей» (Беседа на Ефес., XI, 3). Запрещенный в священнослужении не имеет права налагать на себя епитрахили и совершать какое бы то ни было священнодействие, даже благословение верующих. Если в состоянии запрещения он приобщается Святых Таин, то принимает их без облачения, вместе с мирянами, вне алтаря. 2. Лишение сана низводит священнослужителя в разряд мирян и делает для него совершение священнодействия невозможным навсегда. 6 . Епископ, пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. Ср. Ап. 81 и 83; IV Всел. 3 и 7; VII Всел. 10; Двукр. 11. Священство есть высшее служение и требует от человека средоточия всех его умственных, духовных и физических сил. Поэтому настоящее правило запрещает ему отвлекаться от своего служения другими заботами. Смысл правила уточняется 81 пр. Свв. Апостолов, в котором говорится, что епископу или пресвитеру не подобает вдаваться в «народные управления, но неопустительно быти при церковных делах». Иными словами, правило не допускает увлечения «политикой " », ибо по слову Спасителя никто не может работать двум господам ( Мт. 6:24 ). 7 . Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия будет праздновать с иудеями, то да будет извержен от священного чина. Ср. Ап. 70; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаод. 37. Время празднования Пасхи было установлено I Вселенским Собором. Настоящее правило устанавливает астрономически момент празднования Пасхи (прежде весеннего равноденствия). Однако, не менее важен другой принцип, указанный в правиле: нельзя праздновать Пасху одновременно с иудеями, ибо торжество Христиан должно быть обособленно от них, никак не сливаясь с теми, кто чужд Спасителю. Этого правила не соблюдают на Западе, где празднование Пасхи по новому календарному стилю иногда совпадает с иудейским праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010