Истины Троичности Божества и любви Божией не являются отвлечёнными идеями для человечества, они имеют непосредственное отношение к каждому человеку, “ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). Любовь Божия творит людей “детьми Божиими” (Ин. 3:2; Римл. 8:16; Ин. 1:12 и др.), и, по слову апостола Павла, Сам Единородный Сын Божий “не стыдится называть их братьями” (Евр. 2:11:12 ср. Ин. 20:17). Господь Иисус Христос открыл это людям, называя Бога их Отцом Небесным и научив их обращаться к Богу, как к ОТЦУ (Мф. 6:9; Лк. 11:2; Мф. 5:48; 6:4:8:15; Мк. 11:25:26; Лк. 6:36; и др.). Поэтому каждый человек имеет великую ценность — спасение одного человека доставляет радость на небесах (Лк. 15:7); душа человека больше пищи и одежды, она дороже всего мира, “ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит” (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Мф. 6:25; Лк. 12:23 и др.). Поэтому и воля Божия о человеке заключается ни в чём другом, как в его спасении: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4 и др.). Осуществителем этой воли Отца о человеке явился Сын Божий, Единородный — Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10; ср. 1 Тим. 2:6 и др.). “Ибо Я, — свидетельствовал Он, — сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:38–40). И Господь Иисус Христос в разных образах приближает к человеческому разумению то “дело”, которое Отец поручил Ему исполнить. Он пришёл “взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10), “не губить души, но спасать” (Лк. 9:56), “не судить мир, но спасти мир” (Ин. 17:47). И это спасение мира “чрез Него” (Ин. 3:17) должно совершиться не одним Его пришествием, не одним словом, но Ему “должно пострадать” (Мф. 17:23; Мк. 8:31; Лк. 9:22 и др.), “послужить и отдать душу Свою для избавления многих” (Мф. 20:28; Мк. 10:45), “жизнь Свою за овец” (Ин. 10:11), “Плоть за жизнь мира” (Ин. 6:51).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Но молитва есть один из тех способов, первый, которыми монах осуществляет миссию, то есть помогает душам спастись. Существуют, братья, еще два способа. Второй способ: где когда-либо существовал монастырь, который не становился бы центром притяжения для людей? Где подвизался отшельник, и туда, «в пещеры, горы и ущелья земли» (ср: Евр. 11: 38), не приходили бы тьмы посетителей, ищущих от него или «сл о ва утешения», или одного лишь созерцания его лица, созерцания, многому учащего и много назидающего? И это не только в старые времена, но и в наши дни. Сколькие «труждающиеся и обремененные» странники жизни прибегают в святые обители, чтобы обрести небольшую тишину души! Сколькие получают пользу от впечатляющей атмосферы, царящей там во время богослужений! Сколькие неверующие или индифферентные, посещая священные обители монашества как туристы, чувствуют в своем сердце уколы от того, что видят там! Очень часто одного такого посещения было достаточно для того, чтобы подвергнуть испытанию их неверие или безразличие. Более того: разве малочисленны те случаи, когда они чувствовали, как сотрясается их внутренний мир, когда они покидали святые монастыри, после немногих дней или часов пребывания в них, возрожденными! Любой монастырь является истинным оазисом в безводной пустыне настоящей жизни, особенно современной жизни… Особенно для ближайших городов и сел каждый монастырь является легкими, доставляющими кислород духовный. А Святая Гора Афон – это «легкие» для всей Греции; да что там – для всего мира! Пусть монахи не выходят в мир. Мир идет к ним. Пусть монахи прячутся в огражденных местах. Их свет сияет и освещает то, что вокруг; а иногда освещает и то, что очень далеко. Пусть они говорят немного. Существует и «молчаливое красноречие святой жизни». Братья, пусть будут монастыри! Только давайте молиться, чтобы они были достойны своего назначения. И тогда, по некоей божественной закономерности, они непроизвольно становятся и своеобразными миссионерскими центрами, духовными маяками, оазисами душ, божественными гостиницами для многих «впавших в руки разбойников» (ср.: Лк. 10: 30). Мир может получить немалую пользу от монастырей.

http://pravoslavie.ru/133305.html

9 . А то, что некоторые его называли отцовским именем 10 , повелось по обыкновению, потому что настоящее имя – Феофан, с которым он и был крещен. Поскольку же жизнь у святых – испытание, и его не миновали искушения, возгоравшиеся умопостигаемо и чувственно, и особенно от сестры, отступавшей от должного. От этого и стеснение сердца, и общение в письмах с призывами бодрствовать, стоять в вере, терпеть, мужаться, с напоминанием об уговоре, которому Бог был свидетель. И – каково это слышать! – он не согласился увидеться с ней с самого разлучения и до смерти. Отношение к михианскому спору 10 . Кто-нибудь мог бы счесть, что муж этот не без вины, потому что во время гонения – я имею в виду то, что разгорелось из-за прелюбодеяния второго Ирода 11 , – предпочел не страдать за благое дело, а идти с прочими, как придется. И нет ничего удивительного, если и солнце, ненадолго закрытое облаками, не испускает лучей, и человек, природа которого изменчива, даже если он представляется кем-то из искушенных, окажется немного согрешающим, потому что только Богу присуща совершенная безгрешность и неприступность для страстей, как сказал кто-то из священных богословов 12 . Я же сказал бы и хорошо понимаю, что как некий охотник, по неосмотрительности упустив первую добычу, при второй попытке становится опытнее, чтобы поймать преследуемое, так и здесь доблестнейший, приготовившись от первого поражения, явился наихрабрейшим при втором и тягчайшем гонении. А каково оно было, я сейчас расскажу. Лев V провозглашает иконоборчество 11 . По-язычески мыслящие иконоборцы поставили над собой царем, как говаривали в старину, сына Тавеилова (ср. Ис. 6:7 ), потому что Лев 13 , семя по нечестию преступного Константина, был провозглашен тираном после славного царя Михаила 14 , коварный змей, противящийся ум, превозносящаяся выя, человек погибели, сын беззакония, сосуд гнева, армянородный выкидыш, служитель диавола, прислужник и приспешник сатаны, который, вдохновленный отцовским бешенством, собирает против священного Собора скверный синедрион якобы для утверждения давнего лжесобрания 15 . Из-за этого и икона Христова вновь подверглась поруганию, [образы] Его святой Матери, всех Его угодников, как некие мерзости (страшно и сказать), быстро удаленные с глаз; поэтому храмы были омрачаемы, и жертвенники подрываемы, и святыни оскверняемы и уничтожаемы. Из-за этого и кровь проливалась, и преподобных мужей убивали, и тюрьмы наполнялись, и изобретались места ссылки по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:38 ); из-за этого священники безрассудствовали и архиереи творили нечестие, и скверные князья Танеосовы ( Ис. 19:11 ) господствовали, и дев обнажали, и все исполнялись страха, потому что злая власть усердствовала покорить всякую душу на погибель, чтобы ни один человек не спасся. Сопротивление преп. Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Здесь – начаток одной и той же реальности. Одна только Церковь – продолжение человеческой природы Христа – может хранить полноту Откровения, которой, если бы она была записана, не мог бы вместить весь мир. Одна только Богоматерь, избранная, чтобы вместить Бога в Своем чреве, может в полной мере осознать все то, что связано с фактом воплощения Слова, являющегося в то же время и фактом Ее Богоматеринства. Слова Христа, которые кажутся столь суровыми по отношению к Его Матери, на самом деле превозносят эту Ее способность, роднящую Ее с сынами Церкви. Но тогда как сыны Церкви, храня Предание, могут осознавать Истину и делать ее плодотворной лишь в той или иной степени, Богоматерь в силу исключительной связи, соединяющей Ее личность с Богом, Которого Она может именовать Своим Сыном, уже здесь, на земле, смогла возвыситься до совершенного сознания всего, что Дух Святой сообщает Церкви, осуществив эту полноту в Своей личности. Это всецелое сознание Божества, это стяжание полноты благодати, свойственное будущему веку, может быть осуществлено лишь в существе обоженном. Это ставит нас перед новым вопросом, на который мы и попытаемся ответить, чтобы лучше понять особый характер почитания Царицы Небесной Православной Церковью. III Свидетельствуя о святом Иоанне Предтече, Христос называет его большим из всех, рожденных женами (см.: Мф.11:11 ; Лк.7:28 ), однако Он добавляет: но меньший в Царствии Божием больше его. Ветхозаветная святость сравнивается здесь с той святостью, которая сможет осуществиться после завершения искупительного подвига Христова, когда обетование Отчее (см.: Деян.1:4–5 ) – сошествие Святого Духа – обогатит Церковь полнотой Боготворящей благодати. Иоанн Предтеча, «больший пророка», ибо он крестил Господа и видел разверзшиеся небеса и Духа Святого, сошедшего в виде голубя на Сына Человеческого, умер, не получив обетования, как и все те, свидетельствованные в вере, которых весь мир не был достоин, которые, по Божественному Промыслу, не смогли достигнуть совершенства без нас (ср.: Евр.11:38–40 ), то есть без Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

      ст. 12       Сотвори… — Употребленный здесь глагол БАРА отличается от всех остальных древнееврейских глаголов со значением «делать» тем, что в качестве подлежащего при нем бывает только Бог. Первоначально в этом семитском корне не было ничего «теологического» , например, в древних южноаравийских языках он значил просто «строить». Но в древнееврейском языке Библии этот глагол употребляется только тогда, когда речь идет о создании Богом чего-то нового и неслыханного — например, о сотворении мира, человека, чудищ морских, о создании Израильского народа, о Боге, творящем чудеса. Таким образом, воссоздание в кающемся «сердца чистого» уподобляется в псалме творению неба и земли, ср. Ис 65, 17 «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».       Эта особенность еврейского текста была потеряна в греческом и других переводах на языки, где нет такого «теологического» глагола, как еврейск. БАРА.       ст. 12-14       дух правды, дух святой, дух благой — Евр. РУАХ означает «дыхание», «дуновение», «ветер», «дух». Человек и живые существа живут, потому что в них есть «дух жизни» (или «дыхание жизни»). Состояние человека (мудрость, ревность, злоба) описывается как «дух» мудрости, «дух» ревности или «дух» злобы, обитающий в человеке. Источником «духа жизни», «духа мудрости» и под. является Бог. «Дух Божий» обитает в Иосифе (Быт. 41, 38), «святой дух» Бога — в Моисее (Иса 63, 11). «Дух», о котором идет речь в этих строках, приносит жизнь, добро и близость к Богу. Считать, что псалмопевец говорит здесь о Духе Божьем в новозаветном или святоотеческом понимании — как о Третьем Лице Святой Троицы — было бы несомненным анахронизмом.       ст. 14       …верни мне радость… — Корень ШУВ очень важен в еврейском языке: этим глаголом описывается возвращение рассеянного по миру Израиля в Иерусалим, и этим же глаголом описывается покаяние — как «возвращение» человека к его нормальному состоянию, к Богу. Греческий и славянский переводы («дай радость») утратили оттенок того, что речь идет именно о возвращении к прежней радости.

http://e-vestnik.ru/culture/50-y_psalom_...

Апостол и Евангелие различаются как две части новозаветного писания 6, 11. Ариане – еретики, отрицающие божество Сына Божия I. 1. в. 37, – не только близки к нечестию иудеев, но и превышают их тем, —324— что те распяли Христа по плоти, а эти неистовствуют против самой неизреченной природы Слова 4, 6. а. Арианин – еретик: обличается его еретичество и нечестие 8, 19, – христоборный зверь, – приводятся его слова и опровергаются 8, 28. д. 294 дал. –10, 30. б. –10, 33, –12, 27–28. Арий – еретик, его иудейское нечестие, – его последователи, отрицающие божество Сына Божия I. 1. в. 28–29. Архипастырь – Христос 16, 15–17. Архиереи вместе с фарисеями были главными врагами Христа 7, 32. б др., – один из архиереев бил Ап. Павла ( Деян.23:2 ) 15, 22, – архиереи заслуживают осуждения как губители не только своих душ, но и подвластного им народа 19, 15. б ср. Анна и Каиафа. Аскетизм без любви – ничто 13, 35. Ассириане 7, 30. 192. Ахав царь израильский: история его и его потомства, долготерпение Божие к нему 9, 2–3. 408–410. Б Батт или Ватт (Βττος) – Кирфнский царь заика, отсюда: Βαττολογεν, Βατταρζειν – заикаться, картавить, многословить, болтать, βτταλος – насмешливое прозвище Демосфена за недостаток его речи. Евр. и , корень очевидно звукоподражательный 8, 39. Багряница, в которую облечен был Христос, есть символ будущего царства Христова над всем миром 19, 1–3. Бессмертие и нетление: Христос, как Жизнь по природе, чрез Свою животворную Плоть, скрывает в нас жизнь и влагает бессмертие, как бы некое семя, всецело уничтожающее в нас тление, подобно тому как огонь сохраняют в искре, на которую насыпают много мякины. 6, 54. Беседу о предметах высоких и важных не должно вести мимоходом 1, 39. а. Бич, коим Господь изгнал из храма торговцев и скот означает наказание, подобающее рабам, не принявшим Сына, даровавшего людям свободу 2, 15. а, – или служит образом отвержения иудеев 2, 14. б. Благо. Первоисточник всякого блага и добродетели есть Верховная Сущность, из Коей они изливаются в нас, как созданных по образу Её 6, 38–39. 14. Совершеннейшее во всех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

подвизаться за веру. В данном случае под словом «вера» подразумевается, скорее, содержание того благовестия, которое было проповедано апостолами и разделялось всеми христианами ( Гал. 1,23 ; 1Тим. 3,9 ), а не личный опыт веры и упования верующего христианина. Отстаивание истиной веры от нападок на нее означает нечто большее, чем только словесное противостояние лжеучителям. Прежде всего это жизнь в соответствии с Евангельским учением (ст. 20–23). однажды преданную святым. Христианство включает в себя некое «правило веры», дарованное Церкви Богом через апостолов ( 1Кор. 15,3–8 ). 1 вкрались некоторые люди. Производящие соблазны люди явились, очевидно, откуда-то извне, они не принадлежали к числу тех христиан, к которым обращался апостол. Быть может, они явились под видом странствующих пророков или проповедников ( 2Ин. 1,7.10.11; 2 Кор., гл. 10; 11). издревле предназначенные к сему осуждению. Это трудное для истолкования выражение относится, вероятно, к различным пророчествам о грядущем Суде и осуждении, уготованном нечестивцам, подобным лжеучителям. нечестивые. Это обличительное выражение Иуды передает суть того, в чем автор осуждает лжеучителей. Их вина состоит в безбожии, поскольку они отрицают, что Христос есть Господь. обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству. Обличаемые Иудой лжеучители повинны в антиномианизме, т.е. в вере в то, что христиане свободны от обязанности следовать нравственному закону как правилу жизни. Такое учение было весьма острой проблемой для древней церкви ( Рим. 3,8; 6,15 ; 1Кор. 6,12–20 ; Гал. 5,13 ), особенно тогда, когда учение Павла об оправдании благодатью через веру искажалось (ср. 2Пет. 3,16 ). отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа. Своим безбожием и безнравственным поведением лжеучители отвергают Христа. Именование Христа Владыкой и Господом означает признание Божественности Христа и в данном случае акцентирует идею Его Божественного всемогущества как Господа, которая подвергалась сомнению со стороны лжеучителей. 1 неверовавших погубил. Бог осудил Израиль на длившиеся сорок лет скитания по пустыне за его неверие, когда израильтяне отказались вступить в Ханаан после возвращения соглядатаев ( Чис. 14,1–38 ). Подобно тому, как суд Божий постиг отступников-израильтян после их освобождения от рабства египетского, он столь же неотвратимо обрушится и на отступивших от веры членов Церкви ( Евр. 3,7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Стих 11. Пророк усиливает выражения вины жителей Иерусалима, в чем заключается второй способ подготовки к изрекаемому ужасному бедствию, погибели города и храма, столь чуждому сознанию евреев. Толкователи, кроме архиепископа Иринея, затрудняются выражением «созидающие Сион кровью» и говорят о построении начальниками домов на деньги ограбленных. Но тут, кажется, идет речь вовсе не о домах, а о том, что вся жизнь Иерусалима исполнена злобы и коварства, так что он весь как бы из них построен и таким образом его святость и богоугодность как бы затмеваются грехами. Буквально та же мысль в словах Спасителя – Мф. 23:37–39 , с заключением: се оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:38 ). Далее Михей еще раз кратко воспроизводит все грехи теократии, чтобы окончательно убедить слушателей в возможности разорения Иерусалима. «А между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь?» Естественное течение мысли, что Господь не будет среди иудейской теократии: «за вас Сион будет распахан, как поле», и проч. Блж. Иероним относит эти слова против князей дома Израилева к предстоятелям Церкви, и под неправдой, кровью и прочими грехами разумеет их угодничество пред сильными мира и искажение смысла божественного откровения в корыстных видах, а затем приводит длинный ряд библейских изречений, осуждающих торговлю религиозным содержанием; иное дело – обогащение, говорит он, а иное дело – пророчествование; ссылается на чернорабочий труд апостола Павла и горячо вооружается против роскоши духовенства. «На Господе почиваху» – или «опираются»? Последнее чтение усвоено германскими толкователями, но даже блж. Иероним переводит прямо с еврейского «почивают», и это гораздо типичнее передает мысль; теократы собственно успокаиваются, полагаются на Бога (ср. тоже евр. выражение Ис. 10:20, 31:1 – полагаться на Египет, на Бога, или Быт. 18:4 – то же слово – «шаан» – «отдыхать»). Самая мысль о противоположении географической близости к Богу, близости моральной в подобных же выражениях приводит Иеремия ( Иер. 7:4 ), прибавляя далее, что храм Божий превращается «в вертеп разбойников». Таже, конечно, мысль в словах Христовых о храме молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Имея в виду в будущем такой славный жребий, он исповедует далее пред Господом, что его межи (собственно оуж, т. е. межевые веревки или цепи, Зах.2:1–2 , какими обыкновенно размеряли у евреев участки владений их в земле обетованной, И. Нав. 17:5; 19:9 ) пролегли ( нападоша) по прекрасным местам ( въ державныхъ моихъ, ср. примеч.) и наследие его приятно для него ( державно мн), т. е. предназначенная ему доля есть самая лучшая, превосходнейшая, и он вполне доволен и счастлив обладанием ее. В применении к Мессии, слова эти представляют выражение полного единства Его с Богом Отцом ( Ин.10:30; 14:10–11; 17:21–23 ) и совершенной преданности Его воле ( Ин.5:19, 30; 6:38–40 и др.), исполнением которой Он приобрел высшее и совершеннейшее наследие ( Евр. 1:3–4 ; Филип. 2:9–11 и др.), получив и по человечеству равную с Отцом Божественную власть и силу на небеси и на земли ( Мф.28:18 ; Евр.8:1; 10:12 и др.). Троекратное в слав. т. слово (=hereditas) в евр. т. выражается тремя различными синонимическими словами: =удел, доставшийся во владение участок земли, =жребий, участь =достояние, наследие (ср. русск. пер.). – Двукратное державный соответствует греч. κρτιστος, которому здесь приличнее значение: лучший ( 1Цар.15:15 ), изряднейший (2Макк.4:12 слав.)=евр. – прекрасный, приятный, сладостный (ср. ст. 11: красота, сладость и – приятный, угодный (ср. Дан.4:24 слав.). моихъ за словом въ державныхъ=Комплют., св. Афан., бл. Феодорита и Зигаб.. не имеет себе соответствующего слова в евр. т. и не читалось в древних слав. Псалтирях XΙΙΙ–XIV в. (см. у Амфилохия). В евр. т. (=халд.) нет местоименяия и во 2-й половине 6 ст. после слова наследие ( мое), но по окончанию слова вм., надобно полагать, что в древнейших спп. оно читалось с суффиксом (=сирск.). Ибо – перевод греч. κα γρ, которые точнее было бы перевести и тог ради («и потому» – Порфирий), что соответствовало бы по мысли и евр.-русскому. Весь ст. 6 лучше было бы изложить: «уже землемерна падоша на лучшая ми, и того ради достояние мое угодно есть мне» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но Он – «мужеского пола, без порока» (ср. Лев.1:3 ). Он – воистину «мужеского пола», Ему не ведом грех , который есть женская слабость. Поэтому только этот телец «мужеского пола», только Он «без порока» и «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ), но приобрел «благоволение пред Господом», принесен в жертву у дверей «скинии собрания» ( Лев.1:3 ). У дверей скинии означает не внутри, а снаружи. Иисус был снаружи, ибо «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Он не вошел в скинию, к которой подошел, но был принесен в жертву всесожжения у ее дверей, так как страдал «вне стана» (ср. Лев.4:12 ). Ведь и злые «виноградари, увидев сына, вывели [его] вон из виноградника и убили» (ср. Мф.21:38–39 ). Вот что приносится в жертву у дверей скинии собрания и принимается Господом (ср. Лев.1:3 ). А какая жертва сравнится с жертвой «Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (ср. Евр.9:14 )? 3 . Сказано: «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания» ( Лев.1:4–5 ). Из сказанного ясно, что Анна и Каиафа и прочие, которые «имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (ср. Мф.27:1 ) и пролили кровь Его «к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания» (ср. Лев.4:7 ), были из сынов Аароновых. Ибо кровь была пролита там, где был жертвенник и основание его, как и Сам Господь говорит: «Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» ( Лк.13:33 ). «И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения» (ср. Лев.1:4 ), то есть Он возложил грехи человеческие на Свое тело, ибо Сам Он есть голова Своего Тела – Церкви (ср. Еф.1:22–23 ). Но, возможно, это сделано не без причины, ибо прежде сказано: «Пусть принесет ее к дверям скинии собрания» ( Лев.1:3 ), и повторяется далее, где вновь сказано: «На жертвенник, который у входа скинии собрания» ( Лев.1:5 ), как будто недостаточно в одном и том же повествовании сказать это однократно. Разве что, возможно, он хотел пояснить, что кровь Иисуса была пролита не только в Иерусалиме, где находились жертвенник и его основание и скиния собрания, но что этой самой же кровью был окроплен и высший алтарь, который на небесах в «церкви первенцев» (ср. Евр.12:23 ), как и Апостол говорит: «Чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Поэтому во второй раз упоминается «жертвенник», который у входа «скинии собрания» (ср. Лев.1:5 ), ибо жертва Христа была принесена не только за земное, но и за небесное. И именно здесь Он пролил за людей само телесное вещество Своей крови, а на небе – если там есть те, кто исполняют обязанности священников, – Он принес жизненную силу Своего тела как некую духовную жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010