Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нем учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы найдем такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через «дверь», чтобы попасть туда». 30 На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на иных языках мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на Апостолов и проповеди Апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян ( Деян.8:14–20 ), крещение Эфиопского евнуха ( Деян. 8:38–39 ), крещении Лидии ( Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними городе Филиппы ( Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всею семьей и многих других в Коринфе ( Деян.18:8 ). Апостол Павел в своем послании к Коринфянам вполне определенно говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны ( 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом «каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 . Ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. … Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия». 31 Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

– Об этом послушаем тебя в другое время: если бы это было сказано серьезно, с действительным желанием слушать, то апостол, без сомнения, остался бы в Афинах; но он скоро оставил этот город, – верный знак, что этих слов он не принимал в серьезном смысле, а в таком случае они были ничем иным, как светски вежливым приглашением прекратить речь, а может быть тоже насмешкой в смысле – после, после! – И так, и таким образом, т.е. принужденный прервать неоконченную речь, при легкомысленных насмешках с разных сторон, Павел вышел из среды их, т.е. из Ареопага. Впрочем, некоторые мужи (судя по выражению – немногие, ср. Деян.17:4 ), пристав к нему, т.е. пойдя за ним и войдя в более близкое общение с ним ( Деян.5:14 ; Деян.9:26 ), уверовали в Христа. – Дионисий Ареопагит , т.е. член Ареопага, следовательно, человек именитый и образованный, из каковых обыкновенно избирались члены Ареопага. По церковному преданию, он стал преданнейшим учеником апостола Павла, поставлен был от него епископом афинским, потом проповедовал Евангелие в Галлии и скончался мученически в Париже (Чет.-Мин. 3-го октября). – Дамарь: по преданию (там же) – жена Дионисия. Мужчины (не члены Ареопага) и женщины слушали речь Павла в Ареопаге, вероятно, с примыкавшей к нему площади (см. прим. к Деян.17:17 и Деян.17:19 ). – Другие с ними: не обильным плодом, как видно, окончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: мир своей мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей ( 1Кор.1:21 )! Глава 18 Павел в Коринфе (1–17) 1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. 2. И нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно из Италии, и Прискиллу, жену его (потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима), пришел к ним; 3. И по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Оставив Афины: и, кажется, вскоре после речи в Ареопаге. Пребывание Павла в Афинах ( Деян.17:16 ) и насмешливое отношение афинян к речи его в Ареопаге произвели столь тяжелое впечатление на пламенный дух Павла, что он, «не ожидая здесь большой пользы» (Злат.), не мог долго оставаться в этом городе и ушел в Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Даже из второго послания к Тимофею можно видеть, что Апостол скорее был осужден юридически, чем мог погибнуть от толпы ( 2Тим.4:17–18 ; ср. Деян.28:16 ). Помимо того, указанное возражение предполагает, что Апостол был на особом виду у язычников в Риме, и на него первого должно было обрушиться гонение Нерона: между тем опять из второго же послания к Тимофею мы узнаем, что Апостола приходилось в Риме «искать с великим тщанием» ( 2Тим.1:17 ). Вообще же Апостол, не раз подвергаясь преследованиям, находил возможность избегать опасности в самых критических обстоятельствах, как напр. в Дамаске, где он «в корзине был спущен из окна по стене» ( 2Кор.11:23, 32 ; ср. Деян.23:6 ). Последователи Апостола из единоплеменных ему иудеев конечно могли отличаться теми свойствами, которые характеризуют Израиля от начала его истории до настоящего времени, и через то могли спасти Апостола для тех, для которых ему нужно было «оставаться во плоти» ( Флп.1:24–25 ). Еще менее сильно другое возражение, по которому Апостол в прощальной речи к ефесским пастырям высказал свое последнее прощание с оставляемою им малоазийской паствой ( Деян.20:18–38 ). Но на эту речь никак нельзя смотреть, как на последнее прощание Апостола с малоазийской паствой. Его слова: «и ныне, вот я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя царствие Божие», и скорбь всех прощавшихся с ним «особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его», – объясняются ввиду предстоявших Апостолу уз и неизвестности будущего, ввиду того, что «Дух Святый свидетельствовал, что узы и скорби ждут его» ( Деян.20:23 ); но не в виду мученической кончины Апостола в узах. На такое именно понимание указывает и утешение Апостола скорбевшим о нем в Кесарии: «что вы делаете, что плачете, и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). В отличие от такого предсказания об ожидающих Апостола узах и неизвестности их конца можно указать предсказание его в его последнем послании: «время моего отшествия настало» и предсказание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На Кипре Павел и Варнава сначала остановились в Саламине главном портовом городе с населением, которое оценивается в 150 тысяч человек. 140 Иудейская диаспора, судя по наличию нескольких синагог, была немалой. Лука говорит, что Павел и Варнава в Саламине «проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских» ( Деян. 13:5 ), ни одним словом не упоминая о миссии среди язычников. В миссионерской деятельности на Кипре помимо Павла и Варнавы участвует Иоанн ( Деян. 13:5 ). Имеется в виду «Иоанн, называемый Марком», упоминавшийся в Деяниях в связи с арестом Петра в Иерусалиме: в дом его матери Петр приходит после чудесного освобождения из темницы ( Деян. 12:12 ). Он же прибывает вместе с Павлом и Варнавой из Иерусалима ( Деян. 12:25 ; ср.: 13:13). Марк упоминается в посланиях Павла, называющего его племянником Варнавы ( Кол. 4:10 ; ср. 2Тим. 4:11 ; Флм. 24 ); имя Марка фигурирует также в Первом послании Петра ( 1Пет. 5:13 ). В церковной традиции он отождествляется с автором второго Евангелия. 141 Мы уже отмечали, что, сознавая себя апостолом язычников, Павел тем не менее начинал свою проповедь с еврейских синагог и молитвенных домов. Этого правила он придерживался в Дамаске, ему же следует в Саламине н будет следовать в других местах ( ). Из Саламина Павел и Варнава. «пройдя весь остров». попадают в Пафос, 142 где встречают лжепророка по имени Елима и по прозвищу Вариисус («сын Иисуса»). Этот человек, по происхождению иудей, был близок к местному римскому проконсулу Сергию Павлу. Последний пожелал послушать проповедь апостолов, а волхв противился этому. Тогда «Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И действительно, волхв ослеп и, «обращаясь туда и сюда, искал вожатого». Увидев это чудо, проконсул «уверовал, дивясь учению Господню» ( Деян. 13:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христологическая концепция, изложенная в речи П. перед Корнилием, напоминает ту, что была раскрыта им в предыдущих речах: Иисус Христос - это «Господь всех»; Бог «Духом Святым и силою» помазал Его; Бог был с Ним, когда Он творил чудеса; после того как Его убили, Бог воскресил Его в 3-й день; Он определенный от Бога Судия живых и мертвых. Подчеркивается, как и в др. речах, действие Божие во всей истории жизни, смерти и воскресения Христа. О себе и др. апостолах П. говорит как о свидетелях того, что сделал Иисус: свидетелях, предызбранных от Бога. Эта тема звучит во всех речах П. (ср.: Деян 2. 32; 3. 15; 4. 20; 5. 32). Реальность воскресения Христа иллюстрируется с помощью выражения «нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (ср.: Лк 24. 30-31; Ин 21. 9-13, 15). Начало и конец речи П. образуют тематическую арку: в начале речи П. говорит о Боге, Которому приятен боящийся Его «во всяком народе… и поступающий по правде», а в конце - о Христе, верою в Которого всякий «получит прощение грехов именем Его». Оба утверждения призваны подчеркнуть равенство иудеев и язычников перед лицом Бога, их равные права на спасение через Иисуса Христа. Неожиданное сошествие Св. Духа и на язычников, удивившее пришедших с П., не позволяет П. завершить речь, и он предлагает перейти от слов к делу, сказав: «...кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней» (Деян 10. 44-48). Сошествие Св. Духа в практике ранней Церкви, отраженной в Деяниях, могло следовать сразу же за крещением (Деян 8. 39) или по прошествии нек-рого времени, при возложении рук апостолов (Деян 8. 14-17). В речи на Пятидесятницу П. говорит о сошествии Св. Духа как о прямом следствии крещения (Деян 2. 38). Рассматриваемый случай - единственный из упоминаемых в Деяниях, в к-ром Дух Святой сходит не после, а до крещения, и именно его сошествие становится побудительной причиной того, чтобы совершить крещение не откладывая. Действие Св. Духа, как и в др. описанных случаях, выражается в говорении на языках. Пришедших с П. удивляет не сам этот феномен, с к-рым они могли быть хорошо знакомы, а тот факт, что на языках заговорили необрезанные.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

«В преломлении хлеба». Обычно это выражение означает вкушение пищи ( Лук. 24, 30 и др.), но в то время употреблялось и в другом высшем значении совершения и участия в Таинстве Евхаристии ( 1Кор. 10, 16 ). Здесь может подразумеваться и то и другое значение – и отдельно, и вместе, тем более, что то было время, когда Евхаристия обычно заключалась вечерями любви, при участии всех верующих, в духе братского равенства, любви и взаимообщения. Таким образом, выясняются главные черты первоначального христианского богослужения, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: учение, преломление хлеба (Евхаристия) и молитвы, хотя апостолы и другие верующие до времени не разрывали связи и с ветхозаветным храмом и его богослужениями ( Деян.3, 1 и др.). Деян.2:43 .  Был же страх на всякой душе; и много чудес и знаме­ний совершилось через Апостолов в Иерусалиме. «Был же страх на всякой душе», т.е. собственно – душе неверующей. Неожиданные и поразительные явления божественной силы, выдающийся успех проповеди Петра, его пламенные угрозы и воззвания, чудеса и знамения апостолов, – все это не могло не приводить в трепет впечатлительную душу, погружая ее в глубокое раздумье. Деян.2:44 .  Все же веру­ю­щие были вместе и имели всё общее. Славянский текст этого стиха имеет лишнюю строку по сравнению с греческим подлинником и русским переводом (повторяя начало 43 стиха): «страх же велий бяше на всех их. Все же верующие были вместе», т.е. собираясь в определенных местах (ср. Деян.1:14, 2:1 ), для поучении и молитв, составляли все вместе единодушнейшую семью, сильную братскою любовью и общением. «Имели все общее». Отличительную особенность первой христианской братской семьи или общины составляло общение имуществ, которое отнюдь не было ни принудительными, ни узаконенным, но создалось совершенно добровольно из возвышенных порывов живейшей веры и братской любви первых христиан между собою. Здесь не было уничтожение прав собственности (ср. Деян.5,4 ); а совершенно добровольное распределение их или уступка, целиком и частно, в пользу других нуждающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.27:5 . И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. «Бросив сребренники»: не взятые первосвященниками и книжниками (ст. Мф.27:4 ) деньги Иуды бросил, думая, быть может, успокоить мучения совести, бросив цену крови, но – напрасно. – «В храме»: вероятно, в той части храмовых построек (ср. прим. к Мф.21:12 ), где бывали собрания первосвященников и старейшин народных. – «Удавился»: Апостол Петр, говоря о смерти Иуды, выражается так: «когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» ( Деян.1:18 ). Вероятно, он повесился, а потом почему-либо упал с той высоты, на которой висел, и последовало то, о чем говорит Апостол Петр. Мф.27:6 . Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. «Не позволительно» и пр.: вероятно, враги Иисуса Христа основывались в этом случае на законе Втор.23:18 ; так как другого подобного закона нет, и в этом случае обнаруживается крайне злое чувство их в отношении к Господу Иисусу, как обнаружилось оно и в цене, данной ими Иуде за предательство Господа (ср. прим. к Мф.26:15 ). – «В сокровищницу церковную» (корвану): «корваною называлась кружка, в которую полагали приносимое в дар Богу» (Феофил.). Таких кружек было несколько, и они помещались в разных местах двора так называемого женщин, при храме (см. прим. к Мф.21:12 ). В них клались как добровольные приношения народа в храме, так и полусикль, требовавшийся по закону от всякого иудея в пользу храма. – «Цена крови»: или жизни человеческой. Поразительно это стремление исполнить менее важный закон, нарушив важнейший – не осуждать невинных! Как точно относится к ним слово Господа – Мф.23:23 ! Мф.27:7–8 . Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. «Сделав совещание»: «не просто делают свое дело, а сделав совещание; все клонится к тому, дабы никто не остался неповинным в сем беззаконии, дабы все были виновны» (Злат.). – «Купили землю горшечника»: Апостол Петр говорит, что сам Иуда приобрел землю неправедною мздою ( Деян.1:18 ). В Писании, как и у светских писателей, нередко представляется, что человек сделал известное дело, тогда как он был только орудием или случаем к этому делу ( Деян.2:23 ; Ин.19:1 ; Мф.27:59–60 ). Выражение Апостола Петра значит, что на деньги Иудины приобретена была земля. – Для «погребения странников»: иудеев, собиравшихся в великом множестве из всех стран мира на праздники, а равно и прозелитов. – «Землею крови» (Акелдама – Деян.1:19 ) «до сего дня»: «название места громче трубы возвещает всем о гнусном убийстве... Если бы они положили (сребренники) в корвану, дело не обнаружилось бы так повсеместно; купив же землю, они сделали все гласным и для будущих родов» (3лат., ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Чрез смерть Иисуса Христа и Его воскресение положено основание христианской Церкви, метафизическое, мистическое, но конечно реальное. Апостол Павел говорит: «Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святой постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, которую стяжал честною Своею кровию ». Явление же Церкви Христовой миру и действие её среди людей последовало (и началось) в день Пятидесятницы. Иисус Христос положил начало также и внешней организации Церкви, как Христианского общества. Церковь , по учению Христа, есть общество верующих в Него, как Сына Божия и Спасителя. Слово « Церковь » Он употребил три раза ( Мф. 16:18, 18:17 ). Он установил иерархию, как чиноначалие (Ср. Ин. 20:22–23 ): «Дунул, и сказал им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ср. Мф. 16:19, 18:18 ), а не просто нравственный союз людей. Он дал ученикам молитву, как образец («Отче наш»), установил таинства – крещение, причащение, покаяние, указал необходимость человеческой дисциплины: «Если же согрешит против тебя брат твой… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:15–17 ). Но дело Христа было только бросить семя, и оно вырастет, зажечь огонь – и он разгорится. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме По вознесении Господа Иисуса Христа, в Галилее было уверовавших в Него более 500 человек (ср. 1Кор. 15:6 ) и во Иерусалиме с апостолами 120 душ ( Деян. 1:13–16 ). О судьбе галилейских верующих мы ничего не знаем. Весь интерес первохристианских источников сосредоточивается на общине верующих в Иерусалиме. Они собирались вместе, и на одном собрании, по предложению апостола Петра, они избрали на место изменника и самоубийцы Иуды – Матфия ( Деян. 1:6–26 ). Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа , Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1–12 ). Что такое «дар языков» или глоссолалия – чрезвычайно трудно выяснить. Параллельное этому сообщение о даре языков в Коринфской общине ( 1Кор. 14 гл.) не только не помогает разъяснить дело, а напротив, свидетельствует, что в книге Деяний говорится о ином чудесном даре, чем в 1Кор. 14 гл. Слушавшие глоссолалов в день Пятидесятницы говорили о них: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» ( Деян.2:7–8 ). Между тем о Коринфских глоссолалах сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, – то не скажут ли, что вы беснуетесь» ( 1Кор. 14:23 ). «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу… тот говорит в назидание себе» ( 1Кор.14:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010