Церковь основывается на Христе, воспринимаемом человеческою верою. Если этот начаток Церкви в образе здания представлялся в виде скалы, в виде грунта, на котором воздвигается Здание, то в образе Тела он не может быть представлен иначе, как семя, зерно, зародыш, из которого вырастает Тело-растение или Тело-животное. Господь сказал своим ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное (ς κκκον συνπεως) и сказали смоковнице (τ συκαμν; по другим 735 шелковичному дереву) сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» ( Лк.17:6 ; ср. Мф.17:20 ). «Вера с зерно горчичное» – ς κκκον συνπεως – минимальная вера, ибо зерно горчичное – «наименьшее из всех семян» – μικρτερον μν στιν πντων τν σπερμτων ( Мф.13:32 ; ср. Мр.4:31 ). Но, несмотря на свои незаметные размеры, это самое горчичное зерно веры, посеянное в сердце человеческом (см. Мф.13:3 сл., Мк.4:3 сл., Лк.8:5 сл. – притча о сеятеле. Ср. Мф.13:24 сл., Ин.4:36 сл., Гал.6:5–10 ), как в поле, «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» 736 ( Мф.13:31 ; Мк.4:31–32 ; Лк.13:19 ), т. е. вырастает, по изъяснению Спасителя, в «царство небесное» ( βασιλεα τν ορανν).В только что перечисленных местах настойчиво и властно повторяется один и тот же образ – образ сеяния зерна и вырастания семени в развитое растение. Целые главы у синоптиков заняты рядом притч, в которых terminus comparationis 737 есть таинственная жизнь растения ( Мк.4 ; Мф.13 ): «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом полное зерно в колосе, когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк.4:26–29 ). И как некогда в доктрине Элевзинских мистерий, прорастание новой ликующей жизни из истлевающего в своей могиле семени служит символом обновления и воскресения, так же и в Христианстве: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 . Ср. 1Кор.15:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

10), и даже призывает «сносить немощи бессильных... угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал...» (Рим 15. 1-3). Однако из среды грешников он выделяет людей лукавых, пытающихся войти к христианам в доверие, притворно выдавая себя при этом за их братьев. С ними апостол рекомендует «не сообщаться» и «даже… не есть вместе» (1 Кор 5. 9-11). Ап. Павел неоднократно перечисляет Г., повинные в к-рых «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-11; Рим 1. 29-31; Гал 5. 19-21; Кол 3. 5-8; Еф 5. 3-5; 1 Тим 1. 9-10; и др.). При этом он обращает особое внимание не только на духовную, но и на телесную чистоту. Призывает не злоупотреблять вином, «от которого бывает распутство» (Еф 5. 18); избегать блуда, в к-ром «блудник грешит против собственного тела», становясь «одним телом» с блудницей; соблюдать телесную непорочность, потому что «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор 6. 15-19). Греховная жизнь, согласно Соборным Посланиям, не преодолевается одними лишь декларативными заявлениями человека о его вере в существование Бога (ср.: Иак 2. 26) или о его любви к Богу (ср.: 1 Ин 4. 20). Авторы Посланий предостерегают: вера может оказаться «мертвой» и бесовской (Иак 2. 17, 19), а любовь - лишь «словом» (1 Ин 3. 18), за к-рым ничего не стоит. Они призывают христиан занять активную жизненную позицию, к-рая проявляется в соблюдении всего того, что заповедал им Христос (1 Ин 2. 3). «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2. 4). Вера обнаруживает себя в добрых делах (Иак 2. 14-26), а любовь к Богу - в любви к окружающим (1 Ин 4. 20-21). Любить же «словом или языком», а не «делом и истиною» (1 Ин 3. 18) - значит не иметь в себе Бога (ср.: 1 Ин 4. 12). Любое слово, не подкрепленное делом,- слово «гнилое» (ср.: Еф 4. 29). Осознавая важность слова в жизни христианина, ап. Иаков посвящает ему целую главу. Он отмечает, что Г., совершаемые посредством слова, не следует считать незначительными.

http://pravenc.ru/text/166453.html

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

3. дати плачущим сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущим, украшение славы вместо духа уныния; и нарекутся родове правды, насаждение Господне в славу. 4. И созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. 3. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во влаву Его. 4. И застроют пустыни вековые, восстановят древние развалины, и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. Ст. 3. Господь послал Помазанника Своего утешить сетующих в Сионе, даровать им крепость и бодрость духа: они назовутся сильными правдою (букв. дубами правды), славным насаждением Господа. Эти слова пророчества исполнились на апостолах Христовых, которые, будучи прежде людьми простыми, по ниспослании на них Духа Св., явились столпами правды (ср. Гал. 2:9 ), насадителями на ниве Божией, соработниками Христа ( 1Кор. 3:6–9 ). Ст. 4. Ср. 58:12, 60:10. “Сильные правдою“ восстановят страну народа Божия, находившуюся в запустении. 5. И придут инороднии, пасущие овец твоя, и иноплеменницы оратели, и воноградари ваши: 6. Вы же священницы Господни наречетися, служителие Бога вашего речется вам: крепость языков снесте, и в богатстве их чудни будете. 7. Сице землю свою вторицею наследят, и еселие вечное над главою их. 5. И приидут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. 7. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Ст. 5. Тогда как пастыри народа иудейского (ср. Иез. 24:2 и дал.) были из левитов, пастыри в восстановляемой стране народа Божия будут из иноземцев. Виноградник Божий (ср. Ис. 5:7 ), в котором делателями были книжники и фарисеи, будет отдан иным делателелем ( Мф. 21:33–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Если проанализировать сущность самого сатаны, то можно убедиться, что он — самое изолированное существо во всей вселенной. Это мерзкое чудовище. Он стал и пребыл таким по причине изначального своекорыстия и самоизоляции, по причине замкнутости на себе самом. Кто будет увлечен в ненавистный эгоцентризм, тот откроет в себе все сатанинские свойства, его самосознание и ощущения будут отрезаны от остальных людей, от пользы его ближних, он будет заботиться и думать только о себе. Цель жизни     «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания» (ср.: Евр. 2:10).    Поскольку образ пал и разбился, то никто иной, как только Создатель должен был исходатайствовать его обновление. Тот, Кто «рече и быша, повеле и создашася» (ср.: Пс. 32:9). «Но когда пришла полнота времени», абсолютного Божественного благоволения, «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (ср.: Гал. 4:4—5). В день праздника домостроительства, спасительного для мира, в день Рождества, посетил Бог народ Свой «и Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Никогда во всемирной истории не было известия более радостного, чем то, которое возвещает, что «Слово стало плотию». Вечной вестью и на Небе, и на земле, и даже под землей является все та же весть, что «Слово стало плотию». Творению, подчиненному тлению и смерти, что еще могло или, лучше, Кто еще мог вернуть прежнее равновесие, как не первый Архитектор? Вся тварь под гнетом тления взывала: «просвети лице Твое, Боже, и спасемся» (ср.: Пс. 79:4); «ускори яко Щедрый и поспеши яко Милостивый в помощь нашу, яко можеши хотяй». И снова: «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Пс. 78:8). И Слово, приклонив Небеса, стало плотью. В этих нескольких словах заключается все Евангелие, добрая весть Небу, земле и всей твари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

Почему? Потому что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильсктй не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх. 19:12–16; 20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх. 20 ст.12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср.-ст.7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1ст. ср. 1Ин. 2:13 и 1Кор. 7:14 ). Это во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол. 2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт, гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно осьмодневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещенные благодатию Божией, должны крестить своих новорожденных младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служит внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без нее Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужескаго пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, – истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, – говорит Господь Никодиму, – не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные не были в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещеные не входят в единение с Господом ( Гал. 3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим. 8:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

17. Будет бо небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их: 18. Но радость и веселие обрящут на ней, яко се аз творю веселие иерусалиму, и людем моим радость. 17. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы, и не приидут на сердце. 18. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию. Ст. 17. Господь сотворит новое небо и новую землю (ср. 43:18, 66:22; Мф. 24:35 ; 2Петр. 3:13 ; Апок. 21:1 ), где будет господствовать новый порядок бытия ( 2Кор. 5:17 ); тогда о прежнем не будут вспоминать, как об утратившем свое значение. Ст. 18. Господь наполнит Иерусалим веселием, народ Свой – радостью. Под Иерусалимом бл. Феод. здесь разумеет тот вышний Иерусалим, который по апостолу свобод есть, иже есть мати всем нам ( Гал. 4:26 ). Вместо евр.-м. =в р.-с. во веки, 70 читали: , почему: ν υτ=на ней; вместо слав. Иерусалиму и людем моим, согл. евр. и греч. т., следует: Иерусалим и люди моя; вместо евр.-м. =в р.-с. и народ его, 70 читали: , почему: α τν λαν μου. ср. сл. 19. И возвеселюся о иерусалиме, и возрадуюся о людех моих: и ксему не услышится в нем глас плача, ни глас вопля, 20. Ниже будет тамо младенец, ни старец, иже не исполнит лет своих: будет бо юный ста лет, умираяй же грешник ста лет, и проклят будет. 19. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. 20. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. Ст. 19–20. Господь даст радость Иерусалиму (ср. 62:5), веселье людям Своим: среди них не будет слышно ни плача, ни вопля (61:3; Апок. 21:4 ), и каждый будет достигать полноты дней своих (ср. Зах. 8:4 ). Бл. Иерон. говорит, что евреи его времени исполнение этого пророчества относили к 1000-летнему царству пред воскресением, для какового будто бы обещана столъ продолжительная жизнь, что 100 лет будет считаться юностью, грешник же будет умирать на сотом году своей жизни, для того, чтобы он не пользовался приготовленным богатством, но знал, что он проклят за грех“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

За восхождением следует сошествие Духа, ср. 7:39. Дух животворит — характерное выражение Павла (последний Адам есть дух животворящий 1 Кор 15:45; буква убивает, а дух животворит 2 Кор 3:6), у Иоанна Дух связан с новым рождением (3:5–6,8) и живой водой (4:23–24; 7:38–39). Дух и жизнь связаны и в ВЗ (Быт 1:2 и особенно видение сухих костей в Иез 37:1–14, где Дух Божий воскрешает мёртвых). Плоть не пользует нимало — как всякая плоть не имеет силы без духовного начала, так и Евхаристия, принимаемая без веры и содействия Духа, не приносит пользы и не удерживает ученика от предательства, см. сле­дующий стих. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь — ср. в Ис 40:6–8 переход от плоти к слову; о животворящем слове см. Ин 5:24. Слова не обязательно означают предшествующую речь, но скорее все слова Иисуса, Который есть воплотившееся Слово (1:1). Может быть, слова — это евхаристические формулы (Иоанн не приводит, но подразумевает их), особенно если за греч. ·»mata стоит евр. которое значит не только ‘слова’, но и ‘дела’; впрочем, не только Евхаристия, но и чудесное насыщение как прообраз её, умовение ног (13:4–11) и очищение Словом (15:3) представляют нераздельное единство слова и дела, “зримые слова”. Ср. ещё Втор 8:3; Иер 15:16 (обретены слова Твои, и я съел их); Иез 2:8–3:3 (повеление пророку съесть книжный свиток) и то же в Откр 10:9–10. Если местоимение ™gu ‘я’ выражает контрастное выделение, слово Иисуса противопоставляется Торе и превосходит её, см. Гал 3:21. Но есть из вас некоторые неверующие — вера разделяет слушателей Иисуса на две части, и границы эти могут быть незримы: неверующие оказываются среди учеников. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его — слова от начала могут значить время призвания учеников, а могут, как и в 1:1, относиться к истинному началу всего, довременному предведению всего Богом. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего — то есть чтобы подготовить верных учеников к уходу множества нестойких, Иисус заранее открыл им, что вера не может быть результатом человеческой инициативы или человеческих расчётов: она приходит только от Бога. Вера во Христа не просто трудна: без Божиего содействия она невозможна, ср. Мк 10:27.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Мф. 15, 28) . Я думаю, что Хананеянку, мать страшно беснующейся [дочери], представляющую собой символ матери такой же [беснующейся] души, надо будет понимать по образцу свободного вышнего Иерусалима, матери Павла и близких ему (ср. Гал. 4, 26). И подумай, не разумно ли [полагать], что существует много отцов и много матерей, наподобие отцов Авраама, к которым отошел патриарх (ср. Быт. 15, 15), и Иерусалима — матери, согласно словам Павла, касающимся его самого и подобных ему. Вероятно, эта [мать], чьим символом является Хананеянка, выйдя из пределов Тирских и Сидонских, образами которых были [соответствующие] местности на земле , приблизившись к Спасителю, умоляла Его, да и поныне умоляет, говоря: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя страшно беснуется» (Мф. 15, 22). Затем Он, отвечая, когда требуется, и внешним (ср. Мк. 4, 11), и ученикам, сказал: «Япослан только [к погибшим овцам дома Израилева]» (Мф. 15, 24), давая знать, что существуют некие первостепенные разумные и [духовно] прозорливые души, которые погибли (προηγομεναι ψυχα νοερα κα διορατικα πολωλυαι): образно они названы «овцами дома Израилева», и, я думаю, более простые [верующие] (ο πλοστεροι) , полагая, будто это сказано об Израиле «по плоти» (1 Кор. 10, 18), будут вынуждены допустить, что наш Спаситель был послан Отцом не к кому- либо другому, а к тем погибшим Иудеям. Но мы, хвалясь тем, что в соответствии с истиной говорим (εχμενοι ξ ληθεας λγειν): «Если же когда и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16), — мы знаем, что первостепенная задача Слова — спасти более разумных, ибо они в большей степени родственны Ему, чем менее способные. Но поскольку «погибшие овцы дома Израилева», за исключением остатка по избранию благодати (ср. Рим. 11, 5), не уверовали в Слово, по этой причине [Бог] «избрал немудрое мира» — не Израиль и не прозорливый [народ] - «чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1, 27) Израиля, и назвал «не значащим» (1 Кор. 1, 28) разумный народ, передав ему то, что он смог вместить, «юродство проповеди» (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Некоторые же говорят, что дерево смоковницы обозначает Иерусалим, так как он не дал плода, и (потому), говорят, в (образе) смоковницы проклял Иерусалим, и Кто, утверждают, алкал, Тот алкал покаяния и пришел, чтобы найти его у Иерусалимлян – и не нашел. К этому присоединяют другое изречение: «у одного человека была смоковница ...в винограднике своем» (ср. Лк.13:6 ), – и то и другое относят к городу Иерусалиму. Но если Он искал плода именно от Иерусалима, то почему проклял его, чтобы низвергся, под образом смоковницы, для которой не настало еще время, чтобы дать плод? А если не настало время его, то как понять слова апостола: «в конце времен послал... Бог Сына Своего» (ср. Гал.4:4 )? И так как пришествие Единородного произошло в надлежащее время, то почему смоковница в непригодную для плодов пору сравнивается с городом Иерусалимом, для которого настало время плодам? Приложим же большее старание к этому месту Писания, чтобы найти в нем решение нашего вопроса. Вот о Господе, входящем в город Иерусалим, написано: «увидел Господь его и заплакал о нем, и сказал ему: о, если бы... ты... узнал... сей... день твой» (ср. Лк.19:41–42 ). Итак, если настал день его, то насколько более (настало) и время его? Однако для смоковницы не (настало) время свое, откуда явствует, что иное – смоковница, и иное – Иерусалим. Из сего исследования о смоковнице уразумеваем, что она не означает города Иерусалима, как говорят некоторые. Таким образом, вероятным становится, что в то время апостолы по обычной своей простоте были заняты какой-либо мыслью и находились в сомнении. Чтобы посредством чуда отклонить их сомнения, (для сего) на виду у них и иссушил смоковничное дерево. «Когда возвратились, говоря т Ему: вот смоковница, которую Ты проклял, как это тотчас засохла!.. Говорит им: и вы, если будете иметь веру... и не сомневаться в сердце вашем, ...скажете этой горе, и передвинется» (ср. Мк.11:20–23 ). Если бы смоковница эта была символом и образом, то не приличествовало бы говорить: «если будете иметь веру», но: «если есть у вас разумение». Итак, на этой смоковнице было (явлено) чудо, а не символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010