2.3. И вот, «когда собралось общество против Моисея и Аарона», облако покрыло скинию, «и явилась слава Господня» (ср. Чис.16:42 (17:7). Сколь бы ни велики были в своей достойной жизни Моисей и Аарон (ср. Исх.11:3 ) и как бы ни сильны были они в добродетелях души, слава Бога не могла явиться им, пока не стали они гонимы, пока не оказались они в опасности и тесноте, на самом краю гибели. Так и ты не думай, что слава Господня может явиться тебе, когда ты праздный и беспечный. Разве не через скорби апостол Павел удостоился славы Божьей? Не считает ли он себя претерпевшим больше, чем прочие, бывшие «в трудах, в ранах, в темницах»? Разве не пишет он о себе: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, много раз был в опасностях на море, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях между лжебратиями» (ср. 2Кор.11:23–26 )? Чем больше умножается скорбей, тем больше они несут славу Божью тем, кто мужественно их переносит. 3.1. «И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои» ( Чис.16:44–45 (17:9–10)). Некогда в Содоме нужно было найти хотя бы десять праведников, чтобы едва спасти жителей пяти городов содомских (ср. Быт. 18:32 ); теперь же, чтобы спасти весь израильский народ, довольно всего двух, но таких, как Моисей и Аарон. Так что мы можем сказать? Чем эти два мужа были выше других? Какая добродетель столь велика, какая заслуга, что может избавить от гибели шестьсот тысяч человек? Думаю, что Моисей олицетворяет закон, который учит людей познанию и любви Божией, а в Аароне заключен образ обращенных к Богу коленопреклоненных молений. Поэтому если когда-нибудь Бог вознегодует на нас или на весь народ Божий и если Господь уже вынесет приговор и вознамерится покарать виновных, но закон Божий вновь заговорит в нашем сердце, предостерегая и призывая нас покаяться, загладить свои прегрешения, вознести молитвы за свои провинности, гнев тотчас исчезнет, негодование утихнет, Господь станет благосклонным к нам, словно бы Моисей и Аарон ходатайствовали за нас и молились за весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАССИЯ Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) Прав. Иосиф благословляет Манассию и Ефрема. Миниатюра из «Венского Генезиса». VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 45) [Евр.  ,   греч. Μανασσ], старший сын ветхозаветного патриарха - прав. Иосифа , родоначальник одноименного колена израильского. Был рожден в Египте от Асенефы, дочери егип. жреца Потифера. Нарекая имя своему первенцу, Иосиф объяснил его значение тем, что с рождением сына Бог дал ему «забыть [  ] все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт 41. 51). Согласно представленной в этих словах этимологии, евр. имя   по форме - регулярное причастие от корня   в каузативной породе означающее «тот, кто заставляет забывать» (BDB. P. 674). На смертном одре патриарх Иаков усыновил своих внуков, детей Иосифа - М. и Ефрема, и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт 48. 5). Благословляя их, патриарх Иаков в первую очередь благословил младшего Ефрема, а не перворожденного М., о к-ром он сказал, что «от него произойдет народ, и он будет велик», тем самым пророчествуя о буд. могуществе и величии представителей этого колена (Быт 48. 19). Сцена потери М. своего первенства в предсмертном благословении Иакова напоминает рассказ о потере Исавом своего первородства (Быт 27. 1 - 28. 5 - Wenham G. J. Genesis 16-50. Dallas (Tex.), 1994. Vol. 2. P. 460, 465). В благословении прор. Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляются представители колена М. и Ефрема в лице их отца Иосифа, чьим сыновьям обещано великое будущее: «...Крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор 33. 17). Историческое родство колен Ефрема и М. подчеркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиина» (ср.:Втор 34. 2; 2 Пар 30. 10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена также представлены в Свящ. Писании как единое племя словами «дом Иосифа» (Нав 17. 17; 18. 5; Суд 1. 22, 35; 2 Цар 19. 20; 3 Цар 11. 28; Ам 5. 6; Авд 18, Зах 10. 6). Соперничество между 2 коленами нашло отражение в библейской традиции.

http://pravenc.ru/text/2561804.html

1 . «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Что есть начало всего, если не Господь наш и «Спаситель всех человеков» ( 1Тим.4:10 ), Иисус Христос , «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 )? В этом начале, то есть в Его Слове, Бог сотворил небо и землю, как говорит и евангелист Иоанн в начале своего Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Здесь не говорится о каком-либо временном начале; сказано, что земля и небо и все прочее, что было создано, были сотворены «в начале», то есть в Спасителе. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). «Земля же была безвидна и пуста» до того, как Бог сказал: «Да будет свет» и отделил свет от тьмы, как указывает порядок повествования. Далее говорится, что Бог повелел: «Да будет твердь» и назвал ее небом, и когда мы дойдем до этого места, то объясним причину различия между небом и твердью, а также почему твердь была названа небом. Теперь же сказано: «Тьма над бездной» ( Быт.1:2 ). Что есть бездна? Разумеется, то место, где будут находиться «дьявол и ангелы его» (ср. Откр.12:9, 20:3 ; Мф.25:41 ). Это также со всей ясностью показано в Евангелии, где говорится о Спасителе: «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк.8:31 ). Поэтому Бог и рассеял тьму, как сказано в Писании: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:3–5 ). Как сказано в этих стихах, Бог назвал свет днем, а тьму ночью. Но давайте посмотрим с духовной точки зрения, почему, когда Бог в начале, о котором мы говорили выше, сотворил небо и землю и сказал: «Да будет свет» и отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью и сказано «и был вечер, и было утро», говорится не «день первый», а «день один». До существования мира еще не было времени. Однако со следующих дней время стало существовать. Второй день и третий день и четвертый и прочие начали обозначать время.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Без Него мы не можем сохранить заповеди Божией (ср.: Ин. 15:5).    Да, жажда уподобиться Господу естественна христианину. Однако «тесны врата и узок путь», ведущие в сию божественную жизнь (ср.:Мф.7:14). Змея, чтобы сбросить с себя ставшую ненужною шкуру, проходит через узкие щели; так и всякий человек, чтобы спастись, должен пройти через весьма «тесные врата», чтобы совлечься «кожаных одежд», приобретенных в падении нашем (ср.: Быт. 3:21).    Тот, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), дал нам такие заповеди: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26—27, 33; ср.: Мф. 16:24—25). Из этих слов видим, «КТО есть сей» (Мф. 21:10). Если бы Христос в Своем ИПОСТАСНОМ бытии не был единосущным Отцу и Святому Духу Богом, явившимся в плоти нашей, а только подобным нам тварным существом, то онтологически не могли бы Ему прийти такие идеи. Если бы Иисус Христос не был Богом по существу своему, то достаточно было бы сей заповеди, чтобы и все прочее содержание Евангелия стало бы неприемлемым. Два тысячелетия опыта Церкви неизменно подтверждают «великую благочестия Тайну: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе» (1 Тим. 3:16). Воспринятый верою как безначальный Господь, Христос становится для нас Светом вечности, и слова Его открывают нам недомысленные глубины Бытия Божьего.    По неведомому для меня Промыслу я был допущен к ногам избранника Бога Вышнего — Силуана. Наблюдая его подвиг, благоговейно слушая его наставления, и я, ничтожнейший из людей, смог отчасти узреть тайну пути ко спасению. На конце дней моих я дерзаю поведать о том, что ревниво скрывал прежде. Я говорю здесь в тех пределах и о тех формах, в которых мне было дано жить Богом.    На других страницах пишу я о моем страшном преткновении: о самовольном и гордом удалении от Откровения, данного нам во Христе. Но Отец, да будет Имя Его благословенно во все века, явил мне Сына Своего во Свете незаходимом, и тем дал мне восчувствовать мой грех с такою силою, что я десятилетиями рыдал, припадая к земле лицом в моем отчаянии от моего безобразия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кто же не слышал о мучениках или в устах какого христианина не звучит каждодневно имя мучеников? О, если бы оно пребывало также и в сердце, чтобы мы подражали страданиям мучеников, а не попирали их! 108 Так вот, он сказал: «мы видели и являемся свидетелями», [имея в виду]: «мы видели и являемся мучениками». Ибо, свидетельствуя о том, что они видели, и свидетельствуя о том, что слышали от тех, которые видели, они 109 претерпевали все то, что претерпевают мученики, поскольку само свидетельство не нравилось людям, против которых оно было произнесено. Мученики – свидетели Божии. Богу угодно было иметь в качестве свидетелей людей, чтобы и люди имели в качестве свидетеля Бога. Мы видели, говорит [апостол], и являемся свидетелями. Как они видели? В проявлении (in manifestatione). Что значит «в проявлении»? На солнце, то есть на сем свете. Каким же образом можно увидеть на солнце Того, Кто сотворил солнце? Разве что в том смысле, что «Он поставил на солнце жилище Свое, а Сам, как жених, выходя из брачного чертога Своего, был рад, как исполин, пробежать поприще» (ср. Пс.18:6 ). Сотворивший солнце – прежде солнца, прежде денницы (ср. Пс.109:3 ), прежде всех звезд, прежде всех Ангелов, истинный Творец, ибо все было сотворено через Него и ничего не было сотворено без Него (ср. Ин.1:3 ). Чтобы стать доступным взору плотских очей, которыми видят солнце, [P. 116] Он поставил на солнце жилище Свое, то есть плоть Свою явил в проявлении сего света; а брачным чертогом Его было чрево Девы, ибо в сем девственном чреве соединились двое – Жених и невеста, Жених-Слово и невеста-плоть. Ибо сказано в Писании: «и будут два в плоти одной» ( Быт.2:24 ). И Господь говорит в Евангелии: так что они уже не двое, но одна плоть ( Мф.19:6 ). Также Исаия к месту вспоминает, что оба они – одно; в самом деле, он говорит от лица Христа: как на жениха возложил на Меня венец и, как невесту, украсил Меня убранством (ср. Ис.61:10 ). Очевидно, что говорит один [Господь] и представляет Себя женихом и невестой, потому что не двое, но одна плоть, потому что Слово стало плотию, и обитало в нас ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пусть же эта святая воля будет и на земле между людьми и всеми творениями, как на Небе; христианин должен принести свою волю в жертву Господу, подчиниться Его воле, видеть во всем Его волю (ср.: Златоуст, Феофилакт). Мф.6:11 . Хлеб наш насущный дай нам на сей день. «Хлеб». Пища вообще ( Быт.18:5 ; Притч.30:8 ; Сир.10:30 ; Прем.16:20 ; 2Фес.3:12 ) или, в более широком смысле, – все вещи, необходимые для ежедневной жизни ( Мф.4:4 ; Втор.8:3 ). «Насущный». Ежедневный (ср.: Иак.2:15 ), или нужный для поддержания нашего существа ( Притч.30:8 ). Существо наше двоякое – телесное и духовное, и пища двоякая – телесная и духовная; духовная пища есть слово Божие ( Ин.5:24 ), Святые Таинства Церкви и в особенности Святейшее Таинство Тела и Крови Христовой ( Ин.6:35 ). «На сей день.» Должно просить у Бога сего только на настоящий день, без дальнейшей заботы о будущем, так как излишняя заботливость противна упованию на Бога (ср.: ниже Мф.6:34 ). Мф.6:12 . И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. «Долги наши». Под долгами разумеются все наши провинности перед Богом, все грехи и проступки против Закона Его. Человек – грешник и должник перед Богом неоплатный, ибо не может не грешить и ничем сам по себе не может искупить своих грехов, то есть заплатить за них, и Бог может только простить их, как заимодавец прощает долг своему должнику. Прощается этот долг по вере в Искупителя нашего, взявшего на Себя все грехи людей и тем давшего нам возможность просить во имя Его у Бога прощения грехов наших. «Как и мы прощаем». Это необходимое условие прощения Богом грехов наших (ср.: Мф.6:14 ). Должники наши – это все люди, чем-либо согрешившие против нас, словом или делом, волею или неволею. «Воспоминанием о грехах внушает нам смирение, повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за сие и нам прощения утверждает в нас благие надежды» (Златоуст). Мф.6:13 . и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1–4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18–26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27–31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома, и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы. Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: «Я не знаю Господа» (5:2) означают: «Я не признаю Его власти». Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4:18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19–21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра – неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: «распни его». Еще одно подтверждение призвания Моисея (6) Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт. 35:10 ), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12:30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? («Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то, что будешь делать в наводнение Иордана?», Иер.12:5 .) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах. В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих «Я сделаю», которые окружены двумя «Я есть». См. таблицу 5. Таблица 5 67 В этой главе поднимаются, по крайней мере, два критических вопроса. Один – в третьем стихе: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим «Господь» не открылся им». А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): «И сказал ему (т.е. Аврааму) «Я Господь...». Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: «И сказал Господь Аврааму...» ( Быт.12:1 )? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): «И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

И назвал твердь небом, дав ей имя того неба, которое Он сотворил прежде. И назвал «сушу» «землею», потому что даровал ей способность приносить плоды. Поэтому если кто-либо по своей вине останется «сушей» и не принесет плодов, а произрастит лишь «терния и волчцы» (ср. Быт. 3:18 , Евр. 6:8 ), производя пищу для огня, соответственно тому, что он извел из себя, он сам станет «пищею огня» ( Ис.9:19 ). Но если после того, как он отделит от себя воды бездны, которые суть помыслы бесовские, и своим усердием и ревностью явит себя плодоносной землей, то будет вправе ожидать, что Бог введет его «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» ( Исх.3:8 ). 3 . Но давайте узнаем из того, что следует далее, что это за плоды, которые Бог повелел производить земле, названной так Им Самим. Говорится: «И увидел Бог , что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:10–12 ). Из этих слов видно, что плоды эти приносит «земля», а не «суша». Снова применим это к нам. Если мы стали «землею», если мы больше уже не «суша», то будем приносить обильные и разнообразные плоды Богу, чтобы и нас благословил Отец, сказавший: «Вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» ( Быт.27:27 ), и чтобы исполнилось в нас сказанное Апостолом: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр.6:7–8 ). 4 . «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт.1:12–13 ). Бог повелел земле производить не только «зелень», но и «семя», чтобы оно могло всегда приносить плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

ч. глагола «создадим» (1. 26), а также на стих «Адам стал как один из Нас» (3. 22) (Dial. 62). Свт. Феофил, еп. Антиохийский, сопоставляет употребление одного и того же слова «начало» в Быт 1. 1. и в Притч 8. 22 («в начале» - ν ρχ) и делает вывод, что Господь сотворил все посредством Своей Премудрости (σοφι), являющейся в то же время и Словом (λγος) (Ad Autol. II 10). Сопоставление продолжил Тертуллиан, к-рый ввел в этот ряд (Быт. 1.1 - Притч 8.22) первые строки из Ин. 1.3: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», он еще раз показывает, что мир был сотворен Богом посредством его Слова, к-рое оказывается Премудростью (Притч 8. 22) и истинным «началом» начал ( Tertull. Adv. Hermog. 20). Тертуллиан открыто называет Слово (Логос), к-рое и есть истинное «Начало», Сыном Божиим (Adv. Prax. 5). Ириней Лионский утверждает, что мн. ч. глагола, употребляемое в Быт 1. 26, следует понимать как прямое указание на троичность Божества и что Сын и Дух Святой со Отцом соучаствуют в деле творения ( Iren. Adv. haer. IV 20). Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Развитие тринитарного богословия на основании экзегезы кн. Б. получило новый стимул в период арианских споров. Свт. Афанасий Великий, как и Ириней Лионский, видит в Быт 1. 26 диалог Бога Отца со Своим Единородным Сыном ( Athanas. Alex. De Sinod. 27. 14), посредством Которого Он сотворил все вещи (Or. contr. arian. II 31) и Который был со Отцом прежде всякого творения. Истолковывая фразу: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (19. 24), свт. Афанасий считает параллельное чередование действий Божиих указанием на два первых Лица Пресв. Троицы (ср. также: Iust. Martyr. Dial. 129; Hilar. Pict. De Trinit. 4. 29). Он стремится доказать, что учение о Троице было известно в ВЗ (Or.

http://pravenc.ru/text/153739.html

И покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь — Сын не только исцеляет болезни людей (ст. 1–9), Он также обладает Божественной властью и силой возвращать мёртвых к жизни. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет — воскрешение из мёртвых рассматривалась как прерогатива Самого Бога, см. риторический вопрос Иорама, царя Израильского: Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? (4 Цар 5:7). В позднейшей раввинистической литературе (Таанит, 2а, мнение равви Иоханана) говорится, что Бог удерживает при Себе три “ключа”, которые не вручаются никакому “представителю” или “посланнику” ключ от дождя (Втор 28:12), ключ от чрева женщины (Быт 30:22) и ключ воскресения мёртвых (Иез 37:13). Иногда считалось, что Илия здесь — единственное исключение, но ни в каких иудейских источниках (кроме поздних) не говорится, что Мессия может воскрешать мёртвых. Более того, в нынешнем веке Сам Бог не воскрешает мертвых (кроме нескольких особых случаев), воскресение относится к будущему веку. Сын оживляет, кого хочет — Сыну дана власть и свобода, немыслимая для человека; ср. выбор одного из огромного множества больных (5:6). В этих словах тройной смысл: 1) человечество воскреснет в Иисусе Христе в последний день, ср. ст. 28–29 и 1 Фес 4:16; 2) Иисус избавляет людей от греха, то есть духовной смерти, ср. ст. 25 и Рим 6:4; 3) речь также идёт о воскресении Лазаря, о котором рассказано в этом Евангелии (11:43–44) как о прообразе общего воскресения. Истинно, истинно говорю вам — слова здесь, как обычно, предваряют особо важное речение, подводящее итог сказанному прежде на взаимосвязанные эсхатологические темы Воскресения и Суда. Слушающий слово Мое — вера имеет источником слышание, ср. Рим 10:17; о слышании, вере и сохранении слов Иисуса см. 2:22; 5:24; 7:40; 8:43,51–52,55; 14:23–24; 15:20; 17:6, причём особое значение имеет 12:48 (Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день) и 8:47 (Кто от Бога, тот слушает слова Божии).

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010