Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт». Объяснение. Говорится здесь о неверующих в воздаяние за гробом, которые провели всю жизнь свою в нечестии и при конце жизни не обнаружили раскаяния, за что они безвозвратно и уйдут во ад: ср. Лк.16:25–26 . Далее Екклесиаст говорит, что человек после своей смерти сам по себе не может изменить своего положения в загробной жизни. И Православная Церковь согласно сим словам верует и учит, что умерший человек, без помощи молитв святой Церкви, милостыни за него и принесения бескровной жертвы, не может спастись от ада, если он не успел принести плодов, достойных покаяния. Слово Божие представляет нам ясные примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: Ин.11:32:40 ; Лк.8:41:49, 54–55 ; Вар.3:4:12:43–45 . О бодрственном состоянии умерших Дан.12:13 . «А ты иди к твоему концу, и упокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней». Объяснение. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Фес.4:13–17 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии, так, например, Лазарь и богач после смерти не были в состоянии сна, а несчастный богач даже заботился о своих братьях: Лк.16:27 . Хотя это сказано и в притче, но Христос в Своих притчах брал примеры из действительных, а не вымышленных событий и преподавал учение, относящееся к Новозаветной Церкви. О бодрственном состоянии умерших свидетельствуют: явление пророков во время Преображения Господня: Мф.17 гл.; да и Сам Господь: Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В это блаженное состояние веровал апостол Павел: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23. 24 . О поминовении умерших Иер.16:6–8 . «И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отцу их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лазарева суббота... Долгий, неспешный рассказ евангелиста Иоанна о встрече Христа со смертью. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря ( Ин. 11:1,5 ). Мы слышим эти начальные слова и уже чувствуем, что с них начинается, ими открывается нечто бесконечно важное для нас. Что же? Открывается тот «час Христов», про который Он Сам говорит: «На сей час Я и пришел в мир» (ср.: Ин. 12:27 ) – час, которого Он жаждет, по которому томится. Час встречи с последним и самым страшным врагом творения Божия, богоданной жизни – встречи со смертью. Только на четвертый день после смерти друга Своего приходит Христос к его могиле и, как рассказывает далее евангелист, когда увидел... плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его. Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин. 11:33–36, 38–39 ). Спросим себя: о чем эти слезы Христа? Жалость, горе? Да, конечно. Но и гораздо больше, чем жалость. Это ужас перед торжеством смерти, воцарившейся в мире и ставшей его неумолимым законом. Это плач Творца над Своим творением, над Своим другом, о котором радовался Он, созидая его и который ныне распадается, смердит тлением под могильным камнем. Смотри, как Он любил его... Скорбит Божественная любовь, и именно эти слезы любви и негодования раскрывают нам смысл происходящего. Христос объявляет войну смерти и Сам вступает с ней в поединок. Либо смерть и распад есть вся правда о мире, и тогда нет в нем смысла, и тогда над всем царит страшная бессмыслица, а в конце всего – страшная «баня с пауками», как называл смерть персонаж Достоевского 40 , либо же весь смысл жизни, любви и сострадания в том, чтобы последний враг ( 1Кор. 15:26 ) истреблен был – смерть, чтобы разрушено было темное владычество тления и распада. Лазарь! иди вон ( Ин. 11:43 ) – с этого приказания другу, с этого вызова смерти и начинается нарастание Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Мудрецы этого мира не узнали Господа славы, Которого узнаёт самый простой раб, когда Св. Дух открывает его сердце («Душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно», 1Кор. 2:14 ). Без помощи Св. Духа невозможно духовное понимание Библии, ибо «на сердце остается покрывало», сколько бы раз ни было прочитано С.П. Лишь обращение к Господу открывает для читателя Библию; необходимо, чтобы человек видел в С.П. Его образ ( 2Кор. 3:15–18 ). Поэтому и Никодим, будучи образов. иудеем и книжником, т.е. профессиональным знатоком Писаний, не может познать истин о Царстве Божьем, а постигнет их, только родившись свыше от Духа ( Ин. 3:1–14 ); 3) ОТКРЫТИЕ ПИСАНИЯ. Господь не только открывает понимание, Он открывает и Писания, когда Сам истолковывает их Своим Духом (ср. Лк. 24со Лк. 24:27 ), так что человек начинает понимать, что он читает и во что верит ( Деян. 8:26–40 ); 4) ТОЛКОВАНИЕ. Библия сама определяет, как ее следует толковать. Ее цель – пробудить веру во Христа; именно для этого она была написана, и так следует ее истолковывать ( Ин. 20:30.31 ). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». То же намерение было и у всех остальных авторов Библии; 5) ХРИСТОС – жизн. центр всей Библии. Св. Дух преследует единств. цель: прославлять Христа ( Ин. 16:14 ). Потому никакое толкование не может считаться надлежащим, если оно не подчиняется установл. самой Библией нормам истолкования. Никакая экзегеза – богословская, духовная, научная, керигматическая, эсхатологическая и др. – не может существовать сама по себе, каждая вместе с другими направлениями должна быть подчинена единой идее Библии: истолкованию Христа; 6) ЕДИНСТВО ВЗ и НЗ проявляется только в личности Иисуса Христа. Все библ. авторы, хотя они участвуют в разных стадиях передачи откровения и используют разные языковые формы, свидетельствуют об одном Спасителе, Который одним Своим спасит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

– «Народ»: или множество ( ’χλος – ср. Лк.6:19 ), состоящее частью из плакальщиков или плакальщиц, частью из друзей и родственников Иаира и других посторонних. – «В смятении»: при этом плаче, крике, причитаньях, музыке, множестве народа естественно смятение, увеличившееся, вероятно, ожиданием чего-либо необыкновенного. – «Не умерла, но спит»: совершенно неосновательно заключать из этих слов, что девица действительно не умерла, что с нею было только так называемое обмирание. Объяснить так событие не согласно и с самым повествованием и намерением евангелиста, и с характером Господа Иисуса. Господь назвал и в другом случае смерть – действительную смерть – сном ( Ин.11:11 ), и апостолы, говоря о мертвых, называют их спящими ( Деян.7:60 ; 2Пет.3:4 ; 1Кор.15:6,18 ; 1Сол.4:13–15 ). И здесь Христос сном называет не успение сна, а действительную смерть девицы, выражая ту мысль, что хотя тело при смерти и лишается жизни, но душа не умирает, может снова оживить тело, и человек – воскреснуть, как бы пробуждаясь от сна. Мф.9:25 . Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. «Народ был выслан»: остались с Иисусом Христом только апостолы Петр, Иаков и Иоанн и еще отец и мать девицы ( Мк.5:37–40 ), как ближайшие свидетели чуда воскресения. Мф.9:26–27 . И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! «Двое слепых»: «узнавшие о чудотворениях Господа и веровавшие, что Он есть ожидаемый Мессия» (Евф. Зиг.). Выражение: «Сын Давидов» равнозначительно слову – Мессия. Господь действительно был сын или потомок Давида ( Мф.1:1 ). Выражение: «помилуй нас» показывало веру слепцов в Господа как чудотворца. Мф.9:28–31 . Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но он видит, что мы совсем оскудели благими помыслами и, более того, сами себя подстрекаем на зло. Посему он берет наши склонности, прибавляет к ним что-то от себя — и превращает нас из людей в бесов.    Постоянно смущаться самим и смущать людей — дело бесов, а с добродетелью все бывает иначе. Если увидит Господь, что душа жаждет спастись, что она возделывает или стремится возделывать благие помыслы, что она выказывает благое произволение, — Он дает ей Свою благодать. И через благодать она понемногу достигает величайшего преуспеяния, как написано: «Любящим благо Бог содействует во благо» (Ср. Рим.8. 28). Глава 47. О том, что не следует искать почестей или первенства, ибо то, что почетно в глазах людей, мерзко пред Богом    Брат! К чему ты обманываешь сам себя? Диавол толкает тебя искать чинов — а тебе в них не будет пользы, даже если окружишь себя почестями. Послушай, что говорит апостол: «Не тот достоин, кто себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор 10. 18). А Господь говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете» (Ин 5. 44)? Приди в себя, дорогой брат! Вспомни, ради чего ты отрекся от суеты жизни, от диавола и его гордости, и перестань думать о мирском. Разве не знаешь ты, что, унижая своего ближнего, ты совершаешь грех самолюбия и тщеславия? Подумай, что, если у тебя больше почестей, чем у брата, и ты первенствуешь над ним, это только по твоему честолюбию и тщеславию и потому, что ты не хочешь перед своим братом смириться. Неужели это тщеславие будет твоим ходатаем пред Богом и там тебе тоже окажут предпочтение? Никогда! Ибо Он Сам сказал: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20. 26-27).    Так что смотри, брат: от жажды быть первым над братом не оказаться бы тебе последним в будущем веке. Не услышал бы ты того, что услышал тщеславный богач, когда горел в неугасимом пламени: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16. 25). Ибо сказано в Писании: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Ак 16. 15). Подумай, брат, что ты умер для мира и твоя жизнь погребена со Христом в Боге. «Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3. 4). А в этом веке не люби человеческую славу, она не останется с тобою навечно. Как сказано: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — цвет полевой», — и прочее (Ис 40. 6). Свергни, дорогой брат, иго врага и его гордость, подклони свою выю под сладчайшее иго нашего Владыки. Потому что Он Сам сказал: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14. 11). А еще в другом месте Он говорит: «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Но этого было бы не достаточно для того, чтобы Христос восторжествовал над сердцами людей, заставив их полюбить Себя и уверовать в Свое учение и дело. Люди не могли бы поверить Тому, Который всю жизнь только страдал и закончил Свою жизнь смертью. Напротив, Его смерть была бы и смертью веры людей в добро. Кто бы стал верить в добро, в его силу, видя только бессилие добра, гонимого, оскорбляемого, унижаемого? Поруганный, Распятый Христос не привлек бы к Себе людей: постигнувшая Его участь исторгнула бы у людей слезы глубокого горя и грусти, над Его могилой человек пролил бы несколько этих слез, но этими слезами Он оплакал бы добро, оплакал бы человека, и гробница Спасителя была бы гробницей веры в добро. И мы знаем, что и та небольшая кучка людей, которые ходили со Спасителем, разбежалась и рассыпалась сразу, как только увидела Его в опасности ( Ин. 18:25–27 ; Лк. 23:49 ; Мк. 15:40–41; 14:50, 51, 52, 54 ср. Мф. 26:56 ): „Тогда все ученики, оставив Его, бежали», – повествует нам Матфей (26:56). В страхе и с тоской они только издали следовали за Ним и следили за дальнейшею участью своего любимого Учителя; Петр, самый смелый из всех их, и тот убоялся и устыдился признать себя перед другими Его учеником; один только Иоанн стоял у креста, убитый горем. Все чувствовали себя смущенными и не знали, куда деваться от тоски и боли за своего Учителя; всем было грустно. В таком настроении застал Спаситель, после Своего воскресения, двух Своих учеников на пути из Иерусалима в селение Эммаус. И разговаривали (они) между собой обо всех событиях, случившихся с их Учителем в Иерусалиме. И когда они разговаривали и рассуждали между собой, Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали его. Он же сказал им: о чем это, идя, рассуждаете между собой, и от чего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один, из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему, что было с Иисусом Назарянином, который был пророк, сильный в деле и слове перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Он идет разбудить его ( Ин.11:11 ). Цель воскрешения – вера учеников. Поставленный ранее вопрос о причинах того исключительного ударения, которое Иоанн делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает теперь более конкретную форму. – Какой символический смысл открывается для Иоанна в воскрешении Лазаря, как факте историческом? Символическое толкование чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою. Марфа встречает Учителя восклицанием: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» ( Ин.11:21–22 ). Она надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: «Воскреснет брат твой» ( Ин.11:23 ). Как понимать Его слова? Господь воскресил Лазаря Воскрешение умершего показало Марфе, что эти слова можно было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять буквально: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день» ( Ин.11:24 ). В ответных словах Господа слышится возражение. Господь не говорит ей прямо, что Он воскресит его. Он говорит другое: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Словом «оживет» переведен по русский греческий глагол ζ σεται. Переводчик думал при этом о воскрешении Лазаря. Но ζ σεταιможет значить не только «оживет», но и – в несовершенном виде – «будет жить». Преодолено, смерти – в вере, и Господь продолжает свою мысль именно в этом направлении: «... всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?» ( Ин.11:26 ). Марфа исповедует свою веру: «Так, Господи! γ πεπ στευκα – я уверовала и ныне верую» – таков точный смысл греческой перфектной формы, – «что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Ответ Марфы содержит прямую ссылку на учение Христово, дошедшее до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом ( Ин.3 ) и с самарянкою ( Ин.9 ) и в речи к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ). – Христос есть начало жизни. Приобщение к жизни происходит через веру во Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев, соблазненных исцелением больного в субботний день, Господь ставит перед тайной богосыновнего отношения: Иисус есть Сын Божий, и потому – источник жизни и спасения. Но дарование жизни нельзя понимать чисто спиритуалистически. «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 , ср. еще Ин.6:39–40 ). Из веры в Иисуса Христа, как Начало жизни, вытекает и вера в грядущее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Отсюда в одно время уместны одни приемы, в другое – иные и т.д. Бывают времена, когда положительное выяснение сущности нравственных начал может не повести ни к чему плодотворному; между тем как противоположное отношение к делу может привести к противоположным и результатам. Юродивые, т.е., лица, принявшие на себя подвиг юродства, понимали это и в своей жизнедеятельности проводили решение: выказав во всей наготе нравственно-дурные поступки и пр., тем самым вселить в сердца своих современников отвращение к последним и т. д.; своим поведением они старались выяснить, чем не должно быть поведение окружавших их людей. Конечно, это – весьма трудный и опасный подвиг: требовалось большое старание и большой такт, чтобы не впасть в гибельную крайность, не стать на ложный путь и чтоб не принести, вместо пользы, вреда окружающей среде. Да, это – трудный подвиг, но зато он сравнительно и не частый, редкий. Случаев лже-юродства было (и, пожалуй, есть) не мало: представители его – или люди, не понимающие истинного смысла юродства, или – люди, пользующиеся последним лишь только как особым средством для осуществления некоторых личных (не особенно чистых) планов. Но об этих людях мы не говорим. Что же касается истинных выразителей юродства, то они, избирая для себя данный подвиг, имели у себя в виду некоторые библейские данные. Именно: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым ( 1Kop. III. 18 ) 40 и след.), – так говорит св. ап. Павел. Бог, говорит тот же св. апостол, избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное (-I, 27...;) 41 ср. стх. 18–26, 28 – 29). Но, сколь ни разновидные всякие формы подвижничества и вообще Богопочитания, все они, объясняемые и разносторонностью наших отношений к Богу, и индивидуальными свойствами каждого из нас в обособленности, и проч., концентрируются в начале любви нашей к Богу , – этом одухотворяющем наши отношения к Нему, элементе. 6 Ни о чем же печытесн, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу 10 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Поэтому апостол Павел и говорит об язычниках, что явно для них, чтò можно знать о Боге, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы ( Рим. 1:19–20 ). И Псалмопевец говорит, что «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18:2 ). Но познание о Боге, приобретаемое естественным путем, может быть только самое общее. Естественным путем человек может приобретать только самое общее представление о Боге, именно, что Бог есть всесовершенное, вечное, всемогущее и всеведущее Существо, что Он есть Творец этого видимого мира и Промыслитель. Но другие истины, как например, троичность лиц в Боге при единстве Существа, спасение рода человеческого от греха чрез Второе Лицо Святой Троицы, воплощение Сына Божия и др., были бы совершенно непостижимы для человека, если бы Сам Бог не открыл ему этих истин чрез пророков и чрез Единородного Сына Своего. Но и эти истины, несмотря на то, что они были открыты людям, пыли непонятны для помраченного разума. Так, когда в лице Иисуса Христа явился на землю Сын Божий для спасения людей от греха, иудеи не поверили Ему, не признали Его за посланного от Бога Мессию, несмотря на то высокое учение Его, какого никто другой никогда не излагал, несмотря на те многочисленные чудеса Его, каких никто другой никогда не совершал, и несмотря на то, что Он Сам ясно говорил о Себе, как о Мессии, так что в этом случае вполне оправдались слова Господа, сказанные пророку Исайи по отношению к этому народу: «пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не разумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:9–10 . Ср. Иер. 5:21 . Мф. 13:13–15 . Мк. 4:12 . Лк. 8:10 . Ин. 12:39–40 . Деян. 28:26–27 . Рим. 11:8 ). Таким образом, разум человека вследствие греха потерпел глубокое помрачение. До падения человека имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

«Сарон " , конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом ( Втор.3:9 ). 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами ( 4Цар.14:25 ), второе ко времени после поражения аммонитян ( 2Пар.27:5 ). 1Пар.5:18 .  У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается ( 1Пар.12:8,21 ), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в ( Нав.4:12–13 ) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян ( Чис.1:21,25,35 ; ср. Чис.26:7,18,34 ). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные. 1Пар.5:19 .  И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила ( 1Пар.1:31 ; Быт.25:15 ). Судя по ( 1Пар.5:10 ) война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне ( 1Цар.14:47 ), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010