Посему всех таковых Он во втором пришествии Своем прежде воздвигнет от сна, и как их, так и прочих, имеющих судиться, воскресит и поставит в Свое царство. Ибо «Один Бог , Который направлял патриархов сообразно с Своими распоряжениями и оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру» ( Рим.3:30 ) " 9 . Учители Церкви, например, св. Иустин мученик и философ, учили даже, что и в древнем языческом мире все разумное, светлое и доброе совершалось лучшими язычниками «по причине семени Слова Божия, насажденного во всем роде человеческом» 10 ; «все что когда либо сказано или открыто хорошего философами или законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова, а так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то часто говорили даже противное самим себе» 11 . Такова, братие, всеобъемлющая, изначальная и вечная деятельность в мире Того, Кто Сам о Себе говорит: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» ( Ин.8:12 ). Только о Нем, Просветителе нашем и всего человечества, говорит и Евангелист Иоанн Богослов: «в Том живот бе, и живот бе свет человеком: и свет во тме светится, и тма его не объят» ( Ин.1:4–5 ). Конечно, блаженны мы, верующие во имя Его, что «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:16 ), блаженны, ибо, по слову Его, многие пророки, праведники и цари желали видеть и слышать то, что мы видим и слышим, но не видели и не слышали ( Мф.13:16–17 ; Лк.10:23–24 ). Но мы при этом всегда должны помнить, что «благодатию есмы спасени чрез веру: и сие не от нас, Божий дар... да никтоже похвалится» ( Еф.2:8–9 ), и что «имамы сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас» ( 2Кор.4:7 ). Научимся, братие, истинному христианскому смирению, глубоко и искренно сознавая и исповедуя пред Богом наше собственное ничтожество, – ибо «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак.4:6, ср. Притч.3:34 ), – и все доброе, когда-либо нами содеянное, усвояя содействию благодати Божией. Будем всегда помнить слово Господа Своим ученикам: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ) и свидетельство великого Апостола языков о своих трудах вселенского благовестия: «паче всех их – Апостолов – потрудихся, не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ). Только при смирении возможен путь восхождения в нравственной жизни от силы в силу ( Лк.18:14, 14:11 ; Мф.23:12 ). Потому-то древние и позднейшие подвижники христианского благочестия именовали смирение азбукой добродетели. Потому и Св. Церковь чрез немного дней начнет приготовление чад своих к великому посту Св. Четыредесятницы притчей Господа о Мытаре и Фарисее ( Лк.18:10–14 ). Итак, «взирающе на Христа, смиряющагося волею, даже и до рабия образа, под крепкую Его руку ныне смиримся, духом вземшеся, яко да крещаема Сего чистыми делы почтим» (Трипесн. на повечерии 2 янв., песнь 9-я, троп. 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Теперь мы готовы утвердить основной принцип перехода от убежденности учеников к историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Серьезные основания в поддержку переживания учениками явлений Воскресшего Иисуса в совокупности с провалом альтернативных тезисов, даже по критическим стандартам, указывают на то, что наиболее вероятный сценарий произошедшего тот, что ученики ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видели Воскресшего Иисуса. Кроме того, чем больше проблем возникает с натуралистическими гипотезами, тем более вероятными становятся исторические явления Воскресшего Иисуса. Кратко этот принцип можно сформулировать как математическое уравнение – учитывая необходимость рационального объяснения, опыт учеников плюс провал альтернатив равняется историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Такой вывод становится возможным, потому что из-за провала альтернативных гипотез, внушительные свидетельства в пользу переживаний учениками явлений Воскресшего Иисуса, подтвержденные как ничто другое в Новом Завете, становятся также впечатляющими свидетельствами в пользу самих исторических явлений. Говоря короче, переживания учениками явлений должны быть признаны тем, чем были на самом деле – а именно самими явлениями Воскресшего Иисуса. Уникальность трансформации учеников Иисуса Сегодня многие готовы умереть за свои религиозные и даже политические убеждения – от коммунистов до мусульман и христиан, примеры нам хорошо известны. Однако, в течение истории, многие пропагандировали и ложные убеждения. Что же отличает в таком случае учеников Иисуса? Является ли их перемена в любом случае уникальной? Фактически никто не оспаривает радикальную перемену учеников. Перед тем, как Иисус умер, Его покинули ученики и даже отреклись от Него (несколько примеров можно найти в Мф.26:56, 69-74 , Мк.14:50,66-72 , Лк.22:55-72 , Ин.18:25-27 ). Напротив, после Воскресения остаток их жизни бесспорно и радикально изменился. Они были готовы умереть за свою веру, и многие закончили жизнь мученически (см. Деян.2:41-47; 4:1-4, 8-21, 29-31; 5:17-32, 40-42 , готовность умереть Ин.21:18-19 , Деян.7:57-60; 12:1-3; 21:13; 25:11 ; Рим.14:8 , 1Кор.15:30-32 , 2Кор.4:7-14; 11:23-32 ; Филп.1:20–24, ср. 2Пет.1:13-15 . У нас есть ранние свидетельства о мученичестве Петра и Павла в Послании Клемента Римского к Коринфянам (95 г.), гл. 5 и два свидетельства о мученичестве Иакова, брата Господня – Иосиф Флафий, Древности 20:9:1, Гегсипп у Евсевия Кессарийского в Церковной истории 2:23, еще Евсевий сообщает, что Иаков, брат Иоанна, Петр и Павел умерли за свою веру, Церковная история 2:9, 25).

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

и Матф. 1, 18–20. 21 , – III, 29–30 ср. Матф. 12, 39–41 ,–16, 4 и Лук. 11, 29– 32 ,-III, 38 ср. Матф. 3, 7 и парал. αγαπητο в нек. Арм. Матф. 3, 17 и пар. 2Петр. 1, 17 ), – Иоанна (III, 32 по Ефр. и Арм. ср. Иоан. 6, 53 – 59. 63 и 1 Иоан, 6–8, – III, 24 ср. Иоан. 5, 29 , μονογενο ς? по нек. Арм. ср. Иоан. 1, 14. 18 ,–3, 16. 18,– 1Иоан. 4, 9 ), – Деяния (II, 1–2 по Ефр. и Арм. предполагает Деян. 16, 12 и дал. ср. 18, 5 и 20, 1–6, – и имя Симона в 1, 1 ср. Деян. 8, 9 дал.), – послания Ап. Павла: к Римлянам (III, 5 ср. Римл. 1, 3 ), Коринфянам 1-е и 2-е (III, 24–28 ср. 1Кор. 15 главу, – самая мысль о составлении третьего и подложного послания Апостола к Коринфянам, как и Коринфян к Апостолу, могла возникнуть из 1Кор. 7, 1 и Кор. 5, 9, причем Македонский город Филиппы избран в виду того, что по 2Кор. 7, 5–9, 5 и каноническия послания к Коринфянам Апостол писал из Македонии, причем город Филиппы мог быть избран в виду Деян. 16, 12  и сл. и 1 Фессал. 2, 3), – Галатам (III, 2 ср. Гал. 1, 6 ,-III, 4 ср. Гал. 6, 17 ), – Ефесянам (III, 1 ср. Ефес. 1, 1 ,– Филим. 1 и 2,-III, 37 ср. Еф. 2, 12 ), – Филиппийцам (II, 3 по тексту св. Ефрема и Армянскому, ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 34 – 35 ср. Филипп. 3, 8. 11), – Фессалоникийцам (II, 1 ср. 1 Фессал. 2, 3, – III, 33 ср. 1 Фессал. 1, 16, -III, 24. 36–37 ср. 2 Фессал. 1, 5 дал.), – Колоссянам (1, 15 и III, 19 ср. Колосс. 2, 18), Тимофею (III, 5. 13–16 ср. 1Тим. 1, 16 и 2, 5. 5 – III, 36 ср. 1Тим. 1, 20 и 2Тим. 2, 17 , – III, 11 ср. 2Тим. 2, 26 , – III, 5. 34. 35 ср. 2Тим. 2, 8–9 , πρωτοτκου в нек. Арм. Римл. 8, 29 , – Кол. 1, 15. 18 ,– Евр. 1, 5 и Апок. 1, 5 ) и др. см. в примечаниях к тексту апокрифа 157 . 15)  Апокрифист выдает свой подлог: а) вышеуказанными буквальными заимствованиями из Новозаветных Писаний, – б) неестественным в устах Коринфян апостольского века „город Коринфян“, в тексте св. Ефрема и Армянском, вместо исправленного и более естественного „ церковь “ Латинского текста. Поэтому нельзя признать основательным, хотя на поверхностный взгляд и естественное, предположение, что в апокрифе этом мы имеем одно из тех подложных посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Гал. 1:4 ), тем что пришёл в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим. 8:3 ) и стал для всех нас праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30, 6:11 ; ср. Еф. 1:7 ; Евр. 10:10 ). Это Пасхальное значение Крестной, искупительной жертвы Христовой, и поэтому апостол Павел говорит: ибо Пасха наша, Христос, заклан ( τθη был заклан как жертва) за нас ( 1Кор. 5:7 ). Это значит, что Христос умер за нас ( πρ μν), за грехи наши, умер за всех ( πρ πντων), предав Себя для искупления всех ( ντΛυτρον πρ πντων) ( Рим. 5:8 ; 1Кор. 15:3 ; 2Кор. 5:15 ; 1Тим. 2:6 ), значит, за всю Церковь . Как Спаситель тела Церкви, предал Себя за неё, чтобы освятить Её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить Её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:23, 25–27 ; ср. 2Кор. 11:2 ). Христос стал для нас жертвой умилостивления ( λαστριον , жертвой очищения) в Крови Его ( Рим. 3:25 ; ср. Евр. 2:17 ; 1Ин. 2:2, 4:10 ), которую как Великий Архиерей пролил за нас на Кресте, очистив нас Собственной кровью (ср. Кол. 1:20 ; Евр. 13:12 , Еф. 1:7 ). Это очищение от грехов было лишь сенью предображено в Ветхом Завете, о чем говорит апостол Павел в Послании к Евреям ( Евр. 8–10 ). Пролитой на Кресте кровью Богочеловека наша природа очищена от греха, перерождена и пересотворена 236 . «Крещение кровью» на Кресте Голгофы было крещением всецелой человеческой природы в Новом Адаме. Это было «крещение кровью всей Церкви» 237 . По глубокому и мудрому толкованию святого Златоуста, от прободенного ребра Христова на Кресте, как от ребра Адамова в начале создана жена его, наша праматерь Ева , вся природа наша перерождена в Церковь , Невесту Христову, и мы стали, таким образом, дословно, онтологически, членами тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ; ср. Быт 2:23 ), и этим Церковь становится новой Матерью всех нас живых, оживших во Христе Новом Адаме, Искупителе и Жизнеподателе.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Бог Логос, поставши тело, и тиме поставши човек, усели се у нас, пун благодати и истине; и од ми сви, као чланови тела – Цркве, примисмо благодат на благодат( Ин.1:14–16 ). Сав Господ Христос благодат. Отуда и – благодати ( Деян.20:24 ). И у Христу благодат, ми се у свему богочовечанском кроза (Ср. 1Кор.1:4–5; 8:9 ; 2Кор.13:13 ). Подвиг у ствари подвиг (Ср. Еф.1:6; 2:5 ). Све и сва Господ Христос нам а за све то ми од себе веру: сте спасени кроз веру» ( Еф.2:8 ). Богочовечанским телом Цркве Господ Христос «Бог сваке благодати» (Петр.5:10). Наше трудити се, подвизавати се у врлинама; Спасово давати нам благодат и врлинама ми у себе животворне и боготворне силе благодати; без тога благодат узалуд у нама (Ср. 1Кор.6:1–10 ; Евр.20:29 ). Очигледна благовест и заповест: труд умножава благодат, благодат умножава труд (Ср. 1Кор.15:10 ; 2Кор.11:23–30 ). Богочовечанску стварност благодати опитно сведоче и радосно благовесте како свети Апостоли тако и свети Оци. Свети Велики благовести: се благодат од Оца кроз Сина у Духу Светом 202 . Давана у благодат се од Оца кроз Сина у Духу Светом 203 . Благодат дарована нам се и дарована нам са доласком 204 . и иста благодат се од Оца у Сину… Отац благодат кроз Сина 205 . Благодат се од Оца у Сину 206 . ум Светог Великог благовести: Благодат постепено и душом, човекову. И ако душа сагласна са благодат продире у дубине док потпуно не овлада 207 . Нема главна одлика човекова човекова слободна неприкосновеност. Ни сам не може приморати човека на зло; он му може само предлагати разна зла. Исто тако Бог не приморава на добро боголику слободну човекову. Човек располаже огромном слободном и он слободно бира Бога и добра и зла, живота и смрти. Св. Велики учи: код се благодат усели у саме дубине ума, Господ постане као душа – по речима светог Апостола: Ко се уз Господа, пастане дух с Господом ( 1Кор.6:17 ). Тада душа ваистину као душа Господа – ς ψνχ тоν Κνρον, и свим она се сили Светога Духа, да би царовала у и не ходи по 208 . Ко пришао Господу Христу, дужан у почетку на силу – προς σαν – приводити себе добру, макар се и не хтело срцу. свеистинити Господ каже: Царство се небеско с напором узима – διζεται, и подвижници га ( Мф.11:12 ). Стога макар нам се и не хтело, треба приморавати себе на врлину: приморавати себе на ако немамо; приморавати себе на кротост, ако нам кротост приморавати себе на састрадалност и уопште, приморавати себе на сваку врлину. И када Бог то види, нам то, и нас свима плодовима Духа. И тада се све врлине за човека као у природу –, Господ долази и обитава у и Сам у заповести 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

372 13+( Флп.3:8 ). 377 7 характера: настроения. 380 34 взято из апокрифа: ср. 8, 18. 19, 39, 40 (толков. т. 2 стр. 254. 335. 340–341). 385 12 Слово 28 молитвы: желания. 387 18 апостольства: послания. 388 17–18 позор сладострастия. 389 21 любящим: обыкшим. 391 12 к Нему 393 3 видели 398 23 – же. 399 26+( Лк.1:2 ), 402 33+( Деян.7:59 ). 403 8 предвидится и делает 406 10 XVI. 4–6. 407 31–32 для человеческой природы... Его собственной плоти 409 21–23 обвинению, как не очень полезное, Его сопребывание с учениками ради ставшего впоследствии необходимым Его отшествия. 27 чтобы 410 1 Он стал 2 будучи жизнью 4 поскольку 411 4 явился... 5 и. следовательно, как бы оставлением (или прекращением) 19 ( Евр.2:6 ). 412 4–5 еще Он находился во плоти и пребывал с 413 2 преданными 414 1 страстями Он осудит 415 4 жестокого: упорного. 416 4 действием и силою 421 33 διοσυσττως. Том IV. 4 25 в очах Своих все ( Евр.4:13 ). 5 19 Отца: Бога. 6 22 XVI. 15. 7. 11 Обоих все, так что. 15 25 если бы даже Он и присутствовал. 18 11 Впрочем мы. 13 оживления Христа. 13–14 когда Он даровал. 19 20–21 С прошествием же времени... и совершением таинства. 32 обращении иначе, как. 25 10–11 веры, но... уже благоговейно одобренной нами и воспринятой вере. 26 30–31 благославной. 27 1 мере. 12 бескорыстным: премилосердым. 28 6 мире. 30, 21–22 времени между речью к ним и к Богу Отцу. 28 стараться: спешить. 31 34+( Ис.63:9 ). 33 6 Ему (Сыну). 34 1 давать (ее Отцу). 37 34 (это положение) должно. 39 23 другому чему-либо 59 23 XVII, 9–11. 65 9–11 двух сторон – то есть человеческой, имеющей... и божеской, обладающей. 67 2–3 заставляет как бы.... Отец, являться. 73 3 Ничто из. 80 19 – но. 20 но: а. 82 9–12 святых, так как они всегда отвлекают... открывают... обвиняют... поражают. 17–18 захваченных... сети побуждая идти. 30+( 2Кор. 12, 18 ср.). 86 13 приступал. 15 – будет. 15–16 приступал. 93 14–15 приводя это животное (τ ξον) к. 18–19 не без освящения чрез Духа и она не осталась 28 вышнему образу. 24 лицо (буквально: личину – προσωπεον) 101 34 называют Отца и Богом Его, хотя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но будучи святыми и освященными, верующие тем самым выделены из мира, не от мира ( Ин.15:19 ), как и Христос не от мира ( Ин.17:16 ), ибо «имеют начаток Духа» ( Рим.8:23 ) и «приняли не духа мира, а Духа от Бога» ( 1Кор.2:12 ), «не приняли духа рабства... но Духа усыновления» ( Рим.8:15 ), «Духа истины, которого мир не может принять» ( Ин.14:17 ). Ранее и они были от мира ( Ин.8:23, 17:6 ; 1Ин.4:5 ; Еф.2:2 ), но стали не от мира, ненавистными миру ( Ин.2:15 ), позорищем мира ( 1Кор.4:9 ), безумием ( 1Кор.1:13 ), сором ( Иак.4:4 ). Но если мир ненавидит их, то эта ненависть стоит в связи с ненавистью к Спасителю, в этой ненависти обнаруживается их инородность миру ( Ин.15:18:19 ). Ненавидимые миром, они избраны Богом ( Ин.15:16, 19 ; Гал.1:15, 25 ; Мр.13:20 ; Ин.13:18 ; Деян.1:24 ; Деян.15:7 ; Иак.2:5 ; 1Кор.1:27, 28 ; Еф.1:4 ; 2Фес.2:13 ; 2Петр.1:10 ; 1Фес.1:4 ; Рим.9:11, 11:5, 28 . Рим.16:13 ; Рим.11:7 ; Кол.3:12 ; Откр.17:14 . Деян.9:15 ; 1Петр.2:9 ; Рим.1:1 ; 1Петр.1:1 ; Лк.20:16, 22:14 ; Мф.24:22 ; Мр.13:20 ; Мф.24:24 ; Мр.13:22 ; Мф.24:31 ; Мр.13:27 ; Лк.18:7 ; Рим.8:33 ; 2Тим.2:10 ; Тит.1:1 ) и притом прежде создания мира ( Еф.1:4 ), возлюблены Им и Христом ( 2Фес.2:16 ; Ин.13:1 ; Ин.3:16 ; Ин.13:24, 15:9, 17:23 ; 1Ин.4:11, 19 ; Еф.2:4 ; Еф.5:2, 5:25 ; Откр.3:9 ; Ин.14:23 ; Рим.9:25 ; 1Пет.4:11 ; Рим.11:28 ; 1Фес.1:4 ; Откр.20:8 ; Рим.1:7 ; Ин.14:21 ; Еф.5.1 ; Ин.14:21 ). Они остаются в мире ( Ин.17:15 ) и пользуются мирским, но, однако, как не пользующиеся ( 1Кор.7:31 ), потому что носят в себе нового человека ( Еф.2:15 ), облеклись в Него ( Еф.4:24 ; Кол.3:10 ), а кто во Христе, – тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ) и ждут нового неба и новой земли ( 2Петр.3:13 ). Поэтому они – соль земли ( Мф.5:13 ; Лк.14:34 ) и свет миру ( Мф.5:14 ). Они – в мире, но мир не достоин их ( Евр.11:38 ). Но запечатленные обетованным Духом Божиим ( Еф.1:13 ), имея помазание от Святаго Духа ( 1Ин.2:20 ), представляя своим телом храм Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ), верующие, хотя и не совершенные нравственно, должны заботиться, чтобы не оскорбить Святаго Духа ( Еф.4:30 ), соблюдать свой сосуд в святости ( 1Фес.4:4 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

47. Лк.24:45. 48. 1Кор.2:10. 49. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 50. Иак.3:17. 51. υοεεο - подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 52. Иначе: " ради исследования лексики, синтакиса, композиции " . 53. " Твердь " ( ε) в библейском смысле - Быт.1:7-8. 54. εο - описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 55. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56-154). 56. - неслиянно, без смешения. 57. εε - деятельность, энергия. 58. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество - неописуемо. С.109. 59. Ис.66:1; Мф.5:34-35. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109-110. 61. οοο - икономия, домостроительство. 62. Лк.1:26. 63. Ис.6:6-7. 64. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366-412). 65. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. С.108-113 (PG 94. 560). 66. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG 94. 880). 67. Мф.28:20. 68. Мф.5:19. 69. Откр.22:18-19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо " от Древа Жизни " , что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 70. Ис.66:1. 71. Ис.6:1-3; Иез.10:1; Цар.4:4. 72. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 73. 2Кор.12:4. В тексте стоит " слышать " вместо пересказать (). 74. Мф.5:6. 75. Прем.13:5. 76. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 77. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146-150 (PG 94. 909). 78. Быт.2:15. 79. Рим.11:16: ε ε , .- Если начаток свят, то и целое. 80. Ин.17:20-21. 81. Ин.14:3. 82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

—507— ками“) или „не скажут ли“ (причём это οκ будет указывать на ожидаемый утвердительный ответ: да, действительно скажут, должны сказать). Нет никаких, ни грамматических, ни логических, ни экзегетических оснований для предпочтения одного перевода перед другим. В пользу второго перевода можно бы сослаться на филологическое чутье древних переводчиков и толкователей, если бы была возможность устранить подозрение, что на этот перевод влияло не филологическое чутье, а неудобоприемлемая, как увидим, интерпретация термина μανεσθε в значении „безумствуете“. С другой стороны, параллелизм между толкуемым и 24–25-м стихами, где речь не вопросительная, мог бы свидетельствовать за первый перевод, если бы такое основание не было слишком шатко. В виду этого толкователь обязан считаться с обеими возностями. (Ср. подобные же места: Ин.7:19, 16:31 ; Рим.4:1 ; 1Кор.1:13 ; 2Кор.3:1, 12:19 ; Евр.10:2 ; Иак.2:4 : Winer-Lünemann, Grammatik des Neutestamentlichen Sprachidioms, 7 Auff. Leipz. 1867. § 57. 1 стр. 473–474, и примеч. 1 на 474 стр.). Надо, впрочем, иметь в виду, что возможность обоюдомыслия при ρε и ροσιν всегда устраняется вопросительными: πς, τς, τ Мф.7:4 ; Лк.17:8 , – и у Ап. Павла Рим.3:5,4:1,6:1,7:7,8:31,9:14,30 ; и в толкуемой главе 1Кор.14:16 , – напротив, без этих вопросительных глагол везде употреблён в утвердительном значении: Мф.21:3 ; Лк.17:21 ; Деян.23:5 и у Ап. Павла Рим.9:20 . Как бы то ни было, но форма условного предложения; ν с сослагательным наклонением в протасе и изъявительное главного времени или повелительное в аподосе (ср. Winer ib. § 41. 6. 2. стр. 273 ср. 6 стр. 275 и Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch, 2-te Aufl. § 65. 4. стр. 218), – указывает на объективную ожидаемость или возможность предполагаемого случая. Таким образом при данном условии, т. е. „если все станут говорить языками и войдут простецы или неверы“, эти последние должны будут и действительно „не скажут“ или напротив „скажут“, смотря по тому, как переводить οκ ροσιν.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47. Лк.24:45. 48. 1Кор.2:10. 49. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 50. Иак.3:17. 51. τ υποκεμενον - подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 52. Иначе: " ради исследования лексики, синтакиса, композиции " . 53. " Твердь " (τ στερωμα) в библейском смысле - Быт.1:7-8. 54. περιγρφονται - описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 55. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56-154). 56. αμιγως - неслиянно, без смешения. 57. η ενργεια - деятельность, энергия. 58. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество - неописуемо. С.109. 59. Ис.66:1; Мф.5:34-35. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109-110. 61. η οικονομας - икономия, домостроительство. 62. Лк.1:26. 63. Ис.6:6-7. 64. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366-412). 65. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.13. С.108-113 (PG 94. 560). 66. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.6(20). С.123-128 (PG 94. 880). 67. Мф.28:20. 68. Мф.5:19. 69. Откр.22:18-19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо " от Древа Жизни " , что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 70. Ис.66:1. 71. Ис.6:1-3; Иез.10:1; Цар.4:4. 72. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 73. 2Кор.12:4. В тексте стоит " слышать " вместо пересказать (λαλησαι). 74. Мф.5:6. 75. Прем.13:5. 76. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 77. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146-150 (PG 94. 909). 78. Быт.2:15. 79. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα.- Если начаток свят, то и целое. 80. Ин.17:20-21. 81. Ин.14:3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010