Что касается временного состояния души со времени ее разлучения с телом и до дня всеобщего воскресения, то Священное Писание учит, что душа продолжает жить, чувствовать и мыслить. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», ибо у Него все живы, — сказал Христос (Матф. 22:32; ср.: Екк. 12:7). Смерть, будучи временным разлучением с телом, в Священном Писании именуется то отшествием, то разлучением, то успением (см.: 2 Пет. 1:15; Фил. 1:23; 2 Тим. 4:6; Деян. 13:36). Ясно, что слово «успение» (сон) относится не к душе, а к телу, которое после смерти как бы отдыхает от своих трудов. Душа же, разлучившись с телом, продолжает свою сознательную жизнь, как и раньше.    Справедливость этого утверждения видна из притчи Спасителя о богатом и Лазаре (см.: Лук. 16:19—31) и из чуда на Фаворе. В первом случае евангельский богач, находившийся в аду, и Авраам, находившийся в раю, обсуждали возможность послать душу Лазаря на землю к братьям богача, чтобы предостеречь их от ада. Во втором случае жившие задолго до Христа пророки Моисей и Илия беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Еще Христос сказал иудеям, что Авраам увидел Его пришествие, очевидно, из рая и возрадовался (см.: Ин. 8:56). Эта фраза не имела бы смысла, если бы душа Авраама пребывала в бессознательном состоянии, как учат некоторые сектанты о жизни души после смерти. Книга Откровения в образных словах повествует о том, как души праведников на Небе реагируют на события, происходящие на земле (см.: Апок. 5, Апок. 6, Апок. 7, Апок. 8, Апок. 9). Все эти места Писания учат нас верить, что действительно деятельность души продолжается и после ее разлучения с телом.    При этом Писание учит, что после смерти Бог назначает душе место ее временного пребывания в соответствии с тем, что она заслужила, живя в теле: рай или же ад. Определение в то или иное место или состояние предваряется так называемым «частным» судом. Частный суд надо отличать от «всеобщего» суда, который состоится в конце мира. О частном суде Писание учит: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сирах 11:26). И дальше: человеку надлежит«однажды умереть, а потом суд» (Ев. 9:27), очевидно, индивидуальный. Есть основание предполагать, что в начальной стадии после смерти, когда душа впервые попадает в совершенно новые для нее условия, она нуждается в помощи и руководстве своего Ангела-хранителя. Так, например, в притче о богатом и Лазаре рассказывается, что Ангелы взяли душу Лазаря и отвели ее на Небо. Согласно учению Спасителя, Ангелы заботятся о «малых сих» — о детях (в прямом и переносном смыслах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как видно из дальнейших упоминаний (Деян 15:2, 4, 6, 22, 23, 20 и др.) и из Посланий апостольских (Тит 1:4; 1 Тим 5:17, 19 и др.), это были руководители отдельных христианских общин, пастыри и учители и совершители тайн (ср. Деян 20:17, 28; Еф 4:11; 1 Пет 5:1; Иак 5:14–15). В свое служение они посвящались возложением рук апостолов (Деян 14:23) или епископов (1 Тим 5:22). В тех городах, где христианские общества были более многочисленны, например, в Иерусалиме, Ефесе и т. п., пресвитеров поставлялось несколько (Деян 15:1, 4 и д.; Деян 20:17). О первоначальном учреждении сей священной степени нет такого особого известия, как, например, об учреждении диаконов (Деян 6 и д.). Ясно одно, что обычай рукоположения пресвитеров в новоучреждаемые общины христианские установился очень рано (Деян 14:27), вызванный, очевидно, настоятельною потребностью каждой общины иметь авторитетного и уполномоченного апостольскою властью руководителя, предстоятеля, пастыря и учителя и совершителя таинств, кроме епископа. Как ближайшим представителям отдельных общин, пресвитерам и передается пособие антиохиян, без обременения апостолов. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Самаряныни. В Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Толкование чтений в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман).

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Увидев Петра и Иоанна входящими во храм, нищий, по обычаю своем, стал просить у них милостыни; «Воззрев же (τενσας – пристально посмотрев) Пет нан со Иоанном рече: воззр (βλψον=взгляни) на ны. Он же прилежаше има (сосредоточил на них своё внимание), мня нечто от нею прияти. Рече же Петр: сребра и злата нсть оу менє, ио єже имамъ, сї т даю: во им Іиса Хрта Назреа востани и ход» (4–6). Пётр и Иоанн пристально смотрят на хромого, предлагают и ему – «взглянуть на нас»… Что означает эта сцена взаимного сосредоточения взглядов? На это отвечают двояко: а) «во взоре хромого Апостолы хотели прочесть, достоин ли он приять готовящееся ему благодеяние» 339 ; б) своим взглядом и требование внимания Апостолы хотели подготовить хромого к чуду, вызвать в нём сосредоточенность 340 . Но как всякий факт в действительности всегда бывает сложен и имеет много сторон, то, кажется, лучше поступает преосвящ. Михаил, объединяя то и другое толкование: «это было как-бы взаимное приготовление к необычайному делу – чуду. Пётр с Иоанном всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взором и этим взглядом, равно и привлечением на себя взгляда хромого хотели узнать, насколько в нём есть духовной восприимчивости к преднамереваемому чудесному благотворению (ср. 14:9), а равно сосредоточить его дух и возбудить веру. Но надежды хромого привязаны были более к земному: он смотрел на Апостолов пристально, в надежде получить от них милостыню. Впрочем, вероятно, во взоре его Апостолы усмотрели и нечто большее, почему и сочли его достойным и способным получить необычайный дар милости Божией 341 . К этому мы позволим себе прибавить в форме хотя бы самой предположительной гипотезы, следующее: хромому было уже боле 40 лет (4:22); он был калекой от чрева матери, следовательно, нищенствовал уже давно; «каждый день» (близкие то, или родственники) приносили его и полагали на одном и том же обычном месте «пред Красными дверми» (3:2). Здесь близко был притвор Соломонов, и путь к нему лежал именно чрез Красные ворота и по той самой лестнице, на верхней площадке которой сидел нищий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Поздравляю тебя, С., со вступлением в избранное и возлюбленное Господом нашим стадо, в число невест Божиих. Блюди себя, живи достойно новому своему званию, а звание сие высоко, о нем говорит Апостол: «Вы есте граждане Иерусалима Небесного, царское священие, язык свят, люди обновления» (Ср.: 1 Пет. 2, 9). «Жительство ваше на небесех есть» (Флп.3, 20). А небесное жительство — вернее, Небесное Царствование чем достигается? Святое Писание говорит: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22) (преп. Анатолий). Поздравляю тебя со вступлением на новый путь жизни. Это тот, восхваленный Господом узкий путь, по которому идут не многие. Но он ведет в Царство — и Царство не временное, мимотекущее, а вечное, Царство это — Царство всех веков (преп. Анатолий). Ты пришла в монастырь учиться, и учись терпению, смирению и прочим добродетелям, украшающим венец монашества. Кто учится мастерству какому-нибудь, то неужели сразу возьмет шило, дратвы или там топор, кисть и сделает тотчас сапог, шкаф, картину? Если этого не может быть в действительности, то как же ты хочешь сразу научиться науке наук? Ибо монашество выше всяких наук, оно учит небесному ангельскому жительству. Стало быть, и здесь, как в мастерских, человек грешный, поступающий в монастырь для приготовления себя к вечной жизни, не делается сразу святым, а прежде многажды погрешает, портит начатое и за это получает от близких, особенно от высших себя, укоризны или наказания. Так и живет, учась и смиряя себя. И возрастает потом незаметно в меру возраста исполнения Христова. Говорю — незаметно, ибо, если кто станет примечать за собою, что он преуспел, то уж это плохо, и погибель монаха близ (преп. Анатолий). Как поется в тропаре мученице: «Тебе, Женише мой, люблю» и прочее, а всякая монахиня, по учению святого Феодора Студита, есть мученица. Помни же, кому обручилася еси! (преп. Анатолий). ...Мы с тобою веруем и исповедуем, что есть Бог, есть вечность, есть демоны, есть Ангелы, и мы с тобою, сестра Н., обреклись или облеклись в Ангелов — в ангельский образ. Весь свет смотрит на нас (исключая развратителей и диавола) как на святых, и ублажает нас, а себя, сравнивая с нами, окаивает. Да и подлинно, и истинно: всякая девица, посвятившая себя Богу, есть невеста Иисуса Христа, есть подобие Самой Божией Матери... «Приведутся Царю (Иисусу Христу) девы в след Ея (Божией Матери); приведутся в веселии и радовании... Введутся в храм Царев...» (преп. Анатолий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Поскольку государственная власть существует ради благополучия всего общества, Бог дал ей власть меча, т.е. право на законное применение силы для проведения в жизнь справедливых законов (Рим 13:4). Христиане должны признавать ее как часть установленного Богом миропорядка (Рим 13:12). Правительство может собирать налоги, необходимые для выполнения им своих функций (Мф 22:15—21, Рим 13:6—7). Но если оно запрещает людям то, что требует от них Бог, или, напротив, требует то, что запрещено Богом, христиане не могут этому подчиняться, и тогда проявления гражданского неповиновения неизбежны (Деян 4:18—31, Деян 5:17—29).    Взаимодействие сфер церковной и государственной власти происходит на этическом уровне. Церковь, на основании Слова Божьего, может комментировать этику правительства и проводимой им политики, но не должна сама заниматься политикой. Если же оценка церковью правительственной политики толкнет христиан на политические акты, то им, в таком случае следует осознавать, что они действуют как гражданские лица, а не как представители церкви.    Христиане должны требовать от правительства добросовестного исполнения предназначенной ему роли. Им следует молиться за гражданские власти, повиноваться им и в то же время наблюдать за ними (1 Тим 2:1—4, 1 Пет 2:13—14), напоминая, что Бог поставил их управлять государством, защищать его граждан и поддерживать порядок. Просвещение и приведение к сознанию     Знание о божественном это не просто формальное знакомство с библейским текстом и теологическими идеями. Это осознание реальности и справедливости деяний Триединого Бога о которых повествует Писание. Естественный «душевный человек» (1 Кор 2:14), не имеющий Духа, как бы хорошо ни был знаком с христианскими идеями, остается лишенным глубинного их понимания и подобен слепому вождю слепых (Мф 15:14). Только Святой Дух, проницающий «глубины Божий» (1 Кор 2:10), может принести это осознание в затемненные грехом умы и сердца. Вот почему это осознание называется «духовным разумением» («духовный» означает «полученный от Духа», Кол 1:9 ср. Лк 24:25, 1 Ин 5:20). Те, кто наряду со здравым словесным назиданием «имеет помазание от Святого» знают истину (1 Ин 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Далее Петр побуждает своих братьев–христиан продемонстрировать реальность своего приобщения к Богу (путем избрания и следования по пути, описанному выше). На этом пути они смогут избежать никчемности этой жизни и найдут горячий прием в вечном царстве Господа (см.: Мф. 25:21– 23 ). Петр здесь учит не о том, что наше спасение можно заработать добрыми делами, не о том, что мы можем лишиться права на отношения с Христом, если однажды искренне откликнулись на его призыв и приняли Его. Скорее он напоминает нам, что воспитание истинно христианского характера представляется единственным свидетельством (для нас самих, так же как и для других) обретения статуса христианина, даже при том, что временами мы серьезно согрешаем. Это согласуется с учением Иисуса ( Мф. 7:16–21 ), Иакова ( Иак. 3:2 ). Иоанна ( 1Ин. 1:7–10; 3:10 ) и Павла ( Гал. 5:16–25 ). Примечания. 10 Более и более старайтесь: эта фраза абсолютно созвучна фразе в ст. 5: прилагая все старание и, вероятно, намеренно подчеркнута здесь. Старайтесь сделать твердым ваше звание и избрание: эта мысль красной нитью проходит через все 1 Пет. (см.: 1Пет. 1:2,17 ; ср.: Флп. 2:12,13 ). Петр также подчеркивает мысль о том, что принявшим драгоценную веру (1:1) надлежит осуществлять эффективное и продуктивное служение Христу. Далее он намекает, что можно даже «преткнуться», отпасть от благодати (в Иуд. слово «падение» используется в том же смысле). Здесь не идет речь о согрешении (как в Иак. 3:2 ), а потому это не дань перфекционизму (учению о совершенстве). 11 Отбросив всякие мрачные перспективы, христианин должен устремлять свой взор в вечное Царство Господа нашего, царство Христа. Последняя фраза может отражать вступление в это царство по возвращении на Землю Иисуса Христа. Откроется вам свободный вход: в оригинале в этой фразе глагол созвучен с таковым в ст. 5 (см. примечание выше). Изобильный дар Божественной благодати побуждает верующих жить щедрой и благодатной жизнью для Него. 1:12 – 2:22 Что лежит в основе этих истин? Петр подробно объясняет, почему он счел необходимым написать об этом с таких позиций. Верующим нужно непрестанно напоминать о важности духовного роста. Петр знает, что ему осталось жить немного, и как очевидец многих событий стремится подчеркнуть, что вера, которую мы разделяем, зиждется на исторических фактах. Более того, эти события из жизни Иисуса были исполнением пророческих провозвестий. Упоминание о них вызвало у него потребность предостерегать против лжепророков, которые появляются в христианской церкви, как это было и в ветхозаветную эпоху среди народа Божьего. Опасность таких ложных учений и ошибочность их пути далее раскрывается во всей полноте. 1:12–15 Личный призыв Петра

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Деян 11:23. Он, при­быв и увидев бла­го­дать Божию, воз­радовал­ся и убеждал всех держаться Го­с­по­да искрен­ним сердцем; Прибыв на место, Варнава мог только возрадоваться о благодати Божией среди антиохийских христиан, коих умолял «держаться Господа искренним сердцем» — τ προθσει τς καρδας προσμνειν τ Κυρω, — слав.:   «изволением сердца терпети о Господе …» — буквально — намерением сердца пребывать при Господе . «Похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше» (Златоуст). Деян 11:24. ибо он был муж добрый и исполнен­ный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Го­с­по­ду. «Ибо» — относится к 22 стиху, обосновывая то, почему послан был именно Варнава, а равным образом годится и для объяснения того, почему так возрадовался Варнава и принял близко к сердцу состояние новообращенных. Деян 11:25. Потом Варнава по­шел в Тарс искать Савла и, найдя его, при­вел в Антиохию. «Варнава пошел в Тарс искать Савла» — без сомнения, для того, чтобы направить его на открывшееся новое широкое поле деятельности, к которому особенно и предназначался Павел — апостол языков, удалившийся в Тарс из Иерусалима (Деян 9:15, 29–30). Деян 11:26. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз­ стали назы­ваться Христианами. «Собирались в церкви», т. е. в общие богослужебные собрания христиан. «Учили немалое число людей» — εγνετο διδξαι χλον ικανν.  Учить — т. е. поучать и утверждать обращенных в истинах веры и правилах жизни христианской. Замечательно, что здесь проповедническая деятельность Савла характеризуется (хотя в соединении с Варнавиною) словом « учить»  (διδξαι), что обычно употребляется собственно лишь о  проповеди апостольской (Деян 4:2, 18, 5:25, 28, 42; ср. Деян 2:42). «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». До сих пор последователи Господа именовали себя учениками, братиями, верующими и т. п. Два раза встречающееся в Новом Завете (Деян 26:28; 1 Пет 4:16) это название приводится как название вне Церкви употреблявшееся. Это говорит за то, что усвоение наименования христиан едва ли обязано самим христианам. Не менее сомнительно, чтобы оно могло изойти и от иудеев, которые, конечно, не решились бы священного для них имени  Христос  (перевод евр. Мессия) усвоить последователям Того, Кого они не считали таковым. Остается, таким образом, с большею вероятностью предположить, что название христиан усвоено верующим  язычниками Антиохийскими . Не зная догматического и религиозно-исторического значения имени Мессии, они приняли его греческий перевод (Христос) за имя собственное, образовав от него и имя партии Его последователей. Новое наименование удачно было особенно потому, что в нем как нельзя лучше соединялись в одно все исповедники новой веры — как из иудеев, так и из язычников, познавших  христианство  совершенно самостоятельно от иудейства.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

   От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь — и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, — в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2:22).    Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! «Вера твоя спасе тя: иди в мире» (Мк. 5:34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.    Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.     Святой праведный Иоанн Кронштадтский Суббота третьей седмицы Великого поста...    Плач по усопшим наполовину облегчает скорбь. Плакать крепко — хорошо — сердце умягчается. Поплачте, а потом и утешения поищите! Смерть — не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел.    Скорбна разлука, но она не без конца: нынче-завтра и мы туда же пойдем. Скорбна безвестность положения успошего, но вера, что отшедший переходит в руки Божии, разгоняет при этом всякий мрак. Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва — пред Богом ходатаица и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Будучи волен уклониться от страданий, Христос добровольно пошел на них как человек. По воле и замыслу Божиим, Он открыл нам Своими покорностью и послушанием путь ко спасению (ср.: Мф. 26: 39). Человеческой свободе, совершенным образом объединенной c абсолютной свободой Божией в Лице Христа, было благодатью возвращено ее естественное движение к единению c Богом и другими людьми. Все то, что преподобный Максим познал благодаря своему молитвенному и созерцательному опыту, он смог теперь изложить, основывая учение об обожении человека на богословии Боговоплощения. Никакой другой отец Церкви прежде не заходил так далеко в исследовании человеческой свободы и ее единения c Богом, будь то в Лице Христа или у святых. Преподобный Максим дал наиболее полное изложение православной доктрины о Боговоплощении. Спустя еще некоторое время святому Иоанну Дамаскину осталось только изложить ее более доступным языком, чтобы передать следующим поколениям как непреложную традицию. Сергий Константинопольский умер в 638 году, а новый патриарх Пирр оказался ярым поборником новой ереси. Тем не менее, несмотря на притеснения, большая часть христиан сопротивлялась выполнению императорского декрета. Незадолго до смерти, в 641 году, Ираклий был вынужден признать свое поражение в религиозной политике. Пирр впал в немилость во время смены власти и бежал в Африку. В Карфагене он выступил оппонентом преподобного Максима во время публичной дискуссии о Лице Христа (645). Излагая тайну нашего спасения c непреложно твердой аргументацией, святой монах добился того, что патриарх признал свои ошибки. В заключение Максим предложил лично отправиться в Рим и там, перед гробницей апостолов, предать анафеме монофелитство. Однако немного времени спустя Пирр, как «пес», вернулся «на свою блевотину» (2 Пет. 2: 22) и бежал в Равенну. Папа Феодор тотчас запретил его в служении и осудил за ересь его преемника на Константинопольской кафедре Павла. Политическая ситуация после завоевания Египта арабами стала более чем когда-либо непрочной.

http://pravoslavie.ru/51367.html

Святая Церковь даёт нам время поста для того, чтобы помочь исцелить и восстановить нашу повреждённую природу. Спортсмен не получает приза, прежде чем не будет терпеливо упражняться в дисциплине и «воздерживании от всего» ( 1 Кор. 9:25 ). И если мы хотим получить «венец нетленный» (там же), то и мы должны положить наше начало в воздержании—начиная от вещей материальных и, восстанавливая богоустановленный порядок, достигая даже до вещей духовных. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями? Мы должны приучить свои телеса к дисциплине, потому что без этого основания мы не сможем построить стен храма души своей. И как любое основание ценно не само в себе, но в том, что на нём построено, смысл подчинения тела заключается в том, чтобы освободить из-под его подчинения душу. В этом году (2009) Рождественский пост начался на следующий день после американского Дня Благодарения. Я знаю, что у некоторых главным блюдом в этот день была не индейка и не тыквенный пирог, а люди, которых они за столом раздирали на куски и пожирали своими сплетнями, пересудами и злыми разговорами за спиной. Какая им польза от поста, если они продолжают пожирать людей? Какая им польза от того, что они не вкушают мяса, если язык их рубит всё вокруг, как топор мясника? Царь и Пророк Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» ( Пс. 33:13 ), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Если мы хотим, чтобы наш пост стал чем-то б о льшим, нежели просто диетой для похудания, то мы должны следовать словам Пророка. Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом. Во всякое время, но особенно во дни поста мы должны «трезвиться и бодрствовать», потому что противник наш диавол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1 Пет. 5:8 ). Но в Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе мы имеем надёжную защиту от всякого противника. Бегите ко Христу в молитве, но блюдите, чтобы молитва ваша не была бы как «медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1 Кор. 13:1 ). С усердием внимайте каждому слову молитвы, чтобы слова эти стали не просто чужими словами, которые вы повторяете, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего (ср. Мф. 22:37 ).

http://azbyka.ru/propovedi/na-nachalo-ro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010