Писано в Воскресенскомъ монастыр. Примечания Л. 84 Да приложитъ ти Господь древняго Финееса... прободеши лукавое сердце и смышление... – Финеес – герой ветхозаветной истории – сын первосвященника Елеазара и внук Аарона. Отдельные эпизоды о его жизни и подвигах находим в нескольких книгах Ветхого Завета – Исх. 6:25 ; Числ. 25:1, 13; 31:6–8 ; Нав. 22:13 ; Суд. 20:28 ; Пс. 105:30 . В Священном Писании рассказывается следующее: когда моавитяне вовлекли израильтян в грехи против седьмой заповеди (за что были наказаны от Бога язвой), Финеес прославился тем, что собственноручно убил двух главных преступников: Замврия, начальника поколения Симеонова, и Хаану, дочь мадиамского начальника. За проявленную ревность Бог обещал ему, что священство навсегда останется в его роде. Впоследствии Финеес принял начальство над войском, разбившим в одной битве мадианитян. Финеес стоял и во главе посольства посланного к заорданским племенам с тем, чтобы потребовать объяснений об их участии в устройстве жертвенника вместо уже существовавшего в Силоме. И в этом деле Финеес проявил особенную ревность. По смерти Елеазара на Финееса было возложено первосвященничество, как раз в то время, когда колено Вениаминово было почти всё истреблено. При первосвященнике Илии первосвященство перешло в род Ифамара, но оно утвердилось в роде Финееса когда Соломон назначил Садока (он был родственником первосвященника Елеазара) первосвященником на место Авиафара (десятого первосвященника иудейского и четвёртого из рода первосвященника Илии). И ста Финеесь и угоди, и преста счь, и вмнися ему в правду в родъ и родъ до вка – Ср.: Пс. 105:30–31 . ...нечестиваго Лигарида ложь совершилася... яко папежника и злого человека. – См. л. 271 второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . Л. 84об. Прокляты уклоняющиися от заповдей Твоихь. – Ср.: Пс. 118:21 . ...како человкамъ, а не Богу угодити... – Ср.: Еф. 6:6–7 . ...разсыплетъ Господь Богъ кости... – Ср.: Пс. 52:6 . ...бывь во Царград Сихурский... И нын стали слпы вс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

26–27. Избавленный и сам будет прославлять Его в собрании верующих и к прославлению устному присоединить еще прославление и благодарение чрез принесение благодарственных жертв, какие он во время своих страданий обещал принести Господу, и устроением жертвенной трапезы для бедных. О Тебе=ради Тебя, за дарованное Тобою избавление, и о Твоем величии и славе (ср. Пс.33:3 и 70:6) – хвала моя (=я буду петь хвалебные песни) в собрании великом. Воздам (=исполню) обеты мой пред боящимися Его (ср. ст. 24). Обеты – клятвенные обещания Господу, дававшиеся обыкновенно в опасных или сомнительных случаях жизни (ср. Быт.28:20 и сл. Суд.11:30–31 ; Ион.1:16 ), или же при испрошении желаемого блага ( 1Цар.1:11 ; 2Цар.15:8 ). Они были различны и состояли или в обещании принесения Господу жертв, или посвящения Ему себя сякого, членов своей семьи или какого-либо своего имущества ( Лев.27 ), или же в обещании воздерживаться от известной пищи ила каких-либо дозволенных законом действий ( Числ.30:3 и дал.). Здесь очевидно надобно разуметь обеты о принесении Господу жертв (ср. Пс.115:8–9; 106:22 ; так как непосредственно затем следует приглашение бедных (слав. есть и насыщаться во славу Господа, чтобы жить сердцем во веки, т. е. чтобы, освящаясь вкушением святыни, приготовлять тем души свои в жизни вечной, – где несомненно речь идёт о жертвенной трапезе, которая у евреев обыкновенно соединялась с принесением жертв и на которую приглашались вдовы, сироты, пришельцы, также Левиты, и вообще все бедные ( Втор.14:23, 29; 16:11, 14; 26:11 ; 1Цар.9:13:22 ). Все это избавленный праведник хочет совершить в церкви велицй=в многочисленном, религиозном собрании верующих (ср. ст. 23). Такие собрания обыкновенно бывали у евреев в три великие годовые праздника – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей ( Исх.23:14–17; 34:23–24 ; Втор.16:16 ), которые и состояла главным образом в принесении жертв, с устроением затем жертвенных пиршеств, а со времени Давида и с пением хвалебных песней Господу (ср. 2Пар.30:13–26 ). Таким образом псалмопевец свое избавление как бы приравнивает к великим историческим событиям, послужившим основанием трёх названных праздников и хочет обратить его в повод к подобному же народному празднеству. Так и в основанной Христом Спасителем великой, вселенской Святой Церкви, день воскресения Его соделался величайшим праздником, Новою Пасхою, заманившею собою древнюю, преобразовательную Пасху (ср. кан. Пасхи, особ. ирм. п. 1 и 8 и Григория Бог . сл. на Пасху стр. 175–177), и Он, созывая всех верующих в Него торжествовать свое спасение, возносит пред Ними чрез поставленных Им священнослужителей благодарственную жертву в таинстве Евхаристии и питает их от этой Своей трапезы ( 1Кор.10:16 и 21; 11:20) для вечной жизни ( Ин.6:54 ) в небесном царствии ( Лк.14:21 , Апок.7:16 ; Евсевий, бл. Феодорит, Августин и Евф. Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вера в бытие ангелов основывается на свидетельстве откровения о том, что они действительно существуют. И понятно, Ангелы суть существа бесплотные и потому стоять вне и выше тех условий и опытов, которые ведут к убеждению в бытии существ и предметов мира вещественного. В откровении учение о действительном бытии мира ангельского, выражено ясно и решительно: оно проходит чрез весь ветхий и новый завет. Учение ветхого завета. – Ветхозаветное откровение предполагает и утверждает бытие мира ангельского в повествованиях о многочисленных явлениях ангелов людям (обычно в человеческом образе) для возвещения им воли Божией и вообще для исполнение Его велений. Так, для охранения пути к древу жизни, Господь, по словам бытописателя, поставил на востоке у сада эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся ( Быт.3:24 ). Ангел был послан утешить Агарь ( Быт.16:7–12 ). Ангелы извели Лота из Содома, осужденного на сожжение ( Быт.19 гл.). Ангел сохранил жизнь умирающему от жажды Измаилу ( Быт.21:17–19 ). Ангел удержал руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака ( Быт.22:15–17 ). Ангела обещал Авраам в руководство рабу своему ( Быт.24:7 ) и этот, руководимый ангелом, нашел Ревекку. Иаков в одном случае (в сонном видении) во множестве видел ангелов, по лестнице восходящих на небо и нисходящих на землю ( Быт.28:12 ), в другом случае (в бодрственном состоянии) – целые полки ангелов ( Быт.32:1–2 ). Ангел – Иегова, освободивший евреев от рабства египетского ( Исх.3:2–12 ; Числ.20:16 ), совершил это при участии ангелов ( Исх.12:12 , где под «губителем» разумеют одного или целый сонм ангелов, отличных от Иеговы и служебных Ангелу Иегове; ср. Быт.19:13 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:58 ; Иез.9:1–6 ). Ангел был послан для вразумления Валаама, шедшего проклинать Израиля ( Числ.22:22–25 ). Приняли при служении Ангелов ( Деян.7:53 ; ср. Втор.33:2 ) израильтяне закон Моисеев. В ождь воинства Господня явился Иисусу Навину ( Нав.5:14 ) и руководил чудесным завоеванием Иерихона. Ангел, вместо пророка, призывал народ израильский к покаянии при Иисусе Навине ( Суд.2:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

97. Col. 76), а также фрагменты на араб. языке (нем. пер.: Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 85-119; лат. пер.: PG. 10. Col. 701-712). Сир. фрагмент толкования на Исх 16 (CPG, N 1924) И. Р. не принадлежит ( Brock. 1981). К числу подлинных относится толкование И. Р. на благословение Моисея (Втор 33) (CPG, N 1875) (критич. изд. арм. и груз. версий, а также греч. фрагментов: Bri è re, Mari è s, Mercier. 1954). Возможно, это же сочинение Феодорит цитирует под названием «Слово на Великую песнь» ( Theodoret. Eranist. II//PG. 83. Col. 173; CPG, N 1880 (6)). Толкование благословения Валаама (Числ 22-24) известно только по флорилегию Леонтия Византийского. По мнению Нотена, его принадлежность И. Р. сомнительна (CPG, N 1880 (5)). Толкование на Книгу Судей в патристической традиции прямо не упоминается среди сочинений И. Р., но известны сир. цитаты у Дионисия бар Салиби в соч. «Против армян» (The Work of Dionysius Barsalibi Against the Armenians/Ed. A. Mingana. Camb., 1931. P. 85a), а также греч. фрагменты на Суд 6. 11 и 6. 27 и 11 греч. фрагментов на Суд 15 (CPG, N 1880 (7)). Из толкования на Книгу Руфь сохранился 1 фрагмент в схолии к катенам ( Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 120). По мнению Ришара, 48 анонимных фрагментов с толкованиями этой книги могут быть парафразом сочинений И. Р. ( Richard. 1975). Фриккель доказывает, что автора толкования на Книгу Руфь следует отождествлять не с «восточным» экзегетом, а с «западным» автором «Опровержения всех ересей» (см.: Frickel. 1997). Толкования И. Р. на отдельные эпизоды из Книг Царств (1 Цар 1. 1 и далее (о Елкане и Анне); 2 Цар 5. 14; 13. 21) были известны Феодориту Кирскому, блж. Иерониму и Никифору Каллисту (см.: Hippolytus Werke. 1897. Bd. 1/2. S. 121-122). Возможно, толкование И. Р. (под именем сщмч. Иринея) цитируют Севир Антиохийский, Леонтий Византийский, прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин и Моисей бар Кефа (см.: CPG, N 1881). На статуе также указан трактат «О чревовещательнице» (1 Цар 28), к-рый мог быть частью толкования на Книги Царств (ср. заглавие у блж. Иеронима - «О Сауле и пророчице») (как неподлинный в CPG, N 1918). Фрагмент толкования на 1 Цар 17 («О Давиде и Голиафе»; CPG, N 1876) сохранился на груз. (Шатбердский сборник 1979. P. 241-249) и арм. (во фрагментах) языках ( Garitte. 1963).

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

1225. Упоминаемых в 42, 1 – 14. 1226. Все прикасающееся к священ. предметам освящалось (Исх. 29:37. 30, 29. Лев. 6:18. 27). Таким образом, народ должен был освящаться от прикосновения к священ. одеждам, но он не мог вести себя достойно этой святости, а чрез то унижал последнюю и себя подвергал бы наказанию (Иероним). 1227. Т. е. пусть слегка покрывают волосами голову (Феодорит), избегая крайностей: бритья и ращения их. Первое – языческий обычай (Вт. 14:1), второе – знак назорейства (Суд. 13 гл.). 1228. Слав. оную нет соотв. в евр., гр. и лат. т., следовало бы оскобить. 1229. Αματος — суд крови, где преступление и приговор соединяются с тяжким вредом для человека. 1230. Букв. оправдания Мои оправдывать и суды Мои судить. 1231. В алекс. доб. ατο, в др. гр. и слав. нет. 1232. Θυσας с евр. — хлебныя приношения или безкровныя жертвы и их части. (Лев. 2:3. 10. 6, 9 – 11. 7, 9.). 1233. Лев. 6:19. 22. 7, 6. Числ. 18:14. 1234. φορισμνον — обещанное Богу и посвященное. Лев. 27:21. 28. 1235. Вероятнее всего: мер или тростей, как понимали Иероним и в рус. син. пер, ср. 48, 10. 1236. До жилых строений, в рус. син. пер. площадь. 1237. Т. е. от сторон четыреугольника. По гр. π58; ατν. 1238. κ τατης τς διαμετρσεως — т. е. при упомянутом в 1 стихе измерении и разделении, подробно описываемом в 47, 13 – 48 гл. 1239. Центром этого места будет храм и его святое святых, для коего во 2 ст. и 42, 20 назначено 500 локтей. 1240. Τ γιασμ — соответствующим их святому служению. 1241. Об этом городе и его владениях подробнее говорится в 48, 15 – 18. 1242. Т. е. на восток и запад. 1243. Владения старейшины окружали с востока и запада владения священников и города. 1244. Т. е. в ширину всей обетованной земли, от Средиземного моря до восточных ея границ, была длина участка старейшины. 1245. Размер коленных уделов подробнее описывается в 46 главе, там же и удел старейшины, в 21 – 22 стт. 1246. Χονιξ — хиникс – порция хлеба на пропитание человека и вообще мера печеного хлеба, а здесь, особ. в 11 ст., употребляется в значении общей меры сыпучих и жидких тел.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Солярский «Опыт библейск. словаря под сл. Моавитяне и Хамос». 13 Смысл 22:2 ст.: «и видел Валак сын Сепфоров всё, что сделал Израиль Аморреям» становится ясен при сопоставлении с следующим указанием кн. Чис.21:26–29 : Есевон был город Сигона, царя Аморрейского; и он воевал с прежним царём Моавитским, и взял из руки его всю землю его до Арнона. Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона. Ибо огонь вышел из Есевона, и пламень из города Сигонова, и пожрал Ар Моав и владеющих высотами Арнона: Горе тебе, Моав! Погибы ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его; и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона». Отсюда видно, что Аморреи были сильнее Моавитян, а потому поражение и истребление Аморреев Евреями делало несомненной возможность истребления Моавитян, так что последние могли усматривать в гибели Аморреев прямое предзнаменование своей собственной гибели. К такому мрачному предположению их могло склонять и то обстоятельство, что, судя по намекам Суд.11:17–18 и Втор.2:29; 23:3–4 , между ними и Евреями произошло небольшое столкновение во время движения последних на север, к земле Аморрейской и бродам Иордана ср. De Geer Dissertatio de Bileamo etc. p. 4–5. 14 См. Властов, Св. летопись Чис.21:11–13 прим. 7 и 9. В первом читаем: «пройдя с запада на восток ущельем вади-ель-Ифм в обход гор Едома Израильтяне поворачивают круто к северо-востоку по направлению к долинам Моавитским и идут по замечанию Еспина, по той именно дороге, по которой ныне караваны пилигримов идут из Мекки в Дамаск. Из Чис.33:41–42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, Израильтяне имели станы в Салмоне и Пупоне, поэтому здесь записано лишь главное направление движения. Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса, где останавливаются теперь караваны, при чём замечают, что и Еврейское и Арабское имя означают «копани», т.е. ямы, вырываемые в грунте, и которые наполняются подпочвенною водою. Маленький ручеек Вади-Эль-Ахса, который теперь составляет границу между двумя областями, – Джебал и Керак, по всей вероятности, и в эти древние времена служил границей между Едомом и Моавом, и потому Израиль, перейдя этот ручей и дойдя до Ийе-Аварима, «вступил в пустыню против Моава к восходу солнца», т.е. вступил на пастбищные места (здесь пустыня означает травяную степь), которые находились к востоку от Моавитян». Во втором: «Поток Арнон называется теперь вади-Моджеб, – в низовьях течения своего, – в верховьях сеиль-ес-Саиде (так Буркхардт, Зеетцен и Риттер). Это очень быстро текущий поток, впадающий в Мёртвое море. Израильтяне, проходя «пустыней», т.е. степью, должны были переходить его в верховьях… Но в стихе 13-м Израильтяне держатся еще вне территории, как Аморреев, так и Моавитян, в общей кочевой степи».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Всемирный потоп. Богом дано человеку разрешение употреблять в пищу тела животных ( Быт.9:14 ). Кто осуждает вкушающих подобную пищу в благословенное время, те суть лицемеры и обманщики ( 1Тим.4:15 ). Праведный Авраам. Каждому человеку для своего спасения необходимо состоять в завете, или союзе, с Богом и исполнять установленные для сего внешние знаки или обряды ( Быт.17:914 ). Праведный Иосиф. Замечательно благословение детей Иосифа: Иаков благословил их своими руками крестообразно ( Быт.18:1316 ). У нас также крестом благословляют священники и родители. Пророк Моисей. Благодетельное действие молитвенного воздеяния рук Моисея при войне с амаликитянами ( Исх.17:914 ). У нас при богослужении воздеваются руки и совершается руками крестное знамение. Устроение скинии. По Божию повелению Моисеем устроен был Ковчег Завета и скиния, на крышке этого Ковчега и на занавеси скинии сделаны были изображения, или иконы, святых херувимов славы ( Исх.25:822; 26:1 ). Ковчег Завета был видимым знаком Божия величества, почему Моисей, обращаясь к Ковчегу, говорил: восстань, Господи; возвратись, Господи ( Числ.10:3536 ). Установление священства. Священство Самим Господом установлено как особое служение ( Исх.28:13 ; Числ.18:17 ; ср. Исх.19:6; 23:22 ). Во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против пророка Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ.16:3 ). Господь за это страшно наказал дерзких возмутителей ( Числ.16:135 ; Иуд.1:11 ). Кто из отступников и противников Церкви и ныне говорит так, того в свое время постигнет строгий суд Божий. Вступление евреев в землю обетованную. Наказание евреев ядовитыми змеями и милость Божия посредством медного змея. Медный змей прообразовал собой Христа, а древо змея прообразовало Крест Господень ( Числ.21:49 ; Ин.3:14 ). Наказание евреев в войне с гайскими жителями и коленопреклоненная молитва пред Ковчегом Завета праведного Иисуса Навина и старейшин Израилевых ( Нав.7:413 ). И мы преклоняем колени при молитве пред святыми иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАД [евр.  ,  ], (пам. в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец), 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена. Этимология его имени неясна. Одни исследователи считают его производным от корня   - срезать, подрезать, др. следуют за его истолкованием, основанным на переводе игры слов в евр. тексте Библии: имени Г. и понятия    - удача, счастье. «И сказала Лия: прибавилось [в МТ и LXX букв.- на удачу, на счастье]. И нарекла ему имя: Гад» (Быт 30. 11). Имя Г. используется в качестве теофорного элемента в ряде западносемит. личных имен и, возможно, обозначало ханаанское божество (Ис 65. 11; ср.: Нав 12. 7; 15. 27, 37). Патриарх Гад. Икона. 1560–1570 гг. (частное собр. В. А. Бондаренко. Москва) Патриарх Гад. Икона. 1560–1570 гг. (частное собр. В. А. Бондаренко. Москва) В благословениях патриархов (Быт 49. 19) Иакова и Моисея (Втор 33. 20) подчеркивается и восхваляется воинственный характер колена Г. О воинах из колена Г. говорится, что они имеют «лица львиные… и… быстры, как серны на горах» (1 Пар 12. 8). Колено Г. состояло из 7 больших семей, названных в честь 7 сыновей Г. (Числ 26. 15-17). Наиболее полное описание территории колена Г. основано на кн. Иисуса Навина (13. 24-28; 20.8; 21. 38-39). Во время завоевания земли обетованной колено Г. (вместе с Рувимовым и половиной Манасиева) получило в удел плодородные земли на пастбищах восточнее р. Иордан, заселив область Галаада (Числ 32; Втор 3. 12-20; Нав 1.12-18; 22. 1 сл.). На юге земли колена Г. граничили с территорией, принадлежавшей колену Рувима, на севере - Манасии. В одном из древних текстов ВЗ, в Песне Деворы, на месте колена Г. рядом с коленом Рувима упомянут Галаад (Суд 5. 16-17). Вероятно, в древнейший период колено Г. еще не рассматривалось отдельно от колена Рувима. Среди списка городов для левитов (Нав 21) колену Г. приписывается нек-рое количество сев. городов, а также Есевон - прежний центр колена Рувима, что указывает на распространение колена Г. дальше на север, ближе к Иорданской долине. Есевон оставался во владении колена Г., вероятно, до VIII в. до Р. Х. (Иер 49. 1-3). Со временем границы территории, где проживали люди из рода, менялись, они продвигались к северо-западу от Васана (1 Пар 5.11, 3 Цар 22. 3).

http://pravenc.ru/text/161395.html

В эсхатологических представлениях ветхозаветных пророков уничтожающая грешников В. суда (Иез 26. 19-20; 27. 26-36; 32. 13; Зах 9. 4) должна смениться «живой» В. (    ) потоков, истекающих из Иерусалима (Зах 14. 8) или из храма (Иез 47. 1-12; Иоил 3. 18). В Книге пророка Исаии В., потоки к-рой орошают пустыню, является важным символом времени спасения (Ис 41. 18-20; 43. 19-20; 44. 3-4; 49. 9-10). В., несущая жизнь и исцеление, противопоставляется соленой и стоячей В. моря, болот и луж (Иез 47. 8-11). Свойство В. утолять жажду и быть источником растительной жизни реализуется в метафорическом употреблении слова, напр. Бог - источник живой В. (Иер 2. 13; ср.: Пс 36. 9). Испытываемая человеком жажда Бога или Его Слова уподоблена нестерпимой жажде В., необходимой для жизни (Пс 42. 1; Ам 8. 11-12). Те, кто принадлежат Ему,- это стадо, пьющее из источника (Пс 23. 2), или деревья, растущие у истока ручья (Пс 1. 3; Иер 17. 8). Во время спасения Израиль будет «как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис 58. 11). Подобная образность может прилагаться и к людям (Притч 5. 15-16, 18; ср.: Иез 19. 10; Иов 34. 7; Иез 17. 5, 8; 31. 4-5, 7, 17). Состояние смерти иногда сравнивается с пролитой В. (2 Цар 14. 14; Пс 21. 15). Т. о., В., несущая жизнь и исцеление, в ВЗ прежде всего появляется в повествованиях о сотворении мира и в эсхатологических пророчествах. Библейскими авторами проводится осознанное сопоставление образов В., символизирующих жизнь и спасение и суд и гибель. В. в ветхозаветном богослужении Предписанные законодательством Моисея правила соблюдения ритуальной чистоты предполагают использование В. как основного средства очищения (ср.: Лев 11-15). При совершении этих обрядов необходима «живая» (проточная) В. (     - Лев 14. 5-8; 49-52; 15. 13; ср.: «вода очистительная» -     в Числ 8. 7) или особым образом приготовленная на ее основе смесь (Числ 19. 17). Очищение людей и вещей производится путем окропления В. (  - Лев 14. 7, 51; Числ 8. 7; 19. 18-19, 21; также  - Числ 19. 13, 20) или погружения их в В. (  - ср.: Лев 11. 32; 4 Цар 5. 14). Часто требуется омовение не только тела, но и одежды (евр.  - Лев 14. 8-9; 15. 5, 10-11, 13; Числ 8. 7, 21). Внутренности приносимой жертвы также должны быть омыты В. (Исх 29. 17; Лев 1. 9, 13; 8. 21; 9. 14). В литературе межзаветного периода символика В.

http://pravenc.ru/text/155055.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010