Скачать epub pdf С концом лета – с августом и началом сентября – совпадает ряд больших христианских праздников: Изнесение Честного Креста 1-го августа, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Усекновение Главы св. Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Чем объясняется такое сосредоточение евангельских воспоминаний в полуторамесячный период? Имела ли Церковь достаточные основания для каждого праздника соединить его с той именно календарной датой, какую хранит церковный Устав? Иногда спрашивают: почему праздник Успения Богородицы предшествует празднику Ее Рождества? Почему совершается дважды, а именно 1-го августа и 14-го сентября торжественное изнесение Честного Креста и поклонение ему при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»? Почему в августе обычная катавасия на канонах Утрени «Отверзу уста моя» уступает место ирмосам «Крест начертав Моисей», и поются они даже в самый праздник Преображения? Почему введен т. наз. Успенский пост? Можно ли найти основание тому, что праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи приходится на конец августа? В церковно-исторической литературе в наши дни высказанно было суждение, основанное, очевидно, на протестантских источниках, что названные праздники и некоторые другие «установлены вне всякой связи с церковным годом», установлены «вопреки последовательности», что «единственным основанием» для приурочения их к отдельным дням было освящение в эти дни воздвигавшихся впервые в память этих событий храмов: отсюда вывод, что наш церковный Типикон логически не выдержан, что он носит характер случайности. Однако – доверимся церковному Уставу, выработанному облагодатствованными творцами его и проверенному многовековой практикой лучших монастырей Востока, и вникнем усерднее в его богослужебный строй, взятый в своей целости. Что касается праздников Успения и Рождества Божией Матери, то люди, посещающие храм Божий, знают, что православный церковный год от древности начинается 1-го сентября, как он был утвержден еще первым Вселенским собором, согласно римским индиктам. Торжественные богослужебные воспоминания событий Священной Истории поэтому начинаются в церковном году Рождеством Богородицы и заканчиваются Ее Успением, выражая полную последовательность. И между ними самые главные евангельские события празднуются в естественном порядке: Вход во храм Пресвятой Девы Марии, Рождество Христово, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страсти Христовы, Воскресение, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа на Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Непонятно, почему автор статьи «Красота и смысл богослужения» совершенно серьезно предлагает осуществить революционное, литургически совершенно неоправданное реформирование нашего богослужения в праздник Благовещения, а некоторые настоятели храмов, и даже наместники обителей, по его словам, это благословляют. Ведь очевидно, что происходит это вопреки позиции священноначалия, которая выражена в регламентирующих богослужебную жизнь Русской Церкви официальных изданиях. И если в эти издания иногда и вкрадываются незначительные неточности, проникающие туда по немощи человеческой, это отнюдь не означает, что литургическая традиция и богослужебный строй, которыми жила наша Церковь многие столетия, могут быть попираемы своеволием уставщиков некоторых храмов и монастырей. Обращение автора к греческому приходскому Уставу (т.е. Типикону Виолакиса) в качестве аргумента «за» более вольное отношение к службе праздника Благовещения не совсем уместно. В отличие от предложений многоуважаемого отца игумена, этот Устав был принят и введен в обиход каноническим путем, а не «через голову» священноначалия. Однако, как не выполнялся на приходах монастырский Устав, так сейчас редко где полностью соблюдается и этот, официально сокращенный, приходской Типикон. Кстати, на монастыри введение приходского Устава влияние, в основном, не оказало, и в богослужение монастырей практически никакие изменения не были внесены. Перенос же Благовещения со Страстных Пятка и Субботы на Пасху делался в Типиконе Виолакиса из-за литургических сложностей «технического» характера, к которым могли быть не готовы некоторые священнослужители. Однако такое перенесение всегда воспринималось как ущербное, хотя и допускаемое ради икономии. Поэтому тем более странным выглядит призыв следовать опыту, возводящему проявление некой неполноценности в норму. Но это уже другая тема... Изменения, которые предлагает произвести в богослужении праздника Благовещения в текущем году автор публикации «Красота и смысл богослужения», не могут всерьез рассматриваться литургистами, потому что представляют собой «творчество от ветра главы своея», практически полностью изъятое из системы координат, в которых существует богослужение Православной Церкви уже многие столетия. Автономность этих предложений по отношению к уставной традиции Православия ставит данный вопрос за рамками научной литургической дискуссии, и переводит его в область категорий «нравится/не нравится». Приходится лишь сожалеть, что этот «продукт» исходит от монастырского уставщика.

http://patriarchia.ru/db/text/217425.htm...

Первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 году. Современная русская редакция Типикона восходит к изданию Типикона при Патриархе Московском Иоакиме в 1682 году. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Она отличается от Иоакимовского Типикона пересмотром месяцеслова и согласованием его с исправленными к тому времени Минеями месячными. Дальнейшие издания ограничивались небольшими изменениями в тексте и корректурными поправками. Остается сказать только несколько слов о новом издании Типикона, произведенном греками в XIX веке. Из истории нашего богослужебного устава видно, что богослужение монастырское было всегда для всей Восточной Церкви образцом, к которому все тяготели и который старались осуществить в более или менее полной мере. С течением времени стало ясно для всех, что в мирской приходской жизни монастырский устав неприменим, вследствие чего возникла необходимость урегулировать богослужение приходских храмов, дать для них какой-то «средний», удобоисполнимый устав. В 1838 году в Константинополе была сделана некая попытка создания такого «мирского» приходского устава, в 1851 году было второе издание его, а в 1868 и третье, дополненное и улучшенное. Он санкционирован высшей церковной властью и приспособлен к нуждам рядового приходского храма. В не­го введены новые службы по сравнению с предыдущими Типиками. Также этот Типик не знает всенощного бдения, а следовательно, и малой вечерни; литии полагаются не на вечерне, а между полунощницей и утреней; Евангелие в воскресные дни читается по 8-й песни канона и так далее. Есть особенности в Триоди, также Устав знает и свои Марковы главы. §3.2. Содержание Типикона Типикон состоит из двух частей, каждая из которых содержит 60 глав: основная часть и храмовые главы. Последняя глава 2-й части – Пасхалия – содержит указания относительно определения даты Пасхи, важнейшего христианского праздника. §3.2.1. Знаки месяцеслова Прежде чем перейти к обзору содержания Типикона, необходимо указать все типы праздников и вседневных служб и используемые для них в Типиконе и Следованной Псалтири обозначения. Хотя о знаках говорится только в 47-й главе Типикона, все же уместно их рассмотреть именно сейчас, так как эта классификация праздников используется в начальных главах Типикона (3-й, 4-й, 5-й, 15-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

    Что касается до святителей и преподобных, то памятей их довольно в месяцеслове, но преподобных сирийских из книги: История боголюбцев Феодорита Киррского, не имеется. Всех праздничных памятей, которым показаны службы в синаксаре, имеется не менее 130, из них 18 памятей местные константинопольские, которым нет служб в других синаксарях: это землетрясения, избавления от врагов, обновление храмов и памяти некоторых патриархов константинопольских. Таким образом общих праздников и памятей святым насчитывается более 110. Это очень довольно по тому времени, судя по другим месяцесловам того времени.     К сожалению, как сказано, заглавие (начало) синаксаря или типикона не сохранилось; в нем синаксарь предшествует триодному уставу; триодный устав озаглавливается: канон (κανν) чтений св. Божией великой церкви Деяний апостольских пророческих и каждого последования (κολουθας) от недели предмясопустные до Пятидесятницы (то есть от недели о блудном сыне, о неделе о мытаре и фарисее не говорится). Затем следуют зачала апостола и евангелия по субботам и воскресеньям от Пятидесятницы до педели о блудном сыне, но обрываются на 30 неделе (далее не изданы).     Относительно служб в изданном типиконе по Патмосской рукописи указываются: тропарь дня, иногда он весь приводится, за тем литургийный прокимен, начало апостола, аллилуия и стих, евангелие с показанием главы (отличным от нынешнего) и с начальными словами и наконец причастен. Вообще указания, кроме тропаря, делаются одни литургийные и только в великие праздники: Воздвижение животворящего креста, Рождества Христова, Богоявление и Благовещение службы показываются пространнее, также на крестные ходы и литии вне храмов по случаю землетрясений, избавления от врагов, при чем обыкновенно служил сам патриарх; о стихирах и канонах на утрени и вечерни нет и речи.     Правил монашеской жизни, конечно, нет. Дни, в которые показаны службы в этом типиконе праздничные, нами извлечены и этот собственно служебный (праздничный) синаксарь издан в приложении 2. Из него видно, что в служебном отношении этот типикон во многом не мог быть исполняем в других церквах; в нем довольно служб частных, к Константинополю только относящихся. Поэтому служебный синаксарь этого устава должен быть переделываем и действительно переделывался для употребления в других церквах, но главные общецерковные праздники и памяти великих святых естественно совершались вообще согласно с уставом Великой Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но если на первых порах жизни церкви и особенно в иудео-христианской иерусалимской общине богослужение вообще могло напоминать собою храмовое и синагогальное, то с течением времени и в церквах языко-христианских, а особенно после гонений на церковь со стороны иудеев и рассеяния апостолов из Иерусалима, эта близость не могла не уменьшаться. Характерно, что ап. Павел богослужебные собрания называет уже не συναγωγ, а κκλησìα, церковь 121 . Вообще, новозаветные писания после Деяний и особенно Павловы послания ясно дают заметить, что апостольское богослужение после означенных событий вошло во вторую стадию своего развития сравнительно с той, на какой его представляют Деяния и отчасти посл. ап. Иакова. Богослужение по 1 Кор Стадия эта характеризуется двумя признаками, по видимому разнородными, но связь между которыми можно открыть. Первый – вырождение института агап, второй – развитие духовных дарований и широкое применение их за богослужением. О том и другом подробно говорит 1-е посл. к коринфянам. Главы 10–14 этого послания всецело посвящены упорядочению коринфского богослужения и дают полную и отчетливую картину того вида богослужения, какое приняло оно у языко-христиан в середине апостольского периода. Весь этот обширный отдел послания распадается на две части, из которых первая регулирует более внешнюю, «телесную» в самом широком смысле слова сторону богослужения (гл. 10 и 11), вторая же, как показывает и начало ее: «о духовных же братие не хощу вас не ведети», делает то же самое с духовной стороной богослужения, его умственным содержанием 122 . В первом отношении апостол обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на «Господней вечере» ( κυριακν δει πνον) 123 к ее святейшему акту – приобщению Тела и Крови Христовой. Некоторые из коринфских христиан приходили на «вечерю Господню» с целью поесть и попить и, так как на вечерях этих из делавшихся приношений кормились бедные, то богатые участники старались возможно скорее насытиться от своих же приношений, чтобы бедные не оставили их голодными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На хвалитех стихиры воскресны 3: и Индикта самогласны 3: и храма 3, с припевы его: 1-й, Честна пред Господем: 2-й, Блажен муж бояйся Господа: Слава, храма: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: и час 1-й. На 1-м часе, стихира евангельская. Тропарь воскресен: Слава, Индикта: И ныне, Богородичен часов. По Трисвятом кондак воскресен, и прочая: и совершенный отпуст. На 3-м часе, Тропарь воскресен: Слава, храма: И ныне, Богородичен часов: По Трисвятом кондак храма, и Индикта, и воскресен глаголем пременяюще. На литургии, Блаженна воскресна на 4: и Индикта песнь 3, на 4: И храма песнь 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и Индикта, и храма святаго. Кондак воскресен: Слава, храма: И ныне, Индикта. Прокимен Индикта, и храма. Апостол Индикта, и ряд под зачало. Таже храма святаго. Аллилуиа, и Евангелие, прежде индикта, и ряд под зачало. Таже храма святаго. Причастен Индикта, и храма. [Зри] Тогоже дне вечера. Бывает отдание праздника за почесть храма, к вечерни трезвон без большаго. На Господи воззвах, стихиры храма 3: И святаго рядоваго 3. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен тогоже гласа: [Аще среда или пяток случится, тойже Богородичен поем.] Прокимен дне: Сподоби Господи: Исполним вечернюю: На стиховне, стихиры храма. Слава, храма, или святаго: И ныне Богородичен воскресен. По Трисвятом тропарь храма: Слава, святаго, аще есть: И ныне, Богородичен воскресен. Ектениа, и отпуст. И тако отдается служба храма непременно. На утрени и на литургии трезвона несть. Служба поется святаго рядоваго, со октоихом, по обычаю. [Зри] Аще ли случится на утрие храмоваго праздника: Неделя или праздник Христов, или Богородицы, или великаго святаго имущаго бдение, или полиелей, или вход, или паремии, и тогда на вечерни храма отдание не бывает. Глава 2. Аще ли храм святаго Симеона, кроме недели в кой день случится На малей вечерни стихиры храма на 4. Слава, храма: И ныне, Индикта. На стиховне стихиры Индикта: Слава, храма: И ныне, Индикта. По Трисвятом тропарь Индикта: Слава, храма: И ныне, Радуйся Благодатная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

165). Затем и в древнейших славянских уставах, ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 и 329/384 XIV в. есть такой же свод этих замечаний с заглавием (в первом); «Марка грешного священномниха о останцех устава» (л. 189). Затем и во многих последующих ркп. Славянских и греческих находится такой свод с различным количеством глав и с таким же именем в надписании, напр.: «священнейшего Марка Индруитсякого», «Марка святейшего эконома» и т.п. Не связанные, как ранее, с числами месяцев, эти сводки, принадлежность которых Марку еп. Отрантскому IX-X в. (см. выше, стр. 459), основывается только на свидетельстве этих ркп. Типикона, здесь получили возможность значительно расшириться и обобщить свое содержание – дать указания на случай совпадения с воскресеньями и подвижными праздниками не только отдельных праздников, но и целых родов их, как-то Христова праздника вообще или Богородичного с воскресеньем, пред-, попразднества или отдания великого праздника с воскресеньем, великого (бденного), полиелейного или шестеричного святого с воскрсеньем, с субботой и т.п. Это мы и видим уже в самых древних редакциях Марковых глав, носящих его имя (напр., греч. Тип. Моск. Синод. б. 456 XIII в., в слав уставе Моск. Синод библ. 328/383 XIV в.). В позднейших славянских рукописях, так уже и в 678/386 XV в., эти сводки разбиваются на две части: первая, содержащая общие указания о господских и богородичных праздниках и их пред- и попразднствах в неделю, о святых в неделю и субботу, ставится отдельно в 1-ой общей части устава, излагающей суточные службы, и имя Марка б.ч. не надписывается над ней, а вторая с именем Марка распраделяется по числам месяцев (т.е. принимает свой первоначальный вид). Так и в нынешнем Типиконе, но общая часть сокращена: только о святых в неделю и субботу. В еще позднейших слав. рукописях, с XVI в., напр., Музея Киевск. Акад. Аа 194 и 196 прибавляются указания о совпадении храмовых праздников с подвижными (Главы о храмах» нынешнего Ти.п). В греч. же ркп. вплоть до печатного издания греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Участник VII Московского совещания молодых писателей. Кошт — иждивение, содержание; вообще расход, издержка. Типикон (или Устав) — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. К этому присоединены правила о пише для всех христиан, и особенно для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. Новиков Николай Иванович (1744—1818) — русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Выпускал сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». В 1779 г. арендовал на 10 лет типографию Московского университета и переехал в Москву. Издавал книги по всем отраслям знаний, в том числе религиозно-мистические, а также газету «Московские ведомости». Сплотил вокруг себя писателей, публицистов, переводчиков, арендовал еще 2 типографии, организовал «Типографическое общество». Основал ряд библиотек, школ в Москве, сеть книжных магазинов в 16 городах. По приказу Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость, где просидел с 1792 г. по 1796 г. Освобожден Павлом I, но вернуться к общественной деятельности не смог. …вольнолюбивый дух екатерининского Наказа …— Наказ Екатерины II — философско-юридический трактат, изданный на русском, немецком, французском и латинском языках в качестве руководства для депутатов Комиссии об уложении 1767 г. Состоял из 22 глав, 655 статей государственного, уголовного и гражданского права, а также вступления, заключения и 2х дополнений. Фразеология просветительских теорий сочеталась в этом Наказе с обоснованием необходимости самодержавия в России, с рекомендацией барщины и т. п. Практического применения не имел. …упокоившихся здесь первосвятителях российской церкви, начиная с митрополита Петра до митрополитов Ионы, Филиппа, Гермогена .— Петр, святой, митрополит всея Руси. Родился во второй пол. XIII в. Двенадцати лет поступил в монастырь, где научился писать иконы и отличался подвижничеством. В 1305 г. был избран митрополитом всея Руси и поселился в Москве, приняв сторону князя Юрия московского, боровшегося тогда за великокняжеское достоинство с Михаилом тверским. Вследствие этого Петр был обвинен тверским епископом Андреем, но на соборе в Переяславле в 1311 г. оправдан. После смерти князя Юрия окончательно поселился в Москве, где деятельно помогал князю Ивану Калите в возвращении Московского княжества. Именно по совету Петра Калита построил в Москве кафедральный собор во имя Успения Богородицы. Умер в 1326 г.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

417 Однако если первый святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следуют кондак и икос праздника. 418 Всегда отменяется Октоих четыре недели в году: Неделя ваий, Пасха, Антипасха, Пятидесятница. Также он не употребляется, если один из четырех неподвижных праздников случится в воскресенье: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне. Хотя Октоих как книга не используется и в недели периода пения Цветной Триоди, но его песнопения не отменяются, а включаются в последования самой Триоди. 419 Догматик гласа не поется в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю, когда вместо него исполняется стихира праздника (см., например, 8 сентября, «аще в неделю»). Также исключением является Неделя святых отец, если она случится в период предпразднства Рождества Христова (с 20 по 24 декабря); в этом случае вместо догматика на «И ныне» поется стихира предпразднства (см. Марковы главы 20 и 24 декабря). 420 На воскресной великой вечерне не поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…» только в Богородичные праздники (поется трижды тропарь праздника) и в случае бденного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника (см. Неделю 7-ю по Пасхе). 421 В неделю на утрене воскресное Евангелие (вместе с ним прокимен и стихира по 50-м псалме) не читается только в случае двунадесятого Богородичного или храмового праздника; в этих случаях полагаются прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме праздника. 422 В Недели святых праотец, святых отец и в Неделю по Рождестве Христовом, а также в период пения Постной и Цветной Триоди (кроме 4-й и 5-й Недель Великого поста) кондак и икос воскресные опускаются. В случае двунадесятого Богородичного и храмового праздника кондак и икос воскресные читаются по 3-й песни канона. 426 Если в службе святого по каждой кафисме имеется по два седальна (например, 13 ноября), то в данном случае читаются только первые седальны, а седальны на «Слава» опускаются (см.: Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 793).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так, 48 «храмовая глава» гласит следующее: «Аще ли храм святаго случится от понедельника светлыя недели до 4 недели по Пасце, и поем в те дни службу храма, „якоже Георгия 22 писася в Месяцеслове» (л. 479 об.). Находим «Марковую главу», на которую указывает поцитованная сейчас «храмовая глава», и ясно видим, что в ней и помину нет о малой вечерне, а говорится только о чине великой вечерни, утрени и литургии (л. 258). Во-вторых, разбираемая нами «Марковая глава» не устраняет всех затруднений и в том случае, если в первый день Пасхи вечером будет отслужено всенощное бдение. Дело в том, что на этом всенощном бдении, следуя буквальному предписанию настоящей «главы», священник должен будет прочесть два евангелия: одно во время великой вечерни, после паремий праздника, а другое на утрени после великой ектеньи и степенных (л. 248). Такое явление в нашем всенощном бдении, на котором в обычное время читается только одно евангелие на утрени, повторяется не часто... Все эти затруднения легко могут быть устранимы, если наши пастыри, руководясь рассматриваемою нами «Марковую главою» для службы праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в понедельник Пасхи нынешнего Типикона и следуя примеру древнегреческой богослужебной практики 23 и нашей древнерусской, оставят без исполнения чин малой вечерни и отслужат, как требует того нынешний Типикон для службы вообще в пасхальную неделю, только великую вечерню, утреню и литургию. В храмах же престольных, и где в первый день Пасхи вечером будет совершаться всенощное бдение, можно отслужить и малую вечерню, но непременно с присоединением к ней входа с евангелием и чтением вечернего пасхального евангелия, чтобы не читать два евангелия на всенощном бдении и не отступать таким образом от общепринятых у нас обычаев по отношению к всенощному бдению. 1 Обычай служить литургию на Пасху несколько времени спустя после окончания утрени практиковался в древности и на востоке в церквах греческих. «Изыдохом из гроба Господня восточными дверьми, – говорит об утрени пасхальной наш известный паломник XII века игумен Даниил, – и вшедше в олтарь и створихом целование с правоверными попы христианьскими и сурьянскими, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010