26 ты должен умереть. Эти слова произносились как приговор за великие злодеяния (см., напр., Исх. 21,15–17 ; Втор. 18–20 ). Веруя в то, что храм Божий никогда не может быть разрушен, люди видели в Иеремии ложного пророка. Ср. Лк. 4,25–30 . 26 именем Господа. Здесь содержится обвинение в богохульстве. 26 князья Иудейские. Эти люди занимали официальные должности при дворе, и их появление свидетельствует о том, что частное дело переходит в судебное разбирательство, имеющее общественный резонанс. в новые ворота. Храмовые ворота были обычным местом судебных слушаний (см. Руфь 4,1 ; Притч. 31,23 ). 26 этот человек не подлежит смертному приговору. Ср. ст. 11. По сути это признание Иеремии истинным пророком. 26 Михей Морасфитянин. Пророк Михей жил столетием раньше. Напоминание о нем призвано подтвердить только что вынесенный приговор, ибо его пророчества о падении Иерусалима ( Мих. 3,12 ) заставили народ раскаяться в своих грехах. 26:20–23 История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11,32–38 ). 26 Елнафана, сына Ахборова. Иоаким поступает совсем не так, как в 36,12.25, когда он действовал от имени Иеремии; изменчивое поведение царя делает положение Иеремии крайне ненадежным. 26 простонародные гробницы. Возможно, они находились в долине Кедрон на западе от Иерусалима. 26 рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию. Ахикам служил царю Иосии ( 4Цар. 22,12.14 ); его поддержка могла сыграть решающую роль в спасении Иеремии. Глава 27 27 пошли такие же. См. 1,5. к царю Идумейскому... царю Сидона. См. 25,21.22. Над всеми этими царствами свершится суд Божий. послов, пришедших... к Седекии. Возможно, для переговоров о союзе с Египтом против Вавилона. 27 великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею. См. 21,5. сотворил землю... отдал ее, кому Мне благоугодно было. Напоминая о творении, Господь подчеркивает Свою власть над всеми народами (см. Дан. 2,38; 4,25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его грех ради наших: 6. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Ст. 6. Люди блуждали, подобно стаду овец, не имеющих пастыря ( Числ. 27:17 , 2Пар. 18:16 ), каждый шел своей дорогой ( Рим. 1:21 ), и Господь пригвоздил в Отроке Господнем, как пастыре их, лукавство всех их, ср. Зах. 13:7, 1 ІІетр. 2:25. Евр. выраженіе: =в р. с. и Господь возложил на Него вину всех нас, Симм. переводит: α ριος αταντσαι εριησεν ες υτν τν νομαν πντων μν, бл. Иерон, et Dominus posuit in eo iniquitatem omnium nostrum. “Или, говорит бл. Иерон. по сему поводу, Он предал Его за грехи наши, чтобы он вместо нас понес то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести”. В основу выражения положен образ, взятый из обряда возложения первосвященником в день очищения на голову козла отпущения грехов и беззаконий сынов израилевых ( Лев. 16:21–22 ). 7. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих. 8. Во смирении его суд его взятся: род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот его, ради беззаконий людей моих ведеся на смерть. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ст. 7. Сурово влекомый а поносимый, Отрок Геслодень не отверзает уст Своих, – подобно овчати, ведомому на заклание, подобно агнцу, безгласному пред стригущим Его (ср. 11:19). Этот ст. и последующий читал тот эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, когда, по внушению Духа Божия, подошел и пристал к его колеснице св. Филипп, который и благовествовал ему об Иисусе, начен от писания сего ( Деян. 8:28–35 ). Древнехристианские эстеты видели в этих словах пророчество о молчании Иисуса Христа во время суда над Ним. “Он, говорит блаж. Феодор., до Своего страдания говоривший ночью и днем, произнося полезное учение, во время страдания молчал“. Ср. Мф. 26:62–63; 27:12 и Мк. 15:3–5 , Лк. 23:9 , Ин. 19:9–10. 1 -е сл. ст. по евр. м. т. =в р. с. “истязуем был“, 70 оставили без перевода. Сим. Пешито Иерон. Тарг. читали здесь , почему Сим. προσηνχϑη, Вульг. oblatus est, Пеш. kreb.; но Тарг. – просил, молился, – разумея здесь приближение к Богу для молитвы. В 5 евр. код. читается также .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Отведение апостолов совершится не по поводу каких-либо преступлений, совершенных апостолами, но «за Меня» (ср. Мф.5:11 ), т.е. страдания апостолов должны были служить свидетельством о Христе перед всеми людьми, перед которыми ученики будут страдать, безразлично, перед иудеями, или перед языческими правителями и царями, или перед язычниками. Мысль та, что в то время, когда люди будут удовлетворять своей жестокости и злобе, подвергая учеников Спасителя позору и страданиям, эти самые испытания их будут направлены Богом к пользе и преуспеянию Евангелия и Царства Небесного (Морисон). Мф.10:19 .  Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, У синоптиков ( Мк.13:10–11 ; Лк.21:13–14 ) везде выражается одна и та же мысль, только в различных словах. Ученики не должны заботиться. Не должны обдумывать того, что говорить. Не должны защищаться. «В тот час», когда именно они предстанут на суд, будет им дано, что говорить. Мф.10:20 .  ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. (Ср. Мк.13:11 ; Лк.21:15 ). Дух Святой будет пользоваться учениками, как бы Своими орудиями, для говорения и в их собственную, и в Свою защиту. Он лучше, чем сами ученики, знает, как и что сказать. Как ни кратки эти слова Спасителя, в них выражаются столь глубокие мысли, что анализ может только уменьшить их силу. Одно можно только сказать, что ни один человек не мог так говорить, как говорил здесь Спаситель. Мф.10:21 .  Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; Стих этот повторяется почти совершенно буквально у Марка ( Мк.13:12 ) и несколько иначе у Луки ( Лк.21:16 ). Так как у последних двух синоптиков эти слова приводятся в последней речи Христа при оставлении иерусалимского храма на Страстной неделе, то думают, что здесь так называемая истериология, т.е. послесловие, внесенное сюда Матфеем. Так это было или же Христос только повторил эти слова в Своей последней речи, трудно решить в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из правовой сферы Иисус переходит к тем аспектам человеческого бытия и человеческих взаимоотношений, которые вообще не предполагают судебной ответственности в прямом, а не переносном смысле. Образы из юридической сферы используются Иисусом метафорически: очевидно, что суд (состоявший, как правило, из двадцати трех лиц) не может изучать случаи проявлений гнева, а синедрион (высший суд, включавший семьдесят одного человека) – заниматься инцидентами, связанными с употреблением оскорбительной лексики. Суд и синедрион здесь воспринимаются скорее как предвестники Божественного суда, на который указывает выражение «геенна огненная». Речь идет об ответственности человека за свои чувства и слова: он отвечает за них не перед человеческим судом, но перед судом правды Божией. Ключевым словом, которое четырежды встречается в рассматриваемом отрывке, является слово «брат» (δελφóς). Вся сфера взаимоотношений между людьми описывается с использованием «семейной» терминологии: все люди представлены как единая семья, состоящая из братьев. Мы встретим такое же настойчивое использование термина «брат» далее в Нагорной проповеди, в отрывке о сучке и бревне ( Мф. 7:3–5 ), где этот термин будет употреблен трижды, а затем в наставлении о том, как обличить согрешившего брата ( Мф. 18:15 ), где он употреблен дважды. Гневаться на ближнего и оскорблять его нельзя прежде всего потому, что ближний – твой брат. Вслед за Учителем апостол Петр будет также употреблять термин «брат» в качестве синонима термина «ближний» ( Мф. 18:21 ). Добавим к сказанному, что термин «брат» имеет в устах Иисуса инклюзивный (обобщающий) смысл, указывающий также на «сестру». Согласно традиции, восходящей к Ветхому Завету, все поучения Иисуса были адресованы как бы к мужской аудитории. При этом подразумевалось, что они автоматически распространяются и на женщин. Чтобы убедиться в том, что для Иисуса термин «брат» имел именно такой смысл, можно вспомнить, как однажды, когда Он беседовал с людьми в доме, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф. 12:46–50 ; ср. Мк. 3:31–35 ). Нас в данном случае интересует не сам этот эпизод, а то, что выражение «Матерь и братья» оказывается в итоге синонимичным словосочетанию «брат, и сестра, и матерь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Можно ли овладеть этим искусством? Несомненно, что для этого необходимо озарение свыше. А Библия на каждой странице призывает нас видеть руку Господню во всем, что происходит. Так, например, история Иосифа являет нам таинственное вмешательство Бога, заставляющее даже зло служить замыслам спасения: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт. 50:20 ). Чтение истории Израиля может стать для нас практическим упражнением для научения в чтении истории нашей собственной жизни. Испытание совести 1189 не следует ограничивать механическим сопоставлением наших действий с принципами неподвижной морали, оно должно стать искусством духовного прочтения каждодневных событий и встреч так, чтобы заканчивать день, осмыслив его, созерцая θεα θελματα, божественные намерения как в наших добродетелях, так и в наших ошибках. Созерцание Суда Суд и Промысел – две стороны одного и того же процесса, рассматриваемого с двух точек зрения или как два особых этапа 1190 . Божественный Промысел становится судом, наказанием по отношению к греху, продолжая оставаться Промыслом для грешника. Вера в суд Божий – одна из фундаментальных основ религии. Управляя событиями, Господь не забывает направлять их так, чтобы злые были наказаны (ср.: Быт. 18:23 и сл.). Существенным элементом христианского покаяния является признание собственных грехов, осуждение самого себя 1191 , постоянная память о страхе Божием и Его суде. Сознавать, что этот суд осуществляется уже сейчас, на земле, – это особая благодать, ведущая к «обращению» сердца. В связи с этим можно, например, привести размышления братьев Иосифа: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего» ( Быт. 42:21 ). Для того, кто способен созерцать жизненные страдания с такой позиции, божественное наказание является новой формой Богоявления, оно соразмерно грешнику, поскольку пробуждает в нем страх Божий и в то же время осуществляет прощение грехов: «освобождает от чувства вины и является причиной оправдания» 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Конечно, Иисус имеет власть судить не потому что Он — Один из людей (будь это так, все люди имели бы право творить суд), а потому что в Нём — восстановленное и оправданное человечество. Не дивитесь сему — Иоанн Златоуст (Го­ми­лии 39:3) связывал эти слова с потому что Он есть Сын Человеческий в предыдущем стихе. Скорее смысл здесь таков: не удивляйтесь сказанному выше, то есть тому, что Сын Человеческий уже судит и воскрешает духовно мёртвых людей, ибо Он производит и последний Суд и Воскресение. Возможно, не дивитесь — не повеление, а риторический вопрос: ‘неужели вы дивитесь?’. Как слышу, так и сужу — Отец отдал Суд Сыну, но Сын судит по слову Отца, ибо ищет не Своей воли, но Пославшего; Его миссия совершается в послушании. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно — явное противоречие с 8:14 (если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно) разрешается, по-видимому, контекстом. Здесь речь идёт о том, что Иисус, Который во всём следует воле Отца, не может быть независимым от Него, самодостаточным источником авторитета. Есть другой, свидетельствующий о Мне — имеется в виду не Иоанн Креститель, о котором речь пойдёт в следующем стихе, но Бог Отец. О Боге свидетельствующем см. Прем 1:6 и далее Ин 5:37. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине — здесь истина есть весть Иоанна о том, что Иисус — избранный Агнец Божий, крестящий Духом и т. д. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство — слова Иоанна истинны, но Иисус, у Которого есть Другой Свидетель, не зависит от человеческого свидетельства. Но говорю это для того, чтобы вы спаслись — несмотря на сказанное выше, авторитет Иоанна постольку, поскольку он приводит людей к вере в Иисуса, — источник спасения. Ст. 35, возможно, направлен против тех, кто преувеличивал роль Иоанна. Светильник, lЪcnoj — обычная переносная лампа; ср. 1:8 (Он не был свет). В 2 Цар 21:17 Давид назван светильником Израиля. Ещё более примечательна параллель из Пс 131:17: поставлю светильник помазаннику Моему, где светильник свидетельствует о Мессии. А вы хотели малое время порадоваться при свете его — вы, то есть те, кто посылал запрос к Иоанну и к кому теперь обращается Иисус. єqel»sate ‘хотели’ может быть понято и как ‘предпочли’ — в таком случае общий смысл: ‘Вы предпочли краткий подъём религиозного энтузиазма, который вызвало выступление Иоанна, вере в Того, Кого послал Бог и о Ком свидетельствовал Иоанн’. ‘радоваться’ — обозначение сильной радости; этот глагол повторяется в Ин ещё раз, когда говорится о радости Авраама увидеть день Христа (8:56). То, что проповедь Иоанна вызвала волну мессианского энтузиазма в народе, подтверждается в других частях НЗ и у Иосифа Флавия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

4 . Сказано: «Во все дни старцев, которые знали все великие дела Господни» ( Суд.2:7 ). Кто знает «все великие дела Господни», если не Тот, Кто их совершает? Ибо сказано о сынах Илии, что они были «люди негодные, не знавшие Бога» ( 1Цар.2:12 ); не то чтобы они не имели понятия о Господе, так как, несомненно, были учителями других, но они поступали так, как поступали те, кто не знал Господа. В этом смысле надлежит понимать фразу «которые знали все дела Господни». И не только сказано, что они знали дела Господни, но прибавлено, что они «знали все великие дела Господни»; иными словами, они суть те, кто знали Господни дела праведности и освящения и терпения и кротости и благочестия; и все, что исходит от повелений Божьих, называется «дела Господни». И так же, как есть дела Господа, так, несомненно, есть и дела дьявола, противоположные им. Ибо очевидно, что как праведность есть дело Бога, так и неправедность есть дело дьявола, и как доброта есть дело Бога, так и гнев или ярость – дело дьявола. Поэтому и сказано, что они знали дела Бога, Который совершает Свои деяния. И поскольку из авторитета Писания становится еще ясней, в каком смысле Писание обыкновенно говорит «знать» или «не знать», смотри, как об этом сказано в другом месте: «Соблюдающий заповедь не узнает злого слова 5 » (ср. Еккл.8:5 ). Как же «соблюдающий заповедь» не может знать «злого слова»? Конечно, знает, но сказано, что не знает, так как ограждает себя от злого слова и избегает его. И о Самом Господе и Спасителе сказано, что Он не знал греха (ср. 2Кор.5:21 ). Разумеется, говорится, что грех был неведом Ему, потому что Он не совершал дел греховных. Таким образом и о том, кто совершает дела Господа, сказано, что он знает дела Господни, а тот, кто не совершает дел Бога, не знает дел Божьих. 5 . А как мы оставим без внимания то, что прибавлено: «Знали все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» ( Суд.2:7 )? Какие же? Разве малые дела Господа отличаются от тех, которые названы великими? Я думаю, что всякое дело Божье поистине велико, но если они сравниваются друг с другом, дела Господни называются либо великими, либо малыми в зависимости от способности тех, для кого они совершены, принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Далее пророк замечает, что гумно и точило их (служившее той же цели) не доставят им никакой радости. Они даже не прокормят их; надежда на виноградный сок обманет их, предвещая впереди времена постные и безрадостные. Действительно, Господень завет с ними разорван. Бог вывел их из земли Египетской и сделал их Своим народом, но они возвратятся в рабство (в Египет). Бог дал им Свой Закон и сказал им, что значит быть чистыми пред лицем Его (см. в особенности Лев. 11:1–23 и Втор. 14:3–21 ), однако их уведут в Ассирию и вынудят там есть нечистое. Оба этих суда являются знамением их отделенности от Бога. И вина будет недоставать им, его уже не будут возливать Господу, то есть не станут (наряду с другими приношениями) возливать в жертву Господу больших количеств вина. (Эти приношения называются также возлияниями.) И неугодны Ему будут жертвы их, поскольку они, нечистые и оскверненные, не смогут принести жертву, следуя установлениям закона. Еда во время жертвы станет для них как еда на похоронах. Такая пища не послужит религиозной цели: она будет просто утолять голод (4б). Итак, пророк задает им риторический вопрос: Что будете делать в день торжества? Ответ очевиден: нет ничего достойного, чем могли бы они занять себя. Далее Осия замечает, что, даже если они избегут гибели, бежав в Египет (Мемфис – это северный Египет), они умрут там. 9:7–9 Осмеяние Божьих служителей Повторив предупреждение о грядущем суде, Осия начинает новую тему. Израиль настолько глубоко увяз в грехе и вражде к истинному Богу, что преданные слуги Бога, верно передающие Его слова, почитаются здесь глупцами и помешанными (ср.: 4Цар. 9:11 ). Над такими людьми не просто насмехаются, их гонят и преследуют (ср.: 3Цар. 18:4; 19:10 ; Мт. 23:29–36 ). Слова как во дни Гивы (см. также: 10:9) отсылают нас к темному периоду в истории Израиля и к рассказу о наложнице одного левита с горы Ефремовой и последствиях его преступления ( Суд. 19 – 21 ). Вердикт писателя Книги Судей был таков: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. 21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«Фарисеи многим внушали», – объясняет блаженный Феофилакт , – «что ничего не значит поклясться храмом, но нужно клясться златом церковным, которое, между тем, от того и досточтимо, что принадлежит храму. И дары, положенные на жертвенник, по словам фарисеев, были досточтимее самого жертвенника. Отчего, по учению фарисеев, тот, кто клялся золотым сосудом или волом или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить в храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. Α если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог ничего создать подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисейского». 305 Стих 23–24-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Законы о десятине на содержание священства ( Чис.18:20–21, 28 ), для жертв ( Втор.14:22–26 ) и о помощи через каждые три года пришельцам, сиротам и вдовам ( Втор.14:28–29 ) фарисеи строго исполняли, уплачивая десятину даже с пряных трав, о чем закон не упоминал (ср. Втор.14:23 ), а важнейшее в законе, существенные его повеления: «суд» (правосудие), «милость» (милосердие, сострадание, любовь к ближнему) и «веру» (памятование о Боге и сообразное с тем поведение, послушание воле Божией) – оставили. Фарисеи и книжники, стремясь исполнять маловажные требования закона, оставляли без внимания и таким образом уподоблялись тем людям, которые отцеживают из напитка попавшего в него комара (как «нечистое» – ср. Лев.11:3 ), а проглатывают верблюда. Стих 25–26-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Внешность чаш и блюд фарисеи и книжники очищали, а то, чем наполнялся сосуд, было плодом хищения и неправды. Фарисей слепой! Избегай хищения и всякого посягательства на благосостояние ближнего, тогда будет чиста внешность блюд и чаш. «Соблюдая предания старцев», – замечает блаженный Феофилакт , – «фарисеи омывали стаканы, блюда и столы, на которых предлагается пища, но вино пили и пищу ели, приобретенные неправдою, что особенно и оскверняло их сосуды. Итак, не употребляй, говорит Он, вина, приобретенного неправедно, и внутренность сосуда будет чиста. Иносказательно разумей это не о сосудах, но о внешней, телесной части человека и о внутренней, духовной. Ты, говорит, стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т.е. внешность своего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты, ибо ты, хищник, творишь неправду... Нужно омывать внутреннее, т.е. душу очищать от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была чиста и светла». 306

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

от Иерусалима) были населены.  «Этому народу, этим отцам современников пророка «так говорил Иегова воинств: производите суд истинный», нелицеприятный, вполне верный, строго соответствующий делу (ср.  Исх.23,21.22; 23,6–9 ; Лев.19,15–18 ; Вт.10,18.19; 24,14; Ис.17 ; Иер.7,5 ; Иез.18,8 и др.), «оказывайте милость и любовь друг к другу. Вдовы, сироты, пришельца и бедного не обижайте, и зла против брата, против ближнего, который ваш брат (ср. Быт.9,5 ) не умышляйте в сердце вашем». Но они не хотели внимать. Подобно волу, не склоняющему шеи своей под ярмо, они не хотели подчиниться велению Божию, «они оборотились упрямою спиною» к слову Иеговы, и «уши свои отягчили», как бы заткнули, чтобы не слышать приказаний Господа. И сердце свое сделали также твердым, так же не чувствительным к Божиим внушениям, «как адамант», и это сделали для того, чтобы не покоряться закону и словам, которые посылал (проповедовал) Иегова воинств Духом Своим, посредством прежних пророков, так что, в следствие великого и упорного ожесточения народа, «великий гнев пришел от Иеговы воинств». «И было: как Он взывал, а они не слушали, так будут они взывать в нужде, а Я не послушаю», говорил им Иегова воинств. «И подобно вихрю, развею их по всем народам, которые их не знают», и которые следовательно будут обращаться с ними без всякого сострадания и милости, «и земля после них опустеет, так что никто не ходит ни взад, ни вперед», не выходит из какого либо места и не возвращается опять туда же. Так угрожал отцам Господь и грозное слово Свое исполнил, предав народ вавилонянам. И вот эти упорные, с заткнутыми ушами и каменным сердцем люди, навлекшие на себя своим упорством страшный суд Иеговы, через то самое «сделали прекрасную», обетованную, текущую медом и молоком «землю пустынею», они своими грехами привлекли все то несчастие, которое до сих пор, вот уже семьдесят лет, оплакивается во дни поста. Но возгнедовав на Иерусалим за жителей его, оставив на время Сион, это место Своего обитания ( Иез.9,3; 10,0 4 11; 22,23) и предав его полному опустошению врага, Иегова не отказался от тех обетований, которые Он через пророков изрек народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010