34 .McGuckin J. A. (1986) The Transfiguration of Christ in Scripture and Tradition. Lewiston (N. Y.): Edwin Mellen Press. 35 .Moltmann J. (1993) The Crucified God. The Cross of Christ as the Foundation and Criticism of Christian Theology. Minneapolis: Fortress Press. 36 .Moses A. D. A. (1996) Matthew’s Transfiguration Story and Jewish-Christian Controversy. Sheffield: Sheffield Academic Press. 37 .Podskalsky G., Tromley F. R. (1991) “Transfiguration”, in A. Kazhdan (ed.) The Oxford Dictionary of Byzantium. by. Oxford: Oxford University Press, pp. 2104–2105. 38 .Price R. M. (2005) “Transfiguration”, in J. Neusner, A. J. Avert-Peck (eds.) Encyclopedia of Midrash. Leiden; Boston: Brill, pp. 520–534. 39 .Sandnes K. O. (2016) Early Christian Discourses on Jesus’ Prayer at Gethsemane. Courageous, Committed, Cowardly? Leiden; Boston: Brill. 40 .Thackeray H. St. J. (ed.) (1961) Josephus with an English Translation. London: W. Heinemann Ltd. Илл. 1. Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Равенна, VI в.) Илл. 2. Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Равенна, VI в.). Центральная часть абсиды Илл. 3. Мавзолей Галлы Плацидии (Равенна, V в.) Илл. 4. Базилика Санта Пруденция (Рим, IV в.) Илл. 5. Базилика святых Космы и Дамиана (Рим, VI в.) Илл. 6. Катакомбы на Via Latina (Рим, IV в.). Переход через Чермное море Илл. 7. Катакомбы святых Петра и Марцеллина (Рим, III–IV вв.). Иисус исцеляет кровоточивую Илл. 8. Монастырь св. Екатерины (Египет, Синай). Преображение 1 Два праздника Рождества происходят из различия в определении даты зимнего солнцестояния между Римом и Малой Азией. См.: Baumstark A. Liturgie comparée. Chevetogne,1953. P.169–170; ср.: Алексеев А. А. Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий. СПб., 2008. С. 43–44. 2 Kinlaw P. E. The Christ is Jesus. Metamorphosis, Possession, and Johannine Christology. Atlanta, 2005. P. 15–16. 3 Апокрифическая традиция о Мельхиседеке богата и разнообразна. См.: Horton F. L. The Melchizedek Tradition. A Critical Examination of the Sources to the Fifth Century A. D. and in the Epistle to the Hebrews. Cambridge, 1976; Böttrich C. Geschichte Melchisedeks. Gütersloh, 2010. В славянском сказании «О Нирове жене» рассказывается, что Мельхиседек был взят на небо накануне потопа и так пережил это событие. См.: Библиотека литературы Древней Руси/под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб., 1997. Т.3. С 113–119.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Обличение пренебрежения внутренним ради внешнего (ст. 25–28); «гробы окрашенные» (ст. 27) – наиболее обидное для фарисеев уподобление при их ревности к ритуальной чистоте (ср. с реакцией законника в Лк. 11:45 ) Итог обличения; фарисеи – продолжатели дел пророкоубийц и даже хуже их (ст. 29–36); «Вы сыновья тех, которые избили пророков» (ст. 31); «Дополняйте же меру отцов ваших» (ст. 32); На фарисеев возлагается вина за «всю кровь праведную, пролитую на земле, от Авеля до Захарии» (ст. 35) Кто такой Захария? Отец Иоанна Предтечи (свят. Василий Великий , свят. Иоанн Златоуст ); блж. Иероним это мнение отвергает как основанное на апокрифах Священник Захария, убитый при царе Иоасе ( 2Пар 24:21 ); Иоас – 7–й царь Иудеи (8–й век до Р.Х.), но он – сын Иодая, а не Варахии Малый пророк Захария; он действительно сын Варахии ( Зах 1:1 ) но о его насильственной смерти Священное Писание ничего не говорит. Плач по Иерусалиму ( Мф. 23:37–39 ; Лк. 13:34–35; 19:41–44; 23:28–31 ). Связь с предыдущим: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков... сколько раз хотел Я собрать детей твоих» ( Мф. 23:37 ); Исторический приговор иудаизму: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:38 ); Что значит «не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне»? в Лк. 13:35 – пророчество о Входе; Мф. 23:39 – намек на грядущее обращение евреев ко Христу (аналогично Рим И). Лепта вдовицы ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ) (точнее 2 лепты – кодрант) с. 115–116; 16, с. 89–90; 15, с. 227]. Пример бедной вдовицы – заключение обличения фарисеев «от противного». Еп. Кассиан: «Любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближним,... явила бедная вдова в своем жертвенном подвиге» Блаж. Феофилакт: «Итак, Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько дается, а на то, сколько оставляется». II. Эсхатологическая 7 речь (Мф. 24:1–41; Мк. 13:1–32; Лк. 17:22–37; 21:5–36). («Малый синоптический Апокалипсис») Повод, место и слушатели эсхатологической речи на Страстной седмице Повод к речи:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоговении и горячем устремлении к Богу, о Нем едином мыслить, Им единым заниматься, Его единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях. Имея такое расположение, Апостол говорил: кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота... известихся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели... ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (ср. Рим. 8:35, 38—39). Также: во всем скорбяще,но не стужающе и прочее; и опять: всегда мертвост Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится. Присно бо мы живии, в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей (ср.: 2 Кор. 4:8, 10—11). Имея такое расположение, Апостол непрестанно молился, ибо во всех делах и приключениях, как сказано, висел на надежде Божией. Так и все святые всегда радовались в скорбях, чтоб воз-весть в навык Божественную надежду. И Апостол говорил: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. Темже благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе: егда бо немощствую, тогда силен есмь (ср.: 2 Кор. 12:9—10). Но горе нам, несчастным! Оставили мы путь святых и потому скудны духовными делами». 23. Выслушав сие, брат сказал: «Что же делать мне, живущему в нерадении и беспечности и не знающему даже, как молиться?» И старец, воодушевляя брата, сказал: «Но отныне, сын мой, начни пещись о своем спасении и внимать себе, ибо нет, нет, говорю тебе, лучшего пути, как внимать себе и чисто служить Богу, в тишайшем помысле, в неложном смирении, в нелицемерном благоговении, в искреннем сострадании и любви. Не должно ограничиваться одним телесным подвигом, но паче смотреть на душевные движения и расположения и прилежать к сокровенным деланиям. Касательно же молитвы, потщись, сын мой, сердечно приметаться? Богу, а не умножать только бесполезно слова: когда совершаешь молитву, не смотри на множество псалмов, а на целомудрие и благоустроение помыслов и на трезвение ума, ибо не на число псалмов, а на расположение поющего смотрит Судия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

В Вестминстерском исповедании говорится: «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью и окончательно отпасть от состояния благодати, но будут, несомненно, сохранены Им до конца и навеки спасены» (17.1). Возрожденные спасены благодаря тому, что они до конца сохраняют веру и христианский образ жизни ( Евр 3:6; 6:11; 10:35–39 ), и Бог помогает им в этом. Не следует, однако, полагать, что каждый, кто называет себя христианином, будет спасен. Те, кто пытается жить христианской жизнью, но по своим канонам, падут ( Мф 13:20–22 ); те, кто только говорит Иисусу: «Господи, Господи» не будут приняты Богом ( Мф 7:21–23 ). И только тот, кто, живя в этом мире, подтверждает свое возрождение святостью сердца и подлинной любовью к ближним, имеет право считать себя пребывающим во Христе и находящимся в полной безопасности. Стойкость в вере и покаяние (но не формальное, каким оно иногда бывает) – верный путь к славе. Вера в сохранение святых, понятая правильно, не ведет к беззаботной жизни и высокомерной самонадеянности. Иногда возрожденные люди оступаются и впадают в грех. Но это не соответствует их новой природе, и Дух Святой указывает им на их грех (ср. Ин 16:8 ), вызывает у них раскаяние и желание восстановить утраченную праведность. И когда возрожденные верующие действуют в соответствии со своей природой, они обнаруживают смиренное, благодарное желание угодить спасшему их Богу, и сознание того, что они обладают залогом своей вечной безопасности, только усиливает это желание. Избрание и осуждение ( Рим.9:18 ) Слово «избирать» подразумевает выбор или отбор. Согласно Библии, еще до сотворения мира Бог избрал среди человеческого рода тех, кого Он захотел искупить, привести к вере, оправдать и прославить в Иисусе Христе ( Рим 8:28–39 ; Еф 1:3–14 ; 2Фес 2:13, 14 ; 2Тим 1:9:10 ). Этот Божественный выбор является выражением свободной и суверенной Божией милости и никак не заслужен самими избранными. Бог не обязан оказывать грешникам никаких милостей. Его естественное отношение к ним – осуждение, поэтому сам факт что Он решил спасти кого-то из нас, является достойным удивления чудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ин 14:6,9,23,26; 15:24,26; 16:7,13–15; 17:10–26). Так и спасение воистину есть жизнь во Святой Троице. Все во всем: спасение есть благодатный подвиг воцерковления и оцерковления, вобогочеловечения и обогочеловечения, вотроичевания и отроичевания. Все, что есть в Церкви — богочеловечно и троично, и через Богочеловека всегда приводит к Троичному Божеству. 2:19–22. Становясь членами святого тела Церкви посредством Богочеловека, бывшие язычники начинают жить одной жизнью со всеми святыми, становятся  согражданами святым : живут той же жизнью, теми же Божественными силами, теми же святыми таинствами, теми же святыми добродетелями, тем же Евангелием, той же Любовью, той же Истиной, той же Правдой, тем же Духом. Все это приближает их Богу, роднит с Богом, они становятся  свои Богу , членами святого Божиего семейства; небо становится для них таким же домом, как и земля, ибо Церковь есть небоземное существо, и в ней их  вечный дом  (ср. 2 Кор 5:1). Ничто Божие им больше не чуждо; все, что Божие, все и их, ибо они суть дети Божии, сыны Божии; а раз сыны Божии, то и наследники Божии, сонаследники же Христу (Гал 4:7; Рим 8:17). Жизнь в Церкви всегда соборна, всегда  со всеми святыми  (Еф 3:18); таким образом человек, подвизаясь в жизни по Евангелию, имеет поддержку святых. Когда он молится, они соработают в его молитвах; когда постится, они тоже; когда страдает за веру, они сострадают ему. По всему и во всем он их  согражданин , а они — его. Вот почему никто и ничто не может ему повредить: ни гонения, ни голод, ни нищета, ни меч, ни страх, ни смерть, ни жизнь, ни сила, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая тварь, ибо через все это он выходит победителем со всеми святыми с помощью Господа Христа (ср. Рим 8:35–39). Церковь есть духовное здание:  краеугольный камень  — Господь Христос, основание — Апостолы и пророки. Вся она  возрастает  Христом и во Христе,  возрастает  Его животворящими богочеловеческими силами. В ней Господь Христос присутствует во всем: Он суть апостольство Апостолов, Он — пророчество Пророков, Он — святительство Святителей, Он — вера верующих, Он — любовь любящих, Он — праведность праведных, Он — кротость кротких, Он — смирение смиренных, Он — все и вся в каждом подвизающемся и спасающемся.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Что же, спрашивается, составляет собою сие «нечто», принадлежащее «крови праведника – проливаемой»? Это «нечто» составляет собой свидетельство на суде добра и зла в человеках об истине и правде бытия в Боге и с Богом до конца, свидетельство, запечатлеваемое как всею жизнию праведника, так его смертию от руки его «братий», находящихся в ожесточении зла, или же в злом заблуждении: то и другое, т. е. «ожесточение зла, или злое заблуждение, по существу своему, и по отношению к истине Божией, уже безразлично, так как в том и другом одинаково обнимает собою и воодушевляет собою души и сердца людей злая духовно-нравственная «стихия». Если самый «суд», как мы говорили о сем выше, «есть путь Господа» в мире, и, если, вместе с Верой Божиею, как достоянием человеков в Боге и как жизнию их в Божественных началах, «суд есть дело Божие», и «Сам Господь с судьями в деле суда», почему именно к «судьям относится слово Господа: «Вы боги есте, и сынове Вышняго вси» (Сн. Мф.23.23 ; Втор.1:17 ; 2Пар.19:6 ; Пс.81:2 ...6; Ин.10:34–35 ): то свидетельство на суде добра и зла в среде человеков такое, в котором за истину Божию и за правду Божию, т. е. за самое достояние человеков в Боге и за самую жизнь их в Божественных и вечных началах, праведник стоит до конца, есть «до конца и свидетельство возлюбления Бога и Божия и совместно – возлюбления человеков в Божием» (Ср. Ин.13:1; 10:17; 15:13 ). Три Божественных момента в сем «свидетельстве до конца» об истине и правде Божией имеют свое реально действующее, как несомненно сущее, жизненно-вечное воплощение: во-первых, момент Божественного начала, т. е. самого Существа принципа Божественности в человеке, до конца свидетельствуемого человеком Божиим; тот, значит, момент несомненного и безусловно истинного бытия и оказательства оного по Богу и в желании Божия для жизни по Богу, который можно определить следующими словами Ап. Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией?.. Ни что – «ни жизнь, ни смерть... не может отлучить нас от любви Божией» ( Рим.8:35 ...39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Пытаясь проникнуть в сущность страданий, отец Софроний пишет: «Когда скорби души моей, все возрастая, достигли, кажется, апогея, тогда я, не путем отвлеченных философских рассуждений, но живым и глубоким чувством сердца познал цену человеческой души, то есть что она дороже всего мира. Страдания столь великий плод приносят, что если бы мы были поразумнее, то не желали бы “сойти со Креста”» 34 . Афонский опыт богооставленности был первым шагом к раскрытию отцом Софронием величайшей тайны человеческих страданий. В своей последней книге отец Софроний пишет: «Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (ср. Рим.8:35–39 ), тогда наступает период испытаний, правда, тяжких, но без которых остались бы недоведомыми глубины тварного и нетварного образов Бытия. “Жестоко” сие испытание: невидимый меч отрезает тебя от возлюбленного Бога, от Его невечернего Света. Человек бывает поражен во всех планах своего существа. Ему совсем непонятно: где причина того, что казавшийся в молитве, подобной Гефсиманской, уже окончательным “союз любви” сменился адом богооставленности. Ответ на сие недоумение находим в 12-й главе “Послания к Евреям”, особенно в стихах 26–29 ( Евр.12:26–29 ). Но прежде и после всего мы имеем “пример” в Самом Христе: на Голгофе, пригвожденный ко Кресту, Он вопрошал Отца: “для чего Ты Меня оставил?” – и вслед за сим: “совершилось! И, преклонив главу, предал дух”( Мф.27:46 ; Ин.19:30 ). Итак, для нас открылась Тайна Любви Божией: полнота истощания предваряет полноту совершенства» 35 . О величии человека и его призвании В своих последующих книгах – «Старец Силуан», «Видеть Бога», «О молитве» и «Рождение в Царство Непоколебимое» – отец Софроний много пишет о том, насколько велик человек. Его дерзновенные слова о равнобожественном достоинстве человека вовсе не исходят от необузданной гордости или прельщенного самомнения. Письма проливают свет на подлинные истоки его антропологии, которая корнями уходит в многовековое предание святых отцов: «Мы чаем приобщения вечной жизни. Но, по смыслу вещей, становясь вечным, человек становится не только бессмертным, но и безначальным. Святитель Григорий Палама так мыслил, ссылаясь на святых отцов... Когда же “Бог будет всяческая во всех” ( 1Кор.15:28 ) тогда и мы явимся обладателями вечности, и уже не отчасти, а в полноте. К этому “краю желаний” стремится душа [и как томится она, покамест не достигнет его]. Тогда только возможна будет ничем не омраченная радость» 36 . В этом смысле письма продолжают великую традицию святых отцов, которые учат об обожении человека. Будучи причастником и носителем Божественной благодати, человек и сам весь становится богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

2:7 Ин. 14:6 2Пет. 1:4 Ин. 14:23 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его святейшим патриархом константинопольским Каллистом. Рукопись Икос канона Предтечи Лк. 1:46-48 Лк. 2:49-50 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. " Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, она прерывает Его, вызывает к себе, желая от Него как от сына почтения и повиновения себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку " Деян. 1:14 Преподобный Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 11, 12 Апок. 20:6 Ин. 7:39 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Лк. 1:43 Быт. 1:28 Мф. 22:29 Быт., гл. 1, 2, 3 Алфавит духовный, кн. 1, гл. 7 и 8 Рим. 6:23 Мф. 19:11 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского Преподобный Григорий Синаит, гл. 110 и 114. Доброт., ч. 1 Слово 15-е, гл. 3 Канон Акафиста Божией Матери, песнь 1-я, тропарь 1-й Мф. 1:25 Мф. 1:18-25 Лк. 1:27 Лк. 2:7 " Благовестник " , Точное изложение Православной веры; Четьи-Минеи и проч Мф. 28:20 Сол. 4:17 Мф. 5:26 Быт. 8:7 Пс. 109:1 Мф. 5:18 Ис. 29:11 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьи-Миней, в которых изложено подробное церковное Предание о Божией Матери, т.е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых отцов Лк. 1:43 Мф. 1:20 Мф. 2:13, 20 Ин. 7:3; Мф. 13:55 Лк. 2:48; ср. Лк. 4:22; Ин. 6:42 Лк. 3:23 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по ее успении. Четьи-Минеи, 15 августа 1Кор. 2:14 Ин. 6:63 Пс. 118:105 Лк. 2:41-50 Лк. 2:51 Ин. 2 Ин. 12:27 Мф. 12:46-49. См. объяснение сего обстоятельства в " Благовестнике " Лк. 11:27-28 Ин. 6:38 Лк. 2:19 Лк. 2:51 Пс. 39:9. По объяснению святого Иоанна Лествичника Ин. 2:5 Лк. 2:35 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский 1Кор. 6:17 Деян. 1:14 Повествование о успении Пресвятой Богородицы. Четьи-Минеи, 15-го августа Деян. 5:15 Блаженному Серафиму Саровскому Заимствовано из Акафиста Божией Матери  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

100. Все воображаемые беды устраивают [ей] засаду, однако не бойся, дитя! Подними глаза ввысь, где [живет твой] Возлюбленный! Иди по стопам той Фёклы, которая шла перед [тобой] и о которой ты слышала. 101. Даже если то, о чём идет речь, кажется не относящимся к теме, даже если Феоклия тревожится, даже если Фамирис рыдает, даже если Александр приходит вслед за ним, даже если судья угрожает — да не угаснет любовь. 102. Ибо для молодых полезно сораспинаться Иисусу Христу. 103. Кто отлучит возлюбленных Его от любви Божией? (Рим. 8, 35). 104. Ни скорбь, ни теснота , ни судьи, ни ораторы, ни меч, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Христовой (Рим. 8, 39). 105. Ты покинула родителей? Но ты не покинула Бога. 106 Ты забыла дом отца твоего? Зато Царь горячо возжелает красоты твоей! 107. Итак, прииди — весьма богатая ли ты или неизвестная, бедная ли ты или питаешься трудами рук своих! 108. Дерзай, иди, ибо Жених Иисус Христос не довольствуется увядающей красотой и от бедности не отворачивается. 109. Ведь малых и великих призывает та же благодать, однако испытывает намерения и таким образом принимает тех, которые целомудренным помыслом облеклись в броню добродетели. 110. То же происходит и тогда, когда сын усердствует представить тело [Богу]: отец воздвигает брань против собственного сына, не способный познать такого рода благое дело. 111. Он принимает за безумие то, что, согласно Божественному Писанию, есть мудрость пред Богом (ср. 1 Кор. 3, 19). 112. Но не согнись, юноша! Не предпочти смертного отца, или мать, или другого кого! 113. Ибо, как написано в Евангелии, Иисус показал достойными Его тех, которых Он призвал, говоря: «Оставь лодку, оставь отца и сети для ловли», даже если жизнь сулит многие надежды, даже если Зеведей потрясён. 114. Вообще ничего не предпочитай Богу, а скорее собственному спасению, чтобы и тебе быть вместе с Иоанном, получив честь сидеть вместе с ним на троне. 115. Ибо так возвестил Господь, что оставившие отца, или мать, или братьев, или поля, или дома воссядут на двенадцати престолах в Царствии Небесном.

http://bogoslov.ru/article/6193363

29 ...» Авраам, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался».- Ин.:8, 56. 30 Север в своей «Хронике» рассказывает - Север Сульпиций (365—425) — пресвитер из Аквитании, написавший краткий очерк истории от сотворения мира до своего времени (Chronica libri II/CSEL. Т. 1). Он написал также биографию Мартина Турского (CSEL. Т. 1). В «Хронике» Сульпиция Севера этого рассказа нет; вероятно. Григорий ошибся. 31 ... " О брежьте себя... с сердца вашего... иных богов».. .— Иер„ 4, 4; 35. 15. 32 ... " Всякий... не входит в святилище. Мое».- Иез.:44, 9. 33 ...прибавил к имени Аврама один слог...- См.: Быт.:17, 5. Аврам, которому когда-то дали имя в честь одного из многочисленных месопотамских богов, решил изменить его в знак отказа от языческого прошлого и назвался Авраамом, что значит «отец множества народов». (См.: Косидовский З . Библейские сказания. М., 1966. С. 50). 34 Первый — Исав... продал первородство свое...- См.: Быт.:25, 29—34. Имеется в виду право наследования по старшинству. 35 Иов... прожил еще 170 лет...- Согласно книге Иова, он прожил 140 лет. (См.: Иов.. 42:16). У Григория в подсчете ошибка. 36 ... " Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» .— Рим.. 9:13. Ср.; Мал.:1, 2. 37 ...Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем...- Согласно Библии, Иаков боролся не с ангелом, а с богом. Израиль — значит «боровшийся с богом». (См.; Быт.:32, 28). 38 ...другой город Вавилония...- Это старый Каир. 39 ...где Иосиф построил амбары...- Вероятно, Григорий имел в виду египетские пирамиды, которые в древности часто принимались за кладовые. В свое время были весьма популярна версия, будто пирамиды построил библейский Иосиф. Легенда о «житницах Иосифа» долго бытовала. В венецианском соборе св. Марка пирамиды так и изображены — в виде огромных амбаров с окошечками. (См.: Бабенко В., Гаков В . Четыре истории пирамид/Наука и религия. 1985. 1—0). 40 ...река Нил, беря начало на востоке, текла на запад...- Григорий путает Восток и Запад. В древности полагали, что Нил имел свои истоки в Индии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010