«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). Здесь Господь ясно указал, что последний суд будет всеобщим, что он есть цель Его пришествия и что находится в непосредственной связи с Его парусиею придет Сын Человеческий и тогда воздаст каждому; когда придет, тогда сядет на престоле. Вообще, всякий раз, когда говорил Он о Своем будущем пришествии, всегда соединял с ним мысль о воздаянии каждому по делам, т.е. о суде (ср. Мф.7:21–23, 13:40–43, 47–50; 25:14–30 ; Лк.19:12–26 и др.). Для целей всеобщего суда произойдет в момент парусии Иисуса Христа воскресение мертвых праведников и грешников ( Ин.5:28–29 ). Господь изобразил и сам суд со всеми последствиями, какой Он произведет над всеми людьми праведными и грешными (Μф.25:31–46). «Писание представляет сие (суд) олицетворенно, – говорит святой Василий Великий , – не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души... И книги, упоминаемые у Даниила ( Дан.7:10 ), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию?” 873 Апостолы также учили, что последний суд будет всеобщим ( Деян.17:31 ; Иуд.1:14–15 ; Рим.2:5–6; 14:10 ; 2Кор.5:10 ; ср. Еф.6:8 ; Кол.3:23–25 ); предстанут на суд не только все люди, но и падшие духи ( 2Пет.2:4 ; Иуд..1:6), что суд неразрывно связан с пришествием Христа ( 1Кор.4:5 ; 2Фес.1:6–10 ; 2Тим.4:1 ). Предметом суда будут не только дела ( Рим.2:6 ; 2Кор.5:10 ), но и слова ( Мф.12:36 ), и самые сокровенные помышления ( 1Кор.4:5 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Чашу», наполненную вином, разбавленным, по обычаю, водою. – «Благодарив»: произнесши слова благодарения Богу и благословения. – «Пейте из нее все». «Почему выше не сказал: «приимите, ядите все», а здесь сказал: «пейте из нее все»?.. Поскольку твердую пищу можно принимать не всем, а только тем, кои имеют совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь Христос: «пейте все»» (Феофил.). – «Кровь Моя»: не образ, не символ крови, но истинная и действительная кровь. – «Нового Завета»: «как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет кровь Господню. Сим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и вспоминает вместе о первом, поскольку и сей завет обновлен был кровью» (Злат.). – «За многих»: слово многие употреблено вместо все (ср. Рим.5:15,18–19 ). – «Во оставление грехов»: страдания и смерть Единородного Сына Своего Бог Отец принял, как жертву умилостивительную за грехи всего рода человеческого, которые посему и прощаются всем верующим во Христа, и по сей вере причащающимся пречистого тела и крови Его (ср. Ин.1:29 ; Еф.5:2 ; Евр.7:27 ; 1Ин.2:2,4:10 ; Рим.8:32 ; 2Кор.5:15 ). Мф.26:29 . Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. «От плода сего виноградного»: т.е. вина. – «До того дня», или времени, «когда буду пить» и пр. «Поскольку Он беседовал с учениками о страдании и кресте, то опять говорит и о воскресении, упомянувши о царстве и назвавши таким образом свое воскресение» (Злат.). «Свое воскресение справедливо называет Царствием, ибо тогда Он упразднил смерть, явившись истинным царем» (Феофил.). «Но для чего Он пил по воскресении? Для того, чтобы люди грубые не почли воскресение призраком, ибо многие вставляли это призраком воскресения... Итак, дабы показать ученикам, что они ясно увидят Его по воскресении, что Он опять будет с ними, и что они сами будут свидетелями события и посредством видения и посредством дел, для сего говорит: «когда буду пить с вами новое вино», при вашем свидетельстве, ибо вы увидите Меня по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, предвечный Сын «во дни своей плоти» исполняет Свое безоговорочное послушание Отцу, которое открывает людям путь ко Спасению. Послушание это ведет Его к смерти. В Послании к Евреям, на языке ветхозаветного жертвенного богослужения, поразительно описывается сыновнее послушание воле Отца: «Посему Христос, входя в мир, говорит: „жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда я сказал: вот, иду... исполнить волю Твою, Боже»... По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр.10:5–7, 10 ). Смерть не была для Иисуса Христа концом пути послушания. Христос вошел в царство смерти как Господь, чтобы из него выйти по Своему изволению, «имея ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). Все проповеди апостола Петра выражают эту очевидность, вдохновленную псалмами и пророчествами, «что Он не мог быть удержан смертью » (см. Деян.2:27, 31 ), так как Давид уже говорил, что «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:24–31 ; ср. Пс.15:8–11 ). Став Сам жертвою за грех и сделавшись за нас клятвою ( 2Кор.5:21 ), Иисус Христос взял на Себя грех мира ( Ин.1:29 ) и возмездие, которое последовало за этот грех. Но смерть Его была «смертью для греха» ( Рим.6:10 ) и для самой смерти. Смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ), Бог освободил Его из ада ( Деян.2:24 ). Победа Христа над смертью предвосхищает окончательную победу в конце времен, когда «последний враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). «Поглощена смерть победою. Смерть! где же твое жало? Ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:54–55 ). В период преследований и испытаний, окружённый ненавистью, апостол Павел исповедует свою веру в победу Божественной любви: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Согласно апостолу Павлу, мысль которого движется от Воскресения из мертвых к восхождению одесную Отца, очевидно, что возвеличение Христа является необходимым завершением вольной смерти Сына, Его совершенного послушания, отдачи Своего тела. Своей жизни за жизнь мира. В Новом Завете Воскресение Христа определенно связано с «действием» Бога, Отца Иисуса Христа: выражение «Бог воскресил Христа из мертвых» дошло до нас со времён первой апостольской общины. Уже апостол Петр говорит, что Бог (то есть Отец) воскресил Его ( Деян.2:24 ): «Сего Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. Ин. 8:34 и прим.; 1 Ин. 3:8; Рим. 6:16).    20Ибо если, избегнув скверн миро чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 20Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.    20—22. Ибо если... опять запутываются и проч.: «этими словами (апостол) подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия впадают в зло, худшее прежнего» (Феофилакт).— Опять запутываются: о ком речь здесь и далее? О лжеучителях обольщающих или о обольщаемых ими? — Кажется, и о тех, и о других, почему и речь о них не вполне определительная. — Избегнув скверн мира: всего того, что марает, грязнит и оскверняет христианина, всяческих грехов и беззаконий.— Чрез познание Господа и проч.: см. прим. к 1, 2, 3, 8, 3,18. Разумеется живое познание, приобретаемое верою с чистым разумением. — Опять запутываются: слово употребляется о тех птицах или животных, которые запутываются в сетях или силках, когда их ловят. Апостол Павел (2 Тим. 2:4) употребляет его относительно тех, кто запутывается в торговых делах в то время, как его прямые обязанности требуют того, чтобы он был свободен для другой службы. — Побеждаются ими: опять попадают в рабство греха и сатаны, из которого только что было освободились. — Последнее бывает и проч.: это, по-видимому, было приточным изречением (ср.: Мф. 12:45; 27, 64; Лк. 11:26). В данном изречении под первым разумеется прежнее их состояние до их обращения, под последним — позднейшее их состояние, в котором они очутились после своего отпадения; это последнее состояние есть состояние уже полнейшего всецелого рабства тлению (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

„И убоятся имени Господа (говорит ст. 19) на западе и славы Его на восходе солнца“. Уже это выражение ясно указывает, что пророчество объемлет весь мир и не ограничено Палестиной и Иудеями. „Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами“ говорит именем Господним пророк Малахия Мал. 1:11 . Нашествие врага, уподобляемого бурной реке (ср. под. выр. Ис. 8с прим.), будет безвредно, ибо он исчезнет от дуновения Господа, так как не ничтожной силе человеческой бороться против воли Божией. Не без основания напоминают некоторые (как напр. Шмидер), что ветер или дуновение его суть один из образов, которым изображается действие Духа Святого, как напр. Ин. 3или Деян. 2:2–4 . В пророчестве Исаии дуновение Господа, останавливающее врага (т. е. сатану), может быть понято как сила Духа Святого, помогающая христианам победить древнего врага человечества ( 2Сол. 2:8 ). 20 . И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. Это прямое Мессианское пророчество ясно говорит, что Искупитель приходит помочь Сиону и тем сынам Иакова, которые обратились от нечестия, а не тем, которые „не приняли Его“ ( Ин. 1:11 ). Ср. Ис. 2:3 , 27и наст. стихи с указ. Рим. 11:26–27 на эти пророчества. 21 . И вот завет Мой с ними, говорит Господь! Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. Несмотря на то, что блаж. Иероним относит слова эти к Исаии 1764 , мы склоняемся к тому мнению, которого держатся многие комментаторы, что слова эти обращены к верному Израилю: в Церкви Христовой, к чадам Божиим, к тем, которые удостоились восприять благодать Духа Святого и которых потомство будет хранить как святыню слова Господни. „Слова Мои не прейдут“ ( Мф. 24:35 ). По нашему мнению, ст. 21 представляет следующее значение: обещание Искупителя, объявляемое чрез Исаию, освещает из поколения в поколение ряд верующих, которые и являются хранителями завета Господня: это верный Израиль, которому даруется обещание, что Дух Святый будет вечно пребывать на верных, и на потомстве их, и что „непреходящие слова Господни“, которые суть Евангелие,-не отступят от них во век. „Слово, которое стало плотию“ ( Ин. 1:14 ), глаголало: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь“. ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

д.. Подобное настроение в христианине, по слову Св. Писания, усиливается от сознания им того, что все мы мнго согрешаем ( Иак. 3:2 ) (ср. Рим. 7 и мног. друг. места) и что если говорим, что не имеем греха, то обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ) и т. п. При таких условиях, с точки зрения Слова Божия, о гордости не может быть и речи, а можно и должно говорить только о смирении пред Богом, тем более что Сам Господь наш в настоящем случае подаёт нам пример и словом Своим, и делом, являясь, следовательно, образцом для нас: кто хочет между вами, – говорил Он Своим апостолам, – быть большим, да будет вам слугою ( Мф. 20:26 ), и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:27 )...; научитесь от Меня, – говорит Господь труждающимся и обременённым, – ибо Я кроток и смирен сердцем... ( Мф. 11: 29, 28 )... Насколько будет приятна участь смиренных, настолько же неутешительна будет судьба гордых: все, – читаем в Св. Писании, – облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать ( 1Пет.5:5 ); смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время ( 1Пет.5:6 ); всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 18:14 ) и пр. (ср. Мф. 18: 4 )... Не приводя других многочисленных мест из Слова Божия (так как в таком их приведении более нет существенной надобности), мы можем сделать заключение, что и в силу тех или других соображений христианина как такого, и в силу вполне ясных и определённых библейских мест и выражений, смирение человека-христианина пред Богом, Его величием, Его благодеяниями по отношению к человеку, этому немощному и грешному существу, вполне в христианстве понятно. С христианской точки зрения, было бы решительно и единственно непонятно, как не оправдываемое никакими, сколько-нибудь резонными данными только иное по сравнению с этим настроение человека, то настроение, с каким мы встречаемся у язычников и вообще не христиан, где оно, напротив, весьма понятно, где, лучше сказать, непонятно настроение христианское.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

«Сказал в ответ»: ученикам, а не женщине, которая вопияла сзади.– «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»: овцы погибшие – это иудеи (ср. прим. к Мф.9:36 и Мф.10:6 ), весь иудейский народ, в противоположность языческому миру. Господь говорит, что Он послан или пришел в мир «только» к иудеям, а не язычникам, выражаясь так применительно к образу воззрения иудеев на язычников: в сущности же мысль та, что Он к иудеям пришел к первым и прежде, так как им обетован был Мессия, они были народ избранный для приготовления человечества к принятию Мессии, и среди них Он явился. Что Господь пришел на землю принять в Свое царство все народы и языческие, это видно из многих изречений самого Господа, содержащихся в Евангелии: ср. Мф.8:11–12 ; Мф.24:14,31 ; Мф.28:18–20 и др. Мф.15:25–26 . А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. «Нехорошо взять хлеб» и пр.: иудеи были чада или дети Божии ( Рим.9:4 ), так как их Бог избрал Себе из всех народов и как бы усыновил Себе. Признавая себя чадами Божиими, иудеи с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например псами, нечистыми животными, подобно тому, как теперь еще мусульмане называют христиан. Жена была язычница, и Господь, применяясь к образу воззрения иудеев, выразил ей, что нехорошо лишать благодеяний, предназначенных иудеям, и как бы передавать их язычникам, все равно как не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали ими иудеи, и как бы подтвердить верность такого взгляда иудеев на язычников; мы видим, что Он иначе смотрел на отношение этих последних к царству Своему, считая их более достойными его и способными к принятию его, чем иудеи ( Мф.21:43 и др.). Нет, этими словами Он хотел только испытать и обнаружить силу веры женщины. Мф.15:27–28 . Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! великá вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И вот люди, собравшиеся в Иерусалиме из разных мест, услышали проповедь Евангелия на родных языках. В недоумении и удивлении говорили они: …сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в которомродились. Все изумились невиданному чуду. И были среди них: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты… В первый же день создания Церкви Христовой слово Божие восприняли многие люди. Потом они разошлись по своим странам, стали рассказывать об увиденном на празднике, зажигая в душах соплеменников интерес к христианской вере и способствуя приуготовлению их к восприятию Божественной истины. Таким образом, из Иерусалима благая весть попала в самые отдаленные уголки земли и отозвалась в человеческих сердцах. Вот каково было значение и действие сошествия Святого Духа на апостолов. Возлюбленные о Господе братья и сестры! И ныне благодать Святого Духа незримо пребывает в наших душах. И сегодня по вере молящихся совершаются удивительные исцеления от святых мощей угодников Божиих и чудотворных икон. Не оскудела помощь Духа Истины в постижении христианской веры и стремлении к духовному совершенствованию, в Божественном познании. Ни одно доброе дело не совершается без благодати Духа Святого, ибо это Бог действует в вас, производя и хотение и действие, по Своему благоволению (ср. Флп.2:13 ). Дух Святой наставляет нас на правильную и должную молитву: Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией ( Рим.8:26-27 ). Дух Святой награждает нас в духовном делании неизреченной радостью, неземным миром, душевным спокойствием и благодатью: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). Все наши шаги в духовной жизни, благодатные знамения, нами испытываемые, дарованы нам Святым Духом. Нам же должно воспринимать их со смирением, благодарностью и благоговением, как бесценное сокровище, неподвластное ни тлению, ни действию времени.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010