Во второй день Бог отделил воду над твердью от воды под ней. Об этой воде, которая превыше небес, говорится в псалме 148 (ст. 4). Псалмопевец возвещает также, что Господь утвердил землю на водах и сотворил великие светила: солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс.135:8–9 ). Апостол Петр пишет, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою ( 2Пет.3:5 ). У пророка Иеремии Господь говорит: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли» ( Иер.27:5 ). Наконец, Сам Спаситель подтверждает подлинность шестоднева, говоря о нерасторжимости брака как Божественного установления, о котором сообщается у Моисея в истории сотворения человека ( Мк.10:6 ; ср. Быт.1:27 ). Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий , Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными 461 . С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пс 118 сосредоточен на личностном измерении отношения к закону. Вероятно, с этим связано обращающее на себя внимание отсутствие в нем понятия   (завет), поскольку «завет» традиционно относится в Свящ. Писании не к одному человеку, а к сообществу (Ibid. P. 260). Жанровая принадлежность Пс 118 Пс 118 сложно отнести к какому-то одному жанру (напр., «псалом-жалоба» или «псалом мудрости»), в нем мастерски переплетены формы и мотивы различных жанров: хвалы, индивидуальной жалобы, ходатайства, исповедания, песни упования, индивидуальной благодарственной песни, гимна, речения мудрости ( Kraus. 1993. P. 412). В окончательной композиции Псалтири Пс 118 занимает место между хвалитными псалмами (Пс 112-117, в еврейской традиции - пасхальный халлель) и «Песнями восхождения» (Пс 119-133, т. н. паломнические псалмы). Соседством с хвалитными псалмами можно объяснить появление в Пс 118 надписания «Аллилуия» в Септуагинте. Размещение перед паломническими псалмами делает Пс 118 как бы подготовкой к приходу в Святой город (Иерусалим). Свиток псалмов, найденный в Кумране (11QPsa), содержит их иную последовательность: 119-131, 118, 134-135. Т. е. для кумранитов, не признававших Иерусалимский храм, кульминация «Песни восхождения» виделась не в храмовом богослужении, с которым ассоциируются Пс 132-133, а в постижении Закона ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 284). Время создания, автор, предназначение Пс 118 В тематике и лексике псалом демонстрирует зависимость от Второзакония. На этом основывается наиболее ранняя из предлагавшихся датировок его создания - период Вавилонского плена ( Deissler. 1955). Но поскольку выразительность акростиха проявляется не при звучании, а в письменном тексте, псалом скорее следует отнести к письменной послепленной эпохе - времени Ездры и Неемии (ср.: Неем 8. 8). С книгами Ездры и Неемии псалом сближают темы неустроенности жизни, гонений, борьбы за преодоление отступничества, за утверждение поклонения Единому Богу и др. Однако для составителей книг Ездры и Неемии возобновление завета с Богом связано прежде всего с Храмом и восстановлением культа, о чем не сказано в псалме ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 258). При этом в псалме присутствуют мотивы и терминология лит-ры Премудрости: нечестивый против праведника, зло против добра, воздаяние (награда и наказание) и др. ( Perdue. 1977. P. 305), что может указывать на эпоху развития евр. образования и книжной культуры (IV в.). Изысканная лит. форма, оставляющая впечатление учености, позволяет думать, что перед нами один из поздних псалмов. Нек-рые исследователи считают его современным Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (1-я пол. II в. до Р. Х.) ( Hossfeld, Zenger. 2011. P. 263).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Пример обозначения промыслов, «Как орел покроет гнездо свое» (ср. Втор.32:11 ) и – то, что рядом; «дарований» же, – потому что сказано, «Отверзаешь руку Свою» (ср. Пс.103:28 ) и «Дающий пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ). Очевидно, и это свидетельствует о промысле. «Проявлений» же – потому что в образе человека Он являлся в Ветхом Завете святым, а в образе голубя – Дух Святой. К промыслу же относится и наказание нечестивых, ибо сказано пророком: «Как медведица удрученная, или как леопард» (ср. Ос.13:7–8 ). Силы же называются очами и другими частями тела. «Свойств» же – потому что у Амоса Он назван отвесом ( Ам.7:7–8 ), ибо божественной природе свойственны бесстрастность и непреклонность, как и состояниям испорченности истребляемость, почему и говорится: «Бог наш – огонь поядающий» (ср. Евр.12:29 ). И остальное из сказанного ясно трудолюбивым; и возводительное и иносказательное (апагогическое и символическое) рассмотрение у них не противоречат друг другу. «Жребии» и «обители» можно понять как образы неизменности и незыблемости божественной природы, что обнаруживается и в образе кладущихся в основание камней. «Исхождения» же и «разделения» – сообщение присущих Ему по природе благ, как в случае лилии, например; благоухания, отчего и говорится «цвет полевой» ( Пс.102:15 ), «лилия долин» ( Песн.2:1 ). Так же следует понимать и «соединения» с Ним – обращающихся и связывающихся с Ним творений, как показывает образ краеугольного камня. Женские же украшения, о которых говорится у Исаии (ср. Ис.61:3 ), обозначают многообразие божественного промысла. Подобно этому под плавкой и плавильней следует разуметь или созидательный промысел, или разделяющую и очищающую силу. Становится здесь ясным и смысл образа военного снаряжения: он обозначает способность низлагать и уничтожать противников. «Оружие же варварского производства» заставляет вспомнить: «В одежде, шитой золотом» ( Пс.44:14 ) и «Препояшь оружие Твое по бедру Твоему, Сильный» ( Пс.44:4 ). Ведь оружие (букв.: «фракийский меч») – варварское оружие, как сообщает Филарх. Подобным образом ремесленником является всякий мастер, работающий с огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Некоторые комментаторы рисуют более широкую панораму, связывая эти псалмы с возвращением евреев из вавилонского плена. Использование слова ступени (восхождение) Ездрой (единственный раз) – слишком слабое основание считать это слово термином, используемым для описания возвращения евреев из Вавилона на родину, однако эта гипотеза вполне адекватно рисует общее движение мысли и отдельные детали в псалмах восхождения. Вероятнее всего, эти псалмы были сведены воедино как сборник гимнов «Хвалебная песнь паломников» для совершавших паломничество на Сион в ежегодные еврейские праздники ( Исх. 23:17 ; ср.: 1Цар. 1:3 ; Лк. 2:41 ). Они очень подходили к подобным ситуациям. Каждый псалом, конечно, первоначально имел особое назначение, но был отредактирован соответствующим образом, войдя в собрание Песней восхождения. В большинстве случаев этот процесс трудно восстановить, но и особой нужды в этом нет. Это собрание псалмов представляет собой прекрасный образец поэтического мастерства именно в таком (отредактированном) виде – как самостоятельное произведение. В Песни восхождения включают пять групп псалмов по три псалма в каждой, а также Пс. 134 и 135. Первые четыре группы ( Пс. 119–130 ) характеризуются следующими особенностями: первый псалом в каждой из этих групп отражает печальную ситуацию в жизни псалмопевца; второй подчеркивает могущество Господа, дарующего защиту, избавление, подкрепление сил и надежду; третий посвящен теме безопасности: а) на Сионе ( Пс. 121, 124, 127 ); б) в Господе ( Пс. 130 ). Устремленность к Сиону – закономерная особенность и ключевая мысль «Хвалебной песни паломников». Все собрание этих гимнов настраивает паломника на главную цель его странствий. Пс. 131–133 прославляют конечную цель путешествия: ковчег завета на Сионе, братское общение на Сионе, благословение на Сионе. Паломничество, которое началось в мире, полном скорби и печалей ( Пс. 119 ), в мире тьмы ( Пс. 119:5 – у шатров Кидарских; Кидар означает мрак, темень), завершается совсем иного рода ночью ( Пс. 133:1 ) – в доме Господнем, под сенью Его благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

41 ...город Клисма. - Этот город упоминается Птолемеем, Лукианом и другими древними авторами; теперь город Колсум близ Суэца. (См.: Jacobs A . Geografie de Gregoire de Tours el de Fredegaire. P., 1862. P. 412), 42 ... " И услышал фараон... и пустился преследовать их».- Ср.: Исх.. 14:4. Григорий приводит это место не дословно. 43 ...их... окружала со всех сторон вода наподобие стены.- Ср.: Исх.:14, 22. 44 ...сохранились борозды от колесниц.- Сведения о следах от колесниц Григорий позаимствовал у Орозия (I, 10, § 17; Р. 58). 45 ... «Разделивший Чермное море в разделения»... - Пс.:135, 13. 46 Эти разделения нам следует понимать не в буквальном, а в духовном смысле.. .— О символико-аллегорическом понимании отдельных мест Библии отцами церкви см.: Бычков В. В . Эстетика поздней античности. М., 1981. Гл. 4. 47 ...от всякой плотской скверны - Ср.: 2 Кор.:7, 1. 48 ... " Пусть они обратятся и расположатся станом... напротив Ваал-Цефона». - Ср.: Исх.:14, 2. Цитируется Григорием не дословно. 49 ... «отцы наши... все крестились... в облаке и в море» .— Ср.: 1 Кор.:10, 1, 2. Цитируется Григорием не дословно. Слова из этого отрывка встречаются только в рукописи C1,3. В использованных нами изданиях «Истории франков» этих слов нет. 50 ... от рождения Авраама - Отсюда до гл. 19 многое заимствовано из «Хроники» Евсевия — Иеронима. 51 ...получив закон...— Имеется в виду пятикнижие Моисея; Бытие, Исход. Левит Числа, Второзаконие. 52 ...землю обетованную. - Т. е. Иудею. 53 ..» и после тебя не будет». - Ср.: 3 Цар:, 3, 11, 12. 54 ... а суде его, который он вершил над двумя женщинами, спорившими о ребенке,- Согласно Библии, царь Соломон мудро решил необычное дело двух женщин, споривших о ребенке, утверждавших свое право на материнство. Царь предложил им рассечь ребенка надвое и взять по половине. Тогда та, которая обвиняла вторую а подмене своего мертвого ребенка на ее живого, воскликнула: «Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!», Вторая же сказала спокойно: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе. Рубите!». Выслушав их, царь указал на женщину, умолявшую спасти жизнь ребенку, и сказал: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она — его мать». (См.: 3 Цар.:3, 17—28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

у Власт. Св. лет. к Чис.23 , пр. 6). В других местах Священного Писания ресм – единорог – изображается сильным и неукротимым, которого нельзя приручить для исполнения домашних работ, для перевозки тяжестей, бороньбы полей и проч., «потому что у него сила велика» ( Иов.39:9–12 ), его рога так же опасны, как пасть льва ( Пс.22:22 ), они величественно и гордо выдаются ( Пс.102:11 ), см. Eürst. Handw. Тожественное с ассирийское rîmu bvttn по клинообразным надписям теже свойства и признаки. «У Ассириян риму – крепкое и могучее животное, по образным описаниям (дикий) бык с сильно изогнутым носом, точно Визан (Wisent. S. К. GF (1878) 135 fig. 530 F Hommel Namen. der Saugetthier. Leipzig. 1879 S. 227 у Schrad.). О силе этого животного подходящие сравнения мы встречаем не раз в надписях ср. напр. Salman. Monol. II, 52: «я попирал его страну, как дикий буйвол, (см. у Schrader’a Die Keilinschfen. S. 456. 21). В качестве символа непобедимого, сокрушающего могущества, сильный бык служит и у Египтян. В одной надписи египетский фараон Сети I прославляется за победы над могущественными в то время Хетами в таких словах: «Это шакал, который, высматривая, пробегает быстро страну; это ярый лев, проходящий по сокровеннейшим тропам всех земель; это сильный бык с парою заостренных рогов... он поразил азиатов, на землю поверг Хита, умертвил князей их» (Бругш Египет 442). Таким образом крепкие грозные рога единорога или (дикого) буйвола, составлявшие его головное украшение (оборонительное оружие) и осязательное выражение физической силы, у народов древности служили символом сокрушающего политического могущества (ср. Пс.112:9; 132:17 ; Иер.48:25). В Пс.17:3 Господь называется твердыней, щитом, рогом спасения. 256 Различие между греко-славянским и русским переводом этого стиха обусловливается неточностью русского перевода. Опущенное евр. кроме неуместного здесь обычного и коренного значения своего, –ибо потому что, употребляется иногда в смысле союза умозаключительного так что, потому. Это значение имеет в 1Цар.2:25 и в этом смысле употребляется здесь (Knobel).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

135 Совершенно не то должно случиться с ненавидевшими его и бесполезно преследовавшими его. Давид твердо надеется, что они будут убиты и трупы их будут валяться на земле, не удостоенные погребения, так что разные звери – шакалы, волки, псы и даже лисицы могут терзать их. 136 В конце псалма Давид снова обращается к своему будущему и выражает уверенность, что он будет даже царем и, сделавшись царем, будет иметь полную возможность постоянно радоваться о Господнем заступничестве. Тогда, между прочим, будут более свободны и все чтущие Бога и различно выражающие почтение к Нему, например, призывающие Его, как Единого Всеведущего, во свидетеля (ср. Втор.6:13 ). 138 Но в особенности он желает быть услышанным потому, что он чувствует переполненную меру страданий, которые он может переносить. Он чувствует себя уже близким к смерти, совершенно бессильным, чтобы избавиться от страданий самому и не видит помощи Божией ( Пс.21:12 ), так что он представляет себя похожим на дряхлых старцев, безнадежно больных, которые, что день, то все ближе и ближе приближаются к могиле, и даже подобен тем, которых спускают уже в могилу ( Пс.27:7 ) – или еще хуже – подобен мертвым, до которых нет никому дела, которые остаются долго не погребенными, или зарываются в одну общую могилу, как это делается с убитыми на войне, и вообще подобен всем умершим забываемым ( Пс.30:13 ) и не составляющим особенного предмета попечения Божия. 139 Но не Сам по Себе Бог так поступает с псалмопевцем, и псалмопевец не по одному тому чувствует себя в несчастии, что он оставлен, забыт всеми, но потому еще, что видит, как некоторые намеренно его не замечают, оставляют без должного внимания к нему и даже вводят его во мрак неизвестности ( Пс.142:3 ), втаптывают его в грязь. В этом даже особенно и видит певец свои страдания, множество и постоянство которых он сравнивает с множеством сокрушительных волн. 140 На псалмопевца восстали все: его стыдятся, презирают даже близко знающие его ( Пс.68:9, 30:12 ). И это восстание на него всех было продолжительным, так что он не видел его прекращения ( Плач.3:7 ); поэтому от долгих горючих слез иссохли его глаза и как бы устали источать успокоительные слезы. Псалмопевец целый день молился ко Господу, простирал руки к Нему, прося Его пощады. Но так как он долго не видел помилования, то в этом псалме он снова обращается к Богу с молением о защите.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  Хвала и любовь. Псалом 106. «Хвала есть выражение любви. Хвала и любовь – не синонимы, хвала – лишь частный, хотя и существенный аспект любви. Нельзя любить Бога, не хваля Его; нельзя хвалить Его, не любя» . В любви хвала намного выразительнее простого исповедания веры, поскольку исповедание ограничивает, а хвала расширяет. Язык исповедания – точен и категоричен; язык хвалы – неясен и полон намеков. Хвалящий Бога стремится умножить Его атрибуты, как, к примеру, в начале 17-го псалма, с легкостью используя вариации любовной лирики:               Люблю Тебя, JHWH, крепость моя!             JHWH твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой,             Бог мой, скала моя, в которой я укроюсь ,             щит мой, рог спасения моего и убежище мое (Пс 17:2-3; Ср. Пс 143:2).   Или же вместо того, чтобы их варьировать, просто повторяет. Таковы, например, многие псалмические припевы, среди которых – тот, что встречаем в начале 106-го псалма (а еще раньше – в начале 105-го):               Славьте JHWH, ибо Он благ,             ибо вовек любовь Его  ( ки ле-олам хасдо) (Пс 106:1).   Этот рефрен появляется в Псалтири не менее тридцати двух раз, из них двадцать шесть раз – в псалме 135, который является самой настоящей литанией любви Божьей. Встречается также за рамками Псалтири, в некоторых местах книги Хроник . Кажется в некотором смысле лозунгом, лейтмотивом литургии Второго храма. В псалме 106, однако, доминирует другой повтор:               Да славят JHWH за любовь Его ( йоду ла- JHWH хасдо )             и за чудные дела Его для сынов человеческих (Пс 106:8.15.21.31)!   Весь псалом сконструирован из рефренов. Кроме только что приведенного, четырежды, с небольшими вариантами, повторяется: «Воззвали к JHWH в скорби своей, и Он избавил (или спас, или вывел) их от бедствий их» (Пс 106:6.13.19.28). Раз за разом меняются лица, взывающие ко Господу, которые, получая освобождение, славят Его. Все они – «освобожденные Господом». С помощью этого термина изображаются изгнанники, которые получили возможность вернуться на родину. Многие потерялись в пустыне, другие оказались узниками, заключенными в цепи, некоторые были на грани смерти, другие претерпели кораблекрушение. Все они – свидетели Божьих чудес, Его любви, спасающей самым неожиданным способом. Но, быть может, следует думать не столько о четырех группах людей, сколько о четырех экзистенциальных опытах, которые могут переживаться всяким из нас. Каждый, в разных обстоятельствах, может потеряться в пустыне, быть узником, оказаться под угрозой смерти, испытать кораблекрушение. Псалом завершается мудрым замечанием, распространяемым на всех:

http://bogoslov.ru/article/3540495

Минь. Т. V. С. 394 Творения Т. V. С. 437 575. Милость Господа вечная Беседа 45 на псалом 135. Яко в век милость Его ( Пс. 135:1 ). Он не иногда только благодетельствует, а иногда удерживается от этого, не иногда только милует, а иногда перестает миловать, как бывает у людей, которым препятствуют страсти, не дозволяет малодушие, останавливает угождение другим, не допускают обстоятельства; но Бог не таков: Он постоянно милует, и никогда не перестает делать это, хотя делает различно и разнообразно.– Минь. Т. V. С. 399 Творения Т. V. С. 443 576. Разбиет младенцы твоя о камень – слова страсти пленных, не согласные с духом Писания. – Беседа 46 на псалом 136. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень ( Пс. 136:9 ). Это – слова страсти пленных, требующих великого наказания. Пророки многое говорят не от себя, но, изображая и выставляя на вид страсти других. Если же хочешь знать собственную мысль пророка, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающым ми зла ( Пс. 7:5 ); он стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом. А когда он изображает страсти других, то описывает гнев, негодование, как сделал и теперь, выставляя на вид страстное желание иудеев, которые простирали свой гнев даже на младенческий возраст. Но не так в Новом Завете; напротив, нам заповедано напоять и питать врагов и молиться за обижающих нас.– Минь. Т. V. С. 407 Творения Т. V. С. 452 577. Величие священства в молитве Беседа 47 на псалом 137. И пред Ангелы воспою Тебе ( Пс. 137:1 ). Мне кажется, здесь говорится о священниках. Писание обыкновенно называет священника и ангелом, и богом; то оно говорит: богов да не злословиши, и князю людий твоих да не речеши зла ( Исх. 22:28 ); то: устне иереовы сохранят суд, и от уст его правды взыщут, яко ангел Господа Вседержителя есть (ср.: Мал. 2:7 ). Таким образом, сказанное нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благочинием пойду, последую за ними и воспою Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

234 Пс. 118 принадлежит к псалмопению субботнему в монастырской Утрене и к псалмопению воскресному в соборном «орфросе». Часто считались с двумя традициями; в теперешней практике Пс. 118 составляет третью кафизму Утрени воскресных дней в Посту, заменяемый в остальное время года Псалмами 134 и 135. Серия тропарей «еулогитария», припевом к которым служит стих 12 того же Пс. 118 , не опускается никогда по воскресеньям. Антифоны, следующие за Пс. 118 в нашем кодексе, вероятно, являются степеннами: 25 «антифонов» из трех тропарей каждый (подсказанные псалмами степеней), которые всегда предшествуют воскресному Евангелию, в количестве трех на воскресенье (четырех в воскресенье VIII – го гласа). 235 Мы уже видели в грузинских рукописях, что два раза в году, каждая песнь канона сопровождалась молитвой; ср. прим. 37, 236 Первый возглас является возгласом трисвятого Литургии как в номере 70, Афины 570; второй является смесью двух возгласов: возгласа Литургии и возгласа Утрени, Яко ты еси просвещение и освящение и спас душ наших... Этот возглас отнесен ко 2-й кафизме, но по описанию Дмитриевского нигде не появляется эта кафизма; данный возглас не принадлежит ни одной известной нам молитве Утрени. 237 Может быть в этом заключается причина того внимания, которое эта рукопись вызывает у литургистов. Н. Борджиа, ук. соч. с. 211–212, вдохновлялся этим кодексом для схемы Утрени, которую он предлагал, ввиду возможной реформы Часослова. Н. Успенский также (Богословские Труды, 1 (1960): Православная Вечерня, с. 5–52) отдает предпочтение Патмосу 105, в толковании истории Византийской Вечерни (с. 36). В собрании представленных рукописей мы не считаем, что следовало бы придавать этой рукописи слишком большую важность: она представляет собой лишь одну традицию среди других. Речь идет о компромиссном решении, довольно разумном, между Евхологием и монастырской службой, но не считающимся с прежней традицией молитв и упраздняющей все-таки три из них. 238 Литургический труд архиепископа известен нам частично, в издании Миня (Г.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010