96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Псалом 5 есть утренняя молитва (ст. 4) праведника (ст. 9 и 13), произнесенная им при вступлении в храм Божий (ст. 8) во время обычной утренней жертвы (ст. 4), в виду угрожающей опасности от замыслов коварных врагов (ст. 10–11). – Множество врагов замышляют погубить псалмопевца, действуя против него гнусною клеветою, злословием и обманом (ст. 5–7 и 10–11); но он по милости Божией еще может посещать храм Божий (ст. 8) и, ранним утром являясь пред Господом (ст. 4), в сознании своей правоты пред Ним и с твердою верою, что Он по правосудию своему не допустит восторжествовать нечестивым (ст. 5–7), усердно молит Его (ст. 2–3) поддержать и укрепить его на его правом жизненном пути (ст. 9), вопреки враждебным замыслам нечестивых (ст. 10–11) и к общей радости и торжеству всех любящих Господа и уповающих на милость Его (ст. 12–13). – Молящейся псалмопевец, по свидетельству надписания, есть Давид (ст. 1), которому действительно вполне приличествует этот псалом и по его духу и характеру, и по содержанию, и по близкому сходству со многими другими Давидовыми псалмами, особенно 10, 54 и 139-м. А что касается упоминания в псалме о посещении псалмопевцем дома Божия или храма (ст. 8), то это не представляет ничего несообразного с временем Давида и не требует низведения псалма ко временам существования в Иерусалиме храма Соломонова или Зоровавелева, так как домом Божиим называлась и скиния Давидова ( 2Цар.12:20 ; Пс.26 , ср. ст. 4 и 6), как прежде скиния Моисеева ( Исх.23:19; 34:26 ; И. Нав.6:23 ; 1Ц.1:7, 9, 24; 3:3). В какое именно время и при каких обстоятельствах написан был Давидом такой псалом, по недостатку исторических указаний с точностью определить нельзя; по соображении же содержания его и подобных ому псалмов с историческими событиями Давидова времени, можно с вероятностью полагать, что он воспет был пред временем Авессаломова восстания, когда Давид замечал уже между недовольными его правлением признаки подготовляющегося заговора; но, в сознании своей правоты и уверенный в безуспешности злодейского замысла, не принимал никаких мер против заговорщиков и только, часто посещая устроенную им Сионскую скинию (ср. 2Д.15:25), усердно молился Господу, чтобы Он помог ему устоять на правом пути и не дал восторжествовать врагам его 108 . Соответственно первоначальному назначению и употреблению 5-го пс., как утренней молитвы псалмопевца пред вступлением в храм Божий, в христианской правосл. церкви он издавна употребляется на утреннем богослужении, составляя 1-й псалом 1-го часа, и начиная с 8 ст. служит входною молитвою священнику пред началом литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вполне объятая Духом Божиим, душа св. писателя часто изливалась в словах сильнейшей любви и чрезвычайной радости 1010 . Иногда в душе боговдохновенного писателя одновременно возникал целый комплекс религиозно-нравственных чувствований. Погружаясь в неизмеримое море премудрости Божией, св. писатели не только удивлялись, но и недоумевали, испытывали страх ( Пс. 138:6, 14 ; ibidem: ст. 8; Пс. 146:5 ; Ис. 53:8  и др.) 1011 . Нередко целые отделы Библии проникнуты одним господствующим чувством. Так в псалме 108 вся речь составителя, исполненная проклятий, обнаруживает в нём сильный и пламенный гнев. Псалом направлен против некоторого великого грешника, великого нечестивца; наказание его, исполненное величайших бедствий, должно перейти на отца, мать и детей ( Пс. 108:7–11 ) 1012 . Такая же напряжённая деятельность религиозно-нравственных чувствований характеризует и писателей Нового Завета. Примером этого может служить ап. Павел. Одни места его посланий проникнуты чувствами необыкновенной кротости, сострадания даже о таких людях, которые несколько раз бичевали апостола, побивали камням, связывали, жаждали его крови, ежедневно готовы были его растерзать (ср. Рим. 10:2 ) 1013 . Другие – полны тяжких скорбей, которыми раздиралось сердце великого апостола ( 2Кор. 11:2, 7, 28–31 ) 1014 . Такие именно скорби испытывал могучий дух великого апостола, когда отверглись апостола асийские верующие, когда уклонились от веры Галаты, когда церковь Коринфа разделилась на части 1015 и т. п. Наконец, третьи места Павловых посланий исполнены гнева и негодования, под влиянием сильнейшей ревности о славе Божией 1016 . Боговдохновенный писатель не был также и безвольным, чисто страдательным орудием высшей Силы. Человеческая воля св. писателя только гармонически объединялась с волей Божией, но отнюдь не подавлялась или уничтожалась ею. Благодать Духа сообщается только там, где есть пламенное желание её воспринять 1017 . Не принудительно и бессознательно, а добровольно, с полным сознанием боговдохновенный писатель предоставлял свой язык божественному Вдохновителю 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

409. Преподобный Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве. Лествица. Слово 28, гл. 21. 410. Лествица. Слово 28, 17. 411. Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1844 года. Москва. 412. Преподобный Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 413. Преподобный Григорий Синаит. «О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Добротолюбие. Ч. 1. 414. Ср.: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4:2). И: …в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим. 12:12). 415. Преподобные Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Добротолюбие. Ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42. 416. Лествица. Слово 28, гл. 45. 417. Преподобный Максим Капсокаливи. Собеседование с преподобным Григорием Синаитом. Добротолюбие. Ч. 1. 418. Пс. 72:27. 419. Пс. 108:7. 420. Преподобный Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у преподобного Синаита, гл. 131. Добротолюбие. Ч. 1. 421. Лествица. Слово 28, гл. 59. 422. Лествица. Слово 28, гл. 1. 423. Вышеупомянутое стихотворение преподобного Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Добротолюбие. Ч. 2. 424. 1 Цар. 2:9. 425. Святитель Димитрий Ростовский. Ч. 1. Внутренний человек, гл. 4. 426. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы. 427. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Святой Исаак Сирский. Слово 5. 428. …пронести … мимо … впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42). 429. Может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1:5). 430. Рим. 8:26. Святой Исаак Сирский. Слово 21. «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей и соделался жилищем Святого Духа», — сказал святой Исаак. 431. Мнение преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик. 432. 1 Сол. 5:17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

1055 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3-я, п. 6. С. 185—186. Еще древний Гомер говорил, что наказание всегда следует медленным, но неизбежным шагом за преступлением. 1056 Преп. Марк Подвижник. О законе духовном, § 118//Добротолюбие. С. 19. 1057 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Письмо 48. С. 76. 1058 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1059 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. С. 302. 1060 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1061 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. М., 1889. С. 79. 1062 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 77; ср.: Творения. T. VII. С. 140—141. 1063 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. IV, 108. С. 237. 1064 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 255. 1065 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. IV. Сокровище духовное от мира собираемое. 119. С. 286—287. 1066 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 154. С. 218. 1067 Свт. Григорий Чудотворец. Творения Петрогр., 1916. Переложение Екклезиаста. T. VII. С. 73. 1068 Свт. Василий Великий. Творения. Т. VII. М., 1854. С. 207. 1069 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 137. С. 194. 1070 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 13//Добротолюбие. T. II. С. 271. 1071 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. Беседы на Пс.7. С. 76; T. VI. С. 47, св. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. I. М., 1859. С. 125—126. 1072 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 55. 1073 Он же. Творения. T. I. С. 843. 1074 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, II. Толков. 14 на Матф. С. 41—141; Ср.: Творения. T. V. С. 132. 1075 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 246. С. 369—370. 1076 Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика//Нр.-подвижнические слова. Изд. 2-е. С. 142. 1077 Там же. С. 142—145. Свт. Василий Великий говорит: «Из случающихся с нами бедствий, иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном» (Творения. T. II. М., 1853. С. 26). Преп. Иоанн Кассиан говорит, что искушения скорбями посылаются для испытания (веры и добродетели), для очищения от грехов и для смирения, в наказание за грехи и для явления на нас славы и дел Божиих, наконец, для поражения тех, которые уже перешли меру нечестия (Собес. 6, гл. II).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Поэтому, дорогие братья, кто бодрствует очами, бодрствует и сердцем, кто молится духом, молится и умом, ибо слишком бесполезно бодрствовать очами при спящей душе. И, напротив, от лица Священного Писания Церкви свидетельствуется: «Я сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5: 2). Поэтому надлежит заботиться, чтобы душа имеющего бодрствовать не отягчилась неумеренностью пищи или питья, ибо, рыгая от расстройства желудка или пьянства, мы не только будем противны сами себе, но будем осуждены как недостойные благодати Духа. Ведь некий изрядный муж среди пастырей сказал: «Подобно тому, как дым прогоняет пчел, так изрыгание непереваренной пищи отвращает и прогоняет дарования Святаго Духа» . Следовательно, готовясь к божественному служению, прежде всего мы должны приготовить самих себя чрез воздержание, чтобы, стяжав целостность, мы могли бы ревностнее бодрствовать. Также размышление пусть отгоняет злобу , чтобы, как говорится, молитва бодрствующего не была грехом (ср.: Пс. 108: 7). Ведь есть бдения и от лукавого, как и говорится в Притчах: «Ибо удалился сон от очей их. Не уснут, если не сотворят зла» (Притч. 4: 16). Да удалятся, братья, да удалятся от сего собрания таковые бдения. Пусть лучше душа бодрствующих будет закрыта для диавола, открыта Христу, чтобы мы держались сердцем Того, Кого призываем устами. Тогда будут приняты наши бдения, тогда ночное моление будет спасительным, если с соревнующейся любовью, с искренней преданностью наше служение будет предложено Божественным взорам. Этих слов достаточно о значении и древности, а также пользе бдений. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Рейтинг: 10 Голосов: 387 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна Соболь 7 ноября 2017, 18:39 Спаси Господи. Сергий 3 ноября 2017, 07:21 Что имеется ввиду???: " Посему диавол, горячий ревнитель божественных дел, подобно тому как даровал своим почитателям посты и девство, пустые и бесполезные так, ревнуя об этой святой службе, добавил своим последователям и ночные служения и бдения. " ???

http://pravoslavie.ru/107670.html

Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

30 См. канон 109 Карфагенского собора в книге: Joannou Périclès-Pierre.Discipline générale antique. Pontificia commissione per la redazione del codice di diritto canonico orientale. Fonti. [ser. 1]; fasc. 9; Grottaferratä Tipografia Italo-Orientale S. Nilo, 1962–1964. T. 1, ptie. 2. Les canons des synodes particuliers (IVe-IXe s.). P. 376. 60 См. Larchet J.-C.Thérapeutique des maladies spirituelles. 4-e éd. Paris, 2000. P. 195–205, 229–239. 98 Эта концепция, которая может показаться странной, очень взаимосвязано включается в его сотериологическое учение. См. нашу работу: Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. Глава IÏ Вопрос об адамовом наследии. С. 108–161. 107 См.: Novak E.Le Chrétien devant la souffrance. Étude sur la pensée de Jean Chrysostome. Paris, 1972. P. 50–51. 137 Преп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Предисловие. Схолия 7. По отношению к второму см. «Вопросоответы к Фалассию», 58, где преп. Максим упоминает о душе, которая «ниспадает с вершины добродетели», поскольку «плоть стремится избежать тягостных трудов, связанных с ощущением муки». 148 Там же. 21. Толкование этого перевода имеет определенные трудности. Детальные комментарии по этому вопросу даны в нашей работе: Ларше Жан-Клод. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004. С. 118–125. 159 Елифаз Феманитянин: 4:7–8; 5:7; 15:5–12, 14–16; 22:4–11; Вилдад Савхеянин: 8:13–20; 18:5–21; 25:4–5; Софар Наамитянин: 11:4–6,11–14; 20:5–29; Елиуй: 33:9; 34:10–11; 36:5–8. 160 Елифаз Феманитянин: 5:8; 22:21–30; Вилдад Савхеянин: 8:5; Софар Наамитянин: 11:13–19; Елиуй: 34:30, 32; 36:10–12. 163 Эту точку зрения отстаивает, например, Елифаз: Что такое человек, чтобы ему быть чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? ( Иов. 15:14 ; ср. 11[LXX]; 25:4–5) – формулировка, которая отсылает к некоторой интерпретации строки из 50-го псалма: В беззаконии я был зачат и во грехе родила меня моя мать ( Пс. 50:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

589)  Златоуст. Слово огласительное. 11.28–29; Феодор. Книга для крещаемых. 14.8. 590)  Златоуст. Слово огласительное. 6.1–7. 591)  Правило 66. 592)  Апостольские постановления. 8.5–11. 593)  Златоуст. Слово на Второе Послание к коринфянам. 2.6–8. Реконструкция молитвы у Т. Chambers (The Nicene and Post-Nicene Fathers. T. 12:281–282, сн. 11). 594)  Златоуст. Слово на Второе Послание к коринфянам. 2.10. 595)  Апостольские постановления. 8.6. В приходах, где количество катехуменов доходило до нескольких сотен и даже тысяч, молитва за каждого была бы практически неосуществимой. 596)  В Пенитенциале IX века, который ложно приписывается Иоанну Постнику , патриарху Константинопольскому (†595), читаем: “Во время литургии [верных] кающимся следует покинуть храмовое помещение (νας) вместе с катехуменами, и стоять в притворе (ες τν νρθηκα)” (PG 88.1912–1913). Максим Исповедник (†662) говорит о том, что катехумены покидали храм по окончании Литургии оглашенных, но не сообщает куда они выходили. См. Мистагогия. 14//PG 91.692–693. 597)  Об этом говорит, например. Арнобий Младший (V в.. Африка), в Комментарии на Пс.133 Et uos, о catechumeni, et uos, inquit, qui in atriis domus dei nostri statis et intus ingredi non audetis. Курсив снят мной – П.Г. Ср. Григорий Назианзин. Слово на святое крещение. 40.16//PG 36.379В: “Пока ты – катехумен, ты – только в преддверии (ν προθροις) благочестия”. 598)  Трулльский собор (Правило 97) категорически запрещает супружеское соитие на катехуменеях, то есть на церковных галереях. Этот же курьезный запрет повторен и в 73 новелле Льва Шестого (Мудрого). О существовании этих галерей в монастырских церквах сообщает также Максим Исповедник (Деяния. 25//PG 9.161АВ) и Авва Феофан (Хроногаф. 348//PG 108.837А). 599)  Апостольские постановления. 8.6–7. На Западе в V веке одержимым позволяли причащаться, так как верили, что евхаристия укрепит их в борьбе с бесами. См. Оранжский собор (441 г.). Правила 14–15. 600)  Апостольские постановления. 8.7–8. 601)  Апостольские постановления. 8.8–9.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

«У Бога положен такой закон, — говорит строго святой Григорий 9 , почтенный достойно именем Богослова, — благоволить к плачущим и обсекать крылья высокомерных». Высокомерие — признак духовной неразвитости мирского человека и его далекости от истинного и настоящего своего делания. «Смиренномудрый… не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних» 10 . Вопросы эти святые отцы называли «детскими» 11 не по их существу, а по их постановке страстно-ослепленными людьми. Ведь называем же мы детским поступок, когда кто-нибудь намеревается с помощью негодных средств сделать что-либо великое. Так и здесь, человек, не могущий за день точно перечислить свои грехи — такой сумбур стоит у него в голове к концу дня, — дерзает разглагольствовать о том, откуда диавол, откуда зло, в чем его сущность, и как оно отразилось на целостности твари, и что такое сама тварь в себе и проч. и проч. «Не того требует от нас Бог, — с плачем поучает своих учеников Варсонофий Великий, сам некогда восхищенный до седьмого неба 12 , — но освящения, очищения, молчания и смирения… Оставив празднословие, будьте внимательны к страстям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день судный. А о том вас не спросят, почему вы не знаете или не изучили сего. Плачьте отныне и рыдайте». «Если желаете знать то, что для вас вовсе не нужно, то есть кто дал диаволу начальство и власть, — говорит тот же святой отец в другом месте, — то познайте это из нижеследующего и, по неразумию вашему, не считайте Бога виновником зол» 13 . Дальше святой подробно объясняет, что так как Бог не удержал диавола в падении, не воспрепятствовал ему совершить зло, то поэтому в Писании и говорится в некоторых местах, что Бог как бы дал сатане начальство и власть творить зло. (Ср.: Исх. 7, 3; 10, 20; Ис. 46, 7; Ам. 3, 6.) На самом же деле не так. Диавол сам во всем виноват. Не сказано в Писании: «Не восхоте благословения — и Бог удалил сие от него», но сказано: «…и удалится от него» (Пс. 108, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010