Мих. 5:4 . И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостью Господь, и в славе имене Господа Бога своего пребудут: зане ныне возвеличится даже до конец земли. С Евр.: «Он станет, и будет пасти в могуществе Иеговы, в величестве имени Иеговы, Бога Своего, а они будут сидеть спокойно, ибо Он будет ныне велик до пределов земли». Т. е. когда будет основана церковь Христова, иудеи и язычники, как овцы, будут введены в овчий двор Христов, тогда Сам Спаситель, Господь как Пастырь добрый упасет Свое стадо, Сам будет наблюдать ( «узрит») 102 и промышлять о сем стаде с такою силою, что никто ни одной овцы не исхитит из рук Его. Тогда верующие в Господа Иисуса Христа пребудут в славе имени Его, будут славны и знамениты Господом, который в них и чрез них будет являть миру Свою славу. Тогда всюду будет почитаться имя христиан, потому что имя Божие «возвеличится даже до конец земли», т. е. после того, как во всю землю изыдет вещание св. апостолов и во все концы земли – глаголы св. благовестников, «тогда языческие народы от идолослужения обратятся к прославлению и славословию Господа Бога Своего» (св. Ефрем Сирин ). Мих. 5:5, 6 . И будет сей мир, егда Ассур приидет на землю вашу, и егда взыдет на страну вашу, и восстанут нань седмь пастырей и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием и землю Невродову копиями ея, и избавит от Ассура, егда приидет на землю вашу и егда вступит на пределы вашя. С Евр.: «И Сей будет мир. Если Ассур придет в землю нашу и если ступит в чертоги наши, то мы выставим против него семь пастырей и восемь помазанников народа. И пойдут они пасти землю Ассура мечем, и землю Немврода в самых вратах ее. Так, Он защитит от Ассура, когда сей придет в землю нашу и когда вступит в предел наш». Св. Михей продолжает свою речь о мире и, под покровом исторических событий, дает разуметь события в Царстве Христовом, о мире всего мира. Как бы так говорит св. пророк: не смущайтесь, если и нападут враги, – будет мир, ибо Старейшина, имеющий родиться в Вифлееме, воздвигнет многих и сильных победителей, покорит чрез них врагов ваших и водворит мир, «мир между горними и дольними», прибавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Религиозный аспект политики Ахаза имел особенно тяжёлые последствия для иудейского народа, ведь хотя языческие культы в Иудее существовали почти всегда, сейчас они получили государственную поддержку. Ахаз «официально насаждал культ ассирийских богов даже в самом Храме и к тому же попустительствовал многим традиционным формам ханаанской религии» 101 . Вот как Библия описывает его бесчиния: и собрал Ахаз сосуды дома Божия, и запер двери дома господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме; и по всем городам иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа, Бога отцов своих ( 2Пар.28:24–25 ). Собственно на культ «воинства небесного» в Библии прямого указания нет, но если учесть, что поклонение звёздам было существенной частью ассирийской религии, то совершенно очевидно его широкое распространение. Тем более что этот культ «не был связан со святилищами и не требовал особых служителей: его совершали на кровлях домов» 102 . Так что «воинству небесному» мог служить любой иудей вне зависимости от социального положения или материального достатка, что, естественно, способствовало его умножению в Иудее. Трудно себе представить, что пророк Исаия и его сторонники могли мириться с таким положением дел. Конечно, Исаия неустанно обличал отпадение евреев от Бога (например: Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад ( Ис.1:4 )) и возвещал грозные пророчества о грядущем наказании Божием (как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева ( Ис.5:24 ) и другие). Наверняка Исаия боролся и с культом «воинства небесного», хотя он и не выделял его особо из других языческих культов. Другие пророки тоже пытались бороться с этим злом. Например, именно в это время пророк Михей произнёс в Иерусалиме свою патетическую речь о неверности Израиля 103 : Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твёрдые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне ( Мих.6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая часть Книги (Мих 1-3) начинается с введения (Мих 1. 2-7), состоящего из 2 отрывков. В 1-м (Мих 1. 2-5) содержится речь пророка, который описывает теофанию Яхве. Во 2-м (Мих 1. 6-7) приведена речь Яхве, обещающего совершить свой суд над Самарией, обратить ее в руины и уничтожить ее идолов. Начало введения - обращение «ко всем народам» и к земле вместе со всем, «что ее наполняет» (Мих 1. 2:            ...- «Слушайте, все народы, и земля, и то, что наполняет ее...»), которое образует тем самым рамочную конструкцию с последним стихом 2-й части книги (Мих 5. 15(14)), где речь идет о суде над «народами, которые не слушали» (      ) «Яхве». Введение имеет параллели с Книгами пророков Осии (Ос 1. 1-7) и Амоса (ср. Мих 1. 3 и Ам 4. 13). В нем, как и в этих книгах, центральное место занимают темы греха Самарии и суда над ней. Как полагают исследователи, введение было написано редактором персид. эпохи в качестве заключения, завершающего тему Самарии в книгах Двенадцати пророков ( Kessler. 1999. S. 80-90). В Мих 1. 5b также говорится о «высотах», или «святилищах» (  ) Иудеи, но этот отрывок часто рассматривают как еще более позднюю комментаторскую глоссу ( Kessler. 1999. S. 87). В Мих 1. 8-16 содержатся пророчества в форме «плача», посвященные судьбе городов Иудеи. Как полагают исследователи, они восходят к словам М., предсказавшего бедствия, к-рые должны постигнуть города, расположенные к югу и западу от Иерусалима: Гат (   в синодальном переводе - Геф), Бет-ле-Афра (     в синодальном переводе - сел. Офра), Шафир (  ), Цаанан (   в синодальном переводе - Цаан), Бет ха-Эцель (     в синодальном переводе - сел. Ецель), Марот (   синодальном переводе - Марофа), Лахиш (   в синодальном переводе - Лахис), Морешет-Гат (     в синодальном переводе - Морешеф-Геф), Ахзив (  ), Мареша (   в синодальном переводе - Мореш), Адуллам (   в синодальном переводе - Одоллам) (об отождествлении городов с совр. топонимами см. Kessler. 1999. S. 103-104). Кроме того, бедствия должны достигнуть и самого Иерусалима (Мих 1. 9, 12). Почти все пророчества содержат игру слов, основанную на созвучии названий городов с теми или иными словами или фразами, обозначающими бедствия (подробнее см.: McKane. 1998. P. 54-58; Andersen, Freedman. 2000. P. 212-214). Полагают также, что исторической основой для этого текста послужило нашествие ассирийского царя Синаххериба в Иудею в 701 г. до Р. Х. (о др. гипотезах см. в: Kessler. 1999. S. 102).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Л. 101 венские стулья, для преподавателей приобретены были два березовые полированные шкафа, куплен хороший письменный прибор, при нем же заведен в учительской прекрасный березовый полированный стол. Не меньшую, если не большую память оставил по себе Мих[аил] З[ахарови]ч, как весьма талантливый преподаватель. Предметом своего преподавания Мих[аил] З[ахарови]ч избрал русскую церков[ную] историю, которая, как и теперь, проходилась в VI кл[ассе]. Первый урок… Входит Мих[аил] З[ахарови]ч и, после прочтения молитвы, садится на кафедру. Открывает журнал, значит - будет спрашивать. Общее напряженное внимание. «А ну, я вас спрошу г. N, протяжно называет фамилию ученика и непременно прибавлял слово «господин». «А вы не весьма знаете, садитесь». Спрашивается еще несколько учеников. Мих[аил] З[ахарови]ч, видимо, ответами не доволен. Журнал закрыт, спрашивание кончилось. Остальное время урока Мих[аил] З[ахарови]ч ведет с нами беседу о преподавании ц[ерковной] истории, Л.101 об. Говорит о тех требованиях, которые он будет представлять нам при ответах, что знанием одного учебника он удовлетворяться не будет и что лучшими ответами будут считаться ответы тех учеников, которые обнаружат начитанность в предметах церк[овной] истории. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», сказали мы, «кончилось наше блаженство и почивание на лаврах». После уроков мы толпой направились в библиотеку и, кажется, забрали из нее всю церк[овно]-историческую литературу, взята была история Филарета Черниговского и едва ли не все тома митроп[олита] Макария. Всесторонне ознакомившись с нашими познаниями, испытав и искусив нас «по-всячески», как любил иногда выражаться М[ихаил] З[ахарови]ч, он, помнится, только урока с четвертого вступил в роль преподавателя, т. е. занялся объяснением стоявшего на очереди отдела учебника. И вот мы поняли, какую крупную величину, какого блестящего преподавателя Л. 102 мы видим перед собой. Мих[аил] З[ахарови]ч обыкновенно, когда объяснял урок, ходил по классу и, будучи чрезвычайно живым и подвижным, часто жестикулировал, особенно тогда, когда он читал какие-ниб[удь] летописные сказания. А летописных сказаний он знал наизусть массу и читал их с неподражаемым искусством. Не помню теперь по какому случаю, но это было в один из первых уроков, М[ихаил] З[ахарови]ч прочел известное сказание, помещенное в истории Карамзина о том, как Апост[ол] Андрей, после посещения своего славянских земель, рассказывал в Риме о мытье славян в банях. Это сказание, насколько помнится, начинается так; «приде Св. Апостол в Словени и виде ту люди сущия како есть обычай им, и како ся мыют, хвощутся и дивися». Это сказание передано было Мих[аилом] З[ахарови]чем с таким искусством, с такими интонациями, что мы готовы были кричать «bis».

http://bogoslov.ru/article/6174500

Уроки, вследствие их оживленности, проходили не заметно, часто приходилось жалеть, что урок уже кончился. Мих[аил] З[ахарови]ч не редко, а под конец года почти всегда, спрашивал урок, задавал вопросы, касающиеся событий общей истории как церковной, так и гражданской. Л.102 об. Наприм[ер], если речь шла о Борисе Годунове, то Зиоров задавал вопрос: «А кто в это время царствовал в Англии?» Или: «Какие события происходили во Франции?» Помнится речь шла о взятии Москвы Тохтамышем, что случилось 26 авг[уста] 1381 г[ода]. И вот Мих[аил] Зах[арови]ч спрашивает сначала отвечавшего, а потом и многих других, какие исторические события в русской истории еще приурочиваются к 26 Благодаря такой манере ведения дела по преподаванию церк[овной] истории, мы не ограничивались уже приготовлением к урокам по церков[ной] истории того материала, какой давал нам учебник, попутно мы заглядывали в область как общей церковной истории, так и гражданской. Мих[аил] З[ахарови]ч настолько суметь заинтересовать событий было несколько: 1) 26 авг[уста] 1395 г[ода] Тамерлан, шедший в Москву, внезапно повернул назад, а в Москве в это время произошла встреча иконы Владимирской Божьей Матери, 2) 26 авг[уст]а 1612 г[ода], войско гетмана Хоткевича, приходившее на помощь полякам в Москву, было разбито Пожарским, 3) 26 авг[уста] 1813 г[ода] Бородинская битва, 4) 26 авг[уста] 1831 г[ода] взятие Варшавы, 5) 26 авг[уста] 1855 года падение Севастополя. Л. 103 нас своим предметом, что у нас явилось даже соревнование в знании церков[ной] ист[ории]. Многие из нас задавались мыслью с одной стороны – блеснуть своими знаниями пред товарищами и с другой - отличиться перед Мих[аилом] З[ахарови]чем, и, следовательно доставить ему удовольствие или, как говорили некоторые, «утешить» Мих[аила] З[ахарови]ча. В общежитии у нас наблюдались такие явления, особенно накануне уроков по ц[ерковной] истории. После ужина, а иногда и до ужина, ученики разбивались на группы, человека по два – по три в группе. В этих группах проделывалось тоже, что делал Мих[аил] З[ахарови]ч на уроках, т. е. задавали друг другу вопрос, касающиеся событий из отрасли всех историй, спрашивали хронологию. Были любители, хоть и немногие, обладавшие способностью запоминать хронологические даты, которые знали в совершенстве всю хронологию, начиная с Рюриковичей и кончая царствующим государем.

http://bogoslov.ru/article/6174500

175 «Перед великими столичными сооружениями Миха думает прежде всего о беззаконии, благодаря которому они построены» (BJ). «Там, где другие видят красивые дворцы и удобные дома, пророк объявляет человеческую цену благосостояния, приглашая пересмотреть критерии, по которым обычно оценивается цивилизация, и учит большее значение правосудию, нежели великим сооружениям» (Scaiola D. Ibid. P. 120). 176 Увы, обличение Михи в адрес священников остаётся актуальным и для нашего времени. Встречаются священники, готовые за деньги пренебречь церковными канонами и, например, повенчать какую-нибудь богатую певицу с её очередным избранником, притом столько раз, сколько она того пожелает. Непомерная строгость к простым прихожанам нередко сочетается с безграничной снисходительностью к толстосумам. 177 Скандрольо так диагностирует духовную болезнь этой власти: «Власть… пытается склонить Бога к защите своих интересов… В её представлениях Бог трансформируется в некоего идола, которым можно манипулировать» (Scandroglio M. Michea. Nuova versione, introduzione e comment. Milano, 2017. P. 104). 178 После Михи будут идти века за веками, и во всех поколениях людей не будет недостатка в вождях и пропагандистах, убеждающих свои народы в том, что с ними Бог . Нет недостатка в таковых и в нынешнем, всё глубже погружающемся в безбожную и бесчеловечную мглу, поколении. 179 Ср.: Vincent J. M. Michas Gerichtswort gegen Zion (3, 12) in seinem Kontext. ZThK 83 (1986). P. 171–173 (вся статья – p. 167–187). Ряд комментаторов отмечает параллель между Мих.1:2–7 и Мих.3:9–12 . Напр.: Kessler R. Ibid. P. 166–167. Andersen F. I., Freedman D. N. Micah. New York, 2000. P. 386. Pola T. Micha 3. Eine exegetische Besinnung zur ökumenischen Bibelwoche 1995/1996. ThBeitr 26 (1995). P. 285. Scandroglio M. Ibid. P. 105. 182 Из недавних работ, в которых продолжается эта дискуссия, стоит отметить: Willis J. T. Isaiah 2:2–5 and the Psalms of Zion. In: Broyles C. C., Evans C. A. (edd.). Writing and Reading the Scroll of Isaiah. Studies of an Interpretive Tradition. Volume I (VTS 70). Leiden, 1997. P. 307–316. Sweeney M. A. Micah’s Debate with Isaiah. JSOT 93 (2001). P. 111–124. Различные гипотезы о связи Мих.4:1–3 и Ис.2:2–4 были предложены также в ряде комментариев к Михе и Йешайяну: Wolff H. W. Ibid. P. 117–118. Wildberg H. Jesaja. Neukirchen-Vluyn, 1972. Jenson P. P. Ibid. P. 143–144. Hillers D. R. Ibid. P. 50–53. Kessler R. Ibid. P. 178–183. Waltke B. K. Ibid. P. 213–220. См. также: Gosse B. Michée 4, 1–5, Isaïe 2, 1–5 et le rédacteurs finaux du livre d’Isaïe. ZAW 105 (1993). P. 98–102. Sedlmeier F. Universalesierung der Heilshoffnung nach Micha 4, 1–5. TThZ 107 (1998). P. 63–66. Andersen F. I., Freedman D. N. Ibid. P. 413–427.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

пояса); “Архив ист. и практич. свед. относящ. до Росс.», 1860–61 г., IV (заметки о г. Торжке); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 162 двора); “Акты Археогр. Эксп.», II, 161 (Ц. ж. гр. 1610 г. архим. Ионе на владение отчиною по прежн. грам., сожен. литовцами); “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 78 (Гр. 1680 г. архим. Сергию о молебствии по случаю бракосочет. царя с Агафьею Семен. Грушецкою); IX. 106 (Опись городов 1678 г., стр. 313); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; архим. Иона); “Известия Археолог. Общ.», 1868 г., VI, 29 (церковн. древн.); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 57, 10 (Донош. 1721 г. Св. Синоду архиеп. Новгор. Феодосия о беспорядках, производим. свет. чиновниками); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел во влад. 2.232 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 184 (архим. Феофилакт, 1768 – 75 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 102 (в 1722 г. упомин. архим. Макарий), ч. 2, 427 (дело 1722 г. о монаст. крестьян. дер. Горки на р. Тверце); III, 335 (в вотчине м-ря состояла дер. Голенищева), прилож., CXLII, XXXV (архим. Макарий в 1723 г. встречал мощи св. Алекс. Нев.); VIII, 1728 г., 278, 277 (прошение крестьян села Обудова об отписке от м-ря Рождественского), прилож., XVIII, 7 (грам. 1693 г. о приписке м-ря к Рождественскому), LX, 4 (грам. 1674 г. архим. Евстафию), LXXV, VII (запись 1692 г. крестьян об оставлении м-ря за Рождественским); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2643 (межев. книга 1688 г. вотчин. земли м-ря в пустоши Словкове, Упиривицкой волости); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1, (месяцеслов XVII ст.; память преп. Ефрема 28 янв.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иона подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Иона подписал грам. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 909 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Тетрадь в полдесть, стихеры и канун Ефрему Новоторжскому); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 28 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

грам. 1656 г. на волость Иванскую; игум. Игнатий), 30 (речь отца игум. Игнатия, говоренная 5 июля 1656 г. при въезде в Полоцк царя Алексея Мих.), 35 (челобит. 1656 г. игум. Игнатия о вотчине), 37 (грам. 1656 г. отводная на вотчины), 39 (память проезжая 1656 г. игум. Игнатию из Полоцка в Могилев), 40 (первая грам. 1656 г. на пожалов. дворы), 41 (речь игум. Игнатия при вторичн. въезде в Полоцк царя Алексея Мих.), 44 (молебствие в м-ре по случаю перемирия с Польшею), 50 (другая грам. на дворы), 52 (оберегательн. грам. 1656 г. отчин м-ря от ратн. и служил. людей), 55 (грам. 1656 г. о присылке в Москву «Всеваку» Ивана Коклю с семейством), 65 (грам. 1657 г. в Куконос о выдаче игумену м-ря кирпича, сколько есть у камен. костела), 67 (речь игум. Игнатия при въезде в 1657 г. еписк. Полоц. и Витеб. Каллиста), 72, 73, 77 (три грам. проезжие игум. Игнатию), 71 (наказ игум. Игнатию о ревизии в Могилеве), 79 (грам. 1658 г. на земли и вотчины, принадлежав. Заполот. Преображен. м-рю), 83 (грам. 1659 г. о подчинении игум. Игнатия епископу Каллисту), 87 (грам. 1659 г. еписк. Каллиста игум. Игнатию Иевлевичу, посланному для ревизии всей епископии), 99 (грам. 1659 г. еписк. Каллисту о поставлении игум. Игнатия в архимандр. Полоц. Борисоглеб. м-ря), 102 (указ 1660 г. о бытии Игнатия архимандритом Борисоглеб. и игумен. Богоявл. м-рей), 149 (цар. грам. 1660 г., чтобы архим. Игнатий ведал Борисоглеб. и Богоявлен. м-рями); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г. на права православ. м-рей); т. V, 229, LXII (письмо 1686 г. игумена м-ря Игнатия Жигимонтова к патриар. Иоакиму о присылке антиминсов для построенн. в м-ре 4 церквей и даче права м-рю обращаться к нему по всем церковн. делам), 231, LXIII (грам. 1686 г. патр. Иоакима на право игум. Игнатию освящать храмы и наставление относительно управления м-рем). 87. Братский – Богоявленский , мужской, 1-го класса, в гор. Киеве, на Подоле. Основан при школе, а потом академия, в 1588 г., для содержания которой было определено особое братство и определены маетности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

68, 77, 84, 85, 90, 92, 95, 100, 103, 104, 105, 118, 125, 126 (опись церковн. земли в вотчин. м-ря Москов. уез. сел Стар. Чашникова, Черкизова, Даниловского, Станиславла, Душеного, Лушенок, Лямцына, Рождественного, Фоминского, Запонорья, Власовского тоже, Орлова, Покровского на Горетовке, Жилина и Алымова); IV, 102 (правая грам. около 1416 г. В. кн. Василия Дмитриевича м-рю на землю; архим. Иоаким), 113 (мировая докладная 1477–84 г. м-ря с Борис. Павловым; архим. Геннадий и бывший архим. Никандр), 132, 56 (Жал. грам. 1436 г. кн. Василия Вас. архим. Феофану на село Давыдовское), 136, 101 (данная около 1453 г. старца Германа Окорокова архим. Феодосию на влад. землею по рч. Важке), 102 (грам. тоже 1453 г. В. кн. Марии о ненарушении жалов. грамоты В. князя архим. Феодосию на рыбн. ловлю в р. Шорне), 143, 175 (жал. гр. 1471 г. В. кв. Ивана Вас. архим. Феодосию на село митрополичье в Каневе с дерев.), 145, 196 (розъезжая 1477–84 г. Хлуденской земли кн. Бориса Вас. от Кнутовской земли м-ря); Бычков, “Опис. рукоп. И. Публ. Библ.», I, 1, 3 (челобитная после 1661 г. чернеца Савватия, в мире подъячего посольск. приказа Терентия Васильева, сосланн. в Кирил.-Белозер. м-рь), 146, 1 (архим. Павел в 1677 г. скрепил дело об освидетельствов. мощей св. Анны, кн. Кашин.), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преставления митроп. Алексия 12 февр., обретения его мощей 20 мая), 356, 24 (завещание монаха Евфимия, скончавшегося 1705 г.), 25 (список рукописей и книг монаха Евфимия), 27 (патриар. Адриан поставил иерусалим. архим. Хрисанфа степенью ниже архим. Чудова м-ря); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г. XXVI, 429 (вотчины м-ря в Серпух. уез.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», I, 372 (по духовн. грам. XV ст. княгинею инокинею Евпраксиею отказаны м-рю села Петровское да Козинское); II, 12 (в 1671 г. 21 янв. архим. м-ря Иоаким присутствовал при благослов. царя Алексея Мих. на обручение с Натальею Кирил.), 21 (в 1671 г. 16 апр. на праздник Входа в Иерус. приходил от Государя со словом архим. Иоаким), 25 (1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А что орел в известное время обыкновенно лишается своих перьев, об этом пишется и в Псалтири: «Обновится старость твоя, как орла» (Псал. 102:5.); и комический писатель в комедии „Наказывающий сам себя“ (Heaumonmimorumenos) говорит: „Верно то, что обыкновенно говорят о старости орла“ (Теренц. назв. комед. действ, III, сцен. 2). Если же мы пожелаем тоже самое принять и относительно настоящего времени иудейского бедствия, то мы увидим, что от них совершенно удалилась вся благодать, которою некогда блистали они у Бога. В самом деле: где пророк? где учитель закона? где предстательство ангелов? где неожиданные (или: ожиданные) победы, одержанные малым числом людей над гораздо большим? Иерусалим, потерявший совершенно венец своей прежней славы, лишился своих волос (Ис.:33, 18; 1 Кор. I:20), и сыновья его, вопившие против Господа: «распни, распни Его» (Ин. 19:6), отведены в плен. Я прочитал в толкованиях некоего писателя, что слова: «сбрось волосы твои и обрей голову твою» в скорби о детях, твоем утешении, могут быть принимаемы и в отношении к состоянию человека, так что здесь Бог как бы говорит, обращаясь в Адаму или небесному Иерусалиму: О дух человеческий! о город, бывший некогда материю святых, бывший некогда в раю и наслаждавшийся прелестию различных дерев, и имевший драгоценнейшее украшение, теперь низверженный с высоты своей, отведенный в Вавилон и достигший места пленения, и потерявший волосы свои, обрейся и облекись во одежды покаяния; прежде витавший, как орел в вышине, оплакивай сынов своих, потомство свое, которое отведено от тебя в плен! Глава II Мих.2:1—5. Горе вам, замышляющим бесполезное и на ложах своих творящим беззаконие: при утреннем свете совершают они его, потому что рука их против Бога; и пожелали они полей — и силою отняли их, и разграбили дома, и клеветали на мужа и на дом его, на мужа и наследие его. Посему и говорит Господь так: Вот замышляю я на этот род... бедствие, от которого вы не унесете хребтов ваших и не будете выступать гордецами: ибо это время злейшее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010