129. У людей, мало молящихся, слабо сердце; и вот, когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем. 130. Не давай на молитве побеждать себя плоти и действующему чрез нее врагу;— не ульсти языком своим, но глаголи истину в сердце твоем (Пс. 14, 8); так мысли и чувствуй сам, как говоришь в молитве, а не так, чтобы на языке был мед, а на сердце — лед; победит раз враг, после уж тебе надо будет отстаивать себя, свою свободу от него, как завоеванный врагом клочек земли, а от Господа отступит сердце твое. Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, нестоющим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим. Главное дело: старайся быть истинным всегда в сердце своем. Когда трудно бороться с плотью, Тогда-то и покажи свою твердость, тогда-то не слабей в борьбе, как добрый воин Христов. 131. Плотская нега, окамененное нечувствие ко всему духовному, священному, есть теснота вражия, хотя плотский человек не считает ее теснотою, потому что благотворит о ней; но хотящие жить духовно считают ее теснотой, потому что не допускает она Бога до сердца нашего, не дает излиться в сердце благодати Божией, оживляющей и просвещающей нашу душу, делает душу нашу неплодною делами веры, надежды и любви. Делаешься какой-то плотиной, духа не имущий. О, как многоразличны гонения! Как поскорбишьот сердца об этом окамененном нечувствии, как поплачешь пред Господом: оно и пройдет; и сердце согреется и размягчится, и сделается способным к духовным созерцаниям и святым чувствам. 132. Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Не вознеради нимало на св. молитве, всю скажи Господу от сердца, виждь — она дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; возложив руку на рало, ни зри вспять (ср. Лк.9, 62). Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молитва), пока не выплачешь своего греха перед Богом. |
В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " умерший " . 856 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " Когда понял, что следует скорее радоваться, что Господь уже пригрел [его] на своем лоне " . 857 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " ..., ибо благочестиво и радоваться Мартину и оплакивать его " . 858 Последнее предложение, взятое в скобки, отсутствует в Брешианском и Кведлибургском кодексах, а также в изданиях Момбриция и Гизелина. В Веронском кодексе после этих слов далее следует: " Его успение имело место за 3 дня до ноябрьских календ (т.е. 11 ноября - А.Д.) " , в Августанском кодексе конец предложения выглядит так: " ... прочитавшую, хранимую Христом " . И далее: " Который с Отцом и Святым Духом живет и правит, Бог во веки веков. Аминь " . 859 Впервые это письмо было издано Валузием на основе рукописи, находящейся в Тринити Колледже, Кентербери (В, 2, 35). 860 См.: Лк. 9:62. 861 Иез. 18:24. 862 Быт. 18. 863 Исх. 20:14. 864 Лев. 19,18. 865 Втор. 6:13. 866 Имеется в виду то, что родословная Иисуса восходит к Давиду и через него к Аврааму (см. Мф. 1:1-17). 867 Пс. 112:1. 868 Пс. 149:5. 869 Пс. 112:10 870 Ис.5:8. 871 Ср.: Мф. 22:13; 25:30. 872 Пс. 34:10. 873 Там же. 874 Публиканы - откупщики государственных налогов. По роду своей деятельности вызывали еще большую ненависть, чем простые сборщики податей. 875 В Кентерберийской рукописи после этих слов далее следует: “Окончено письмо пресвитера Севера к сестре своей Клавдии. Начинается письмо святого Севера к ней же о девстве”. 876 В издании Луки Холстения в “Приложении к спискам монашеских Уставов” (Париж, 1663. С. 8 и сл.) это письмо озаглавлено: “Увещевание св. Афанасия к невесте Христовой”. 877 Имеется в виду обряд пострижения. 878 Т.е. человек, созданный по образу и подобию Божьему, приносящий в жертву самого себя. 879 Рим. 12:1. 880 1 Кор. 6:17. 881 Ис. 56:5. О евнухах здесь говорится, конечно же, в духовном смысле. 882 Мф. 19:12. 883 Откр. 14:4. 884 Мф. 19:17. 885 1 Кор. 7:25. 886 |
61,1–11). 42:1–4 Отрок. Точнее: «Слуга» (см. ком. к 20,3). Слугой Исаия называет Христа, однако в известном смысле это слово применимо и к верным сынам Израиля до Его пришествия (41,8 и ком.), к апостолам ( Деян. 26,23 ) и к Его Церкви ( 1Пет. 2,21.22 ). 42 Я держу. См. ком. к 41,10. избранный. См. ком. к 14,1.2. благоволит. Божественный Слуга источает благодать, ибо Он есть Возлюбленный Сын Божий (56,7; 58,5; 60,10; 61,2; 62,4; Мф. 3,17 ; Мк.1,11 ; Лк. 9,35 ). дух Мой. Дух Божий сообщает чудесному Слуге мудрость и могущество. возвестит народам суд. Господь утвердит на земле Свое царство правды (см. ком. к 1,21). В первых четырех стихах рассматриваемой главы слово «суд» повторяете трижды, что свидетельствует об особой значимости этого понятия. 42 не переломит. Будет сострадателен и заботлив к людям слабым, надломленным. льна курящегося. Речь идет о людях, почти утративших веру и надежду. суд по истине. См. ком. к 1,21; ср. 2,2–4. Слуге суждено исполнить Божественную волю и, превзойдя Моисея ( Втор. 18,15–18 ; Деян. 3,21–36 ), утвердить на земле новый завет, знаменующий окончательное исполнение закона (ст. 6; 2Кор. 3,3 ; Евр. 8,7–13 ). 42 будут уповать острова. Не только народ израильский, но все народы. 42:5–9 Служение Слуги несет свет Божественной истины и евреям, и язычникам. 42 Господь Бог. Господь есть Бог всякой твари, Которому подвластны все народы. сотворивший небеса... землю. См. ком. к 4,5. дыхание... дух. Творец всего сущего ( Пс. 103,30 ; Деян. 17,24.25 ) посылает людям Своего Сына, дабы Он возродил их для новой жизни. 42 в завет для народа. Иисус Христос скрепит узы нового завета Своими страданиями и крестной смертью за грехи всего мира (53,4–6; Иер. 31,34 ; Евр. 8,6–13; 9,15 ) и Своею Кровью очистит людские души, даруя им знание о Боге закон, который отныне будет начертан Духом Божиим в их сердцах ( Иер. 31,33 ; 2Кор. 3,3 ). Таинственные узы завета, который свяжет Израиль с Богом (49,6–8), пророки именуют «новым заветом» ( Иер. 31,31 ), «заветом мира» (54,10), «вечным заветом» (55,3) или просто «заветом», как в данном стихе. |
Ис. 52:14–15 ). 3) После многократных притеснений со стороны своих врагов, народ иудейский в полном составе был отведен в плен, который был, так сказать, его политическою смертью; но после этого иудеи снова ожили политически ( Ис. 26:19 ; Иез. 37:12–14 ), получив при Кире свободу из плена ( Ис. 44:27–28; 45:1–4 ; 1Езд 1:1–3 ). Подобно этому и унижения Иисуса Христа закончились Его позорною смертью на кресте, но после этой смерти Он со славою воскрес и вознесся на небо. 4) Народ иудейский называется в св. Писании избранным или возлюбленным у Бога отроком, рабом и даже сыном Божиим: сын Мой первенец Израиль ( Исх. 4:22 ), из Египта воззвал сына Моего ( Ос. 11:1 ); Иаков, отрок Мой, Израиль, избранный Мой ( Ис. 42:1 ). Так же именуется в Писании и Иисус Христос сей есть Сын Мой возлюбленный ( Мф. 3:17; 17:5 ). 5) Израилю вверена Быша словеса Божия, чтобы он служил светом для просвещения язычников Иисус Христос принес на землю в полной мере истинное боговедение (ибо Отец вся показует Ему – Ин. 5:20 ) и был светом во откровение языком ( Лк. 2:32 ). 62 " Соберусь и прославлюсь пред Господем – можно понимать в том смысле, что Господь соединился с верующими» (бл. Иероним). 63 Тьма в св. Писании очень часто употребляется как образ бедствий и несчастий, а свет – как образ счастья и радости. 64 Не поразит их зной, ниже солнце – слова эти имеют смысл равный словам: и будет в сень от зноя и в покров и в сокровение от жестости и дождя ( Ис. 4:6 ), т. е., что Бог своим покровительством как бы тенью будет сохранять верующих в безопасности от скорбей и гонений (ср. Ис. 25:4–5 ). Примеры этого были в ветхом завете, имеются и в новозаветной истории. Однако же полное осуществление этого предстоит еще при конце нынешнего порядка вещей ( Апок. 17:5–16 ). 66 Такое уподобление очень часто встречается и в др. местах Св. Писания (дщи Иерусалима, подобно как дщи Вавилоня). 70 Отвратися (πστραπται) и не вменися (οκ λογσθη) это не возвратный, а страдательный залог. 71 По русскому переводу, мысль первой половины 9-го стиха иная: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого»; намек на смерть Иисуса Христа между двумя разбойниками и на погребение в саду Иосифа Аримафейского. |
В политическом отношении мы, первопоходники, руководствовались идеями Корнилова: во имя спасения России примирение всех групп и партий — для общего фронта против большевиков. Это примирение до сих пор не достигнуто, и надежд на него нет. Рассеянные ныне в эмиграции, мы горды сознанием исполненного долга и не надеемся даже на благодарность потомства, ибо для наличия такой благодарности необходимо великое моральное возрождение народа, а это возможно лишь в течение многих лет. Потеряв здоровье, став инвалидами (я лично потерял глаз), мы нисколько не сожалеем об этом, предпочитая быть инвалидами эмигрантами, чем здоровыми подданными III Интернационала. Некоторые из нас, в том числе и я, были даже настолько счастливы, что видели большевиков лишь в бою или пленными, но совсем не видели их владыками, ни одной минуты не испытали прелестей социалистического рая. Разве это уже не награда за наши труды?» ГА РФ ф. 5881 оп. 2 д. 219 л. 2. Митрофанов Георгий, прот. Духовно-нравственное значение Белого движения//Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции: Материалы международной научной конференции в Севастополе. СПб.;М.: «Посев», 2002. С. 8 Ильин И.А. Государственный смысл Белой Армии//Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 тт. Т.9-10. М., 1999. С. 282./ Курсив И.А. Ильина . – Д.Б./ ГА РФ Ф. 5881. Оп. 2. Д. 556. Л. 61–62. Ср.: Мф. 10,38; Мф., 16, 24-26; Мф. 19,26; Мк. 8, 24-25; Лк. 9, 24-26. ГА РФ ф. Р-5881 оп. 2 д. 219 л. 13./Курсив мой. – Д.Б./ Львов Н. Свет во тьме//Зарождение Добровольческой армии. М., 2001. С. 361 ГА РФ ф. Р-5881 оп. 2 д. 219 л. 13 – 14./Курсив мой. – Д.Б./ Деникин А.И. Очерки… Т. 2. С. 238. Так в тексте. Имеется в виду писатель-фантаст Герберт Уэллс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. |
—179— Божием» ( Лк.9:62 ). Велика нива работников в царстве Божием, проводящих свою борозду на отведенной здесь каждому полосе, нельзя и некогда оглядываться назад: только-что начавшийся трудовой день склоняется к вечеру, а впереди нива уходит без конца вдаль и пропадает из глаз за горизонтом. Не одно тысячелетие миллионы людей и многие народы, сменяя друг друга, с утра выходят «на дело свое и на работу свою до вечера» ( Пс.103:23 ), – и все еще нет конца работе этой, и доныне царство Божие расстилается перед нашими взорами бесконечной нивой, кое-где засеянной и не везде вспаханной... И отсюда вытекает следующий вывод. Если, как видели, унылые пессимисты не принадлежат к сынам царства Божия, то и вседовольные люди, оптимисты, должны разделить одну участь с ними. Это те люди, которые за плугом не только озираются назад, но и стоят на одном месте, и это стояние на одном месте с гордостью возводят в начало жизни своей, в какой-то культ. Но культ неподвижности и застоя не имеет места в царстве Божием. Нам заповедано идти, не останавливаясь, вперед, а не стоять на одном месте, – идти и во всех сферах жизни приносить плод мног. «Я вас избрал», говорит нам Господь в лице Своих учеников, «чтобы вы шли и приносили плод» ( Ин.15:16. 5. 8 ). Чтобы удовлетворить этому требованию, мы должны одушевляться не одним сознанием зла, но и сильной верой в добро, верой в Евангелие или радостную весть о победе добра над злом, данной нам во Христе ( Ин.16:33 ; 1Ин.5:4 ). Только Евангелием дается миру вера в добро и с ней трудоспособность в деле строения царства Божия на земле: вне Евангелия и вера в добро, и самое добро созидаются не на твердом фундаменте, а на песке. Итак, для действительного обладания царством Божиим и плодотворного пребывания в недрах его необходимо удовлетворять евангельскому призыву: покайтеся и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ; ср. Деян.2:38 ). Проникнитесь глубоким сознанием зла, непримиримой ненавистью ко злу и вооружитесь верой в Евангелие, любовью к добру, открывающемуся нам во Христе! Возненавидьте мир и Князя мира сего и возлюбите Евангелие и Христа, бросьте |
1, 20]. Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина - Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, - изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, - только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего Креста. Записи 41-50 Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Не вознеради нимало на св. молитве, всю скажи Господу от сердца, виждь, она - дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; возложив руку на рало, не зри вспять [ср. Лк. 9, 62]. Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молитвы), пока не выплачешь своего греха пред Богом. Не со всеми это бывает, а с усовершившимися. Смотри же, выше Бога плоти своей не ставь, а пренебреги для Него и покоем телесным. Какое молитвенное правило взялся исполнить (если длинное молитвенное правило, то исполняй хорошо все правило; если короткое -тоже), исполни его со всею добросовестностию, и не исполняй дела Божия сердцем раздвоенным, так чтобы одна половина принадлежала Богу, а другая плоти своей. Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего самосожаления. Предаст Он тебя диаволу, и диавол не даст покоя сердцу твоему за пренебрежение к Тому, Кто есть истинный покой твоего сердца и Кто будет всегда делать это для твоей же пользы, для того, чтобы удержать твое сердце в близости к Богу, потому что каждая неискренняя молитва удаляет сердце от Бога и вооружает его на самого человека и, напротив, каждая искренняя молитва приближает сердце человеческое к Богу и делает его присным Богу. Итак верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный. Ах! какими трудами, потом и слезами достигается приближение сердца нашего к Богу; и неужели мы опять будем самую молитву свою (небрежную) делать средством удаления от Бога, и Бог ли не возревнует об этом? Ведь Ему жаль и нас и наших трудов прежних, и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему Опять от всего сердца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему. Запись 42 Без Бога (без Его вездеприсутствия) не может быть ни одного движения моей мысли и сердца: есть действие - должна быть причина, есть следствие - должно быть начало. Потому-то Апостол говорит: не довольни есмы от себе (неспособны) помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога Кор. 3, 5]. Жив Бог, потому именно и жива душа моя. Запись 43 |
468 Безусловно, самым гибельным образом он влияет, подобно рассмотренному выше пороку, и на психику. Так, писательница Анна Мор, нездоровое направление психики которой было ясно для всех уже из того, что выходило из-под ее пера, окончила жизнь самоубийством. Подробности см.: Волин Ю. Когда тонут корабли/Журнал журналов. 1917. 12. 472 Bethe E. Die dorische Knabenliebe. Ihre Ethik und ihre Idee/Rheinisches Museum fr Philologie. Frankfurt am Main, 1907. Neue Folge. Bd. 62. Heft 3. 473 Wilamowitz-Moellendorf U., von. Staat und Gesellschaft der Griechen. Berlin-Leipzig, 1910. S. 92–93. Knabenliebe. Ср.: Блох И . История проституции. Т. 1. СПб., 1913. С. 192. 475 См.: Введенский Д. Патриарх Иосиф и Египет (опыт согласования данных Библии и египтологии). Сергиев Посад, 1914. С. 202, где приводятся известные случаи из практики египетских женщин. 476 Лествица. С. 78. Слово 7, 14. «Кто иногда плачет [разумеется о своих грехах], а иногда наслаждается и говорит смешное, тот, вместо камней, бросает хлебом на пса сластолюбия; по-видимому, он отгоняет его, но самым делом привлекает его к себе». 480 Есть еще один цветок, вырастающий на почве, удобряемой цивилизацией, но он, безусловно, относится к разряду психопатологических. Я разумею некрофилию. Художественное – если только можно здесь так выразиться – описание ее дал в своем мистико-сатанинском романе «Requiem aeternam» «Заупокойная месса».) писатель С. Пшибышевский, а научное – проф. С. Корсаков: Курс психиатрии. Т. 1. М., 1901. С. 272. Это чудовищное извращение тоже очень древнего происхождения. Уже Геродот говорит о существовавшем в Египте правиле до трех дней не отдавать для бальзамирования трупы молодых женщин. Смысл этой меры понятен сам собой. 483 Мамона, μαμωνας, – слово, четыре раза упоминающееся в Евангелии ( Мф. 6, 24 ; Лк. 16,9, 11,13 ) и ни разу в ветхозаветной Библии, хотя в таргуме (Онкелоса: – Исх. 22, 30 ; см.: Walton В. L. Polyglott Bible. T. 1. P. 319) и в Мишне (Pirke Aboth. II, 12) встречается. Ученые до сих пор не разберутся в этимологии этого слова. См.: Kautzsch E. Grammatik des Biblisch Aramдischen. Leipzig, 1884. S. 11; Dalman G. Grammatik desjudischpalstinischen Aramaisch. Leipzig, 1894. S. 135; Levy. Neuhebraische und Chaldeische Wrterbuch. Bd. 3. Leipzig, 1883. S. 138–139. Если оно не означает ханаанское божество, то, возможно, что Христос употребил его просто в значении «богатство». Но как бы то ни было, цель Христа была не та, чтобы выяснить, ложный ли бог был мамона или истинный, – это всякому и так понятно, – а та, чтобы страсть, которою он заправлял, обличить и приравнять к самому идолопоклонству. О мамоне см.: Nestle E. Mammona/Cheyne T. K. Encyclopaedia biblica. T. III. London, 1899–1907. Col. 2914; Vigouroux F. Dictionnaire de la Bible. T. IV. Col. 636. |
26-27; Мф 19. 12; ср.: Лк 9. 57-62). Как целенаправленное единство наставления Иисуса Христа могут быть поняты только в том случае, если видеть их цель не в обустройстве «этого мира», но в единении человека с Богом, в следовании воле Божией. Однако воля живого Бога обнаруживает себя динамично, различным образом в самых разных жизненных ситуациях. Поскольку эсхатологическое Царствие Божие скрыто проявляется во всей истории, то воля Божия одновременно обнаруживается и как установления эсхатологического Царства, и как установления изначального Творения, но также как закон, к-рый дан Богом отмеченному злом и жестокосердием человечеству. Наставления Иисуса Христа, данные в разнообразных жизненных ситуациях, не вытекают из ветхозаветного закона. Все они имеют иное основание, а именно, эсхатологическое Царствие Божие. Требование Царствия Божия - первое и решающее: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его...» (Мф 6. 33). Ученикам заповедуется молитва о пришествии Царствия (Мф 6. 10). Царствие Божие являет себя в деяниях Иисуса Христа, в к-рых для людей открывается Божественное водительство. Все дела, все притчи и слова Иисуса Христа направлены на то, чтобы извлечь человека из его прежних связей и отношений, включая привязанность к собственному «я». Лишь всецелое эсхатологическое обращение или, иными словами, готовность к принятию Царствия Божия делает человека свободным и открытым и для ближнего, и для брака в его изначальном смысле, и для подати кесарю и проч. Обязанности по отношению к творению и к закону в свете принятия Царствия Божия не теряют своего значения, но занимают уже не первое, но второстепенное место. Т. о., отдельные наставления Иисуса Христа, носящие характер случайных и разнообразных примеров, призывают к цельному по своей сути поведению. II. За всем многообразием наставлений Иисуса Христа усматривается один общий принцип, определяющий поведение человека: Иисус Христос все Свои этические наставления дает на примерах определенных личностных отношений, оказавшись в той или иной ситуации, человек должен следовать этим наставлениям. |
Брат был снабжен документами от лагерного начальства и от врача, с которым работал. Врач отмечал его исключительную добросовестность и редкие способности к медицине. Приложено было также ходатайство о предоставлении брату возможности закончить медицинское образование. Настало время, когда нужно было решить вопрос, воспользоваться ли этими документами или пойти дальше по скорбному и тесному пути, который в то время вел прямо на Голгофу… Трудно было решиться на этот шаг — стать на последний тесный путь, когда за плечами было столько страданий. Очень соблазнительной была перспектива свободной работы по медицине, которой он очень интересовался. Духовный отец его и восприемник при постриге архимандрит Никита, вернувшийся из вольной ссылки, предоставил ему самому решить этот вопрос. И тут брат обратился ко мне, к своей сестре, дружбой с которой он был связан с малых лет, с вопросом: “А как ты думаешь, что мне посоветуешь делать?”. Я была потрясена его вопросом, не зная, что ему ответить. Зная, что он по своей натуре может только полностью и целиком предаваться какому-либо делу, я подумала, что если посоветую ему заняться медициной, то это все-таки будет возвращением в мир, от которого он отказался, взяв на себя иго, бремя тяжкое, но спасительное — монашество. И вместе с тем, посоветовать ему идти в такое время по пути, ведущему прямо на Голгофу, у меня как у горячо и беспредельно любящей его сестры не хватало сил. Тогда я взмолилась к Божией Матери и обратилась к Ее Пречистому образу Казанской иконе (благословение моей матери), чтобы Она вразумила меня, что ему ответить. Помню, что тогда у меня буквально чуть душа с телом не расстались. И вдруг, словно голос ясно услышала: “Вземшийся за орало да не зрит вспять” (ср. Лк 9:62). Я только и смогла повторить эти слова. Помню, брат выслушал их внимательно, с тихой, какой-то кроткой улыбкой, и сказал: “Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала… мне так это нужно было…”. После этого он уже не сомневался в выборе пути и заявил в Священный Синод, что хочет принять священство. |
| |