Хотя попечение о временной жизни, если оно не превышает меру, определенную законом Божиим (Ср. Мф.6:34 ), не противно Богу, и нам необходимо, нужно, – потому и апостол учит: если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). Однако ж, он же говорит, что телесное упражнение мало полезно, и потому писал Тимофею: упражняй себя в благочестии; ибо благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:7, 8 ). В чем же состоит это упражнение, видно из слов его: будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением ( 1Тим.4:6 ). Потому-то и Господь похвалил Марию, которая слушала учение Его, а сестре ее Марфе, которая заботилась о другом, сказал: Марфа! Марфа! ты печешься и беспокоишься о многом, а одно только нужно ( Лк.10:41 ). Вот об одном-то этом и велит Господь нам всем заботиться и даже на малое время не отвлекаться от него. Так Он заповедал одному из учеников Своих, который просил у Него позволения идти и похоронить отца своего, сказав ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф.8:22 ). Так Он и о всяком, ищущем угодить Богу и заботящемся о земном, сказал: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии 75 ( Лк.9:62 ). Такой уподобляется жене Лотовой, которая превратилась в неподвижный столп, как знамение души неверной. Посему и апостол Павел сказал: печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), т.е. попечение о земной жизни, которому преданы люди мира сего, лишает человека жизни духовной, не допускает его до дел богоугодных, не дает ему радоваться о Боге как Спасителе своем, но наводит на душу его омрачение и скорбь сперва временную, а потом и вечную. Оттого и несть, как сказано, радоваться нечестивым, ибо скорбь и теснота бывает на всякую душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ). Потому и все преданные печали века сего именуются в Писании сидящими во стране и тени смертной ( Мф.4:16 ), – возлюбившими более тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). И дела их, которые они совершают для плоти и тления, называются делами мертвыми и злыми (Ср. Ин.3:19 ). И святой Иоанн Златоуст говорит верно: «дела человеческие, подобно дыму, повреждают зрение душ наших. Ибо ничто так не отвлекает ум наш от Бога, как множество житейских попечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

   Может, иссякла в тебе любовь — любовь к ближнему твоему, любовь ко всему творению Божию? А без этой любви к тому, что всегда с тобой, к тому, что ты видишь, — как можешь ты «любить Бога, Которого не видишь» (1Ин.4:20)? Не лжешь ли ты себе?    Может, возгордилась ты, сравнивая себя с другими? Но — чем?    Смирением своим? — Но если ты гордишься, то — где же оно, твое смирение?    Терпением своим? — Но подумай: а что вправду терпела ты?    Боль физическую? Но что — твоя боль, если сравнить ее с теми муками, которые испытал на кресте Господь твой? Ты бы — смогла ли сказать о мучителях твоих: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34)?    Боль душевную? Но что она — в сравнении с оплеванием, биением, заушением, крестом и смертью — от тех самых, ради которых Господь наш Иисус Христос пришел на эту землю, воплотился и вочеловечился? в сравнении с той болью, которую испытал Христос, когда «возопил гласом велиим: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф.27:46; Мк.15:34: ср.: Пс.21:2)? Оставил Тот, Кто Единственный — не просто сродни, а — Един с Ним в самом существе Своем?    Многознанием своим гордишься ты? — Но знаешь ли ты, как человеку спастись, особенно сейчас, когда и «праведник едва спасается» (1Пет.4:18; Притч.11:31)?    И подумай, наконец: что есть у тебя — своего, то есть — того, что не было бы тебе дано всещедрым Богом? Найдешь ли ты что-нибудь таковое, кроме грехов твоих — того, что именно и отличает тебя от Господа твоего, ибо Он был подобен тебе во всем, кроме греха (Флп.2:7; Евр.4:15)? Того, что именно и надлежит тебе преодолеть, чтобы стать достойным образа Божия, в котором ты создан, который потерял через прародителей твоих, который возвращен был тебе Крестной искупительной Жертвой Христа твоего, в которую и ты сам крестился (ибо, как сказано, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»(Рим.6:3—5)); который, наконец, ты вновь и вновь теряешь, всечасно потакая грехолюбию своему, — теряешь, вместо того чтобы приобретать...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Крещение Господне описано в пассаже Ин. 1:29–34 , где впервые в Евангелии от Иоанна появляется прямое свидетельство о Духе – Ин. 1:32–33 . Попробуем выделить хиастическую структуру пассажа Ин. 1:32–34 (не вербально, а скорее тематически), содержащего это свидетельство. А: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. В: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. С: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: В»: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. А: И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Центр (С) хиазма говорит нам об Источнике знания и свидетельства Иоанна Предтечи, что подтверждает пророческий характер его служения. Параллель (В-В») раскрывает содержание пророчества, данного Предтече Тем, Который послал его. Мы видим, что Иоанн Креститель не знал Христа 257 до того, как Бог , пославший его крестить, Сам не открыл ему, что Тот, на Кого сойдет Святой Дух, и будет крестить Духом. Параллель (А-А) – это собственно содержание свидетельства о Сыне. Если говорить о типе параллелизма, то здесь мы имеем дело с синтетическим параллелизмом (см. п. 3.2.2), когда строки дополняют и раскрывают друг друга. В общем хиастическом плане Евангелия параллелью ко всему эпизоду Крещения Господня является явление Господа ученикам при море Тивериадском, а параллелью к свидетельству Иоанна Предтечи можно считать указание Иоанном Петру на Господа ( Ин. 21:7 ). Вспомним, что любимый ученик сделал это, когда другие ученики не узнали Иисуса, и Он сотворил чудо, напомнившее им то, что уже было (ср.: Лк. 5:1–11 ). Это вновь говорит нам о внутреннем единстве евангельского повествования. Рассмотрим теперь некоторые особенности Ин. 1:32–33 , раскрывающие иоанновскую пневматологию. Во-первых, обратим внимание на особенность двукратного употребления в данном контексте глагола μνω (пребывать, оставаться, поселяться). Этот термин является вообще чрезвычайно важным для иоанновского богословия. Достаточно отметить, что хотя Четвертое Евангелие и Послания Иоанна составляют лишь около 12 % от всего НЗ, в иоанновском корпусе различные формы глагола μνω встречаются в 58% случаев от общего числа для НЗ 258 . Дух пребывает со Христом всегда, что отличает вдохновение Его пророческого служения от вдохновения ветхозаветных пророков, последним из которых является Иоанн Предтеча.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Часть 1: «Не плачь» Иван Крамской. Неутешное горе. 1884 Первая попытка прикосновения к такой непростой теме, как потеря ребенка, предпринятая мной недавно, породила немало вопросов и недоумений, как относящихся непосредственно к теме, так и касающихся ее лишь косвенно. Все это дало мне повод и право рассмотреть несколько подробнее вопросы, касающиеся некоторых обстоятельств, связанных со смертью человека. И в первую очередь это главнейший вопрос о том, как при столкновении с подобной бедой сохранить самое важное начало нашей жизни – веру. Испытание, а не казнь Ранний уход из жизни того, кого ты в эту жизнь ввел, – бесспорно, одно из самых тяжелых испытаний для человека. С этим испытанием столкнулись уже первые люди, жившие на земле, как бы грозно предвещая о том, что оно – будущий удел многих, живущих в этом месте плача. Раздирание на себе одежды – это видимое выражение самой тяжелой скорби, часто встречающееся в Священном Писании – в начале человеческой истории было употреблено именно при известии о трагической гибели сына. Когда патриарх Иаков узнал о смерти (мнимой) своего любимого сына Иосифа, увидев его окровавленную одежду, он разодрал одежду на себе и, как говорится в Писании, оплакивал сына своего многие дни (Быт. 37, 34–35). Выражая понимание того, что душа по смерти уходит в преисподнюю, Иаков вместе с тем признает, что смерть ребенка способна превратить в «ад» и жизнь родителя: собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37, 34–35). Самого дорогого человека – Свою Мать – Господь «не уберег» от такого испытания Если мы коснемся истории уже новозаветной, то увидим, что величайшее событие человеческой истории – Боговоплощение – сопровождалось, по причине злой воли царя Ирода, насильственной смертью более 10 тысяч младенцев , умученных за (вместо) Христа. Евангелист Матфей, ссылаясь на предсказание пророка Иеремии, рассказывает о безутешном материнском плаче после такого беспримерного по своей жестокости преступления: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 17–18). Участи погребать своего ребенка, мы помним, не избежала и Сама Божия Матерь, которой оружие прошло душу (ср. Лк. 2, 35), когда она стояла при Кресте своего Сына, сострадая Его страдальческой смерти. Самого дорогого и близкого для Себя на земле человека – Свою Мать – Господь «не уберег» от такого испытания!

http://pravoslavie.ru/108006.html

Подобно Ему и каждый из верующих должен служить как своему благу и спасению, так и благу и спасению ближних с полным самоотвержением. Только в этом случае мы будем последовать стопам Богочеловека, Который до крови стал за Свое дело и послушен был Отцу Небесному при исполнении Своего назначения до смерти крестной (см.: Флп. 2, 8). Господь Иисус Христос, особенно в страданиях Своих, явил полную покорность и преданность воле Отца и величайшее незлобие. Хотя перед крестными страданиями прискорбна была Его душа до смерти, и хотя молился Он, да минует Его чаша страданий, но исполнить сию молитву или не исполнить ее Он предоставил Отцу Своему Небесному. Во время скорби и страданий ни одного слова ропота не вышло из уст Его, только вопль об оставлении Его Отцом исторгся, кажется, из самой души Его: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил! (ср.: Мф. 27, 46). К Своим хулителям, врагам, распинателям, ко всем Своим недоброжелателям Он не только не питал ненависти, но и молился за них, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). С такой же преданностью воле Божией, ниспосылающей нам крест бедствий и страданий, с таким же незлобием в отношении к врагам своим должны переносить свои страдания и мы. Спаситель за страдания Свои увенчался славою на Небесах, подобный же конец будут иметь и страдания всех истинных христиан, претерпеваемые ими за истину и добро, если только будут с твердостью, благопокорливостью и незлобием перенесены во славу Распятого Господа. И за страдания эти удостоятся они услышать вожделеннейший глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Аминь. 1970 г. Слово на пассии в 4-ю Неделю Великого поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, Святая Церковь, ревнуя о духовном преуспеянии своих чад, во дни Великого поста нарочито предлагает нашему вниманию воспоминание о спасительных страстях Христовых, чтобы, с одной стороны, побудить нас к живому сознанию преступности и гибельности греха, возведшего на Крест Богочеловека, и, с другой стороны, возвестить нам о беспредельном милосердии Божием к людям, о бесконечной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Удивительный термин использует в своем богословии преподобный поэт Иустин Попович: охристовление. В Евангелии мы как раз видим постепенное охристовление учеников: их пре ображ ение в образ Христа. На Фаворе оно достигает кульминации. Но плодов этого благодатного осенения они еще не могут удержать, потому что « Иисус еще не был прославлен » (Ин. 7:39) славой Креста и Голгофы. Впереди еще предательство, отречение Петра и бегство всех остальных… И лишь после того, как огонь Пятидесятницы сойдет на апостолов, они смогут нести в себе Свет – не только как отраженное сияние Христово, но как постоянно живущее внутри них. Даже потом внутренний источник не убережет их от грехов и ошибок абсолютно: это мы видим на примере взаимоотношений апостолов Петра и Павла (см.: Гал. 2:11–14)… Здесь подтверждается святоотеческая истина: не доверяй себе до гроба, покаянию на земле нет конца, само совершенство здесь еще не совершенно. И, скорее всего, тем редким избранникам, кто «был восхищен до третьего неба» , будет потом дан в той или иной форме « ангел сатаны» — болезнь, гонения, внешние и внутренние скорби, чтобы они не превознеслись чрезвычайностью откровений (2Кор. 12:4–7). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). Боговидцы Моисей и Илия – величайшие пророки Ветхого Завета, которые общались с Богом «лицом к лицу», «как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Они еще в своей земной жизни предвосхитили, как бы прообразовали жизнь Христа: Фавор, пустой Гроб, Пятидесятницу. Мы читаем о том, как сияло лицо Моисея после беседы с Богом на Синае (Исх. 34:30–35), а Илия в колеснице огня вознесся «яко на небо», избежав смерти… Перед смертью Моисей, о котором сказано, что не было в Израиле пророка такого, как он (Втор. 34:10), обещает, что придет Другой, подобный Ему (Втор. 18:15), дающий новые заповеди и пишущий их не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях человеческих сердец (ср. 2Кор. 3:3).

http://pravoslavie.ru/81446.html

Образ речи тем приличнее, что христианин здесь, на земле, есть странник (ст. 17), идущий получать наследие небесное (ст. 4). Другой образ — бодрствования — означает нравственное бдение и стражбу, в противоположность нравственной сонливости и беспечности. Иметь эти духовные качества в ожидании второго пришествия Христова заповедовал и Сам Христос (ср. Лк. 21:34, 36 и парал. и прим.).    14Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 16Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.    14—16. Совершенное упование на благодать спасения при втором пришествии Христовом непременно требует, чтобы уповающий стремился в продолжение всей своей здешней жизни к святости, и потому апостол вслед за сим дает наставление быть святыми во всех поступках (ст. 15), каковое наставление предваряется и отчасти поясняется отрицательным требованием не сообразоваться с похотями прежней жизни (ст. 14). — Как послушные дети или, точнее — дети послушания: христиане избраны к послушанию (ст. 2); соответственно сему они уже дети послушания. Понятие послушания берется здесь в том же значении, как и в ст. 2, то есть как покорность слову и избранию Божию и подчинение всем Его требованиям; чада послушания (такое же сопоставление понятий, как чада света, Еф. 5, 8 и под.) суть люди, послушные Богу и Его заповедям; противоположность им — чада противления, которые действуют по воле не Бога, а диавола (Еф. 2:2; 5, 6; Кол. 3:6) и которые называются также чадами гнева (Еф. 2:3; 2 Пет. 2:14). — Не сообразуйтесь с прежними похотями: вы призваны в послушание новой жизни, не сообразуйтесь же с тем, что было у вас прежде. Сообразоваться (ср.: Рим. 12:2) с чем — значит устроять свою жизнь по тому образу, с которым сообразуются; разумеются здесь не внешние только поступки или поведение, но вообще все внутреннее и внешнее устроение жизни. Прежние похоти, с которыми не должно сообразоваться при новом призвании, суть похоти греховные во всех их многообразных видах, которые апостол Иоанн совмещает в трех главных, как основных: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Явление ангела, вид к-рого «был, как молния», вызвало у стражи, охранявшей пещеру, сильный испуг, «стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф 28. 2-4). Об этом они рассказали иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения тела из гробницы, согласно к-рой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф 28. 11-15). Описание самого события Воскресения, т. е. того, как Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует и имеется лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». Этого события никто из людей не видел. Даже Пресв. Дева, Которой, согласно церковному Преданию, Воскресший явился первой, видит Христа уже после Его Воскресения. Поэтому событие В. как таковое никогда не изображалось в визант. и древнерус. иконографии. Свидетельство Иисуса Христа и апостолов о Воскресении Прор. Иона во чреве китовом. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 157) Прор. Иона во чреве китовом. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 157) Имея власть над жизнью и смертью (Ин 11. 25), Христос не только воскрешал умерших (дочь Иаира - Мф 9. 18-19, 23-25; сына вдовы из города Наин - Лк 7. 11-15; Лазаря из селения Вифания - Ин 11. 1 слл.), что предвозвещало Его собственное восстание из мертвых, но и предсказывал Свое Воскресение. Он неоднократно говорил Своим ученикам, «что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк 9. 31; ср.: 8. 31; 10. 34). При этом Иисус Христос ссылался на ветхозаветное «знамение Ионы», «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12. 39-40). Он говорил также «о храме тела Своего» (Ин 2. 21): «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2. 19; ср.: Мф 26. 61). Эти слова не были поняты теми, к кому они были обращены (Ин 2.

http://pravenc.ru/text/155304.html

По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. Ин. 8:34 и прим.; 1 Ин. 3:8; Рим. 6:16).    20Ибо если, избегнув скверн миро чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 20Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.    20—22. Ибо если... опять запутываются и проч.: «этими словами (апостол) подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия впадают в зло, худшее прежнего» (Феофилакт).— Опять запутываются: о ком речь здесь и далее? О лжеучителях обольщающих или о обольщаемых ими? — Кажется, и о тех, и о других, почему и речь о них не вполне определительная. — Избегнув скверн мира: всего того, что марает, грязнит и оскверняет христианина, всяческих грехов и беззаконий.— Чрез познание Господа и проч.: см. прим. к 1, 2, 3, 8, 3,18. Разумеется живое познание, приобретаемое верою с чистым разумением. — Опять запутываются: слово употребляется о тех птицах или животных, которые запутываются в сетях или силках, когда их ловят. Апостол Павел (2 Тим. 2:4) употребляет его относительно тех, кто запутывается в торговых делах в то время, как его прямые обязанности требуют того, чтобы он был свободен для другой службы. — Побеждаются ими: опять попадают в рабство греха и сатаны, из которого только что было освободились. — Последнее бывает и проч.: это, по-видимому, было приточным изречением (ср.: Мф. 12:45; 27, 64; Лк. 11:26). В данном изречении под первым разумеется прежнее их состояние до их обращения, под последним — позднейшее их состояние, в котором они очутились после своего отпадения; это последнее состояние есть состояние уже полнейшего всецелого рабства тлению (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010