Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Смиренномудрие (смирение) I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии под С. понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Однако С. – не пассивная покорность, но активные, смелые действия. Высокомерный считает себя выше, чем он есть на самом деле, но С. состоит не в чрезмерном самоуничижении, а в последоват. осознании собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу (для Иисуса – в усвоении человеч. природы). С. есть вид искренности, стояние в истине. Для того, кто не осознает и не признает своего ничтожества, Бог не может стать всем: Он «смиренным дает благодать» ( 1Петр. 5:5 ; Иак. 4:6 ; ср. Иов. 22:29 ; Ис. 57:15 ) и дарует успех чистым сердцем ( 3Цар. 9:4 ; 1Пар. 29:17 ). Грех Лаодикийской церкви ( Откр. 3:17 ) – высокомерие (она считает себя богатой), разоблачаемое, однако, как самообман, ибо у Бога – иные мерила. II. ЛОЖНОЕ СМИРЕННОМУДРИЕ Существует и ложное С., носители которого унижают себя внешне перед людьми или пред Богом, однако этим хотят лишь показать, насколько они смиренны. В основе своей это затаенное высокомерие, удовлетворяющее только плоть ( Кол. 2:23 ; ср. Лк. 18:9–14 ). III. СМИРЕННОМУДРИЕ В БИБЛЕЙСКОМ ПОНИМАНИИ Жизнь по правде и праведности, проявляется в четырех аспектах: 1) С. перед Богом ( Мих. 6:8 ): «смириться под крепкую руку Божию» ( 1Петр. 5:6 ; Иак. 4:10 ) означает осознать собств. положение пред Богом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» ( Рим. 7:18 ). Это означает не принижение добра самого по себе (что было бы оскорблением Того, Кто даровал его нам), а лишь то, что в отношении добра нужно постоянно иметь в виду следующее: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» Тогда исчезнет и заносчивость по отношению к другим ( 1Кор. 4:6 ; ср. 1Кор. 15:10 ). Полное признание своей греховности перед Богом (и прежде всего честная самооценка перед Ним) дается, конечно, легче в тех обстоятельствах, когда стремятся спасти свое положение в глазах ближних, сохранить свою репутацию;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

16. На словах это ропотники, недовольные участью человека на земле, на деле же – люди, в своём нечестии и беззаконии поступающие по своим похотям, ни в чём себе не отказывая и не воздерживаясь; уста их произносят прегордое, в своих речах они восстают против Бога, Господа Иисуса Христа, бесплотных сил (8 ст.), дерзки и своевольны (ср. 2Пет. 2:10 ), а на деле из-за корысти оказывают лицеприятие (ср. Лев. 19:15 , Притч. 18:5 ). 17. Вы же, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 20:29 и сл.; 1Тим. 4:1 ; 2Тим. 3:1 и след.). 18. Ибо (τι) они говорили вам (чаще в посланиях), что 452 в последнее время появятся (σονται) 453 ругатели, насмешники (ср. 2Пет. 3:23 ), поступающие по своим нечестивым похотям 454  – чтобы вы узнали их и не дали им возможности ввести вас в заблуждение. Это люди, производящие разделения 455 , по природе чуждые христианству, которое составляет одно тело, имеющее Главой своей Христа, люди душевные, не имеющие Св. Духа, Который творит нового человека и из душевного делает его духовным ( 1Кор. 2:14 ). 20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей 456 вере 457 , в противоположность стремлениям нечестивых к разделению – основываясь на Христе и на преданной вам апостолами святейшей вере и созидая из себя единый дом Божий, духовный (ср. 1Пет. 2:4 ), молясь Духом Святым, в противоположность мечтательности (8 ст.) и чувственности (20 ст.) нечестивых – исполняясь Духом Святым и в Нём молясь 458 о своём сохранении от нечестивых безбожников и от безбожия и нечестия их, 21. В любви Божьей 459 , которой Бог от вечности возлюбил вас и в которой теперь сохраняет вас от падения для Иисуса Христа (ср. 1 и 25 ст.), ожидая милости Господа нашего Иисуса Христа, ожидая благ спасения в Его второе явление, и сами сохраняйте себя для жизни вечной 460 . 22. И одних обличайте как сомневающихся, двоедушных (ср. Иак. 1:6; 2:4 ) 461 . 23. Других же, находящихся в большей опасности, спасайте 462 как бы исторгая из огня, действуя так, как действуют при спасении кого-либо из огня при пожаре (ср. Зах. 3:2 ; 1Кор. 3:15 ); иных же 463 милуйте, принимайте в общение с собой, (но) в страхе, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью 464 , принимайте со страхом пред их нечистотой, с предусмотрительностью, как бы не принять их ещё не очистившимися от внутренней и внешней нечистоты и как бы не оскверниться их нечистотой 465 . 7. Заключение послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Я написал 519 вам это дети 520 , – ещё раз апостол обращается с тем же воззванием к христианам, чтобы сильнее указать им, чем они владеют во Христе и как поэтому обязаны поступать, – потому что вы познали Отца, простившего вас во Христе и усыновившего вас (соотв. 12 ст.). 14. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала 521 ; Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божье пребывает в вас, и вы победили лукавого. Далее следует самое увещание, избегать мира (12:15–17). 15. Не любите 522 мира 523 людей, отвергших слово Божие, и своими похотями и преступлениями вносящих разрушение и беспорядок и в мир физический (ср. у блаж. Феофилакта), ни того (τ), что в мире, всяких его стремлений, деяний и благ: кто любит Мир, в том нет любви к Отцу (Слав., Рус.: Отчей 524 . (О первом виновнике греха в мире см. 3:8; 5:19). 16. Ибо всё, что (πν τ) в мире, вся сила его и проявления её, похоть плоти, как стремление плотского человека ко всему плотскому, греховному с противлением духу 525 , которое на первой ступени своей силы, однако, не доходит ещё до явного и открытого обнаружения 526 ; похоть очей, как похоть, уже не сдерживаемая волей человека и обнаруживающаяся во вне как сила, действующая открыто 527 ; наконец, гордость житейская, как гордость богача или совершенно отдавшегося благам этого мира, без признания со стороны человека чьего-либо господства над собой, без признания Бога, Господа Иисуса Христа и духов бесплотных, какого-либо высшего законодателя или судьи (ср. ещё η λαζωνεα только у ап. Иакова Иак. 4:16 ) – всё это 528 не есть от Отца нашего, возродившего нас во Христе и создавшего новый мир (ср. Иак. 1:18 ; Рим. 8:21–23 ), но от мира сего, первоначально от похотей и преступления первых людей. 17. И, во-вторых, мир преходит и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает во век. Мир нечестивых ведётся (πγεται стр. зал.) к погибели и человек, живущий по похотям и стихиям физического мира, с концом его лишится того, к чему он стремился, и что одушевляло его жизнь и деятельность; с погибелью всего плотского и свойственного чувственно-материальной жизни в мире его и сам погибнет; а человек, живущий исполнением воли Божьей, найдёт вечные блага, неизмеримый ряд нравственных задач и будет жить вечной блаженной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

409 I/66 (345—346)=B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. 410 II22Д—3. 411 II/22,4—6. 412 Быт. 22:1. 413 Ис. 48:10. 414 Пс. 7:10; Иер. 11:20. 415 Притч. 20:27. 416 Быт. 3:1—6. 417 Мф. 4:1—11. 418 Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. 419 Мф. 22:18; 35. 420 Деян. 5:9. 421 Иак. 1:14. 422 Ср. Мф.10:28; 39. 423 Мф. 26:41. 424 I/5 (29—30)=B3 (36—37). 425 1/37 (158)=B61 (429). 426 I/49 (219—220)=B77 (531). 427 I/58 (318)=B6 (96). 428 II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. 429 I/78 (387)=B39 (298). 430 I/78 (387—388)=B39 (298). 431 Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. 432 Эта фраза отсутствует в сир. тексте. 433 I/78 (388)=B39 (299). 434 Ср. Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим…» 435 I/78 (389)=B39 (299—300). 436 I/79 (390—391)=B39 (300—301). 437 I/60 (331)=B36 (279). 438 Ср. Мф. 25:32—33. 439 II/31,10. 440 Ср. 1 Кор. 5:5. 441 Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. 442 I/60 (323—331)=B36 (269—278). 443 Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». 444 I/57 (292)=B5 (61—62). 445 Главы о знании IV,57. 446 См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов mestabqanuta и mestabqanuta d–men alaha являются соответственно термины eWgkatabieiciw (оставленность) и eWgkatabieiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). 447 См., в частности, II/21,14. 448 II/9,11. 449 Афанаай Александрийский. Житие св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

благодать... и мир. Благодать это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир реальное состояние примиренности с Богом через Христа ( Рим. 5,1.2 ). 1 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения предваряющая любовь Божия. возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1,23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин. 1,12.13; 3,3–8 ; Иак. 1,18 ; Тит. 3,5 ). к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1,13.21; 3,5.15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования. 1 к наследству. Как дети Божий через рождение свыше, христиане наследники Божий и сонаследники Христу ( Рим. 8,16.17 ). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр. 1,14 ). 1 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5,8.9; Еф. 6,16 ; Флп. 2,12.13 ). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д. ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1,9; 4,13.14; 5,1.4). в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы. 1 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7). 1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим. 5,3.4 ; Иак. 1,2–4 ). испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру ( Иов 23,10 ). к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний получение венца славы (5,1.4). в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4,13; 5,1; 1Кор. 4,3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«брение из плюновения» – Ин.9:6 и др.). Кто же утверждает, что елей исцеляет больного? Апостол говорит, что молитва и вера привлекают благодать Господа, Который через помазание елеем исцеляет болящего («восставит его Господь») и очищает от грехов. Елей для сего таинства избран потому, что свойства его более, чем свойства других веществ, соответствуют благодатному действию «елеосвящения», исцеляющему и укрепляющему болящего. Елей – обычное на востоке средство, служащее для врачевания тела (ср. Лев. 14:14–19 ; Ис.1:6 ; Лк.10:34 ). 4) Апостол Иаков не о таинстве говорит, а о помазании елеем, как простом врачебном средстве. Неправда, для такого помазания нет нужды ни в пресвитерах Церкви, ни в особых молитвах, веры, которым в данном случае приписывается апостолом благодатная сила, так как помазать елеем может и не пресвитер, даже и не врач, а всякий человек. Напротив, апостол повелевает призвать именно пресвитеров Церкви, т.е. лиц, поставленных для совершения священнодействий; во-вторых, помазание елеем должно совершаться «во имя Господне» ( Иак.5:14 ), чем обозначается, что оно не простое помазание, не простое врачевание, а Господне, т.е. по Его заповеди, Его силою врачующее., наконец, следствием этого помазания является не только телесное врачевание, но и духовное («грехи простятся ему» – Иак.5:15 ) чего, разумеется, елей, как врачебное средство, никогда не дает. 5) Апостол говорит не о таинстве, а о чрезвычайном даре исцелений (ср. 1Кор.12:9 ). Из Священного Писания мы видим, что дар исцелений никогда не был связан с определенным внешним знаком (ср. Мк.16:17–18 ; Деян.3:6, 9:40 и др.), а апостол Иаков указывает на один определенный знак – помазание елеем. По слову Господа ( Ин.14:12 ), дар исцелений подавался Святым Духом верующим всякого звания и состояния и не был исключительным достоянием пресвитеров Церкви, поэтому за врачеванием от болезней надлежало бы обращаться к лицам, обладающим даром исцелений, но апостол заповедует болящему призывать только пресвитеров Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Бог есть Дух по своей Сущности, т.е. Дух самобытный ( Ин. 5:26 ), не подлежащий никаким условиям пространства ( Пс. 138:7–10 ; Иер.23:24 ) и времени ( 2Петр. 3:8 ), а потому и истинное богопочтение не может ограничиваться известным только местом и временем, но должно быть повсюдным и всегдашним ( Ин. 4:21–24 ; Деян. 17:24 ; 1Тим. 2:8, 6:14,16 ). «Верные поклоняются Ему и славословят Его на всяком месте» – говорит св. Иустин мученик 9 . «Мы днем и ночью молимся Ему», – говорит св. Киприан 10 . Бог есть Дух, существующий премирно ( Быт.1:1 ; Ин.1:3 ; Деян.14:15 ; Рим.11:36 ; Кол.1:16–17 ; Евр.11:3 ; Откр.4:11 ), а потому и наше богопочтение в противоположность богопочтению язычников и иудеев, ходивших по плоти, а не по духу (Ср. Быт. 6:3 ; Иез. 36:25–27 ; Рим. 8:9 ), должно быть чуждым всякой плотяности, всякой непремирной примеси, например, пантеистической, признающей богопочтение только переходной ступенью абстрактного созерцания абсолютного; натуралистической, допускающей преобладание эстетической формы над внутренним содержанием; материалистической, стремящейся заменить его одним материальным пожертвованием и пр. Бог есть Дух по Своей жизни, т.е. премудрый ( Рим. 11:33 ; 1Цар. 2:3 ), всеблагий, премилосердный ( Пс. 144:9 ; Иак.1:17 ) и пр., а потому, и наше богопочтение должно быть «разумным служением » Ему ( Рим.12:1 ), чуждым всяких заблуждений и суеверий ( Прем. 13:1–5 ; Рим. 1:21–23 ; Ин. 16:2–3 ; Ефес. 4:17–18 ), исполненным милости и добрых дел ( Ис.1:17 ; Иак.1, 27 ) и пр. Затем, Бог есть Дух, сугубо оживотворяющий христиан, т.е. находящийся с ними в живом, особенном союзе ради бесценных заслуг единородного Сына Своего, по которым мы можем взывать к Нему: «Авва, Отче!» ( Гал. 4:6 ; Рим. 8:15 ). А потому и наше богопочтение должно быть проникнуто детской искренностью, доверчивостью, силою и пр., и даже, если совесть не зазрит нам, детским дерзновением. Наконец, Бог , Которому мы служим, есть Дух Святый и истинный ( Ин. 16:13 ), гнушающийся всяким притворством и лицемерием ( Мф. 15:8–9; 23:14 ), и потому мы должны «поклоняться Ему в духе и истине» ( Ин. 4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Завете раскрывается в девяти обетованиях о блаженствах ( Мф.5:3–12 ). – мжъ=всякий человек без различия пола. Уважаемый праведник изображается прежде всего, как удаляющийся от всякого рода зла, потому что, вследствие преобладающей в падшем человеке наклонности ко злу, благочестие или праведность естественно начинается не иначе, как воздержанием от увлечения злом и уже. после укрепления в борьбе со злом, переходит к деланию добра (ср. Пс.36:27 ). Но господство зла в людях представляет различные виды и степени. Оно проявляется или в мыслях и намерениях, в «совете», когда человек, увлекаемый и обольщаемый похотями сердца ( Иак.1:14 ; Мф.15:18–19 ), не имеет в себе нравственной устойчивости и, по выражению пр. Исаии, «волнуется как море, выбрасывая ил и грязь» ( Ис.57:20 ); или же оно обнаруживается в жизненном пути, в направлении жизни и деятельности, как открытое нарушение закона, когда «похоть, зачавши, рождает грех» ( Иак.5:15 ); или наконец оно является, как полное и «постоянное коснение в одобрении греха» (Василий В.), самоуслаждение злом, с грубо-кощунственным отношением ко всему истинному, доброму и святому. Это «сидение на седалищи губителей», состояние развращения, в котором зло, как заразительная болезнь (губительство, вульг.: pestilentia), стремится к своему распространению и к подавлению добра (ср. 2Тим.2:17 ). Человек благочестивый всевозможно избегает всех этих видов и степеней зла. Слав.-греч.-лат. перевод: не иде, не ста, не сде – соответствует евр. 1-му аористу, обыкновенно означающему время прошедшее; но та же форма употребляется в евр. языке и для выражения настоящего при описаниях того, что обыкновенно бывает. Русский перевод точнее: не ходит, не стоит, не сидит. Слова: не иде на совтъ (на собрание, сходбище людей) нечестивых, на основании точного смысла евр. подлинника и греч. перевода 70-ти, следовало бы заманить словами: «не иде в совете» или «советом», по совету нечестивых. Ср. греч. ν βουλ и Вульг.: consilio. Только в Комплют. библии читается: ες βουλ (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Под постоянным и благодатным веянием этой идеи и в возможном непрерывно-постепенном благодатном приближении к этому идеалу – смысл и цель бытия мира и жизни человека, всей истории мира и человечества, доколе «Христос вообразится» во всех и «Бог будет все во всем» ( Гал.4:19 ; 1Кор.15:28 ). Мир во всей своей целостности – видимый и невидимый —469— или ангельский – есть «царство Божие или небесное – Βασιλεα ϑεο и τν ορανν». Это – все Божье в мире, все прекрасное в нем, доброе и истинное ( Пс.23:7 сл. 46:3, 8–9, – 73:12, – 94:3, –13:7–10; Деян.17:28 ; 1Кор.10:26, 28 из Пс.23:1 , – 1Тим.1:17 , – 4:4, – 6:15). Частнее это Царство Божие или небесное открывается трояко, соответственно триипостасному проявлению Божества: как царство Отца, Сына и Духа ( Мф.28:19 ). «Царство Бога – Отца Небесного – Βασιλεα το Θεο το Πατρς το ν τος ορανος», по Своей любви рождающего Единородного Сына Своего, творящего и спасающего мир, – царство Любви ( Кол.1:13 ; Мф.5:48, 10:29, 11:25 ; Ин.3:16, 35 ; Иак.1:17 ; 1Ин.2:15, 3:1, 4:7–8, 16, 5:3 , – 1Кор.15:24 ; Еф.4:6 ; Евр.12:9 и мн. др.). Но Бог-Отец и Бог-Любовь и в миротворении и в миропромышлении и в мироспасении действует и проявляет Себя – Свою Отчую любовь – чрез Единородного Сына Своей любви, чрез Бога-Сына и Логоса (Разум-Слово), по исполнении времен ставшего плотию или Богочеловеком ( Ин.1:1–18, 5:17 сл. 10:37–38, 14:7 дал. Гал.4:4 ; Кол.1:13–18 ; Еф.3:9 и др. мн. пар.). Нераздельно с небесным царством Божиим вообще и частнее – с царством Бога-Отца и Бога-Любви, в мире есть и «царство Сына» Божия и Логоса, воплотившегося во Христе Богочеловеке, – «царство Христово и Божие – (Βασιλεα το Χριστο ( Еф.5:5 ; 2Пет.1:11 ; Апок. 11:5 ср. Лк.1:33, 22:30, 23:42 ; Ин.18:36 др.), – царство Бога-Сына и Бога-Слова, царство Христа – Спасителя – Богочеловека, царство Разума-Слова, истины и правды Христовой, – царство Веры ( 1Ин.4:14 ; 1Тим.4:10 ; Ин.3:15–17, 8:32, 14:6, 18:36–37 ср. Рим.1:32 ; 1Кор.13:12 ; 2Кор.1:13 , – Еф.1:13 , – 4:13; Кол.1:10, 2:2, 3:10 , – 1Тим.2:2, 4:3 др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прим. к Иак. 1:10—11). Таков человек по телу, таков он и по естественной жизни души, если она не возрождена, или греховна, почему таковой человек весь и по душе своей и называется плотским и душевные дела называются делами плоти (ср. Рим. 8:5—7; 1 Кор. 3:3; Гал. 5:19; Еф. 2:3; Кол. 2:18). — Всякая слава человеческая и проч.: как дух возрожденного человека имеет славу свою, так и плоть — свою славу, свои цветы; только судьба их весьма различна. Плоть облекается в формы красоты, мудрости, благородства, богатства и т. п., даже благочестия; она развивается в формах мирской общественной жизни, в искусствах, науках. Но вся эта слава плоти, не проникнутой и не одушевленной Духом Божиим чрез слово Божие, не что иное как цвет на траве, тленный и более или менее скоропреходящий (ср. прим. к Иак. 1:11). — Слово Господне, чрез посредство которого возрождаются призванные ко Христу, пребывает вовек: вечно живет, вечно цветет, вечно сильно и действенно, а следовательно, вечно и то, что чрез него возрождается в духовную жизнь во Христе, то есть все плотское — временно и суетно, все духовное — вечно и блаженно. А это вечно живое и оживляющее слово, делает применение апостол, и есть то слово, которое проповедано вам, то есть читателям послания, а в лице их и всем призванным ко Христу, которым проповедано это слово, то есть слово евангельское. В приведенном ветхозаветном пророческом месте разумеется слово обетования Божия о Христе; апостол отождествляет это слово со словом евангельским, потому что то и другое в существе своем одно и то же, содержат в себе выражение одного и того же совета Божия об искуплении мира, и различаются только по различным степеням их откровения, соответственно с планом Божественного домостроительства об искуплении мира. Возрожденные сим вечно пребывающим словом Божиим к вечной жизни, христиане должны постоянно пребывать в нелицемерной любви друг к другу, так же пребывающей вечно (1 Кор. 13:8). Глава 2. Наставления о духовном возрастании (1—3) и устроении (4—10), о добродетельной жизни (11—12), о покорности властям (13—17), повиновении слуг господам (18—20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010