– Экие фарисейские воззрения! (ср.: Лк.15:1–2 ). Ну, а если я покаюсь? – Тогда другое дело. Тогда тебя примут опять в Церковь . – А если я и еще по немощи согрешу? – Опять отсекут, как негодный член. – И уж больше не примут в Церковь ? – Нет, зачем? Если по-настоящему раскаешься, можно принять и второй раз... – Вот видишь, мой друг, ты уже отступился от первых своих слов. Вначале ты сказал, что Христос только однажды может прощать грешника; а теперь соглашаешься простить его дважды . Сердце твое, таким образом, добрее языка твоего. Это запомни, и более не повторяй «гнилых слов». ( Еф. 4, 29 ; ср.: 2Кор.13:1–2 ). Далее. Откуда ты взял, что грешник, находясь в Церкви, «сквернит» Тело Христово? Разве чистоту и святость Божию мы можем как-нибудь зачернить, если бы даже и хотели? Разве солнечный луч грязнится от того, что освещает непроходимые грязные болота (ср.: Ин.1:5 )?.. Эх, Григорий! Плохо же ты научен начаткам веры; не вышел ты еще из младенческого возраста, хотя уже и поучаешь других (ср.: Евр. 5, 11–14 ). Неужели ты забыл, что ко Христу прикасались грешники, кровоточивые жены, а Он оставался всё в одном положении святости Божией? Тоже надобно разуметь и о Церкви Христовой... § III. – Как?.. Значит, по вашим словам у грешников есть место в Церкви? С этим мы никогда, никогда не согласимся. Это мудрование ваше противно Писанию. Помилуйте, – обиженно обратился Григорий к народу, – как же тогда Церковь останется святой? А ведь о ней Апостол написал «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Вот какая есть истинная Церковь Божия! Она, во-первых, славная; во-вторых, не имеющая никакого греховного пятнышка на себе. Прошу вас теперь указать нам, как вы в такую чистую Церковь поместите грешников? – Помещать грешников в Церковь не я буду друг мой, Григорий. Их давно уже поместили туда Христос и Апостолы. Нам с тобою остается лишь с кротостью следовать по стопам Начальника и Совершителя нашей веры. Куда мы придем в таком случае? Придем, конечно, в Его спасающую Церковь . Только увидим, что она – эта святая Церковь Божия – никогда не состояла из одних чистых и непорочных людей. Всегда в ней, рядом с добродетельными христианами, были и немощные, согрешающие братья, – но Церковь от того не переставала быть святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Образ речи тем приличнее, что христианин здесь, на земле, есть странник (ст. 17), идущий получать наследие небесное (ст. 4). Другой образ — бодрствования — означает нравственное бдение и стражбу, в противоположность нравственной сонливости и беспечности. Иметь эти духовные качества в ожидании второго пришествия Христова заповедовал и Сам Христос (ср. Лк. 21:34, 36 и парал. и прим.).    14Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 16Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.    14—16. Совершенное упование на благодать спасения при втором пришествии Христовом непременно требует, чтобы уповающий стремился в продолжение всей своей здешней жизни к святости, и потому апостол вслед за сим дает наставление быть святыми во всех поступках (ст. 15), каковое наставление предваряется и отчасти поясняется отрицательным требованием не сообразоваться с похотями прежней жизни (ст. 14). — Как послушные дети или, точнее — дети послушания: христиане избраны к послушанию (ст. 2); соответственно сему они уже дети послушания. Понятие послушания берется здесь в том же значении, как и в ст. 2, то есть как покорность слову и избранию Божию и подчинение всем Его требованиям; чада послушания (такое же сопоставление понятий, как чада света, Еф. 5, 8 и под.) суть люди, послушные Богу и Его заповедям; противоположность им — чада противления, которые действуют по воле не Бога, а диавола (Еф. 2:2; 5, 6; Кол. 3:6) и которые называются также чадами гнева (Еф. 2:3; 2 Пет. 2:14). — Не сообразуйтесь с прежними похотями: вы призваны в послушание новой жизни, не сообразуйтесь же с тем, что было у вас прежде. Сообразоваться (ср.: Рим. 12:2) с чем — значит устроять свою жизнь по тому образу, с которым сообразуются; разумеются здесь не внешние только поступки или поведение, но вообще все внутреннее и внешнее устроение жизни. Прежние похоти, с которыми не должно сообразоваться при новом призвании, суть похоти греховные во всех их многообразных видах, которые апостол Иоанн совмещает в трех главных, как основных: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Все» люди отныне уже не «чада гнева Божия» ( Еф.2:3 ), чем они были дотоле, а «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). Следовательно, отныне люди являются братьями между собою не только в том смысле, что все произошли «от одной крови» ( Деян.17:26 ), что было известно ветхозаветному еврею, – но и в новом, в духовном – как «чада Божии» ( Флп.2:15 ), дети любви Божией, о чем до Христа нельзя было и говорить. Отсюда связь людей, как одинаково искупленных Господом от греха и его следствий проклятия и смерти, становится еще теснее. И если единство крови, между прочим, служило для них в ветхозаветные времена основанием, побуждавшим их к братскому именно взаимоотношению, то их «сыновство Божие по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ) служит таким основанием в бесконечно большей еще степени. Все эти «сыны Божии – члены друг другу» ( Еф.4:25 ), члены одного и того же тела, они, как искупленные Господом, составляют единый духовно-телесный организм. Как члены обыкновенного телесного организма человека относятся друг к другу с любовью (хотя иногда и ложно понимаемою), помогают и содействуют друг другу, входят в положение один другого, точно так же должны относиться друг к другу и мы все, как «члены друг другу». Известно, далее, что мы должны взирать на Спасителя нашего, как на высочайший и идеальнейший для нас Образец (ср. Флп.2:5 и др.). Поэтому, если Он обнаружил к нам Свою бесконечную любовь, то и мы, говорит Господь, в свою очередь, должны проявлять любовь же друг к другу ( Ин.13:34 ). И подобно тому, как Он из любви к нам принес Себя в умилостивительную жертву, и мы должны жить между собою в любви и жертвовать своими интересами в пользу ближних ( Еф.5:2 ). И только тот, кто поступает так, есть истинный Христов ученик ( Ин.13:35 ). Далее, из любви к нам Бог не пощадил Своего Единородного Сына, послав Его на страдания и смерть. Здесь опять – новое основание требовать от нас любви к ближним «если так возлюбил нас Бог», говорит св. апостол Иоанн, «то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4:11 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 70 (1 Тим 3:16). Дух выступает как живой Свидетель и Соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как Свидетеля Божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в Апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1 Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом, раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения (1 Кор 12:8–11), содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1 Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждому верующему: каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. Судя по посланиям Апостола, вполне выделяется ряд специальных действований, или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: — учительская ( didakmikTj) функция Духа Святого (1 Кор 2:13, ср. Ин 14:26); — охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2 Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках); — освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, ср. 1 Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( kt…sij) (2 Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Обычно в богословии то и другое рассматриваются вне связи между собой. Поэтому оказывается, что всеобщность искупления вовсе не означает всеобщности спасения, и крестное «Совершишася» тем самым воспринимается в ограниченном смысле: совершилось спасение не для всех, но лишь для избранных, причем часть их во всем человечестве определяется различно, по усмотрению. Многими она, вслед за бл. Августином, определяется как меньшинство, и уж во всяком случае не большинство. Если сила искупительной жертвы определяется в нашем литургийном возгласе, как «о всех и за вся», 354 то она тем самым, напротив, истолковывается, как свободная от ограничений, вселенская. Но не так же ли она определяется и в соответствующих священных текстах, ветхо-и новозаветных? Из первых на главном месте стоит, конечно, 53 глава ветхозаветного евангелиста Второ-Исаии, посвященная искупительному подвигу Мессии: 2–12. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (6), чрез «познание его (подвига Своего) Он оправдает многих (здесь разумеется не в ограничительном, но в расширительном смысле – всех ) и грехи их на Себе понесет» (11). Новозаветные же тексты согласно свидетельствуют о вселенском значении искупительной жертвы, – Христовой крови. «Мы имеем искупление кровью Его, прощение прегрешений по богатству благодати Его» ( Еф. 1, 7 ); «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (5, 2); «в Котором мы имеем искупление («кровью Его» – лишь в славянском и русском тексте, в греческом отсутствует) и прощение грехов» ( Кол. 1, 14 ); «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2, 6 ); «примирение с людьми смертью Его» ( Кол. 1, 19 ); «все согрешили и лишены правды Божией и оправдываемся даром по благодати искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру»... ( Рим. 3, 23–25 ); «как преступлением одного всем человекам осуждение, так правда одного всем человекам оправдание жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались грешны многие, так и послушанием одного сделались праведны многие» (5, 18); «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего», «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5, 15 ); «не знавшего греха Он сделал по нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (21); «не тленным сребром или златом искуплены... но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Петр. 1, 18–20 ). (Ср. Откр. 5, 9–13 ). (О предназначении Агнца прежде создания мира по определенному совету и предведению Божию ср. 1Кор. 2, 7 ; Еф. 3, 9–11 : «домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом по предвечному определению» ( Деян. 2, 23; 4, 27–8 ; Откр. 13, 8 ; Еф. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах еще более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мр.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал. 3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечет их порочное сердце ( Рим. 7:14, 19, 20, 23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк. 24:47 ; Ин. 20:23 ср. Деян. 2:38 ; Рим. 6:6 ; Гал. 5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим. 6:19 ; Тит.3:3 ) и живем под благодатью ( Рим. 6:14 ). – Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак. 3:1–2 ). Ап. Иоанн еще сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности пред Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). И в Откровении написано: » кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф. 27:24 ; Иов. 8:46 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ; 1Петр. 2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов. 9: 30,31; 15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховнаго?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно , путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ср. 1Кор. 15:21, 22, 48, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Во-первых, в этом месте Апостол Иуда ни коим образом не говорит ни о молитве на языках, ни о глоссолалии. Если неопятидесятникам хочется видеть здесь обратное, то тогда вновь возникает проблема введения нового предания «не по Христу» (См.: Кол.2:8 ; 2Фесс.3:6), о которой уже упоминалось выше. Во-вторых, как и в случае с местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Еф.6:18 ), не подтверждают экстатический характер молитв харизматиков, а, наоборот, осуждают. Это вполне очевидно было показано при рассмотрении текста из Послания Апостола Павла к Римлянам ( Рим. 8: 26–27 ) (См.: выше), который имеет явную параллель с ( Иуд. 1: 20 ) 31 . Такой же смысл имеет и текст из ( Еф.6: 18 ), особенно если мы сравним его со словами из ( Еф.5: 18–19 ), в которых христиане призываются исполняться Духом и назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». То есть молиться не непонятными бормотаниями и воплями, как у неопятидесятников, а вполне определенными молитвословиями, как это происходит на богослужении в Православной Церкви. По мнению Святителя Феофана Затворника , в этих местах из Апостольских Посланий речь идет о приобретении благодатного дара молитвы, о чем мы говорили выше. Молитва духом и исполнение Духом Святым означает, что молитва должна совершаться не только внешним образом, но и внутренним – совершаться умом в сердце 32 . Молитва должна изливаться из сердец, исполненных Духа Святого и молящийся должен понимать то, что он говорит Богу, иначе как тогда можно воспевать псалмы без разума или назидаться ими, если пророк Давид восклицает: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» ( Пс.46:7,8 , ср.: 1Кор.14:19 ). В подтверждении этого вполне библейского мнения можно привести еще несколько цитат из Апостола Павла. О том, что Апостол вполне определенно осуждает практику «сверхъестественного направления слов» в молитве без воли молящегося, говорится в 1Кор.12:2 : «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». В своем рассуждении о дарах духовных «Апостол язычников» предупреждает христиан о том, что без участия воли человека нельзя говорить ни о каких дарах духовных. На это указывают слова «так, как бы вели вас», потому что в пассивном, безвольном состоянии человек не может контролировать, проклинает ли он Христа этим даром или прославляет (Ср.: 1Кор.12:3 ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Отрывки, в которых упоминается Святой Дух, весьма многочисленны — особенно в посланиях к фессалоникийцам, римлянам, коринфянам, галатам и ефесянам. См. Рим. 5:5; 8:9,11,14–16,26; 1 Кор. 2:4–14; 3:16; 6:11, 19, 12:3–16; 2 Кор. 1:22; 3:3; Гал. 4:6; Еф. 1:17; 2:22; 4:30; 5:18; 1 Фес. 1:5–6; 4:8; 5:19; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:14; Тит. 3:5. 793 Последний стих 2 Послания к коринфянам (2 Кор. 13:13); ср. Еф. 2:18, 22; 4:4–6, где Бог Отец, Господь Иисус Христос и Святой Дух упоминаются как разные личности, если мы вправе воспользоваться этим не вполне отражающим суть, но единственным доступным нам термином. 794 1 Кор. 13:13. 795 Рим. 8:29: «Ибо, кого Он предузнал (ους προγνω), тем и предопределил (προρισεν) быть подобными образу Сына Своего». Глагол προγινσκω встречается в Новом Завете четыре раза (Рим. 8:29; 11:1–2; Деян. 26:5; 1 Пет. 1:20), а существительное πργνωσις — дважды (Деян. 2:23; 1 Пет. 1:2), и во всех этих случаях — как и в классическом греческом языке — в значении предшествующего знания (не избрания). Глагол προορζω встречается шесть раз и всегда означает «предопределять», «определять заранее». Слова εκλγω и εκλγομαι, εκλογ, εκλεκτς встречаются гораздо чаще — в большинстве случаев в связи с вечным выбором или избранием. См. примечание ниже. 796 Еф. 1:4: «Он избрал нас в Нем (ξελξατο ημς ν ατφ) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе (προορσας ημς ες υοθεσαν) чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». 797 Флп. 2:12–13. См. также Рим. 9 и Рим. 10. 798 Рим. 8:30: «Кого Он предопределил, тех и призвал [κλεσεν]; а кого призвал, тех и оправдал [δικαωσεν, что одновременно является началом освящения]; а кого оправдал, тех и прославил [δξασεν]». Абсолютную уверенность в том, что Бог доведет Свой благодатный замысел до славного завершения, Павел передает при помощи предвосхищающего аориста. 799 Рим. 10:14–15. Цепь сокращенных силлогизмов (sorites), посредством которых Павел идет в своих рассуждениях от следствия к причине, пока не достигает первого звена в цепи. Относительно κλσις (vocatio) см. Рим. 11:29; 1 Кор. 1:26; 7:20; Гал. 1:6; Εφ. 1:18; 4:4; Флп. 3:14 и т.д. Глагол καλω очень часто встречается в евангелиях и посланиях. 800

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

7 . Так завершается Икономия (Домостроительство) Троичного Бога и начинается безначальное и бесконечное Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа, одна вечная и небо-земная Богочеловеческая Литургия, «Божественная мистагогия» ( θεα μυσταγωγα) 305 , вечная Божественная Евхаристия, в которой участвуют (причащаются) все дети Божии с неба и земли, но более всех и над всеми – человек, любимое чадо Божие. Так исполняется «Великая Тайна» Агнца Божьего и Невесты Его, Церкви, в Небесном Иерусалиме 306 , как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). А также в Послании к Евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу ( Евр. 12:22–24 , ср. Откр. 21–22 ). В этой небесной Литургии, говорит святой Златоуст, «мириады ангелов и тысячи архангелов, и соборы пророков и хоры мучеников, и соборы различные» 307 непрестанно прославляют Бога в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ) 308 . Святой Иоанн Златоуст к этому добавляет: «один грешник (не покаявшийся) исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ( σνδουλα) ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню». Поэтому отсечён грешник: «Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков (хора); так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены» 309 . То же самое подчёркивает апостол Павел, когда говорит: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ; ср. 1 Кол. 6:9–10 , Гал. 5:21 ). Это, и такое осуществление Икономии Божией во Христе как Царства Его не только дело эсхатологии, но и реальность Церкви – здесь и сейчас 310 . Ибо и само Царство Божие не что иное, как Церковь , или, ещё точнее сказать, Царство Божие это – Сам Богочеловек Христос, в Котором уравниваются Царство и Церковь Божия 311 . Поэтому отношение Царства Божия и Церкви понимается и объясняется только христологически и пневматологически, «во Христе», Который как «Царь веков» ( τν ανων , миров, 1Тим. 1:17, 6:15–16 ; Евр. 1:2 ), охватывает и сегодняшний и будущий век, это история и эсхатология, время и вечность, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( ατς – Евр. 13:8 ) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010