В Послании к Евреям М. представлен образом Христа, Который показан как «Первосвященник (ρχιερες) навек по чину Мелхиседека» (Евр 6. 20 ср.: 1 Макк 14. 41). Его имя истолковывается как «царь правды» или «царь мира» по значению г. Салима (Евр 7. 2). Автор Послания обращается к известному аудитории образу М., чтобы донести до них представление о том, что Христос был священником, несмотря на то что не принадлежал к роду левитов, тем самым показывая универсальный характер Его служения. Образ М. в НЗ основан на христологическом истолковании слов Пс 109. 4 и Быт 14. Повторяя рассказ Быт 14. 17-22 (Евр 7. 1-2), автор Послания придает основным его положениям мистический характер. Подчеркивается чудесное происхождение М., к-рый был «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», и непреходящий характер его священства, тем самым становится возможным говорить о нем как о подобном (φωμοιωμνος) Сыну Божию (Евр 7. 3). Тот факт, что Авраам дал 10-ю часть добычи М., к-рый в свою очередь благословил его, подчеркивает, что «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр 7. 7). Мистическим образом М. в лице Авраама благословляет Левия, находящегося «в чреслах отца своего» (Евр 7. 10). Ко Христу применяются слова Пс 109. 4 (Евр 5. 6; 6. 20; 7. 17), где указывается на превосходство священства по чину М. над священническим родом левитов. Тем самым появление М. как родоначальника нового священства, по чину к-рого совершает Свое служение Христос, означает окончание левитского священства, а значит, и ветхозаветного закона (Евр 7. 11-19). В кумранских текстах В кумранских текстах часто встречается образ М., к-рый играет важную роль как в небесной иерархии, так и в эсхатологических представлениях членов общины. В богослужебном тексте «Песни субботнего жертвоприношения» М. назван священником в собрании Бога: он единственный из 7 «князей святости», вероятно ангельских существ, кто упомянут по имени (4Q401 - DJD. Vol. 11. P. 203-205, 213). В кумранском апокрифе на кн.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Цель послания не в том, чтобы рассмотреть некие аспекты лжеучения в конкретной общине, но духовно поддержать все (главным образом, состоящие из бывших язычников) церкви, расположенные вблизи маршрута следования Тихика. Для Павла открывалась прекрасная возможность прославить Бога, даровавшего людям благодать во Иисусе Христе во исполнение Своих великих замыслов (1:3–14), а также сообщить им о том, как он молится о своих подопечных, ходатайствуя за то, чтобы они могли преисполниться радости, восприняв центральную истину Евангелия и предназначенные для них чудные Его привилегии (1:15 – 2:10; 3:1, 14–21). Вряд ли правильно утверждать, что это послание написано не Павлом, поскольку оно заменяет молитву, в которой Павел обычно преподносит свое учение; истина скорее в том, что данное послание преподносит самую сердцевину Евангелия Павла в форме призыва к богослужению и молитвы–сообщения, или отчета (с отступлениями в 2:11–22 и 3:2–13, где более подробно разъясняется суть его благой вести). Выбор формы богослужения/молитвы для большей части первой половины послания сам по себе придает ему более «возвышенное» и литургическое звучание, которое, естественно, накладывает отпечаток и на другие части послания (и характерно для стиля молитв Павла в других его посланиях). И если Павел только что завершил Кол. и оно еще было при нем, разве не удивительно, что он должен был перестроить его для более широкого круга читателей? Центральная весть послания В Еф. представлена ключевая тема, важность которой уже рассматривалась в Кол., – вселенское примирение во Христе (ср.: Еф. 1:9–10, 20–23; 2:10–22 и 3:6 с Кол. 1:19–20 ). Ветхий Завет подтверждает, что Вселенная была создана единым Богом и все сущее первоначально находилось в гармонии с Ним (ср.: Втор. 6:4 , кредо веры евреев, а также Быт. 1 ). В соответствии с иудейским пониманием, однако, у человека появились иные притязания и исчезло желание добровольно подчиняться Богу, начался процесс противостояния Ему. Люди начали постепенно отдаляться от Него, а затем и друг от друга, что символизировало изгнание Адама и Евы из рая, убийство Авеля и крушение Вавилонской башни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Нетленность всего первозданного мира Рассмотрим теперь святоотеческие размышления, начав со слов о рае преподобного Симеона Нового Богослова, которые мы приводили в предыдущей статье. В продолжении своего слова он пишет, что не только рай, но и весь мир изначально был создан нетленным : «Адам был создан с телом нетленным, однако же вещественным, а не духовным еще, и поставлен Творцом Богом как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами» . Далее преподобный Симеон говорит: «Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков» . Свт. Иоанн Златоуст также учит, что только тогда «тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным» . Преподобный Максим Исповедник говорит: «Грехом мир превратился в место смерти и тления» , «Через человека грех влечет к смерти всю тварь» . Древний апологет свт. Феофил Антиохийский говорит, что изначально все звери были добрыми, т. е. в мире не существовало хищничества (ср. Быт. 1:30). Он пишет: «Звери (θηρα) получили свое имя от того, что они одичали (απ το θηριοσθαι), а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили. Если владыка дома хорошо ведет себя, то необходимо и слуги живут благочинно, если же господин согрешит, то и слуги также будут грешить; таким же образом произошло и то, что с согрешением человека, который есть господин всего, и служащие ему твари уклонились к злу. Но когда человек опять возвратится в сообразное со своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости» . На изменение состояния всего мироздания после грехопадения указывается в Священном Писании, а именно в Божественном изречении: «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17). Преподобный Симеон Новый Богослов, толкуя это место, поясняет: «И не проклял Бог рая, так как он был образом будущей нескончаемой жизни вечного царства небесного. Если б не эта причина, надлежало бы проклясть его наипаче, так как внутри его совершилось преступление Адамово. Но Бог не сделал этого, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни, свободной от утомительных трудов и потов» .

http://bogoslov.ru/article/6027304

Гал.3:5 .  Пода­ю­щий вам Духа и соверша­ю­щий между вами чудеса через дела ли закона сие про­изводит, или через наставле­ние в вере? Дары Духа Святого еще проявляются среди Галатов (на это указывает наст. время прич. επιχορηγν и ενεργν). Бог продолжает посылать Галатам Св. Духа или духовные силы, необходимые для развития Церкви (ср. 1Кор.1:4–7 ) и производит среди них чудеса (ср. Мф.7:22, 11:20 и сл.). – «Через наставление» – правильнее: через слушание с верою ( ακος πστεως). Так сам Павел тогда исцелил в Листре хромого, когда тот услышал речь Павла и когда Павел увидел, что хромой имеет веру, достаточную для того, чтобы быть исцеленным ( Деян.14:9 ). – Ответ на поставленный вопрос не приводится, но он мог быть только один и состоять в повторении последних слов 5-го стиха. Гал.3:6 .  Так Авраам по­верил Богу, и это вме­нилось ему в праведность К предполагаемому ответу присоединяется придаточное предложение, из которого состоит 6-й стих (по-русски неправильно: «так» – по-гречески χαθς ­ как, подобно тому как). К тому, что говорит собственный опыт Галатов, Апостол присоединяет еще исторический факт, свидетельствующий о том, что вообще спасение или оправдание получалось через веру. Таким именно способом был оправдан сам Авраам. Пример Авраама, которому вменена была именно вера, а не дела в праведность ( Быт.15:6 по перев. 70-ти) должен был особенно подействовать на читателей, которым иудействующие, без сомнения, успели уже внушить, что, исполняя закон, они через это самое сделаются истинными чадами Авраама, в особенности же через принятие обрезания, которое первый принял сам Авраам. Положим, что вера Авраама была не то, что вера, какой требовал Павел: это не была вера во Христа как Сына Божия, Который Своею смертью должен спасти весь род человеческий. Но все же Авраам верил в будущие счастливые времена, какие наступят с явлением обетованного праотцам Мессии, видел день Его ( Ин. 8:56 ), и вот за эту веру и получил оправдание 3 . Гал.3:7–14 . По-видимому, достаточно было уже, если Апостол доказал, что всякий может подобно Аврааму получить оправдание через веру. Но этого Апостолу казалось мало. Он хотел доказать, что именно только люди веры и могут быть чадами Авраама и что такими не могут быть те, которые утверждаются на делах закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Центральным для развития христ. представлений о Л. как о враге человеческого рода стал засвидетельствованный в Евангелии от Луки ответ Иисуса Христа 70 ученикам, к-рые после исполнения своей миссии вернулись к Нему с радостью о том, что им «и бесы повинуются». Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 17-19). В христ. традиции Л., денница, противопоставляется Христу, Который Сам подобен «светильнику, сияющему в темном месте», и «утренней звезде (φωσφρος) в сердцах» верующих (2 Петр 1. 19). В кн. Откровение Иоанна Богослова, говорящей о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16; ср.: 2. 28). Отголосок библейского рассказа о падении денницы встречается в ветхозаветной апокрифической Еноха первой книге . Тайновидец повествует о том, как звезда, упавшая с небес, вступила в стадо пасущихся коров; за ней последовали мн. др. звезды, также присоединившиеся к коровам, к-рые после этого стали рождать слонов, верблюдов и ослов. Внутри стада возникла вражда, одни животные начали пожирать других, и все стадо внушало ужас «сынам земли», к-рые трепетали перед ним, пытаясь скрыться (1 Енох 86). В другой части книги падение ангелов описывается как схождение небесных стражей к земным женщинам (ср.: Быт 6. 1-4); их ждет наказание, и грех этот не может быть прощен (1 Енох 12). Первым из христ. авторов отождествил царя Тира из пророчества Иезекииля с диаволом Тертуллиан : «Ведь под именем князя Сора (Тира) подразумевается диавол: «И было ко мне слово Господа, гласящее: Сын человеческий, начни плач о князе Сора и скажи: Это говорит Господь; ты - то, в чем распечатывается подобие, т. е. ты снял печать с непорочности образа и подобия, венец красоты». Это сказано ему как самому выдающемуся из ангелов, как архангелу, как мудрейшему из всех» ( Tertull. Adv. Marcion. II 10. 3). Тертуллиан объясняет, что обличение пророка не могло относиться к земному царю, «потому что никто из людей не был рожден в Божьем раю, даже сам Адам, который туда, скорее, был перенесен; и никто не был поставлен вместе с Херувимом на святой горе Божьей, т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь» (Ibidem). Речь, по его мнению, идет об ангеле, к-рый был «мудрейшим до своего превращения в дьявола» и «настолько благ по установлению, насколько порочен по своей воле» (Ibid. II 10. 2).

http://pravenc.ru/text/2561096.html

Бытия, а на Книге юбилеев, поскольку там намного подробнее изложены ветхозаветные события. Характерно, что при этом хронист заявляет, что «таким, как мы, несовершенным не следует допытываться и любопытствовать о том, о чем умалчивается в богодухновенном Писании» (возможно, скрытая цитата из прп. Анастасия Синаита - ср.: Anast. Sin. Hodegos. IV 32-36), ибо «все, что полезно и дозволено людям, изложено для нас через Духа Святого, и поступающим правильно не следует идти далее божественных определений, дабы вместо малой пользы не навлечь на себя великого вреда». Однако Г. С. считает необходимым обратиться к неканоническим текстам, «чтобы допытывающиеся не впали в еще более нелепые мнения» ( Georg. P. 3-4). Излагая по апокрифическим книгам историю Адама и Евы в раю, хронист поясняет, что делает это «из любви к науке» (φιλομαθας χριν - P. 5). В повествовании о допотопных временах Г. С. придерживается восходящей к ветхозаветным апокрифам интерпретации библейских «сынов Божиих» (Быт 6. 1-4) как потомков Сифа, сына Адама, прозванных за свое благочестие «бодрствующими» (γργοροι); совращенные диаволом, они в 1000 г. мира отступили от своей доблестной жизни «в Эдеме напротив рая» и породили исполинов от «дочерей человеческих», происходивших от др. сыновей Адама, коих у него всего насчитывалось 33 (P. 11; ср.: Vita Adam 24. 3=Apocalypsis Mosis. 5. 1). Повествование иллюстрируется цитатой из кн. «Имуф» егип. философа Зосима Панополитанского о сношении женщин с демонами, научившими их всяким наукам и искусствам (P. 13-14). Последовательно проводя хронологию Аниана, Г. С. не во всем разделяет взгляды александрийских хронистов; предметом его особой критики стала попытка Панодора и Аниана согласовать с Библией мифическую хронологию египтянина Манефона и вавилонянина Бероса, пересчитав указанные у них гигантские числа царствования первых царей в лунных месяцах и днях соответственно. При помощи этой процедуры удалось получить, что первые династии воцарились одновременно в Вавилоне и Египте в одном и том же 1059 г.

http://pravenc.ru/text/Георгию ...

Израильтян. Уже самое имя евреев – израильтяне, данное им в память их великого предка – Иакова или Израиля, говорит об их достоинстве ( Быт.32:28 ср. Ин 1:47 ). – «Усыновление». Израиль был усыновлен Богом, как народ, и Бог называет Себя поэтому его Отцом ( Исх 4:22, 19:5 ; Втор 14:1 ; Ос 11:1 ). Прочие народы никогда не назывались сынами Иеговы. – «Слава» – символически видимое присутствие Иеговы в облачно-огненном столпе ( Исх 24:16 ) или в облаке, наполнившем храм Соломонов при его освящении ( 3Цар.8:10 и сл.). – «Заветы» – с Авраамом и другими патриархами, а потом и со всем народом (ср. Прем. 18:22 ; Сир 17 ; Еф 2:12 ). – «Законоположение» – т. е. торжественное возвещение закона на горе Синайской. Богослужение – т. е. служение Иегове во храме (чего не было у других народов). – «Обетования» – по преимуществу, мессианские. – «Отцы» – опять в особенном смысле этого слова, именно патриархи богоизбранные, стоявшие в непосредственном общении с Богом. Хотя другие народы производили свой род от великих и умных мужей, но эти мужи не могут сравняться с теми, кто был призван к ближайшему общению с Иеговою. «И от них Христос по плоти». Происхождение Христа от Израиля Апостол ограничивает плотию, т. е. естественно-человеческою стороною Его существа (см. Рим.1:3 ). Из этого прибавления: «по плоти» видно, что Апостол хочет далее сказать о другой, божественной, стороне существа Христа. – «Сущий над всеми Бог». Это место представляет собою камень преткновения для толкователей. К кому относятся эти слова? Ко Христу или к Богу? Одни толкователи говорят, что ко Христу эти слова не могут относиться, потому что у Апостола Павла нет другого места, где бы Христос назывался так прямо Богом. Поэтому они в этом выражении видят славословие Богу Отцу. Другие, напротив, утверждают, что грамматически эти слова вполне могут быть продолжением предшествующего выражения: Христос по плоти, и что видеть в них славословие Богу нет никакого основания, так как о Боге пред этим ничего не говорилось. Если видеть в этом славословии Богу благодарение за милости, оказанные Им народу израильскому, о которых Апостол говорит выше, то этому предположению будет противоречить то, что Апостол собственно в разбираемом месте восхваляет не милость, а могущество Бога (сущий над всем).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, у этих язычников были подходящие астрономические представления. «Парад небесных светил» вавилонские мудрецы уверенно связали с земными событиям. Юпитер — планета царя, потому что она самая большая. Сатурн — астральное божество Ханаана (Палестины). Спаренный блеск Сатурна и Юпитера, вставших в одну линию, был воспринят как доказательство рождения в Палестине величайшего правителя. Несколько халдейских мужей, знающих пророчества Даниила и увидевших в небе гигантскую звезду, просто не могли не отправиться в путь. Интересно, что спустя шестнадцать столетий немецкий ученый Иоганн Кеплер отстаивал состоятельность данного взгляда на звезду Рождества Христова уже с помощью математики. Пророчество патриарха Иакова Когда волхвы пришли в Иерусалим и спросили, где надлежит родиться выдающемуся израильскому Царю, весь город пришел в движение (ср Мф 2:3). Древнее пророчество патриарха Иакова уже давно приходило евреям на ум: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49:10). Теперь, когда над Израилем воцарился идумеянин Ирод, это пророчество выглядело действительно сбывшимся. В свою очередь, это означало, что Мессия вот-вот должен придти. Косвенно это подтверждали и пришельцы с Востока… «Израиль» остался на месте Услышав вопрос и дав на него исчерпывающий ответ: обетованный царь должен родиться в Вифлееме (ср Мф 2:5–6), иудеи тем не менее не последовали за волхвами. Почему? Ведь для местных жителей Мессия был долгожданнее, чем для всех иноплеменников вместе взятых. Скорее всего, сделать это помешала гордыня. Переживание собственной богоизбранности, увы, может стать извращенным. Жители Иерусалима посчитали, что свидетельство волхвов ложное, поскольку Бог не стал бы открывать знаки рождения Мессии нечестивым язычникам. Поэтому взбудораженный «Израиль» остался на месте… Особая генеалогия Христа Важной рождественской темой является родословная Богочеловека. Евангелие от Матфея начинается со слов: «Вот родословие Иисуса Христа, потомка Давида и Авраама: от Авраама родился Исаак, от Исаака родился Иаков…» (Мф 1:1–25).

http://blog.predanie.ru/article/rozhdeni...

Г. свидетельствует о «высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях». Однако только на высшей ступени развития Г. особенно явно выступает «религиозное противление Богу», на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей ( Зарин. 1996. С. 300). Авва Дорофей разделяет Г. на первую и вторую: 1-я - когда кто-то укоряет ближнего, осуждает и бесчестит его, считает себя выше его, такой, если не опомнится вскоре и не исправится, мало-помалу будет переходить во 2-ю Г.- возгордится против Самого Бога ( Doroth. Doctrinae. 2. 4//PG. 88. Col. 1644). Г., по выражению прп. Иоанна Лествичника, «есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете» ( Ioan. Climacus. 23. 29). Превозноситься, говорит прп. Ефрем Сирин, значит почти то же, что укорять Бога собственными заслугами; так и в быту, если кто даст что-либо другому в дар, а потом возгордится этим, то милость его обратится в ничто и отвергнет от него ближнего. Господь, пекущийся о нашей жизни и желающий сделать нас далекими от этой пагубной страсти, учит: «...когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Лк 17. 10) ( Ephraem Syr. Ad evers. superb.). Г. есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от Г., возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели ( Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6). По причине Г. люцифер, к-рый был так назван «за превосходство блеска и красоты своей», был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из архангела он сделался диаволом. «Этот (архангел), облеченный божественною светлостью и между прочими вышними силами (ангелами) более сияя дарованиями Создателя, думал, что блеск мудрости и красоту добродетелей, которою украшался по благодати Творца, он получил по могуществу своей природы, а не по благодеянию щедродательности Его». Превознесшись, он полагал, что по своему свободному произволению, как Бог, будет иметь все для вечного продолжения высшего блаженства. Одно это помышление было его первым падением: он лишился блаженства, к-рое даровал ему Бог, почувствовал слабость своей природы. Но, упав, «говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... буду подобен Всевышнему»» (Ис 14. 13-14). Он совращал Адама и Еву: «...будете как боги...» (Быт 3. 5). За это Бог сокрушит его вконец, изринет, исторгнет из жилища его и корень его «из земли живых» (ср.: Пс 51. 7) ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. XII 4; ср.: Ioan. Chrysost. In Ioan. IX 2).

http://pravenc.ru/text/166207.html

Когда наше сердце сокрушенно, мы сильнее всех страстей и нападений вражиих Когда наше сердце сокрушенно, мы сильнее всех страстей и нападений вражиих. Наши отцы IV века в Египетской пустыне имели обыкновение говорить, что дух покаяния подобен пылающему кругу, который окружает христианина и не дает врагам приблизиться к нему. А святой Симеон Новый Богослов говорит, что «сердце сокрушенно обращает в бегство полчища бесов». «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). — Как человек может бороться с Богом, в хорошем смысле слова? Что такое эта борьба? — Не каждый в состоянии бороться с Богом законным образом. Если мы одержимы страстями, особенно страстью тщеславия, нам невозможно вести эту борьбу, как вел ее Иаков. Думаю, люди, которые законным образом борются с Богом, — это те, кого Бог призвал это делать. Все святые до определенного момента проходят через эту борьбу. Но они борются с Богом не по эгоистическим молитвам, а для того, чтобы полнее, глубже понять суды Божии, как делал это Иов, или ради спасения всех. И мы видим это в личности Моисея, в личности святого апостола Павла и почти всех святых. Бог побуждает людей бороться с Ним, чтобы сделать их причастниками великого дела спасения людей. Итак, мы говорим о борьбе с Богом, как в случае Иакова, когда эти люди бесстрастны в своих действиях. И в истории Церкви мы видим, что все эти святые, такие как Моисей, святой апостол Павел, борясь с Богом, радовались, когда были побеждены Им. Что говорит о том, что путеводным принципом в их борьбе было смирение, смирение же открывает путь благодати. И мы это видим в случае Иакова, который в тот день, когда решил встретиться с Исавом, положил 7 земных поклонов, прежде чем пойти к месту тому (ср. Быт. 33, 3). И глубокое смирение было в этих людях во время борьбы, и невыразимое смирение после того, как они были побеждены Богом. Это были люди, всецело предавшие себя Богу, полностью пожертвовавшие собой — и при этом, как видим это у Иова, говорившие: «Да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21). И мы, когда в немощи своей впадаем в испытание, в нас тоже должна быть такая константа, которая будет оставаться незыблемой пред Богом, а выражается она словами пророка Даниила: «Тебе слава и правда, а нам — стыд на лицех» (ср. Вар. 2, 6), — и тогда непременно пройдем через это испытание и получим духовное приобретение.

http://pravoslavie.ru/150176.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010