106. См. Иеремиас И. С. 47-8. 107. О том, что выражение «Царство Небесное» вторично по отношению к «Царствие Божие». см. Иеремиас И. С. 118. 108. Cм. Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1320; Иеремиас И. С. 119. 109. Об этом нужно особенно помнить, так как именно пространственное понимание самого слова «царство» невольно провоцирует нас так же пространственно воспринимать и весть о Царстве Божием в Евангелии. Для более адекватного восприятия не мешает сопровождать буквальный перевод евангельских слов смысловой передачей. Например, слова разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» следует понимать так: «Помяни (вспомни) меня, Господи, когды Ты будешь царствовать!» — см. Иеремиас И. С. 119. 110. См. Иеремиас И. С. 48, 52, 117. 111. См. Иеремиас И. С. 50-51. 112. Иеремиас И. С. 52. 113. См. Иеремиас И. С. 119-21. 114. Cм. Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1320. 115. Льюис К.С. Просто христианство. Собр. соч. Т. 1. Минск-М. 1998. С. 56. 116. Иеремиас И. С. 113-4. 117. В истории изгнания легиона бесов из одержимого (Мк. 5, 2-13) могла вкрасться филологическая неточность, которой способствовала двусмысленность арамейского слова legjona, означающего: 1) легион; 2) легионер. Ответ одержимого, кроме приводимого в Евангелии, мог означать и: «Меня зовут Солдат (легионер), потому что, таких как я, много». — см. Иеремиас И. С. 107. 118. Иеремиас И. С. 114. 119. См. Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 26. 120. См. Кассиан, еп. С. 307; Иеремиас И. С. 115. 121. См. Кассиан, еп. С. 307-8. 122. Иеремиас И. С. 116. 123. Иеремиас И. С. 116. 124. Об этом см.: Иеремиас И. С. 153слл. 125. «Никто больше не вкусит твоих плодов», — возможно, таково более правильное понимание Мк. 11, 14. — См. Иеремиас И. С. 153-4. 126. Это выражение встречается в Синоптических Евангелиях 14 раз. — См. Иеремиас И. С. 156. 127. Данн Д.Д. С. 54. 128. См. Данн Д.Д. С. 54. 129. Еп. Кассиан предлагает и второй вариант перевода фразы «Царствие Божие внутрь вас есть»: «Царство Божие среди вас». Более того, «ни в древнем иудаизме, ни в других местах Нового Завета — нигде мы не находим представления о Царстве Божьем как о чем-то хранящемся в сердцах людей; подобное спиритуалистическое понимание как для Иисуса, так и для первохристианского предания совершенно исключено» — Иеремиас И. С. 122.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Киев (Киав, Киама, Киава) – см. Киоава Киклады – архипелаг в южной части Эгейского моря 218 Кила – город во Фракии 181 Килесирия – область, примыкающая к Сирии 25 Киликийцы – жители Киликии 17 Киликия – юго-восточная область Малой Азии 25, 118, 122, 272 Киммерийский пролив – см. Босфор Киммерийский Киммерийцы – обобщенное наименование степных причерноморских кочевников, нередко гуннов 68, 69, 83, 84 Кинбурн – см. Св. Эферий Киоава (Киова, Киав, Киама, Киава, Киев) – древнерусский город, столица Киевского княжества 16,148,152,158–161,164,167,168, 248, 250–252, 261, 266–269, 271, 276, 289, 301, 304, 309 Кипр – остров в северо-восточной части Средиземноморья 122, 149, 186 Киренаика – область в Северной Африке 17 Кичкас – см. Крарий Климаты (Крым, Таврида, Таврика) – официальное название фемы Херсона, занимавшей южную часть Крымского полуострова; Крымский полуостров 17, 68, 85, 89, 90, 115, 119, 150, 152, 164, 168–170, 189, 218 Климаты Хазарии – области, подвластные хазарскому каганату, на Северном Кавказе 168 Клокотиница – местность во Фракии 305 Кодори (Кодор) – см. Коракс Козары – см. Хазары Колоссы – см. Хоны Колхи – народ на территории Колхиды 79, 88 Колхида – область в Восточном Причерноморье, совр. Западная Грузия 30, 88, 93, 114 Команы – город в Абхазии 55 Команы – см. Куманы Конопа – совр. село Летя в Северной Добрудже 166 Константинополь (Византий, Византия, Царьград) – 49–51, 53, 56, 74, 75, 78, 82, 85, 88,102,103,105,110,112–114, 135,137,188, 196,199, 211, 213, 215, 232, 253, 258, 265, 269, 293, Константия – крепость близ совр. Костенджа 228 Констанция – совр. Констанца в Румынии 166 Конья – см. Иконий Коракс (Кодори, Кодор) – река в Апсилии 79, 123, 124 Корифо (Корфу, Керкира) – остров в Ионическом море 281 Корсунь – см. Херсонес Таврический Корфу – см. Корифо Косары – см. Хазары Костендж – см. Константия Костолац – город при впадении Млавы в Дунай 261 Котраги – см. Кутигуры Кракнакаты – пустая крепость близ Днестра 171 Крарий (Кичкас) – переправа, брод на Днепре 164

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

373, конец августа 122(127). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, позднее лето 97(101). Утешительное 108(112). К военачальнику Андронику 373, сентябрь – октябрь 140(145). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, осень 98(102). К сатальским гражданам 133(138). К Евсевию, епископу Самосатскому 134(139). К жителям Александрии 373, осень 135(140). К Антиохийской Церкви 110(114). К Кириаку, живущему в Тарсе 149(154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 270(278). К Уалериану 373, конец года 136(141). К Евсевию, епископу Самосатскому 373 или 374 92(96). К Софронию, магистру 141(146). К Антиоху 142(147). К Авургию 143(148). К Траяну 144(149). К Траяну 80(84). К правителю области 132(137). К Антипатру 150(155). К Сорану 113(118). К Иовину, епископу Перры 151(156). К Евагрию, пресвитеру 373 или 374, зима 156(161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа 374, начало года 131(136). К Евсевию, епископу Самосатскому 152(157). К Евсевию, епископу Самосатскому 157(162). К Евсевию, епископу Самосатскому 374, лето 125(130). К Феодоту, епископу Никопольскому 192(200). К Амфилохию, епископу Иконийскому 374, позднее лето – осень 161(168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосатского, сопровождающему его в изгнание 374,осень 174(181). К Отрию Мелитинскому 99(103). К жителям Саталы 158(163). К Иовину, комиту 159(164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 160(165). К Сорану 177(184). К Евстафию, епископу Иммерийскому 179(186). К Антипатру, областному правителю 182(190). К Амфилохию, епископу Иконийскому 183(191). К одному из епископов 168(175). К Магниниану, комиту 187(195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской 374 или 375 153(158). К Антиоху 154(159). К Евпатерию и к его дочери 180(188). К Амфилохию, о правилах 374 или 375, зима или начало 375 117(122). К Пимению, епископу в Саталах 175(182). К пресвитерам самосатским 374–378, после лета – осени 176(183). К правителям самосатским 211(219). К самосатскому клиру 375, начало года 124(129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 190(198). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

213 Имеются в виду гностики, которые с целью унизить Ветхий Завет как произведение злого, карающего демиурга тенденциозно подбирали Ветхозаветные выражения, урезая в них те части, которые не благоприятствовали их собственным воззрениям. 214 2, IX, рус. пер. стр. 215 Маркион (серед. 2 в.) основал в Риме особую секту, известную под его именем, Валентин (развивавший свою еретическую деятельность в Риме около 140 г. и основатель своей собственной школы) и Лукиан (сначала ученик Маркиона, а затем представитель собственной школы) — были известными последователями гностицизма — этой еретической системы, которая известна в истории христианства, между прочим, своим свободным, субъективно-рационалистическим отношением и пользованием священным текстом Библии. О маркионитах, например, Тертуллиан писал: «Nam et quotidie reformant, prout a nobis quotidie revincuntur.» (Adv. Marc. 4:5). 216 См. 12, XIII, рус. пер. стр. 121. 217 См. 1, LVI; 2, VIII, рус. пер. стр. 112. 218 Разумеется, Иисус Христос. 219 См. выше 2, IX, стр. 114. 220 См. 2, VII, стр. 112. 221 Особенно это нужно сказать о гностиках. 222 Euripid. Bacch. V, 498. 223 См. Гомер «Илиада», 5:340; ср. у Оригена выше: 1, LIXI, стр. 101. 224 т.е. Мессия Христос, чаяние всего Ветхозаветного человечества. 225 ναργεα — собственно, сознание Божества как основа служения Божеству. 226 т.е. от зла как проявления нравственного миропорядка. 227 Демокрит (род. между 470 и 460 гг. до Р.Х.) вместе со своим учеником Левкиппом был основателем атомистической философии. 228 Кратес Фивский — цинический философ. 229 Диоген Синопский (род. в 404 г. до Р.Х.) — представитель цинической философии. 230 γυμν σματος γενμενος ψυχ . 231 т.е. Божественное посланничество учеников Иисуса. 232 т.е. заключение о Божественности чудес Иисуса. 233 Замолксис — сначала раб, а потом вольноотпущенник Пифагора, возвратившийся на родину, где и проповедовал свое философское учение. 234 Рампсинит — мифический царь Египта, сын Протея, спускавшийся в преисподнюю и затем снова вернувшийся на землю (Геродот 2:122).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

23 октября 1635 г. посольство прибыло в Терский город, а 8 октября 1636 г.—в Москву. 11 октября 1636 г. митрополит Никифор был на аудиенции у царя Михаила Федоровича и 25 июня 1637 г. выехал из Москвы (Накашидзе RT. Указ. соч.— С. 108—112). Дело об отправлении посольства кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка А. Хватова в Кахети. См.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1637 г., 1. Русское посольство во главе с князем Ф. Ф. Волконским и дьяком А. Хватовым выехало из Москвы вместе с митрополитом Никифором 25 июня 1637 г. Послы имели проект престоцеловальной записи, то есть договора с Теймуразом I. 10 октября 1637 г. послы приехали в Терский город, 5 августа 1638 г. в сопровождении посланцев Теймураза I они добрались до лагеря Теймураза I, 2 сентября 1638 г. прибыли к Алавердскому монастырю, и 9 сентября состоялся прием послов Теймуразом I. После долгих переговоров 23 апреля 1639 г. Теймураз I торжественно подписал престоцеловальную запись, 28 апреля 1639 г. посольство выехало из Грузии и в конце года прибыло в Москву (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 112—122). Дело о втором приезде митрополита Никифора в Россию см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1640 г., 1, л. 1—273; 1641 г., 1, л. 1—494. В 1639 г. митрополит Никифор второй раз приехал в Москву с грамотой от Теймураза I об оказании денежной и военной помощи. 9 июня 1641 г. он, вместе с новыми послами кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева, которые везли Теймуразу I публикуемую грамоту, отправился в Кахети. 20 сентября 1641 г. послы прибыли в Астрахань, к августу 1642 г. добрались до границ Грузии, 1 сентября 1642 г. в Шуамта, где находился двор Теймураза I, состоялся официальный прием русского посольства. 24 ноября 1642 г. Теймураз I принял кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева «на отпуск». 26 октября 1642 г. посольство выехало из Кахети и 4 октября 1643 г. прибыло в Москву, привезя ответную грамоту Теймураза I (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 130—135). В 1564 г. правительство Ивана IV взяло под свое покровительство царя Кахети Левона II и послало ему русский вспомогательный отряд. В конце XVI в. Россия восстановила прерванную в 70-х годах связь в Кахети. В 1585 г. туда прибыл астраханский стрелецкий сотник Данилов с грамотой царя Федора Ивановича с предложением покровительства и политического союза. В ответ в Москву были присланы кахетинские послы и в 1587—1589 гг. заключен русско-кахетинский союз (См.: Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 14). О приезде кахетинских послов см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп, 1, кн. 1. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Фасис (2) – греч. город в устье одноименной реки 122, 246 Фасос – остров и город на нем в Эгейском море 90 Фат – река на территории Боспорского царства 127 Фатеи (фаты, таты, ср. темеоты) – народ на территории Боспорского царства 127, 229 Фенны (финны) – народ в Европейской Сарматии 186, 249, 250 Феодосия (Февдосия, Теосиополис) – греч. город на юго-востоке Керченского полуострова, входивший в Боспорское царство 87, 89, 90, 94, 111, 112, 114, 148, 156, 161, 188, 231, 244, 267, 270, 278 Фермодонт см. Термодонт Фессалония – город в Северной Греции 257 Фикоры – меотское племя в низовьях Кубани 229 Филиппополь – греч. город на Балканах (совр. Пловдив в Болгарии) 200 Финикияне – народ на Ближнем Востоке 81, 166 Финны см. фенны Фира см. Тира Фиска – город в Северо-Западном Причерноморье 190 Флютавзий – река Центральной Европы, впадающая в Дунай 271 Фракийцы – народ, населявший Фракию 16, 17, 18, 53, 56, 62, 63, 70, 114, 127, 152, 200, 202 Фракия – страна в Западном Причерноморье 19, 56, 57, 70, 125, 154, 203, 257, 264, 265 Фригия – страна в центре Малой Азии 20 Фритиорес – город в Боспорском царстве 278 Фругундионы – народ в Европейской Сарматии 186 Фтейрофаги (фтирофаги) – народ на кавказском побережье Черного моря 116, 122, 198, 228 Фурике – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Хаб – скифский город в Крыму 115 Хазария – страна в Восточной Европе 277 Хазары (хазиры, газы) – народ в Восточной Европе 276, 277 Хайниды – народ Азиатской Сарматии 194 Халибы – народ, локализуемый на юго-восточном побережье Черного моря 27, 152 Хальмия – город в Азиатской Сарматии 195 Харакены (Харакс) – город в Крыму 188, 242 Херсонес (Таврический, Гераклейский, Мегарский, Херронес, Херсона) – греч. город в Восточном Крыму (совр. Севастополь) 94, 99, 109, 110, 111, 114, 115, 148, 156, 180, 184, 188, 189, 231, 242, 244, 270, 271, 278 Херсонесцы – жители Херсонеса 110, 115, 180 Хесин – река Сарматии, впадающая в Балтийское море 182 Химабы – народ в Центральной Европе 275 Химерион см. Киммерида

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Vie 44.14—29 87 Vie 59.4—15. 88 Vie 59.15—16. 89 Vie 59.17—20. 90 Vie 60—67. 91 Hausher. Introduction. L " adversairë Etienne de Nicomedie, pp. LI-LVI 92 Vie 74.5—12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12—23. 95 Vie 73.2—6. 96 Vie 75.16—23. 97 Vie 76.2—8. 98 Vie 76.15—18. 99 Vie 77.7—8. 100 Hymn 21.25—44. 101 Hymn 21.51—68. 102 Hymn 21.102—107 103 Hymn 21.114—117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118—147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4—5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917—986 или 987 г. см.: Hausher. Introduction стр. ХС и мое примечание 2 стр. 236, Огласительные Слова, т. II. 107 Vie 73.1—2 108 Vie 73.9—12. 109 Vie 78.15—20. 110 Vie 79.8—12. 111 Vie 79.15—16. 112 Vie 80.1. 113 Vie 80.7—12. 114 Vie 81.2—14. 115 Vie 82. 116 Vie 83—86. 117 Vie 87.9—21. 118 Vie 88—90. 119 Vie 91.14—17. 120 Vie 92.4—9. 121 Vie 93.1—12. 122 Vie 94.6—10 123 Vie 94.15—22. 124 Vie 95.6—11. 125 Vie 95.15—23. 126 Vie 96.1—5. 127 Vie 96.5—22. 128 Vie 97—98. 129 Vie 99. 130 Hymn 4.91—97; Hymn 36.1—16. 131 Vie 100. 132 Vie 102.14—103.18. 133 Vie 104.17—24. 134 Vie 107.15—23. 135 Vie 108. 136 См. сн.1 к этой главе. 137 Ер 4.38—45. 138 Ер 4.45—49. 139 Ер 4.181—186. 140 Ер 4 заглавие. 141 Ер 4.392—399. 142 Ер 4.263—271. 143 Ер 4.415—420. 144 Vie 110. 145 Vie 37.11—12. 146 Vie 111.7—17. 147 Vie 113—124. 148 Vie 119.9—12. 149 Vie 120.1—2. 150 Vie 125.1—13. 151 Vie 126.14—19. 152 Vie 128.1. 153 Vie 128.21. 154 Vie 128.17—20. 155 Vie 128.20—129.15. 156 Об отношениях Никиты с пр. Симеоном см. Огласительные Слова, т. I, стр. 55—61. 157 Vie 129.15—25 158 Любопытно отметить удивление современного протестантского богослова К. Деппе, который не может понять, как пр. Симеон не был осужден как еретик мессалианин: «Имея в виду неутомимое рвение византийской иерархии подавлять высоконастроенный энтузиазм, мы поражаемся, что Симеон Новый Богослов не был осужден как мессалианец, или более того, что Симеон Новый Богослов был осужден и послан в изгнание, но мессалианское лжеучение не было поставлено ему в порицание» (Deppe. Der Wahre Christ, стр. 37). Что же касается мнения Деппе об отношении иерархии к мистическим течениям, а автор повторяет это мнение несколько раз, оно нам представляется по крайней мере схематическим и чересчур упрощающим историческую реальность. Как бы то ни было, один православный богослов однажды ответил, скорее под видом шутки, на вопрос, поставленный ему во время одного доклада на Съезде патрологов: «Это чудо Божие, за которое мы должны Его всегда благодарить, что пр. Симеон никогда не был осужден за ересь своими современниками. Иначе этот величайший мистик Православия был бы потерян для него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Соломону приписывают три псалма: 71, 126 и не имеющий в надписании имени писателя 131 Пс. Псалмы эти написаны: 71 – при восшествии на престол после молитвы гаваонской, 126 – по окончании постройки храма, 131 – по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм. Имя Асафа встречается в надписании 12-ти псалмов: 49, 72–82. Под именем псалмопевца Асафа известен левит времени Давида, отличавшийся поэтическим талантом. Вместе со своими четырьмя сыновьями он начальствовал над 4-мя чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения пред скинией на Сионе. Асаф был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связал с его жизнью; поэтому содержание для своих псалмов он брал из истории жизни Давида. Собственно ему принадлежат пять из 12-ти псалмов 49, 72, 77, 80, 81. Остальные семь псалмов: 73–76, 78, 79 и 82 принадлежат потомкам Асафа. Еману принадлежит 87-й псалом, Ефаму , иначе Идифуму, 88-й. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. Сынам Кореевым принадлежат 11 псалмов: 41, 43–48, 83, 84, 86 и не надписанный в еврейской Библии 42 Пс. Сыновья Кореевы были потомками Корея, возмутившегося при Моисее, и сохранили за собой название по имени этого предка, вероятно, в назидание себе. В число их обязанностей, как левитов, входило следить за благочинием молящихся во дворе храма и за содержанием чистоты двора. Их семья отличалась преданностью Давиду и вместе с последним разделяла его бегство, почему в псалмах этого периода главным предметом содержания являются скорбные чувства от переживаемых Давидом бедствий и, – во время бегства – от насильственного удаления от храма. Ко времени Давида из Кореевых псалмов относятся пять: 41–43, 48, 83. Один – 44 относится к времени Соломона, четыре – 45–47 и 86 – ко времени Езекии; 84-й псалом написан вскоре после возвращения евреев из плена вавилонского. Таким образом, известны авторы 107 псалмов: сто псалмов имеют в надписаниях еврейской Библии имена писателей, и, кроме того, авторы еще семи псалмов из числа ненадписанных в еврейском тексте определены с достоверностью. Остальные 44 псалма анонимные: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–151. Они относятся к разным событиям и эпохам жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 – ко времени избавления от нашествия Ассириян при Езекии; 92–99 – ко времени возвращения Манассии из плена или ко времени Иосии при восстановлении им богослужения; 101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями; 104 и 105 написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106, 112–116 являются благодарственными песнями; 110, 111 и 118 относятся ко времени после плена; 117 – ко времени построения в второго храма; 119, 120, 122, 124, 125, 127 и 128 – ко времени возвращения из плена; 129 – ко времени Ездры; 133 – ко времени окончания второго храма, 136 – ко времени плена; 145–150 ко времени Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

De baptismo, XVII. (Русск.пер., ч.П, с.24–25.) 88 Епифаний Кипрский, Adversus Haereses, 79. PG 42,744. 89 Апостольские Постановления. 111,9. (Русск. пер., с.111–112.) 90 На Западе право совершения крещения женщинами при тех же условиях, что и на Востоке, то есть в случаях смертельной опасности, было признано папой Урбаном в XI веке. 91 O.Cullmann. Le bapteme des enfants, append., p.63sq, Paris–Neuchatel,1948. 92 Для меня не имеет значения, что стих 37, по всей вероятности, является более поздней интерполяцией. Он, несомненно, отражает самую древнюю литургическую практику. 93 О церковной иерархии, II. (Русск. пер., с.34.) 94 Иустин Мученик, Апология, 65. (Русск.пер., с. 106.) 95 О церковной иерархии, там же. 96 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI;9 97 О церковной иерархии, 11,5,6. PG III, 393,396. (Русск. пер., с.34–35.) 98 Послание к Диогнету, 5. (Русск. пер., с. 17.) 99 Тертуллиан. Apolog.XLII. (Русск. пер., ч,1., с.87–88.) 100 Апостольские Постановления, XVI. 101 Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI. 102 Евсевий Кесарийский, Церковная история, kh.IV, 26,5–11 .(Русск. пер., СПб, 1858, с.247–248.) 103 Comment, in Danielem, IV,2. 104 Тертуллиан, De idol., VII. (Русск. пер., ч.1, с.122–123.) 105 Idol., V. (Русск. пер., с.120.) 106 Тертуллиан, De idol., X. (Русск. пер., с.127;) 107 Ibid., X. (Русск. пер., с.129.) 108 См. L. Duchesne, Histoire ancienne de l " Eglise, t.I, p.521. 109 Стоя, стоицизм — греко–римская философская школа, в диалоге с которой складывалось христианское учение святоотеческого периода. 110 Donativum — денежные подарки римским солдатам, которые военачальники выделяли из захваченной добычи. 111 Тертуллиан, De idol., XIX. (В русск. пер. абзац о военной службе выпущен.) 112 Не совпадают присяга божественная и человеческая, знамение Христа и знамение диавола, воинство света и воинство тьмы; не может одна душа быть в долгу перед обоими: Богом и кесарем. 113 Ориген, Contra Celsum, VIII, 72. 114 Здесь: воинский отличительный знак. 115 Мне не должно нести военную службу, ибо я христианин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

122. И весь собор — совет первосвященников и фарисеев. 24-2 2. Водолей — созвездие, в котором солнце находится последнюю треть января и две трети февраля. 24-5 5. Седой брат инея — снег. 24-21 21. У подножья горного — то есть у подножия " выси озаренной " , где Данте впервые встретил Вергилия (А., I, 61-62, 76-78). 24-31 31. В плаще — то есть в свинцовой мантии лицемера (А., XXIII, 66). 24-55 55. Еще длиннее лестница предстанет. — Поэтам предстоит восхождение от центра земли до вершины горы Чистилища. 24-56 56. Уйти от них — не в этом твой удел. — Смысл: " Уйти от грешников — еще недостаточно. Надо самому достигнуть внутреннего совершенства " . 24-85 85-88. Ливийской степи... — Данте называет пять родов необычайных змей, из числа тех, которые, по рассказу Лукана ( " Фарсалия " , IX, 700-726), будто бы водятся в Ливийской пустыне. 24-92 92. Нагой народ — воры. 24-93 93. Гелиотроп — темно-зеленая яшма с красными брызгами, которой приписывались разные чудесные свойства, в том числе — предохранять от яда и делать человека невидимым. Этот камень мог бы оказаться спасительным для воров, мучимых змеями в Аду. 24-101 101. Он... — грешник. 24-111 106-111. Феникс. — Сказочная птица Феникс, дожив до пятисот лет, вьет себе гнездо, устилает его нардом и миррой, ложится на них и умирает. Из ее праха родится новый Феникс. 24-112 112-118. Как тот, кто падает... — Грешник, " возвратившийся в прежнее обличье " (ст. 105), чувствует себя как после припадка падучей болезни. Средневековая медицина объясняла эти припадки запружением жил, идущих от сердца к мозгу, тяжелыми парами. 24-125 125. Ванни Фуччи — побочный сын (поэтому он мул, то есть ублюдок) знатного пистойца Фуччи деи Ладзари, деятельный сторонник Черных гвельфов, виновник многих убийств и грабежей. В 1293 г. он участвовал в ограблении ризницы Пистойского собора. Обвинение пало на его приятеля, к делу не причастного (ст. 139). Тогда Фуччи, успевший скрыться, выдал своих сообщников, и их казнили. 24-126 126. Зверь — такова была кличка Ванни Фуччи. 24-128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010