Скачать epub pdf Часть 1 Пастырь пред хиротонией и по рукоположении Приготовление к пастырству Идеал христианского пастыря навеки дан в Лице Господа Спасителя. Возвысится ли кто за поисками высшего идеала к звездам небесным, сойдет ли в глубины морские – другой подобной чарующей красоты Небесного облика, как у Спасителя, не найдет нигде. В Первопастыре Христе, как Первосвященнике, – совершенство пастырей, желательный элемент их создания, образец жизни и сама жизнь их. Самые имена Господа, как читаем в одной рукописи XI в., говорят о способах пастырского подражания Ему. Он – Помазанный елеем, Назорей, Сын Вышнего и Спаситель, как образец милосердия, посвященный Богу от чрева Матери, пример возвышенного созерцания духовного мира и Созидатель людей (см.: Мф. 1:16, 2:23, 1:21, 25 ; Лк. 1:32 ). Он – Еммануил – безотлучно пребывающий с пасомыми день и ночь, Сын Человеческий, как похожий на нас с наших лучших сторон (см.: Мф. 1:23, 13:37 ); Чистый, как девственная лилия полей; Смиренный, как приниженная фиалка; Любящий, как алая роза, по слову премудрого: Яко сад шипковый во Иерихоне ( Сир. 24:15 ). Таковы должны быть и пастыри Христовы. Свет их деятельности и настроения пусть не может открыться во всем полуденном блеске, но может разгораться тихо, как утренний свет. Служение Господа и пастырей воссозданию человечества мыслится в десятой главе Евангелия Иоанна (см.: Ин. 10 ) и Евангелия Матфея в словах: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ). И еще сюда же относятся евангельские изречения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13:15 ). Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и принесли плод, и чтобы плод ваш пребывал (ср.: Ин. 15:16 ). Добрый Пастырь Христос (см.: Ин. 10:11 ) – высший первообраз пастырей, идеал их, показывающий, какова должна быть всякая живая пастырская личность. Проникнутые Его бесконечным величием, пастыри могут вслед за пророком Иеремией сказать: Ты влек меня, Господи, – и я увлечен… было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог ( Иер. 20:7, 9 ). Спаситель указывает современным пастырям общее направление в до-стижении ими цели служения их, по слову Апостола: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ступени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Сейчас принято оперировать понятием стиль жизни, которое, как правило, сводится к совокупности дорогостоящих, но настоятельно рекомендуемых рекламой удовольствий и приспособлений для получения этих удовольствий. Если же попытаться обнаружить то общее, что свойственно всем навязываемым разновидностям стиля жизни, то, пожалуй (за исключением тех видов чревоугодия, которые близятся к гортанобесию 1 ), объединяет их спешка. Очень хочется выучить английский за 59 часов (рань­ше реклама обещала 60, но “рынок диктует”), что невозможно, и быстренько улучшить свою внешность до неузнаваемо­сти, и без всяких усилий мгновенно сбросить половину веса и уже никогда не набирать, чего также не бывает, и разом исцелиться от всех болезней… и вмиг очистить не только тело, но и душу, — раз и навсегда. Мгновенное очищение души обещают не только целители, но и “духовные” руководители многочисленных сект, оккультных или возводящих себя к протестантизму, но отошедших от него настолько далеко, что их христианский характер становится сомнительным, если не отрицается несомненно. Их успех отчасти объясняется именно тем, что они идут в ногу с веком сим — и идут, торопясь изо всех сил; и общий их девиз — быстро и окончательно. Между тем православное понимание возрастания души, очищения ее от греховности ради вечного спасения в Боге основывается на принципе постепенности (об этом свидетельствует и сам термин, исходящий из представления о росте как процессе природном 2 и медленном) и определяется как путь (а не скачок), как восхождение, то есть движение вверх, сопряженное с усилием, необходимым для преодоления силы тяготения, естественным образом влекущей вниз, — ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12; ср. Лк 16:16) 3 . Недаром одно из самых авторитетных православ­ных духовных руководств носит название Лествица 4 . Преподобный Иоанн выработал аскетическую систему, основанную на принципе умеренности: он был против сужения круга дозволяемой пищи, но советовал ограничивать в разумных пределах ее количество, и не проводил ночи напролет в бодрствовании, поскольку это может привести к повреждению ума, но спал не дольше, чем необходимо для поддержания сил, и не на голой земле, а на скромной постели. Преподобный говорил, что главный аскетический подвиг — это смирение перед Господом. Аскетика преподобного Иоанна Лествичника — хороший пример того срединного, царского пути, придерживаться которого всегда советуют святые Отцы.

http://pravmir.ru/stupeni-zhurinskaya/

Человек, достигший мудрости, должен быть жизнерадостен: твердая вера в правду и милость Божию и глубокое проникновение в Его непреложные законы должны дать мудрецу ясный и бодрый взгляд на жизнь, хотя бы обстоятельства переживаемого времени или его личной жизни и не благоприятствовали жизнерадостному его настроению. Бедность, как она ни тяжела, не может поколебать бодрости духа мудреца: он знает, что не в богатстве – счастье, напротив, – богатство часто развращает человека и ведет его к гибели: «многие были пленены золотом, и погибель была пред лицом их» (31:6). Но сильнейшим препятствием к наслаждению жизнию, свойственному мудрецу, является болезнь: больной человек не может пользоваться благами жизни, утрачивает спокойный сон, впадает в скорбь и печаль, злобствует на других, особенно здоровых людей. Вот почему «нет богатства выше здоровья телесного, и нет блага выше бодрости сердца», по словам сына Сирахова (30:16). Высокая ценность телесного здоровья в земной жизни человека засвидетельствована для нас тем обстоятельством, что Господь Иисус Христос одним из Своих дел на земле почитал возвращение людям утраченного ими здоровья (ср. Мф.11:5 , Лк.7:22 , Ин.10:32 ). И в наши дни жизнерадостное настроение часто соединено бывает с высокою святостью жизни; вспомним, напр., преп. Серафима Саровского или о. Иоанна Кронштадтского . Но христианство указало возможность счастья и для несчастного, больного человека, тогда как ветхозаветный мудрец, не без поэтического преувеличения, восклицал: «лучше смерть, чем несчастная жизнь, и лучше вечный покой, чем постоянная болезнь» (30:17)! О телесном здоровье (Сир.30:14–27) 14. Лучше бедный, но крепкий здоровьем, чем богатый, но разбитый телом; 15. Здоровую жизнь я предпочитаю золоту и бодрый дух – жемчугу. 16. Нет богатства выше здоровья телесного, и нет блага выше бодрости сердца: 17. Лучше смерть, чем несчастная жизнь, и лучше вечный покой, чем постоянная болезнь. 18. Лакомства, расставленные пред закрытыми устами, – как жертва, поставленная перед идолом:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

1. Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин, в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог , открывающий тайны» ( Дан. 2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу. В этом ветхозаветном смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что слово это в новозаветных писаниях встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «вам дано знать тайны Царствия Божия» ( Мф. 13:11 ; Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ), Он под этими «тайнами» подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз, в этом месте. Особенно очевиден сотериологический и христологический смысл понятия «тайны» в посланиях Апостола Павла. Говоря об Апостолах как свидетелях и возвестителях «тайны» спасения, он пишет: мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:7–10 ; ср. Рим. 14:24 ). В этих словах Апостол под «премудростью» имеет в виду Иисуса Христа, как Совершителя нашего спасения. Это в Нем, Кто «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1:30 ), открывается тайна Божия. Это Его, Распятого и Воскресшего, «приготовил Бог любящим Его». «Откровение Духом» явно намекает на пророческое служение христиан, как бы перебрасывая мост между Новым Заветом и Ветхим Заветом, где «тайна» Божия открывалась Духом только пророкам. В том же смысле Апостол Павел говорит об Апостолах, как «домостроителях тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). В торжественном стиле об откровении тайны Божией в Иисусе Христе говорится в христологическом гимне: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

23 февраля 2022, г. Тюмень, 22:48­-00:07, среда, память священномученика Харалампия, –2°C, облачно. В какой степени допустима супружеская жизнь супругов, чтобы она не доходила до греха? Или лучше и проще сказать, в каком случае вменяется во грех супружеская близость? Этот вопрос нередко беспокоит молодых православных христиан, начинающих познавать взрослую жизнь и не имеющих о супружеской жизни достаточно понятий, в то время как интер-содом навязывает тиранию своих стандартов распущенности, даже внутри законного брака, а посоветоваться как бы и не с кем: лукавый старается представить церковный взгляд на брачную жизнь в таком свете, чтобы ввергнуть молодых в отчаяние. Тут уместно перефразировать исследователя старообрядчества Мишу Шпаковского, который, помнится, при мне говорил: «похоже, все старообрядческие расколы и согласия возникли по вопросу брака» — и сказать, «похоже, что все современные уходы молодёжи из Церкви случились по вопросу интимной близости». По крайней мере, очень многие. Причём, даже женатых, у которых нет угрозы целостности брака. Многие сейчас ошибаются, считая, что Церковь не разрешает вообще ничего, и предпочитают вставать на путь согласия внутри себя с грехом и оправдания его, чтобы жить дальше по лозунгу — без Бога, но в сластолюбии, нежели с Богом, но без удовольствия (ср. 2 Тим. 3:2-4 ). Но существует, на самом деле, иное решение. Чтобы примирить сложное противоречие, которое нередко формируется в душах молодых, укажем, по крайней мере, на два простых принципа, видимых на поверхности. Первый состоит в том, что в то время и в том месте, о котором все мы понимаем, не должно присутствовать кого-то третьего: ни как, простите, наблюдателя, ни как наблюдаемого (то есть, какие-то эротические или, даже, порнографические дела запрещены), ни, тем более, в качестве блудного соучастника, о чём есть срамно и глаголати. Второй принцип — нельзя быть рабом своей похоти (похоть есть хотение плоти). Это значит, что, давая ей выход в определённые ей дни, нельзя делать этого вегда, «на вся дни светло» ( Лк. 16:19 ), без разбору постных дней, праздников и литургических постов, дней скорби или сугубой молитвы. Не похоть диктует человеку, а человек диктует определённые ей дни и часы, когда она может быть реализована. Каким бы сильным потрясением она ни являлась в минуты своего прихода, человек как господин ей должен решать, в каком случае следует загасить её, а в каком случае дать ей выход возможно. И тогда свидетельством о подконтрольности похоти является соблюдение постов, постных дней недели, крупных христианских праздников и постов литургических при подготовке к причастию (как за себя, так и за супругу).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 19 Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних В первых 10 стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом " брака Агнца " и участия праведников в " брачной вечери Агнца " (ср. Мф. 22:1-14; также Лк. 14:16-24). Тайновидец услышал на небе " громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " !.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! " — " Аллилуйя " , по объяснению св. Андрея Кесарийского, означает Божественное прославление; " аминь " — истинно, да будет. Это, говорит, ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу " троекратно " , по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. " Аллилуйя " — от еврейского " Галлему Яг " , значит буквально: " хвалите Бога " . " И дым ее восходил во веки веков " — это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться вечно. " Возрадуемся и возвеселимся и воздарим Ему славу, ибо наступил брак Агнца " — предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под " браком " , или " брачным пиршеством " разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец — Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Еф. 5:25).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКУЮ И ВИЗАНТИЙСКУЮ ЭПОХИ И ЕГО УРОКИ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Писания Нового Завета содержат первый и наиболее авторитетный образец характера и цели христианского научения. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения действовал как равви, т. е. учитель, а Его последователи назывались «учениками» не только в годы земной жизни Спасителя, но и в период, когда происходило первоначальное распространение Евангелия по всему Средиземноморью. В книге Деяний встречается много примеров употребления слова «ученик» в значении «христианин»: С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить ( Деян. 21:16 ; ср. также со многими примерами в главах 9 и 10). Раннехристианская община видела себя школой, приемлющей наставление от единого Учителя. Но учение, исходящее от Иисуса, не было похоже на учение книжников, ибо оно имело власть (см.: Мф. 7:29 ). Эта власть исходила от личности Учителя и цели Его служения. Иисус Христос не был просто основателем нового философского или этического течения; Он был Сыном Божиим, воспринявшим человеческую природу, чтобы возвратить ее к вечной жизни в Боге, от которой отпал человек. Вот почему ученикам Христовым надлежало не только запечатлеть и усвоить Его наставления в уме и памяти, но и стать свидетелями Его величайших дел: смерти, воскресения, восшествия на небеса. То, что Он совершал, было несравненно убедительнее любого отдельного Его наставления. Вот почему наименование «свидетели», которое апостолы получили от Самого Христа (Вы же свидетели сему. – Лк. 24:48 ), почетнее простого звания «учеников». Последователь Христа не просто постигает учение; он возвещает факты – твердо установленные и засвидетельствованные. Действительно, апостольское учение, на котором воздвигнута Церковь , говорит о том, что Иисус совершал, а ученики видели: что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши ( 1Ин. 1:1 ). Апостолы были избраны стать свидетелями исторических событий, и в частности – опустевшего Гроба и Воскресения. Эти события – события спасения, однако мы, Иисусовы ученики последующих столетий, знаем о них благодаря свидетельству апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XLIX В главе этой с 1 по 13 стих, „призванный от Господа“,– Мессия,-глаголет о том, что Он послан ко всем народам; с 14 по 26 ст. Он утешает огорченный Сион, провозглашая, что Он, Господь,-Спаситель и Искупитель его. 1 . Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей, назвал имя Мое; 2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3 . и сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. В первом стихе под именем островов,-как в Быт. 10 (ср. прим. наше в 1 т. Св. Лет.) – разумеются все племена земные, жившие обособленно друг от друга, отделенные и языками и суевериями и поклонением разным идолам и племенною или родовою ненавистью. Таков был весь ветхозаветный мир земной, не имевший никакого объединительного начала, ибо предание Ноево было забыто, а „благодать и истина Иисусом Христом бысть“. Ко всем народам взывает Мессия, говоря, что Бог Отец призвал его,-как человека, коего зрак Он восприял,– от утробы Матери, „назвав Его по имени“. Мы при этом напомним Лк. 1о словах Архангела, благовествующего Пресвятой Деве: „родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус“ 1559 . Воззванием Господа к народам в первом стихе устанавливается непреложный закон, не понятый Иудеями, что Мессия грядет для спасения всего человечества, а не для земной славы одних Иудеев. Обратим еще внимание на то, что, начиная с этой главы, более нет упоминания о падении Вавилона и о миссии Кира. Это были события-преходящие; пророк же начинает вещать о высших тайнах, которых лишь прообразованием были земные события, при чем Вавилон был, как мы видели выше, символическим именем лжи и зла. В псалмах и пророчествах мы встречаем образ Мессии, вооруженного мечем. Так изображает Мессию псалом XLIV, озаглавленный „песнь любви“, о котором мы подробно говорили в четвертом томе Св. Летописи 1560 . Так говорит о Господе Иисусе и Слове Божием Откр. 1:16 , повторяющее почти буквально стих 2-й этой главы Исаии и изображающее Господа с обоюдоострым мечем, исходящим из уст Его. Вспомним слово Апостола „Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого“ ( Евр. 4:12 ) 1561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава первая     О Соборном Послании Святого Апостола Иуды Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1 ). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти – Иудою Фаддеем или Леввеем ( Мф.10:3 ), иначе называемым Иудою Иаковлевым ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф.13:55 ). По свидетельству Климента Александрийского , Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX:731). Подобно другим братьям Господним, Иуда во время земной жизни Господа еще не веровал в его Божественное достоинство ( Ин.7:5 ), но по воскресении Господа он с братьями примкнул к общине апостолов и первых уверовавших во Христа ( Деян.1:14 ) и, занимая известное положение в первенствующей церкви, наравне с другими братьями и вместе с апостолом нес миссионерские труды по распространению Евангелия ( 1Кор.9:5 ). По свидетельству постановлений Апостольских, Иуда был преемником брата своего Иакова в епископстве церкви Иерусалимской (Const. apost. VII, 46). По рассказу Евсевия (Ц. Ист. III, 19–20), в конце царствования Домициана (ок. 95 г. по Р. X.) два внука Иуды, занимавшиеся земледелием, были приведены, по наветам еретиков, к Кесарю, как потомки Давида и родственники Господа, и когда император убедился, что никакой опасности для его власти они не представляют, он отпустил их, и прекратил гонение на церковь ; отпущенные же сделались предстоятелями церквей, как исповедники и вместе сродники Господа, и, наслаждаясь миром, дожили до царствования Траяна. Других сведений о жизни и смерти св. Иуды предание и церковная история не сохранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010