А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 22 1–9. Введение и речи, обращенные к иудейским царям. 10–12. Слово об Иоахазе-Саллуме. 13–19. Об Иоакиме. 20–30. Об Иехонии. Иер.22:1–9 . Пророк обращается к царю иудейскому и его слугам, и всему народу с увещанием совершать суд по правде. Если же этого не будет соблюдаемо, то Господь строго накажет и царя и всех его подданных, которые особенно заслужили гнев Божий своим поклонением чужим богам. Иер.22:1 .  Так сказал Го­с­по­дь: сойди в дом царя Иудейского и про­изнеси слово сие Дворец царский стоял, очевидно, на южном склоне храмовой горы и потому из храма во дворец не восходили, а сходили, спускались. Иеремия же в это время был, вероятно, в храме. Иер.22:2 .  и скажи: выслушай слово Го­с­по­дне, царь Иудейский, сидящий на пре­столе Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. «Народ твой». Это, конечно, не все иудеи, а люди, близко стоявшие к царю, которых было немало. Иер.22:4 .  Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на пре­столе его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. См. Иер 17.25 . Иер.22:5 .  А если не по­слушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Го­с­по­дь, что дом сей сделает­ся пустым. «Дом», т. е. дворец царский. Иер.22:6 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми Царский дворец, построенный из лучших кедровых деревьев и дубов, пророк называет «вершиною Ливана», где росли могучие кедры, и «Галаадом» – страною, по горам которой высились крепкие дубы (ср. 2Цар 7.2, 7 ; 3Цар 7.2–5 ). – «Сделаю тебя…» Упомянув о Галааде, пророк тут же вспоминает о том запустении, в каком уже в то время находилась эта прежде густо населенная аммореями местность. И теперь еще в восточной Палестине виднеются развалины древнейших городов, при Иеремии же этих развалин было еще больше. Иер.22:10–12 . Царю Саллуму предстоит жалкая кончина в плену, куда уводят его враги, и о нем пророк приглашает иудеев проливать слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его, и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Эмаф, где он произнес суд над ним. 6. И изб црь сны в Ревла пред очима ег, и вс велможы поб црь 6. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский. 7. И очы изтъ, и кова его пты, и вед его в Вавлнъ. 7. А Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон. Схваченный халдеями, окружавшими город сплошным кольцем, Седекия отправлен был к Навуходоносору, находившемуся в то время в Ривле ( Ревлаъ=вульг. Reblatha, также как в 4Цар. 25:6, 20 по греко-слав. переводу; ср. слав.-греч. перевод Иер. 52:9, 10 ), сирийском городе на берегу реки Оронта. Немного севернее Ривлы, на той же реке, лежащий город Гёмс служит ныне соединительным узлом дорог, ведущих к востоку на Ефрат, к западу в Финикию и к югу в Дамаск и далее. Если значение Гёмса, в первый раз под именем Емеса упоминаемого Птоломеем (во II в. по Р. Хр.), во время Иеремии принадлежало Ривле: то Навуходоносор, также как раньше Фараон Нехао, избрал для своей квартиры Ривлу, чтобы отсюда иметь наилучшее наблюдение и за Сирией, недавно только перешедшей в его власть, и за Финикией, на которую он несомненно имел также виды. Под Иерусалимом царь вавилонский не находился лично (ср. Иер. 32:2, 37:5, 8 ). И глагола к нем с сдомъ, см. Иер. 1:16 . Жестокое наказание, постигшее Седекию, было в обычаях восточных деспотов. Навуходоносор наказывал в лице Седекии своего возмутившегося вассала: Седекия посажен был на иерусалимский престол вавилонским царем ( 4Цар. 24:17 ; Иер. 37:1 ). Но мера наказания Седекии была меньше сравнительно с казнию, постигшею его сыновей и вельмож. Последние, как видно из главы Иер. 38 , были главными виновниками возмущения Иудеи против Вавилона, между тем как сам Седекия изъявлял преданность Навуходоносору (ср. толков. Иер. 29:1–3 ). В лице же детей Седекии царь вавилонский казнил принцев крови, с жизнию которых народ мог соединять надежды на возстановление своей государственной независимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер. 23:3 3. И азъ собер станки стада моег всхъ земель, в нже извергохъ ихъ там, и возвращ ихъ к ихъ, и возрасттъ, и умножатс. 3. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и оне уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. 5. Вот, наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 5 . От многих пастырей, имеющих пасти возвращенное в родную землю стадо Господне, отличается один Пастырь-Царь, который будет царствовать мудро и сотворитъ сдъ и правд на земл (ст. Ис. 11:4, 5, 42:1, 3, 4 ) и таким образом составит полную противоположность тем царям, которые, подобно Иоакиму, не творили суда и правды, не спасали угнетенных и т. под. (ср. Иер. 22:3, 13, 15 ). Этот Царь называется Отраслию праведною, которую Господь возставит Давиду. И это название указывает в Нем Лицо, тожественное с тем Лицом, о котором Бог говорит у пророка Захарии в Зах. 3:8 : вот, Я привожу раба Моего, Отрасль, и в Зах. 6:12, 13 : вот Муж, – имя Ему Отрасль, – Он примет славу, и возсядет, и будет владычествовать на престоле своем. Эти пророческие изречения Захарии об Отрасли, имеющей воцариться на земле, ясно дают понять, что Отрасль сия есть Лицо не собирательное, но единичное, не собор тех пастырей, о которых речь в Иер. 23:4 , но тот единый Пастырь, которого поставить над овцами своими обещает Господь устами пророка Иезекииля ( Иез. 34:23 ). В каком отношении находится этот Царь мудрый и праведный к пастырям, которые сохранят стадо Господне от расхищения (ср. Иер. 23:4 )? Замечательно, что этому Царю усвояется деятельность, последствием которой будет спасение Иуды и упрочение безопасности Израиля (ср. Иер. 23:6 ). Эти последствия в сущности те же самые, что и последствия деятельности пастырей, обозначаемые словами: овцы не уботс ктому ниж ужаснтс, и ни единъ погибнетъ числа ( Иер. 23:4 ). Дело единого Пастыря и деятельность многих пастырей тожественны по их направлению и последствиям. Если так: то под этими многими пастырями нужно разуметь апостолов, благовестников, пастырей и учителей, которых Христос Спаситель поставил на земле представителями и продолжателями спасительного и благодатного дела, Им начатого ( Еф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Много может усиленная молитва праведнаго ( Иак. 5:16 ). Но св. Иоанн Богослов говорит: если кто видит брата, согрешающаго грехом не к смерти; то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился ( 1Ин. 5:16 ). Не за всякого грешника Бог приемлет молитву праведного даже после того, как Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Еще менее Он мог быть снисходительным к людям в то время, когда они были по природе чадами гнева ( Еф. 2:3 ). Современные Иеремии иудеи молились Богу, приносили Ему жертвы во храме и говорили: мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости ( Иер. 7:10 ). Служили Богу, чтобы иметь возможность служить и идолам. Они лгали Богу, искушали Духа Господня ( Деян. 5:3, 4, 9 ). Их должна постигнуть участь Анании и жены его, солгавших Богу (см. Деян. 5:5, 10 ). Самому Иеремии уже не раз говорил Господь: «не молись за народ сей» ( Иер. 7:16, 11:14 ). После повторенного ходатайства его за грешников, ему объявляется, что не только он, но даже такие праведники, как Моисей и Самуил, своими ходатайствами не возвратили бы грешному народу утраченного им благоволения Божия. Пусть народ уходит из храма Божия; пуст не лицемерит больше. Не оправдается его надежда, что жертвы и молитвы защитят его от погибели: так как оне не сопровождаются исправлением нравов. Иер. 15:3 3. И мщ имъ четырми бразы, реч Гдь: мечь на и пси на и птицы нбс, и земл на и 3. И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять. 3 . Участь народа будет решена мечом неприятеля (ср. Иер. 9:16, 12:12 ). Трупы убитых будут оставаться на поверхности земли без погребения (ср. Иер. 8:1, 2, 14:16, 18 ) и сделаются пищею псов и хищных птиц и зверей. Иер. 15:4 4. И предамъ ихъ во всмъ црствамъ земнымъ ради сна цр за вс, же сотвор во 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ср. Иер. 17:14 . мо ты в день лютъ, ср. Иер. 16:19 ; Пс. 70:1 . Иер. 17:18 18. Да постыдтс м, азъ же да не постыждс: да устрашатс азъ же да не устрашс: навед на нихъ день сгбымъ сотр ихъ. 18. Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду безтрепетен; наведи на них день бедствия, и сокруши их сугубым сокрушением. 18 . Бодрствующаго над словом Своим, чтобы оно скоро исполнилось ( Иер. 1:12 ), пророк умоляет исполнением его угроз посрамить надежды грешников на благоденствие, ускорением неожиданного ими дня их бедствия устрашить их. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 17:19–27 Ст. 19–27. В этом отделе содержится увещание пророка к иудеям о хранении субботы, сопровождаемое обетованием вечного благоденствия соблюдающим субботу и угрозою нарушающим ее. О времени происхождения этого отдела и об его отношении к предшествующей речи сказано выше. Иер. 17:19–20 19. глаголетъ Гдь ко мн: ид, и стани во вратхъ снвъ людей твоихъ, ими же входтъ и исходтъ, и во всхъ вратхъ и речеши к нимъ: 19. Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа, которыми входят цари Иудейские, и которыми они выходят, и во всех воротах Иерусалимских, 20. Слышите слово Гдне и вс и весь во врата 20. И говори им: слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие сими воротами. 19, 20. «Вратами сынов людей», т. е. народа, называются врата храма, которыми ходили миряне. Название, усвоенное здесь этим вратам, отличало их, вероятно, от тех врат, которые назначены были для входа во храм и выхода из него священников. По крайней мере «сынами народа» (по слав. «сынове людстии») и в 2Пар. 35:5, 12, 13 называются все иудеи, не принадлежащие к числу священников, т. е. миряне. Что под «вратами сынов народа» разумеются одни из ворот храма, а не города, – можно судить потому, что цари представляются «входящими и исходящими» чрез эти ворота. Это значит, что дом царский находился вне, а не внутри стены, в которой были сделаны упомянутые здесь ворота, так что царю нужно было сначала входить в ворота, а потом уже выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

ниже Иер. 29:8, 25 . в) Под «царицею» точнее нужно разуметь мать царствующего царя, судя по евр. слову, которым она обозначается и которому это значение принадлежит в Иер. 13:18  (ср. толков.), также как и в 4Цар. 10:13 . И по 4Цар. 24:12  вместе с Иехониею была уведена в плен «мати его», – о жене не упоминается. г) «Каженики»=«эвнухи» были, может быть, придворные сановники вообще, между тем как князья Иудеи и Иерусалима, называемые только в русско-евр. тексте (см. примеч.), были высшие чиновники, стоявшие во главе управления народом как в Иерусалиме, так и в других городах Иудеи. – д) «Художником» назван в слав. переводе тот, евр. название которого частнее также значит плотник. е) «Юзнику»=заключенному, запертому – перевод в страдат. смысле слова, которому масореты усвоили, очевидно, переходящее значение: делающий запоры, замки, слесарь, кузнец. Ср. толков. на Иер. 24:1 . Вместо русско-евр. князья Иудеи и Иерусалима (ср. Иер. 24:1  «начальников его») в слав.-греч. читается: вском свободн. Вместо масор. , которому следует русский перевод (князья), 70 толковников повидимому читали – слово, которое значит: свободно-рожденный, благородный. Этим словом в частности обозначалось высшее в государстве сословие, из которого в случае нужды выбирались и цари (ср. Ис. 34:12 ). Чтение, которое, повидимому, имели 70 толковников в евр. списке, по смыслу согласно, так. образ., с чтением масоретским. – Слово: «юзнику» основано на чтении вм. масор. . Иер. 29:4–7 4. Так реч Гдь Бгъ преселенныхъ, хже пресел из в Вавлнъ: 4. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: 5. Соградите храмины, и вселитес, и насадите вертограды, и дите плоды ихъ, 5. Стройте домы, и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их. 6. И поимите жены, и чадотворите сны и дщери, и приведите снмъ вашымъ жены, и дщери ваш дадите за мжы, и да раждаютъ сны и дщери, и умножайтес, а не умалйтес. 6. Берите жен, и раждайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен, и дочерей своих отдавайте в замужство, чтобы они раждали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Особенно часто в этом значении слово   употребляется в юридических формулировках в качестве максимально обобщенного наименования главного участника описываемой ситуации, к к-рому применяется соответствующее наказание, напр.: «Если кто (    ) согрешит и сделает преступление пред Господом...» (Лев 6. 2(5. 21); ср.: Лев 2. 1; 4. 2, 27; 5. 1, 4, 15, 17; 7. 18, 21) или «...если же какая душа (    ), имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней...» (Лев 7. 20; ср.: Лев 5. 2; 7. 27; 17. 15; 20. 6; 22. 6; 23. 29, 30; Числ 15. 30); «...истребится душа та (    ) из народа своего...» (Быт 17. 14; ср.: Исх 12. 15, 19; 31. 14; Лев 7. 20, 21, 25, 27; 17. 10; 18. 29; 19. 8; 20. 6; 22. 3; Лев 23. 30). Прямыми соответствиями используемых при этом формальных выражений         и     в старовавилонских правовых документах являются аккад.     букв.- «если человек», и     букв.- «человек этот» (CH. passim). То же значение слово   приобретает в оборотах, применяющихся для указания на количество людей: «В восемнадцатый год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души» (Иер 52. 29); «...а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ» (Исх 12. 4; ср.: Быт 46. 15, 18, 22, 25, 26, 27; Исх 1. 5; 16. 16). В таких высказываниях   может относиться как к людям, так и к животным: «...по одной душе (  ) из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота» (Числ 31. 28). Дальнейшим развитием этого употребления является постепенная утрата словом   первоначального лексического значения и использование его в качестве эквивалента различных местоимений. Так, в значениях «всякий», «каждый»: «...в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому...» (   букв.- «всякой душе» - Исх 12. 16; ср.: 4 Цар 12. 4); «все»: «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Его, презираемому всеми (  )...» (Ис 49. 7; ср.: Числ 19. 18; Иер 2. 34; Иез 18. 4); «никто»: «...ни одна душа из вас не должна есть крови...» (Лев 17. 12); «кто-нибудь»: «Если найдут кого, что он украл кого-нибудь (  ) из братьев своих...» (Втор 24. 7; ср.: Притч 28. 17); личные и возвратные местоимения: «...и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе...» (   - Ис 51. 23), «...сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя (  ) и семейство твое» (Суд 18. 25), «...не думай, что ты одна (  ) спасешься в доме царском из всех Иудеев» (Есф 4. 13; ср.: Числ 30. 3-13; Иер 51. 14; Амос 6. 8; Иов 32. 2; Притч 6. 32; 8. 36; 11. 17; 15. 32; 19. 8; 20. 2; 29. 24 и др.).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Глава 3 1–5. Трудность обращения Израиля на истинный путь. 6–10. Две сестры-отступницы. 11–18. Призыв к раскаянию. 19–25. Обращение Израиля к Богу. Иер.3:1–5 . Хотя, по закону, жена, оставившая своего мужа, чтобы выйти за другого, не может возвратиться к своему прежнему мужу, однако Иегова, по Своему неизреченному милосердию, призывает к Себе Свою супругу – Израиля, – которая блудодействовала со многими. Все-таки милосердие это требует со стороны Израиля обращения к Богу не на словах только, а на самом деле. Иер.3:1 .  Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделает­ся женою другого мужа, то может ли она воз­вратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любо­вниками блудодей­с­т­во­вала, – и однако же воз­вратись ко Мне, говорит Го­с­по­дь. Иеремия имеет здесь, очевидно, в виду закон о разводе, содержащийся в кн. Втор 24.1–4 . – Вместо выражения: «страна та», некоторые переводчики, согласно с LXX, читают: эта женщина. – Вместо: «однако же возвратись ко Мне» новейшие переводчики переводят: и можешь ли возвратиться ко Мне? Иер.3:2 .  Подними глаза твои на высоты и по­смотри, где не блудодей­с­т­во­вали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом тво­им и лукав­с­т­во­м тво­им. «Высоты» – точнее с евр.: «голые, безлесные холмы», на которых обыкновенно совершалось служение идолам ( 3Цар 11.1 ). – «Как Аравитянин». Подобно арабу, бросающемуся стремительно на неосторожного путника, Израиль набрасывался на всякого проходящего, предлагая ему свою любовь (ср. Иер 2.24 ). Иер.3:3 .  За то были удержаны дожди, и не было дождя по­зднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. Даже наказания Божии не обращали эту бесстыдную блудницу, Израильский народ, на истинный путь! – «Поздний дождь», необходимый для созревания хлебов, идет в Палестине в течении марта и апреля. Иер.3:4 .  Не будешь ли ты отныне взы­вать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Иер.3:5 .  Не­ужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удержи­вать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и пре­успеваешь в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 30 1–24. Основание нового Давидова царства после суда над Иудою и Израилем. Иер.30:1–24 . Пророк видит не только Израиля, но и Иуду уже отведенным в плен после тяжелой борьбы за сохранение своей самостоятельности. Но вот его взору открывается картина светлого будущего, какое предстоит обоим еврейским царствам. На место чуждых властителей евреями будет управлять обетованный им сын Давидов или, как пророк выражается, сам Давид. Господь будет относиться к ним как к Своим чадам и снова образуется настоящее теократическое общество. Но все это явится не прежде, чем над евреями совершатся грозные суды Божии. Иер.30:2 .  так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. Пророчество свое пророк должен записывать в книгу, потому что оно касалось и всех евреев живших в плену, к которым Иеремия не мог обратиться лично. Иер.30:4 .  И вот те слова, которые сказал Го­с­по­дь об Израиле и Иуде. Иер.30:5 .  Так сказал Го­с­по­дь: голос смяте­ния и ужаса слы­шим мы, а не мира. Пророк изображает здесь гибель как уже наступившую. Но о какой гибели он здесь говорит? Чью судьбу имеет в виду? Некоторые видят здесь предсказание о гибели Иерусалима, другие – о разрушении Вавилона. Имея в виду подобное место в кн. пророка Исаии ( Ис 13.4 и сл.), относящееся прямо к Вавилону, мы и здесь можем видеть пророчество о дне Иеговы, т. е. о великом суде Иеговы над Вавилоном. Иер.30:7 .  О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это – бед­с­т­вен­ное время для Иакова, но он будет спасен от него. Евреям, находящимся в Вавилоне, также придется испытать не мало бедствий при разрушении этого города, но все-таки, в общем, они благополучно выйдут из опасности. Иер.30:9 .  но будут служить Го­с­по­ду Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им. Давид, о котором здесь говорит Иеремия, по всей видимости тождественен с праведною Отраслью, о которой идет речь в Иер 23.5 и в Иер 33.15 . Так как воцарение этого потомка Давидова, который будет по блеску своего царствования вторым Давидом, вместе с тем соединяется в представлении пророка с очищением народа и заключением вечного Завета с Богом, то ясно, что пророк собственно имеет здесь в виду Мессию (ср. Лк 1.32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010