Мк.5:31 .  Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Мк.5:32 .  Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Мк.5:33 .  Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Мк.5:34 .  Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия. «Будь здорова», т.е. оставайся в том новом положении, в каком ты очутилась в тот момент, как прикоснулась с верою к Моей одежде. Мк.5:35 .  Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? О воскрешении дочери Иаира евангелист Марк говорит также с большими подробностями, чем Матфей ( Мф.9:23–26 ). Мк.5:36 .  Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. Мк.5:37 .  И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Господь, как видно из последующего (стих 43), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. Втор.17:6 ). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих 40). Мк.5:38 .  Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. Мк.5:39 .  И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. «Девица не умерла, но спит». Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон. Если Иаир так глубоко верует в это, то ему нет причины предаваться отчаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3624. Ср.: Втор. 9:9 и след. 3625. Ср.: Дан. 14:30–39; 9:20–27. 3626. Ср.: Тов. 12:9. 3627. Парафраз изречения Эпикура (см. sent. 2); см Liebeschuetz. Р. 302, not. 4. 3628. Очевидно, Гермарх, преемник Эпикура; см Zelzer. Р. 245. 3629. См.: Эпиктет, epist. ad Menoec. 132. 3630. См.: Эпиктет, fr. 124 (?). 3631. В Синод. пер.: «и женщина, именем Дамарь». 3632. Ср.: Деян. 17:34. 3633. Имеется в виду Ной. Ср.: Быт. 9:20 и след. 3634. Ср.:3 Цар. 19:6, 8. 3635. Ср.: Исх. 17:6. 3636. Ср.: Дан. 1:12, 14, 30–39. 3637. Ср.: Дан. 3:20 и след. 3638. Ср.: Иудиф. 12:15–13:10. 3639. Ср.: Эсф.4:16–7:10. 3640. Ср.: Лк. 2:37–39. 3641. Ср.: Мф. 3:4, 11. 3642. Ср.:4 Цар. 4:39. 3643. Ср.:2 Езд. 8:2–8. 3644. Ср.:2 Кор. 11:27–30. 3645. Тема, часто встречающаяся у свт. Амвросия, например: hymn. 2. 23–24. См. также: Lewy H. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 3646. Ср.:1 Кор. 7:5. 3647. Ср.: hymn. 5. 15. 3648. Ср.: Исх. 15:20. 3649. Ср.: uirgb. 2. 3. 19; а также: Acta Pauli et Theclae, 28. 3650. Cp.: Iacob 2. 9. 19, а также у Вергилия (Aen. 9. 339; 10. 723). 3651. Ср.: Еф. 5:27. 3652. См.: Рим. 14:2. 3653. См.:1 Кор. 7:3. 3654. Ср. у Вергилия (georg. 3. 348). 3655. Ср.: Мф. 8:17. 3656. Ср.: Ин. 1:29. 3657. Ср.: Евр. 5:5. 3658. Ср.: Евр. 7:3. 3659. Ср.: Числ. 16:17–48. 3660. О восстании Корея см. Числ. 16. 3661. Сепфора, жена Моисея. 3662. Ср.: Числ. 12. 3663. Ср.: Числ. 17:1–11. 3664. Ср.: off. 1. 3. 13; 1. 21. 96. 3665. Ср.: οff. 1. 1. 4: paenit. 2. 8. 67. 3666. См.:10–е правило Сардикского собора (343). 3667. Свт. Евсевий Верцелльский ввел так называемую верцелльскую общину, где священнослужители жили монашеской общиной: см.: Crovella Е. S. Eusebio protovescovo е patrono di Vercelli e del Piemonte. Vercelli, 1971. 3668. Ср.: Евр. 11:37. 3669. Ср.: Дан. 1:6 и след. 3670. См. примем к epist. 75а. 18. 3671. Ср.:1 Кор. 9:24. 3672. См.: Еф. 6:12. 3673. Ср.:3 Цар. 17:3. 3674. См.:3 Цар 19:8–9. 3675. Ср.:3 Цар 19:16. 3676. См.: Лк. 3:2. 3677. Ср.:3 Цар. 17:4–6.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Из минерального царства евреи получали для пищи соль (мелах) и для питья воду (маим). Соль составляла необходимую принадлежность еврейского стола, поэтому вкушение чьей-либо соли означало общение с ним в пище и дружелюбные отношения к нему ( Ездр. 4:14 ). Евреи не терпели недостатка в соли. Она добывалась в обилии на побережье Мертвого моря, особенно у горы Издум. Добывавшаяся здесь соль (т. н. содомская соль) после вавилонского плена считалась единственно пригодною для соления жертвы. Пищу вкушали или сидя на земле, с подогнутыми ногами, как современные бедуины, или возлежа на особых софах, иногда же на коврах, опершись на левую руку. Перед вкушением пищи предварительно совершали омовение рук, а иногда и лица, богатые даже умащались благовониями. Что касается воды, то она получалась из рек и разных бассейнов. Чистая вода считалась лучшим напитком и после вавилонского плена в некоторых еврейских городах была предметом продажи. Пища и напитки, по законам раввинов, должны были содержаться в чистых сосудах и употребляться из чистых сосудов и чистыми руками (ср. Мф. 15:1–3 ; трактаты Келим и Иадаим). § 37. Одежда и украшения у древних евреев Материал для одежды древних евреев добывался частью из растительного, частью из животного царства. Из растительного царства добывались: лен и хлопчатая бумага; из животного – шерсть коз, овец, верблюдов, кожи животных и шелк шелковичных червей. Древнейшую одежду людей, по свидетельству Библии составлял «пояс» или особая «повязка» вокруг чресл («хагора» или «эзор»), происхождение которых относится к первоначальным моментам человеческой истории, ко времени обнаружения чувства стыда после грехопадения ( Быт. 3:7 , ср. Иер. 13и дал.). Этот пояс или повязка в древнейшее время делались или из листьев деревьев ( Быт. 3:7 ), или из кож животных ( Быт. 3:21 ). Из этой одежды с течением времени развились другие виды одежд, употреблявшиеся у евреев. Их состав, форма и способ приготовления определялись частью условиями общечеловеческой жизни, частью особенностями климата Палестины, частью же требованиями закона Моисеева. Так, закон Моисеев требовал, а) чтобы мужчины носили одежды, отличные от женских одежд, и не одевались в эти последние ( Втор. 22:5 ), б) чтобы одежда приготовлялась из однородного материала ( Лев. 19:19 ; Втор. 22:11 ) и в) чтобы по краям верхней одежды мужчины были вотканы особые кисти, с вотканными в них голубыми нитями, называвшиеся «цицит» ( Втор. 22:12 ; Чис. 15:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Это значит, что и в данном случае момент формальный отодвигается на задний план. Развод как таковой значения не имеет. Развод есть явное для всех свидетельство о том, что прекратился брак. Прекращение – в прелюбодеянии. Далее – ветхозаветное учение о клятве ( Мф.5:33–37 ). Закон запрещает клятвопреступление. Весьма возможно, что евангелист Матфей, приводя это новое толкование Иисуса на Ветхий Завет в настоящей связи, имел в виду тот же порядок Десятисловия, в котором запрещение убийства и запрещение прелюбодеяния идут одно за другим. Неверность клятвопреступника роднит его с неверным лжесвидетелем (ср. Исх.20:16 ). В данном случае, как и в первых трех, о нарушении Ветхого Завета речи нет. Господь не разрешает нарушение клятвы. Но закон оказывается беспредметным, потому что Господь воспрещает саму клятву. Если не будет клятвы, то не будет и случая ее нарушить. Как понимать запрещение клятвы? Произносящий клятву дает гарантию исполнения. Клятва есть ручательство. Ручается человек тем, что ему принадлежит. А что ему принадлежит? Даже на собственное тело не распространяется власть человека. Запрещение клятвы проистекает из смирения. Мы уже ставили его в связь с ублажением нищих духом ( Мф.5:3 ). Подход опять – изнутри. Ударение – религиозно-нравственное. В Мф.5:38–42 раскрывается отношение Иисуса к закону возмездия. Связь с предыдущим, может быть, правильно указана Левертовым. Во Второзаконии закон возмездия ( Втор.19:21 ) следует непосредственно за статьями закона, в которых речь идет о лжесвидетельстве ( Втор.19:16–20 ). Для русского читателя Евангелия толкование закона возмездия имеет остроту. Как известно, Л.Н. Толстой связал с ним свое учение о непротивлении злу. Но понимание Толстого должно быть отвергнуто как недоразумение. Греческая форма τ πονηρ ( Мф.5:39 , по-русски: «злому»), вообще говоря, может быть с одинаковым правом понимаема как форма мужского и как форма среднего рода. Т πονηρ (в среднем роде) для обозначения «зла» в Новом Завете попадается (ср. Лк.6:45 , по-русски: «злое»; Рим.12:9 , по-русски: «зло»).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

11 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим. отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу ( Втор. 23,21–23 ), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф. 14,1–12 ). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим. 11 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30,31). 11 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38,39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления. 11 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом ( Втор. 12,31 ; Пс. 105,38 ). не познала мужа. См. ст. 37 и ком. Глава 12 12:1–7 Противоборство Иеффая с ефремлянами и непродолжительность его пребывания в качестве судьи (ст. 7) явились наказанием Божиим за то, что он принес в жертву свою дочь. В Пс. 77 (особ. ст. 9–11,67) говорится о неспособности ефремлян сражаться (ср. Суд. 8,1–5 ) и указана причина, по которой Бог «не избрал колена Ефремова». Колено Иуды (в лице Давида) должно было стать во главе Израиля ( Пс. 77,68–72 ). 12 Ефремляне. Как и у Гедеона, у Иеффая возникли осложнения в отношениях с коленом Ефремовым (8,1–5), но на этот раз они привели к гражданской войне. Отсутствие единства среди колен Израиля самым отрицательным образом сказывалось на его благосостоянии. для чего..? Этот же вопрос был задан Гедеону (8,1). 12 среди Ефрема и среди Манассии. Жители Галаада происходили от Иосифа, как Ефрем и Манассия. 12 переправу чрез Иордан. Галаад находился на восточном берегу Иордана, а ефремляне на западном. 12 шибболет... сибболет. Ефремляне, говорившие на другом диалекте древнееврейского языка, произносили в начале этого слова звук «с» вместо «ш».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

– Не огонь, а жгут и опаляют внутренности; без зубов, а сильно угрызают сердце; не камни, а подавляют хуже всяких камней. – Надо стараться любить всем сердцем единого Господа (Ср.: Мф. 22:37 ; Втор. 6:5 ) и уже в Господе и для Господа, для угождения Ему – пользоваться всеми благами суетного века сего» 497]. «О злобе. Если ты злобишься на брата за грехи его, положим, даже соблазнительные, то ты сам не без грехов, тоже соблазнительных, хотя, может быть, в другом роде; а как ты сам желаешь, чтобы твои соблазнительные грехи были покрыты снисходительною и вся покрывающею (грехи) любовию ближних: как бы ты был им благодарен, с какою любовию обнял, поцеловал их за их вся терпящую любовь (Ср.: 1Кор. 13:4, 7 )! Как это снисхождение облегчило бы без того тяжкую скорбь твою о грехах, ободрило и укрепило твою немощь в борьбе с ними, укрепило бы дух твой упованием на милосердие Божие! Но чего желал бы ты себе в подобных случаях, того желай, то делай и брату. Он – твой член и член Христову; возлюбиши, сказано, ближняго твоего, якоже себе ( Мф. 22:39 ). – Помни всегда при осуждении и злобе сердца твоего на брата за грехи его, что ты сам не без грехов. Что видиши сучец, иже есть во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? – Лицемере, воистину лицемере – изми первее бервно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Ср.: Мф. 7:3, 5 ). Притом брат своему Господеви стоит или падает ( Рим. 14:4 ), а не тебе» 216]. «Душа наша – простое существо, потому она не может в одно и то же время любить Бога и, например, деньги, пищу, питие, или ближнего и вместе деньги, пищу и питие. Потому и говорится: никтоже может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф. 6:24 ). Потому и псалмопевец Духом Святым говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс. 61:11 ). Так, всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире, к книгам, к светской музыке; да не любишь, не ласкаешь плоти своей чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками; сном, праздностию и леностию, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что касается птицеводства и пчеловодства, то о занятии ими у древних евреев нет определенных указаний, но из Евангелия и Талмуда можно видеть, что занятия тем и другим были свойственны им во время земной жизни Христа Спасителя (ср. Мф. 23:37 ; 26и д. Мк. 14:30 и д.; Лк. 24:42 ). Охота, составлявшая столь любимое занятие египетских и ассирийских царей, как это явствует из изображений на египетских и ассирийских памятниках, которой предавались Нимрод ( Быт. 10:8 ) и Исав (ibid. XXV, 27), у евреев совершалась только с защитною целью, для охраны домашнего и полевого скота от нападения хищных зверей. Вследствие применения закона о субботних годах, когда запрещалась обработка полей и все произраставшее на них оставлялось в пользу бедняков, а также диких животных (ср. Исх. 23:11 ; Лев. 25:7 ), в Палестине было много диких животных, зверей и полевых птиц, чрезмерное размножение которых могло угрожать благосостоянию как самих жителей, так равно их скота и посевов. Поэтому евреи занимались ловлей этих животных, зверей и птиц. Для сего они употребляли особые сети (решет), силки (пах), ставили западни, рыли ямы (пахат, шахат), а также пользовались луком, стрелами и мечом. Но и в данном случае закон требовал соблюдения умеренности и милосердия. Так, когда птицелов встречал матку, сидящую на яйцах или при птенцах, то, согласно закону, он мог взять птенцов, матку же должен был отпустить на свободу ( Втор. 22:6–7 ). Охотник, убивший на охоте добычу и желавший употребить ее в пищу, предварительно должен был выпустить из нее кровь и покрыть ее земным прахом ( Лев. 17:13 ). С рыбной ловлей евреи были знакомы еще во время пребывания в Египте, где они употребляли рыбу в большом количестве ( Чис. 11:5 ). Встречающиеся у пророков в большом количестве образы, заимствованные из быта рыболовов, указывают на широкое знакомство евреев с этого рода занятием (ср. Ам. 4:2 ; Иер. 16:16 ; Иез. 29и др.). Во время земной жизни Христа Спасителя, рыбной ловлей занимались очень многие, преимущественно же галилеяне. Местом рыбной ловли было главным образом Тивериадское озеро, издревле славившееся богатством рыбы. Для ловли рыбы употребляли уды (хакка), крюки (сир) и гарпуны (цинна), сети (решет, мецода, δκτυον), бредни (херем, μφβληστρον) и невод (микмерет, σαγ νη). Рыбная ловля производилась преимущественно ночью (ср. Ин. 21:3 ). В случае большого улова, часть его шла в продажу и, вероятно, доставлялась в Иерусалим, где поэтому одни ворота назывались «рыбьими» (шаар гаддагим) ( 2Пар. 33:14 ; Неем. 3:3; 12:39 ). Из Иов. 40можно заключить, что евреи были знакомы с искусством доставлять рыбу живою, вставляя ей в жабры кольца и погружая в воду. Из названия одного из галилейских местечек на южной оконечности Тивериадского озера, где производилась рыбная ловля, «Тарихея», можно догадываться, что им было известно искусство солить рыбу. § 41. Земледелие

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

10 через завесу, то-есть плоть Свою. Образное выражение. Автор идентифицирует завесу в храме и тело Христа. Уподобление основано на том, что завеса, закрывавшая вход в Святое Святых, разорвалась сверху донизу (6,19; 9,3; Мф. 27,51 ), также и тело Христа было распято, чтобы кровь Его открыла доступ в небесное святилище (ст. 19). 10 верен Обещавший. Эти слова в равной степени имеют отношение и к Отцу, и к Сыну. 10:25 См. статью «Определение подлинности местных церквей». дня оного. Или «дня Господнего». Имеется в виду Второе пришествие Христа. 10 произвольно грешим. Христиане, считающие себя безгрешными, подвергаются самообольщению ( 1Ин. 1,8 ); те же, кто осознает свою греховность, не должны отчаиваться в получении благодати (4,16; 1Ин. 2,1.2 ). Умышленный же грех направлен против жертвы Христовой, очистительной силы Его крови и является оскорблением Духу Святому (6,6; 10,29). Грешащий преднамеренно тем самым отвергает дарованную во Христе благодать, прощение грехов и мир с Богом. 10 отвергшийся закона Моисеева. Обратившийся от Бога к идолам ( Втор. 17,2–7 ). 10:29 Насколько благодать нового завета превосходит закон ветхого, настолько отвержение ее серьезнее пренебрежения законом. 10 Господь будет судить народ Свой. Две цитаты из песни Моисея ( Втор. 32,35.36 ) свидетельствуют, что Бог намерен судить согласно завету, при этом выделяя тех, кого Он считает Своими, из прочих (ср. 1Пет. 4,17 ). 10:32–39 Как и в 6,19 7,12, автор уравновешивает суровость предупреждения ободрением, описывая плоды благодати. 10:33 Публичные поношения, аресты и другие преследования сопровождали эдикт Клавдия (49 г. до Р.Х.), которым евреи изгонялись из Рима (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 10 моим узам сострадали. Эти слова позволяют отождествлять автора послания с апостолом Павлом (см. Введение: Автор). имущество лучшее и непреходящее. Небесный Иерусалим и непреходящая ценность вечной жизни. 10:36 См. ком. к 6,11. 10:37–38 В этих стихах подразумевается Второе пришествие Христа, которое принесет воздаяние верным и отступникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В евангелии ( Лк. 16:29 ) чтению и слушанию Слова Божьего придаётся одинаковое значение ( Деян. 13:27 ; Деян. 15:21 ; Мф. 17:5 ); заповедуется слушать Христа ( Лк. 10:16 ) и апостолов, что возможно только через чтение св. Писания ( Ин. 5:39 ). 3) Слово Божье не изменяется в своей сущности (accidens non mutat rei esseutiam 37 , будет ли оно передано устным или письменным способом (sive praedicationis, sive scriptionis modo). Происхождение, содержание, форма и конечная цель Слова Божьего остаются те же самые, хотя бы способы его сообщения были не одинаковы. 4) Сами апостолы 38 часто отмечают полное тождество своей проповеди с Писанием Ветхого Завета. Так ап. Павел о писаниях Моисея ( Втор. 30:14 ) говорит: это есть „слово веры, которое мы проповедуем” ( Рим. 10:8 ). Ап. Пётр пишет: „Слово Господне пребывает вовек ( Ис. 40:6–8 ); а это есть то слово, которое вам проповедано” ( 1Пет. 1:25 ). В происхождении св. Писания Герард различает причину первоначальную (sausa principalis) и причину служебную (causa instrumentalis). Верховный автор (summus auctor), или производящая Причина св. Писания (causa efficiens) есть Бог , единый по существу, но троичный в Лицах 39 . Как в других делах, так и в составлении св. Писания участвовали все три Лица Божества: Отец ( Лк. 1:55 ; Евр. 1:1 ), Сын Божий ( Ин. 1:18 ) и Св. Дух ( 2Цар. 23:2 ; Пс. 45:2 ; Деян. 28:25 ; Деян. 15:28 ; 1Пет. 1:11 ; 2Пет. 1:21 ; ср. Мф. 10:20 ). Сын Божий потому и называется Логосом, что именно через Него говорил Бог Отец с прародителями и патриархами Ветхого Завета. В Новом же Завете, по исполнению времён, Сын Божий соделался человеком ( Ин. 1:18 ) и в течение трёх лет сеял среди людей семя Слова Божьего 40 . 1 . Уже из самого содержания (ех Scriturae materia) св. Писания очевидно, что верховный автор его есть именно Бог . По своему содержанию, (Scriptura materialiter accepta) св. Писание есть письменно изложенное Божественное Откровение (revelatio in sacras liter as redacta). Некогда Бог открыл Себя людям через дело творения, потом до падения прародителей открывал Свою волю через устное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010