Апостол Иоанн свидетельствует, что он вторично видел явление славы Божией. «Вот престол стоял на небе и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола – двадцать четыре престола, а на престолах видел я двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на главах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы, и голоса, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных (т. е. живых существ), исполненных очей спереди и сзади...» (4:2–6). Эти живые существа имели вид подобный льву, тельцу, человеку и орлу летящему. Все они были «шестокрылые», как Серафимы, и беспрерывно взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, и есть, и грядет» (сравн. Изек. 1:26–28, Ис. 6:1–3 ). В то же время старцы полагали свои венцы пред престолом Господа Славы и возглашали... «Достоин Ты, Господи, принять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (4:11). Вокруг престола сияла радуга, как знамение завета вечного между небом и землей ( Быт. 9:13 ). 3. Третье видение Славы Господа Иисуса Христа. Агнец Божий. Таинственная книга (5 гл.) Далее св. Иоанн вновь увидел «Сидящего на престоле», и в правой руке Его была книга, написанная извне и внутри. Книга была запечатана семью печатями. И никто не мог открыть ее и прочесть написанное; она содержала в себе все прошедшее, настоящее и будущее всего человечества. И, взглянув, св. Иоанн увидел посреди престола и четырех животных – Агнца, как бы закланного. Это был образ Иисуса Христа, о котором в свое время св. Иоанн Креститель говорил на Иордане: «Се Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» ( Ин. 1:29 ). Вокруг престола св. Тайнозритель увидел множество Ангелов, «число которых было тьма тем и тысяча тысяч», и которые взывали громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и кротость, и честь, и славу, и благословение...» (5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Филистимляне жили по берегу Средиземного моря в западной части равнины сефейской. Откуда пришли они сюда? Каких предков для них мы должны отыскивать в родословной таблице Библии ? Мы думаем, что наиболее вероятною о них должно признать догадку Гитцига, что они были пеласгического, т. е., значит, арийского происхождения. Повидимому, это стоит в несогласии с прямым указанием родословной таблицы народов, что филистимляне вышли от каслухеев ( Быт. 10, 14 ), значит, из Египта, но «вышли» не значит «произошли»; и все дальнейшие указания священного текста сближают и отождествляют филистимлян с критянами, а Крит в глубокой древности был населен народом греко-пеласгического происхождения (название филистимлян критянами мы находим у Сафон. 2, 5, поставление их рядом с критянами у Изек. 25, 16). Гитциг указывает, что в характере филистимлян открываются особенности арийской расы: они любят войну, мореплавание и торговлю, они предприимчивы, культура у них стоит высоко. К своим этнографическим доказательствам Гитциг присоединяет еще лингвистические (он производит филистимские слова – названия лиц, городов – с греческого и санскритского – Голиаф – египетская форма окончания). Можно, пожалуй, присоединить еще и соображения антропологические. Филистимляне – племя гигантов, о пеласгах на основании оставшихся от них циклопических построек делали подобные же предположения. Конечно, нельзя за всеми этими соображениями признать решающего значения. Филологические соображения Гитцига очень рискованны (они, ведь, таковы, что на основании их и Авраам с Саррою выводятся из Индии), особенности характера – тоже шаткое основание, и вавилоняне были народом культурным и их уподобляли и грекам и даже французам. Но во всяком случае гипотеза пеласгического происхождения филистимлян (самое имя Felistim от эфиопского falasch – странствовать) хорошо согласуется и с прямыми указаниями Библии (из всех народов Палестины – страны получившие свое имя от филистимлян – филистимляне наиболее противопалагаются евреям, как иноплеменники и необрезанные, сближаются с критянами и называются критянами) и с последовательностью библейского повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

et mort. prophet. c. 8) называет Бетгахарам, Исидор (de vita et obitu sanct. c. 44.) – Беггаккарон. 20 Иерем. 49, 8. 20; Изек. 25, 13. См. также соч. Кейта: «очевидн. истин. религ. христ., выведенн. из букв. исполн. пророчеств.», – в перв. с англ. Бар. Эльенер., помещ. в корон. епарх. ведом. N 11 – 1867 г. 23 Они проникали в это время даже до Хеврона. См. 1. Маккав. 5, 65; Иезек. 35, 10; 36, 5. Вот в этой то постоянной неприязни идумеев к иудеям без сомнения и заключается причина того, – почему эдомляне почитались у иудеев главными их противниками и почему вообще у пророков казни Божии врагам Иуды представляются казнями Эдому. См. Исаиа 34, 1 – 5; 63, 1 – 6 и друг. – Эдом значит красный. Это название первоначально принадлежало Исаву, родоначальнику идумеев. Исав, как известно, получил это прозвание от того, что любимым его кушаньем была чечевица красноватого или кофейного цвета, за которую он продал и свои права первородства (см. Быт. 25, 29 – 34 ). Впоследствии название Эдома сделалось обыкновенным названием потомков Исавевых, – как и теперь еще на востоке многие лица известны более под данным им прозванием, нежели под своим собственным именем. 29 У израилетян это водилось и потому, что так было предписано в законе Моисеевом. Второз. 24, 21. 30 В этом случае пророк, без сомнения, имеет в виду бесчисленные пещеры в горах и утесах Идумеи, на которых жители ее устроили свои жилища, (отчасти даже и теперь строят) и в которых сохраняли свои самые дорогие вещи. 32 Авд. ст. 8. Пророк не без причины здесь указывает на отсутствие мудрых советников у Эдома – народа особенно славившегося в древности своим умом (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ); он хочет сказать таким образом, что и это произойдет по воле правосудного Бога, – так по крайней мере дают право толковать сие место, употребляемые в нем пороком повторительные слова, которые без всякого сомнения, по мысли пророка, должны придать особенную важность этому месту. 33 Феманом назывался внук Исавев, известнейший из старейшин идуменских (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

V в. — нач. VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше. В данной статье мы попытались указать на наиболее важные богословские и пастырские аспекты возникновения и развития катехумената в IV вв. Сегодня проблема подготовки взрослых ко крещению стоит в нашей Церкви, вероятно, еще более остро, чем в рассмотренный исторический период. Здесь нет нужды и места указывать ни на часто встречающиеся на приходах пастырские упущения в этом вопросе, ни на удачные положительные примеры осуществления такой работы (к сожалению, не слишком многочисленные). Они всем известны, и рассмотрение нынешней ситуации выходит за рамки статьи. Хотелось бы только пожелать, чтобы все мы, и клирики и мipяhe Православной Церкви — той Святой Церкви, в которой живо апостольское и святоотеческое предание, помнили о той важной части святоотеческих поучений, о той пастырской практике, существовавшей в древней Церкви и рассмотренной в данной статье, которая называлась «катехуменат». И при этом были бы «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» ( Иак.1:25 ; ср. Рим.2:13 ). Примечания 1 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья. 2 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14. 3 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: «Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу». 4 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137–138. 5 Правило 5,13–14. 6 Одно из свидетельств этого – употребление выражения «прозелит Христа» для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171). 7 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12. 8 О покаян. 6,16–17. 9 О крещен. 18,1. 10 Проповедь на Лев. 6,2 . 11 Проповедь на Лк. 21,4 . 12 Проповедь на Изек.6:5.

http://azbyka.ru/katehizacija/katexumena...

«...говорит Валаам, сын Веоров...который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» ( Чис.24:15–19 ). Из этого пророчества Валаама мы видим, что он видит видение Всемогущего, то есть признает Сына Божиего Всемогущим. А именно с таким титулом не согласны «Свидетели Иеговы» по отношению ко Христу. Пророк Варух пишет о Христе: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:36–38 ) – предельно ясная фраза, что Сам Творец сошел на землю и пожил с людьми. А вот одно из самых ярких пророчеств Исаии о Христе: « Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Младенец назван Богом, Князем мира. Когда этот Младенец родился, пришли волхвы и подарили Ему золото, ладан и смирну. Золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку, ибо смирной помазывают тело человека. 3.12. Сравнительная таблица пророчество Христе и Боге Бог Ветхого Завета (Иегова) «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь...» (Изек.11:5) «К сему-то спасению относились исследования пророков, которые предсказывали... на какое время указывал сущий в них Дух Христов...» ( 1Пет.1:10,11 ) «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх.3:14 ) «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис.40:3 ) «Иоанн сказал им в ответ:... но стоит среди вас Некто... Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» ( Ин.1:26,27 ) «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» ( Ин.10:29 ) «которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,... Которого никто из человеков не видел и видеть не может.» ( 1Тим.6:15,16 ) (об Иегове)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...