Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: по сих абие бых в дусе, и се престол стояше на небеси, и на престоле седящ. И седяй бе подобен камени иаспису и сардинови, и бе дуга окрест престола подобна видением смарагдови. И окрест престола престоли двадесять и четыри, и на двадцати четырех престолех двадесять и четыре старцы седящия, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих. И от престола исхождаху молния и громы и гласы, и седмь свещников огненных пред престолом, яже суть седмь духов Божиих. И пред престолом море сткляно, подобно кристаллу (Апокал. 4, 2—6). Таким образом многие престолы, виденные Даниилом, по моему мнению, — те же, которые Иоанн называет двадцатью четырьмя престолами. Ветхий же днями — тот, который по Иоанну один сидит на престоле. Также Сын человеческий, приходящий к Ветхому днями, — тот самый, который у Иоанна называется львом от колена Иудина (Апокал. 5, 5), корнем Давидовым и прочим, подобным этому. Полагаю, что это те престолы, о которых апостол Павел говорит: аще престоли, аще господствия (Колосс. 1, 16). И в Евангелии мы читаем: вы сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома (Матф. 19:28). Называется же сидящим и ветхим днями Бог для того, чтобы показать, что Он есть вечный судия. Одеяние Его бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна. Также и Спаситель, преобразившийся на горе и принявший славу божественного величия, был видим в белых одеждах (Матф. гл. 17). Волосы главы Его сравниваются с самою чистою водною, чтобы показать, что суд Его справедлив, нелицемерен и нелицеприятен. Он изображается старцем, чтобы показать зрелость суждения. Престол Его уподобляется пламени огня, чтобы грешники боялись великих мучений, а праведники спасались, но как бы чрез огонь. Колеса Его или колесница Его подобны огню возженному. И у Иезекииля (гл. 1) о Боге говорится, как о сидящем на четверне, и все Божие [изображается как] огненное. Об этом и в другом месте говорится: Бог огнь потребляяй есть (Второз. 4:24), чтобы мы знали, что дрова, сено и солома сгорят в день суда. И в Псалмах мы читаем: огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его (Псал. 96:3). Река огненная и быстрая выходила от Него, чтобы увлекать грешников в геенну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

8 Воззвание бесноватого, как увидим, нельзя признать вполне свободным и вполне сознательным выражением веры в Господа Иисуса как Христа-Мессию. 9 Исцеление это было совершено в субботу, как ясно сообщают Марк (1, 21. 19) и Лука (4, 41. 32. 38), что предполагается и замечанием Матфея о наступлении вечера (8, 16), т. е. по прекращении субботнего праздника (покоя) после вечери в доме Петра. Однако же ев. Матфей указывает здесь на субботу, как это делает он после, при повествовании о других чудесах. Очевидно, мысль об отношении Христа к раввинским узаконениям о субботе не руководила евангелистом при изложении этого отдела, как при изложении одного из последующих отделов (12, 1 след.) Соображение это может отчасти служить также косвенным подтверждением того предположения, что изложение Евангелия у Матфея имеет идейно-богословский характер и располагается по особым логически расчлененным отделам с преобладающим раскрытием какой-либо одной частной стороны общей идеи евангелия. 10 В подлиннике это место читается так: " так (а), страдания (б) наши Он взял (в) и скорби наши (д) понес (е), а мы сочли (ж) Его пораженным (з) и (и) наказанным (i) Богом и угнетенным (к). а) Подлинно, истинно, Вульг. vere,kak Сир. и Халд. но у LXX опущ. хотя нек. чит. ο τως вм. ο τος, – Сим. ντως. б), Ср. Екклес. 6, 2, где термин (болезнь, немощь) берется в нравственном значении, – в нек. евр. стоит един. число, ср. Иоан. 1, 29 : τν μαρταν, но все др. во множ. В значении скорбей, немощей, болезней термин берут: Вульгата – Ianguoresnostros, Сир. – и Матф. τς σθενεας μν, также нек. греч. (Кир. Ал. и нек. испр. μαλακας – см. у Pars). Но LXX, Сим. τς μαρας ср. Иоан. 1, 29 – τν μαρταν и Халд. – за грехи наши (он будет умилостивлять). Это чтение можно объяснить и разночтением, напр. и под., или же, вероятнее, тем, что понятие греха и болезни, как его следствия, сходственны, так что грех рассматривается как болезнь, требующая лечения ( σξειν, σωτηρα) и целения ( σεται Второз. 30, 3, – νοσος и σθνεια у LXXbcmpeчaemcя сравнительно редко).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Наставлениями и чудесами Иисус подготовил сцену для последней недели служения в Иерусалиме и усилил ожидания людей. Его популярность временно помешала замыслам вождей ( Матф. 26:4–5 ). Однако Он знал, что в конце недели будет предан на смерть ( Лук. 22:15 ; Матф. 26:1–2; 20:17–19 ). В последний раз Он прошёл от Иерихона к Иерусалиму, прибыв в Вифанию за 6 дней до Пасхи. Иисус в Иерусалиме Посещения Иисусом Иерусалима до Страстной недели отмечены буквами А–3 (зелёный фон). Шесть из 8 событий, описанных в Евангелиях, произошли на Храмовой горе. События последней недели перед Его распятием и воскресением, отмечены (жёлтый фон). ИИСУС В ИЕРУСАЛИМЕ ДО СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ A. Благословения Симеона и Анны, Луки 2:22–38 Когда Иисусу было 40 дней, Его принесли в храм для представления Господу ( Исх. 13:2, 6 ; Лев. 12:2–6 ). Симеон и Анна радовались спасению, которое принесёт это Дитя. Б. Отрок Иисус в храме, Луки 2:41–52 Когда Иисусу было 12 лет, Он остался в Иерусалиме после Пасхи. Родители нашли Его в храме беседующим с религиозными учителями. Его ответ родителям отражает понимание Им Своей мессианской роли. B. Искушение, Луки 4:9–13 Перед выходом Иисуса на служение сатана искушал Его, требуя доказать связь с Отцом прыжком с храма. Г. Первое очищение храма, Иоанна 2:13–25 В начале служения Иисус на Пасху очистил храм, приобретя этим последователей среди простых людей. Это не была простая задача, но она не сравнится с Его главной целью – умереть и воскреснуть из мёртвых. Д. Купальня Вифезда, Иоанна 5 Иисус прервал служение в Галилее (карта 9–5), чтобы прийти на праздник в Иерусалим. У купальни Вифезда был исцелён человек, парализованный 38 лет. Он ожидал исцеления, возможно связанного с еврейским суеверием или даже римским богом исцеления Асклепием. Упоминание в некоторых манускриптах ангела, возмущающего воду, добавлено в ГУ веке (см. Иоан. 5:36–4 ). Е. Кущи, Храмовая гора, Иоанна 7–9 См. пояснение к карте 9–8. Ж. Притвор Соломонов, Ханука, Иоанна 10:22–39 См. пояснение к карте 9–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Для того они и распяли Его всенародно, чтобы в глазах всех ругаться над Ним; для того распяли и руками воинов, чтобы под предлогом, что приговор произнесен в народном судилище, тем свободнее предаваться неистовству. 2. И кого бы не смягчил народ, последующий за Ним и рыдающий? Но только не этих зверей. Вот почему Он тех и удостоил ответа, а этих не удостоил. После того, как сделали все, что хотели, стараются опорочить и славу Его, страшась Его воскресения. С этой целью они всенародно говорят об этом, распинают с Ним разбойников, и, желая огласить Его льстецом, говорят: " Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого " (Матф. 27:40). Когда, тщетно просив Пилата снять вину (а вина была написана такая: " царь Иудейский " — Иоан. 19:21-22), они не успели в намерении (он воспротивился им, сказав: " что я написал, то написал " ), — тогда они уже ругательствами своими старались показать, что Он не царь. Поэтому они, кроме тех слов, говорили и следующие: " если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста " (Матф. 27:42); и еще: " других спасал, а Себя Самого не может спасти " , — и покушались, таким образом, омрачить и прежние знамения Его. Также: " уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему " . О, скверные и пребеззаконные! Что же: пророки разве не были пророками, или праведные — праведными, оттого, что их Бог не исхитил от напастей? Они оставались таковыми, хотя и претерпевали страдания. Что может сравниться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, наведенными вами на них, но они остались пророками и при всех страданиях, которые терпели, то тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами, и словами искоренял в вас эту мысль. Впрочем, говоря и делая это, они ничего не успели даже в самое это время. Тот, который погибал в крайнем нечестии, который все время жизни своей провел в убийствах и грабежах, в то время, как сказано было это, исповедал Его и вспомнил о царствии; равно и народ плакал о Нем. Хотя несведущим строения тайны казалось, что все происходившее свидетельствовало о противном, — именно, что Он слаб и бессилен, — но истина и самыми противными обстоятельствами усилилась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Главенствующие над еретиками, пожиравшие народ Мой ради своих наслаждений и нисколько не болезновавшие о сокрушении Иосифа, первыми будут уведены для наказания, и прекратится у Ефрема ржание коня, который в Священных Писаниях понимается двояко: или в отношении в высокомерию и силе тех, которые ржут, или в отношении к крайней похотливости. Относительно высокомерия и сообщества худых людей [говорится] наприм. в следующих местах: «сии на колесницах, и сии на конех» (Псал. 19:8) и: «ложь конь во спасение» (Псал. 32:17). И царям израильским повелевается не умножать у себя коней (Второзак. 17:16). И в книге Иова (гл. 39) голос коня сравнивается с звуком трубы. Также у Захарии мы читаем то, что подтверждается свидетельством Евангелия (Матф. 21:5; Иоанн. 12, 15) и относится в явлению Спасителя: «радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на» ослицу и молодого осла. «И потребит колесницы от Ефрема и кони от Иерусалима» (Зах. 9:9—10). Крайнюю же похотливость и необузданное сладострастное стремление [означает конь] например у Иеремии, который, изображая сластолюбцев и прелюбодеев, сказал: «кийждо к жене искреннего своего ржате» (Иерем. 5:8). Пришествие Христово и гнев Божий сокрушают силу таких коней. И клянется Господь Самим (потому что Он не может никем высшим клясться, — Евр. 6:13), что Он гнушается всеми еретическими поношениями и ненавидит все селения их. Ибо все то, что они говорят, оскорбительно и достойно ненависти Божией. И уничтожит Он город и соборища их вместе с жителями, то есть и народ, и учителей, и если останется десять человек (если бы они были в Содоме и Гоморре, то не сошел бы на них огонь, — Быт. гл. 18), то все они умрут тою смертию, которая ведет в ад и о которой пишет Иезекииль: «душа, яже согрешит, та умрет» (Иезек. 18:. 4). Кости их погребают родственники и домашние их, о которых говорится: «остави мертвые погребсти своя мертвецы» (Лук. 9:60). Но тот, кто находится вне и не входит в дон мертвых, но скорее удаляет их из дома, приказывает сожигающему мертвых, превращающему их в пепел и раздробляющему кости их, молчать и мертвыми устами не осквернять чистейшего имени Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господь не хочет сравнивать Бога с судьей неправедным (лишнее доказательство того, что в притчах не все подробности подлежат истолкованию в духовном смысле), но только как вывод от худшего к совершеннейшему, делает заключение, что тем более Бог всеблагий и всеправедный защитит Своих избранников, если они будут вопиять к Нему день и нощь, хотя бы Он вначале и медлил выступать на защиту их. «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» – несмотря на ту несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он таких верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Иными словами: нечего опасаться, что Бог не защитит верных Своих от грядущих бед и напастей, а скорее можно опасаться, что верных таких на земле ко времени второго пришествия Христова не будет. 51. ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ     (Луки 18:9—14)    Какова должна быть эта молитва верных последователей Господа, дабы она могла привлечь Его помощь и защиту, Господь показывает в рассказанной Им после сего притче, о том, как молились в храме два человека, фарисей и мытарь. Фарисей молился с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, и уничижая других людей. Мытарь молился с сознанием своей греховности, своего недостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным «паче онаго», т.е. фарисея, ибо, как выражает Господь идею этой притчи в заключительных словах ее: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится». Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже милостив буди мне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление. 52. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ     (Матф. 19:13-15; Марк. 10:13-16 и Луки 18:15—17)    Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь «вознегодовал» на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Сколь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Между прочим, и в Ветхом Завете о любви к ближнему сказано достаточно четко. Я цитирую из главы " Левит " : " Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя " (Левит 19, 18). Казалось бы, сказано точно как в Новом Завете. Но совершенно ясно, что говорится именно о " сынах народа твоего " . В Новом Завете, в христианском учении этого ограничения нет, при всех понятных трудностях стремления к всеобщей любви именно она имеется в виду. Хочется к этому добавить, что в христианском учении гораздо меньшее внимание, чем в Ветхом Завете, уделяется обличению пороков, гораздо большее – тому, что в педагогическом смысле мы бы назвали опорой на положительное. Да, Христос не раз говорит о роде человеческом как роде лукавом и неверном, но вспомните то, как, в каких словах обличают неправды и грехи ветхозаветные пророки. И сравните это с призывом Христа: " не судите, да не судимы будете " (Матф. 7, 1). Недавно в Совете Федерации еще раз обсуждалась возможность создания Общественного совета по средствам массовой информации. Но препятствия с разных сторон чинятся большие, и отнюдь не по соображениям свободы информации. На упомянутой выше видеопродукции совсем не мирного свойства делаются большие деньги. Я уверен все же, что подобный совет будет когда-то создан, и что представители нашей Церкви будут играть там самую конструктивную роль. Конечно, и здесь есть определенная проблема. В нашей такой непростой жизни нужны и развлечения, нужно, чтобы у людей была возможность расслабиться, словом, нужна не только высокая классика, нужен и легкий жанр. Но Церковь и не предъявляет к нам, обычным грешным людям, таких требований, какие налагают на себя святые и подвижники. Мы всегда помним, что Господь будет нас судить не только по грехам нашим, но и по милосердию Своему. Однако, определяя приоритеты, думая о перспективах духовно-нравственного развития страны и общества, мы не можем не вспоминать ценности православия. В заключение я бы хотел затронуть вот какую проблему.

http://religare.ru/2_49983.html

Какими похвалами, каким венцем славы мы можем увенчать его! Изумительно непобедимое его терпение! Несокрушимым своим терпением, из веры проистекавшим, он победил диавола, заслужил неизреченное наслаждение — наслаждение беседовать с Богом, и Бог возвратил ему здоровье, снова осыпал его богатством, вдвое большим против прежнего, и дал ему столько же детей, сколько прежде у него было, так что он, можно сказать, не потерял своих детей, а только переменил их (Иов. 1:2—19, 42:13—15). Вот, братие, достойный подражания пример благочестия и праведности в счастии, непоколебимого терпения и геройского мужества в несчастии!    2. Но вместе с тем, возлюбленные братие, Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности; потому что о Нем предречено было: «се день грядет горящ яко пещь, ...и возсияет ...Солнце правды» (Мал. 4:1—2). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. «Аз есмь, — говорит Он, — путь и истина и живот» (Иоан. 14:6). Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Псал. 23:1)? Притом все богачи не больше, как слуги и управители Его, Господа нашего. Иов три раза был искушаем диаволом. Подобным образом, по свидетельству Евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (Матф. 4:1—11). Иов, лишенный всего своего имения, обнищал. Господь наш, по любви к нам снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом. Дети Господа нашего — пророки были побиты безумным фарисейским народом (Лук. 13:34; Деян. 7:52). Иов поражен был язвами. Господь наш, приняв на себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. Иова увещавала жена его впасть в тяжкий грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4125...

   Ст. 32. Поели убо во Иоппию, и призови Симона, иже нарицается Петр; иже пришед возглаголет тебе, и это рассказывает со всей точностью, одного только не достает в словах его, — того замечания ангельского, что Петр речет тебе глаголы именно такие, в которых спасешися ты и весь дом твой (ст. 6), замечания, которое, вероятно, после открыл апостолу Корнилий (сравни 11, 13, 14). Почему не все договорили уста, что было на сердце? Потому, полагаем, что благочестивый сотник, по вере своей, только таких глаголов и ожидал от великого посланника Христова, и потому слова: Петр возглаголет тебе значили у него то же самое, как и речет глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой. Не мог забыть он этих слов Ангельских, душа его все три дня повторяла их себе непрестанно; но сия ревностная душа спешила теперь, при виде апостола, от языка вся переселиться в слух. Потому и говорит:    Ст. 33. Абие убо послах к тебе; ты же добре сотворил еси пришед: ныне убо вси мы пред Богом предстоим слышати вся повеленная тебе от Бога. С первых минут после явления ангельского доселе, душа блаженного Корнилия стремилась к Благовестнику Христову. Теперь, собрав друзей, домашних и родных своих, она торжествует в присутствии апостола, подобно Закхею, принявшему в дом свой Спасителя мира (Лук. 19:6). Не прилично ли и здесь сказать: днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть? (Там же, 9). Мало сего; видя такое усердие к вере в язычнике и слыша столь благочестивые слова его, Петр мог в душе своей повторить и слова Господа, сказанные о другом сотнике: ни во Израили толики веры обретох (Матф. 8:10)! В самом деле, какое это великое слово в устах и сердце язычника: вси мы пред Богом предстоим! Так говорили пророки (3 Царств. 17:1). И если действительно, все тогда собравшиеся у Корнилия были одного духа с ним (в чем и нельзя сомневаться, когда на всех их так скоро сходит Дух Святой, см. ст. 44), то необходимо полагать, что в сем собрании язычников началось тогда уже Богослужение, и все в этом новом храме Божии имели горе сердца свои. Прекрасное расположение душ для слышания слова Божия и для принятия божественных таинств?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010