6 мая 2012 года председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин передаст в московский Новодевичий женский монастырь чтимый список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в 1648 году. 6 мая. ПРАВМИР. 6 мая 2012 года председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин передаст в московский Новодевичий женский монастырь чтимый список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в 1648 году (празднование 13/26 октября) и с 1654 года пребывавший в Новодевичьей обители, сообщает Патриархия.ру . В передаче образа, хранившегося после закрытия монастыря в фондах Государственного Исторического музея, примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Икона крестным ходом будет пронесена духовенством Московской епархии от святых врат обители в Смоленский собор, где перед ней будет совершен молебен, который начнется в 14.00. Историческая справка. Принесенный в 1648 году с Афона список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось почитание чудотворного образа на Руси, более трех с половиной столетий находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. История его создания восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу Пахомию с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список. 13 октября 1648 года список Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября.

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-vozvra...

В Тихвинском Богородичном Успенском монастыре освящен Казахстанский список Тихвинской иконы Божией Матери 13 августа 2021 г. 17:14 12 августа 2021 года в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре в городе Тихвине Ленинградской области была освящена точная копия Тихвинской иконы Божией Матери. Образ был написан в Санкт-Петербурге «в меру и подобие» древней чудотворной святыни по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава . Одной из целей создания точного списка Тихвинской иконы Божией Матери является забота о сохранности древней святыни. Копия вместе с окладом воссоздана до мельчайших деталей, включая дефекты и другие следы времени. Теперь Казахстанский список Тихвинской иконы можно будет использовать для создания других списков, не тревожа старинный оригинал в Тихвинском монастыре. Руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, приехавший в Тихвин с группой паломников из Казахстана, отметил, что это не первая копия чтимой иконы, созданная для православных жителей Казахстана по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра: уже созданы списки с Феодоровской, Казанской, Курской Коренной, Смоленской икон Божией Матери. «Тихвинская икона считается хранительницей Русского Севера, и теперь она будет охранять и Казахстан. Высококлассными живописцами создан точнейший список, его украшает оклад, который повторяет исторический оклад. Казахстан — страна, где проживают люди разных национальностей и вероисповеданий в мире и согласии. В этом году Казахстан празднует 30-летие независимости. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев наряду с традиционным исламом называет православную веру столпом общества. Владыка Мстислав воспринял идею написания копии с большой радостью, активно способствовал созданию святыни. Этот образ духовно соединит наши народы. Божия Матерь будет благословлять и ограждать православных казахстанцев», — сказал отец Евгений.

http://patriarchia.ru/db/text/5835295.ht...

- 1 июня 1614 г. он вошёл в город, принеся с собою в благословение от царя Михаила Фёдоровича Казанскую икону Божией Матери. Этот образ был точным списком с той чудотворной иконы, с которой войска князя [Д.М.] Пожарского и [К.] Минина победно вступали в Москву».(45) Известно, что уже «в исходе 1765 года», вследствие образования больших трещин, была «сломана» прежняя колокольня Астраханского Успенского кафедрального собора (вновь сооружена - в 1808 - 1813 гг., затем опять разобрана и заменена в 1910 г. новой),(46) ранее построенная на месте разобранной церкви «Казанския Богородицы " что на вратах " », а в 1769 г. совершенно в другом месте - в Казанской слободе г. Астрахани - была освящена новая церковь «Казанския Божия Матери» (Казанской иконы Божией Матери)(47). При этом в некоторых современных публикациях, опять же без ссылок на источники, утверждается, что принесённая князем И.Н. Одоевским (Меньшим) в 1614 г. Казанская икона Божией Матери (её список) хранилась в Астраханском Успенском кафедральном соборе до 1769 г., после чего, как следует понимать из контекста «повествования», её перенесли в вышеозначенную церковь «Казанския Божия Матери» (Казанской иконы Божией Матери),(48) которая затем - в 1858 г. - горела, восстанавливалась, достраивалась и, наконец, была признана подлежащей «полной разборке». После возведения в 1907 г. рядом новой церкви (собора) Казанской иконы Божией Матери старая была разобрана. В советское время храм сначала захватили «обновленцы», затем «экспроприировали» власти. В 1991 г. он был возвращён Русской Православной Церкви, постепенно был восстановлен и вновь начал функционировать.(49) Однако мне, к сожалению, нигде не удалось обнаружить упоминаний о судьбе после 1769 г. и пребывании Казанской иконы Божией Матери (либо её списка), привезённого в 1614 г. князем И.Н. Одоевским (Меньшим). Между тем, имеются указания относительно церкви (собора) Казанской иконы Божией Матери на то, что: «Среди почитаемых святынь храма, особенно замечательна написанная на Святой горе Афон икона Казанской Божьей Матери, называемая верующими Казанско-Афонская.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Всеблаженная (Паммакариста) " Описания иконы Описание иконы Всеблаженная Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», прислана в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений. Святой образ был написан на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи. На обратной стороне – написанные на греческом языке слова: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвящ[...] Икона Всеблаженная - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», была в 1905 году прислана в Казань Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III. Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богородицы, единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе от различных разграблений. В настоящее время икона утрачена. Описание иконы Всеблаженная из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Святотатственное похищение из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года глубоко поразило сердца всех истинно верующих христиан. Горячо принял к сердцу эту потерю святыни в Казани и патриарх Константинопольский Иоаким III. Чтобы доставить хотя некоторое утешение благочестивым жителям г. Казани, он повелел написать точный список с иконы Богоматери Паммакаристы, или «Всеблаженной», находящейся в константинопольском патриаршем храме св. великомученика Георгия, единственной оставшейся в этом городе древней и всеми почитаемой иконы. По определению константинопольского Синода патриарх Иоаким препроводил эту копию с иконы в Санкт-Петербург к первенствующему члену Святейшего Синода, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой переслать ее в дар святому храму в г. Казани, где святотатственно была похищена чтимая по всей Руси Казанская икона Богоматери. Присланная святая икона Божией Мате[...]

http://pravicon.com/icon-71

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Галатская (Галатийская) " Описания иконы Описание иконы Галатская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Наименование Галатской иконы Божией Матери происходит от названия одного из районов Константинополя – Галата. Предполагают, что первоначально святой образ пребывал в монастыре, сооруженном в честь святой иконы, который просуществовал до XVII века. В некоторых исторических документах XIX века есть упоминание о том, что Галатская икона находилась в Пергии, или Пиргии (по-гречески «башне»), однако данных о существовании подобного монастыря в пределах Константинополя нет. Есть предположение, что под местом, названным башней, и, соответственно, местом пребывания святого образа, подразумевается церковь Богородицы Кастелиотиссы в Галате. В русских источниках упоминание Галатской иконы Пресвятой Богородицы встречается в XIX веке. Явление иконы Божией Матери в Константинополе описано в книге Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Точный список с Галатского образа, почитаемый чудотворным, находился в Москве, в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Список был выполнен мастер[...] Икона Галатская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Своё название икона получила от местности Галаты – части Константинополя, где она находилась. В древности в её честь был устроен монастырь, но он просуществовал только до XVII века. В России точный список (копия) Галатской иконы Пресвятой Богородицы долгое время находился в храме во имя святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, который был разрушен в 1933 году. После этого икона хранилась в Антирелигиозном музее искусств на территории Донского монастыря. Сейчас она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Описание иконы Галатская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон "

http://pravicon.com/icon-77

Древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар 22 ноября Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» — древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В Россию списки иконы стали поступать с Афона b XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и многие почитались чудотворными. Московский список «Скоропослушницы» был привезен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. В 1902 году честь этой иконы был освящен храм на Ходынском поле. Лютиковский список, по преданию, прислал в 1872 году на родину крестьянин села Троицкое Александр Фролов, отправившийся на Афон, чтобы принять там постриг. Он просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. Но в маленьком деревенском храме нужной суммы не оказалось, и икону решили передать в Троицкий Лютиков монастырь (неподалеку от Перемышля на берегу реки Оки). В храмовый праздник «Скоропослушница» была внесена в обитель, и там начали исцеляться люди.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Б. Милькович связал возможное происхождение иконы с образом «М.» в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии Печской Патриархии. Известно, что икона извода «М.» в кон. XVII в. была заказана Максимом, монахом Печской Патриархии, позднее проживавшим при афонской карейской келии ( 2011). В 2005-2006 гг. была проведена реставрация иконостаса Типикарницы, в т. ч. образа Божией Матери «М.» ( Гулан. 2010). О почитании иконы на православном Востоке свидетельствуют серб. и греч. списки XVII-XVIII вв. ( Пятницкий. 2014. С. 169-170; напр., список 1769 г. в собр. ГЭ, см.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 54). В XIX в. получили распространение гравированные оттиски с изображением «М.», печатавшиеся для паломников. Медная печатная доска с образом «М.», выполненная афонским иером. Гавриилом с о-ва Скопелос в 1871 г., сохранилась в США в собрании ун-та Дж. Мэдисон в Харрисонберге, шт. Виргиния ( Brooks S. T. An Engraved Copper Plate of the Virgin Galaktotrophousa: Images from the Holy Mountain in the Modern Age of Reproduction//The J. of Modern Hellenism. 2009/2010. Vol. 27. P. 131-152). Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Икона Божией Матери «Млекопитательница». Сер. XIX в. (Ильинский скит на Афоне) Чтимый список иконы Божией Матери «М.» из карейской Типикарницы находится в др. афонской обители - Илии пророка мужском скиту близ Кареи. В 1842 г. монах Ильинского скита Игнатий (Кравченко) получил этот образ от мон. Онисима из мон-ря Ватопед в обмен на список Казанской иконы Божией Матери. Этой же иконой настоятель Ильинского скита иеросхим. Паисий благословил в 1848 г. мон. Игнатия на поездку в Россию для сбора пожертвований. Мон. Игнатий взял икону с собой, во время пребывания в России образ прославился чудесами в Харькове, Туле, Ельце и Москве ( Феннелл, Троицкий, Талалай. 2011). Московский ктитор Ильинского скита Н. В. Лепёшкин пожертвовал для иконы серебряную позолоченную ризу с жемчугом, в С.-Петербурге к ней были добавлены драгоценные камни на полях; позднее к обороту иконы была прикреплена серебряная пластина с описанием чудес, происшедших от образа ( Пятницкий.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

Икона Черниговская Гефсиманская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Черниговская Гефсиманская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская Является верным списком (копией) с другой Черниговской иконы – ИЛЬИНСКОЙ, прославившейся в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. С чудесным образом сохранившейся иконы появилось много списков, один из которых попал в пещерный храм в честь святого Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Первое чудо от иконы произошло 1 сентября 1869 года: исцеление 28-летней крестьянки Тульской области Фёклы, бывшей до этого в полном расслаблении около 9 лет. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, сам встретился с исцелённой и, после тщательного опроса, благословил совершать перед прославившейся иконой молебное пение. С этого времени от иконы Божией Матери Черниговская Гефсиманская стали проистекать многочисленные исцеления, каждое из которых в монастыре засвидетельствовано должным образом. Так, через две недели после исцеления болящей Фёклы от приступов безумия исцелился крестьянин, которого родственники, прослышав о чудотворной иконе, привезли в Гефсиманский скит. В 1922 году после закрытия Гефсиманского скита икона была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в семью христиан из Подмосковья, но после этого след иконы теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список (копия) Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Черниговская Гефсиманская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-538

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Девпетерувская " Описания иконы Описание иконы Девпетерувская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Явление Девпетерувской иконы Божией Матери произошло 29 февраля 1392 года. Один из древнейших списков с этой иконы находился в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу и Пресвятой Богородице. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного события. Некая женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, приказавшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Он показал ей также и саму икону. После того, как женщина выполнила все приказанное, муж ее был оправдан и освобожден из тюрьмы. Много богомольцев притекает к святой иконе Божией Матери на поклонение, и все, [...] Икона Девпетерувская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. По преданию, Девпетерувский образ Божией Матери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события. Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен. После того как перед иконой отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова. Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Ик[...]

http://pravicon.com/icon-90

При множестве чудотворных икон в России, нередко одного и того же имени, с отдалением времени и ослаблением памяти народной, подлинные иконы иногда смешиваются со списками и одни принимаются вместо других. Таким образом, в последнее время, при усилении археологических изысканий в нашей церковной истории, стало возникать недоумение, которая из двух икон, известных под именем Казанской Богоматери, есть икона подлинная, явленная, та ли, которая доселе хранится в Казанском женском монастыре, или та, которая в смутное время России перенесена была из Казани в Москву, там прославилась и там оставлена: так как летописи не показывают, что икона возвращена была из Москвы в Казань. В первом случае предполагается, что ополчение князя Пожарского имело при себе только список с чудотворной Казанской иконы, который и остается до настоящего времени в Москве; в последнем случае надобно предположить, что список, снятый с явленной иконы, оставлен в Казани. Не смотря на то, что и для последнего заключения представляются некоторые соображения, нелишенные по видимому основания, автор статьи Православного Собеседника с Казанской чудотворной иконе Божией Матери, тщательно разбирая как исторические документы, так и другие доказательства, относящиеся к этому предмету, пришел к полному убеждению, что подлинная, явленная икона Божией Матери остается в Казанском женском монастыре, а в Москве хранится только список с нее. Именно: 1) Летописи ясно говорят, что в Москву послана из Казани не подлинная явленная икона Божией Матери, а список с нея. Так говорится в летописи Никоновой: «принесоша изъ Казани образъ пречистые Богородицы, списокъ съ иконы» 43 и проч. Тоже говорится и в летописи о мятежах: «принесоша из Казани образъ пречистые Богородицы списанной с 44 Мы не имеем никакого права не доверять этим показаниям летописей, тем более, что есть основание думать, что эти показания рассказаны в летописи очевидцем, или внесены в нее со слов очевидца 45 . 2) Голос народный или, лучше сказать, предание народное всегда признавало и признает за чудотворную ту икону, которая остается в Казани, хотя за чудотворную признается и хранящаяся в Московском Казанском соборе икона. Но если мы допустим, что последняя икона и не явленная, все еще будет основание признавать её чудотворною, так как она показала свое чудодействие при очищении Москвы от поляков, – между тем как, если предположим, что находящаяся в Казани икона есть только список с явленной, то уже не останется основания почитать её чудотворной и народное предание надобно будет признать обманчивым. А оно едва ли когда бывает таково относительно подобных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010