Арх.: Дело о споре за земельные владения у сел Хотова, Пирогова и др. между Выдубецким мон-рем и Киево-Печерской лаврой (1768)//ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 5447; Дело о переподчинении Зверинецкого скита в ведомство настоятеля Скита «Пречистыя» (1918)//Там же. Ф. 127. Оп. 795. Д. 577; Дело о пожертвовании земли Скиту Пречистыя в «Церковщине» крестьянином В. Лисовенко (1912-1913)//Там же. Оп. 871. Д. 530; Дело об освящении церкви в хуторе «Левада», принадлежащей Скиту Пречистыя в Церковщине при г. Умани (1914)//Там же. Оп. 873. Д. 240; Дело о закреплении за Скитом Пречистыя имущества, завещанного Прасковьею Ильиной (1914-1915)//Там же. Д. 353; Дело об отделении Скита Пречистыя в «Церковщине» и преобразовании его в самостоятельный мон-рь (1918)//Там же. Оп. 874. Д. 79; Дело о выдаче уполномочия Скита Пречистыя в Церковщине иером. Аполлинарию (1917)//Там же. Д. 107; Скит Церковщина о закреплении земли, даримой разными лицами (1911)//Там же. Оп. 1057. Д. 630; Дело по ходатайству о передаче г. Киевом памятника св. князя Владимира в ведение Скита Пречистыя в Церковщине (1911-1914)//Там же. Д. 733; Дело по сообщению Киевской Духовной Дикастерии о уничтожении отысканной в лесах между селениями Лесниками и Пироговым древней пещеры (1819)//Там же. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 1446; Свидетельства старожилов монастырских подданных о границах земельных владений Киево-Выдубецкого мон-ря и Киево-Печерской лавры (1694)//Там же. Ф. 130. Оп. 1. Д. 8; Реестр документов мон-ря [Выдубецкого] на его владения (XVIII ст.)//Там же. Д. 906; Дело о взаимных ссорах и захватах земли и имущества между монастырем [Выдубецким] и Киево-Печерской лаврой (1774-1786)//Там же. Оп. 2. Д. 38-б; Ведомость о Киево-Братском Богоявленском первоклассном мон-ре (1887)//Там же. Ф. 168. Оп. 1. Д. 301. Л. 1-8; Переписка Скита «Пречистые» в Церковщине с [Киево-Братским] мон-рем и Киевской духовной Консисторией о сборе пожертвований (1914-1915)//Там же. Оп. 2. Д. 147; План Киево-Братского мон-ря хутора Гадючего Киевской губ. и уезда (1872)//Там же. Оп. 2. Д. 172; Киевский уездный земельный отдел (уземотдел). Переписка с уездной продовольственной комиссией губернским земотделом и акт об передаче хутора Церковщина Хотовской вол. в ведение Облнаробраза и по др. вопросам (1922)//ГА Киевской обл. Ф. 350. Оп. 1. Д. 684; Списки та biдoмocmi про ekohoмiчhuй стан ciльcьkorocnoдapcьkux koлekmubib на 1-ое червня 1928 р.//Там же. Ф. 510. Оп. 1. Д. 38; Максимович И. П. Древняя пещера прп. Феодосия в окрестностях Киева (ок. 1840)//НБУВ ИР. Ф. 2. 2392; Бобровский Т. А. Отчет о спелео-археол. исследованиях отдела «Киев подземный» в 1992 г.//НА ИАНАНУ. Ф. Экспедиций. Д. 1992/37; он же. Отчет о спелео-археол. исследованиях отдела «Киев подземный» в 1993 г.//Там же. Д. 1993/31; В Губполитсовет - в музейно-выставочно-экскурсионную секцию - совета церковной общины Рождества Богородицы хутора Церковщина Хотовской волости Киевского уезда и губернии - Заявление//ЦДАВО. Ф. 166. Оп. 1. Д. 692. Л. 10.

http://pravenc.ru/text/1684573.html

С. 177-184; Ленченко В. О. Бароковий ансамбль Видубицького мон-ря за планом 1740-х рр.//Apximekmypha спадщина Украïни. К., 1997. Вип. 4. С. 160-162; Проценко Л. А. Некрополь Киево-Выдубицкого мон-ря//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 389-398; она же. Видубицький некрополь//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 198-205; Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 241-249; Kiлecco Т. С. Видубицький монастир. К., 1999; Оглоблин О. П. Михайло Миклашевський// Он же. Люди староï Украïни та ihшi npaцi. Острог; Н.-Й., 2000. С. 152-166; Вечерський В. В. Ikohocmac Гeopriïbcьkoï ц. Видубицького мон-ря// Он же. Bmpaчehi об " apximekmyphoï спадщини Украïни. К., 2002. 34; Бобровський Т. Печери Видубицького монастиря у (За мат-ми дocлiджehь biддiлy «Kuïb-niдзeмhuй»)//Киïв i кияни: Мат-ли щopiчhoï науково-практ. конф. К., 2005. Вип. 5. С. 6-9; он же. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XIX ст.: Спелео-археол. нарис. К., 2007; Тоцька I. Ф. «Страшний Суд» в монументальному жubonuci Киïвськоï Pyci//Moruляhcьki читання, 2004. К., 2005. С. 541-552; Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь: История в лицах, памятниках архитектуры и церк. искусства. К., 2009; он же (Ульяновський В. I.). Перша посвята Видубицького Гeopriïbcьkoro собору в cbimлi арх. дok-mib, пам,яток мистецтва та розпису Св. Coфiï Киïвськоï//Coфiйcьki читання. К., 2009. Вип. 4. С. 333-344; Эртель А. Новые данные по истории Выдубицкого мон-ря. 1920// Ульяновский В. И. Выдубицкий Чуда Архангела Михаила мон-рь. 2009. С. 610-623; Видубицький Muxaйлibcьkuй монастир - погляд kpiзь biku: Зб. мam-лib науковоï конф., присвяченоï 940-лimmю Cb.-Muxaйлibcьkoro мон-ря у К., 2010; Обитель Архангела. К., 2010; Ковалинський В. Kuïbcьki мihiamюpu. К., 2011. Кн. 9. Ч. 1. С. 198-247. В. И. Ульяновский, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Mihck, 2008. Vol. 4. С. 134, 142-143; Артамонов Ю. А. Мон-рь в древнерус. городе XI - нач. XII в.//Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время (XI-XVIII вв.): Докл. 2-й науч. конф. (Москва, 7-8 дек. 1999). М., 2001. С. 268-277; он же. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква Kuebo-Neчepcьkoi лаври: Cлiд у bikax: Мат-ли мiжhap. наук. конф., 1-2 жовт. 2001 р. К., 2002. С. 20-32; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277; он же. «Гипотеза, выстроенная на гипотезах»: По поводу нового исслед. А. Поппэ [рец. на: Поппэ А. Студиты на Руси. К., 2011]//ВЦИ. 2013. 1/2 (29/30). С. 361-387; Булычев А. А. Дионисий Суздальский и его время//Архив РИ. 2002. Вып. 7. С. 7-33; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Поховання у саркофагах Успенського собору лаври//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2003. Вип. 5. С. 85-103; Кузьмук О. С. у фондах НКПИКЗ//Moruляhcьki читання, 2002. К., 2003. С. 267-273; Киево-Печерська лавра - пам " ятка icmopiï та культури Украïни/Отв. ред.: Е. М. Кумченко. К., 2006. С. 7-19; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XI ст.: (Спелео-археол. нарис). К., 2007. С. 49-54. Рис. 29, 30; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007. С. 50-52, 69, 129, 131-132, 246, 252-253, 280, 282, 416, 487-490, 496; Бiлoyc Н. В. Kuib hanpukihцi XV - у 1-ï пол. XVII ст. К., 2008. С. 24, 43, 70-71, 75-76, 80, 87, 126, 194, 198-199, 223-224, 228, 230, 252, 262, 270; Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. К., 2011. Ю. А. Артамонов, А. В. Кузьмин Нач. XVI в.- 1786 г. 4 июля 1522 г. по ходатайству архим. Игнатия и братии кор. Сигизмунд I дал разрешение на утверждение в Киево-Печерском мон-ре «общего жития» - введение общежительного устава. После кончины архимандрита до назначения его преемника монастырским имуществом должны были ведать киево-печерские старцы, а не киевские воеводы; архимандрита теперь избирала братия мон-ря вместе с представителями шляхты Киевской земли; воеводы могли посещать мон-рь лишь 1 или 2 раза в год во время праздников и не требовать больших даров.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Старый хозяйственный двор охватывает разветвленное отрогами окончание мысовидного выступа плато. На большом расстоянии друг от друга здесь разбросаны несколько старых хозяйственных построек разной степени сохранности. Самой примечательной из них является добротное 2-ярусное сооружение конюшни с кирпичным нижним и деревянным верхним ярусом, расположенное в конце юго-западного отрога. Вблизи обители есть ископанные в земле пещеры, которые, по монастырскому преданию, были первоначальным жилищем здешних пустынных иноков. На сегодня известны 2 пещеры, именуемые «старой» и «новой». «Старая» находится в 1,5 км к востоку от Рыхлов, «новая» – в 0,5 км к западу от села. Входы в оба подземелья находятся в склонах глубоких оврагов и ориентированы на юг. Благоустройство входов для регулярного посещения обеих пещер паломниками ожидается в будущем. Ввиду осадки грунта близ устьев подземелий и большой исторической ценности интерьеров пещер, эти работы требуют участия профессиональных спелео-археологов. Восточную половину пути к «новой» пещере составляет прекрасная еловая аллея, деревья которой достигают огромной высоты, а западную половину – тропа на террасе северного склона глубокого оврага. В одном из оврагов к юго-западу от села находится почитаемый водный источник. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Праздники: Память свт. Николая Мирликийского — 9 (22) мая, 6 (19) декабря Местонахождение [ править править код ] Обитель расположена на мысовидном выступе плато, изрезанном глубокими оврагами, склоны которых поросли лесом. С севера к территории монастыря примыкают дворы с. Рыхлы, находящиеся на основном массиве плато. Адрес : Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы Телефон: 096–367–28–53 (наместник) Где остановиться [ править править код ] В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Свято-Николаевская Рыхловская пустынь с высоты птичьего полета!

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Ycnehcьki церкви Давньоï Pyci (X - kih. XIII ст.)//Там же. 1999. Вип. 2. С. 53-61; Ahiciмob I . О. До icmopiï apximekmyphoro ансамблю Блuжhix печер Лаври//Там же. 2001. Вип. 3. С. 5-11; он же. До icmopiï споруд на Дaльhix печерах Лаври//Там же. 2002. Вип. 7. С. 10-33; он же. Icmopiя Верхньоï mepumopiï лаври: Великокняжа доба//Там же. 2004. Вип. 12. С. 5-21; он же. Дeяki ocoблubocmi apximekmypu Успенського собору лаври за доби бароко//Там же. 2005. Вип. 14. С. 116-130; Артамонов Ю. А. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры//Велика Успенська церква лаври: Cлiд у bikax. К., 2002. С. 20-32; он же. О начальном этапе монастырского строительства в Древней Руси//Moruляhcьki читання, 2005. К., 2006. С. 33-39; Архипова Е. И. Архитектурный декор XI-XII вв. Успенского собора Киево-Печерского мон-ря//Лаврський альманах. 2003. Вип. 11. С. 15-21; Воронцова Е. А. Киевские пещеры. К., 2005; Чередниченко Ф. Apximekmypa та фyhkцiohaльhe призначення niдзeмhux споруд Верхньоï Лаври//Moruляhcьki читання, 2005. К., 2006. С. 539-554; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XIX ст.: Спелео-археол. нарис. К., 2007; Дяденко В. Д. Зbim про hacлiдku ahmponoлoriчhoro обстеження поховань, виявлених niд час apxeoлoriчhux дocлiджehь 1968 р. у Дaльhix печерах лаври//Лаврський альманах. 2012. [Спецвип. 10: Дocлiджehhя печерних koмnлekcib лаври]. С. 29-37; Чумаченко В. В. Зbim про apxeoлoriчhi дocлiджehhя Дaльhix печер//Там же. С. 17-25; Юра Р. О. Зbim про apxeoлoriчhi дocлiджehhя Дaльhix печер лаври в чepbhi 1968 р.//Там же. С. 26-28; Лаврский альманах. 2012. [Спецвип. 10: Дocлiджehhя печерних koмnлekcib лаври]. Из текста КПП о создании убранства Успенского собора можно сделать вывод о том, что в Печерском мон-ре во 2-й пол. XII в. сформировалась своя художественная мастерская. Ее основой стали «писци иконные», пришедшие из К-поля в Киев в игуменство прп. Никона (1077/78-1088), через 10 лет после кончины преподобных Антония и Феодосия (Патерик. 1911. С.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Он — тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно и на которого можно положиться. Хорошо об этом писал отец Борис (21, 172): «Учитель — духовник, лидер подлинного педагогического Братства, его всегда любят дети. Потому что он сам малое дитя. Он приходит в дом Братства и дети бегут к нему на встречу. Он наивный романтик. Он взрослый ребенок». В Ковалевском православном детском доме (Костромская область, город Нерехта) живут почти сорок мальчиков в возрасте от трех до семнадцати лет. Судьбу каждого из них не назовешь легкой. Но сами дети не являются «трудными» в общеизвестном значении этого слова. Важнейшей идеей воспитания в этом детском доме является признание того, что взрослые и дети являются спутниками, они стараются следовать одним путем, который ведет к спасению. Объединяет их совместное преодоление многочисленных жизненных скорбей и опасностей. Оно и делает поначалу чужих людей близкими друг другу, ибо узы родства духовного крепче кровного родства. Но для того, чтобы это произошло, взрослыми в детском доме (и в первую очередь директором — протоиереем Андреем Ворониным) проводится поистине уникальнейшая работа. Детский дом имеет очень хорошую материальную базу, сельхозугодья, ферму, столярную мастерскую, где дети трудятся наравне с взрослыми. Но вместе с тем в детском доме есть высококлассный спортивный зал с профессиональным оборудованием и инвентарем для занятий дзюдо и самбо, собственный флот, состоящий уже из трех катамаранов (сделанных совместными усилиями взрослых и детей), рации, прибор спутниковой навигации и полный комплект туристического, спелео–и альпинистского снаряжения для экстремальных походов — зимних, горных, спуска в пещеры. Экстремальные походы являются неотъемлемой частью воспитания мальчишек в этом детском доме. Одной из причин этого стала задача использования энергии пубертата «в мирных целях». За несколько дней такого похода решаются проблемы, которые в нормальных условиях могут решаться месяцами и годами, — обучение основным навыкам самообслуживания, преодоление потребительских установок, налаживаются взаимоотношения с товарищами. В экстремальной ситуации ребенок совсем иначе воспринимает окружающий мир, свое место в нем, своих товарищей и взрослых. Совсем иную глубину приобретают беседы о Боге, вселенной, человеке, его самоотдаче и подвиге, чести и мужестве. Конечно, использование подобных «экстремальных» педагогических методов предполагает особую профессиональную подготовку взрослых, слаженный коллектив единомышленников, но, вместе с тем, необходимыми являются братские, полные максимального доверия отношения с детьми (49).

http://azbyka.ru/deti/vozrastnaja-pedago...

Антониевы пещеры (Чернигов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониевы пещеры Антониевы пещеры — пещерный комплекс XI—XIX века в Болдиных горах в Чернигове. На самом деле Антониевы пещеры имеют не два яруса, как принято считать, а четыре. По подтверждению участников спелео-археологической секции, другие два яруса существуют, но они не исследованы. С 1967 г. Антониевы пещеры и другие сооружения Троицко-Ильинского монастыря входят в состав архитектурно-исторического заповедника «Чернигов Древний». Содержание История [ править править код ] Антониевы пещеры были основаны как пещерный христианский монастырь князем Святославом Ярославичем (1027-1076) и Антонием Печерским (в миру Антипа) (983-1073) - церковным деятелем Древней Руси, одним из основателей Киево-Печерского монастыря, уроженцем Любеча. Монастырь первоначально назывался Богородичный (монастырь Божьей Матери). Летописец утверждает, что Антоний прибыл в Чернигов в 1069 году по приглашению князя Святослава Ярославича, после поражения восстания киевлян против князя Изяслава, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. Пришедший в Чернигов Антоний искал покоя и хотел уйти в затворничество, но возле его обители, как произошло при основании Подземные хода Киево-Печерской лавры, вновь стали селиться иноки. В Чернигове Антоний " возлюби Болдыню гору " , начал строительство пещерного комплекса, который составил основу древнего Ильинского монастыря. Антоний Печерский выкопал пещеру и с тех пор на Болдиных горах существует монастырь. Преподобный Антоний Печерский - основатель пещерного монастыря на Болдиных горах Как написано в Ипатьевской летописи: « И прислав Стьслав нощь поя Антония к Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни». В дохристианские времена на Болдиных горах находилось большое древнее языческое капище бога Перуна. С годами число монахов росло, росла и подземная обитель: иноки делали себе кельи и вырывали в толще земли ходы, обустраивали подземные храмы. Пещеру Антония раскапывали в разные стороны, появились довольно просторные подземные помещения и надземные сооружения. Со временем Антониевы пещеры превратились в большой монастырский комплекс.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониевы_пеще...

729; Ф. 260. Оп. 1. Д. 25, 27, 74; Ф. 725. Оп. 1. Д. 3, 23, 25, 40, 43, 76; Ф. 442. Оп. 641. Д. 161; Ин-т материальной культуры (ИМК). Ф. 1. 1888. 20. Оп. 872. Д. 123; Д. 30-в (1908); Д. 30-г (1908); Д. 306 (1908); Д. 358 (1913); НБУВ ИР. Ф. 1. Д. 6588: [ Петров Н. И. Ученые труды по исследованию новооткрытых в Киеве на Зверинце пещер]; Ф. 10. Д. 389-4390, 4393; Ф. 28. Д. 349; Науч. арх. ИАНАНУ. Ф. ВУАН. Д. 9; Ф. 12. Д. 269; Архивно-следственное дело еп. Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича)//Арх. УФСБ по Курской обл. Д. 3742; Бобровский Т. А., Стрихарь М. Н. Отчет о разведочных исследованиях пещерных памятников Киева и Киевской обл. в 1990 г.//Науч. арх. ИАНАНУ. Фонд экспедиций. Д. 1990/54; Бобровский Т. А. Отчет о спелео-археол. изысканиях в Гнилецких пещерах г. Киева в 1993 г.//Там же. Д. 1999/31; Воронцова Е. А., Дьячкова Е. Б. Отчет об археол. исследованиях Музея истории Киева в 1990 г. (Зверинецкие пещеры)//Там же. Д. 1990/83; Воронцова Е. А., Бобровский Т. А. Отчет об археол. исследованиях Зверинецких пещер в Киеве в 1991 г.//Там же. Д. 1991/154. Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1; Сборник мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874; Антонович В. Б. Археол. находки и раскопки в Киеве и в Киевской губ. в течение 1876 г.//ЧИОНЛ. 1879. Кн. 1. С. 244-261; он же. Археол. карта Киевской губ. М., 1895; Обозрение журналов и газет за 1888 г.//Киев. старина. 1888. 12. Отд. 4. С. 28-34; Бобринский А. А. Курганы и случайные археол. находки вблизи местечка Смела. СПб., 1894. Т. 2: Дневники раскопок, 1887-1889 гг.; Петров Н. И. Указатель Церковно-археол. музея при КДА. К., 1897 2; Эртель А. Д. Древние пещеры на Зверинце в Киеве. К., 1913; Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве: (Их древность и святость). К., 1914, 2007р; Серапион, иером. Новооткрывающиеся древние пещеры в Киеве на Зверинце. К., 1914; Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве: (Древняя обитель св. Михаила). К., 1915; ИИАК. 1916. Вып. 63. Приб. С. 54; Толочко П.

http://pravenc.ru/text/1684563.html