- измеримой — чтобы после завершения проекта можно было оценить, достигнут ли желаемый результат; - достижимой — чтобы вы действительно могли к ней прийти; - определенной во времени — чтобы было понятно, что все это возможно сделать за то время, которое у вас есть; - уместной, то есть она должна действительно решать обозначенную проблему. СПРАВКА Грантовый конкурс «Православная инициатива» зародился в 2005 г. в Приволжском федеральном округе как один из проектов Международной грантовой программы Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Направления конкурса: «Образование и воспитание», «Социальное служение», «Культура», «Информационная деятельность». С момента начала работы было подано 18 577 заявок, из них победили более 3800. Церковные организации среди победителей составили 44%. Средств гранта реализовано на 1,3 трлн руб. Максимальная сумма гранта — 1,2 млн руб. В конкурсе «Малых грантов» сумма гранта не превышает 120 тыс. руб. За 17 лет хотя бы раз в конкурсе приняли участие все регионы РФ, в их числе 80% епархий с территории Российской Федерации. Среди победителей число приходов (в партнерстве со светскими организациями) из малых городов и сел составляет около 25–30%. Ежегодно фонд конкурса составляет 100 млн руб. ДОБРОЕ ДЕЛА НА ВЫБОР Грантовый конкурс «Православная инициатива» — это широкий спектр социальных проектов, предоставляющих возможность найти и исполнить доброе дело по своим силам и знаниям. Но иногда эти проекты оказываются настолько востребованными в обществе, а их исполнители так входят во вкус, что их идеи живут и развиваются, встречая все большую заинтересованность, поддержку и помощь людей и организаций, обладающих разного рода ресурсами. О трех таких проектах мы и хотим вам рассказать. Милосердие без границ Когда Православное сестричество во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» г. Смоленска (далее «СмолМИЛОСЕРДИЕ») подало свою первую заявку на грантовый конкурс «Православная инициатива», у сестер уже был опыт кормления бездомных и ухода за лежачими больными в неврологических отделениях двух смоленских больниц. Вокруг «СмолМИЛОСЕРДИЯ» на тот момент сложился определенный круг волонтеров и благотворителей, стремившихся помочь людям в трудной жизненной ситуации.

http://e-vestnik.ru/interviews/konkurs_p...

2. Среда. Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста. Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Днесь пятозарный мучеников лик...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Дивен Бог во святых Своих...», и стихира мучеников, глас 1-й: «Лучи возсияша...». «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й; стих: «Многи скорби праведным...», и стихира мучеников, глас 2-й: «Кровными токи...». «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пятозарная страдалец свеща...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: радуйся, жезле...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-15/

Вторая особенность звонов – их ритмическое своеобразие. На фоне ритмического ostinato самого низкого колокола (постоянный, неизменяемый ритм) возникают ритмические контрапункты средних и малых колоколов. Гармоническая палитра и ритмический узор колокольных звонов зависит от мастерства, воображения, творческой одаренности умелых звонарей. Но и здесь, в искусстве звона, следует говорить о сочетании уставного канона и традиций народного творчества, церковной преемственности и индивидуального дара музыкальной импровизации. Музыкальная основа праздничных звонов – ритмическая вариационность, столь характерная для русского народного искусства. Ритмические узоры звонов, родственные декоративному орнаменту белокаменных храмов, русским кружевам, воспринимаются как красочные сочетания малых и средних голосов, контрапунктирующих равномерным ударам большого колокола. Красотой русских звонов восхищались русские музыканты-композиторы, исследователи древнерусского музыкального искусства. В одном из писем С.В. Смоленского возникает красочное описание праздничного звона и чутко подмеченных им ритмических особенностей, характерных для многих русских колокольных звонов. «Сегодня у нас, казанцев, большое торжество – встреча иконы Божией Матери, приносимой в город из Семиозерной пустыни, – за 17 верст от города. Невероятная масса народа – говорят, будто бы до 200 тысяч, – покрывает весь луг берега Казанки, образуя дивные сочетания зелени с красными и белыми цветами одежд. Какая-то совершенно поразительная сила веры и кротости двигает эту массу, дисциплинирует ее и тем дает представление о форме явлений высшего порядка... Глядя на это явление с колокольни, я в первый раз удивился тем ритмическим вариациям, которые проделывал весьма искусный звонарь на малых колоколах. Вариации эти, по их тематическим фигурам, решительно сходны со всеми приемами развития тем в наших народных песнях, и этот «красный звон» действительно совпадал с радостным настроением красно-белой толпы... Затакты, увеличение числа нот с помощью делений 1/8 и 2/1 6 и внезапных сокращений на У4 на малых колоколах совершенно правильно контрапунктировали с крупными фигурами колоколов, ударяемыми от ноги и левой рукой звонаря, и вполне подчинялись ритму большого колокола, звонящему маятником в оба края... Особенно удивила меня фигура внезапного прекращения звона и внезапного же начала его дружным аккордом во все колокола, с немедленным затем вариационным движением на средних под аккомпанемент малых аккордами». Казань. 26 июня 1896 год. (Смоленский С.В. Красный звон. [Из письма]. Татевский сборник С.А. Рачинского. СПб., 1899. С. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Сестричество З. п. существовало не только в рамках трудовой артели. После того как 3 авг. 1922 г. ВЦИК издал постановление, разрешающее верующим организовываться в религ. об-ва, было подано заявление о регистрации религиозного об-ва при церквах З. п. Согласно этому документу, в храмах обители служили священники Михаил Виноградов и Димитрий Розанов. Договор был подписан 22 марта 1924 г. (Там же. Ф. 2457. Оп. 1. Д. 42. Л. 18-33). Инспектор Московского обл. земельного отдела отмечал: «В политическом отношении с/х артель Зосимова пустынь представляет из себя религиозную общину, состоящую почти из монашенок, выходцев из крестьянского сословия различных губерний, объединенных между собой на почве религиозных предрассудков, с самобытным укладом монастырской жизни и со строго централизованным управлением» (Там же. Ф. 719. Оп. 1. Д. 268. Л. 276). Заседание по пересмотру коллективов Московской губ. 24 марта 1925 г. при участии представителя от ГПУ постановило артель «сохранить при условии проведения реорганизации путем исключения из состава артели монашествующих лиц, не имеющих избирательных прав, и изменения уклада жизни» (Там же. Л. 327). В 1928 г. в «трудовой земледельческой артели Зосимова пустынь» состояло 166 чел. (Там же. Ф. 718. Оп. 1. Д. 324. Л. 19). Постановлением Президиума Московского Совета от 28 дек. 1928 г. артель была ликвидирована (Там же. Ф. 66. Оп. 19. Д. 346-А. Л. 1, 2). По свидетельству современников, в мае 1929 г. монахини были изгнаны милицией, поселились в окрестностях обители, занимались рукоделием, летом помогали крестьянам на полях. В 1931-1932 гг. 56 сестер, священники М. Виноградов и Д. Розанов были репрессированы, приговорены к ссылке в исправительно-трудовые лагеря, но большинству лагерь заменили высылкой в Казахстан. Известны имена 7 сестер, вернувшихся из лагерей, и 10 вернувшихся из казахстанской ссылки. Арестованная 25 мая 1931 г. игум. Афанасия (Лепёшкина) скончалась в ссылке в Казахстане. Уехавшая с игуменией по собственному желанию прмц. Евдокия (Бучинёва) скончалась на следующий день после игумении. Прмц. Мария (Портнова) была арестована 21 мая 1931 г., сослана в Казахстан, проживала в Павлодаре, 25 сент. 1937 г. была арестована вторично, расстреляна. Прмц. Магдалина (Забелина) в мае 1929 г. поселилась в дер. Новинской близ Наро-Фоминска. 22 мая того же года вместе с проживавшими с нею 3 сестрами была арестована, сослана в Казахстан, где скончалась.

http://pravenc.ru/text/200057.html

XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу ( Шведова. 1986. С. 88). За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год ( Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц ( Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону ( Ржевусский. 1891. С. 4-8). В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Важно подчеркнуть, что первые значимые результаты налаживания государственно-церковных отношений в Смоленской области были достигнуты раньше изменения официальной религиозной политики в стране. Подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси стала поводом для последней в истории СССР атеистической кампании по «разоблачению заслуг Русской Православной Церкви в формировании русской культуры и государственности», а предпринимаемые со стороны Церкви попытки поставить вопрос о необходимости коренных изменений в этой сфере не находили понимания у руководителей государства. Здесь необходимо упомянуть о двух событиях 1986 г. В марте было принято постановление «О мерах по противодействию клеветнической клерикальной зарубежной пропаганде в связи с 70-летием Великой Октябрьской социалистической революции», в котором указывалось на необходимость тщательного контроля за деятельностью религиозных организаций. В ноябре Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в своем выступлении в Ташкенте призвал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности. В Смоленской области 1986 и 1987 гг. были отмечены событиями, прямо противоречащими официальному курсу государства в отношениях с Церковью. 25 июня 1986 г. было получено разрешение от Совета по делам религий на строительство нового деревянного храма в поселке Монастырщине. В 1987 г. был открыт Петропавловский приход в г. Ярцеве — первый приход, созданный на Смоленской земле в годы советской власти. Заметные изменения в отношениях Церкви и государства произошли во время широкого празднования 1000-летия Крещения Руси. В Смоленской области событие было отмечено не только церковными торжествами, но и многими тогда еще непривычными для региона общественными мероприятиями с участием ведущих российских ученых, видных отечественных и зарубежных церковных деятелей. В Смоленске празднование 1000-летия Крещения Руси было приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Тысячи смолян стали участниками праздничных богослужений. По случаю празднования состоялся прием у председателя Смоленского облисполкома А.И. Орлова.

http://patriarch.patriarchia.ru/vzaimoot...

 « Приходы занимаются так называемым " благолепным подновлением " , при котором часто уничтожаются подлинные фрагменты храмов, фрески, старинные кресты и т.д. Такая деятельность губительна для памятников культуры, которыми являются все старые храмы» вот это как раз демагогия, так как все работы ведутся в соответствии с охранными обязательствами и под контролем государства. Именно это Вы подтверждаете в своем четвертом и пятом пунктах. По шестому пункту. « Разность подходов к одному и тому же делу в 19 и 20 веке определяется тем, что научной реставрации в 19 веке не существовало». Это тоже заблуждение, изучите, например, жизнь и труды Ф.Ф.Рихтера. П.С. Не смотря на остроту полемики, рад нашему виртуальному знакомству. Противник Вы действительно достойный, а это уже само по себе редкость. Благодарю. Примечание модератора: Начнём с того, что я не являюсь Вашим противником. Мне непонятна Ваша позиция противопоставления граждан России и православных верующих. Все Ваши рассуждения не вызывают никаких возражений, если они относятся к новым храмам, которые построили современные прихожане. Однако Ваше желание в XXI веке следовать представлениям XIX века, вызывает большие сомнения в их правомерности. Как бы Вы не хотели, а мир изменился. Появилось понятие памятника архитектуры – национального достояния, возникла система научной реставрации, религия перестала быть государственной идеологией, изменились социальные условия и прочая, и прочая, и прочая. Игнорировать происшедшие изменения можно, но это иллюзия, ведущая к изоляционизму и как следствие, деградации православия. Поэтому, когда Вы заявляете исключительное право на объект национального достояния, только на основании принадлежности прихода к РПЦ, это вызывает недоумение, так как брать на себя обязательства по сохранению памятника и ограничения по его использованию Вы не хотите. Но распоряжаться национальным достоянием Вы намерены в соответствии со своими представлениями на уровне XIX века. Вот это и вызывает моё негативное отношение к подобной деятельности, а не то, что в храме XVII века будет проводиться церковная служба.

http://sobory.ru/article/?object=00584

Голицына построить крытый каменный рынок для торговли мясом и зеленью. За год площадь была очищена от ветхих строений, спланирована и замощена. На ней построили первые торговые лавки и уже собирались обсадить ее тополями, как вдруг в 1826 году генерал внезапно умер – ему было всего 47 лет. Его наследники идеей рынка не увлеклись, и городские власти отдали недостроенное здание под зимнюю мясную ярмарку с возов. А потом там образовалась московская «биржа труда» – стоянка рабочего народа, собиравшегося тут в поисках поденного или сезонного, а то и постоянного заработка. Стоит ли говорить, что это была печально знаменитая Хитровка, которая, как ни странно, оказалась потом связана со Смоленским храмом. Исторический парадокс крылся в том, что в притон нищеты и безработицы Хитровку превратила именно «биржа труда», а не наоборот. После отмены крепостного права в Москву хлынули тысячи крестьян, согласных на любой заработок, при этом предложение явно превышало спрос. Прибывшие не имели крыши над головой, и ушлые предприниматели мигом выстроили на Хитровки ночлежные дома с круглосуточным проживанием: это было единственное в Москве место, где в ночлежках можно было оставаться днем. Заработанные деньги работники приносили с собой в ночлежки. Тогда «желающие завладеть» этими грошами устроили на Хитровке притоны, игорные дома, кабаки, где весь заработок просаживался за одну ночь. Получился замкнутый круг. Больше всего везло тем, кто сумел вырваться и покинуть Хитровку. Многие же оседали в ней навсегда, подавшись в нищие или работая за гроши, чтобы только платить за ночлег. Даже художник А.К. Саврасов в печальный период своей жизни рисовал тут по памяти пейзажи за бутылку водки, которые и продавали рядом, на Сухаревке. Хитровка превратилась, по выражению Гиляровского, в «самое туманное» место Москвы, которое и работодатели уже обходили стороной. С Хитровки, как с Дона, выдачи не было: здесь укрывались и бывшие, и беглые каторжники. Сам «дядя Гиляй» ходил сюда с пудовой тростью – на случай самообороны, показывая эти места К.С.

http://pravoslavie.ru/4392.html

Внутри храма барабан, перекрытый куполом, опирается на четыре пилона сложной конфигурации. От основания барабана поднимается второй, декоративный, купол, с круглым световым кольцом в шелыге и меньшими треугольными отверстиями по периметру. В помещениях, охватывающих подкупольный квадрат с юга, запада и севера, располагались деревянные хоры. Винтовые лестницы на них проходят в толще западной стены. На уровне хоров эти помещения соединялись переходами внутри западных пилонов. Проходы освещались через овальные проемы в парусах. На коринфские колонны опираются арки, украшенные лепными кессонами с розетками - по аналогии с живописной гризайльной декорацией внутреннего купола. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Москва, " Наука " , 2001 г. Возникновение усадьбы связано со старинным дворянским родом Вонлярлярских. Предок их южно-германский рыцарь Яков фон-Лер поступил на службу польскому королю Владиславу IV и получил от него обширные земельные владения в Смоленском уезде. Причисленный к польскому дворянству, он прибавил к своей фамилии прозвание " Лярский " . После того, как Смоленск вошел в состав Русского государства (1654 г.), он перешел на службу московскому царю Алексею Михайловичу, сохранив свои владения, принял православие и стал именоваться Вонялярлярским. Под этой фамилией и вошел его род в родословные книги российского дворянства Смоленской губ. Вонлярлярские верой и правдой служили Российскому государству. Один из представителей этого рода, участник последних суворовских походов Александр Васильевич Вонлярлярский (1776-1858 гг.), выйдя в отставку и женившись на Вере Дмитриевне Полторацкой, двоюродной сестре воспетой Пушкиным А.П. Керн, занялся обустройством своей усадьбы под Смоленском, названной им Раем (ему же принадлежали имения Ольша и Вонлярово), создал здесь усадебный ансамбль. В 1813-15 гг. был построен деревянный усадебный дом, состоявший почти из 20 комнат и залов, оборудованных круглыми " голландскими " печами, украшенными изразцами. Архитектурной особенностью дома был " великолепно разрешенный портик, образованный шестью деревянными колоннами с весьма тонкой работы дубовыми базами и коническими капителями " . Несколько позже были построены два деревянных флигеля.

http://sobory.ru/article/?object=10356

Большая Кудьма (Волость). Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1801 - 1900. Адрес: Архангельская область, г. Северодвинск, Большая Кудьма (Волость) Координаты: 64.451859, 39.75846 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Прихожане ягринского храма Воскресения Христова возрождают церковь Смоленской иконы Божией Матери в деревне Большая Кудьма (город Северодвинск, Архангельская область). К престольному празднику, дню Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», который Церковь отмечает 10 августа, волонтеры обновили интерьер храма. «Церковь XIX века находилась в плачевном состоянии. Мы укрепили пол, который очень сильно скрипел, покрасили потолок. Стены, бывшие некогда под штукатуркой, обтянули серым полотном. Все это временно, надеюсь, что скоро в храме сделают полноценный ремонт», — рассказал помощник настоятеля ягринского храма по миссионерскому служению Кирилл Кочнев. Он также отметил, что работы начались с молитвы. Волонтеры вместе с местными жителями прочитали акафист и испросили помощи Господа. «Хочется сердечно поблагодарить всех волонтеров за труды, которые прошли в обстановке уважения, любви и взаимопонимания. Милостью Божией и заступничеством Пресвятой Богородицы удалось завершить это благое дело за один день, что было бы невозможно без отзывчивости и взаимопомощи со стороны всех участников», — поделился Кирилл Кочнев. Большая Кудьма — село, расположенное в 15 километрах к югу от города Северодвинска, на берегу Кудьмозера. Местный храм Смоленской иконы Божией Матери приписан к ягринскому приходу. Советские власти в здании открыли клуб для проведения танцевальных вечеров и просмотра фильмов. Позже здание вернули Церкви. Сейчас богослужения совершаются лишь в летнее время. Пресс-служба Архангельской епархии, 7 августа 2015 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм Смоленской иконы Божией Матери д. Волость является приписным храмом прихода храма Воскресения Христова г. Северодвинска Архангельской области, является городским приходом и входит в состав Северодвинского городского благочиния Архангельской епархии. Богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери совершаются в летнее время по воскресеньям. Источник: --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50579

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010