Последние, состоя в распоряжении диаконов, наблюдали особенно за тем, чтобы входящие в молитвенное собрание для богослужения верующие занимали определенные места. Для чтения в богослужебных собраниях священных книг были назначаемы (со II века) особые лица, которые затем всегда уже несли должность чтецов. Прежде же чтение священных книг входило в обязанности епископов, пресвитеров и диаконов, за которыми и осталось исключительное право читать Евангелие. В некоторых Церквах, особенно восточных, составившихся из евреев, установлены были с III века должности певцов, обязанностью которых было петь при богослужении. А в иных церквах были особые должности заклинателей, поставляемых для изгнания нечистых духов молитвами, крестным знамением или дуновением на одержимых ими. Последняя должность существовала в то время, когда дар чудес принадлежал многим из верующих, отличавшихся святой жизнью. Учреждена была особая должность аколуфов, проводников или служителей епископских, которые во время богослужения должны были прислуживать епископу, особенно в торжественных случаях. Должность параномарей, привратников, вызвана необходимостью иметь надлежащее попечение о внешности места богослужебных собраний, особенно во время самого совершения богослужения, чтобы не впускать в собрание отлученных от Церкви, еретиков, иудеев и язычников, а во время нападений со стороны правительства или языческой черни извещать собрание об угрожающей ему опасности. Сверх того, еще во времена апостольские в церквах, составившихся из язычников, в соответствии диаконской должности появилась церковная должность диаконисс, на каковую избирались пожилые девственницы или вдовицы. Обязанности их состояли в том, что они должны были наблюдать за благочинием и порядком во время богослужебных собраний в женских отделениях, наставлять обращающихся в христианство женщин, как те должны держать себя при крещении, прислуживать при совершении самого крещения над женщинами, исполнять поручения епископа, касавшиеся женщин, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экономы о. В. Федоров и сменивший его П. М. Осиев были очень хорошими помощниками, исполнительными, честными, заботливыми. Без их хозяйственного глаза нелегко было бы осуществить намеченный ремонт, да и вообще вести все хозяйство семинарии в том порядке и на той высоте, как оно велось тогда. В помощь им ввели еще должность помощника эконома, которую ранее исполнял один из служителей, и приглашали на нее обычно лиц в сане диакона. Помощник эконома непосредственно наблюдал за работой служителей и чистотой помещения. Он же диаконствовал в семинарском храме, придавая богослужению более торжественную обстановку. Помощниками эконома последовательно были диаконы: о. Федор Фомин, о. Василий Федоров и о. Петр Вантрусов. Обязанности врача в семинарии исполнял сначала Иосиф Маркович Рясенцев, а потом Александр Иванович Введенский. Они посещали семинарскую больницу два раза в неделю, а в экстренных случаях – ежедневно. Постоянно же при больнице жил фельдшер Иосиф Павлович Бухта, очень опытный, хорошо знавший свое дело и внимательный к воспитанникам человек. Все в шутку звали его «наш Боткин». Он же преподавал гимнастику. При семинарии существовала образцовая церковно-приходская школа для практических занятий воспитанников. В ней законоучительствовал духовник семинарии, а учителем сначала был студент семинарии В. Д. Ягодкин, сын преподавателя, а потом его место занял опытный народный учитель А. Н. Востряков, при котором дело направлялось так, как это было нужно для действительной подготовки воспитанников к учительству в церковно-приходских школах. Занятия воспитанников, как всегда, состояли утром в посещении уроков, вечером в приготовлении к ним, а также в работе над сочинениями и самостоятельном чтении. В первых четырех классах преподавались, в основном, общеобразовательные предметы, в двух последних – богословские, а древние языки – в продолжение всего курса обучения. Из общеобразовательных предметов преподавались: теория словесности с образцами литературных произведений (первый класс), история русской литературы (второй и третий классы), алгебра (первый класс), география (второй и третий классы), тригонометрия (третий класс), физика (четвертый класс), общая гражданская история (первый и второй классы), русская история (с первого по третий классы), логика (третий класс), психология (третий класс), история философии (четвертый класс), древние языки – латинский и греческий (с первого по четвертый классы), новые языки – французский и немецкий (с первого по третий классы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В городе Саймонстауне (ЮАР) прошли торжества по случаю 200-летия побега из английского плена императорского шлюпа «Диана» под командованием вице-адмирала В.М. Головнина 2 июня 2009 г. 15:03 29 мая 2009 года в городе Саймонстауне (ЮАР) состоялись торжественные мероприятия по случаю 200-летия побега императорского шлюпа «Диана» под командованием вице-адмирала В.М. Головнина из порта Саймонстауна. На военно-морском кладбище города, где находятся захоронения русских моряков с 1809 по 1861 год, в том числе могилы членов экипажа шлюпа «Диана», настоятелем русского православного храма преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге протоиереем Иоанном Лапидусом была совершена панихида по «мореплавателям, вдали от Отечества упокоение обретшим». На богослужении присутствовали посол Российской Федерации в ЮАР А.А. Макаров, генеральный консул Российской Федерации в Кейптауне В.А. Белоус, сотрудники российского консульства. После панихиды на центральной площади Саймонстауна состоялась торжественная церемония открытия памятной доски, посвященной 200-летию побега императорского шлюпа «Диана» из английского плена. Посол Российской Федерации А.А. Макаров совместно с командующим базой ВМФ ЮАР в Саймонстауне контр-адмиралом Д. Лоу открыл памятник, а протоиерей Иоанн Лапидус совершил чин его освящения. Военный оркестр военно-морской базы Саймонстауна исполнил гимны России и ЮАР. После официальной церемонии многочисленные гости ознакомились с изданием «Задержанные в Саймонсбее», представляющее собой перевод на английский язык глав из книги В.М. Головнина «Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку 1807-1809 годов». В мае 1808 года шлюп «Диана», находящийся в научной экспедиции, обогнул мыс Доброй Надежды и впервые в истории российского флота зашел в порт города Саймонстауна для пополнения провианта и запасов пресной воды. Там императорский шлюп был задержан английским флотом, так как после подписания Тильзитского мирного договора в 1807 году между Александром I и Наполеоном отношения России и Англии резко ухудшились. Шлюп «Диана» вместе с экипажем целый год находился в плену. Ввиду невозможности решить вопрос об освобождении корабля дипломатическим путем В.М. Головнин принял решение совершить побег. Тщательно изучив розу ветров и подводные течения в бухте Саймонстауна, 29 мая 1809 года он отдал приказ обрубить якорную цепь. Шлюп «Диана» под покровом тумана миновал плотный строй английской эскадры и вышел в открытый океан. Погоня за «Дианой», предпринятая застигнутыми врасплох англичанами, окончилась неудачей. Это событие получило название «дерзкий побег» и долго обсуждалось в английской прессе. За время своего пребывания в плену В.М. Головнин составил подробнейшее описание Капской колонии, которое является ценнейшим историческим свидетельством о природе, населении и обычаях Южной Африки начала XIX века. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/664437.htm...

Это деятельность по лучшему устроению и возвышению благоления общественного Богослужения, ознаменованная молитвенным торжеством и имеющая вечный памятник себе в литургии Златоустого; это деятельность миссионерская, обращённая на инородцев в пределах Империи и ее окраинах; это – деятельность проповедника, в которой Златоустый уже первыми своими проповедями привлёк всеобщее внимание жителей столицы. Одним из наиболее поразительных явлений IV века, которое поражало также и Златоустого, представляется внезапное и удивительное обогащение Церкви. Церковные богатства состояли не из денег только, но включали многочисленные недвижимые имения, поля, дома, повозки, мулов и их погонщиков. Такое положение дела необходимо создавало ряд отрицательных черт в жизни духовенства. Святой Григорий Богослов яркими красками рисует условия, при которых епископ мог иметь успех в столице. Он рассказывает, как церковные имущества, считавшиеся достоянием бедных, стали употребляться на дорогих лошадей, модные коляски, шёлковые одежды, роскошь стола. Епископ должен был уметь вести себя в светском обществе, посещать народные собрания и бани, быть интересным собеседником, знать с кем и как перекинуть слово. Таков именно был предшественник Златоустого и преемник Григория Назианзина – Нектарий. Человек, принадлежащий к сенаторскому сословию, бывший претор, Нектарий не думал отказываться от образа жизни, к которому привык по своему положению. Он любил пожить и охотно давал жить другим. Примеры роскоши наблюдаются не только в жизни столичных епископов господствующей Церкви – которые в своё оправдание могли бы сослаться на необходимость поддерживать связи с Двором – но и в поведении епископов сектантских. Лучшие епископы не могли, однако, помириться с новыми порядками и шли против общего течения. Для них успех Христианства был связан не с внешним блеском, а с чистотою жизни представителей Церкви. «Я живу по старине» – говорил Григорий Богослов . Но это не всем нравилось. Его порицали за то, что не было у него ни богатого стола, ни соответствующей сану одежды, ни торжественных выходов, ни величавости в обхождении. «Не знаю я, – продолжает с горечью святитель, – что мне нужно входить в состязание с консулами, правителями областей и высшими военачальниками, которые не знают, куда расточать свои богатства, что и мне, роскошествуя из достояния бедных, надо обременять своё чрево, употреблять необходимое на излишество, изрыгать на алтари. Не знал, что и мне надо будет на отличных лошадях, блистательно выситься на колеснице, что и мне должны быть встречи, приёмы с подобострастием, и что все должны мне уступать дорогу и расступаться пред мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Впосл. К. отправил его к еп. Маэл Ису О Аньмире в ц. Лес-Мор, чтобы изучить богослужение Вселенской Церкви, т. е. рим. обряд (cultum divinorum et venerationem sacramentorum... quam ritus haberet universalis Ecclesiae). В 1123 г. в связи с кончиной в Лес-Море настоятеля ц. Беннхор (ныне Бангор) св. Малахия вернулся в Сев. Ирландию, чтобы принять руководство общиной Беннхора. Вскоре он был назначен на епископскую кафедру Коннере (Коннор), входившую в церковную провинцию Ард-Махи (1124), и приступил к церковной реформе ( Bernardus Claraevallensis. Vita sancti Malachiae episcopi. 17). В 1127 г. основанный Малахией мон-рь в Беннхоре был разорен во время военных действий, и епископ вместе с монахами удалился в Юж. Ирландию, где их принял Кормак Мак Картаг († 1138), правитель Мумана. К. скончался в понедельник, во время 3-й поездки в обл. Муман в ц. Ард-Патрик (ныне Ардпатрик, графство Лимерик), которая была центром владений общины Ард-Махи в Юж. Ирландии. В среду, 3 апр., в соответствии с завещанием (a timna fadhein) тело привезли в Лес-Мор, а на следующий день состоялись торжественные похороны в усыпальнице епископов (i n-ailaidh na n-espoc). По свидетельству Бернарда Клервоского, перед смертью К. сделал распоряжение (fecit quasi testamentum) о назначении Малахии на должность настоятеля и архиепископа Ард-Махи. От имени св. Патрикия (sancti Patricii auctoritate) он послал соответствующие указания правителям Мумана Кормаку Мак Картагу и Конхобару О Бриану († 1142) ( Bernardus Claraevallensis. Vita sancti Malachiae episcopi. 19). В ирл. церковном праве допускалось назначение настоятелем преемника (Collectio canonum Hibernensis. 37. 18, 20//Die irische Kanonensammlung/Hrsg. H. Wasserschleben. Lpz., 18852. S. 135-136; см.: Ó Fiaich. 1969. P. 95-96; Flanagan. 2010. P. 44). Однако, согласно Бернарду, на протяжении 15 поколений должность настоятеля Ард-Махи наследовалась представителями рода Кланн Синах. Чтобы положить конец этому «ужасному обычаю» и власти «рода тиранов», К. назначил своим преемником человека, с которым не состоял в родственных отношениях, ревностного сторонника церковных преобразований ( Bernardus Claraevallensis.

http://pravenc.ru/text/1684149.html

9 ноября 1962 года Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси, исполнилось 85 лет. Правительство СССР отметило эту дату изданием указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха орденом Трудового Красного Знамени. «В связи с 85-летием со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Алексия и отмечая его большую патриотическую деятельность в борьбе за мир наградить Патриарха Московского и всея Руси орденом Трудового Красного Знамени. Председатель През[идиума] Верх[овного] Сов[ета] СССР Л. Брежнев. Секретарь През[идиума] Верх[овного] Сов[ета] СССР М. Георгадзе. Москва, Кремль, 8 ноября 1962 года». Это был уже третий орден, получаемый Патриархом. Одновременно Председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев прислал Патриарху поздравление: «От имени Советского правительства и от себя лично поздравляю Вас с награждением орденом Трудового Красного Знамени в связи с 85-летием со дня Вашего рождения. Ваша патриотическая деятельность в борьбе за мир во всем мире высоко оценивается Советским правительством и общественностью всего мира. Желаю Вам доброго здоровья и новых успехов в этой Вашей благородной деятельности. Хрущев. Председатель Совета министров СССР. 8 ноября 1962 года, Москва, Кремль». 30 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре состоялись торжества, посвященные 85-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Подробное описание этих торжеств помещено в первом номере Ж[урнала] М[осковской] П[атриархии] за 1963 год. Краткое представление о них могут дать следующие абзацы: «По окончании богослужения в актовом зале Московской духовной академии начался торжественный акт, посвященный высокому юбиляру... За столом президиума, по обе стороны от Святейшего Патриарха, сели иерархи Р[усской] П[равославной] Ц[еркви], главы и представители братских православных и инославных церквей, представитель Совета по Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] при Совете министров СССР. В своих речах выступавшие, говоря о многолетней разносторонней деятельности маститого иерарха, отмечали его глубокую преданность Церкви, которая в сочетании с природными ниспосланными от Бога дарованиями принесли благие плоды не только для Р[усской] П[равославной] Ц[еркви], но и для Вселенского православия и всего христианского мира. Всеобщее признание, говорили они, находит энергичная деятельность Святейшего Патриарха Алексия в деле защиты и укрепления мира на земле...

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Свободолюбивый народ, в котором еще живы были идеи Вессенберга, Иосифа Буркарда, Зальцмана, Жирарда, Иорка, Федерера и других предвозвестников старокатолицизма, с радостью сбрасывал ненавистные для него цепи иноземного религиозного ига и примыкал к новому движению. Старокатолические идеи широкой и быстрой волной разлились по кантонам базельскому, женевскому, цюрихскому и другим, так что уже в начале 1871 года (29-го апреля) из приверженцев их могло составиться довольно многочисленное собрание в городе Золотурне, которое, выразив от лица всего швейцарского народа торжественный протест против публикации и введения нового римского учения в церкви и школах, затем сделало первую попытку сообщить новому движению практическое направление: оно поставило во главе только что образовавшегося общества состоящий из семи наиболее выдающихся вождей его Андерверта, Кайзера, Келлера, Мунцингера, Стоккера и некоторых других центральный комитет, который, по предварительном соглашении с центральным комитетом немецких старокатоликов, должен был заняться устройством нового общества во всех его частностях. Но так как осуществление такого рода в сущности обширной задачи было мыслимо только при совершенно упрочившемся внешнем положении общества, а между тем это положение старокатоликов в Швейцарии, не смотря на благоприятное к ним отношение правительства, доселе нельзя было все-таки считать вполне прочным, ибо еще не было издано никаких узаконений, утверждавших права старокатоликов, то в виду этого обстоятельства центральный комитет прежде всего занялся выработкой целого ряда мер, которые должны были обеспечить юридическое положение членов старокатолического общества. Меры эти, утвержденные потом на первом (18 сентября 1871 года) и втором (1 декабря 1872 года) собрании делегатов швейцарского общества либеральных католиков, состояли в следующем: решено было ходатайствовать пред союзным собранием и кантональными правительствами об обеспечении правового и экономического положения образующихся в Швейцарии старокатолических общин, о праве пользоваться старокатоликам совместно с новокатоликами церквами и церковным имуществом и наконец о защите против нападок со стороны римско-католической иерархии как вообще всех членов нового общества, так в особенности духовных представителей его – священников, которые особенно должны были испытывать и действительно испытывали на себе ненависть курии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Аминь " . (Определение Святейшего синода от 20-23.02.1901 г. NO 557). Люцифер за спиной Льва Толстого Речь в этом документе идет о многих сочинениях Льва Толстого, но прежде всего о печально знаменитой 39-й главе романа " Воскресение " . " Кощунствовать по поводу святынь народа – это непристойно " , – много позже скажет об этой главе наш современник, известный православный публицист диакон Андрей Кураев. В самом деле, какие чувства у православного может вызвать такое издевательское описание таинства Евхаристии Льва Толстого: " Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное в действии было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь... Хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы. После этого считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот. Предполагалось, что он съел кусочек тела Бога и выпил глоток Его крови... " Сегодня даже некоторые церковные мыслители недоумевают: как же мог гениальный Толстой не понять значение и смысл Церкви? Толстой, который, с одной стороны, всю жизнь стремился к духовному совершенству, к постижению смысла жизни, а вот с другой... Андрей Кураев как-то написал: история культуры показывает, как много талантливых людей становились игрушками в руках темных сил.

http://religare.ru/2_35889.html

«Се состарехся и не вем дне скончания моего. »Жизнь Исаака продолжалась еще 43 года после описываемого события, – он умер 180 лет ( Быт 35,28 ); но он рано начал испытывать недуги старости, – они были так сильны, что уложили его в постель ( Быт.27:19 ). Он стал готовиться к смерти и спешил сделать предсмертные распоряжения. Он поже­лал преподать благословение Исаву преимущественно пред Иаковом. Право на сие преимущество принадлежало, по естественному порядку, Исаву, как старейшему по рож­дению. Но еще до рождения своих близнецов Ревекка по­лучила откровение о преимуществе младшего пред стар­шим, ибо потомки последнего будут под властью потомков первого ( Быт 25, 23 ). Притом сам Исав, достигши совер­шеннолетия, не подорожил своим первородством. Права, принадлежавшие первородным, состояли в некотором пре­имуществе чести и власти пред прочими братьями, в осо­бенном благословении от отца, в сугубой части наследия ( Втор 21, 17 ), и по мнению некоторых, в преимуществен­ном праве священнодействовать, чему и надлежало быть во время общего с прочими братьями богослужения. Все сии преимущества, связанные с первородством, Исав лег­комысленно уступил за кушанье младшему брату и свое отречение от них подтвердил клятвой ( Быт 25, 31 – 34 ). Исаак, без сомнения, все это знал и имел не мало причин быть недовольным свойствами и поведением Исава. Так женитьбою своей на язычницах Исав показал непрости­тельное равнодушие к истинному богопочтению; а угро­зою убить Иакова, благословленного отцом, он показал в себе любомстительность. Кроме того, решимость его про­менять свое первородство на дешевое кушанье свидетель­ствовала о преобладании в нем животных влечений, упо­доблявших его животному, пред которым не следует бро­сать бисер: не ему было оценить драгоценное наследие преимуществ, соединенных с первородством. Но по при­страстию к Исаву, Исаак решился своим благословением удержать за ним права первородства, от которых тот сам отказался в пользу Иакова. – Собираясь преподать благословение Исаву, Исаак требует, чтобы он наперед изловил дичи и из нее приготовил ему любимое кушанье, – требует не потому, что за кушанье хочет преподать ему благосло­вение, как тот за кушанье продал своему брату первород­ство, – а потому, что соответственно торжественности случая и величию благ, наследие которых приготовляется передать ему, он желает благословить его в веселом распо­ложении духа: оно ослаблено было в нем недугами старос­ти, – и вкушением любимой пищи он надеется возбудить его в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В 1562 г. литовские реформаты соединились с богемскими братьями – из уважения к их строгим нравам, семейным и общественным и образцовым церковно-общественным учреждениям; с ревностью новообращенных и воссоединенных, сами некоторое время следовали их идеальному образу жизни, держались их образцового церковно-общественного строя. В это незабвенное цветущее время своей жизни реформатство привлекало к себе не столько внешними, заманчивыми средствами, как было прежде, сколько внутренней своей силой. Чтобы понять, что за чрезвычайная притягательная сила скрывалась во внутреннем строе воссоединенного реформатства, мы должны подробнее коснуться новых церковно-общественных его учреждений, семейных и общественных его нравов: тем более, что сами по себе они представляют немалый интерес. Добрым нравственным качествам служителей церкви, их пламенной ревности своему долгу соответствовала строгость семейных и общественных нравов руководимой ими общины. Здесь мы видим такое обилие добродетелей и чистоту нравов, какие разве можно было найти в Италии, в незабвенные времена Савонаролы, и в Женеве, при жизни самого Кальвина, и какие в иных случаях превзошли даже свой прототип и идеал. Вот главный черты семейной и общественной нравственности, как ее изображаюсь реформаторе писатели. В каждой семье, каждый будний день утром, в полдень и вечером совершалось домашнее богослужение, состоявшее из чтения библии, молитв и песней. В праздничные и воскресные дни, по приходе из церкви от проповеди, родители со всеми чадами и домочадцами садились чинно за стол и вели благочестивую беседу о всех впечатлениях, вынесенных ими из церкви, и вообще праздники проводили благоговейно, в благочестивом чтении и размышлении, в серьезном и торжественно-важном настроении духа. Каждый праздник если не вся семья, то по крайней мере один, два ее члена ходили на проповедь. В воскресные дни всякая торговля строго воспрещалась и владелец не смел требовать от крестьян никакой работы, да и во все другое время он обязывался не обременять их излишними трудами и обращаться с ними кротко, любовно, отечески. Ни в праздники, ни в будние дни не позволялись в домах никакие увеселения: танцы, песни, игры. В одежде, пище соблюдалась скромность и умеренность; пьянство и разврат были нетерпимы. Молодые люди, и те не смели посещать никакие трактиры и увеселительные заведения, не должны были участвовать в общественных играх; всякая земная радость была в глазах их непростительным преступлением. Четыре раза в год все должны были поститься, исповедаться и приобщаться. Посты состояли в воздержании от всякой пищи, по крайней мере, до вечера, и в исполнении некоторых особенных подвигов благочестия. Были в обычае и некоторые особенные, чрезвычайные посты, назначавшиеся по случаю общественных бедствий или же несчастий с отдельными лицами 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010