Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учёт, даёт следующее описание: " Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа " восьмерик на четверике " завершён световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объёму. Прямоугольная трапезная вытянута по оси " север-юг " , с запада примыкает колокольня. Колокольня трёхъярусная, причём нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колоннами; завершает колокольню глухой гранёный барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионического ордера. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмерика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решён, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающийся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений " .

http://sobory.ru/article/?object=06474

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Три узких арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой. Более широкий арочный проем связывает храм с трапезной. Ее основное бесстолпное пространство перекрыто коробовым сводом. Узкая западная часть трапезной с коробовым сводом отделена стеной, прорезанной тремя арочными проемами. На эту стену и на внешнюю западную стену трапезной опираются верхние ярусы колокольни. В притворе, в северной стене которого устроена лестница на колокольню, – коробовый свод с двумя большими распалубками. Росписи в алтаре выполнены недавнее время и художественной ценности не представляют. В основном объеме храма сохранилась масляная настенная живопись, близкая стилю модерн, выполненная в 1917 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Ивановича Кулакова (об этом свидетельствует легенда на южной стене храма). В лотках свода, разделенных орнаментальными полосами, написаны: Троица Новозаветная в иконографии «Отечество» по образцу храма Христа Спасителя в Москве (восточный лоток), «Преображение» и «Вознесение» (на боковых лотках) и Богоматерь с младенцем (на западном) по образцу Врубеля во Владимирском соборе в Киеве. В основном объеме храма на западной стене развернута большая композиция «Покров Богоматери», раскрывающая посвящение храма, а по сторонами арочного прохода в трапезную, – «Притча о милосердном самаритянине» и «Явление Христа Марии Магдалине» (по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда). На боковых стенах клейма расположены в трех ярусах. В простенках на уровне окон первого и второго света представлены образа избранных святых. Среди них на северной стене изображена Анна Кашинская, повторно канонизированная в 1909 г. В среднем ярусе росписи на боковых стенах написаны крупные сюжетные композиции, фланкированные большими орнаментальными клеймами: на северной стене – «Христос и самаритянка», на южной – «Христос среди учителей», а ниже, между окном и западным углом – «Беседа Христа с Никодимом». Орнамент симметричный, по сторонам осевого стержня расположены лиственно-цветочные побеги, прорастающие из его основания. Росписи первого и второго ярусов разграничены орнаментальным фризом с равноконечными крестами в круглых клеймах.

http://sobory.ru/article/?object=13254

Симметричные фасады четверика храма с тремя проемами, оформленными рамочными наличниками с ушами, завершены треугольными фронтонами с тонко профилированным карнизом. Над средним входным проемом поднимаются волюты, поддерживающие лучковый сандрик с плечиками и фланкирующие круглый медальон. Наличники расположенных по бокам окон соединяются вогнутыми планками с дуговыми сандриками. Под окнами помещены накладные доски с сегментным вырезом по верхнему краю. Восьмерик храма имеет на каждой грани по одному окну с лучковой перемычкой. Проемы заключены в рамочные наличники с ушами и капельками, а над ними выложены дуговые сандрики. Завершается восьмерик профилированным карнизом. Алтарные окна аналогичны по форме и декору окнам четверика. Фасады трапезной отличаются чрезвычайной лаконичностью. Гладкие стены, завершенные полным антаблементом, прорезаны с юга и севера пятью прямоугольными окнами, расположенными в мерном ритме. Средний и два крайних проема акцентированы сандриками-полочками на кронштейнах. Ярусы колокольни, разделенные антаблементами, на углах обработаны широкими огибающими лопатками и расчленены арочными нишами и проемами. Притвор на западном фасаде украшен портиком с двумя парами сдвоенных тосканских колонн, несущих крутой треугольный фронтон с круглой нишей в тимпане. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом, при переходе от четверика к восьмерику выложены ступенчатые тромпы. Широкие арочные проемы связывают между собой помещения храма, алтаря и трапезной. В алтаре – лотковый свод. Пространство трапезной, перекрытое пятью крестовыми сводами и одним коробовым с распалубками, расчленено двумя крещатыми столбами и опирающимися на них подпружными арками на шесть частей. В первом ярусе колокольни и в связанном с ним южном помещении – крестовые своды, в северном помещении – плоское перекрытие. В алтаре и в основном объеме храма фрагментарно сохранилась масляная живопись 1860-х гг. Сюжетные сцены исполнены в академических традициях. В их гризайльном оформлении (орнаменты в тромпах, рисованные антаблементы, перспективные рамы) сохранены приемы, свойственные псевдобарокко.

http://sobory.ru/article/?object=22118

Основным акцентом в композиции храма служит трехъярусная колокольня. Ее луковичная главка с перехватом на четырехгранном световом основании возвышается над крутой фигурной граненой кровлей с люкарнами. Невысокий двусветный четверик (его глава утрачена) соединен с колокольней небольшой трапезной, крытой на два ската. К середине восточной стены четверика примыкает удлиненный полукруглый алтарь. Окна алтаря и трапезной лишены обрамлений. Боковые фасады четверика необычно расчленены на два прясла поставленной в центре широкой пилястрой. К ее вершине, находящейся на уровне карнизов алтаря и трапезной, переброшены напоминающие закомары крупные архивольты над круглыми окнами второго света. Нижние окна имеют лучковые перемычки; на углах объема - огибающие филенчатые лопатки. Наиболее представительны фасады колокольни, целиком выдержанные в формах позднего классицизма (фронтоны, парные пилястры и пр.). Вход в храм - через нижний ярус колокольни, мимо лестницы в ее северо-восточном устое. Во всех ярусах колокольни были плоские деревянные потолки. Четверик перекрыт глухим сомкнутым сводом, трапезная - коробовым сводом с распалубками, алтарь - конхой с распалубками. В интерьере сохранились фрагменты масляной стенописи кон. 19 в. В нижнем ярусе колокольни - изображения святых. На лотках свода четверика - евангельские сцены, в трапезной - " Богородица с младенцем " . В алтаре и трапезной частично уцелели белые кафельные печи с рельефным декором. Крылов, 1861, с. 255; Титов, 1883, с. 33; Титов, 1885, с. 277-278; Краткие сведения.., 1908, с. 179. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 285-286 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм открыт только в часы богослужений. Расписание на сайте. В прочие дни, если очень попросить у смотрящей, то вам откроют (но вообще это возбраняется). Смотряющую спросить в соседних жилых домах --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=17627

Проезд и два расположенных по бокам от него прямоугольных узких помещения перекрыты коробовым сводом. В остальных ярусах четверика - лотковые своды и распалубки. Восьмерик звона и часовая палатка перекрыты сомкнутыми сводами. В щельге свода часовой палатки находится колодец гиревого хода, который продолжается до нижнего яруса, т.е. имеется возможность звона с поверхности земли. В 2006 году по колокольне компанией ООО «РЦ-АПО» проводились реставрационные работы: выполнено восстановление декоративно-защитного покрытия стен и сводов в интерьерах, по старому образцу восстановлены деревянные полы и столярные заполнения. Половые плахи вытесаны топором, столярные изделия – скобелем. В памятнике устроен электрический обогрев. В 2007 году проведена реставрация перекрытия под ярусом звона, утеплен свод и сделан утепленный выход на ярус звона, после чего появилась возможность попадания посетителей на звонницу для обозрения панорамы монастыря в любое время года. В связи с планируемым визитом в октябре 2013 года Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, а также в связи с празднованием 90-летия музея в 2014 году принято решение провести в 2013-2014 годах реставрацию фасадов памятника. При обследовании фасадов было выявлено, что стены сложены из большемерного кирпича на известковом растворе, обмазка во многих местах имела утраты. Повсеместно наблюдалась деструкция кирпичной кладки, высолы и зеленые водоросли. Реставрационные работы в нынешнем году проводились силами ФГБУК «Кирилло-Белозерский музей-заповедник» на основании разрешения на производство работ, выданного Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Предварительно для реставрации северного фасада колокольни были установлены инвентарные (металлические) леса. В процессе работ в уровне первого и второго ярусов выполнена реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки путем вырубки ложковых рядов и тычковых гнезд с последующей промывкой водой мест вырубок, далее проведена укладка на место большемерного кирпича с соблюдением существующей порядовки. Металлическими щетками выполнена расчистка стен от старой шелушащейся побелки, выполнена обмазка стен и известковая окраска стен. Для окраски фасада в известковый раствор добавлялась охра сложного оттенка.

http://sobory.ru/article/?object=48851

Храм перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным световым барабаном. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов, высота верхней арки которых равна высоте глубоких арочных ниш, в которые помещены проемы боковых входов и окон над ними. Коробовый свод алтаря замкнут с востока граненой конхой. Арочный проход ведет в трапезную, завершенную высоким лотковым сводом с распалубками над проемами. В утолщенной стене между холодным храмом и трапезной находятся две узкие лестницы, ведущие на существовавшие в храме хоры (выход на них размещен в западной грани восьмерика). Плоский потолок притвора утрачен. Нижний ярус колокольни перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом с узкими диагональными лотками. На стенах восьмерика сохранилась клеевая живопись 1-й пол. 19 в.: на светло-бирюзовом фоне написаны колонны с коринфскими капителями, поддерживающие гризайльный карниз с иониками, пальметтами и модульонами. На западной грани восьмерика, над выходом на хоры, помещено более позднее и, в отличие от карниза, грубо выполненное «Вознесение». Окна восьмерика во 2-й пол.19 в. получили обрамления в виде узких тянутых наличников. Живопись в трапезной грубо прописана маслом в нач. 20 в. Ворота сочетают в своем облике черты барокко и классицизма. Прежде трехпролетные — с арочными калитками по сторонам проезда, — они сохранили лишь среднюю часть. Хороших очертаний арка, профилированный архивольт которой опирается на импосты, фланкирована сдвоенными колоннами, несущими отрезки антаблемента. Венчает сооружение треугольный фронтон, поднятый на крупных волютах. В тимпане над аркой помещена прямоугольная ниша-киот для иконы. Библиография: Беляев, 1863, с. 282; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 202; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 304; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 145-147. http://svodokn.ru/object/101516036?open=true

http://sobory.ru/article/?object=35250

Фасадный декор четверика ограничен низким цоколем с пояском поребрика, узкими огибающими лопатками на углах, четырехрядной пилой в завершении стен и суховатыми наличниками окон с лучковыми перемычками: тонкие боковины-полуколонки, соединенные подоконником несут треугольный валиковый фронтон. Арочный вход на северном фасаде обрамлен строгим порталом в виде килевидной арки, выложенной валиком. Аналогично декорированы фасады придела. Окна трапезной растесаны, а декор, кроме пилы в завершении и членящих стену лопаток, утрачен. Основу фасадного убранства колокольни составляют пучки трехчетвертных колонн, оформляющих углы четвериков и несущих активно раскрепованные антаблементы. В двух нижних ярусах сдвоенные колонны (в нижнем ярусе пилястры), объединенные общим постаментом, фланкируют высокие арочные проемы звона, а еще одна оформляет угол, в третьем ярусе вместо угловой колонки выпущен угол стены, а в четвертом использованы одинарные колонны, а над антаблементом возвышается раскрепованный лучковый фронтон. В отличие от прототипа — костромской колокольни — в Яковлевском не использованы капители разных ордеров (в зависимости от яруса) и каменные вазы на углах ярусов по осям колонн. Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь — коробовым, замкнутым с востока тремя лотками, одностолпная трапезная — двумя лотковыми, разделенными подпружными арками и усложненными распалубками над окнами; нижний ярус колокольни завершен купольным сводом. Четверик расписан по всем стенам и сводам сплошь ковровой росписью, что является большой редкостью для 1-й пол. 19 в. В сомкнутом своде живопись традиционной иконографии с “Новозаветной Троицей” на восточном лотке и архангелами на остальных. Она отличается уровнем профессионального мастерства художника. Автор свободно владеет искусством письма складок, драпировок, объемность и динамизм которых придает особую подвижность фигурам, стоящим на облаках. Живопись стен многоярусная, в виде отдельных клейм, разделенных живописными рамками, имитирующими архитектурный декор: тяги карнизы, пилястры. Евангельские и библейские сюжеты трактованы увлекательно в лубочной манере письма. В трапезной композиции размещены в виде отдельных картин в рамах, изображающих архитектурный лепной декор. Живопись правленая, в основе — письмо, аналогичное росписи свода четверика. Притвор церкви под колокольней расписан. Иконографическая программа оригинальна: купольный свод разделен на сектора, в каждом из которых помещена фигура святого, на парусах — евангелисты, на стенах — московские митрополиты, “Спас на престоле с предстоящими” и большая композиция “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. Архитектурные элементы заполняет орнамент типа гризайли. Основные сюжеты написаны в той же стилистике, что и письмо трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=03555

Фасады четверика храма между ярусами окон первого и второго света четко делятся антаблементом с гладким фризом и профилированным карнизом. Такой же антаблемент опоясывает объем поверху. Три оси южного и северного фасадов выявлены прямоугольными проемами, заглубленными в крупные прямоугольные ниши. Среднюю часть фасадов с входом выделяет легкий ризалит. Над боковыми окнами первого света помещены прямоугольные накладные доски, а над входными проемами – такой же формы филенки. Барабаны, расчлененные прямоугольными вертикальными филенками, завершены карнизами с сухариками. Центральный барабан прорезан арочными окнами. Промежуточный антаблемент храма продолжен на фасадах апсиды и трапезной в качестве венчающего. Стену апсиды расчленяют пять прямоугольных ниш, в которые заглублены два ложных и три световых окна, аналогичные нижним окнам храма. Фасады трапезной с симметричной композицией в три окна акцентированы в средней части ризалитом с треугольным фронтоном, расположенным ниже венчающего антаблемента. Стены по сторонам ризалита обработаны ленточным рустом. Прямоугольные проемы оконтурены четвертями, боковые окна отмечены белокаменными клинчатыми замками. Ярусы колокольни, со всех сторон прорезанные арочными проемами, завершены антаблементами, причем во втором ярусе фриз украшен триглифами. Стены нижнего четверика целиком покрыты ленточным рустом. Второй ярус на углах оформлен пучками из трех тосканских колонн, третий ярус – двумя колоннами по сторонам арок звона. Оба яруса с каждой стороны завершены треугольными фронтонами. Свод над третьим ярусом прорезан круглыми люкарнами, а срезанные углы яруса-резонатора закрыты волютами. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. В апсиде, на всю ширину открывающейся в храм арочным проемом, выложена конха. Более узкий арочный проем ведет в трапезную. Ее помещение перекрыто тремя коробовыми сводами, разделенными поперечными подпружными арками, с распалубками на торцах. В северо-восточном пилоне первого яруса колокольни устроена внутристенная лестница (вход на нее с западной стороны заложен).

http://sobory.ru/article/?object=13235

Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Трапезная палата многократно перестраивалась. Во 2-й пол. XVII в. окна 2-го этажа были украшены наличниками с фронтонами. В 1-й пол. XIX в., при игум. Никодиме, на месте сводов одностолпной палаты появились 2 этажа братских келий, а в 1843 г. келарская палата была преобразована в придел во имя свт. Митрофана Воронежского. Реставрационными работами 1919-1927 гг. была усилена конструктивная основа древнего сооружения, открыты парные килевидные кокошники по каждой грани основания шатра, а также карниз, охватывавший келарскую и трапезную палаты. Сооружение консервационной кровли над руинами трапезной палаты Введенской ц. завершилось в 1966 г., а к кон. 1975 г. были расчищены все завалы и полностью восстановлен подклетный этаж. Одностолпная палата 2-го этажа, келарская палата и четверик Введенской ц. с апсидой и восьмериком, а также сев. паперть с крыльцом были восстановлены в 1995-1997 гг. Шатер из-за недостатка средств выполнен из дерева (ниже древнего на 6 м) и должен рассматриваться как консервационный. В 2003 г. восстановлена юж. паперть. В 1999-2001 гг. Введенская ц. и одностолпная палата расписаны бригадой иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня была построена к северу от трапезной палаты в сер. 80-х гг. XVI в., при настоятеле Антонии (Алексееве). Это было столпообразное, высотой ок. 25 м, 6-гранное в плане, 3-ярусное сооружение. Цоколь кирпичного сооружения был отделен от 1-го яруса 2 лентами разновеликих валиков, разделенных рядом плоской кладки и завершенных полочкой. Между 2-м и 1-м ярусами проходил пояс из валика, заключенного между 2 полочками. Средний ярус завершался широким поясом из лент бегунца и поребрика. Арки проемов звона 3-го яруса обрамляли фигурными архивольтами, а парапет каждого проема звона был украшен 3 ширинками. Завершалось сооружение карнизом и 3 ярусами кокошников, поставленных на сомкнутый свод, несущий открытый барабан главки. Количество кокошников в 1-м ярусе - 18, по 3 на каждой грани, во 2-м - 13, в 3-м - 11. Палатки 1-го и 2-го ярусов также были перекрыты сомкнутыми 6-лепестковыми сводами и имели каждая по 1 двери и неск. окон. Доступ на 2-й и 3-й ярусы был по внутристенной лестнице. В сев.-вост. грани колокольни находился гиревой колодец для часов, установленных в проеме звона. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969 г.; в 1976 г. расчищено от завалов основание колокольни, сохранившееся в отдельных местах до уровня подоконника окон 1-го яруса. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 г. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/164627.html

В интерьере основное пространство перекрыто сомкнутым сводом, алтарная часть - коробовым, переходящим в конху. В трапезной система коробовых сводов с распалубками, причем над центральным нефом свод прорезан прямоугольным проемом в верхний придел (из трапезной туда ведет винтовая чугунная лестница). Все помещения на продольной оси, соединяющие храм с колокольней, а также ее нижний ярус, также имеют коробовые своды. Роспись церкви исполнена между 1807 и 1812 гг. в смешанной технике с применением графьи. Авторами ее, предположительно, были московские художники П. и М. Сапожниковы. Возможно, в работе принимали участие палехские мастера А.Беляев и С. Вечерин. Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, в 1870-е гг. была сильно записана маслом, а композиции в нижнем ярусе боковых стен исполнены заново. При реставрации 1902-04 и 1906-07 гг. под руководством Н.М. Сафронова и И.М. Баканова очищена от загрязнений и масляной краски. Местами композиции были прописаны водяными красками. Во время последней реставрации в 1950-60-е гг. местными мастерами стенописи промыты и частично освобождены от поновлений. Значительный памятник палехской школы живописи, в стиле которого соединены приемы барокко и классицизма и в то же время сохранены традиции древнерусской иконописи. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блеклые тона. С бледно-розовым фоном стен сочетаются коричнево-зеленые, глухие красно-коричневые, приглушенный синий и разбеленные охристые цвета композиций. Иконографическая программа росписи традиционна для живописи 17-18 вв. В своде на восточном лотке изображено " Отечество " в древнерусском изводе 16—17 вв., на других в медальонах помещены сцены сотворения мира и первых людей, этот цикл заканчивается в верхней части восточной стены двумя композициями " Грехопадение Адама и Евы " . Роспись на стенах состоит из большого числа квадратных и прямоугольных композиций, написанных вплотную друг к другу в самостоятельных обрамлениях. В верхнем ряду изображены апокалиптические сцены.

http://sobory.ru/article/?object=04075

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010