Как пример своеобразного «официального дневника» крупного чиновника папского двора в Риме назовем Diarium (Liber notarum) 1142 , которую вел, исполняя обязанности церемониймейстера папского двора, Иоганн Бурхард (ок. 1450–1506) 1143 . Liber notarum – официальная запись наиболее значимых папских церемоний, в организации которых Бурхард сам принимал участие 1144 . Весьма яркая авторская интонация Бурхарда, подчас доходящая даже до желчности, делает эти официальные записки своеобразным вариантом дневниковых записей официального чиновника высокого ранга 1145 . Тон записей Бурхарда бесстрастен, равнодушен и холоден. В центре его внимания – главным образом то, что имеет какое–либо отношение к церемониальному ведомству. Но он обращает внимание и на события, происходящие вне стен папской резиденции и получающие отклик внутри папского двора (причем в ряде мест Бурхард явно зависит от Инфессуры). В этой связи его «Дневник» приобретает характер первоклассного источника, дает ценный материал по истории папства на рубеже 15–16 вв. Целый ряд замечаний Бурхарда, сквозь маску беспристрастности, говорил знающим людям очень много 1146 . К дневниковым записям примыкает такой интересный вид источников, как личная переписка (эпистолярные источники). Переписка известных исторических деятелей дает возможность установить немаловажные детали отдельных исторических событий или официальных решений, в коих тем или иным образом участвовали данные лица. Письма лиц не публичных могут сыграть важную роль в исследовании общего исторического контекста, на фоне которого равивались те или иные исторические события. Например, прекрасным введением в историю Франции начала 11 в. могут служить письма епископа Фулберта из Шартра (ум. 1028) – одна из наиболее значимых коллекций, связанных с традицией церковных школ на севере Европы, первоначально собранная и опубликованная учеником Фулберта Хильдегаром и его секретарем Сиго 1147 . Из раннего Средневековья дошли письма вдохновителя 2 крестового похода и «Учителя Церкви» цистерцианского монаха Бернара Клервоского (1090–1153) 1148 ; известного хрониста своего времени каноника из Шалон–сюр–Марн в Шампани Гвидо (Gui de Bazoches, Guy de Bazoches, Guido of Bazoches, Guido de Bazoches, Guido Bazoches, Guido de Basochis; до 1146–1203) 1149 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Галлию (среди подвергшихся репрессиям был св. Филиберт ). Сторонники Эброина - Дезидерат (Дидон), еп. Кабиллона (ныне Шалон-сюр-Сон), Бобон, бывш. еп. Валенции (ныне Валанс), и дукс Ваимер, осадили Августодун, где укрылся Л., главный противник майордома. Согласно Мученичеству, клирики и горожане попросили епископа забрать церковные ценности и покинуть город, но тот отказался. Посланный горожанами аббат Мероальд предложил осаждавшим город выкуп, но те заявили, что их единственная задача - схватить епископа. Тогда Л. сдался сторонникам Эброина, к-рые ослепили его, а затем забрали хранившиеся в городе сокровища (их стоимость составляла 5 тыс. солидов). Охрану пленного епископа поручили комиту Ваимеру, к-рый отвез его к майордому Эброину. Тем временем Дезидерат, Бобон и австразийский дукс Адальрик Этихон направились в Лугдун, чтобы захватить св. Генесия. Однако лугдунцы, в отличие от жителей Августодуна, отказались сдаться и не выдали своего епископа врагам. По указанию Эброина комит Ваимер спрятал Л. и объявил о его смерти. Позднее майордом организовал суд над епископом и его братом Гаэрином, обвинив их в убийстве кор. Хильдерика II. Гаэрин был казнен, а епископу отрезали губы и язык и проволокли по улицам города. Согласно Мученичеству, когда Л. страдал от увечий в темнице, за ним ухаживал Герменарий, к-рого епископ простил, хотя прежде они враждовали. По приказу майордома дворцовый комит Ванинг отвез Л. в свои владения, находившиеся в Сев. Галлии, и поместил в основанный им мон-рь Фисканн (ныне Фекан), где святой провел почти 2 года. Согласно древнейшему Мученичеству (версия А), автор которого посетил Л. в ссылке, через нек-рое время епископ чудесным образом вновь мог свободно говорить и совершать мессу. Тем временем Эброин решил окончательно избавиться от влиятельного противника и велел доставить Л. к себе, чтобы лишить его священного сана. После низложения, проведенного собравшимися епископами (на Л. «разорвали облачение, чтобы он не мог служить и не решался более совершать таинство»), майордом велел дворцовому комиту Хродберту отвести святого в уединенное место и отрубить ему голову.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

В отличие от др. деятелей монашества того времени (напр., Бернарда Клервоского или Руперта Дойцского) П. Д. не проявлял негативного отношения к представителям ранней схоластики. По-видимому, еще ок. 1135 г. он приглашал Петра Абеляра приехать в Клюни. После осуждения Собором в Сансе (традиц. дата - 1140, но более вероятно - май 1141) Абеляр направился в Рим, но по дороге из-за болезни задержался в Клюни (в июле или авг.). П. Д. убедил Абеляра в необходимости остаться в Клюни и принять монашеский постриг. Он также добился примирения Абеляра с его главным оппонентом Бернардом Клервоским (при условии, что Абеляр внесет требуемые исправления в свои сочинения, а Бернард обязуется публично не обвинять его в ереси) и снятия с Абеляра церковного отлучения. Спустя нек-рое время Абеляр переселился для лечения в клюнийский приорат Сен-Марсель близ г. Шалон-сюр-Сон, где оставался до конца жизни (традиц. дата смерти - 21 апр. 1142, но более вероятно, что это случилось в 1143 - Андерсен В. В. Проблемы хронологии жизни и произведений Абеляра и Элоизы в свете анализа лит. текстов их современников//Древняя и новая Романия. СПб., 2015. Т. 16. С. 365-375). По-видимому, именно в Клюни Абеляр написал свое последнее сочинение - «Диалог между философом, иудеем и христианином». После смерти Абеляра П. Д. отправил письмо с утешениями Элоизе, описав жизнь Абеляра в последние месяцы и его кончину как образцового христианина (рус. пер.: Воскобойников. 2016). Клюнийский аббат составил стихотворную эпитафию Абеляру, в к-рой сравнил его с Аристотелем и при этом отметил, что тот, приняв под конец жизни монашество, обратился к истинной «Христовой философии» (Там же. С. 55). Важнейшей заботой П. Д. было улучшение финансового положения мон-ря Клюни, к-рое, по его словам, ко времени его избрания аббатом было исключительно тяжелым. П. Д. предпринимал значительные усилия, чтобы получать пожертвования от европ. монархов (в т. ч. от Генриха I, короля Англии (1100-1135), и Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона (1127-1157)) и крупных сеньоров.

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО [лат. Guillelmus (Guglielmus) de Campellis (Campellensis, Catalaunensis); франц. Guillaume de Champeaux] (1068/70, мест. Шампо, близ Мелёна, Франция - 1121/2, Шалон-сюр-Марн, Франция), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы. Жизнь В. из Ш. учился сначала в Париже у Манегольда Лаутенбахского, затем у Ансельма Ланского и Росцелина из Компьеня. В 1103 г. был избран архидиаконом в Париже и возглавил кафедральную школу, где преподавал логику (диалектику), риторику и богословие. Его школа, в к-рую стекались студенты из мн. европ. гос-в, приобрела широкую известность. Однако из-за критики Петра Абеляра , слушателя школы, В. из Ш. вынужден был пересматривать свое учение о природе универсалий , в результате чего в 1108 г. покинул школу. Он удалился в маленький мон-рь Сен-Виктор в пригороде Парижа, где вступил в ряды регулярных каноников . Его спор с Абеляром продолжался неск. лет. Научная деятельность В. из Ш. в мон-ре Сен-Виктор способствовала становлению здесь знаменитой школы мистического богословия, воспитавшей таких богословов, как Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский . В 1113 г. В. из Ш. был рукоположен во епископа г. Шалон-сюр-Марн. Принимал деятельное участие в церковной политике: участвовал в Реймсских Соборах 1114-1119 гг., Римсском Соборе 1117 г. и др.; в 1115 г. благословил Бернарда Клервоского в качестве настоятеля мон-ря в Клерво ; оказывал поддержку папе Каллисту II в проведении церковных реформ, особенно в борьбе за целибат духовенства; в 1119 г. вместе с Клюнийским аббатом был направлен папой Каллистом II к герм. имп. Генриху V для выработки условий соглашения между империей и Св. престолом, в частности в вопросе об инвеституре . За активную церковную деятельность, благочестие и ученость В. из Ш. пользовался большим уважением современников: на одном из Соборов он был провозглашен «столпом ученых» (columna doctorum), Бернард Клервоский называл его «святым и ученым епископом» (episcopus sanctus et doctus). Традиц. почетное именование В. из Ш.- «досточтимый [доктор]» ([doctor] venerabilis). Похоронен В. из Ш. в Клерво. Сочинения

http://pravenc.ru/text/158664.html

В эпоху Каролингов неупорядоченность жизни К. привлекла внимание церковных и светских властей. Регламентация жизни К. стала одним из направлений церковной реформы св. Бенедикта Анианского . Основные правила жизни К. были впервые определены в 813 г. на провинциальном Соборе в Шалон-сюр-Сон (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 273-285). Жен. обителям, не принявшим определенного устава, предписывалось иметь во главе аббатису . К. должны были принимать участие в богослужениях (прежде всего в качестве певчих). Женщины спали в общей келье, однако не возбранялось использование собственных, а также домов в окрестностях монастыря; при общине могли жить слуги насельниц. К. запрещалось общение с мужчинами за пределами общей аудитории. В 816 г. Собор в Ахене принял новые правила жизни К., которые традиционно считаются 1-м общим уставом К.,- «Ахенские установления для монахинь» (Institutio sanctimonialium Aquisgranensis//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456). Их автором считается Бенедикт Анианский, применивший бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) к тем формам монашеской жизни, которые после утверждения христианства сложились в Галлии и Германии. Новые правила во многом повторяли те, что были приняты Собором в Шалон-сюр-Сон: общину К. возглавляла аббатиса (впосл. важную роль играл также помощник аббатисы - капеллан); отказ от личного имущества по-прежнему не являлся обязательным, оно временно переходило в распоряжение общины К. (аббатиса должна была назначить управляющего имуществом на время пребывание насельницы в монастыре); в каноникатах допускалось проживание слуг и служанок. К. спали в общем дормитории, где у каждой имелась собственная постель. В случае болезни или при желании уединиться разрешалось жить в отдельных помещениях (mansiuncula). Устанавливались общие трапезы, во время к-рых К. должны были хранить молчание. За ослушание или небрежение уставом предполагалось наказание: арест, бичевание или жалоба епископу. Теоретически у К. сохранялась возможность выйти из общины. Священник, окормлявший общину К., должен был проживать за пределами мон-ря. К. участвовали в молитвах суточного цикла и мессах, занимались ручным трудом; им предписывалось воздержание. Одеяния К. описывались с большой долей условности - насельницы должны были носить простые одежды из льна и шерсти белого и черного цветов (черный цвет использовался лишь в траурные дни литургического года), во время богослужений покрывали голову платом. Впосл. утвердилась традиция, согласно к-рой К. носили особые облачения лишь в церквах, а в свободное от молитвы время могли одеваться в обычные одежды. Как и настоятели традиц. мон-рей, аббатисы общежитий К. обладали светской властью над окрестными землями.

http://pravenc.ru/text/1470243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ IV Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1210, Рим - 3.04.1287, там же; мирское имя Джакомо Савелли), папа Римский (со 2 апр. 1285). Происходил из знатной рим. семьи, внучатый племянник папы Римского Гонория III . Отец и брат Джакомо неск. раз занимали должности рим. сенаторов; мать принадлежала к влиятельной семье Альдобрандеска; дядя, кард. Томмазо, по прозвищу дель Весково, был известным поэтом и дипломатом. Савелли учился в Парижском ун-те. До принятия сана был женат, но рано овдовел. Двое его сыновей достигли значительных светских должностей: один был подеста в г. Урбино, второй - рим. сенатор. Избрав духовную карьеру, Савелли получил в качестве бенефициев должности каноника в Шалон-сюр-Марн (ныне Шалон-ан-Шампань) в Барселоне и ректора в Бертоне (еп-ство Норидж). 24 дек. 1261 г. папой Римским Урбаном IV возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). Долгое время был легатом в Витербо. В 1276 г. папой Римским Адрианом V назначен легатом к герм. кор. Рудольфу I Габсбургу для решения вопроса о его имп. коронации и урегулирования споров между ним и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В 1277 г. возведен в достоинство кардинала-перводиакона. 21 окт. 1282 г. кард. Дж. Савелли основал в Альбано и затем построил на собственные средства бенедиктинский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и св. ап. Павлу. После смерти папы Римского Мартина IV коллегией кардиналов 2 апр. 1285 г. в Перудже Савелли был избран папой и принял имя Гонорий в память о своем родственнике папе Гонории III. 14 мая 1285 г. в Риме Г. был рукоположен во пресвитера, 15 мая - во епископа, и 20 мая в соборе св. Петра состоялась его интронизация. Г. продолжил политику своих предшественников относительно борьбы между Арагонской и Анжуйской династиями за Сицилию, к-рая в 1282 г.

http://pravenc.ru/text/166151.html

1. Ереси начала XI в Как мы уже сказали, в вв. в Европе ересей как таковых не было. В источниках упоминаются всего 4 случая, которые авторы расценивают как проявления ереси, но три из них представляют собой, по сути, экзальтированные и несколько эксцентричные проявления христианского благочестия 168 . Четвертый предполагаемый «еретик», по-видимому, действительно таковым являлся. Речь идет о Клавдии, епископе Турина, который ранее был школьным наставником в Аквитании и получил кафедру благодаря покровительству Людовика Благочестивого. Он приказал убрать из церквей в своем диоцезе все изображения, отрицал почитание святых, практику паломничества и примат римских пап как преемников апостола Петра. Он также отвергал поклонение кресту, заявляя, что, если почитать крест, то следует также почитать любую девственницу, поскольку в лоне девственницы Иисус провел целых девять месяцев, а на кресте – только шесть часов. Однако у Клавдия, судя по всему, не было последователей, и его учение, как и действия упомянутых выше мнимых «еретиков», не представляли угрозы для официальной церкви и не вызвали заметной реакции с ее стороны. В начале XI в. ситуация меняется. Разговор о ересях этого периода обычно начинают с истории крестьянина Леутарда из деревни Верту, неподалеку от Шалон-сюр-Марн, изложенной хронистом Раулем Лысым и датируемой примерно 1000 г. Однажды Леутард, вернувшись с поля, прогнал свою жену, объяснив ей, что так «велит Евангелие», а затем отправился в церковь и разбил распятие. Он заявил испуганным односельчанам, что сделал это «по велению свыше», после чего стал проповедовать различные идеи, из которых крестьянам особенно понравились заявления о том, что не нужно платить десятину. Леутард якобы пытался даже толковать Священное Писание , утверждая, что «пророки говорили много мудрых вещей, но также много такого, чему не нужно верить». Видимо, его проповеди пользовались успехом и он нашел себе сторонников в количестве, достаточном для того, чтобы привлечь к своей деятельности внимание местного епископа. Тот призвал «еретиков» к себе и побеседовал с ними, после чего крестьяне раскаялись, а Леутард, как пишет хронист, «поняв, что он побежден и не может тешить свою гордыню человеческой лестью, расстался с жизнью, бросившись в колодец».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [лат. Iohannes] (V в.), св. (пам. зап. 8 мая), еп. г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон, Франция). Основным источником сведений об И. является послание Сидония Аполлинария к Домнулу (ок. 470) о выборах епископа в Кабиллоне. После отречения и смерти молодого еп. Павла (postquam iunior episcopus Paulus discesserat decesseratque) для избрания нового епископа в Кабиллон прибыл Лугдунский (Лионский) еп. Патиент в сопровождении др. епископов. Из-за борьбы партий в городе были выдвинуты 3 кандидата, однако никто из них, по мнению Аполлинария, не был достоин епископского сана: один был совершенно безнравственным человеком (destitutus morum), 2-го за взятки и обещание щедрого кормления поддерживали нахлебники (per fragores parasiticos culinarum suffragio), 3-й стремился разграбить церковное имущество. В этих условиях Патиент и Августодунский (Отёнский) еп. Евфроний после совещания с др. иерархами решили самостоятельно избрать достойного кандидата, а потом объявить об этом народу и совершить рукоположение. Епископы остановили выбор на архидиаконе Кабиллонской кафедры И., известном честностью, кротостью и человеколюбием. По свидетельству Аполлинария, И. с детства служил в церкви чтецом, затем был возведен в сан архидиакона. Поскольку его ценили за добросовестное исполнение хозяйственных и адм. функций, сопряженных с должностью архидиакона, И. не был рукоположен во пресвитера. Несмотря на возражения со стороны «интриганов и дурных людей» (stupentibus factiosis erubescentibus malis), Патиент рукоположил И. во епископа, а Евфроний засвидетельствовал этот акт. Аполлинарий выражает восхищение твердостью Патиента и Евфрония, которые не уступили требованиям толпы и возвели на кафедру достойного человека, хотя и нарушили обычай избрания епископа народом. Между 470 и 475 гг. некий еп. Иоанн принял участие в Соборе, созванном в г. Арелат (ныне Арль) еп. Леонтием для разбора ложного учения пресв. Луцидия о благодати. По мнению большинства исследователей, этого епископа можно отождествить с И. Др. сведения о епископском служении И. отсутствуют, дата кончины святого неизвестна. Преемником И. на Кабиллонской кафедре был Сильвестр, первое точно датированное упоминание о к-ром содержится в постановлениях Собора в Эпаоне (517) (Les Canons des conciles mérovingiens (VIe-VIIe siècles)/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 120. (SC; 353)). Также в Житии св. Кесария, еп. Арелатского († 542), сообщается, что Кесарий род. в Кабиллоне (вероятно, ок. 470) и в возрасте 18 лет был принят в церковный клир еп. Сильвестром (Vita Caesarii episcopi Arelatensis. I 4//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 458). Т. о., И., вероятно, скончался до 488 г.

http://pravenc.ru/text/469410.html

состоялась поездка О. в Мец и Шалон-сюр-Марн вместе с многоопытным дипломатом Бруно, архиепископом Трирским (1102-1124), и Эрлунгом, епископом Вюрцбургским (1105-1121), а также канцлером Адальбертом († 1137, архиепископ Майнцский в 1111-1137) к папе Пасхалию II, находившемуся тогда на Соборе в Труа. Целями посольства были подготовка встречи Генриха V и понтифика, а также обсуждение вопроса о церковной инвеституре О. В частично сохранившейся переписке Генриха V с О. заметно влияние епископа на дела империи. О. принимал участие в подготовке имп. коронации Генриха V в Риме в 1111 г. 15 апр. того же года, после заключения договора в Понте-Маммоло, О. получил от папы Пасхалия II буллу о подтверждении епископского сана и права ношения паллия (Geschichte des Bistums Bamberg. 1888. S. 79-81). Важнейшими направлениями деятельности О. как епископа были укрепление экономического положения своего диоцеза и восстановление строгой церковной дисциплины в монастырях и церквах. При О. перестроен кафедральный собор Бамберга, сильно пострадавший во время пожара 1081 г. В 1109 г. кор. Генрих V передал соборному капитулу монастырь Остерхофен, который ок. 1128 г. О. преобразовал в обитель премонстрантов ( Ziegler. 1982. S. 91-92; см.: Lickleder. 1989). Заботясь об исправлении монашеских обычаев одного из крупнейших мон-рей Бамбергского еп-ства - аббатства Михельсберг, О. на 5 лет отправил монаха этой обители (и своего бывш. канцлера) Вольфрама в аббатство Хирзау - важный центр монашеской реформы - для изучения нового монашеского устава. В 1112 г. епископ способствовал избранию Вольфрама настоятелем Михельсберга. Вероятно, Вольфрам привез в б-ку мон-ря рукопись «Обычаев Хирзау» (Consuetudines Hirsaugienses - Bamberg. Staatsbibl. Msc. lit. 152; см.: Dengler-Schreiber. 1979. S. 32-33). Позднее, после пожара 3 янв. 1117 г., в Михельсберге по инициативе О. зодчим Рихольфомом была перестроена по образцу Хирзау главная монастырская церковь, освященная 1 сент. 1121 г. ( Dengler-Schreiber. 1979. S.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

Одно из самых ярких произведений полемической лит-ры XIV в. принадлежит испанскому доминиканцу Альфонсо Боному (Буеномбре; 1353?), известному знатоку араб. языка. В 1344 г. он стал епископом Марокко, а до этого был активным миссионером среди мусульман. В 1340 г. он представил христ. аудитории трактат «Спор между сарацином Абуталибом и евреем Самуилом» (Disputatio Abutalib Sarraceni et Samuelis Judei) - переписку (очевидно, вымышленную) иудея с мусульманином, к-рую Альфонсо якобы нашел в Марокко и перевел на латынь. В одном из писем иудея Самуила приводится биография М., написанная в духе сочинений еп. Луки Туйского и архиеп. Родриго Хименеса де Рады. В ответе сарацина описано ночное путешествие М. на небеса в сопровождении Господа и пророков, что, по мысли автора текста, должно указывать на одобрение Богом ислама. В последнем же письме сарацина М. изображен как криптохристианин , к-рый признает Иисуса Мессией и верит в спасительную силу крещения. В XV в. интерес к образу М. существенно возрос после взятия К-поля турками (1453). Находившийся при дворе Филиппа III Доброго, герц. Бургундского, Жан Жермен, еп. Шалон-сюр-Сон (1436-1461), в целях подготовки к крестовому походу против турок написал соч. «Спор между христианином и сарацином» (Débat du Crestien et du Sarasin), в к-ром была предпринята попытка опровергнуть учение ислама и подвергнуть критике М. Это сочинение попало в руки известного испан. гуманиста и теолога Иоанна из Сеговии , защищавшего мирные принципы взаимоотношений с мусульманами и призывавшего прежде всего к интеллектуальному обмену. В 1455 г. он написал критический ответ еп. Жану Жермену, в котором развивал свои взгляды на ислам (Replica ad Johanem Cabilonensem). В 1460-1461 гг. в сочинении, посвященном анализу Корана (Cribratio Alkorani), о М. писал известный теолог Николай Кузанский . Хотя мусульм. институты и их основатель изображены в этом сочинении в достаточно карикатурном виде, автор ратует за «справедливое толкование» (pia interpretatio) ислама, объясняя, что отказ М. от нек-рых догм христианства диктовался необходимостью компромисса в борьбе за отказ арабов от многобожия и идолопоклонства.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009