Не вполне ясно, было ли данное исповедание принято Собором формально. Свт. Афанасий Великий впосл. это прямо отрицал ( Athanas. Alex. Ad Antioch. 5). Сохранилось письмо О. и еп. Протогена папе Римскому Юлию I, в к-ром они объясняли составление данного исповедания необходимостью борьбы с новыми аргументами сторонников арианства, что представлялось им актуальным в контексте церковной катехизации (The Correspondence of Pope Julius I/Ed. G. L. Thompson. Wash., 2015. P. 94-97; ср.: Sozom. Hist. eccl. III 12). По-видимому, зап. участники Сардикийского Собора заседали не на общем собрании, а разбившись на комиссии, чем могут объясняться расхождения в трактовке статуса рассмотренных документов ( Parvis. 2006. P. 235-239). Собор также принял ряд канонов, большинство из к-рых было предложено О. и затрагивало гл. обр. вопросы, связанные с епископским служением. Особое значение имеют 3 канона (2 из них предложены О.), которые касаются особого статуса Римской Церкви. Согласно этим канонам, папа Римский наделялся правом рассмотрения апелляций епископов, низложенных провинциальным Собором. В случае необходимости он мог инициировать пересмотр дела епископами соседней (по отношению к кафедре обвиняемого) провинции и, если этого желает обвиняемый, прислать туда своих пресвитеров-легатов. Апелляционные прерогативы Папского престола мотивировались почтением к ап. Петру ( Hess. 2002. P. 91-255). Местом ссылки О. был назначен иллирийский г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия), где он, вероятно, оказался под надзором местного еп. Герминия. В 357 г. вместе с др. испан. еп. Потамием Олисипонским (Лиссабонским) О. подписал т. н. 2-ю сирмийскую формулу ( Hilar. Pict. De Synod. 3), отвергавшую допустимость использования в богословском обиходе термина «substantia», отождествляемого с греч. «οσα», а также таких понятий, как «единосущный» (homousion) и «подобосущный» (homoeusion), и исповедовавшую Бога Сына подчиненным Богу Отцу. Формула была провозглашена в присутствии противников свт. Афанасия Великого - иллирийских епископов Валента Мурсийского, Урсакия Сингидунского и Герминия Сирмийского (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА (Настич Воислав) (31.01.1914, Гэри, шт. Индиана, США - 12.11.1964, мон-рь Беочин, Сербия, Югославия), викарный еп. Хвостанский Сербской Православной Церкви. В детстве переехал с родителями в Сараево (Босния и Герцеговина), где позже закончил начальную школу и гимназию. Выпускник Богословского фак-та Белградского ун-та (1937), служил законоучителем в гимназии в Сараеве. В 1940 г. в мон-ре Милешева пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. Во время второй мировой войны и нем. оккупации оставался в Сараеве. Отверг предложение главы усташского Независимого гос-ва Хорватия А. Павелича войти в клир т. н. Хорватской Православной Церкви (см. ст. Хорватия ). После окончания войны был рукоположен во иеромонаха и произведен в сан протосинкелла. 20 мая 1947 г. избран патриаршим викарным епископом Хвостанским. Хиротонисан 19 авг. 1947 г. Помогал администратору Дабро-Босанской и Захумско-Герцеговинской епархий еп. Нектарию (Крулю) . За критику действий коммунистического руководства Югославии в нач. 1948 г. был арестован и 1 марта осужден сроком на 10 лет за «шпионаж в пользу англо-американцев». Среди серб. населения Югославии было распространено мнение, что В. был осужден властями в качестве компенсации хорватам за арест и осуждение за сотрудничество с усташским режимом в годы второй мировой войны католич. архиеп. Загреба Алоизия Степинаца . В. отбывал заключение в Зенице, затем в Сремска-Митровице. При этапировании в 1949 г. попал в железнодорожную катастрофу, получил перелом ног и руки. Из тюремной больницы был перевезен в больницу в Белграде, затем в белградский Введенский мон-рь, где провел ок. года. В 1951 г. условно был отпущен на свободу с местом пребывания в мон-ре Гомионица. Находился под постоянным контролем Управления гос. безопасности. В 1951 г. церковноначалием был отправлен на покой. В марте 1954 г. подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но получил отказ. По истечении срока условного заключения переехал в мон-рь Крушедол, а оттуда в монастырь Беочин, где скончался при невыясненных обстоятельствах, возможно, был отравлен. Похоронен там же, в храме Вознесения Господня. Лит.: В. србске цркве од комуниста. 1997; В. Летопис Српске Православнее Цркве 1946-1958 гг.: Време патр. Гаврила (1946-1950) и патр. Bukehmuja (1950-1958). Книн; Београд, 2000. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/154283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мученики Монтан и Максима. Икона. XXI в. [Лат. Montanus et Maxima] († 303/4), мученики Сирмийские (Сингидунские) (пам. зап. 26 марта, 11 и 26 мая). М. и его супруга Максима пострадали в г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия). М. был священником в Сингидуне (ныне Белград). Когда при имп. Диоклетиане начались гонения (нач. IV в.), он бежал в Паннонию, но в Сирмии был арестован и предстал перед судом префекта Проба. Под угрозой смерти отказался отречься от веры и принести жертвы языческим богам. Проб призвал жену М. Максиму, надеясь, что она уговорит мужа не упорствовать и согласиться отречься от веры, однако та с не меньшим мужеством исповедала веру во Христа. Тогда Проб приказал надеть супругам камни на шеи и бросить в р. Саву. Их тела вскоре были вынесены на берег и преданы погребению благочестивыми христианами, к-рые знали М. и Максиму. Судя по датам и дням памяти мн. Паннонских мучеников, на время прибытия Проба, чье имя упоминается в неск. Мученичествах, приходится резкое ужесточение гонений в этой области (см. также ст. Ириней , сщмч., еп. г. Сирмий). О казни М. есть упоминание в Мученичестве Поллиона (BHL, N 6869), к-рое, вероятно, было составлено в V в. в Риме. Возможно, в то же время было написано и еще одно сказание о М., к-рое легло в основу сведений, приводимых в Мартирологах, но как отдельный памятник не сохранилось. В Иеронимовом Мартирологе под 26 марта упоминаются М., к-рый был брошен в реку, и его супруга Максима. О казни Максимы не сообщается. Там же о М. сказано под 11 мая. В нек-рых др. зап. Мартирологах подтверждается, что Максима разделила участь мужа; встречается также еще один день их памяти - 26 мая. М. и Максима почитаются в Румынской Православной Церкви под 26 марта как первые святые дако-романского происхождения, известные по именам. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. Col. 616-617; MartRom. P. 140; MartRom. Соттепт. P. 113. N 4; MartHieron. Comment. P. 162-163. N 14; P. 248. N 5.

http://pravenc.ru/text/2564132.html

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/178231.html

О мученической кончине К. сообщается в дополнениях блж. Иеронима Стридонского к «Хронике» Евсевия Кесарийского (ок. 380): «Сисцийский епископ Квирин со славой был убит ради Христа. Привязав к шее ручной жернов, его сбросили с моста в реку. Он долго плавал и беседовал со смотрящими, чтобы они не устрашились его примера. Затем он помолился, чтобы утонуть, и немедленно достиг желаемого». К. посвящен 7-й гимн Пруденция в сб. «О венцах мучеников» (не позднее 404) - «Гимн в честь мученика Квирина, епископа Сисцийской Церкви» ( Prudent. Perist. 7). Содержание гимна в целом соответствует сведениям из Мученичества К. и сообщения блж. Иеронима, кроме датировки: согласно Пруденцию, К. пострадал в правление имп. Галерия (293-311). Церковь св. Квирина в Юршичах (Хорватия). XVI в. Церковь св. Квирина в Юршичах (Хорватия). XVI в. В исследовании агиографического предания о К. основные проблемы связаны с датировкой гибели мученика и составления его Мученичества, а также с вопросом о соотношении различных версий легенды. Согласно Мученичеству, епископ пострадал при императорах Диоклетиане и Максимиане (между 303 и 305), тогда как Пруденций относит гибель епископа к правлению в Иллирике августа Галерия (между 303 и 311). Свидетельство блж. Иеронима противоречиво: согласно «Хронике», К. был казнен в 271-ю олимпиаду, в 5-й год великого гонения (308), но о его мученичестве упоминается между сообщениями о гибели Максимиана Геркулия (310) и о смерти Галерия (весна 311). Высказывалось мнение, что блж. Иероним не знал, когда именно пострадал К., и поместил сообщение о его кончине под условной датой ( Barnes T. D. Early Christian Hagiography and the Roman Historian//Christian Martyrdom in Late Antiquity: History and Discourse, Tradition and Religious Identity/Ed. P. Gemeinhardt, J. Leemans. B., 2012. P. 26). Многие ученые, следуя за агиографической традицией, относили гибель К. к началу великого гонения на христиан (303 или 304 - Ritig. 1912. S. 264-265). На основе анализа ряда Мученичеств была сделана попытка восстановить хронологию гонений на христиан в обл. Иллирик. Согласно этим исследованиям, казни христиан начались весной 303 (или 304) г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и Сингидуне (ныне Белград), затем в др. городах. Т. о., К. был казнен скорее всего 4 июня 303 г. ( M ó csy. 1974. P. 327-328) или 304 г. ( Brato . 2004). Однако Ж. Зейер склонялся к признанию верности датировки, предложенной блж. Иеронимом, отмечая, что казнь К. могла состояться лишь до передачи власти над Иллириком августу Лицинию (нояб. 308; по Зейеру - 307) ( Zeiller. 1967. P. 71-72).

http://pravenc.ru/text/1684071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ [лат. Heraclianus Sirmiensis] (сер. IV в.), участник диспута с арианином Герминием, еп. Сирмийским. Дошедшая в латинской версии запись публичного спора, состоявшегося 13 янв. 366 г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), подверглась незначительной лит. обработке. Первая часть текста посвящена вопросу о божественности Св. Духа и его равенстве Отцу и Сыну. Во 2-й И. С. ведет спор с клириком еп. Герминия пресв. Феодором, к-рый ссылается на евангельские слова о неведении Христом дня Второго пришествия (Мк 13. 32; Мф 24. 36). Третья часть представляет спор с др. сторонником еп. Герминия, Агриппином, который утверждает тварность Св. Духа и подчиненность Сына Отцу. Диспут завершается монологом И. С., текст к-рого восходит к «Апологии» Тертуллиана ( Tertull. Apol. adv. gent. 21), после чего еп. Герминий обвиняет И. С. в ереси, его сторонники требуют задержать и предать суду И. С., однако еп. Герминий успокаивает их и разрешает И. С. уйти. В диалоге И. С. представлен как мирянин, сосланный в Паннонию за исповедание правосл. веры. Однако такое объяснение представляется маловероятным, поскольку диспут состоялся во времена правления имп. Валентиниана I (364-375), отличавшегося веротерпимостью. Возможно, истинной причиной ссылки стало некое выступление против ариан, к-рым покровительствовала 2-я жена Валентиниана Юстина. Еп. Герминий в отличие от пресв. Феодора и Агриппина изображен с нек-рой симпатией. Тем не менее автор представляет его гораздо более радикальным арианином, чем он был в действительности. Будучи тесно связанным с епископами-арианами Валентом и Урсакием , он принял участие в разработке 2-й сирмийской формулы , близкой к радикальному арианству. Однако в 60-х гг. IV в. он возвратился к идее подобия Сына Отцу «во всем» и его взгляды стали отражать позиции малоазийских пневматомахов, а не ариан. Весьма показательно, что непосредственно с еп. Герминием И. С. спорит только о божественности Св. Духа и не затрагивает вопрос об отношении Сына к Отцу. Богословие И. С. в свою очередь неск. архаично, оно основано на лат. традиции доникейского периода и еще не знакомо с достижениями греч. никейского богословия, к-рые были введены на Западе свт. Иларием , еп. Пиктавийским.

http://pravenc.ru/text/673833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I еп. Антиохийский (ок. 280/1 - ок. 302/3). Еп. Евсевий Кесарийский (нач. IV в.) ( Euseb. Hist. eccl. VII 32) называл К. своим современником, преемником еп. Тимея (ок. 274 - ок. 279) на кафедре Антиохии и предшественником еп. Тиранна (304-314). Согласно хронике патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.), К. был 19-м епископом Антиохии, в то время как Евсевий считал К. 18-м (не учитывая св. ап. Петра). Патриарх Никифор, а также визант. хронист Георгий Синкелл (кон. VIII в.) согласны в том, что К. занимал кафедру 15 лет. Синкелл считал, что К. занял кафедру в 1-й год правления имп. Кара, т. е. в кон. 282 или 283 г. Евсевий датирует начало епископства К. 2297 г. от Авраама, 1-м годом 265-й олимпиады и 4-м годом правления имп. Проба, т. е. 280/1 г. Дата кончины К. в хронике Синкелла отсутствует; у Евсевия она приходится на 2316 г. от Авраама, 2-й год 270-й олимпиады и 18-й год правления имп. Диоклетиана, т. е. 302/3 г. Т. о., по Евсевию, К. занимал кафедру 22 года, а не 15 лет. Сведения Евсевия следует считать более достоверными. Евсевий сообщает, что во время епископства К. в Антиохии жил ученый пресв. Дорофей, знаток древнеевр. языка и толкователь Свящ. Писания, с к-рым Евсевий позже был лично знаком, видимо, когда тот переехал в Тир. Почитание К. неизвестно на Востоке и в Византии. Однако его память под 22 июля указана в Римском Мартирологе по недоразумению, допущенному составителем Мартиролога кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Под 22 июля в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) указаны память святых Кирилла, Андрея и др. мучеников в Антиохии. Эти же имена присутствуют в сир. гомилии IV в. «Похвала всем Антиохийским мученикам» (BHO, N 700), приписываемой еп. Евсевию Кесарийскому. Однако ни в том ни в др. памятнике не говорится, что этот мученик Кирилл был епископом Антиохии. Наконец, кард. Ц. Бароний отождествил К. с неким «епископом из Антиохии», который упоминается под именем Quirillus в легендарном мученичестве «Четырех увенчанных» мучеников Сирмийских (BHL, N 1836). Оба этих отождествления невозможно принять: нет оснований предполагать, что К. оставил Антиохию и направился в Сирмий в Паннонии (ныне Сремска-Митровица, Сербия). Кроме того, Адон Вьеннский (IX в.), составивший подробный пересказ страданий Сирмийских мучеников (под 9 нояб.), ничего не говорит об антиохийском происхождении еп. Кирилла, крестившего этих мучеников. Напротив, из рассказа Адона скорее следует, что это был местный Иллирийский епископ, до этого долго содержавшийся в темнице. Т. о., кто бы ни был этот епископ, а также Антиохийский мученик, упомянутый в Мартирологе блж. Иеронима, очевидно, что они оба отличны от К. (ActaSS. Iul. T. 5. P. 235-237).

http://pravenc.ru/text/1840381.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Обнародованы новые решения Священного Синода Румынской Православной Церкви 11.07.2017 4-5 июля 2017 г. в Синодальном зале Патриаршей резиденции в Бухаресте под председательством Патриарха Румынского Даниила состоялось рабочее заседание Священного Синода Румынской Православной Церкви . В рамках этого заседания были приняты следующие решения: – 2019 г был заявлен в Румынской Православной Церкви " Годом уважения к румынской деревне (священникам, преподавателям и мэрам) " и " Памятным годом Патриархов Никодима (Мунтяну) и Иустина (Моисеску) и переводчиков церковных книг " . – Одобрено предложение Митрополичьего синода епархии Мунтении и Добруджи о канонизации иконописца Пафнутия - Пырву Муту , его память определено отмечать 7 августа. – В календарь Румынской Православной Церкви, начиная с 2017 г, внесена память святого Порфирия Кавсокаливита , день празднования которому установлен 2 декабря; также Синод одобрил его тропарь, кондак, житие и икону. - Одобрены несколько литургических текстов: акафист святому мученику Иринею, епископу Сирмия [ныне Сремска Митровица, Сербия], чья память празднуется 6 апреля; служба и акафист святым мученикам Пасикрату и Валентину , чья память празднуется 24 апреля; акафист святому Антонию Вылчезерскому , память которого празднуется 23 ноября. – Решено организовать международную встречу православной молодежи в 2018 г. в Сибиу, городе, который является центром Ардяльской митрополии. – Решено открыть в Риме филиал Факультета православной теологии " Патриарх Юстиниан " (Бухарест). – Одобрено создание специализации в области церковного искусства в рамках Факультета истории, философии и богословия Университета " Нижний Дунай " в Галаце, начиная с 2017-2018 учебного года. – В контексте феномена секуляризации нашей эпохи необходимо обновление духовной и нравственной жизни служителей Церкви всех рангов, насельников монастырей и скитов, а также мирян всех приходов и всех церковных учреждений. В этом смысле митрополичьи синоды Румынского Патриархата будут периодически анализировать аспекты, касающиеся дисциплины духовенства и мирян и предложат Священному Синоду ряд конкретных решений, призванных способствовать духовной жизни.

http://drevo-info.ru/news/22531.html

Поскольку послы, находясь в Риме, категорически отказались вступить в общение со свт. Афанасием, Римский еп. Юлий I ответил им тем же. В 343 г. М. участвовал в Соборе вост. епископов в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария), к-рый откололся от Сардикийского Собора ( Hilar. Pict. Fragm. hist. A. IV 2). Далее сведений о М. нет до 359 г., когда он стал главой партии вост. консерваторов, недовольных действиями омиусиан под предводительством еп. Василия Анкирского. М. явился ко двору имп. Констанция II в Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) с жалобами на еп. Василия и его сторонников. Император понимал, что, заступаясь за одних омиусиан, невозможно будет достигнуть полного умиротворения в Церкви, и решил созвать Вселенский Собор (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор ) для обсуждения уже готового текста исповедания. С этой целью в Сирмий были вызваны все главные представители богословских партий (кроме никейцев). В результате длительных совещаний 22 мая 359 г. был принят текст, известный как «датированная вера», или 4-я Сирмийская формула. М., видимо, не был автором окончательного документа, но участвовал в его редактировании. Он представил свой проект вероисповедания, текст которого сохранился в «Церковной истории» Сократа Схоластика (V в.; Socr. Schol. Hist. eccl. II 30). Вероисповедание М., соединенное с исповеданием, поданным епископами Валентом Мурсийским, Урсакием Сингидунским и Герминием Сирмийским, было переработано в «датированную веру». Вероисповедание М. представляет собой повторение 4-й Антиохийской формулы с добавлением множества анафематизмов против тех, кто не считают Сына Богом, а также против тех, кто видят в Отце и Сыне двух безначальных Богов. Исповедание также содержит экскурсы экзегетического характера. В отличие от окончательной Сирмийской формулы в нем нет положения о том, что Сын подобен Отцу по сущности (μοιος κατ οσαν), но присутствует более общее определение «подобен во всем» (μοιος κατ πντα). В 365 г. еп. Герминий Сирмийский в своем послании к Руфину и Палладию, сохранившемся во фрагментах сочинения еп.

http://pravenc.ru/text/2562256.html

В распространении Православия в В. огромную роль сыграли мон-ри, строительство к-рых не прекратилось и после разделения Церквей. Сведений об их количестве, обстоятельствах основания и дальнейшей судьбе почти не сохранилось. Лишь жен. мон-рь под Веспремом имеет основательную грамоту в виде грекоязычной копии с лат. переводом (подлинник не сохр.). Правосл. мон-ри существовали также в Марошваре (ныне Ченад, Румыния), Оросламоше, Тихани. Правосл. отшельники жили в лесах в Зебегене и в Пилишских горах. Их главой был игумен мон-ря в Вишеграде. Мон-ри с уставом свт. Василия Великого действовали в городах Пасто и Савасентдеметер (ныне Сремска-Митровица, Сербия). После того как кор. Иштван упорядочил церковную организацию, эти мон-ри по территориальному принципу стали подчиняться епископам зап. обряда. Исключение составляли 2 ставропигиальных мон-ря: жен. под Веспремом, подчиненный непосредственно Эстергомскому Архиепископу, и муж. в Савасентдеметере, главой к-рого был сам К-польский Патриарх. Характерной особенностью венг. Православия этого времени было большое количество белого духовенства, к-рое занималось просветительством вместе с монашествующими. Национальный состав клириков был разнообразен: сначала это были греки, затем славяне и венгры. В 1047-1060 гг. в мон-рях в Вишеграде и Тихани поселились рус. монахи-василиане, а в рус. мон-рях подвизались венгры. Нек-рые из них почитаются РПЦ как святые: живший в киевских пещерах прп. Моисей Угрин, его старший брат архим. Ефрем Новоторжский и младший брат св. Георгий, телохранитель св. князя-страстотерпца Бориса, принявший вместе с ним мученическую кончину (ЖСв. Янв. 28). Сербская церковь в Секешфехерваре. XVIII в. Сербская церковь в Секешфехерваре. XVIII в. Мон-ри вост. обряда не только были центром религ. жизни, но и имели огромное культурное значение. Именно благодаря этим миссиям большое количество ценнейших сокровищ визант. литературы и искусства попали через В. в Зап. Европу. Перевод аскетических трудов Максима Исповедника и христологической части «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина был сделан в В. одним из греч. монахов. В мон-рях создавались и произведения изобразительного искусства.

http://pravenc.ru/text/150197.html

   001   002     003    004    005    006