Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ДЕЗИДЕРИЙ († нач. VII в.), св. (пам. зап. 23 мая, перенесение мощей - 11 февр.), архиеп. г. Вьенна (совр. Вьен, деп. Изер, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.) ДЕИКОЛА († ок. 625), св. (пам. по Римскому Мартирологу 18 янв.), основатель мон-ря Лутра (совр. Люр, деп. В. Сона, Франция) ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция) ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ДИОНИСИЙ VI Геваргезе Мар (1858 - 1934), митр. Маланкарский (с 1909), Глава Сиро-Маланкарской Церкви (12 июля 1909-1912), 2-й прославленный этой Церковью святой инд. происхождения ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов

http://pravenc.ru/rubrics/122368_15.html

301-302 302-303 ДЕЗИДЕРИЙ св. (пам. зап. по Римскому Мартирологу 23 мая, по Мартирологу блж. Иеронима - 11 февр., перенесение мощей - 19 янв.), 3-й еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция) ДЕЗИДЕРИЙ И РЕГИНФРИД (кон. VII - нач. VIII в.), мученики в Альсегаудийском паге (сельском округе) (обл. Ажуа, нем. Эльсгау) в Юж. Эльзасе (пам. зап. 17 сент., перенесение мощей - 25 окт.) 303-304 DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви 304-311 311-315 ДЕИКОЛА († ок. 625), св. (пам. по Римскому Мартирологу 18 янв.), основатель мон-ря Лутра (совр. Люр, деп. В. Сона, Франция) ДЕИР название равнины «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан 315-316 316-319 319-320 320-321 ДЕЙСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИЕ особые богослужебные чины, в визант. и древнерус. традиции совершавшиеся в дополнение к обычному кругу служб в нек-рые дни года церковного ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении 321-323 323-327 327-328 328-334 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений 334-340 340-342 342-343 344-347 347-351 351-353 ДЕЛЕГАЦИЯ юридический термин, означающий - в наиболее общем, теоретико-правовом смысле - передачу прав и обязанностей одним субъектом другому, с тем чтобы последний действовал от имени первого 353-355 ДЕЛЕКТОРСКИЙ Ксенофонт Иванович (1798/99 - 1842), свящ. (по некоторым данным, с 1842 протоиерей), проф. СПбДА 355-356 ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов 356-358 358-359 ДЕЛИЧ Фридрих (1850 - 1922), нем. протестантский ассириолог, сын нем. исследователя ВЗ Франца Делича 359-360 507-509 ДЕЛЬФИН († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕИКОЛА Деикола [лат. Deicola, Deicolus; ирл. Dichuil; франц. Deicole, Desle] († ок. 625), св. (пам. по Римскому Мартирологу 18 янв.), основатель мон-ря Лутра (совр. Люр, деп. В. Сона, Франция). Ирл. монах, по преданию, один из спутников св. Колумбана , покинувший вместе с ним родину. Сохранилось Житие Д., составленное в Лутре ок. 965 г. Оно содержит преимущественно легендарные и недостоверные сведения. Согласно Житию, Д. был братом св. Галла , прибыл в Галлию в числе учеников св. Колумбана и поселился в основанном им мон-ре Луксовий (см. Люксёй ). Когда в 610 г. кор. Теодорих изгнал Колумбана, Д. последовал за ним, но по дороге заболел и был вынужден покинуть наставника. Д. удалился в Бургундию и вел уединенную жизнь в ущельях Восега (совр. Вогезы). Местная землевладелица Бертельда подарила Д. небольшую церковь и клочок земли, где он построил Лутранский мон-рь, посвященный св. Петру. Прослышав о чудесах Д., кор. Хлотарь II одарил мон-рь обширными земельными угодьями. В конце жизни Д. отказался от настоятельства и стал проводить дни в уединении и молитве. В каролингских месяцесловах IX в. память Д. не значится (присутствует только в поздних добавлениях к Мартирологу Узуарда ). Аббатство (впосл. каноникат) в Люре было разрушено в 1796 г. В наст. время мощи Д. хранятся в приходской церкви св. Мартина. Ист.: ActaSS. Jan. T. 2. P. 564-574; Acta SS. Bened. T. 2. P. 102-116; MGH. SS. T. 15. P. 675-682. Лит.: Besson L. Mémoire historique sur l " abbaye et la ville de Lure. Besançon, 1846; Girardot J. La Vie de St. Desle. Lure, 1946; Bataille G. Deicolo//BiblSS. Vol. 4. Col. 536; Ní Mheara R. Early Irish Saints in Europe. Armagh, 2001. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/171591.html

Раймон с интересом присматривался к отцу: если бы Мария Кросс была горничной, перестала бы она существовать для него или нет? Вдруг доктор поднял голову и, ни на кого не глядя, произнес: — Мария Кросс — дочь той самой учительницы, которая возглавляла школу Святой Клары, когда твой дорогой господин Лабрусс был там приходским священником, Люси. — Как, это та самая ведьма, которая причинила ему столько огорчений? Та, что предпочитала пропустить мессу, когда не могла со своими ученицами занять передние скамьи главного нефа? Ну что же, меня это не удивляет. Яблоко от яблони недалеко падает. — А помнишь, — сказала г-жа Курреж-старшая, — что нам рассказывал этот бедняга Лабрусс? Вечером после выборов, когда маркиз Люр-Салюс потерпел поражение от мелкого адвокатишки из Базаса, учительница со всей своей бандой пришла его дразнить под окна его дома, и руки у нее были все черные от пороха — она пускала ракеты в честь нового депутата. — Нечего сказать, хороша семейка... Но доктор уже их не слушал, и вместо того, чтобы, как каждый вечер, подняться к себе в кабинет, последовал в сад за Раймоном. В тот вечер отцу и сыну не терпелось поговорить. Какая-то сила сблизила их помимо воли, словно они владели одной и той же тайной. Так ищут и узнают друг друга сообщники, посвященные. Каждый видел в другом единственного человека, перед кем он мог бы выговориться, излить то, что отягощало его сердце. Как два мотылька слетаются с разных концов к коробке, в которой бьется пахучая самка, так и они, следуя причудливыми путями своих желаний, столкнулись лицом к лицу перед невидимой Марией Кросс. — Раймон, у тебя есть сигарета? Я уже забыл вкус табака... Спасибо... Пройдемся? Доктор слушал себя и удивлялся, подобно тому обманутому, что вдруг узнает, как у него опять открылась язва, которую он считал уже чудом исцеленной. Еще сегодня утром, в лаборатории, он испытывал то облегчение, которое окрыляет верующего после отпущения грехов, — он искал в своем сердце былую страсть и не находил ее. Каким торжественным и даже резонерским тоном взывал он к Робинсону, которого с весны некая девица из театра Буфф нередко отвлекала от его обязанностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Жертве, конечно, ничего нельзя было сделать, не кричать же ей: свидетелей нет, да и странно как-то жаловаться. В этих забавах прошло дней восемь; не понимаю, как могло это мне понравиться; да и не нравилось же, а так. Мне сперва казалось это оригинальным, как бы выходившим из обыденных казенных условий; к тому же я терпеть не мог женщин. Я сообщил раз студенту, что Жан-Жак Руссо признается в своей «Исповеди», что он, уже юношей, любил потихоньку из-за угла выставлять, обнажив их, обыкновенно закрываемые части тела и поджидал в таком виде проходивших женщин . Студент ответил мне своим «тюр-люр-лю». Я заметил, что он был страшно невежествен и удивительно мало чем интересовался. Никакой затаенной идеи, которую я ожидал в нем найти. Вместо оригинальности я нашел лишь подавляющее однообразие. Я не любил его всё больше и больше. Наконец всё кончилось совсем неожиданно: мы пристали раз, уже совсем в темноте, к одной быстро и робко проходившей по бульвару девушке, очень молоденькой, может быть только лет шестнадцати или еще меньше, очень чисто и скромно одетой, может быть живущей трудом своим и возвращавшейся домой с занятий, к старушке матери, бедной вдове с детьми; впрочем, нечего впадать в чувствительность. Девочка некоторое время слушала и спешила-спешила, наклонив голову и закрывшись вуалем, боясь и трепеща, но вдруг остановилась, откинула вуаль с своего очень недурного, сколько помню, но худенького лица и с сверкающими глазами крикнула нам: Может быть, тут и заплакала бы, но произошло другое: размахнулась и своею маленькой тощей рукой влепила студенту такую пощечину, которой ловче, может быть, никогда не было дано. Так и хлястнуло! Он было выбранился и бросился, но я удержал, и девочка успела убежать. Оставшись, мы тотчас поссорились: я высказал всё, что у меня за всё время на него накипело; высказал ему, что он лишь жалкая бездарность и ординарность и что в нем никогда не было ни малейшего признака идеи. Он выбранил меня… (я раз объяснил ему насчет моей незаконнорожденности), затем мы расплевались, и с тех пор я его не видал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Очень доволен был и еще один молодой парень, ужасно глупый и ужасно много говоривший, одетый по-немецки и от которого весьма скверно пахло, — лакей, как я узнал после; этот с пившим молодым человеком даже подружился и при каждой остановке поезда поднимал его приглашением: «Теперь пора водку пить» — и оба выходили обнявшись. Пивший молодой человек почти совсем не говорил ни слова, а собеседников около него усаживалось всё больше и больше; он только всех слушал, беспрерывно ухмылялся с слюнявым хихиканьем и, от времени до времени, но всегда неожиданно, производил какой-то звук, вроде «тюр-люр-лю!», причем как-то очень карикатурно подносил палец к своему носу. Это-то и веселило и купца, и лакея, и всех, и они чрезвычайно громко и развязно смеялись. Понять нельзя, чему иногда смеются люди. Подошел и я — и не понимаю, почему мне этот молодой человек тоже как бы понравился; может быть, слишком ярким нарушением общепринятых и оказенившихся приличий, — словом, я не разглядел дурака; однако с ним сошелся тогда же на ты и, выходя из вагона, узнал от него, что он вечером, часу в девятом, придет на Тверской бульвар. Оказался он бывшим студентом. Я пришел на бульвар, и вот какой штуке он меня научил: мы ходили с ним вдвоем по всем бульварам и чуть попозже замечали идущую женщину из порядочных, но так, что кругом близко не было публики, как тотчас же приставали к ней. Не говоря с ней ни слова, мы помещались, он по одну сторону, а я по другую, и с самым спокойным видом, как будто совсем не замечая ее, начинали между собой самый неблагопристойный разговор. Мы называли предметы их собственными именами, с самым безмятежным видом и как будто так следует, и пускались в такие тонкости, объясняя разные скверности и свинства, что самое грязное воображение самого грязного развратника того бы не выдумало. (Я, конечно, все эти знания приобрел еще в школах, даже еще до гимназии, но лишь слова, а не дело). Женщина очень пугалась, быстро торопилась уйти, но мы тоже учащали шаги и — продолжали свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Перечень мест, где ирландские монахи и учители основали монастыри или поселения, достаточно длинный. В VII–VIII вв. были основаны следующие из них (перечислим их, двигаясь в юго-восточном направлении): Леконне, Вюрцбург, Жюмьеж, Мо, Жуар, Фармутье, Ребэ, Люксей, Ремирмон, Люр, Сент-Урсан, Закинген, Бодензее, Санкт-Галлен, Зальцбург, Нант, Анжер, Тур, Фонтэн, Озер, Без, Мутье, Таранта, Бордо, Нарбон и Боббио на итальянском “каблуке”; остальные появились позднее. Позднее, в XI в. ирландские обители были основаны даже в Киеве на Украине. Я не знаю, были ли они по существу православные или нет, но происхождение их таково. В 1076 г. Домналл мак Робарайг, аббат Келлса, послал в Регенсбург своего кузена Муредаха (известного также как Мариан Скотт) для того, чтобы тот основал там ирландский монастырь святого Петра. Скоро эта обитель основала другие монастыри не только в довольно близких местах, таких, как Вена и Нюрнберг, но и в Киеве. Киевский монастырь просуществовал до XIII в., когда он был разрушен татаро-монгольским нашествием. Святители Феодор Тарсийский (†690) и Адриан Кентерберийский (†709/10). Теперь возвратимся к событиям на островах. В 669 г. в Кентербери прибыли два замечательных человека: старый грек шестидесяти шести лет — монах по имени Феодор из Тарса Киликийского, и его помощник — африканский аббат Адриан. Новый архиепископ Кентерберийский Феодор был прислан папой Виталианом, и, как оказалось, выбор папы был вдохновлен свыше. Святитель Феодор застал Церковь в кризисе. В 664 г. ужасная чума охватила острова, погубив столько верующих, что, когда он прибыл, в живых осталось лишь несколько епископов. Вражда королевств и кельтско-римские распри также взяли свое. Следовательно, его первой задачей в диоцезе было назначить епископов на вдовствующие кафедры. Поставив Адриана аббатом монастыря святого Августина в Кентербери, он с его помощью основал там школу, которая затем в течение веков служила для подготовки многих будущих епископов и аббатов. В школе изучали латынь, греческий (что являлось редкостью в тех местах), Священное Писание, римское законодательство, поэзию, музыку и астрономию. В истории школы есть знаменитые ученые, такие, как святой Альдхельм, которые здесь обучались.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

К XII в. Л. был одним из богатейших монастырей Бургундии, обладал крупными земельными владениями в радиусе 50 км от аббатства, ему подчинялись приораты Аннегре, Гранж, Жонвель, Жюсе, Сен-Вальбер, а также ок. 40 церквей. Однако ранее, по-видимому, монастырские владения были еще более обширными, т. к. монахи неоднократно вели судебные процессы о возвращении имущества, в прошлом незаконно захваченного др. церковными и светскими сеньорами. Так, в 20-х гг. XII в. монахи Л. обвинили насельников аббатства Сен-Бенинь в Дижоне в захвате 3 монастырских приоратов; по решению судей, назначенных папой Римским Гонорием II , им был передан приорат Клермон, но др. обители остались за дижонским аббатством. В этом конфликте Бернард Клервоский выступил против монахов Л., обвинив их в алчности и стяжательстве. Впосл., несмотря на имущественные споры, люксёйцы установили дружественные отношения с др. бенедиктинскими мон-рями региона (Ремирмон, Люр, Фаверне) и даже поддерживали новые цистерцианские обители (Битен, Ла-Шарите). В 30-х гг. XII в. насельники Л. воспротивились попыткам Петра Достопочтенного реформировать монастырь и включить его в Клюнийскую конгрегацию . В письмах папе Иннокентию II клюнийский аббат указывал на древность и былое величие обители, в которой следовало восстановить соблюдение уставной дисциплины (см.: Locatelli. 1992. P. 279-281). По словам Гвиберта Ножанского , богатства Л. способствовали упадку монашеской жизни в некогда прославленной обители ( Guibertus de Novigento. De vita sua//PL. 156. Col. 850). В то же время папы Римские неоднократно подтверждали привилегии Л. и поддерживали власть аббатства над монастырскими приоратами, которые стремились к самостоятельности ( Baumont. 1896. P. 12). В 1123 г. имп. Генрих V подтвердил привилегии Л., сославшись на пожалования Пипина Короткого , Карла Великого , Людовика Благочестивого и Лотаря I. Впосл. в Л. были сфабрикованы грамоты папы Иоанна IV об освобождении мон-ря от епископской юрисдикции и о его подчинении Папскому престолу еще в VII в., а также грамоты имп. Карла Великого с подтверждением владельческих прав обители ( Moyse. 1973. P. 31-32). XIII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

604 входит в состав царствия Божия. Эта образовательная форма человечества, перерождающегося в царствие Божие, есть церковь. Она относится к природному человечеству так же, как сие последнее относится к остальной земной природе. В природном человеке реализуется идеал земной природы, в церкви реализуется идеал человечества. XV. Итак, церковь должна иметь реальное существование, как новая общая форма бытия, новый порядок и устроение, в которое вводится человечество. С этой стороны церковь представляется как здание и все человеческие элементы как камни, из которых оно созидается. «И сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны благоприятны Богови Иисус Христос» (1 Петра II, 5). Если камни, из коих созидается церковь, суть люр, то форма или план, по коему она созидается, исходит от Бога. В здании главное форма, ибо формой определяется относительное значение всех частей здания. Камни, из коих оно слагается, могут быть все совершенно одинаковы по своему материальному составу (напр. известняк, гранит), и тем не менее части здания весьма различаются между собою — не по составу, а по положению в общем шале целого здания, — так камин фундамента имеют в здания другое значение, нежели камни стен или сводов, хотя все они состоят из одного и того же материала. В здания церкви общий архитектурный план есть ее иерархический строй. Церковные отношения мирянина, священника, архиерея определяются не их собственными свойствами, а лишь их местом в иерархическом строе церкви: простой мирянин может быть равен по своим личным достоинствам с высочайшим святителем, но это не дает ему никаких иерархических прав. Иерархический строй церкви может представляться сь двух противоположных точек зрения: пребывания и происхождения. В порядке пребывания фундамент церкви есть народ, а вершина — это высшая иерархия. В порядке же происхождения (образования и возрастания церкви во времени) фундамент составляют апостолы и высшие иерархи, ибо они первые положены в основание домостроительства Божия; вершина же этого домостроительства достигнута будет лишь тогда, когда все миряне, весь народ и все христианское

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Мэри Руа засмеялась так, что миссис Маккензи выглянула в дверь. – А она не ела! – кричала Мэри Руа. – Она язык высунула! Педди кивнул. – Кстати сказать, как она сидела за столом! – продолжал он. – Истинная леди. Не начнет лакать, пока не разрешат. А когда ты давала ей печенье, она его три раза трогала носиком. – Она больше всего любила с тмином, – сообщила Мэри Руа. – А почему она их трогала? – Кто ее знает! – задумался священник. – Может быть, она их нюхала, но это невежливо, так за столом не делают… Скорее всего, она как бы говорила: «Это мне? Ах, не надо! Ну, если ты очень просишь…» – Она была вежливая, – сказала Мэри Руа и убежденно кивнула. – А какая у нее походка, какие позы! Бывало, ты ее несешь, а она как будто спит… – Мы и ночью вместе спали, – сказала Мэри Руа. Глаза у нее светились. – Помнишь, как она тебя зовет? Я как-то проходил тут, а она тебя искала, и так это запела вроде бы… Мэри Руа напряглась и, как могла, повторила любовный клич своей покойной подруги: – Кур-люр-люр-р… – Да, – согласился Педди, – именно «курлюрлюр». Видишь, Мэри Руа, она не умерла, вот она, с нами, она живая для нас. Мэри Руа молча смотрела на него, и под рыжей челочкой появились морщинки. – Она живет в нашей памяти, – объяснил священник. – Пока мы с тобой ее помним во всей ее красе и славе, она не умрет. Закрой глаза, она здесь. Никто не отнимет ее у тебя, а ночью она придет к тебе во сне вдесятеро красивей и преданней, чем раньше. Мэри Руа крепко закрыла глаза. – Да, – выговорила она. Потом открыла их, прямо посмотрела на священника и просто сказала:– Я без нее не могу. Священник кивнул. – Ну, конечно. Вот ты ее и зови, она придет. Когда ты вырастешь, ты полюбишь еще кого-нибудь и узнаешь, как трудно любить в нашем нелегком странствии. Тогда ты вспомни, что я тебе сегодня пытаюсь втолковать: нет раны, нет скорби, нет печали, которую не излечит память любви. Как ты думаешь, Мэри Руа, поняла ты? Она не отвечала, серьезно глядя на него. И он подошел к самому трудному. – Томасина живет и в папиной памяти. Обними его, поговори с ним. как прежде, и вы будете вместе вспоминать. Она станет еще живее. Он, наверное, помнит то, что мы забыли…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4170...