Ашмунейн). По дороге они сделали остановку и посетили авву Ора. Из Гермополя паломники спустились по Бар-Юсуфу к Оксиринху, навестив по пути авву Бена. Недалеко от Оксиринха они повидали авву Феону, а затем двинулись обратно по направлению к Нилу. Достигнув реки, паломники поплыли против течения мимо Ахориса к Антиное. Из Антинои они совершили паломничество к монаху Илии. До этого группа разделилась: возможно, путешествие в «ужасную пустыню», чтобы повидать Илию, было слишком утомительным для части братии. Затем автор еще с двумя спутниками пошли к монастырю Аполлона в Бауит. После недели пребывания с Аполлоном они отправились в пустыню с сопровождающим, дабы посетить других отцов. Почти случайно они встретили авву Коприя. Наконец, они прибыли в Ахорис, который лежал в 45 милях к северу от Бауита по прямой. В Ахорисе автор и его спутники повидали Апеллеса и присоединились к оставшейся группе паломников, которые благоразумно воспользовались простым путем вниз по Нилу до Антинои. Из Ахориса группа продолжила путешествие, и спустилась по Нилу к Гераклеополю (совр. Ихнасья эль-Мадина), чтобы посетить авву Пафнутия. Затем паломники прошли пешком или проплыли еще 20 миль вниз по течению к Писпиру (совр. Дейр эль-Меймун), где они встретились с аввой Питирионом. Из Писпира они прошли по суше до Арсинои, которая лежит в 25 милях к западу от Писпира в Фаюме. Далее монахи достигли дельты Нила. Они проплыли по левому рукаву Нила, а затем по каналу, известному как Ликус и высадились возле деревни Нитрии (совр. Эль-Барнуджи). Пока группа оставалась в пределах Нитрии, автор, вероятно, посетил Келлии. Из Нитрии путешественники пересекли озеро Мареотис и, как полагает Уорд, посетили Александрию, расположенную на противоположном берегу. Покинув Александрию, они прошли по побережью к Диолку, встретившись по пути с разбойниками. После чего они, вероятно, сели на корабль до какого-то палестинского порта. Реконструкция Уорд представляется нам достаточно правдоподобной. В любом случае, было ли реальное путешествие или нет, историческую ценность «Истории монахов» трудно переоценить, поскольку она, как и «Лавсаик», доносит до нас (непосредственно или в опосредованном виде) сведения о начальных этапах египетского подвижничества 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Знаменитый св. Антоний Великий (250 – 356) родился в деревне Кома на западном берегу Нила (в совр. мухафазе – губернаторстве – Бени-Суэйф), в семье коптов. Оставшись двадцати лет после смерти родителей, он роздал свое имущество, поселился недалеко от соседней деревни и стал вести аскетический образ жизни под началом старца. Через некоторое время он оставил его и поселился в гробнице, высеченной в скале в Ливийских горах, где занимался ручной работой и изучением Священного Писания . В 285 г. он перешел на восточный берег Нила и обосновался в пещере в местности Пирпир, в Аравийской пустыни, вблизи Меймуна (около совр. Атфиха), где впоследствии был основан монастырь Дейр эль-Меймун. Появились в Египте и другие отшельники, и многие из них приходили к Антонию за духовным наставлением; некоторые селились поблизости от него. Афанасий Великий сообщает, что в 305 г. Антоний произнес проповедь об аскетизме, в которой можно видеть первое изложение монашеских правил. В 311 г. во время гонений Максимина Антоний посетил Александрию, где ободрял христиан и появлялся в самых опасных местах, но полиция его не трогала. Затем он возвратился в Пирпир, где жил с двумя учениками, Макафием и Амафой. Слава его настолько возросла, что, ища уединения, он решил удалиться оттуда и, присоединившись к каравану кочевников, через три дня прибыл к горам Кульзум, протянувшимся вдоль побережья Красного моря. Там он поселился в маленьком пальмовом оазисе, где впоследствии возник монастырь его имени, современный Дейр эль-Каддис-Антван («Монастырь св. Антония», на широте г. Биба). Здесь для своего пропитания он возделывал небольшое поле, иногда ходил в Пирпир навещать своих двух учеников, но с 312 г. остался в своей кульзумской обители и в 340 г. разрешил ученикам переселиться к нему. Афанасий Александрийский навещал Антония и жившего неподалеку Павла Фивейского. Зная, какое воздействие на народ оказывает слово знаменитого анахорета, Афанасий в 335 г. призвал Антония в Александрию для обличения ариан. Скончался Антоний 105 лет от роду. Он запретил ученикам указывать место своего погребения, не желая, чтобы оно стало местом поклонения. Афанасию он завещал плащ и подстилку, которые тот некогда ему подарил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Общежитие - способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является прп. Пахомий Великий. Однако некоторые исследователи ( Шеридан, пресв. 1997. P. 177-216) возражают против такого нивелирования монашеской жизни: сведения ее к 2 типам. Пресв. Марк Шеридан выделяет строго организованные киновии преподобных Пахомия и Шенуте, отшельников (либо живших уединенно, либо с учениками), затворников (как прп. Иоанн Ликопольский), также живших иногда с учениками, странствующих монахов. Ссылаясь на сообщения Руфина Аквилейского , Шеридан пишет о «монастырях» Нитрии, тем самым выделяя ее в отдельный комплекс. А. А. Войтенко считает, что схема Шеридана также не полна и может быть дополнена, а частью и изменена, исходя из сведений письменных источников, включая папирусы, а также данных археологии (см.: Войтенко. 2000. С. 57). «Вторым типом монашеской организации,- отмечает Войтенко,- следует назвать колонии анахоретов, возникающие чаще всего вокруг известного аввы или на месте его подвигов, как произошло, например, на месте ранних подвигов преп. Антония Египетского на «внешней горе» (совр. дейр эль-Меймун). При этом интересно отметить, что сам преп. Антоний, удалившись с двумя учениками на «внутреннюю гору», периодически навещает иноков «внешней горы», наставляя их жизни монашеской. Таким образом, мы имеем колонию анахоретов, находящуюся под «внешним» управлением» (Там же). Типы монастырей Скит - жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в М. уединенное жилище. Скит является подразделением М. с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, к-рый подчиняется непосредственно игумену (игумении) М. Скит - дело подвига немногих, а общежительный М.- место общей молитвы монахов и мирян. Пойти по пути прп. Нила Сорского, основателя скитского жительства на Руси, всей Церкви значило закрыть М. для мирян, что было и исторически, и социально, и религиозно невозможно.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

В. посещает «ревнителей» (σπουδαοι) и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в к.-л. добродетели и духовном делании: негневливости, молитве, бдении, знании Свящ. Писания и др. Под «ревнителями» скорее всего следует понимать предшествующее А. В. поколение аскетов, подвизающихся вблизи селений. Затем А. В. удаляется в гробницу, находившуюся, видимо, недалеко от его родного селения. В 9-й гл. жития агиограф подробно описывает, как А. В., подвизаясь в этой гробнице, борется с демоническими наваждениями. Ок. 285 г. А. В. поселяется в заброшенном укреплении (παρεμβολν ρημον) на противоположном берегу Нила и живет там затворником в течение 20 лет. Св. Афанасий сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, а нек-рые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. А. В. вынужден был нарушить свое затворничество. Постепенно на горе Писпир (совр. Дейр-эль-Меймун) вокруг А. В. образуется колония отшельников (ок. 305), он навещает братию, живущую в Арсиное. А. В. дважды приходил в Александрию: во время гонения при имп. Максимине (ок. 308), когда он, сам готовый принять мученичество, посещал и укреплял заключенных в темницы христиан, и во время арианских гонений в 337/38 г. Описывая 2-е посещение А. В. Александрии, свт. Афанасий стремится подчеркнуть возросшую социальную значимость подвижника. Вероятно, именно тогда А. В. посетил Нитрию и вместе с прп. Аммоном Нитрийским основал монашеское поселение в Келлиях . Ок. 313 г. А. В. с 2 учениками,- по «Лавсаику», с Макарием и Аматасом,- переселились в горный район в т. н. Восточной пустыне, скорее всего к подножию горы Кульзум, в 30 км от Красного м., где сейчас находится мон-рь, названный в честь А. В. (совр. Дейр-эль-Каддис-Антван ) . Свт. Афанасий именует это место «внутренней горой» (τ νδον ρος), считая Писпир горой «внешней», к-рую А. В. часто посещал, наставляя монахов, там подвизавшихся. Из жития известно, что к А. В. приходили представители всех слоев егип.

http://pravenc.ru/text/116054.html

189 Своеобразный итог данной дискуссии подвела Э. Випшицка. Согласившись с кор­ректурой Ж. Гаску – ες πλ(οον) μοναστηριο Ταβεννησε, она считает, что в данном случае речь идет о лодках, которыми владел монастырь и которые могли на какое-то время у него реквизированы для фискальных нужд. Подобный случай хорошо засвидетельствован для пахомианского монастыря Метанойя – Wipszycka, 2009. Р. 522. n. 77. 190 Здесь и далее в тексте все греческие цитаты будут приведены по критическому изданию «Жития» – Bartelink, 1994. 191 Γνωρμοις κα πιστας παρθνοις (cap. 3, 1). Далее в рукописях «Жития» разночте­ния: в одних читается ες παρθεννα νατρφεσθαι (воспитывать в обители дев), в других – ες παρθεναν νατρφεσθαι (воспитывать в девстве). Бартелинк, вслед за Гариттом, полагает, что чтение ες παρθεναν более правильно. Это ставит под вопрос известное утверждение, что преп. Антоний отдал свою сестру в общину дев, напоминающую небольшой монастырь. Garitte, 1961, а также Bartelink, 1994. Р. 81–82, 135. 192 В одной рукописи XIII в. (Oxf. Barrocc.gr. 183) вместо «пред домом» (πρ τς οικας) значится «возле деревни» (πρ τς κμης), что представляется нам более логичным, ведь всю землю преп. Антоний к тому времени уже раздал. 193 Οπω γρ ν οτως ν Αγπτω συνεχ μοναστρια οδ λως δει μοναχς τν μακρν ρημον (cap. 3, 2). Ср. французский перевод Бартелинка: En effet il n’y avait pas encore en Egypme de si nombreux ermitages et le moine ne savait absolument rien du grand désert (Barlelink, 1994. P. 137). 194 О разнице между σπουδαοι в «Житии» и тех, о которых упоминается в папирусах см.: Войтенко, 2001. С. 93. Прим. 68. 195 Место подвигов преп. Антония находилось на другом (восточном) берегу Нила, скорее всего, уже на горе Писпир (современное название Дейр эль-Меймун), где впоследствии возникла колония отшельников, а затем полноценный монастырь. О монастыре эль-Меймун: Capuani, 1999. P. 116–117. В качестве места своего за­твора он выбрал «опустевшее укрепленное место» (παρεμβολν ρημου – cap. 12,3): скорее всего, заброшенный военный лагерь. Ср. французский перевод Бартелинка: un fort désert (Barlelink, 1994. P. 169). О попытке иной локализации Писпира в районе холма Габаль-Тарбул, примерно, в 15 км к северу от Дейр-эль-Меймун см. Wipszycka, 2004b.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Начальная история монашества А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Β эпоху великих догматических споров монашество, его благочестие и его массы играли выдающуюся роль. Необходимо в этой связи дать краткие сведения ο возникновении и распространении монашества на Востоке. Связь христианских форм аскезы с дохристианскими еще ждет своего исследователя, и в частности бурный расцвет аскезы именно в Египте. Облегающие долину Нила пустыни как бы нежданно-негаданно вдруг с III в. привлекли к себе особое внимание как бы внецерковными формами христианства. Аскетизм в религиях Востока — явление всеобщее и исконное. Как личный подвиг в среде самих «12-ти,» аскеза специфически выделяет ап. Иоанна-девственника и Павла, бегущего «от скорби мира сего» в одиночество странствующего апостола. Посвящение себя служению церкви именно в безбрачной и организованной форме, по-видимому, сложилось прежде всего в среде женщин-диаконис и их окружающих и им помогающих девственниц. Когда родившийся в половине III в. основоположник пустынного жительства Антоний по смерти родителей покидал свое родовое городское жительство, он сдал свою младшую сестру уже в готовое сложившееся девичье общежитие — «парфенон.» Преподобный Антоний родился (251) в Среднем Египте, в Ираклеополе. Он был копт по крови и языку, из бедняков. He проходил школы, был неграмотен и не владел греческим языком. Когда по смерти родителей (ок. 270 г.) Антоний устремляется из города в пустыню и сдает сестру в женский монастырь — явно, что он не новаторствует, a притягивается к уже существующему, не им изобретенному пустынножительству. Антоний начал одинокую жизнь сначала y себя дома, потом нашел недалеко пустую гробницу, т.е. пещерку, и продержался в ней около 15 лет, не порывая связи со своими односельчанами. Завязал он и новые связи с собратьями, еще раньше его уже практиковавшими пустынножительство. Закалившись в этом образе жизни, преимущественно в лишении себя хлеба насущного, Артоний с левого берега Нила переправляется на правый (ок. 285 г.) и углубляется в пустынногорную местность, к развалинам крепости Писпир (теперь Дер-Ел-Меймун). Тут был водный источник. A насчет хлеба он условился со своими односельчанами, чтобы ему приносили некий запас на полгода. Этой «окаменелостью» он и довольствовался. С берегов Нила Антоний приносил сухие прутья водорослей (камышей) и плел из них рогожки. A затем, конечно, сбывал их плывущим вниз лодочникам, везущим товары на городские рынки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435113/

Проходя мимо этих древних церквей сегодня, мы припоминаем то, что имело место в веках. Правда, в норманнский период некоторые церкви поменяли имена своих небесных патронов; норманны перепосвящали их другим святым. Самый яркий пример тому — переименование собора, находящегося в Меневии, в собор апостола Андрея. Но тем не менее память и почитание древних святых сохранились в народе, несмотря даже на всю ту грязь, которую протестантизм выливал на традицию почитания святых. В фольклоре и народной памяти имена многих отшельников и смиренных слуг Христовых продолжают жить, свидетельствуя о своем влиянии на жизнь и душу Уэльса сквозь столетия. Распространение монашества По словам Спасителя, тот, кто желает быть Его учеником, должен отречься от себя самого, взять крест свой и следовать за Ним (см. Лк 9:23). В книге Деяний Апостольских мы видим примеры первых христиан, которые старались следовать этому идеалу. Они продавали все, что имели, и шли за Апостолами. В Деян 21:8–9, сказано, что четыре дочери диакона Филиппа были девственницами и пророчицами в Кесарии. Это интересное и замечательное свидетельство. Каким бы ни было точное значение греческого слова PARTHENOI в книге Деяний Апостольских, для нас важно то, что идея христианской девственности сформировалась на заре самого христианства. Уже святитель Игнатий Антиохийский (35–107) указывает на группы девственников как на очень важный элемент христианской общины. История Церкви всегда писалась главным образом мужчинами, однако при пересмотре различных свидетельств древности становится очевидным, что самая ранняя форма “посвященной жизни” преобладала среди женщин. В житии преподобного Антония Великого, который считается отцом монашества, можно прочесть, что в то время существовала община посвященных женщин, которые помогали Антонию тем, что ухаживали за его сестрой. Главным источником, из которого мы черпаем информацию об Антонии, является его житие, написанное святителем Афанасием епископом Александрийским. Преподобный Антоний родился в Египте в середине третьего столетия, и после кончины своих родителей поручил свою сестру заботам одной женской общины и стал отшельником. В 285 году он удаляется в горные пустыни и живет в старой крепости, в труднодоступном и диком месте, называемом Писпир (теперь Дер-Эль-Меймун, на правом берегу Нила — Пер.). В начале четвертого века к нему примкнули другие отшельники, просившие Антония стать их учителем. Решение Антония согласиться на их просьбу было одним из поворотных моментов в развитии и распространении христианской Церкви. В престарелом возрасте он направился в Александрию выказать свое уважение местному епископу святителю Афанасию и поддержать его в его борьбе с арианами. Антоний умер в 356 году, когда ему было свыше ста лет.

http://pravmir.ru/svyatyie-drevnego-uels...

По его мнению, брак, который дозволялся в Ветхом Завете, воспрещался в Новом, ибо нужно же, чтобы в последнем было что-нибудь большее, чем в первом. Гиеракас был очень ученым человеком, сведущим как в египетской, так и в греческой литературе. Он изучал медицину, астрономию и др. науки. В богословии он следовал отчасти Оригену , отвергая воскресение. Дети, по его мнению, не могут спастись. В учении о Троице он держался странных понятий: он отождествлял Мелхиседека со Святым Духом. Арий приводит его слова, которые отзываются немного модализмом. (Послание к Александру, Epiph. Haer., LXIX. 7). Св. Епифаний, дающий нам сведения об ереси Гиеракаса (Haer., LXVIII), был знаком с принадлежавшими ему комментариями на шестоднев и на другие части Библии . Он сочинил также много священных псалмов на греческом и на египетском языках. Он умер, имея девяносто лет от роду, занимаясь до самой смерти каллиграфическим ремеслом. 731 Я намеренно опускаю здесь св. Павла фивейского, который, по словам св. Иеронима, бежал в пустыню еще во времена императора Декия. Эта история не вполне достоверна. 732 Критика долго оспаривала подлинность жития св. Антония, но в конце концов допустила ее. Последующее изложение основано на этом документе. Относительно прочих свидетельств об этой личности см. С. Butler, The Lausiac history of Palladius, I p. 220, в Text and Studies, Cambridge, T. VI. 733 Дер-ел-Меймун на правом берегу Нила, между Атфи и Бенп-Суеф. (Amelineau, Geogr. de l’Egypte, p. 353; cp. Anecd. Oxon., Semitic Series, part. VII, carte). 735 Это – монастырь св. Антония, существующий и доныне, равно как и монастырь св. Павла на некотором расстоянии от него. 737 Historia Lausiaca, 8. Этот труд мы всегда цитируем по изданию Butler’a; см. выше примеч. 3 на стр. 330 (в электронном варианте – сноска 732 – Редакция Азбуки веры). Однако мы приводим в скобках номера глав старых изданий, если они разнятся от новых. 741 По-видимому, прекрасный манускрипт H, содержащий в себе послания ап. Павла, от которого до нас дошли отрывки, был написан Евагрием нитрийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...