Скачать epub pdf Евангельские представления о пределах миссионерской открытости «Говорит ли кто, говори как слова Божии» ( 1Пет.4:11 ) Досточтимые отцы, братья и сестры! Желая предложить Вам доклад, по заявленной теме, намереваюсь изложить данный вопрос в контексте евангельского Благовествования. Это обусловлено тем, что современное сектоведение настолько секуляризировалось и удалилось в сторону, чуждую евангельской любви и открытости, что представляется необходимым, всячески способствовать его возвращению в русло новозаветной текстологии. С религиозной точки зрения, многие новации в области сектоведения и миссиологии, представляются именно лишенными здравого христианского смысла, и нуждаются быть возвращенными, как просроченная гуманитарная помощь, изначальному заморскому адресату. И мы приступаем к изучению 2-й главы Евангелия от Марка. Читаем 2-ю главу с 1-го по 5-й стих: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:1–5 ). Здесь обращают на себя внимание «четверо» , которые, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» ( Мк.2:4 ). «Четверо» самим числом своим могут указывать на четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а тот факт, что они «раскрыли кровлю… прокопав ее» ( Мк.2:4 ), может косвенно указывать на то, что когда изучение Евангелия совмещается с усердной молитвой, могущей раскрыть и кровлю Небес, то это неизбежно приводит нас к более чем положительным результатам. Следовательно, прокопать в данном прочтении может означать углубление в познание о Боге через Его Слово (Логос) или устранение всего того, что мешает нам приблизиться ко Христу. Вера этих четверых не может не вызывать удивления и восхищения, особенно и деятельная любовь и забота о расслабленном. Своим усердием они компенсируют неспособность расслабленного самостоятельно возвыситься до Богообщения, чтобы дотянуться до Божьего прощения и исцеления не только тела, но и души. Скорее всего, это связано с тем, что он был расслаблен не только телом, но и душой. И нуждался не только в транспортировке его тела, но и в вере приносящих его к ногам Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так как тогда будут обнажены все людские «советы сердечные» и все земное будет «наго и обнажено», так как всем откроется Божия правда о земле и людях, то Божий суд по этой правде будет вместе с судом святых Божиих. Как участники Божиего суда, Божии святые воскликнут тогда: «Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его!» ( Откр. 19:1–2 ). Но Господь за Своими ближайшими учениками и апостолами обнимает Своею мыслью и любовью и весь бесчисленный сонм Своих будущих учеников и последователей и их ласкает Своим Божественным обетованием. И так как Господу виделась вся немощность человеческой природы, а вместе виделась вся тяжесть земных крестов Своих учеников, то Он объявляет, что Ему близка и земная судьба Своих учеников и что Он, как и в чуде насыщения хлебами, позаботился и о ней. В пути креста тяжелы оставленность и одиночество. Когда в борьбе с миром греха за святость души иссякают человеческие силы, когда кругом видится пустыня, когда кругом теснятся звери и слышится звериный вой, когда в лучшем случае мимо тебя пройдет равнодушие, и ты совсем, совсем один в этой большой, шумной, мятущейся и чуждой, а то и враждебной тебе пустыне жизни, а твои силы, между тем, иссякают, уже тело измождено, и в душу прокрадывается уныние, тогда при всей твоей вере в истину твоего пути, при всем сознании, что не может же Господь ежечасно творить чудеса для поддержания твоего внешнего, ты все же будешь изнемогать от своей как бы оставленности, брошенности и одиночества. Ведь даже Сын Божий, изнемогая, по человечеству, от непереносимых страданий, взывал к Отцу Небесному: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). И Господь, в предведении тяжести страданий крестного пути Своих учеников, предведении всей немощности человеческих сил ныне венчает Своих будущих учеников и последователей обещанием прочной земной поддержки для них, чтобы не было у них чувства оставленности и одиночества. «Вы бросили все земное ради Меня и ради Небесного Царства. Я знаю, что вам будет очень тяжко, но, как любящий Отец, заботясь и о вашем земном, Я говорю вам: не бойтесь, ваша награда велика, даже находясь на земле, вы не будете чувствовать, что вы что-то потеряли и чего-то лишились. Я сделаю так, что и на земле вы будете стократно награждены тем же «внешним», которое вы оставили ради Меня. Потому «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне... во сто крат более домов и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Толкование Евангелия на каждый день года. 21 февраля Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», — говорит Господь. Все советы Божии исполнятся, слово, которое сказал Бог, станет делом. Мы подобны людям, знающим, что господин их придет, но не знающим, когда он придет. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мы живем, осеняемые вечностью. Потому нет причин для страха. Но это означает, что мы должны исполнять порученный нам труд день за днем. И мы должны жить так, чтобы для нас не имело значения, когда господин наш придет. Нам дано служение, каждый день которого мы должны посвящать Господу и быть достойными Его, с тем чтобы в любой момент оказаться готовыми к встрече с Ним. И вся жизнь наша становится предпразднством встречи с Царем Небесным. Мудр ли кто из вас, покажи на деле, что ты не забываешь никогда о том, куда все идет. «Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Этой благодатной памятью конец становится не унынием, а вечной радостью. Мы должны всегда бодрствовать, в ожидании Его прихода. Наш Господь придет, и придет господин дома, и мы дадим Ему отчет о нашем служении. Мы не знаем, когда Он придет. Это относится и к часу нашей смерти, и к Страшному Суду. Наша земная жизнь — ночь («даждь нам настоящего жития нощь прейти»), темная ночь — по сравнению с будущей жизнью. И мы не знаем, в какую стражу ночи наш Господь придет — во дни нашей юности, в зрелости или в старости. Но как только мы рождаемся, мы начинаем умирать, и с момента, когда мы делаемся способными что-то ждать, мы должны ждать смерти. Наша главная забота должна быть — чтобы Господь не застал нас спящими, уверенными в собственной безопасности, готовыми сказать: «Он не скоро придет» и неготовыми встретить Его. Его приход поистине будет внезапным. И потому неотъемлемый долг всех Христовых учеников — бдеть и бодрствовать. «То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем — всем, кто будет веровать в Меня во все века: бодрствуйте, ждите Моего Второго Пришествия, уготовляйтесь к нему, чтобы не было в вас пятна или порока». Если никто не знает ни дня, ни часа, это значит, что мы должны быть готовы каждый день и на всякий час.

http://pravoslavie.ru/4024.html

Толпа идёт избитою тропой; Рабы довольны, если сыты, Но нам даны иные аппетиты… О Господи! Удвой желудок мой! Утрой гортань! Учетвери мой разум! Дай ножницы такие изобресть, Чтоб целый мир остричь вплотную разом (4, 247) Здесь и «жиды-банкиры» (4, 245), исполняющие свою «Еврейскую мелодию». В ней подаются «толковые советы», как избежать ответственности, проворовавшемуся грабителю государственной казны: Денежки есть – нет беды, Денежки есть – нет опасности (Так говорили жиды, Слог я исправил для ясности). Вытрите слёзы свои, Преодолейте истерику. Вы нам продайте паи, Деньги пошлите в Америку. Вы рассчитайте людей, Вы распустите по городу Слух о болезни своей, Выкрасьте голову, бороду, Брови… Оденьтесь тепло. Вы до Кронштадта на катере, Вы на корабль… под крыло К на сей финансовой матери. Денежки – добрый товар, – Вы поселяйтесь на жительство, Где не достанет правительство, И поживайте как – царрр!.. (4, 245) О чужеродном кабальном иге, опутавшем Россию, настоятельно предупреждали Святые отцы – христианские подвижники. «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке святитель Кирилл, патриарх Александрийский; «самые души иудеев есть жилища демонов», – утверждал святитель Иоанн Златоуст. В Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличал сатанизм иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8: 47) . От общения с подобными безбожниками предостерегал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14) Современник Некрасова, великий русский писатель Николай Семёнович Лесков в романе «На ножах» разоблачил один из распространённых способов многовековой массовой мимикрии противников Христа, подобных еврею Тихону Кишенскому – экс-нигилисту, жадному и хитрому ростовщику, мошеннику, продажному журналисту, вероломному интригану, шпиону, «полицианту», подлецу и предателю – словом, «деятелю на все руки». Таким, как он, «нужен столбовой дворянин», в том числе и для того, чтобы под прикрытием славянских, особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь русскими именованиями и вывесками; снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи изнутри волками; фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не Богу, а мамоне.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Услышал и Иоанн в темнице от своих учеников о делах Христовых. Он призвал двух учеников своих, (вероятно, таких, которые более прочих сомневались в смиренном и кротком Иисусе признать обетованного Мессию), и послал к Иисусу Христу спросить: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» Посланные, пришедши к Нему, сказали: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: – Ты ли Тот, Который должен прийти, или другого ожидать нам?» – А в это самое время, Он многих исцелил от болезней, освободил от злых духов, и многим слепым возвратил зрение. После чего, сказал им в ответ: – «пойдите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется. И блажен, кто не соблазнится обо Мне!» Так как многие из присутствовавших не знали, что Иоанн посылал к Иисусу Христу с вопросом, для уверения своих учеников, и могли подумать: «не переменил ли Иоанн в темнице своих мыслей об Иисусе Христе: то, по отшествии посланных Иоанном, Господь начал говорить народу об Иоанне: – «за чем вы ходили в пустыню? неужели смотреть на трость, ветром колеблемую? за чем же ходили? полюбоваться на человека, в нежные ткани одетого? Но, одевающиеся роскошно и в неге живущие, находятся при дворах царских. Итак, за чем же вы ходили? хотели видеть Пророка? Так, говорю вам – и больше пророка. Это тот, о ком сказано в Писании: Се, Аз посылаю Ангела Моего, пред лицем Твоим, иже устроит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ). Истинно говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка, больше Иоанна Крестителя; но, меньший в царствии небесном – больше его». (Потому что всякий учитель Нового Завета может сообщить о тайнах царствия Божия больше, чем самый великий пророк Ветхого Завета). «Закон и пророки исполняли дело пророческого служения только до Иоанна: а со времени Иоанна Крестителя благовествуется царствие Божие, и, доселе, оно усилием берется; и усильные искатели восхищают его. Народ, слушавший Иоанна, и мытари, почтили советы Божии, и покорились им, принявши крещение от Иоанна; а фарисеи и законники, на погибель себе, пренебрегли волю Божию, и не хотели креститься от него. И, ежели вы в состоянии понять; то Я скажу вам: он-то и есть Илия, которому должно прийти (по пророчеству Малахии). У кого есть уши слышать, тот вслушайся!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Чадо мое, с братиями пребывай в любви. Избегай споров, которые изгоняют благодать утешения и вместо нее подают горечь и ненависть. Любовью прославь Бога: По тому узнАют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою 476 . Что может быть прекраснее братской любви? Но злой сеятель, сеющий плевелы, лукаво и коварно бросает свои семена, и потому мы пожинаем и злость, и зависть, и равнодушие. Поэтому бодрствуй, чадо, и не трать драгоценное время в суетных размышлениях, чтобы Господь, придя, не обрел нас пустыми и мы не лишились красот Царствия. Смиряйся, непрестанно себя осуждай, не оправдывайся, возлагай вину на себя. 18 Пребывайте в любви друг ко другу; это неложный признак того, что вы любите и Бога. Не огорчайте друг друга. Это совершенно неподходящее поведение для тех, кто помилован Богом, покинул мир и облачился в одежды скорби. Не опечаливайте Святаго Духа недолжными помыслами, мыслями злобы и равнодушия. Да, чада мои, любите друг друга, согласно Божественной заповеди. Как огня берегитесь охлаждения к братиям, дабы сохранилась теплота Святаго Духа. Приложите старание для животворящей любви по Богу, чтобы внутренний образ вашей души сделать сияющим, дабы радовались приближающиеся к вам Ангелы. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии 477 . 19 Блажен, кто с молчанием и вниманием претерпевает слова брата, не имея в душе ненависти, или осуждения, или злопамятства. Такой человек уподобляется Христу, Которого, когда Он изгонял из людей демонов, евреи осуждали за то, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского 478 , и говорили: «Бес в Тебе, и кто может Тебя слушать?» 479 . Видишь, чадо мое, что и со Христом было так. Поэтому не печалься; если будешь терпеть, если будешь смиряться и говорить: «Поистине, много во мне бесов – ведь каждая страсть – это бес, и я таков, как говорит мой брат, и даже хуже»,– и если постараешься любить его и быть ему послушным, тогда настанет день, когда ты освободишься от страстей, Христос воцарится в твоем сердце и даст тебе бесценный мир Божий. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Час Второго пришествия Христа Спасителя будет велик и славен. – «Как молния, Христос придет со славой!» (2:282). Но когда Он придет – неизвестно «и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Приидет день Господень, как тать. Итак, бдите, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф. 25,13 )» (3:75). «Не весте, в какую годину Господь (Судия) приидет: утром ли, или в полдень, или в вечер, или в полночь; тайна неисповедимая! Готовьтесь на всякий час; когда не мнится и не ожидаете, тогда приидет. Когда вси рекут: мир и утверждение, тогда внезапно – всегубительство. Многи восстанут лжепророки и лжехристы, и многих прельстят. Блюдите, будьте осторожны: разумевайте духа истины и духа лестча; смотрите, как опасно ходите непрестанно молитеся, да не внидите в напасть» (2:302–303). С пришествием Христа Спасителя все воскреснут, души примут свои тела «и купно с ними восприимут воздаяние по делом своим; и уже конца не будет ни радости, ни мукам» (1:400; 2:282). – «Не прелыцайтесь! Плоть духовная будет по воскресении мертвых, а ныне плоть душевная, которая страдает, скорбит, болит и молится, да укрепит Господь претерпети в чистоте и целомудрии до конца» (2:303). «Приветственно спрашиваю вас: размышляете ли вы об этом и знаете ли заповеди Божии?» (1:400–401). «Спасайтесь о Христе Иисусе Господе нашем» (2:303). По всеобщем воскресении будет Суд, на котором каждый примет по своим делам. Нет ни малейшего сомнения, чего этот Суд будет праведным, «и мы душой и телом имеем быть бессмертны» (1:400). «Тогда и самые ближайшие по плоти разлучатся, ежели были не одномысленны и жили противно заповеди Божией. Мир вам!» (2:282). Как будет Господь судить? – Старец отвечает: «Совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова и тайные желания, и помышления» (3:75).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Это было в те времена, когда священнослужителей было мало и они считались богатыми людьми. Многие девицы приезжали тогда в семинарию с напускным благочестием, а на самом деле – чтоб получить семинаристов себе в мужья. Эти девицы знали, что священник может жениться только один раз. На момент знакомства будущая жена была скромна, вежлива, ходила в платочке, часто посещала храм, настаивала на частой исповеди. Но как только они обвенчались, сняла платок и заявила: «У тебя своя жизнь, а у меня – своя. Я буду тебе верная жена, но не требуй от меня ничего больше». Жизнь этого священника стала мучением, духовной проблемой. И как важно для молодых людей вовремя разобраться в человеке, чтобы не сделать подобной ошибки. И каким великим благословением может быть брак, в котором христианин имеет православную жену – христианку. В книге Притчей Соломоновых сказано: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов ( Притч.31:10 ). Жемчуг в древности – очень дорогое украшение. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ( Притч.31:30 ). Об удачном браке Святая Церковь советует молиться святым Гурию, Самону и Авиву – покровителям семейного очага. Но если ваша судьба сложилась так, что ваш спутник или спутница жизни – неверующие или вы сами вступили в брак, будучи неверующим человеком, не считайте ситуацию потерянной. В Посланиях апостола Павла есть такие слова: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ). Следует всем нам внимательно вчитываться в слова Священного Писания, потому что это не есть некие отвлеченные свидетельства о духовных вершинах бытия, а практические советы, наставления, которые помогут обогатить нашу духовную жизнь. Мы нуждаемся в помощи, чтобы правильно видеть окружающее нас. То, что мы видим своими плотскими глазами, вовсе не соответствует тому, чем оно является на самом деле. Мы все видим в этом мире, как сквозь тусклое стекло, гадательно, и многое нам непонятно в жизни. И то, что сыны Божии стали входить к дочерям человеческим ( Быт.6:4 ), то есть сифиты стали соединяться с каинитами, было как раз незрячим состоянием души, проявлением духовной пустоты . Это было смешение чистых с нечистыми, верующих с неверующими, имеющее следствием разрушение у людей истинного представления о Боге. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Самая великая трагедия для человечества была бы в том, что люди, находясь в состоянии греха, оставались бы вечными. Сокращение жизни людей В сокращении жизни греховных людей следует видеть милость Божию, ибо, если бы они по-прежнему жили по восемьсот–девятьсот лет, то навлекли бы на себя осуждение, так как отведенное им время использовали бы не на духовное обогащение, а на умножение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это делают они для того, чтобы прикрыть божественными Писаниями собственное нераде­ние и чтобы такими словами лишить нас спасения и надежды. Этим они хотят доказать не что иное, как то, что нет ничего в нашей власти. Все наше погибает; напрасно обеща­ние царства, напрасна угроза геенною, напрасны законы, наказа­ния, воздаяния, советы. Потому нужно внимательно слушать то, что говорится; бу­дет пропасть и бездна с обеих сторон, если мы станем читать это изречение без внимания. Что же нам сказать? Не­ужели пророк сказал неправду? Но это не безопасно; пророк не говорит неправды; потому что он изрекает глаголы Божии. Итак, пророк не сказал неправды, и следовательно дело не в нашей власти? И дела наши – в нашей власти, и пророк не сказал неправды; мы докажем и то и другое, если будете вни­мательны. Я для того и показал пропасть с обеих сторон, чтобы мы со вниманием проходили предстоящий нам путь. Мы исследуем не только это изречение: не в воле человека путь его , но и весь ход речи, – о ком оно сказано, кем, кому, для чего, когда и как. Не достаточно сказать о чем-нибудь, что оно написано в Писаниях, и не должно прямо, выхватывая слова и отрывая члены от тела богодухновенных Писаний, брать их отдельно и без взаимной их связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многие неправые мнения, по действию диавола, который научает людей беспечных превратно толковать заключающееся в Писаниях и, прибавляя или убавляя, помрачать истину. Потому недоста­точно сказать о чем-нибудь, что это написано в Писании, но должно читать в целой связи речи, потому что, если мы будем разрывать совокупность и связь изречений между собою, то произойдут многие дурные мнения. Напр., в Писании ска­зано: нет Бога (Пс.13:1); еще: отвратил лице Свое, чтобы никогда не видеть (Пс.9:32); и еще: Он не взыщет (Пс.9:34). Что же, скажи мне, разве нет Бога? Разве он не видит земных дел? Кто дерзнет сказать это, или выслушать? Между тем это написано в Писании; но узнай, как написано. Сказал безумный , говорит оно, в сердце своем: " нет Бога " . Это – мысль и суждение не Писания, но ума безумца; Писание высказало не свое мнение, а передало мнение другого. И еще: отчего , гово­рит оно, прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: " Он не взыщет " . И здесь опять оно излагает мысль и суждение человека нечестивого и развра­щенного. Так и врачи имеют обыкновение, беседуя с здоро­выми, говорить о проступках людей больных и безумных, чтобы сделать первых более осторожными. Так как здоровье души есть благочестие, а болезнь и крайний недуг ее – неведение о Боге, то Писание излагает слова нечестивых для того, чтобы мы не просто слушали, но и сами воздерживались. Оно говорит о том, что сказал безумный, чтобы ты сделался благоразум­ным и не допускал таких слов; говорит о том, что ска­зал нечестивый, чтобы ты убегал нечестия. Притом не только должно не разрывать связи речи, но и приводить изречения Писаний в целости и ничего не прибавлять к ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глас Господень бысть ко Авраму глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе. Быт.15:4 . Премудрый Триединый Господь Бог чрез Исаию пророка говорит к людям Своим: не суть совети Мои; якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея ( Ис.55:8,9 ). И поистине весьма великая разность находится между советами Божиими и советами человеческими, между путями Господними и путями людскими, между помышлениями тварей и мыслию Творца. Советы бо Господни суть советы небесные, а человеческие земные, мысли Его суть мысли священные, а человеческие плотские, путие Его суть путие святые, а человеческие греховные. Советы Божии суть советы вечные, на провидении основанные, а человеческие – смертные, на слабом рассудке утверждающиеся, мысли Божии суть мысли глубокие, таинственные, а человеческие обыкновенные, слабые и открытые, путие Божии суть путие верные, постоянные, неизменяемые, а человеческие не твердые, переменам подлежащие. Все судьбы небесного Творца суть судьбы неиспытанные. Человек советует, мыслит, и поступает так, а Господь советует, мыслит, и творит иначе. Человек, следуя смертному своему совету, думает, что то и то с ним будет, а Триединый Бог по Своему Триипостасному совету совсем другое для него определяет и устрояет. Человек, сообразуяся с своими земными намерениями, так жить располагает, а Господь, преобратив все его намерения, другой план и жизни его, и всем деяниям его, часто и самым помышлениям его делает. Не так живет человек, как он мечтает, но так, как Бог жить повелевает, с ним часто в жизни то встречается, чего он и не ожидает или в чем сомневается. Бог милостив и щедр, и по сим щедротам Своим вся устрояет во благо человекам, кольми паче еще человекам любящим Его. Как то можно весьма ясно видеть сие на Авраме, муж в Господа своего истинно верующем и чистосердечно Его любящем. Аврам очень часто получал то от Господа, чего не мыслил и не ожидал. Как, например, и в сем самом случае: Аврам не имел семени своего, не имел наследника по себе; и по сему думал, что домочадец его должен быть наследником его. Но Бог совсем иначе сему быть определил. Аврам только что ко Господу Богу сказал: понеже мне не дал еси семене, то домочадец мой наследник мой будет. И абие, тотчас глас Господень бысть к нему глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе. И изведе его вон, и рече ему, воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши изчести я. И рече: тако будет семя твое. И верова Аврам Богу, и вменися ему в правду ( Быт.15:3–6 ) (и), верова Аврам Богу, и все то исполнилось, что обещано было от Господа Бога: тако бысть, якоже рече Господь. Сказал Господь: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе. И сие совершилось. Домочадец его, раб его не был наследником его; а соделался оным сын его, рожденный от него, и умножившийся в потомстве своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010