И теперь мы молимся во время Божественной Литургии: И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш , Иже еси на небесех… Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь , и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. ( 1Ин.4:7–10, 16 )…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:5 ) Будучи этой Любовью , наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. ( Пс.102 ) …Творца небу и земли… В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить  – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустог о: «приводить из небытия в бытие». Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2Петр 3:8 ), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… ( Быт.1:11, 20, 24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Молитва после преподания (Святых Таин) Господи Вседержитель ( παντοκρτωρ), Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься святого Твоего Таинства; да не будет нам в вину и в осуждение, но в обновление души, тела и духа через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом Святым да будет хвала и власть постоянно, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Народ говорит: Аминь 855 . Пресвитер говорит: Господь да будет со всеми вами. Возложение рук после причащения Господи вечный, Который всем управляешь, Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Благослови рабов Твоих и рабынь Твоих. Защити и помоги и соблюди их силой Ангелов Твоих; сохрани и укрепи их в страхе Твоем величием Твоим; просвети их, чтобы они помышляли о том, что Твое; и даруй им, чтобы они веровали в то, что Твое, и хотели того, что Твое; согласие без греха и гнева даруй им через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом святым да будет хвала и ныне и проч. Народ отвечает: Аминь 856 . Епископ говорит: Господь со всеми вами. Народ И с духом твоим. Диакон говорит: Расходитесь с миром. И после этого оканчивается Евхаристия. Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Основателем Александрийской церкви был св. Марк, ученик Апостола Петра, как свидетельствует предание христианского Востока и Запада 857 . Сама Александрийская церковь , постоянно сохраняя это предание, вместе с тем приписывала св. Марку свою литургию, совершавшуюся в ней с незапамятных времен на греческом языке и известную под именем «Божественной литургии святого Апостола и Евангелиста Марка, ученика святого Петра». Нет сомнения, что при основании местной церкви св. Евангелист передал ей чин совершения Таинства Евхаристии, но как вообще об апостольских литургиях, согласно с известным свидетельством свт. Василия Великого 858 , нужно сказать, что они не были написаны самими апостолами и даже не были переданы в том виде, в каком дошли до нас, а содержат в себе только главнейшую основу апостольского происхождения, так и об александрийской литургии св. Марка надобно сказать то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Мы видели Господа!» На литургии верные приобщились воскресшему Христу, на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? 24 апреля, 2011 На литургии верные приобщились воскресшему Христу, на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? На пасхальной вечерне – Ин 20:19–25 (зач. 65): В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Священник Феодор Людоговский Закончилась светлая, ликующая, летящая ночная пасхальная служба. Спеты долгожданные песнопения, прочитано Слово огласительное, совершилось таинство благодарения за наше спасение. То, к чему готовились много недель, ради чего воздерживались, постились, молились, – наступило. Высшая точка всего года пройдена. На литургии верные приобщились воскресшему Христу , на братской трапезе вкусили праздничных яств. Дома отоспались после бессонной ночи и нескольких предшествующих напряженных дней. Проснулись – а впереди еще почти целый день. Чем его заполнить? Конечно, очень хорошо продолжить праздник семейным кругом. Многие в этот день пойдут в гости – к родственникам, к друзьям. Но всё же застолья и разговоры (пусть даже и с близкими, дорогими людьми) довольно быстро опустошают душу, которая в эти часы жаждет чего-то иного. Чего же? Конечно же – продолжения молитвы, бесконечного повторения этих прекрасных и непостижимых слов: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://pravmir.ru/my-videli-gospoda/

На самом же деле никто ничего не изображает. Литургия не призвана изображать, Литургия призвана являть! Любой церковный символ являет реальность и присутствие, а отнюдь не замещает собой отсутствие. Так, если бы икона была символом, замещающим Христа, она немедленно превратилась бы в идола. Символ присутствует в Литургии, как знак неизъяснимого, но реального, потому что слова оказываются недостаточными для того, чтобы явить реальность происходящего. Символ помогает нам так же, как помогает притча. Священные сосуды Чаша и Дискос — важнейшие богослужебные сосуды, употреблявшиеся еще Спасителем во время Тайной Вечери. Дискос (греч. «δσκος») представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — иконы Рождества Христова. Дискос одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и гроб Господень. Два крестообразных покровца, которыми покрывают Чашу и Дискос, и матерчатый плат, называемый воздухом, с одной стороны символизируют пелены, которыми был повит Спаситель по Рождестве, а с другой — Плащаницу, в которую Он был завернут после снятия с креста. Лжица — ложечка с длинной ручкой, употребляющаяся для причащения мирян, появилась не сразу и закрепилась в богослужебной практике довольно поздно. Она напоминает о пророчестве Исаии: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 6). Это — ветхозаветный образ причащения: лжица символизирует клещи, которыми Архангел вытащил угли из жаровни. Копием римского воина Спаситель был прободен на Кресте, на Литургии же используется острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор. Звездица, выполненная в форме креста, представляет собой распятие и одновременно Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам на родившегося в пещере Спасителя мира. Для совершения Литургии необходимо красное виноградное вино, разбавленное небольшим количеством теплой воды (теплоты), по примеру того, как Господь на Тайной Вечере употребил вино с водой, и в воспоминание о том, что во время крестного страдания после удара копьем из ребра Спасителя истекли кровь и вода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Не подумайте, впрочем, возлюбленные о Господе чада и братия, чтобы все это было не больше, как только обрядовою обстановкою, придуманною только для того, чтобы разнообразными действиями, взаимно сменяющимися, придать богослужению вид большей торжественности и в то же время занять воображение и поддержать внимание. О, нет, нет. Чиноположение православного богослужения, и особенно Литургии, как несомненное произведение самих апостолов и мужей апостольских, или, по духу своему, весьма близких к ним, и потому Церковью к лику святых причисленных, во всецелом и неповрежденном виде, без всяких изменений, до нас дошедшее, чуждо подобных прикрас искусственных, да и не имеет в них нужды, будучи само в себе и благолепно, и величественно, и занимательно, и привлекательно для имеющих очи видеть и сердце разуметь. Но все, что ни есть в нем, до малейших подробностей, все это принято, или допущено в него вследствие необходимости, основанной на духовной нашей потребности. Такого же именно происхождения и свойства и предуготовительные к чтению апостола и Евангелия слова и действия, вошедшие в состав Литургии: в них главная и господствуюшая мысль есть та, что благовестие Христово, при всей внутренней своей силе и беспримерном достоинстве, может быть, по обыкновенной немощи человеческой и по случайным причинам, бессильно и бесплодно и в устах самого благовестника, и в сердцах слушающих его, – что оно не раз было таковым даже и в то время, когда исходило непосредственно из уст Самого Христа Спасителя и Его апостолов, так что Он о наибольшей части Своих слушателей сказал некогда: «Сбывается над ными пророчество Исаиино, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете; и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули,, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ); и потом вообще заметил: «Всякому слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый, и похищает посеянное в сердце его» ( Мф.13:19 ). Этого мало: сами апостолы, хотя всегда, кажется, усердно и внимательно слушали своего небесного Учителя, нередко оказывались непонимающими или превратно понимающими слово Его. Сколько, например, раз Он предсказывал им о Своей Крестной смерти и тридневном воскресении; и однако же они поняли это не прежде, как уже по совершении события, подвергшись до того времени тяжким искушениям и едва не отпадению от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но никто не должен ради чувства своего недостоинства не внимать призыву Господа, или считать, что он, реже причащаясь, может лучше подготовиться к Причастию и быть более достойным. Чувство недостоинства и есть единственное правильное настроение, которое позволяет нам принимать высшую милость Божию, предложенную нам как совершенно свободный дар. Кто имеет возможность, тот, возвратившись из храма домой, может еще прочитать из своего молитвенника благодарственные молитвы после Причащения. За последнее время стало обычаем во многих приходах по окончании Литургии читать благодарственные молитвы вслух для всех верующих. Литургия -- общее служение В предыдущих главах речь шла о святой Литургии как о богослужении, за которым мы причащаемся, принимаем " лекарство бессмертия " , как говорили мужи апостольские. Но одновременно Литургия - это не только духовное лекарство членов Церкви. Уже само название " Литургия " - заимствовано из греческого языка, это слово означает " общественная служба " , общее служение всей общины. В Литургии Церковь осуществляет, исполняет себя. Только тогда она является " экклезией " , собравшимся в одно место народом Божиим для общей цели, т.е. служения. Цель и причину этого общего собрания мы можем понять из следующих слов апостола: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.2:5, 9-10) Эти слова апостола указывают на то, что определения, ранее применявшиеся к Израилю, ныне принадлежат новому Израилю, христианам, экклезии, Церкви. Если ранее только род Аарона был избран для совершения священнического служения, ныне весь новый Израиль, т.е. все члены Церкви, является " избранным родом " , " святым народом " , " царственным священством " , народом Божиим. В качестве святого священства все призваны " ... приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом " (1Пет.2:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом Господь взял чашу с вином, растворил его водой, благословил так же, как и хлеб, особенным, новым благословением, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя, — не образ, не нечто такое, что напоминает кровь, но истинная и действительная — кровь Моя Нового Завета, за многих, за всех, кто захочет наследовать спасение, изливаемая, во оставление грехов. И в это время по слову Господа хлеб стал истинным Его телом, а вино — истинной Его кровью. Ученики, нисколько не смутившись, приняли из рук Господа под видом хлеба и вина истинное тело и истинную кровь Его. Причастив Своих учеников и апостолов, Господь повелел им совершать это святое таинство в Его воспоминание для прощения грехов и в жизнь вечную. Так было установлено это великое и страшное таинство, так была совершена первая божественная литургия, которую впоследствии совершали святые апостолы и передали это право епископам и священникам. И с тех пор на каждой божественной литургии совершается то, что было совершено в Сионской горнице. На каждой литургии Сам Христос Спаситель является и Первосвященником и Жертвой, как сказано в литургии святителя Иоанна Златоуста: «Ты еси Принесли и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый», и по Его всемогущему слову, действием Святого Духа, простой обычный хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христову и предаются верующим. Священнослужители являются только орудием благодати Божией, а совершает таинство Сам Христос. Это великое таинство по непреложному обетованию Божию будет совершаться на земле до скончания века. Дорогие братия и сестры, значение святого причащения велико и непостижимо. Без него нет христианства, нет Церкви, нет и вечной жизни. Оно является источником исцеления, обновления и бессмертия. Протоиерей Иоанн Сергиев, почти ежедневно причащавшийся и опытно переживший воздействия святой евхаристии, восклицает: «Нет ничего выше и более евхаристии — ни на небе, ни на земле. Вся земля со всеми ее сокровищами, красотами, сладостями — ничто пред таким таинством, как пречистое тело и кровь Христовы». «Идущий Мою плоть, — сказал Спаситель, — и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010