Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице. Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти. Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера. Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания " горнее место " в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого " горнего места " , отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Михайловский художник очертил овалы лиц темным контуром. Оттененные тонкими линиями, выразительные и глубоко индивидуальные лики апостолов представляют собой законченные портреты. Волосы святых трактованы орнаментально, зато красиво и разнообразно. С удивительным для того времени мастерством написаны отдельные фигуры и вся сцена в целом. Особенно привлекает декоративная трактовка образа Стефана, одетого в белый плащ с ниспадающими складками. Представленный на золотистом фоне, он смотрит прямо на зрителя. Эту мозаику отличает гармония холодных, мерцающих на свету белых тонов с теплыми охристо-зелеными бликами в тенях. Мозаики с изображениями Фаддея и Стефана построены на контрастном сочетании цвета. Иначе решен образ Дмитрия Солунского – небесного покровителя князя Изяслава. Здесь в цветовой композиции преобладает охристый тон, подчеркнувший нежность голубых, розовых, красных и фиолетовых оттенков. Создатель наделил своих героев слегка раскосыми глазами, с особой тщательностью выписал руки с тонкими изящными кистями. Поразительное сходство всех главных персонажей определяют плотные насыщенные краски, широкие золотые пробелы, скрытая динамика фигур. В творчестве создателей михайловских фресок выразилось народное самосознание, моральные и эстетические идеалы передовой в отношении искусства эпохи, предшествующей татаромонгольскому игу. В пору правления Святополка Киев перестал быть столицей единого государства, но утрата политического значения не привела к упадку в культуре. В городе работали иконописные мастерские, возводились каменные храмы, которые, однако, во многом уступали монументальным сооружениям времен Ярослава. После смерти Святополка к Владимиру Всеволодовичу (1053–1125) прибыли послы от киевских бояр, чтобы просить черниговского князя принять киевский стол: «Поиди в Киев! Если же не придешь, то знай, что великое зло воздвигнется… и будешь ответ иметь, если разграбят из-за тебя монастыри». Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха оставил после себя громкую славу и добрую память. В пору черниговского княжения он успешно боролся с половцами, вятичами, торками, князьями-изгоями Ростиславичами, сохранял верность Святополку, не принимая во внимание неприязнь к нему киевлян. Не желая пользоваться своим положением, после смерти отца он не занял Киев, а пригласил на великокняжеский стол двоюродного брата, уважая его старшинство по возрасту и положению в семье.

http://sobory.ru/article/?object=58770

В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично). В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к кон. 19 - 20 в. Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Новозыбков относится к древним поселениям Брянской области с богатой и своеобразной историей. В 1685 г. на левом высоком берегу р. Карна возникло поселение беглых раскольников из Ярославской губернии. Урочищ е получило название Зыбкое. В 1701 г. был издан Универсал Стародубскй полковой канцелярии полковника Миклашевского «О поселении старообрядцев в урочище Зыбком», узаконивший поселение как слободу. В 1715 г. слобода Зыбкая, находящаяся с 1704 г. в личном владении полковника Миклашевского , передана в «вечное владение» старообрядцам. 30 января 1809 г. слобода получает статус города Черниговской губернии, получившего название Новый Зыбков с населением 6930 человек, утверждается магистрат. С этого времен и в нем стали поселяться лица православного исповедания из служащих и отставных чиновников, военных чинов, ремесленников и рабочих.

http://sobory.ru/article/?object=01638

XVII века. Перед нами - довольно массивный восьмерик, поставленный на четверик и увенчанный шатром. Однако приглядевшись к собору, мы обнаружим в его облике некоторые особенности, не характерные для его " ровесников " . Например, притворы, пристроенные к нему с трёх сторон (их возвели, как показывает исследование кладки, одновременно с четвериком), имеют больше общих черт с владимро-суздальскими памятниками XIII века, чем с постройками XVII столетия. Очевидно, что они перешли в композицию здания " как память о первоначально стоявшем здесь храме " . Южный притвор несколько крупнее, чем западный и северный, поскольку призван служить основанием для колокольни. Западный притвор, в свою очередь, также имеет важную особенность: он расположен не по центру западного фасада основного четверика, а заметно сдвинут к северу. Таким образом зодчий стремился придать визуальное равновесие ассиметрической композиции собора. Каждая грань четверика Михайло-Архангельского собора завершена рядом из трёх крупных полукруглых кокошников. Такое же завершение имеют и грани восьмерика, но кокошники в данном случае мельче. Скромное оформление равновысоких алтарных апсид включает в себя лишь полуколонки в местах соединения полукружий и широкий карниз под конхами. Компактный объём колокольни завершён маленьким шатром, " тушующимся " в присутствии шатра, венчающего основной восьмерик. Между колокольней и шатром видна своеобразная башенка. О ней в старых источниках говорилось, что она служила для " дозора " . Но именно этой цели " башенка " , по своему расположению, идеально чужда. Сравнительно низкая, она к тому же " отгорожена " от Волги (то есть от того пространства, за которым более всего требовалась " дозирать " ) шатром храма. Основание собора сложено из белого камня, на котором стоят кирпичные стены. Четверик имеет в плане почти квадратную форму (длина 10,7 м, ширина 10.5 м). Высота собора 34 метра. Интерьер Архангельского собора со своим стремительно уходящим в верх пространством вполне отвечает по образу его наружному объёму.

http://sobory.ru/article/?object=00894

Ниже керамического пола XIV века был найден слой чистых известковых осколков и белого раствора толщиной 20-40 см. Считая этот слой остатками работ по возведению белокаменного храма XIV века, Н. Н. Воронин утверждает, что «слой строительства 1359 г. связывает между собой верх фундаментов столбов храма и его стен, ясно показывая их одновременность». Отсюда следует вывод, что построенный в XVII веке храм возведен на старых фундаментах, углубленных и усиленных еще в XIV столетии. Однако по характеру однородной, хорошо промешанной массы правильнее считать этот слой обычной подготовкой под плиты пола, состоящей из строительных остатков, залитых тощим известковым раствором, которая и была выполнена в XIV веке. Этот слой должен был примыкать и действительно примыкает к верху фундаментов XIII — XIV веков, а местами может смешиваться со слоями, оставшимися от строительных работ. Поверхности каменных стен четверика, бесспорно относящиеся к XVII столетию, являются прямым продолжением внутренних поверхностей его фундамента. Как показали анализы, стены и их фундаменты сложены на одинаковом растворе и имеют обрез на уровне пола XVII века, т. е. на отметке, случайной для сооружения XIV века. Иначе обстоит дело с фундаментами столбов. Основания столбов XIII века, которые использовались и для столбов собора XIV века, лежат выше глубины заложения фундамента стен. Очевидно, что когда в XVII столетии сооружали более высокий и, следовательно, более тяжелый шатровый храм, под его стены потребовалось укрепить и углубить фундаменты. Поскольку храм строился бесстолпным, его внутренние столбы были разобраны, а фундаменты так и остались в земле. Если при постройке собора XIV века, находившегося на этом месте, можно было полностью следовать плану предыдущего здания, то в шатровом храме XVII столетия были соблюдены лишь основные размеры старого сооружения — сохранена его ось, но фундаменты выложены заново в соответствии с изменившейся формой и новым конструктивным решением. Кладка фундамента четверика образует непрерывную ленту по южной, западной и северной сторонам, но на месте узких (1,05 м) проходов в алтарь и жертвенник имеет разрывы. Однако фундамент той же восточной стены на участке между церковью и южной частью алтаря не прерывается. Следовательно, здесь не могло быть даже дверного проема, а существовавший был пробит позднее и за ложен при реставрации. Таким образом, фундаменты стоящего сейчас собора никак не могли оставаться от постройки XIV века, в которой открытый проем между церковью и всеми алтарными апсидами был бы совершенно обязателен. Отсутствие южного выхода из алтаря встречается обычно в небольших церквах XVI—XVII столетий, таких, как Козьмодемьянская в Муроме (1565), «Дивная» в Угличе (1628) и Евфимьевская в Нижегородском Печерском монастыре (1642).

http://sobory.ru/article/?object=00894

Подобный стиль получил название неорусского, вдохновение его сторонники черпали в исторических традициях русского зодчества. Интерес к собственному художественному достоянию возник в стране уже в XIX веке (на волне национального подъёма после войны с Наполеоном) и продолжал развиваться и углубляться вплоть до революционных событий. Первым наглядным примером возрождения отечественной архитектуры стал русско-византийский стиль, который противопоставлялся западноевропейской традиции и соответствовал средневековым византийским образцам, воплощая, таким образом, идею преемственности Православия. Благодаря изысканиям К. А. Тона, наиболее заметными чертами в новой церковной архитектуре стали центрально-купольный тип храма, увенчанного большим барабаном, опирающимся на компактное в плане основание, а также сложный декор с использованием разноцветных деталей. Мода на национальные традиции оказалась стойкой и в начале ХХ века воплотилась в так называемый псевдорусский стиль, подразумевавший вольную романтическую интерпретацию исторических элементов. Этот подход оказался очень популярным в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика построек, здесь появились самые разные вариации. Одной из них стало подражание средневековому зодчеству русского Северо-Запада, в котором архитекторов привлекали прежде всего лаконичность и торжественная простота. Архитектурная школа Новгорода и Пскова сложилась в XIII веке и за три последующих столетия приобрела собственные узнаваемые черты: массивные белокаменные стены, лишённые прихотливого декора, небольшие звонницы и скатные крыши, столь уместные в суровом климате. Ощущение величия и силы, исходящее от старинных храмов, постарались воплотить и зодчие ХХ столетия. В оформлении традиционной для северных храмов колокольни присутствуют наиболее распространённые в Средние века элементы. Таковы, например, узоры, выложенные фигурным кирпичом: рельефные кресты, арки и наличники окон не контрастируют со стенами, однако благодаря им высокая белая башня не выглядит громоздкой.

http://sobory.ru/article/?object=00721

Троицкий административный округ (ТАО). Былово. Михаила Архангела, церковь Южный административный округ (ЮАО). Даниловский. Троицы Живоначальной в Кожевниках, церковь (с приделом Михаила Архангела) Зеленоград (Зеленоградский административный округ, ЗелАО). Крюково. Михаила Архангела, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Спаса Преображения, что в Наливках, церковь (с приделом Михаила Архангела) Западный административный округ (ЗАО). Ново-Переделкино. Михаила Архангела при загородной резиденции Патриархов Московских и Всея Руси в Переделкине, домовая церковь Троицкий административный округ (ТАО). Шишкин Лес. Михаила Архангела, часовня Южный административный округ (ЮАО). Донской. Донской монастырь. Церковь Михаила Архангела Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Кремль. Собор Михаила Архангела Западный административный округ (ЗАО). Тропарёво-Никулино. Михаила Архангела в Тропарёве, церковь Троицкий административный округ (ТАО). Михайловское. Михаила Архангела, часовня Южный административный округ (ЮАО). Царицыно. Михаила Архангела, церковь (временная) г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург. Красносельский район. Михаила Архангела на территории 54-ого Корпуса 6-й Армии ВВС и ПВО Ленинградского Военного округа пос. Хвойный, храм-часовня Санкт-Петербург. Центральный район. Михаила Архангела, часовня Санкт-Петербург. Московский район. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова (с приделом Михаила Архангела) Санкт-Петербург. Центральный район. Михаила Архангела при дворце Вел. Князя Николая Михайловича, церковь Санкт-Петербург. Невский район. Киновия Александро-Невской лавры. Церковь Михаила Архангела при покоях митрополита Санкт-Петербург. Центральный район. Михаила Архангела при Русском Музее Императора Александра III в здании Михайловского дворца, церковь Санкт-Петербург. Невский район. Михаила Архангела при Александровском механическом заводе, церковь Санкт-Петербург. Центральный район. Сергия Радонежского, собор (с приделом Михаила Архангела)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=42

Синьково. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичный и оштукатуренный храм Михаила Архангела с приделом Сергия Радонежского был выстроен в усадьбе Салтыковых в 1788 году. Двухсветный храм, увенчанный малой главкой на глухом барабане, соединён посредством трапезной с трёхъярусной колокольней. Храм долго пребывал в руинированном состоянии, ныне возрождается. Церковь Михаила Архангела расположена на высоком холме, в стороне от него раскинулось сельское кладбище. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Синькове. В селе Синькове в начале XVII ст. находилась церковь Собор Архангела Михаила с приделом Димитрия Прилуцкого. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. пишется: «церковь Архангела Михаила в дворцовом селе Синкове (Синькове), дани 5 алтын 5 денег, заезда алтын, кормовая гривна»; за 1635 – 1712 гг. церковной дани платилось рубль 22 алтына 2 деньги. В книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин за 1652 г. записано: «4 января запечатана благословенная грамота, по челобитью Московского уезда, Пехрянской десятины, государевы конюшенные Домодедовской волости архангельского попа Гаврила, на один престол Архангела Михаила; пошлин гривна взято». В дозорных книгах 1680 г., по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского написано: «в селе Синькове церковь каменное строение старое, а по сказке того села попа Иосифа Львова та де церковь Собор Архангела Михаила строение церковное государское; пашни церковной земли пустошной у попа с дьяконом и причетники 8 десятин в поле, сена по заполью, по врагом и по реке Москве 500 копен волоковых». Село Синьково в XVI – XVII ст. находилось Московского уезда, Лужецкого стана, в дворцовом ведомстве. В 1731 г. это село по именному указу пожаловано графу Семену Андреевичу Салтыкову, умершему 1 окт. 1742 г., потом оно перешло к сыну его Владимиру, после смерти последнего в 1751 г. досталось внуку графу Сергею Владимировичу Салтыкову, от которого оно было продано в 1795 г. Марье Алексеевне Измайловой.

http://sobory.ru/article/?object=01155

Москва. Церковь Михаила Архангела (Покрова Пресвятой Богородицы) в Овчинниках. Церковь Михаила Архангела в Овчинниках Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Архангела Михаила в Овчинниках (за болотом, в Рунове). Сооружена в первой половине XVII века на месте деревянной церкви, известной в слободе царских овчинников с 1551 г. на средства купца Симеона Потапова. К 1657 г. был возведен каменный храм — четверик с трехчастным алтарем и небольшой трапезной. Главный престол его был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вскоре с юга к четверику был пристроен придел Михаила Архангела. Трапезная была расширена. На рубеже XVII-XVIII вв. трапезную увеличили с запада и пристроили к ней колокольню. Одновременно был переделан четверик. С момента прокладки Водоотводного канала церковь была одним из главных украшений Овчинниковской набережной. Ее двор выходил в Малый Овчинниковский переулок, который соединял Овчинниковскую набережную с Большим Овчинниковским переулком. Около 1932 г. храм был закрыт и до 1955 г. использовался для различных хозяйственно-производственных нужд. В Третьяковскую галерею в 1932-33 гг. были переданы иконы «Собор Всех Святых» (1642 г., работа царских изографов) и Владимирская икона Божией Матери (1652 г., С. Ушаков). После постройки в 1955 г. здания Госкомитета по внешним экономическим связям храм, оказавшийся во дворе этого корпуса, был передан этому комитету. В здании храма разместились архив и библиотека комитета, также там разместился своеобразный «крематорий» – сжигались ненужные документы. Храм был возвращен верующим в 1997 г., началась реставрация. 25 ноября 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила (Покрова Пресвятой Богородицы) в Овчинниках. Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери, боковой - в честь Архангела Божия Михаила, Архистратига Небесных Сил бесплотных. Огромное административное здание в Садовническом проезде имеет свою тайну, которую можно раскрыть, зайдя в его двор: там находится небольшая белая церковь, которая на фоне многоэтажной постройки смотрится совсем крохотной. В XVII веке в этой части Замоскворечья располагалась государева Овчинная слобода, ведавшая шерстью и овчиной – ныне о ней напоминают названия Руновского и Овчинниковских переулков, каменные палаты и церковь Архангела Михаила. Существующее каменное здание церкви было построено около 1662 года. Колокольня с восьмигранным ярусом звона и трапезная пристроены около 1700 года. Тогда же окна апсиды были украшены наличниками в стиле московское барокко, с колонками, увенчанные завитками в два яруса и шестиконечными православными крестами. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть в квадратах под крестами изображения черепа с костями – символа «Адамовой главы».

http://sobory.ru/article/?object=02156

Михайловск. Собор Михаила Архангела. Михайло-Архангельский собор Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 2002 и 2018. Адрес: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, перекресток ул. Гоголя и ул. Новая Координаты: 45.135844, 42.003238 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 21 ноября 2018 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил чин великого освящения собора Архангела Михаила г. Михайловска и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Ставропольской епархии протоиерей Александр Гомзяк, благочинный Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников, клирики епархии. На богослужении присутствовали глава города Михайловска Игорь Серов, благотворители собора Архангела Михаила и многочисленные верующие. Село Михайловское было основано в 1784 году крестьянами переселенцами из слободы Михайловской Курской губернии. С 1932 года по 1870 год село имело статус станицы. В 1963 году было переименовано в село Шпаковское в честь героя Гражданской войны Ф.Г. Шпака и стало районным центром Шпаковского района. 5 мая 1999 года в связи с получением статуса города районный центр восстановил свое историческое название - Михайловск. Закладка собора совершена 9 июня 2002 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном в самой высокой точке Михайловска. Тогда же на месте будущего собора установлен крест. Одноименный храм, только деревянный, когда-то был в станице Михайловской, но незадолго до революции 1917-го он сгорел. А на нынешней площади Ленина стоял огромный Никольский собор, построенный в 1905 году, очень красивый, облицованный изнутри розовым мрамором. В 1937 году его снесли, сегодня там стоит школа. Молодой храм сейчас виден издалека, из разных районов города и при въездах в него. Все кирпичи в стенах собора – именные, в честь их жертвователей. Сейчас по этому же принципу – на именные пожертвования – пишутся иконы, приобретаются подсвечники. В Вербное воскресенье всем миром освящали новые восемь колоколов для собора, отлитые в Воронеже полностью на средства прихожан. 21 ноября 2018 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил чин великого освящения собора Архангела Михаила г. Михайловска. По материалам: http://mitrich-stv.livejournal.com/171828.html; http://shmr.ru/region/history.php Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16328

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010