Между св. вратами и холодным собором, несколько к востоку, устроены две небольшие часовенки, огороженные деревянными решетками. Часовенки эти указывают места св. престолов древних деревянных монастырских церквей во имя явления Казанской Божией Матери и Рождества Пресвятыя Богородицы. В заключение считаем нелишним исправить некоторое несправедливое мнение, утвердившееся как в предании народном, так и переходящее уже в печатные книги, будто Казанский митроиолит Гермоген был священником в церкви св. Николая Тульского: Гермоген был священником при церкви св. Николая, иже зовется Гостин 76 . У Николы Тульского в старину были дворы: два двора, один боярского сына Ивана Онучина, да прямо улицею к Арским воротам дворы по обе стороны 19. Двора стрельца Данила Онучина в писцовых книгах 1566–1568 г. не находится. Может быть это имя взялось от Данилова прибора – Хохлова в стрелецких слободах меж стрелецких дворов 77 . 10. Крестные ходы с иконою Казанской Божие Матери Крестные ходы , в коих участвует Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1) 8-го июля чудотворная Казанская икона Божией Матери до литургии приносится в Казанский Благовещенский Собор. Отсюда с крестным ходом, в котором участвуют еще иконы: чудотворная икона, Смоленской Божией Матери (Седмиозерская), Св. Девяти мучеников Кизических, Святит. Казанских Гурия, Варсонофия и Германа и св. мученика Авраамия Болгарского, икона возвращается к началу литургии, в Казанский женский Богородицкий монастырь. Во время этого крестного хода бывает краткая лития при повороте с Воскресенской улицы в проулок, ведущий к монастырю. По приходе в монастырь, в арке, под церковию св. мученицы Софии, бываеть полная лития с чтением Евангелия. После литии иконы вносятся в Казанский Собор и начинается литургия. Этот крестный ход с чудотворною Казанскою иконою Божией Матери самый древнейший: вскоре по обретении в 1579 г., как известно, чудотворная Казанская икона Божией Матери принесена была в кафедральный Благовещенский Собор, где находилась несколько времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Возвращенный в Казань список Казанской иконы Божией Матери решено не переносить на временное хранение в Зилантов монастырь 28 июля 2005 г. 10:38 Список Казанской иконы Божией Матери, которую 21 июля передал Казанской епархии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, решено оставить в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря Казани. «Таково решение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия», — сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» в среду руководитель пресс-службы Казанской епархии Александр Павлов. Ранее икону предполагалось временно поместить в Зилантов монастырь или Петропавловский собор Казани до окончания реставрации Крестовоздвиженской церкви. «В настоящее время реставрация храма продолжается, но ни икона, ни пришедшие поклониться ей верующие не мешают рабочим, и владыка счел возможным оставить икону в церкви — на месте постоянного ее пребывания», — сообщил собеседник агентства. Святыня находится в специальном киоте с пуленепробиваемыми стеклами, круглосуточную охрану в церкви осуществляют сотрудники УВД Казани. А. Павлов напомнил, что одним из условий пребывания иконы в Казани Патриарх Алексий назвал доступность святыни для верующих. Сейчас каждый день с 8 до 19 часов любой желающий может прийти в Крестовоздвиженскую церковь и поклониться образу Богородицы. В самой церкви агентству сообщили, что поток верующих был особенно велик в первые дни после визита Патриарха, сейчас он несколько меньше, но, несмотря на период отпусков и каникул, «люди идут с утра до вечера». Богородицкий монастырь был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Здесь же собирались разместить список иконы на постоянное хранение после его передачи Казанской епархии. Как сообщалось, предстоятель Русской Православной Церкви 21 июля передал Казанской епархии список Казанской иконы Божией Матери, долгое время хранившийся в Ватикане. Патриарх Алексий II и несколько тысяч верующих совершили с иконой крестный ход от стен Казанского Кремля к Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря, где в 1579 году был обретен образ Богородицы. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30139.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Казанская Богородско-Уфимская Время обретения чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (копия Казанской, только более темных тонов) относится к началу XVII века – времени, когда на территории современной Башкирии образовывались первые православные поселения. Явилась она чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После такого чудесного и удивительного события село Кадомцево было переименовано в Богородское и под этим названием просуществовало до 1931 года. В XVII–XIX веках чудотворный образ именовался Казанским и Богородским, а с начала XX века – Богородским (Уфимским). В 1622 году в селе был построен первый – деревянный – храм в честь Богородской иконы Божией Матери, в котором и пребывала святыня. В XVIII веке с явленной иконы был сделан список, обе иконы пользовализь особым почитанием среди православных: одна из них была помещена в местном храме села, а первообраз было решено передать для всенародного почитания в кафедральный собор города Уфы, оговорив, однако, что в день, установленный для ее почитания – день празднования Казанской иконе Божией Матери, святая икона будет приноситься в село для совершения молебна в Богородском храме. На месте явления чудотворного образа с того времени стал бить целебный источник – Богородский родник. Так было положено начало традиции ежегодных крестных ходов из города Уфы в село Богородское, которые совершались с 1688 года (по другим сведениям, с 1707 года) до начала 30-х годов XX столетия. По многочисленным и настоятельным просьбам православных верующих святую Богородскую икону носили и по другим местностям Уфимской епархии. В XVIII веке икона Божией Матери Богородско-Уфимская была внесена в списки святынь Российской земли. Икона Божией Матери Богородско-Уфимская почиталась как Покровительница и Заступница Уфы и всего Уфимского края: она неоднократно защищала эту землю от эпидемий холеры, голода, стихийных бедствий, а также от набегов врагов и разбоя. Именно по горячим молитвам перед чудотворной иконой был спасен от захвата и разграбления бандами сподвижника Пугачева Чики Зарубина город Уфа. Поэтому и 300-летний юбилей Уфы отмечался в 1874 году 8 июля – в день чествования Чудотворной Заступницы города.

http://pravicon.com/info-74

По проекту иконостаса Воронихина 1810-1811 гг. икона помещалась в круглом обрамлении с фигурными картушами вокруг нее (ГМИС) (Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. Ил. 271 на с. 181; Тебе в дар богатство любви к Отечеству: Кат. выст. СПб., 2011. Ил. на с. 166). По проекту 30-х гг. XIX в. К. А. Тона икона получила прямоугольную раму, в поле к-рой вокруг иконы расположены в прямоугольных же обрамлениях изображения из истории явленной Казанской иконы (обмерный чертеж В. Моргана, 1836-1838, ГМИР) (Тебе в дар богатство любви к Отечеству. 2011. Ил. на с. 37). В 1836 г. над изображениями работал худож. В. К. Сазонов ( Завьялов. 1895. 25. С. 553). Эти 10 сюжетов (4 вверху, по 2 по бокам и 2 внизу) видны на акварели А. Д. Лосева 1859-1860 гг. (ГРМ) (Религиозный Петербург. 2004. Ил. 54 на с. 57). В XIX - нач. XX в. с П. К. и. делались многочисленные списки и хромолитографии ( Мухин В. В. Церковная культура С.-Петербурга. СПб., 1994. Ил. на с. 136, 138, 140). В наст. время икона находится в иконостасе Казанского собора, как и прежде, слева от царских врат. Празднование Казанской иконе Божией Матери (К. и.) Казанская икона Божией Матери. 70–80-е гг. XVII в. Оклад 1717 г. с частицами,Ризы и волос Божией Матери (ГММК) Казанская икона Божией Матери. 70–80-е гг. XVII в. Оклад 1717 г. с частицами,Ризы и волос Божией Матери (ГММК) Из Повести митр. Ермогена известно, что явленную в Казани икону в воскресные и праздничные дни приносили из Казанского девичьего монастыря в Благовещенский собор Казанского кремля и ставили перед местным образом Благовещения Пресв. Богородицы. В Казани местное празднование совершалось в день обретения явленной Казанской иконы, 8 июля. Служба Казанской иконе явилась 1-й рус. печатной службой иконе Божией Матери на Руси. Она была напечатана ок. 1589/90 г. в Казани одним из шрифтов привезенной из Москвы анонимной типографии, предшественницы Печатного двора Ивана Фёдорова, на бумаге франц. производства, которая использовалась в московских изданиях, и была скромно орнаментирована.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

При отступлении фашисты заминировали Троицкий собор. Мины-сюрпризы они установили даже у Царских врат. При разминировании собора погибли сапёры, был поврежден нижний ярус иконостаса. Взрыв мин, установленных в других частях собора, сапёрам удалось предотвратить. После войны необходимые ремонтно-реставрационные работы в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился». Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года патриарха Московского и всея Руси Алексия I . Многочисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор. Директор краеведческого музея в докладной записке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, собор оставался действующим. В 1980-е годы вновь освящен придел святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С.П. Михайлова. Утраченная к этому времени часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным. В настоящее время кроме главного храма в соборе три придела: Казанской иконы Божией Матери , благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского . Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен после уничтожения в 1960 году Казанской церкви. В этот придел перенесено все имущество Казанской церкви. Трехъярусный иконостас перенесен из церкви в с. Кунесть. Псковский Троицкий кремлёвский собор Редакция текста от: 02.08.2022 15:22:10 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16387.html

Особую роль сыграла святыня в дни польского нашествия 1612 г., против которого русское ополчение выступало с Казанским образом. У князя Дмитрия Пожарского был список с чудотворной иконы, и с ним войска готовились к штурму Кремля. Три дня постилось русское воинство и молилось пред Казанским образом о даровании победы над неприятелем. 22 октября (4 ноября) был взят Китай-город, а затем Кремль, и в этот день было установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. А 25 октября русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой впереди. Князь Д. Пожарский в честь иконы Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади храм во имя Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. Нов годы большевизма храм был варварски уничтожен. Лишь в 1993 г. на Красной площади был освящен заново отстроенный Казанский собор, куда помещен новый список Казанской Божией Матери. Еще один список Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург, который почитал Петр. Известно, что он сопровождал его в Полтавской битве. В честь него была воздвигнута церковь Рождества Пресвятой Богородицы в новой столице, а позднее был заложен в 1801 г. Павлом I Казанский собор по проекту А.Н. Воронихина, куда была помещена Казанская икона Божией Матери, ставшая святыней Санкт-Петербурга. Перед ее образом молился князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, перед отправкой на фронт, а после победы над французами служили первый благодарственный молебен. Здесь в 1813 г. был и погребен светлейший князь М.И. Кутузов. После упразднения собора в 1929 г. и создания в нем Музея религии и атеизма Казанская икона была перенесена в Князь-Владимирский собор, где она пребывает и ныне. С Казанской иконой связана и героическая оборона Ленинграда. По легенде, ею была обнесена крестным ходом линия обороны, что помогло городу выстоять в неимоверно трудных условиях. Подлинная чудотворная Казанская икона Божией Матери пропала в 1904 г. из Богородицкого монастыря Казани, похищенная ворами и не найденная до сих пор.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери в Вологодской митрополии 23 июля 2015 г. 12:12 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел возглавил торжества в Вологодской митрополии по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери, проводимые в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. 21 июля 2015 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополит Павел совершил Божественную литургию в Софийском соборе Вологды. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ; митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир ; благочинные округов, руководители отделов и настоятели храмов Вологодской епархии. За Литургией молились председатель Наградной комиссии Белорусской Православной Церкви игумения Евгения (Свиридовская), попечители Вологодской епархии , многочисленные жители и гости города Вологды. Во время богослужения митрополит Павел вознес молитву о мире на Украине. Песнопения Литургии исполнил сводный хор Архиерейского подворья храма Покрова на Торгу и храма Покрова на Козлёне под управлением регента Валентины Начаровой. За богослужением митрополит Павел совершил пресвитерскую хиротонию диакона Алексия Булекова, студента Вологодской духовной семинарии. Богослужение завершилось славлением Пресвятой Богородицы. По окончании Литургии Патриарший экзарх всея Беларуси огласил послание Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Митрополит Игнатий сердечно поздравил митрополита Павла с праздником, поблагодарил за приезд в Вологодскую митрополию и за молитвенное общение. Митрополит Минский и Заславский Павел поздравил верующих с праздником Казанской иконы Божией Матери. Затем Патриарший экзарх всея Беларуси в сопровождении митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия и митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира посетил храмы, расположенные на Соборной площади города Вологды. В Воскресенском соборе, в котором на данный момент располагается картинная галерея, архиереи пропели пасхальный тропарь. Митрополит Игнатий рассказал митрополиту Павлу о том, что, согласно распоряжению Росимущества, с 1 июня 2016 года Воскресенский собор будет передан в безвозмездное пользование Вологодской епархии. Затем Преосвященные владыки осмотрели храм благоверного князя Александра Невского. В этот же день в правительстве Вологодской области по инициативе заместителя губернатора региона О.А. Васильева состоялась встреча митрополита Минского и Заславского Павла, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира с членами правительства Вологодской области. По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ←

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

В столице Татарстана началась подготовка участка под строительство собора Казанской иконы Божией Матери 28 апреля. ПРАВМИР. Археологи проведут раскопки на территории Богородицкого монастыря в Казани. Место обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году на территории Богородицкого монастыря в Казани будет исследовано археологами. На территории Богородицкого монастыря в Казани специалисты могут обнаружить древние артефакты и православные реликвии, рассказал ТАСС официальный представитель Татарстанской митрополии Дмитрий Аликин. В столице Татарстана началась подготовка  участка под строительство собора Казанской иконы Божией Матери. Закладка первого камня на месте обретения чудотворной иконы (на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря) запланирована на 21 июня. Перед тем место должны обследовать ученые. До 21 июня предстоит провести археологические раскопки и определить месторасположение фундамента старого собора, — сообщил Дмитрий Аликин. По его словам, из-за близкого расположения к музею-заповеднику «Казанский Кремль» на территории храма могут найти важные артефакты. Сейчас на месте возрождения собора Казанской иконы Божией Матери началась расчистка площадки, демонтирована часовенка, поставленная на месте обретения иконы. Специалисты должны установить точное местонахождение фундамента старого собора и алтаря, который был устроен точно на месте обретения иконы. Построенный в начале XIX века величественный собор Казанской иконы Божией Матери был уничтожен советской властью в 1932 году. В ноябре 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о возрождении в Казани собора Казанской иконы Божьей матери, строительство официально начнется 21 июля 2016 года в день обретения чудотворной иконы. Казанская икона Божьей Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской Православной Церкви. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 года, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

http://pravmir.ru/arheologi-izuchat-mest...

Сергиево-Казанский собор (Курск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сергиево-Казанский собор построен в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко на месте сгоревшей до основания в 1751 году одноэтажной церкви во имя Сергия Радонежского. Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма. Содержание История [ править править код ] Сергиево-Казанский кафедральный собор (г. Курск, ул. Горького, 27), построен в 1752-1778 гг. в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на курской земле на протяжении трех столетий. Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак. Сергиево-Казанский кафедральный собор. Почтовая карточка начала XX века До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Место падения Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима Саровского) с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.

http://azbyka.ru/palomnik/Сергиево-Казан...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010