В течение первых нескольких лет после Октябрьской революции 1917 года больших изменений в жизни Благовещенского собора не произошло. Он не закрывался, интерьер не пострадал, службы продолжались. Связано это с тем, что собор был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. Когда в Боровске и окрестных сёлах закрывали один за другим храмы, в Благовещенский собор отдавали на хранение изымаемые в них предметы церковной утвари и облачения. Богослужения в соборном храме проходили только в воскресные и праздничные дни, а в будни службы совершались только в дни похорон и поминовений. Стоит сказать, что главный вход в Благовещенский собор был тогда закрыт со стороны площади и проезжей части и верующие попадали в храм только через боковую дверь, так как, по мнению новых властей, они мешали движению транспорта. Колокольный звон попал тоже под полный запрет. Прихожане в холодное время ездили в городской лес, чтобы привезти для отопления храма дрова. Топилась одна только печь. Хотя Благовещенский собор и получил статус памятника истории и архитектуры, это не уберегло его в 1922 году от изъятия большого количества церковных ценностей в виде золотых, серебряных изделий и драгоценных камней. В 1933 году власти Боровска, заручившись поддержкой работников фабрики " Красный Октябрь " , выступили с инициативой закрыть собор и оборудовать в нём фабричный клуб. По указанию " сверху " на предприятиях города состоялись собрания для сбора голосов тех, кто якобы требовал открыть клуб. Лишь немногие боровчане решились окрыто выступить против закрытия собора. Так, например, на собрании работников " Райлесхоза " сотрудница Щукина оказалась единственной, кто высказался против решения властей. " Зачем закрывать собор?, - высказывалась эта гражданка. Разве нельзя найти другое помещение для культурной работы? Я и мои дети крещены в этом соборе. Я не буду голосовать за закрытие " . В ответ её указали на то, что нужно " изменить свою точку зрения в отношении религии " . В протоколе же собрания коллектива рабочих деревообрабатывающей мастерской, состоявшегося днём ранее, было записано и другое высказывание одного из выступавших: " Собор никого не обслуживает, является дурманом для рабочих Боровска. Туда ходит всего десяток контрреволюционно настроенных старушек " . В конце концов нужное решение " продавили " и вскоре под соборной колокольней ( " для пользы города " ) установили трансформаторную подстанцию. Появился и план переоборудования здания под клуб. На месте главного алтаря предполагалось устроить эстраду для музыкантов и фойе. Проход туда со двора собирались прорубить в апсиде. По середине трапезной планировалась сцена, а в полукружиях придельных престолов - гримёрки для артистов. В главной части собора предполагался зрительный зал на 170 человек, а также дополнительное перекрытие для киноаппаратуры. Горсовет пообещал выделить 10 000 рублей " для приспособления собора под культурный очаг " .

http://sobory.ru/article/?object=00911

Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885-м росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко. В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII вв., серебряных изделий XV-XIX вв., церковной утвари и шитья XVI-XIX вв., предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII вв., древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша. После прекращения деятельности Киржачского музея Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Файл : Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Kuomo)1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 539 × 650 (75 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 6D Время экспозиции 1/1600 с (0,000625) Число диафрагмы f/20 Светочувствительность ISO 800 Оригинальные дата и время 15:11, 6 сентября 2016 Фокусное расстояние 17 мм Название изображения Ширина 3648 пикс. Высота 5472 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2015.5 (Windows) Дата и время изменения файла 21:09, 19 сентября 2016 Цветность белой точки Цветность основных цветов Коэффициенты преобразования цветовой модели Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 15:11, 6 сентября 2016 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 10,625 Диафрагма в APEX 8,625 Компенсация экспозиции −0,33333333333333 Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 00 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство Некалиброванное Разрешение по X в фокальной плоскости 3810,5849582173 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3815,89958159 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Серийный номер камеры 021023006490 Использованный объектив EF17-35mm f/2.8L USM Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 06:09, 20 сентября 2016 Уникальный идентификатор исходного документа 5D342E2312D3989FBA7B3D75192EAEFE Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Собор_Бла...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального. Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения XVIII-XIX веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря. Пятиярусная колокольня начала XIX века построена в стиле русского классицизма с некоторыми элементами барокко (с колоннами, изящными арками, большими окнами). Три первых яруса колокольни представляют собой четверик, украшенный на третьем ярусе маленькими фронтонами, которые зрительно гармонируют с фронтонами крыши трапезной. Над фронтонами третьего яруса оборудованы окна иллюминаторного типа в половину окружности, забранные стрельчатыми решётками. Четвёртый ярус является ярусом звона. Здесь размещено 15 колоколов (6 старых и 9 - вновь изготовленных). На пятом ярусе колокольни через 150 лет после пожара 1857 года вновь начали действовать часы-куранты, место которых полтора столетия занимали муляжи циферблатов. Куранты через сложную систему подключены к колоколам, и каждые четверть часа они мелодичным звоном информируют боровчан о точном времени.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Вот что пишет по этому поводу журнал «Христианское чтение», издаваемое при СПБ духовной академии, Часть первая, 1861 г.: «Начальник калужской губернии, в письме своём господину обер-прокурору Святейшего Синода, графу Александру Петровичу Толстому, от 12-го октября 1860 года сообщил следующее: в г. Козельск, дьякон тамошней благовещенской церкви Фёдор Васильевич Вырский с 1833 года занимается обучением. Всеобщее доверие, которое он снискал себе своими усердными и достойными трудами в деле воспитания, постепенно увеличивало число его учеников и учениц, так что в нынешнем году, несмотря на скудные средства свои, он открыл у себя в доме, без обязательной платы, для приходящих обоего пола детей, преимущественно бедных родителей всех слоёв, училище. Исполняя обязанности преподавателя наук, он миру начал обучение девочек дочери своей Александры, в которой он имел весьма хорошую помощницу, пользующуюся всеобщим расположением, как учениц, так и их родителей. В настоящее время, в этой школе учатся 80 мальчиков и 95 девочек. Столь благородное заведование делом своего участка к пользе общества и к успеху народного образования нельзя не признать вполне заслуживающим поощрения и о такой безкорыстной предприимчивости и деятельности дьякона Вырского, как принадлежащего к духовному состоянию, он, начальник губернии, счёл долгом довести до сведения господина обер-прокурора Святейшего Синода. По этому же предмету подучено господином обер-прокурором и отношение преосвящённого епископа калужского Григория, в котором он изъяснил, что дьякон козельской Благовещенской церкви Фёдор Васильевич Вырский, как открылось по дознании, действительно с самого поступления своего в г. Козельск, именно с 1833 года, начал заниматься обучением мещанских и частью купеческих детей, и обучал их чтению, письму и арифметике. В 1850 году начала помогать Вырскому в обучении детей дочь его Александра, обладающая особенною способностью заниматься с детьми, почему увеличилось количество учеников, и явились ученицы, а вместе с сим стало возрастать и доверие граждан к нему, так что в 1860 году, когда дьякону Вырскому формально разрешено завести у себя школу для мальчиков и девочек, явилось и тех и других по 100 человек, в числе коих оказались и дети крестьян подгородных. Он обучает с дочерью детей чтению, письму, закону Божию, арифметике и грамматике, не делая, впрочем никакого принуждения ученикам своим в изучении сих предметов; а девочки, сверх того, обучаются нужным и приличным для них рукоделиям. Школа состоит в собственном доме дьякона Вырского; в ученики принимает он и бедных, и небедных граждан и крестьян, кто пожелает отдать ему; а посему многих обучал и обучает безвозмездно; за некоторых же получает от родителей посильную небольшую плату».

http://sobory.ru/article/?object=07222

Ответ на атрибуционный вопрос в буквальном смысле просматривается на чертеже западного фасада, выглядящем совершенно иначе. В правом нижнем углу не без труда можно различить подпись: «26 мая 1910 г. Архитектор А. Владовский». Эта информация подтвердилась с выходом в свет единственной и основательной монографии А. Ю. Пономарева, посвященной архитектору А. И. Владовскому, в которой опубликовано большое количество графики не самого известного сегодня мастера. В том числе там есть и фотокопия с проекта, хранящегося в РГИА, подписанная автором книги как «проект церкви в русском стиле». Проект представлен только южным фасадом, и это тот самый проект, который был у Пустошкина и публиковался в журнале «Свет истины». На чертеже есть аналогичная подпись: «26 мая 1910 г.» и автограф архитектора. Таким образом, проект оказался опубликованным, но не идентифицированным с существующей постройкой. Причем, воспроизведение авторской графики западного фасада можно видеть в журнале «Свет истины», так сказать, «из рук Пустошкина», а южного – в РГИА и монографии Пономарева. Итак, автор проекта Благовещенского собора – петербургский архитектор Александр Игнатьевич Владовский (1876-1950). Выпускник Академии художеств, ученик Л. Н. Бенуа, за свою долгую жизнь он проявил себя как мастер, легко работающий в разных стилях – от эклектичной неоготики и модерна до неоклассицизма и ар-деко. С 1908 г. Владовский занимал должность архитектора Кренгольмской мануфактуры близ Нарвы, и после 1917 г. оказался проживающим на территории независимой Эстонии. Умер в Таллине уже при советской власти, не прекращая работать до конца дней. Наиболее яркие его работы дореволюционного периода – доходный дом Товарищества по обустройству жилищ Санкт-Петербургского коммерческого училища (Малый просп. Петроградской стороны, 32, 1907-1909), ставший знаковым произведением петербургского модерна, и деревянные постройки усадьбы Ф. М. фон Крузе Песчанка на р. Оредеж при ст. Сиверской (1902), также в стиле модерн, с мотивами норвежского «драконьего стиля» (не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=08629

Строительство храма продолжалось без малого 20 лет, на него была затрачена огромная сумма и труд лучших мастеров своего дела, привлеченных на строительство. Обильно подавались пожертвования не только харьковских благодетелей, но и жителей других городов (особенно москвичей). Во всё время возведения нового храма богослужения проходили в старой церкви, которую после окончания строительства разобрали. Окончательно постройка храма была завершена в 1901 г., тогда же его торжественно освятили. Сумма, пошедшая на сооружение церкви и внутреннее убранство, составила 400 тыс. рублей, только кирпича было израсходовано около 7 млн. штук! Талантливый архитектор смело экспериментировал с актуальным русско-византийским стилем и элементами эклектики, придав храму, увенчанному характерными московскими пятиглавыми куполами, древневизантийские полусферические очертания, и противопоставив его массивному объёму (34 м лицевого фасада и 59 м высоты до основания креста главного купола) лёгкость псевдоготической ярусной 80-метровой колокольни. Полихромное решение фасада с обилием деталей и чередованием горизонтальных рядов светлой штукатурки и красного кирпича создают оригинальный запоминающийся внешний вид храма. Размеры новой церкви поражали своим размахом: длина 71 м при вместимости около 4 тыс. чел. Искусствоведы считают, что «смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор Ловцов придал храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставил массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м). Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создали своеобразный и действительно запоминающийся облик храма». Говоря о внутреннем убранстве нового храма, следует особо выделить иконостас, выточенный из нежно-белого наррского мрамора, работы московского мастера В.И. Орлова. Над фресками храма трудилась целая группа известных живописцев: иконы главного иконостаса выполнил художник Петербургской Академии художеств А.И. Данилевский, а иконы боковых иконостасов — московский художник М.Д. Михайлов. Вся настенная живопись выполнена талантливыми харьковскими художниками И. Святенко и Н. Марченко. Главные иконографические мотивы навеяны киевским Владимирским собором и отчасти храмом Христа Спасителя в Москве. Весь архитектурно-художественный ансамбль нововозведенного храма впечатлял зрителя как своими внушительными размерами, так и внешним великолепием и неописуемой красотой.

http://sobory.ru/article/?object=03884

С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым. В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой. На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками.

http://sobory.ru/article/?object=03740

Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Ограда комплекса зданий Покровской церкви Первоначально, в конце XVIII в. ограда была деревянной. " В марте 1826г церковный староста мещанин Нашивошников вместо ветхой деревянной ограды представил план и фасад каменной... при сем изъяснено, что в полукружьях должны быть поставлены деревянные решетки " . (Вероятно, проект делал губернский архитектор П. Воцкий, т.к. глухая часть ограды Покровской церкви очень похожа на участки ограды Рождественского монастыря в Енисейске. Этот проект выполнял архитектор Воцкий, что документально подтверждается. Время возведения обеих оград тоже почти совпадает). Участки кованной ограды с запада и юга комплекса возведены одновременно с достройкой западных палаток церкви по проекту архитектора Судовского в 1870-х гг. Ограда охватывает комплекс по всему периметру. На северной и восточной стороне сохранилась глухая кирпичная ограда 1826г. На западной и южной стороне — с улиц Мира и Сурикова — кованая ажурная ограда на кирпичных столбах и цоколе. Глухая ограда толщиной в 2 кирпича, имеет утолщения-пилястры, оформленные как столбики под отдельными кровельками. Высота звеньев 2,3 м, а длина около 3,5 м. Ограда оштукатурена и окрашена в терракотовый цвет. Ажурная ограда ниже. Столбы с фигурным завершением и кровелькой. Они оформлены с фасадной стороны филенками и профилированными карнизиками. Кованые звенья изготовлены из полосы 3x0,6 см в сечении. Сложный узор из двух чередующихся элементов орнамента включает изображения крестов и фигурных ромбов. Длина глухой ограды около 100 м; ажурной — около 60 м (с воротами). Значимость памятника: важный элемент комплекса Покровской церкви. Как и западные пристройки церкви, по декору участки ажурной ограды с уличной стороны имитируют формы. Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Покровский приход Красноярска был открыт в 1795 г., расположен приход между Благовещенской улицей и берегом Енисея в районе от Дубенского переулка до Новобазарной площади; в его состав входят улицы Воскресенская, Гостинская, Садовая, Песочная, Береговая.

http://sobory.ru/article/?object=00949

По плану 1760 г., имеющему линейный масштаб, храм представлял собой прямоугольный объём размером 18×21,5 м, с востока примыкал массивный слаборасчлененный алтарь общей длиной около 9 м. По центру каждого из фасадов располагались три притвора-крыльца разного размера, что предполагает их различное архитектурное оформление. То же самое схематически показано на плане Харькова И. Радзевусова 1742 г. Поскольку других крестовокупольных храмов на территории слобожанских полков в 1724 г. не существовало и к центральному башенному объёму собора с четырёх сторон примыкали пониженные пристройки, храм в описи вполне могли назвать «кресчатым», вкладывая в это понятие совсем другой смысл, чем в имеющийся сейчас архитектурный термин. Изображения же шатровой колокольни, хоть и плохого качества, сохранились. Они относятся к периоду между 1787 и 1803 годами и позволяют представить её во всех деталях. Колокольня имела размер в плане 15,2×13 м и высоту более 50 м до основания завершения. Она стояла на подклете высотой примерно 1,5 м, в котором располагались обширные подвалы и 3 выхода в подземные помещения и хода. Один из ходов вел за реку Лопань и заканчивался в районе деревянной Благовещенской церкви. Первый ярус колокольни был окружен глухой аркадой с глубиной арок около одного метра. Его окна украшали наличники полностью аналогичные по рисунку восточному алтарному окну Покровского храма – фронтон завершался четырьмя арочками, разорванными посередине обелиском на постаменте. Открытая каменная галерея с широкими приземистыми арками обходила второй ярус башни. В её декоре мы видим многорядный фриз из зубчатки и поребрика и пояс квадратных ширинок. Реконструируемая ширина обхода галереи около 90 см. Все эти детали через два года будут повторены в Харьковском Покровском храме. Из-за того, что размер западной и восточной граней восьмигранного верха был больше остальных, в звоновом ярусе в них было по два проёма-арки – а всего десять. Северо-западный угол восьмигранного верха был прямоугольным на значительную высоту. Скорее всего, этот выступ предназначался для механизма башенных часов с двумя циферблатами (упоминаний о часах архивы не сохранили).

http://sobory.ru/article/?object=03885

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010