Напротив, по отношению к итальянским морским республикам император повёл разумную политику, соответствовавшую плохому состоянию государства. Так как норманны вступили в союз с Кипром и в 1186 г. разбили греческий флот, то императорское правительство, стремясь уничтожить воспоминания о 1182 г., заключило в 1187 г. формальный союз с Венецией при условии восстановления и расширения старых привилегий; точно также Исаак подтвердил все старые преимущества пизанцам в 1192 г. и генуэзцам в 1193 г. Что касается отношений к болгарам, то в 1190 г. Исаак потерпел при Веррии тяжёлое поражение; Варна, Анхиал, Ниш и Средец были уступлены неприятелю. Зато ему удалось разбить в 1193 г. при Мораве гордого сербского князя Неманю. Но соединённые силы болгар, куманов и влахов нанесли ему чувствительное поражение в 1194 г. при Аркадиополе. К этому присоединилась угроза империи со стороны германского императора Генриха VI, который дал острое выражение своему справедливому возмущению византийской политикой со времени Мануила, и потребовал себе, как наследнику норманнских князей, Диррахий и Солунь. Исаак Ангел занятый планами организации нового болгарского похода, был 10 апреля 1195 г. свергнут и ослеплён своим собственным братом Алексеем III Ангелом (1195–1203 гг.). Перемена не была улучшением. Правда, вследствие смерти Саладина государство освободилось в 1193 г. от страшного врага; но Генрих VI занял тем более угрожающую позицию. Алексей довольно безрассудно сам бросил вызов венецианцам, медля в 1190 г. с подтверждением их привилегий: в этом было тем менее политического смысла, что только с их помощью он мог противостоять германо-норманнскому перевесу сил; к тому же достоинство дожа было возложено с 1193 г. на Энрико Дандоло, первостепенного политика, но человека, который ни в коем случае не был дружественно настроен по отношению к Византии, и которого не следовало раздражать. Византийский кабинет был, таким образом, снова вполне изолирован, когда осенью 1196 г. явились послы императора Генриха и предъявили испуганному императору самые унизительные требования. Чтобы избегнуть больших территориальных уступок, он должен был согласиться на платёж дани, и только первоначальное требование 5000 фунтов золота было уменьшено до 1500. Только смерть Генриха в 1197 г. освободила ромейский народ, к его великой радости, от «алеманнской подати».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

1167 См.: Ис. 39:6; ср.: 4 Цар. 20:12—17. 1168 См.: Иер. 9:23—24; ср.: 1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17. 1169 Ср.: Ис. 3:16—25. 1170 Для обозначения преисподней Тертуллиан использует название подземного царства в римской мифологии. В Септуагинте используется слово ςδης. 1171 См.: Ис. 5:14. 1172 См.: Ис. 5:15. 1173 Там же. 1174 См.: Ис. 10:33—34. Перевод согласно Септуагинте. 1175 Ср.: Лк. 6:24. 1176 См.: Пс. 62 61:11. 1177 Ср.: Лк. 6:25. 1178 См.: Пс. 49 48:17—18. 1179 См.: Пс. 62 61:11. 1180 См.: Ам. 6:4—6. 1181 Ср.: Лк. 6:25. 1182 Ср.: Лк. 6:26. 1183 См.: Иер. 17:5. 1184 Ср.: Мф. 23:37. 1185 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не касалось бы их Бога». 1186 1 См.: Лк. 6:27. 1187 См.: Ис. 65:13. 1188 См.: Лк. 6:27—28. 1189 См.: Ис. 66:5. Цитата по Септуагинте. 1190 Ср.: Исх. 21:24. 1191 Ср.: Лк. 6:29; Мф. 5:39—40. Et super tunicam pallio quoque cedi. Ср.: tunica propiorpalliost (­ pallioest) «рубашка ближе,чем плащ» (Plaut. Trin., 1154). 1192 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разумеется, Христос добавил бы». 1193 См.: Зах. 7:10. 1194 См.: Зах. 8:17. 1195 См.: Втор. 32:35; Рим. 12:19; Евр. 10:30. 1196 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и зуб за зуб, око за око». 1197 Qui non modo vicem, sed etiam ultionem, etiam recordationem et re-cogitationem injuriae prohibit. В переводе 1870 г.: «who forbids not only all reprisals, but even a revengeful thought or recollection of an injury». В переводе 1972 г.: «who forbids not only retaliation, not only vengeance, but even the remembrance and recollection of injury». 1198 Talio. 1199 Интерполяция, согласно Кройманну. 1200 Taliones. Конъектура Кройманна. В рукописи оба слова стоят в родительном падеже единственного числа. 1201 См.: Лк. 6:30. 1202 Другой возможный перевод: «чтобы никто не нуждался, во Второзаконии у тебя есть установленный для подающего образ Творца». 1203 Индикатив будущего времени. 1204 См:. Втор. 15:4. 1205 Конъюнктив настоящего времени. 1206 См.: Втор. 15:7—8. 1207 По мнению Кройманна, здесь пропущено слово со значением «исполнен».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Если так в области богословской догматики, то тем паче в области каноники должны господствовать свобода и уважение мнений. Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1893 год//Богословский вестник 1894. Т. 2. 6. С. 225–272 (3-я пагин.). —225— хождение к Богу, исполнение желания, разрешение от уз, сложение бремени; она не полагает предела жизни истинной, совершеннейшей, которая начата на земле. 1189 Поминающий здесь Бога выше смерти. 1190 Но полное озарение и просвещение Божеством возможно только после телесной смерти, вне тела, когда «Всевышняя Троица не сокрывается от ума, как связанного и рассеваемого чувствами». 1191 Посему «тамошнее блаженство есть совершеннейшее познание Отца, Сына и Св. Духа». 1192 Небесное царство «не иное что есть как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога», всецело сообщаемое Словом. 1193 «Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:23 )…, когда и мы, которые теперь, по своим движениям и страстям, или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, перестанем быть многим, но сделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себе всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к которому мы поспешаем». 1194 Ожидается изменение и самого мира в лучший, потому что «всё поспешает к единому». 1195 Из этого учения о будущей судьбе мира и человека ясны выводы по отношению к нравственным началам жизни. Отечество христианина – небесный, духовный Иерусалим. Но для достижения его требуется воспитание духа в добродетели путем борьбы с началом зла и порока, потому что к Богу может приближаться только тот, кто способен вместить Славу Божию. 1196 Для будущей жизни требуется одно лишь благочестие, облечение в нового человека. 1197 Потому то возвышенные христианские души «не знают любви страстной, но горят любовью божественною, бесстрастною; их наследие – Источник света, и еще здесь – Его озарения…, переселение к Богу ума предвосхищаемого, чистота и непрестанное очищение, как не знающих меры в восхождении и обожении». 1198 Для них всякое земное благо не более, как сно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п.»), чтобы доказать тезис esse est Deus (Бытие есть Бог) (Prol. In Op. prop., LW I, p. 168, n. 5). См. выше, прим. 600 к гл. 3, раздел 11 (Два уровня эссенциальности). 1192 Exp. in Ex., LW II, pp. 36–37, n. 30. См. выше, прим. 205 к гл. 2, раздел 9 (Unum et Omnia [Единое и всяческая]). 1194 Ibidem, n. 53. Ср. Exp. in Ex., LW II, p. 28, n. 21: «Etiam «quod factum est», quod esse habet et accipit... sine ipso esse utique est nihil» [«Даже «что начало быть», что обладает бытием и принимает бытие. Ведь без Него бытие – ничто»]. 1195 Serm. Lat. XLIX, 3, LW IV, p. 426, n. 511. Ср. Lib. parab. Gen., C, f o 29 va , ll. 52–53: «Formatio enim et factio non sunt proprie nisi ex ente aliquo, creatio vero proprie ex non ente est» [«Оформление и делание совершаются в собственном смысле из некоего сущего, а творение совершается в собственном смысле из не-сущего»]. 1197 Meister Eckeharts lateinische Schriften und die Grundanschauung seiner Lehre/Archiv für Literaturund Kirchengeschichte des Mittelalters, II (1886), SS. 490–491. 1199 Exp. in Ex., LW II, pp. 77–78, n. 74 (мы цитировали этот текст в прим. 300 к гл. 2, раздел 12 (Путь всепревосходящего единения)). 1200 De ente et essentia, V, 24 (ed. M.-D. Roland-Gosselin, pp. 37–38; ed. Perier, Opuscula philosophica, I, p. 43): «Nec oportet, si dicimus quod Deus est esse tantum, ut in illorum errorem incidamus qui dixerunt quod Deus est illud esse universale quo quaelibet res est formaliter» [«Говоря, что Бог есть чистое бытие, мы не должны впадать в заблуждение тех, кто утверждал, что Бог есть всеобщее бытие, через которое вещь существует как через форму»]. – См. выше, гл. 1, раздел 4 (Esse innominabile [Бытие неименуемое]). 1201 См. выше, прим. 225 к гл. 2, раздел 10 (Oppositio nihil mediatione entis (Противопоставление небытию посредством тварного бытия)). 1203 См. выше, гл. 2, раздел 10 (Oppositio nihil mediatione entis (Противопоставление небытию посредством тварного бытия)). Ср. два аспекта в Боге, daz aller gemeineste и daz aller eigentlicheste (наиболее общий и наиболее собственный), о которых идет речь в немецкой проповеди Quasi stella matutina, рассмотренной выше, на с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Затем, при суждении о смысле насильственного вмешательства светской власти в церковные дела необходимо иметь в виду, что она обычно действовала через соборы и была заинтересована отношением епископата к её намерениям и поступкам. Конечно, если бы князья наши сознавали, что власть в церкви принадлежит им, то им не было бы нужды обращаться к соборам для оправдания своих действий, в особенности тем из них, которые, как например, Грозный, в своей государственной деятельности не хотели, кажется, ни с чем считаться 1186 . И много было беды в том, что наши епископы, как и греческие архиереи, нередко оказывались малодушными, ставили временные выгоды выше правды, были потаковниками светской власти вместо того, чтобы указывать ей надлежащее место в отношении церкви. С другой стороны, в силу тесной связи между церковью и государством и представители церковной власти естественно должны были иметь близкое отношение к делам гражданским. Наше духовенство считало своим правом и обязанностью влиять на жизнь гражданскую и государственную, давать советы и наставления князьям. «Князь, – говорил м. Никифор, – мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается христианская кровь в земле русской» 1187 . «Я пастырь Христов, говорил Грозному м. Филипп, и вместе с тобой обязан иметь попечение о благочестии и мире всего православного христианства» 1188 . И эти право и обязанность признавались за духовной властью общим воззрением описываемого времени 1189 . История свидетельствует, что наша иерархия с самых первых пор и на протяжении всего описываемого времени имела весьма широкое влияние на гражданские и государственные дела. В древней Руси высшее духовенство присутствует в боярской думе 1190 , на вечах, на которых иногда председательствует 1191 , на земских соборах 1192 . При издании каких-либо важных распоряжений и законодательных актов князья испрашивают совета и благословения духовенства 1193 . Митрополит и епископы благословляли князей и посаждали их на престолах 1194 . Духовенство являлось почётными послами от народа для приглашения нового князя 1195 . Его приглашали в посредники при заключении договоров между князьями 1196 . Митрополит являлся судьёй в княжеских спорах 1197 . Духовенству принадлежало право печалования за опальных и угнетаемых 1198 . В удельно-вечевой период духовная власть являлась нравственной силой, сдерживавшая княжеские междоусобия 1199 . Она заботилась об охранении независимости русской земли и свержении татарского ига 1200 . В период собирания Руси она являлась деятельной помощницей князей, действуя убеждением и отлучением на непокорных 1201 . И её весьма часто слушались.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1194 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году. – С. 64–65; Суров Е. Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып. 3. – С. 129–130; Бармина Н. И. Мозаика Западной базилики//АДСВ. – Свердловск, 1965. – Вып.З. – С. 169–170, рис. 2. 1195 Суров Е. Г. Отчет о раскопках в северо-западной части Херсонесского городища в 1963 году/Отчет о раскопках объединенной Херсонесской археологической экспедиции Херсонесского историко-археологического гос. музея и Уральского гос. Университета им. А. М. Горького//Архив НЗХТ. – Д. 1138. – Л. 162–163, 213–214. 1197 Отрезок этой улицы напротив водохранилища был вскрыт во время раскопок Л. В. Седиковой в 2001 г. (Artur P., Sedikova L. Chersonesos: Excavations in the Ancient City//The Study of Ancient Territories Chersonesos and Metaponto. 2001 Annual Report Institure of Classical Archaeology. The University of Texas. – Austin, 2001. – P. 13). 1200 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 655; Ковалевская Л. А., Седикова Л. В. К вопросу о водоснабжении Херсонеса в позднеантичную эпоху//МАИЭТ. 2005. Вып. 11. С. 76–77, рис. 3; Artur Р., Sedikova L. Chersonesos: Excavations in the Ancient City. – P. 10. 1201 Leonis Imperatoris Tactica, sive de re militari liber (Ta en polemois taktika)//PG. – 1863. – T. 107. – P. 904 A, 5–9, 14–16 (XV, 62; 65). 1202 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J. Haury. – Lipsiae, 1913. – Vol. 3. Pars 2: VI libri de aedificiis – II. 10. 22, II. 11. 4, IV. 10. 21, V. 4. 17, V. 5. 7, VI. 6. 16, p.241, 254, 302, 318 1205 Извлечение из отчета о раскопках, произведенных в Херсонесе в 1898 г. К. К. Косцюшко-Валюжиничем//ОАК за 1898 год. – СПб., 1901. – С. 116, стена И. 1206 Косцюшко-Валюжинич Д. Н. О результатах раскопок последнего времени в Херсонесе//ИТУАК. – 1911. – 45. – С. 61–62. 1207 Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1888 г.//ОАК за 1888 год. – СПб., 1891. – С. 113–119; Отчет за 1898 год//Архив НЗХТ. – Д. 7. – Л. 10–12 (работы в этом месте были вновь вызваны потребностями Военного ведомства, собиравшегося воздвигнуть караульный дом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я клялся (кровью), которая текла вокруг Аудза, и святыми камнями, поставленными у Сайра». Ибн Гишам 1192 указывает на огромные камни, чтимые коленом Бяну-Милкан. Максим Тирский во II веке говорит обо всех вообще арабах, как о поклоняющихся четырехугольному камню: 1193 ρβιοι σβουσι μν, ντινα δ οκ οδα. τ δ γαλμα εδον λθος ν τετργωνος. «Арабы покланяются безобразным предметам и всякому предмету, имеющему вид четырёхугольного камня». Даже в настоящее время еще сохранились у арабов по местам предания о разных камнях, утесах, скалах, считавшихся в древней языческой религии арабов божествами и бывших предметами поклонения. Так Пальгрэв 1194 указывает стоящие в виде круга камни Джебель-Шомер и Кассима, которые, по местному преданию, были в древности божествами арабов-язычников. Камни, чествовавшиеся арабами, назывались от единственного Таковы были в Мекке, камни, стоявшие вокруг Каабы. В виду такого обоготворения подобных камней, они в Коране называются гнусным предметом – «делом сатаны». 1195 Марасид в объяснение слова говорит: «Они суть идолы, поставленные для почитания, и камни, положенные для совершения на них заклания жертв идолам 1196 ». Эти идольские намни стоявшие около Каабы при начале ислама, были убраны как остатки идолопоклонства. Впрочем, скоро, лишь только утих несколько первый пыл ислама и несколько утратилось их идолопоклонническое значение, они снова были поставлены на прежнее место, уже с дозволения Омара. 1197 Кроме этих священных камней около Каабы, их было огромное множество повсюду, так что почти каждый араб имел пред своим жилищем подобный святой камень, на котором, а отчасти и в честь которого, он приносил и жертву животных 1198 . Фирузабади говорит о что это все, что они почитают за Бога, есть идол, статуя, но также замечает, что были камни, положенные около Каабы, на которых приносили жертвы богам 1199 . По словам Сафиуддина, приведенным у Покока 1200 , означает истуканов, поставленных для почитания, также камни, которые арабы поставляли, чтобы на них закалать жертвы идолам. Кроме жертвоприношений на этих камнях и обагрения их кровью, что предполагает их чествование как идолов, кроме этих выражений почитания к камням в виду их священного характера, пред подобными камнями произносились торжественные клятвы арабами, как пред образами богов. По свидетельству Геродота 1201 , арабы клялись пред этими камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

(4) Боюсь, как бы не показалось, что я не прошу, а принуждаю, если к его просьбам присоединю мои; я присоединю их тем полнее и непринужденнее, чем резче и строже я его выбранил, решительно пригрозив, что впредь никогда больше за него просить не стану. Так сказал я ему: его следовало устрашить; тебе же я скажу другое: возможно, что я и во второй раз буду просить тебя и во второй раз добьюсь твоего согласия, лишь бы по такому поводу, чтобы мне приличествовало просить, а тебе выполнить просьбу. Будь здоров. 22 Плиний Северу 1190 привет. (1) Большое беспокойство причинило мне по многим и весьма основательным причинам недомогание Пассенна Павла 1191 . Это прекрасный, честнейший, очень любящий меня человек; кроме того, в литературе он соперничает с древними; подражает им, воспроизводит их и прежде всего Проперция 1192 , от которого он ведет свой род; он подлинный его потомок и больше всего похож на него в том, в чем тот особенно отличался. (2) Если ты возьмешь в руки его элегию, ты прочтешь произведение отделанное, нежное, приятное, действительно написанное в доме Проперция. Недавно он обратился к лирическим стихотворениям, в которых он уподобляется Горацию 1193 так же, как в элегиях Проперцию: можно подумать, что он родня и ему, если в литературе имеет какое-нибудь значение кровное родство. Большое разнообразие, большая подвижность: он любит, как истинно любящий, скорбит, как безудержно скорбящий, хвалит, как благосклоннейший человек, шутит, как самый тонкий шутник. Целое у него настолько же закончено, как и отдельные подробности. (3) За этого друга, за этот талант я болел душой не менее, чем он телом, и, наконец, вновь обрел его, обрел себя. Поздравь меня, поздравь также самое литературу, которую нависшая над ним угроза подвергала опасности столь же великой, сколь великой славы она достигнет от его выздоровления. Будь здоров. 23 Плиний Максиму 1194 привет. (1) Когда я произносил свои речи, часто случалось, что центумвиры 1195 , долго державшиеся в рамках судейской важности и серьезности, все внезапно, как бы побежденные и вынужденные, вставали и выражали мне свою похвалу. (2) Часто я уходил из сената прославленный так, как только мог пожелать, но никогда я не получал большего удовольствия, чем недавно от разговора с Корнелием Тацитом. Он рассказывал, что во время последних цирковых игр рядом с ним сидел какой-то римский всадник 1196 . После разнообразной ученой беседы всадник спросил его: «Ты италик или провинциал?» «Ты меня знаешь, – ответил тот, – и притом по моим литературным работам». (3) Тот спросил: «Ты Тацит или Плиний?» 1197 . Не могу выразить, как мне приятно, что наши имена связывают с литературой, как собственность не нашу, людскую, а литературную, и что каждый из нас известен по занятиям своим даже тем, кому лично он не известен.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В предупреждение пропаганды со стороны раскола, которая не могла простираться даже на иноверцев, 1186 и в видах сближения его с православием было предпринято не мало особых мер; напр. у раскольников отбирались обнаруживаемые каким-либо образом – нарочитые обыски устранялись – печатные и письменные книги, 1187 с тем, чтобы совсем не возвращать владельцам те из них, в коих, по заключению духовного начальства, окажется что-либо противное православию; 1188 преследовалось, как преступление совращения в раскол, заключение брака православных с раскольниками, в раскольнических часовнях; 1189 напротив, дозволено было венчать раскольников в православных и единоверческих храмах, не требуя от брачующихся предварительного присоединения к Церкви; 1190 при выборах на должности раскольники приводились к присяге в православных церквах, 1191 как и к присяге очистительной; 1192 не возбранялось погребать состоявших в расколе лиц на православном отделении кладбища, с отпеванием священническим, в предположении, что умерший раскаялся в своем заблуждении, или, если родственники его будут о том просить; 1193 тем более дозволялось православным священникам крестить детей раскольников, по приглашению родителей, 1194 с внушением последним воспитывать таких детей в православии, 1195 для раскольников же округов военного поселения 1196 и некоторых других мест 1197 крещение детей в церкви было обязательно, при чем крещенные таким образом уже не считались раскольниками; в качестве публичного оказательства раскола было воспрещено допускать в заведения Приказов Общественного Призрения и в тюремные замки раскольнических наставников для явного исправления треб, 1198 пение и употребление особенных одежд (напр. мантия, клобук) при сопровождении тела на кладбище; 1199 в случае отступления от православия в раскол «лица, имеющего во владении крепостных людей», оно лишалось права жить в своих поместьях с православным населением, поместье же поступало в опеку; 1200 если отец чинил притеснение сыну за его переход в православие, последний был отделяем от семейства своего отца, с оказанием отделяемому всякой «защиты» со стороны власти. 1201

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Преемники папы Александра III (за 10 лет - 5 пап) были дряхлыми и слабыми и не могли осуществлять политику своих предшественников. Среди них, пожалуй, лишь Климент III (1187-1191) заслуживает упоминания; будучи коренным римским аристократом, он добился того, что город вновь признал главенство папы. Договор между римским Сенатом и папой, заключенный в 1188 году, позволил папам снова занимать престол в Риме. А в соответствии с договором, подписанным с Фридрихом в 1189 году, император подтверждал суверенитет папы над Церковным государством, за исключением наследных земель маркграфини Матильды. Пока папы и императоры были заняты борьбой между собой и за Сицилию, турки завоевали большую часть Святой земли. В ответ на сокрушительное поражение войск крестоносцев в Палестине в 1187 году по призыву Климента III французский король Филипп, английский престолонаследник герцог Ричард и уже постаревший император Фридрих Барбаросса организовали III крестовый поход (1189-1190). Переживший множество сражений, Фридрих Барбаросса утонул в Малой Азии во время переправы через реку Салеф. С гибелью предводителя была решена и судьба похода. После этого последнего большого рыцарского крестового похода достаточно серьезных военных походов в Палестину уже не осуществлялось. Значение этих войн не в их продолжительности и не в завоеваниях, а в том, что в результате их христианская культура вошла в соприкосновение с духовной и материальной культурой арабского Востока, и, как позже оказалось, Восток вновь благотворно повлиял на Европу. Крестоносцы, совершавшие походы в Палестину, стали относиться к Востоку скорее с восхищением, чем с враждебностью. Культура и роскошь Византии вызывали у проходивших через нее рыцарских войск чувство изумления и зависти. После неординарной смерти последнего рыцаря-императора Фридриха Барбароссы на германский престол вступил его сын Генрих VI (1190-1197), которого в 1191 году папа Целестин III (1191-1198) короновал императором. В 1194 году Генрих занял также и сицилийский трон и объединил Сицилию с империей. Таким образом, он стал государем всей Италии, за исключением Папского государства. Генрих переместил центр империи на юг, в Сицилию. Для него Германия приобрела второстепенное значение. Смерть настигла его в молодом возрасте, не дав осуществить задуманный им план создания мировой империи с центром в районе Средиземноморья. Однако тем самым не был решен, а лишь отодвинут почти на два десятилетия вопрос об окончательном сведении счетов между папой и императорской властью, переместившейся в Италию.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010