Молиться можно и дома? Домашняя молитва отличается от молитвы общей, соборной. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», — так учил Господь. Если Он пребывает среди двоих или троих, то там, где десятки и сотни людей собраны во имя Его и молятся вместе, — Он несомненно должен присутствовать, и такая молитва имеет огромную силу. Пребывая в храме, нужно понимать, что здесь происходит нечто очень важное, нужно заботиться о сохранении в своей душе благоговения. Иногда привычка убивает благоговение, приходит бесстрашие и ослабевает ощущение святости места. Это ведет к охлаждению веры и равнодушию к церковным таинствам. «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:15,16 ) Эта так называемая «теплохладность», отсутствие горячей веры и истинной любви свойственна многим. Таковы сегодня и отношения между людьми — в семье между супругами, между родителями и детьми. Холод в душе становится привычным, и так постепенно проходит вся жизнь. Но не такой жизни ждет от нас Господь, не для того человеку дается жизнь, чтобы он провел ее в погоне за материальными благами, получив которые душа все равно не насытится, потому что она создана для более высокой цели. Духовная лень обычно и есть причина того, что человек не идет в храм. Те, кто считают, что молиться можно и дома, обычно не молятся вообще. Телевизор сегодня для многих заглушает духовную потребность совершенствования живой души, общения с Богом. Духовный опыт Примеры горячей веры, истинной любви и действенной молитвы дают православному человеку жития святых, которых в истории церкви было немало и которые, как светильники, освещают его путь. Тысячи случаев исцелений и помощи в духовных нуждах зафиксированы и описаны в православной литературе. Сейчас эти книги доступны, в каждом храме достаточно просветительской литературы для читателей разной подготовки, людей любого возраста и образования. Человек, получивший блестящее образование, в духовном смысле может быть ребенком. И наоборот, не слишком образованный человек может быть духовно мудрым, и даже прозорливым (как, например, святые старцы). Вот почему христиане, посещающие храм, имеют своего духовного наставника. Человеку, неопытному в духовной сфере, необходимы именно духовные советы. Верующему таинственным образом открывается, что только за одно послушание своему духовному отцу Бог являет человеку свою милость.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Мы, православные, имеем в Церкви полноту истины Христовой, все освящающие таинства, всё духовное богатство даров Святого Духа. Надо ежедневно благодарить Бога за то, что удостоил нас быть членами Его Церкви. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», – утешает христиан апостол Петр ( 1Пет 2:9 ). Постараемся же в своей жизни оправдать такое высокое звание! Гора Господня «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям» ( Ис. 2:3 ). Как чада благодатного Царства Божия, мы с детства научены верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Однако, наверно, не многие из нас знают, что эти драгоценные свойства Церкви еще задолго до начала христианской эры были раскрыты и объяснены ветхозаветными пророками. Когда на богослужениях мы слышим слова: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския»... «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ... Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа» и другие им подобные, то мы знаем, что здесь речь идет не о возвеличении еврейской нации, но о славе Церкви , к который мы принадлежим. Хотя некоторые все же недоумевают: почему имена «Сион», «Иерусалим», «Израиль» и им подобные ветхозаветные названия не заменить словом « Церковь »? Причина сохранения этих древних имен в наших богослужениях заключается в том, что они с древнейших времен стали дорогими и священными символами Царства Божия среди людей. Эти символы, как увидим, раскрывают нам таинственную природу Церкви Христовой и одновременно образно рисуют ее предстоящую славу. Задолго до христианства ветхозаветные пророки подготовляли духовную почву, закладывали религиозный фундамент Царства Божия среди людей. В то далекое время, когда другие народы еще обоготворяли разные предметы и силы природы, еврейский народ почитал истинного Бога. Город Иерусалим и Храм Божий, воздвигнутые на горе Сион, со времен царей Давида и Соломона стали единственным местом на земле, где прославлялось имя Творца неба и земли. Если не всегда фактически, то во всяком случае по призванию, ветхозаветный Храм, город Иерусалим и гора Сион были священными местами. Здесь, по предсказаниям, должен был явить Себя Мессия – Спаситель человечества; здесь должно было совершиться искупление людей, сошествие Святого Духа и начаться Царство Божие. Израильтяне же были призваны первыми влиться в Царство Божие, и многие из них действительно стали первыми христианами и первыми святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Подобно учат и святые отцы Церкви. Например, блаженный Иероним Стридонский в Толковании на Евангелие от Матфея, где рассказывается об изгнании торгующих из храма, учит: " Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников. В самом деле, разбойник - тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл. А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте " . Истинным пастырем движет любовь к ближнему и ответственность перед Богом за души вверенных ему словесных овец. Ко всякому служению своему он должен приступать покаянно, со страхом и благоговением, с осознанием своего недостоинства и величия Того, к кому обращается. Мирянин же приходит к пастырю как чадо, а не как " заказчик молитвы " . Иначе он уже не рассматривает пресвитера ни как отца, ни как наставника, ведущего к Богу. При таком подходе священник для него не молится, а просто исполняет предписанный в требнике ритуал, подобно языческому жрецу, за который получает по прейскуранту. Явная нравственная ущербность торговых отношений между клириком и мирянином очевидна и лишает их благодатного содержания, ибо Господь гнушается торгующих в храме. Идеалом христианского общества является первохристианская община, в которой было все общее, и всем давалось потребное для жизни, независимо от их вклада в общее достояние. Важность чистоты этого принципа изначально было засвидетельствовано быстрой гибелью несчастных Анании и Сапфиры, привлеченных славой, радостью и красотой жизни первохристиан, но не решившихся полностью лишиться своей собственности. В дальнейшем принцип выделения содержания каждому по его потребности Церковь старалась максимально сохранить в чистоте и святости. Уже в первой общине христиан были назначены специальные благочестивые люди - семь диаконов - для несения обязанности честного распределения потребных материальных благ. И далее в церковных общинах всегда сохранялась бескорыстная благотворительность, как одна из форм христианского благочестия. Апостол Иаков пишет в Соборном Послании: " Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира " (Иак. 1:27).

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/03/...

Поэтому, сотворением Адама процесс формирования человека не окончился, скорее, он только начался. Косвенно это подтверждает Книга Бытия, ибо сказав о повелении Господнем: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” ( Быт.1:27 ), далее повествует: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” ( Быт.1:27 ). Таким образом, Господь умалчивает о сотворении “по подобию”, указывая этим, что возрастание человека еще не закончено. Более четко об этом говорит св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ); «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Можно также вспомнить блж. Августина, который говорил, что Адам находился в состоянии, которое выражается формулой «могу не грешить», и ему предстояло достигнуть состояния «не могу грешить». Итак, совершенствование человека не завершено, и окончится только после Всеобщего Воскресения. Чем же был несовершенен новосотворенный Адам и чего ему недоставало? Как храм Божий он обладал всей совокупностью совершенства, но этот храм еще не был заполнен Тем, для кого он был предназначен. То есть Адам еще не имел Бога в себе, или, другими словами – не имел в себе совершенной любви. Этот вывод может показаться весьма смелым, но на это указывает первый, несданный Адамом, экзамен любви – нарушение первой заповеди. То, что Адам не имел в себе любви к Богу и любви к ближнему (Еве) подтверждается также его ответом Богу после грехопадения: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). То есть Адам предпочел обвинить своего ближнего и даже самого Бога в своем проступке, а не самого себя. Нельзя не согласиться с тем, что Адам имел в себе некоторое несовершенство, иначе бы не произошло грехопадение. В первом соборном послании св. апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин.3:6 ), и еще далее: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Человеку еще только предстояло познать Бога или познать любовь, впустить любовь в себя, возрастить ее в себе. Поэтому вся история взаимоотношений между Богом и человеком, изложенная в Св. Писании, есть история богопознания, или история познания человеком любви, или история научения человека любви.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

10), и даже призывает «сносить немощи бессильных... угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал...» (Рим 15. 1-3). Однако из среды грешников он выделяет людей лукавых, пытающихся войти к христианам в доверие, притворно выдавая себя при этом за их братьев. С ними апостол рекомендует «не сообщаться» и «даже… не есть вместе» (1 Кор 5. 9-11). Ап. Павел неоднократно перечисляет Г., повинные в к-рых «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-11; Рим 1. 29-31; Гал 5. 19-21; Кол 3. 5-8; Еф 5. 3-5; 1 Тим 1. 9-10; и др.). При этом он обращает особое внимание не только на духовную, но и на телесную чистоту. Призывает не злоупотреблять вином, «от которого бывает распутство» (Еф 5. 18); избегать блуда, в к-ром «блудник грешит против собственного тела», становясь «одним телом» с блудницей; соблюдать телесную непорочность, потому что «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор 6. 15-19). Греховная жизнь, согласно Соборным Посланиям, не преодолевается одними лишь декларативными заявлениями человека о его вере в существование Бога (ср.: Иак 2. 26) или о его любви к Богу (ср.: 1 Ин 4. 20). Авторы Посланий предостерегают: вера может оказаться «мертвой» и бесовской (Иак 2. 17, 19), а любовь - лишь «словом» (1 Ин 3. 18), за к-рым ничего не стоит. Они призывают христиан занять активную жизненную позицию, к-рая проявляется в соблюдении всего того, что заповедал им Христос (1 Ин 2. 3). «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2. 4). Вера обнаруживает себя в добрых делах (Иак 2. 14-26), а любовь к Богу - в любви к окружающим (1 Ин 4. 20-21). Любить же «словом или языком», а не «делом и истиною» (1 Ин 3. 18) - значит не иметь в себе Бога (ср.: 1 Ин 4. 12). Любое слово, не подкрепленное делом,- слово «гнилое» (ср.: Еф 4. 29). Осознавая важность слова в жизни христианина, ап. Иаков посвящает ему целую главу. Он отмечает, что Г., совершаемые посредством слова, не следует считать незначительными.

http://pravenc.ru/text/166453.html

13. Вернулся тогда из плена и юноша Василий. Пленен он был при императоре Льве и Михаиле Аморийце 1010 , а вернулся при императоре Феофиле, когда ему было 25 лет 1011 . Возвратившись же в свою землю, он поступил на службу к стратигу Македонии по прозвищу Цандз, но, не получив от него никакой платы, пришел в Город, к Золотым воротам. Войдя, он, уставший от путешествия (а было воскресенье, и солнце клонилось к закату), прилег в галерее Святого Диомида, ведь тогда эта церковь была соборной 1012 , и был в ней пономарь по имени Николай. 14. В эту ночь божественный голос позвал пономаря: «Встань, введи в храм императора». Тот, поднявшись, не нашел никого, кроме этого самого Василия, лежащего как нищий, и, вернувшись, упал на свою постель. И вот снова второй раз пришел к нему такой же голос. Он, выйдя, осмотревшись и никого не найдя, вернулся, закрыл ворота и лег. И тотчас некто ткнул его мечом в бок со словами: «Это и есть император!» Тогда, быстро выйдя в трепете и найдя Василия с сумой и посохом, он ввел его внутрь церкви. На второй день, отправившись с ним в баню, он переодел его и, придя в церковь , устроил братотворение, и они радовались друг с другом. 15. А у этого Николая был брат врач, который служил у Феофилицы. Придя по случаю к своему брату, врач увидел Василия и, поразившись его росту и отваге, спросил брата, откуда он. А тот рассказал ему обо всём и попросил хранить тайну. Когда врач сидел за столом с Феофилицей, и тот рассуждал про себя: «Не могу я найти подходящего человека для своих коней», врач встал и сказал своему господину об отваге Василия и то, что «он такой, какого ты желаешь и ищешь». Тогда тот, послав, быстро призвал его. И вот, увидев, что у него кудри и большая голова, он прозвал его Кефала 1013 и поручил ему ухаживать за своими конями. Таким вот образом, как было сказано, по этой самой причине он и передал его императору Михаилу. Досюда о возрастании Василия. 16. Император же, введя Василия, сказал своей матери с радостью: «Ступай, посмотри, мать, какого молодца я нынче заполучил». Она же, выйдя и увидев его, повернулась и сказала своему сыну: «Это, сын мой, тот, кому предстоит уничтожить наш род». Но он нисколько не поверил своей матери, сказавшей такое, и даже не стал слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15: 7–11). Решение по обсуждавшейся теме предложено было предстоятелем Иерусалимской общины Иаковом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15: 19–20). Слова эти прозвучали особенно веско потому, что Иаков пользовался уважением даже со стороны иудеев, не уверовавших во Христа, за неукоснительную строгость, с которой сам он соблюдал закон. Христианский писатель II века Егезипп, записки которого цитирует Евсевий Кесарийский, писал о нем: «Он был свят от чрева матери; не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не умащался елеем и не ходил в баню. Ему одному было дозволено входить во Святая святых; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он входил в храм один, и его находили стоящим на коленях и молящимся о прощении всего народа; колени его стали мозолистыми, словно у верблюда, потому что он всегда молился на коленях и просил прощения народу. За свою великую праведность он был прозван Праведным». Иерусалимский Собор в основу своего послания к «находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» (Деян. 15: 23) положил совет Иакова Праведного: «Угодно Святому Духу и нам (эти слова стали формулой, с которой начинались впоследствии соборные определения. – п. В.Ц.) не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15: 28–29). Так устранено было препятствие, затруднявшее вхождение в Церковь обращающимся из язычества. Судя по адресату послания Иерусалимского Собора, отмена обязательности ритуальных предписаний Ветхого Завета не распространялась на христиан из иудеев. С них «бремя закона» снято было уже после разрушения храма и прекращения жертвоприношений. Упорствовавшие и после этого в соблюдении обрядовых предписаний, включая обрезание, отделились от Церкви, составив иудеохристианские общины евионитов и назореев.

http://pravoslavie.ru/34553.html

5) В 5-м видении (9, 1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить (Вефильский) храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю.., взошли на небо.., скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения благочестивого «остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой 9, 11–12. 9, 11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее„ как в дни древние, чтоби они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое – говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники – соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя – потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал св. ап. Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме (в 49-м году по Р.Хр.) при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян. 15 гл.). Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др.). Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждений взял слово председательствующий на соборе св. ап. Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, ап. Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян. 15, 13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

5) В пятом видении (9:1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить Вефильский храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю… взошли на небо... скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения «благочестивого остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой. Стихи 9:11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 году при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян.15 гл.) Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др. Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждении взял слово председательствующий на собора апостол Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, апостол Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян.15:13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

6:16); но когда взят был Иродом и посажен в темницу (Деян. 12:6), не соборные ли молитвы Церкви избавили его из рук Иродовых? Об этом молится и Давид, говоря: " Одного просил я у Господа, того только ищу, чтоб пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его " (Пс. 26:4). Об этом и сам Господь сказал: " Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их " (Мф. 18:20). Если в собрании двух или трех, то тем более Он там, где собрание столь велико, что в нем сходится более ста братии. Там присутствует Бог наш, внимающий призывающим Его, как в святом Печерском монастыре. Там, на церковном огне, готовится и благословенный обед братии, и - Бог свидетель мне в том, - что я, грешный епископ Симон, не прикоснулся бы ни к какому другому блюду, только бы к укруху хлеба и сочива, приготовленного для той святой братии. И ты, брат, остерегайся сегодня хвалить предложенное на трапезе, а на завтра роптать на варившего и пекшего пищу брата, потому что этим ты оказываешь неприятность начальнику монастыря и будешь причтен к тем, о которых написано в Отечнике, что они одному прозорливому старцу, когда роптали на предложенную пищу, казались ядущими мотыла. Так как хулящий губит себя, ты, когда ешь или пьешь, всегда за все благодари Бога, повинуясь апостольскому изречению: " Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию " (1 Кор. 10:31). Терпи, брат, и досаждение, ибо " претерпевший до конца, - сказал Господь, - спасется " (Мф. 10:22), и такой спасется без труда. Поэтому если случится тебе быть оклеветанным кем, и кто-нибудь, придя к тебе, расскажет, что тот брат нехорошо говорил о тебе, ты скажи ему: " Если он и укорил меня - он мне брат, а я достоин того; и он делает это не сам собой, но враг диавол подстрекнул его к тому, чтоб произвести вражду между нами. Господь же да отгонит лукавого и да помилует брата! " Возразишь, что другой укоряет тебя пред всеми в лицо - не скорби и об этом и не допускай себя быстро до гнева, но, упав, поклонись брату до земли со словами: " Прости мне, брат, я оскорбил тебя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010