25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с проведением Рождественских чтений в городе Москве, которые всегда начинаются общей молитвой в этом соборном храме. Иногда недоброжелатели обращают некий упрек в адрес Церкви Православной — чаще не в наш адрес, а в адрес иных Поместных Православных Церквей — ввиду невозможности для мирян участвовать в жизни Церкви. Может быть, где-то этот упрек соответствует реальности, я знаю такие примеры; но этот упрек не по адресу, если он обращен к Русской Церкви. Ведь Русская Церковь — единственная из всех Поместных Православных Церквей, которая не просто вовлекла мирян в активную жизнь на всех уровнях — приходском, епархиальном, общецерковном, — но также дает возможность выслушать голоса мирян, когда многие из них собираются в Москве на Рождественские чтения. Действительно, в каком-то смысле это собор мирян, и многие из замечательных мыслей, которые здесь высказываются, затем находят отражение в реальной церковной жизни. Когда мы начинали эту практику проведения широкомасштабных Рождественских чтений, были голоса, которые предупреждали, что всякое может произойти: некие оппозиционные настроения получат площадку в рамках Рождественских чтений, и это принесет урон Церкви. Но я был убежден, что все зависит от целеполагания. Если человек с чистым сердцем, с хорошими мыслями приезжает в Москву, чтобы вместе со своими братьями и сестрами, вместе с епископатом и духовенством, вместе с Патриархом поразмышлять о жизни Церкви; если ему есть, что сказать, чтобы содействовать укреплению нашей веры, улучшению нашей работы, возрастанию веры православной в сердцах людей. Ведь наша общая работа направлена на то, чтобы молодежь и дети просвещались светом Христовой истины, чтобы у Церкви был диалог с разными секторами общественной жизни, чтобы при активном участии Церкви принимались решения в связи с событиями, происходящими в обществе и стране.

http://pravoslavie.ru/150645.html

31. Какие обязанности вытекают для христиан из того, что церковь есть единая святая, соборная и апостольская? Во первых, что вытекает для жизни нашей по вере в церковь из того, что церковь есть едина? Единство церкви налагает на нас обязанность «блюсти единение духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 ), со всеми принадлежащими к церкви, и вместе долг – самим нам неизменно принадлежать к той же церкви, дабы и жить всегда и умереть в ее недрах... «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, – как хочется тебе, чтобы похоронили тебя» (т. е. с православными, или с неправославными)? Так спросил Ангел одного старца-подвижника, который, по слепой простоте в делах веры, без разбора приобщался, где только открывался случай. Когда вопрошенный старец пришел к другому старцу и передал ему, что слышал от Ангела, – последний старец внушил ему нигде не приобщаться вне святой, соборной и апостольской церкви, и Ангелу отвечать, что желает быть похороненным подобно инокам иерусалимским, которые были истинно православные. Ангел, выслушав такой ответ от вразумленного старца, одобрил его и старец тотчас скончался. Все это сделано было с тою целью, чтобы старец не погубил трудов своих и не был осужден с грешниками. Так заключает рассказ об этом писатель «Духовного луга» (гл. 176). Во вторых, что для нравственности нашей вытекает из того, что церковь Христова есть святая? «То, – как говорит св. Димитрий Ростовский , – что, кроме церкви святыни негде взять, а следовательно, чтобы, нам соделатся святыми, как свят Отец наш Небесный, надобно быть в сыновнем страхе и послушании у св. Матери нашей – церкви, исполняя все ее заповеди». Заповедей церковных, наиболее важных, девять (Прав. исп. ч. I, вопр. 62, 95). Первая заповедь предписывает каждому православному христианину молиться Богу и исполнять относящиеся до богослужения уставы во все воскресные и праздничные дни. (Есть соборное правило, отлучающее от церкви того, кто и три недели без уважительных причин не присутствует при богослужении). Вторая церковная заповедь повелевает соблюдать посты, определенные церковию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

I. О Церкви Христовой Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую апостольскою, как сказано в Символе веры , называются внутри своего общества: Избранными: Пётр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным ( 1Пет.1:1 ). Христианами: «Целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян.11:26 ). Следовательно, напрасно присваивают себе упоминаемые здесь наименования те общины и отдельные лица, которые не входят в состав соборной и апостольской Церкви, утверждённой на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Церковь Христова называется Соборной или, что тоже, Кафолической или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времён и народов: «Где нет ни Еллина, ни Иудея, – ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всём Христос ( Кол.3:11 ). И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ богослужения, единство Божие, единство исповедания Иисуса Христа: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Единство способа оправдания, единство упования: «И Он (Иисус Христос) повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:42–43 ). Церковь Христова не есть какое-либо учреждение новое, неожиданно появившееся (как, например, появляются разные сектантские «евангелические», «баптистические» и т.п. общины, с противоборствующим Православной Церкви учением), но вечное, предопределённое свыше, при этом она полна и законна ( Еф.2:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас» Фоторепортаж с праздника в Троице-Сергиевой Лавре Владимир Саяпин   06:41 19.07.2023 411 Фото: Фото автора В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре большой праздник, чтим основателя лавры игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. 18 июля – обретения честных мощей преподобного Сергия. В его обитель съехались паломники со всей Руси, немало людей пришли крестными ходами. Собрались все архиереи, у них намечается совещание. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию на Соборной площади Лавры. Торжественное богослужение совершалось перед чтимой иконой преподобного Сергия. Для праздничных всенощного бдения и Божественной литургии на Соборной площади был устроен помост, а перед Успенским собором Лавры — престол под сенью.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/pr...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99679.html 12 февраля 2013 Протоиерей Владислав Цыпин Как работает соборный разум Источник:  http://pravoslavie.ru/Православие.ру Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Протоиерей Владислав Цыпин Протоиерей Владислав Цыпин – За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? – Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее положения о митрополиях). Митрополии – это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей.

http://religare.ru/2_99679_1_21.html

Астрахань. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1647 и 1708. 1742 придел - Трёх Святителей, 1841 - аварийное обрушение. Год утраты:1865 (разобран из-за невозможности богослужений) Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Володарского Координаты: 46.350885, 48.04072 Проезд:Церковное место находится на территории сквера Филармонии Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский - второй (после Троицкого в Кремле) построенный в Астрахани мужской монастырь. Основан во второй половине XVI века в северной части Белого города (тогда ещё острога) и первоначально назывался «Спасский, что в остроге». Причиною его основания послужили такие события. Осенью 1569 года соединённая армия турок и крымских татар осадила Астрахань. Превосходство сил противника над малочисленным астраханским гарнизоном было так велико, что осаждённым приходилось надеяться только на помощь Божию. И, действительно, только чудом можно было назвать последующие события: турецкая армия неожиданно оставила свой лагерь и поспешно, будто гонимая невидимым и страшным противником, обратилась в бегство. В ознаменование этой славной победы царь Иоанн Грозный повелел построить в Астрахани монастырь в честь Преображения Господня. Но по различным причинам строительство этого монастыря откладывалось, и только в 90-х годах XVI века после приезда в Астрахань нового игумена Троицкого монастыря Феодосия дело это сдвинулось с мёртвой точки. Игумен Феодосий был наделён широкими полномочиями, особенно в церковном строительстве. Им было выбрано место для монастыря близ реки Кутумовы, на берегу которой постоянно шла бойкая торговля различными товарами, и поставлен был человек из его келейных монахов – чёрный священник Иосиф – для обустройства обители. В 1597 году Иосиф, уже возведённый в сан игумена, начал строить в монастыре деревянный соборный храм в честь Преображения Господня, для чего он занял 300 рублей. Им же была поставлена деревянная ограда и братские келии. В 1604 году новопостроенный соборный монастырский храм был освящён Астраханским епископом Феодосием.

http://sobory.ru/article/?object=41500

Беседу начал миссионер о. Казанский, чтением соборного свитка (по книге деяний Московских соборов 1666 и 1667 г.). Прочитав в цельности соборный свиток или предел освященного собора, миссионер сказал: из самого соборного деяния ясно усматривается, что Московский собор 1667 года имеет тесную и неразрывную связь с собором 1666 года и первый из них служит завершением последнего. Как тот, так и другой были собраны по одному и тому же поводу – на непокорных суесловцев, противившихся принятию новоисправленных богослужебных книг, и с одною и тою же целью – положить предел распространению и усилению появившегося в недрах русской церкви многомятежного раскола. Собор 1666 года, в своих определениях касался главным образом тех семи пунктов, которые служили и доныне служат камнем претыкания для глаголемых старообрядцев, именно собор одобрил новоисправленные книги, предписал читать 8 член Символа веры без прилога истиннаго, произносить аллилуию трижды, употреблять на просфорах печать с изображением четырехконечнаго креста, молиться троеперстно, благословлять именословно, молитву Иисусову в общем богослужении произносить: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Тех же самых пунктов касался и собор 1667 года, и постановил по оным такое же решение, еще более усилив последнее положением, так называемых, соборных клятв. Но прежде чем решать нам вопрос о соборных клятвах, нужно предварительно установить взгляд на собор 1667 года и определить, каков был этот собор, каковы его постановления, и затем уже рассматривать, на кого и за что положены соборные клятвы. На соборе 1667 года, как было вычитано, присутствовали все русские архиереи со многими архимандритами и игуменами, присутствовал и благочестивейший Государь Алексей Михайлович с своим царским синклитом; таким образом собор этот был поместным собором нашей русской церкви. Этого мало; на соборе 1667 года, кроме многих восточных греческих святителей, присутствовали святейшие восточные патриархи – Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имевшие полномочие и от других двух патриархов восточных – Константинопольского и Иерусалимского: следовательно это был великий поместный собор, носивший характер собора вселенского, а потому постановления его должны быть всецело обязательны для православных христиан. Правда и прежде восточные первосвятители нередко принимали участие в соборных постановлениях русской церкви, как то: Иеремия на русском соборе об учреждении патриаршества в России, Феофан при избрании и возведении на патриарший российский престол патриарха Филарета, но прибытие их в Россию было случайное. Патриархи же Паисий и Макарий прибыли в Москву по приглашению русского правительства и русской церкви и единственно были приглашаемы на собор. И так Московский собор 1667 года есть собор великий, имеет несомненную важность и высокое каноническое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/besedy...

В Переделкине освящен соборный храм святого благоверного князя Игоря Черниговского (+ ФОТО) 17 июня, 2012. Редакция " Правмира " 17 июня 2012 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. 17 июня 2012 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения соборного храма святого благоверного князя Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. На этот день с 18 июня по благословению Предстоятеля Русской Церкви было перенесено празднование перенесения мощей святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. По окончании чина великого освящения Святейший Патриарх Кирилл передал настоятелю Патриаршего подворья в Переделкине архимандриту Владимиру (Зорину) дары для храма — священные сосуды, напрестольные крест и Евангелие и другие богослужебные предметы. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Софрония (Баландина) во епископа Кинельского и Безенчукского (Самарская митрополия). В богослужении приняли участие слушатели курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Самарский и Сызранский Сергий; епископ Бронницкий Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Енисейский и Норильский Никодим; епископ Уссурийский Иннокентий; епископ Волгодонский и Сальский Корнилий; епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан; епископ Орский и Гайский Ириней; епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий; епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан; епископ Покровский и Николаевский Пахомий; епископ Амурский и Чегдомынский Николай; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Нефтекамский и Белебеевский Амвросий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; епископ Каинский и Барабинский Феодосий; епископ Каменский и Алапаевский Сергий; епископ Канский и Богучанский Филарет; епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий; епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей; епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Муромский Нил; епископ Лодейнопольский Мстислав; епископ Людиновский Никита; схиархимандрит Илий (Ноздрин); архимандрит Владимир (Зорин), настоятель Патриаршего подворья в Переделкине; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://pravmir.ru/v-peredelkine-osvyashh...

Вероисповедания Коптов Исповедание Веры, извлеченное из апостольских постановлений, содержимых Коптами. «Верую во единого истинного Бога, вседержителя, Отца, и в единородного сына его Иисуса Христа Господа нашего и спасителя, и в Духа Святого животворящего, Троицу единосущную: едино господство, едино царство, едино крещение: во святую, соборную и апостольскую церковь , в жизнь вечную. «Аминь». Символ Веры Никейско-цареградский в Коптском часослове читается так: Веруем во единого Бога Отца, вседержителя, творца небу и земли, видимым, же и невидимым. И во единого господа Иисуса Христа сына божия, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога истинна рожденна, несотворенна, единосущна отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавше и погребенна в воскресшего из мертвых в третий день по святым писанием. И возшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судите живым и мертвым, его же царствию не будет конца. И в духа святого веруем господа животворящего, единосущна, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую церковь . Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Символ св. Афанасия патриарха Александрийского, хотя и переведен на арабский язык с латинского (и помещен в сегвериапском кодексе Иаковитов египетских); но никогда не был употребляем Коптами ни в церквах, ни в домах, потому что не освящен древним преданием их. Вероисповедание патриарха Санутия (IX века). По уклонении Коптов от православной церкви после Халкидонского вселенского собора (в 451 г.), патриархи и епископы их в разные времена писали исповедания своей веры. Санутий, пятьдесят пятый патриарх их, избранный в 859 году по рождестве Христове, заботясь о духовной пастве своей, с великим тщанием писал пасхальные, увещательные послания. Из числа их замечательны особенно те, кои он начертал во второй год своего патриаршества и в коих изложил учение о воплощении сына божия сими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010