Изложенное учение оставляет за скобками всех тех, кто не слышал о Христе, и тех, кто, услышав, не уверовал. Приговор Иисуса в отношении последних был ясным и недвусмысленным: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Павел в полной мере разделяет этот взгляд: для него, как мы видели, спасение и оправдание возможно только через веру во Христа. Однако в данном случае он не рассуждает о судьбе всех неуверовавших. Его интересует конкретный вопрос: что же станет с Израилем? Отвечая на него, Павел делает ключевое утверждение: «весь Израиль спасется». Он подкрепляет его двумя цитатами из Книги пророка Исаии: «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. И вот завет Мой с ними...» ( Ис. 59:20–21 ); «И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него» ( Ис. 27:9 ). Как и во многих других случаях, Павел цитирует Ветхий Завет не дословно: если в оригинальном тексте речь идет об Искупителе Сиона, а в Септуагинте об Искупителе «ради Сиона», то Павел говорит об Искупителе «от Сиона». Сион – это символ израильского народа, гора, на которой построен Иерусалим, священное место для каждого иудея. Искупитель Сиона – это Тот, Кто придет, чтобы спасти Израиль. Искупитель от Сиона – Тот, Кто родится в израильском народе, но чья спасительная миссия выйдет за его пределы и охватит весь мир. Однако израильский народ в этом плане спасения мира сохраняет свое место. Почему? Потому что «дары и призвание Божие непреложны». Это утверждение Павла на протяжении веков вызывало самые разные интерпретации, 277 но суть утверждения Павла заключается в следующем: если Бог избрал конкретный народ, значит, этот народ до скончания века останется богоизбранным. Его неверие временно, а верность ему Бога не ограничена временем. Павел верит, что в конце концов «весь Израиль спасется», поскольку воля Божия о его спасении остается неизменной. Когда это произойдет, он не знает, но не сомневается в том, что рано или поздно это случится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Изнемогая от жажды, Христос сказал: жажду ( Ин. 19, 28 ). Воины напоили Его уксусом, подав наполненную им губку на трости иссопа. Утолив жажду, Иисус сказал: совершилось ! ( Ин. 19, 30 ). Смерт ь Иисуса Да, окончилось земное поприще Христа-Мессии; совершилось назначенное Отцом спасение рода человеческого. Вслед за этим Иисус громким голосом сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк. 23, 46 ). Голова Его наклонилась, и Он, предав дух Свой, умер. Землетрясение Тьма еще продолжалась, и как только умер Иисус, началось землетрясение настолько сильное, что камни расселись, гробницы раскрылись. Страх напал на всю толпу, находившуюся на Голгофе, сошедшуюся туда, как говорит Евангелист Лука, на сие зрелище. Все стали поспешно расходиться; многие, вероятно, плакали, другие же с отчаяния били себя в грудь. Мысль о том, не Мессия ли распятый Иисус, должна была запасть в душу тех, кто не совсем еще заглушил голос совести. Даже язычники, римский сотник и воины, которые стерегли Иисуса, были настолько потрясены всем, что им довелось видеть и слышать, что из уст их невольно вырвалось восклицание: воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27, 54 ). Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это ( Лк. 23, 49 ). Между ними была и Мария Магдалина, и Мария (Клеопова), мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия (мать Иакова и Иоанна), которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим . Евангелист Иоанн говорит, что Мария Магдалина и Мария Клеопова вместе с Богоматерью стояли у креста. Поэтому, если Евангелист Марк удостоверяет, что в минуту смерти Иисуса Мария Магдалина и Мария Клеопова стояли вдали, то надо полагать, что они к этому времени уже отошли от креста. Завеса храма В это же самое время, в храме, завеса, отделявшая вход в Святое Святых, разодралась на две части сверху донизу; гробницы открылись, многие умершие святые воскресли и, по воскресении Иисуса, пришли в Иерусалим и явились многим.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иосиф, состоятельный и уважаемый человек, член верховного суда – синедриона. Он, видимо, как и большинство иудеев, его современников, внешним образом, в политическом смысле ожидал Царствия Божия, как блистательного и одерживающего победы над всеми врагами – Царства еврейского народа под управлением Мессии. Иосифу, проявляя заботу о мертвом Теле Иисусовом, было чего бояться. Когда он осмелился идти к Пилату, гораздо более прокуратора ему были опасны его единоверцы, и в первую очередь, собратья – члены синедриона. Иосиф не отличался особой смелостью и твердым характером, а потому был только тайным учеником Господа. Это подчеркивает евангелист Иоанн: После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса ( Ин.19:38 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит о нем: «Отсюда особенно можно видеть его мужество. Он отважился теперь на явную смерть, ибо возбуждал против себя всеобщую ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступить, пока принял Его, – дерзнул даже не только принять Тело и с честью совершить погребение, но и положить в своем новом гробе, чем показал и свою любовь, и мужество». Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу ( Мк.15:44-45 ). Евангелист Матфей пишет о решении прокуратора: Тогда Пилат приказал отдать тело… ( Мф.27:58 ), а евангелист Иоанн: И Пилат позволил ( Ин.19:38 ). Понтий Пилат чувствовал свою вину в несправедливом осуждении на казнь Иисуса из Назарета и потому не препятствовал Иосифу. Но время неумолимо шло. Приближался вечер. Господь умер на кресте около трех часов после полудня, а до шести часов необходимо было закончить все заботы и дела, связанные с погребением. Пока пришел к Пилату, пока добился аудиенции, пока игемон устанавливал факт смерти Спасителя, пока было получено разрешение на снятие с креста и погребение, времени оставалось все меньше.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Ис.27:8 . Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дунове­нием Сво­им как бы в день восточного ветра. Чтобы оправдать только что высказанную в 6-м стихе мысль о сохранении народа израильского в ту эпоху, когда все остальные державы будут уничтожены, пророк ссылается на то, что и в прежние времена Бог, даже карая Израиля, наказывал его не так сильно, как враждебных Израилю язычников (ср. Ис.10 и сл.). «Мерою» – в еврейском тексте здесь употреблено слово seah, означающее третью часть ефы (мера сыпучих тел). Пророк хочет сказать этим, что Господь посылал на евреев сравнительно незначительные наказания. «Выбросил», т. е. изгнал из Палестины. Пророк имеет в виду и уже совершившееся отведение в Ассирию подданных Израильского царства и будущее отведение в вавилонский плен иудеев. «Дуновением». Это выражение указывает на мягкость, с какою Бог наказывал свой народ. Он действует против евреев не ударами, а только дуновением, хотя и очень сильным, похожим на могучее дыхание восточного ветра, веющего в Палестине ( Иов.27:21 ; Ос.13:15 ). Ис.27:9 . И чрез это загладит­ся беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвен­ников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. «Чрез это». Могучее веяние ветра не только сокрушает все на своем пути, но в то же время очищает воздух страны от всяких вредных миазмов. Так и наказание Божие, обрушившееся на народ израильский (плен), благотворно должно было подействовать на нравственное состояние народа, удалив из него элементы упорства и непослушания закону Господа. Вследствие этого и грех или вина снимется с Израиля. «Когда все камни жертвенников он обратит в куски извести». Плоды освящения Израиля сосредоточены будут в исполнения первой заповеди закона Моисеева, воспрещающей идолослужение. Израиль сделает все камни своих идольских жертвенников совершенно негодными для того, чтобы служить материалом для новых идольских жертвенников. В Палестине камень большею частью известковой консистенции и потому может быть превращен в известь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.32:19 .  Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию ( Исх.19:8, 24:3 ), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали ( Исх.24:12 ) и действительно дал ( Исх.31:18 ). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поскольку, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство». Исх.32:20 .  и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. В стихах 20–29 описывается суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных. Нарушен завет с Иеговой – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце, его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а несгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы ( Втор.9:21 ), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятие с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т. е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями. Исх.32:21 .  И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Исх.32:22 .  Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Исх.32:23 .  Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, несравненно страшнее для человечества соблазны для души, могущие лишить ее блаженства в вечности. Однако им также «надобно придти», говорит Господь ( Мф.18:7 ). Очевидно, что счастье вечного будущего пребывания с Богом в Царстве Небесном так велико и является таким неоценимым и ни с чем не сравнимым даром человечеству от Господа, что может достигаться лишь через трудный подвиг преодоления искушения и соблазнов. Когда Господь перечислял ученикам Своим беды, грядущие в мир после Его отшествия, то после бедствий для тела (то есть гонений в первые три века после Рождества Христова) Он указал и грядущие затем в мир соблазны: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:10–13 ). Это краткое перечисление соблазнов более подробно описывается в 8-й и 9-й главах Откровения под символом труб семи ангелов. Если тайна семи светильников – это история семи вселенских церквей, а снятие семи печатей – история физических бедствий новозаветного мира, то семь труб – история его несчастий и соблазнов. Все эти нижеперечисленные соблазны (так же, как и соблазны антихриста после последней трубы – трубы седьмого ангела) постигают мир с каждым из трубных звуков. Здесь понятно сравнение соблазнительных учений со звуками: трубные звуки облетают мир, землю, проникают в сознание людей и внушают им соблазнительные мысли. Описание явления семи ангелов с трубами начинается в Откровении опять с картины небесной мистерии. «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» ( Откр.8:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Как и в беседе с Никодимом, Господь, беседуя о Хлебе небесном, сталкивается с недоумением иудеев (см.: Ин. 6: 34, 52 ). В отличие от самарянки, которая, беседуя со Спасителем, все более Его узнавала, пока, наконец, не признала Мессией, иудеи под конец беседы о Хлебе небесном уже не видят во Христе ни царя, ни пророка, а только провинциала Иисуса, сына плотника Иосифа из глухого галилейского угла, говорящего сперва странные вещи ( Ин. 6: 41–42 294 ), а потом и опасные – когда Он призывает вкушать Его плоть. Иудеям режут слух слова, что другого пути для спасения нет, кроме как приобщаться Плоти Христовой, а при этом Господь запрещает понимать эти слова небуквально, акцентируя как истинность этой Пищи, так и реальность Ее вкушения ( Ин. 6: 55 ). Иудеи понимают, что эти слова категорически противоречат ветхозаветному запрету на вкушение крови, поэтому даже многие из учеников Христа отошли от Него после этой беседы. Смущение было вызвано как идеей вкушения плоти, так и претензией Христа на равенство Богу, потому что запрет относительно крови был дан Ною Самим Богом. Но как показательно, что слова Христа производят разное впечатление: одни смущаются и уходят, а другие еще более прилепляются к Нему. Двенадцать апостолов на вопрос Христа, не хотят ли и они уйти, отвечают в лице Петра: «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Ин. 6: 68–69 ). Безусловно, апостолы тоже знали ветхозаветный запрет на вкушение крови 295 , но удивление не оттолкнуло их от Спасителя, даже наоборот: для них Его слова – «глаголы вечной жизни». Это означает, что причиной соблазна были не слова Христа о вкушении Плоти, а духовное устроение самих слушателей, Кто для них Христос. Апостолы уже приняли Христа как Сына Божия, поэтому не смущаются, а для тех, кто видит в Иисусе сына Иосифа из Назарета, соблазн неизбежен. Видя смущение даже и некоторых из учеников, Господь продолжал настаивать на буквальном понимании вкушения Плоти, как бы усугубляя недоумение еще более высоким учением: «Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» ( Ин. 6: 61–62 ), то есть говорит о Своем Вознесении. Приведенные слова Христа направлены не на усугубление соблазна, а на снятие его: когда слушающий перестает видеть во Христе только человека, он не может смутиться даже таким таинственным учением, какое было предложено в беседе о Хлебе небесном. Иудеи не могли понять Христа, пока видели в Нем сына Иосифа, поэтому Господь нарочно еще раз говорит о Своем небесном происхождении и о будущем Вознесении как возвращении к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Как сказано выше, первое животное означало апостольскую власть, а второе - телец, как я предполагаю, означает священные жертвы святых мучеников. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Здесь разумеется, по нашему мнению, иное апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал: не приидох воврещи мир (на землю), но меч (Мф.10, 34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова седящему на нем дано быстъ взята мир указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных. Статья пятнадцатая Снятие третьей печати, означающее отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я думаю, что под третьим животным нужно разуметь человека, означающего грехопадение людей и наказание их по воле Божией за наклонность к греху. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Черный конь, я думаю, означает плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Мерило есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно-подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три, меры ячменя суть те, кто по недостатку мужества, подобно бессловесным, покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние и омыли слезами оскверненный образ. Слова не вреди вина и елея указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбойники и тем допуская смерть к похищению тех, кои имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого и великого Бога. Итак, чтобы иметь в страстях своих человеколюбивого Врача - Бога, постараемся быть такими врачами для наших согрешивших братии, принося им вино утешения с елеем сострадания, чтобы не добить хромого, но лучше, по апостолу, уврачевать. И тогда, как сотрудники Божий, мы унаследуем вечные блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Какое же именно значение? Все и всякие жертвоприношения имели тесную связь с обстоятельствами грехопадения. Вкусив от запрещенного древа познания добра и зла, первый человек лишился плодов древа жизни и подвергся вечной смерти. А чтоб избавить человека от вечного осуждения, Бог сказал праматери нашей Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь раждать детей; праотцу Адаму сказал: за то, что ты ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возратишися в землю, от нея же взят еси; а змию искусителю, как и первым людям, Бог изрек: Семя жены сотрет главу змия, сотрет первородное семя лучшей части человечества, посредством собственной искупительной смерти. И затем сам Бог научил первых людей, с одной стороны, закалять и сожигать в жертву первородных от стад, а с другой приносить в дар Господу начатки плодов земных, чтобы напоминать человечеству об искупительной жертве обетованного Семени, грядущего Избавителя, иже есть перворожден всея твари, есть единородный Сын Божий и первенец пречистой своея Матери Приснодевы, первенец от мертвых, от сынов человеческих, иже есть начаток, святой начаток святого примешения; чтоб напоминать о вкушении от древа познания добра и зла и лишении плодов древа жизни, о проклятии земли в делах человека и необходимости каждому отыти в землю; чтоб питать в нас надежду на восстановление падшего человека, на избавление от смерти, на снятие проклятия с земли и на обновление видимой природы, на новое совершеннейшее вкушение от плодов не только древа жизни, но и древа познания, от безконечной мудрости божественной, и на полнейшее обоготворение природы самого человека. Одним словом, принесение даров и жертв от плодов земли, как и от животных, указывало всегда и должно указывать людям на два преображения: на преображение природы внешней и человеческой в прошедшем, преображение на худшее, и на преображение как человека, так и земли в будущем, преображение на лучшее, чтобы постоянно питать в духе человеческом смирение и чувство зависимости от Бога, отвращение ко греху, живую веру в силу страданий от грядущего, то уже пришедшего Искупителя и надежду возвратить себе богоподобную невинность, а природе свободу от привнесенного человеческим грехом истления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Когда капернаумский сотник высказал уверенность, что Иисусу достаточно только сказать слово и выздоровеет слуга его, то Иисус, обращаясь к народу, сказал: и в Израиле не нашел Я такой веры ( Лк. 7, 9 ). Теперь же, когда вера разбойника не поколебалась и от соблазна Креста, Он мог подумать: «И в Апостолах Своих не нашел Я такой веры!» Поэтому, обращаясь к этому разбойнику, Он сказал: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю . Слово рай происходит от персидского корня и означает сад. В жарких странах, во время солнечного зноя, тенистый сад служил местом отдыха и успокоения, поэтому с садом или раем сравнивали и то место, которое предназначается для праведников в загробной жизни. Место для душ умерших евреи называли шеолом и делили его на две части: одна называлась раем, или лоном Авраамовым, и назначалась для праведных, другая же, назначенная грешникам, называлась адом. Прощая покаявшемуся разбойнику грехи, Христос сказал ему, что ныне же, то есть в тот же день, когда он умрет, душа его, как очищенная верой от грехов 88 , будет вместе с душами праведников; применяясь же к уровню его понятий, Христос назвал раем то место, куда душа его вступит в тот же день. Евангелист Лука свидетельствует, что злословил Иисуса один разбойник, а другой унимал его. Евангелисты же Матфей (27, 44) и Марк (15, 32) говорят: и распятые с Ним поносили Его ( Мк. 15, 32 ; Мф. 27, 44 ). Это кажущееся противоречие нетрудно примирить. Несомненно, что покаявшийся разбойник не мог почти одновременно и злословить Христа, и исповедовать свою веру в Него, поэтому надо признать, что злословил один разбойник. Сведения о том, как один разбойник унимал другого, как он обратился ко Христу и какой получил от Него ответ, сообщает один только Евангелист Лука. Евангелисты Матфей и Марк об этом ничего не говорят, но, перечисляя всех злословивших Иисуса, упоминают и о разбойниках, не придавая, очевидно, никакого значения тому, один или два разбойника злословили; говоря, что издевались над Иисусом проходящие ( Мф. 27, 39 ), первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями ( Мф. 27, 41 ), воины ( Лк. 23, 36 ), они не могли, конечно, обойти молчанием и издевательство одного из разбойников, и потому, употребляя, как это часто бывает в описаниях, множественное число вместо единственного, говорят: Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф. 27, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010