Если Христос — не Бог, как тогда имеет Он и подает ту же самую благодать, какую имеет, подает и разделяет Бог Отец, и как наделяет Он познанием и откровением всего (см. 1Кор.1:3—8)? Если Христос — не Бог, то разве бы Его Крест стал той Божией силой, которой верные спасаются; разве и Сам Христос был бы «Божией силой и Божией премудростью»; и разве мог Он тогда оказаться для людей «праведностью и освящением и искуплением» (см. 1Кор.1:17—30)? Если бы Христос не был Богом от Бога, то как бы Он Собой олицетворял «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей»; и как бы Он, распятый, мог нарицаться «Господом славы» (1Кор.2:7—8)? Как Христос — не Бог, если через восприятие Его и Его Духа верные делаются Божиим храмом (см. 1Кор.3:16)? Ясно то, что Христос есть Бог и Господь: ведь во второй раз Он сойдет с неба судить всех, «осветить скрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения» (ср. 1Кор.4:5, 5:5). Если Христос — не Всемогущий Бог, то как Его именем освящаются, очищаются, оправдываются и становятся наследниками Божиего Царствия блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, разбойники (см. 1Кор.6:9—11)? «Если через приятие Духа Христова мы стали Божиими храмами и мы не свои, ибо искуплены Его Кровию, и живем не для себя, а для Искупившего нас, то разве не очевидно, что Христос есть Бог, через Которого мы — и храмы Божии и Которому мы и служим как Богу?» Если Христос не единосущен с Богом Отцом, то как бы оказалось в Святом Откровении следующее утверждение: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Который все, и мы Им» (1Кор.8:6)? «Если имеющий закон Христов имеет закон Божий, то как Христос — не Бог?»    Если бы Христос не был Богом, как бы тогда богомудрый апостол именовал Христову Церковь «Церковью Божией» (1Кор.10:22)? «Бог — Глава Христу (см. 1Кор.11:3), ибо Он [Христос] от Него по природе, так как Слово родилось от Бога Отца. Как тогда Христос — не Бог, если по природе Отец — Ему Глава?» Сказать, что Христос не по природе и не воистину Бог есть не что иное, как произнести анафему на Иисуса. Как Иисус — не истинный Бог, если во всех Своих действиях Он равен Богу Отцу и Богу Духу Святому (см. 1Кор.12:4—6)? Говоря: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28) — под словом «Бог» апостол подразумевает Господа Иисуса Христа. Вся христианская вера основывается на Воскресении Господа Иисуса Христа, потому что этим побеждаются грех и смерть и утверждается бессмертие человеческой личности через воскресение из мертвых, что составляет Божественную новизну в этом мире греха и смерти; как тогда Христос — не Бог (см. 1Кор.15:14, 17, 20, 22, 23, 57)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как видно из приведенных текстов, действия по принципу «око за око, зуб за зуб» не были актом индивидуальной мести или самосуда, напротив, древний обычай родовой мести был введен в рамки закона. Христос же дает новый нравственный закон: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» ( Мф.5:38–39 ). Лит. Ашукины, Жуков, Михельсон, Шанский От Адама ОТ АДАМА: АДАМ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА Оборот указывает на изначальное, со времен глубокой древности бытование чего-либо. Иронически — о рассказчике, который излагает события с излишней обстоятельностью, с долгой предысторией. Адам, сотворенный Богом из «праха земного», стал родоначальником человечества. «От одной крови», от Адама, произошел «весь род человеческий» ( Деян.17:26 ). Соответственно библейские списки родословий открываются Адамом (см. 1Пар.1:1 ); к Адаму возводится земное родословие Иисуса Христа: «…сын Иосифов Адамов, Божий» ( Лк.3:23–38 ). Время жизни Адама рассматривается в качестве исходной точки, с которой порою соотносятся те или иные явления или события: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…» ( Иуд.14 ); «…смерть царствовала от Адама до Моисея…» ( Рим.5:14 ). От лукавого ОТ ЛУКАВОГО Образное определение всего, что содержит в себе неискренность, двусмысленность, тайную расчетливость, хитроумие; оценка многословных, бессодержательных речей, маскирующих двуличие, корыстный расчет или некомпетентность говорящего, «мудрствующего лукаво». «Лукавый» в прямом значении — извилистый, изогнутый, кривой (от «лука» — изгиб, кривизна). Лукавство, как определение негативного проявления человеческой натуры, нередко фигурирует в тексте Б . Общее отношение к нему выразил Псалмопевец: «Блажен человек… в чьем духе нет лукавства!» ( Пс.31:2 ). Осуждается в Б . лукавое сердце (см. Иер.17:9 ; Евр.3:12 ), замыслы (см. Пс.34:20, 118:150 ), но чаще всего язык (см. Пс.35:4, 119:2–3, 140:4 ; Иов.15:5 ; 1Пет.3:10 ; Откр.14:5 ). Рядом с лукавством упоминаются коварство (см. Притч.8:8, 11:3 ), порок (см. 1Кор.5:8 ), зло (см. Притч.16:27 ). Вместе с тем, лукавство есть сущность дьявола, злого духа, который в силу этого иногда именуется «лукавым». От него предостерегает апостол Иоанн: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» ( 1Ин.5:18 ). В Господней молитве говорится: «…и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 == Лк.11:4 ). От сотворения мира

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

31. См.: Матф., 12.24: " Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского " . 32. См.: Первое посл. к Коринфянам, 2.9: " Но, как написано: (не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " . 33. Подразумевается сюжет комедии датского литератора первой половины XIX века Й. Хольберга " Политикан " (Holberg Х Den politiske Kandestpber). Акт 4. Сцена 2. 34. См.: Лука, 18.32: " Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его... " 35. " Мыслю, следовательно, существую " (лат.) — основной методологический постулат философии Рене Декарта. 36. Имеются в виду, по всей вероятности, произведения известного датского теолога того времени Ганса Лассена Мартенсена (1808-1884) (Martensen Н. L. Christelige Dogmatik. 1849) и немецкого профессора теологии Филиппа Конрада Мархейнеке (Marheineke Р. К. Die Grundlehren der christelichen Dogmatik. 1827). 37. См.: Псалтырь. 111.10 и др. 38. См.: Иоанн, 3.16: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " . 39. " Призвание " — дат.: Kald, означает одновременно и " церковный приход " , равно как и вообще " вакансию " на службе. 40. См. также Дневник Кьеркегора (Papirer. VIII. В 16б). 41. Известен латинский вариант поговорки: " Errare humanum est " — " грешить (ошибаться) свойственно человеку " . В средневековой схоластической традиции поговорка была продолжена: " ...sed nullius nisi stulti in еггоге perseverare " , то есть " но ничего нет хуже, чем упорствовать в своих ошибках (грехах) " . 42. Шекспир. Макбет. Акт III. Сцена 2. Кьеркегор цитирует перевод Ф. Шлегеля. 43. См.: Гете. Фауст. Часть 1. Стих 3116. 44. Шекспир. Макбет. Акт II. Сцена 3. У Кьеркегора, цитирующего немецкий перевод Шлегеля, ошибочно указана сцена 2. 45. Christenhed (дат.) (соответствующий немецкий термин — Christenheit), то есть историческое христианство, христианство как общественное явление, каким оно предстает в мире.

http://predanie.ru/book/219874-bolezn-k-...

публикация А. Петровой Примечания: 1 Речь идет о дне Всех святых, в земле Российстей просиявших. 2 2Пет 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 3 Антоний, митрополит Сурожский . Об истинном достоинстве человека// Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. 4 Антоний, митрополит Сурожский . Духовное руководство в Православной Церкви//Там же; см. также Митрополит Сурожский Антоний . Пастырство. Минск, 2005. 5 Об отце Александре Ветелеве см. Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43). — Ред . 6 Ср. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ) и кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (14:23). 7 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт 3:22 ). 8 Ср. в: Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. С. 580, 784–785, 790–791; первоначально у Лактанция . 9 Ср. Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 793. 10 Ср. Мф 16:26 , Мк 8:36 , Лк 9:25 . 11 Ср. 1Кор 3:16; 6:15,19 . 12 Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 383, 557–558. 13 Об отце Николае Голубцове см.: Мудрый сердцем. М., 2001. 14 Об отце Владимире Смирнове см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце). М., 2004. 15 Об отце Александре Ветелеве см.: Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43); см. тж. его книгу: ПротоиерейАлександрВетелев . Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002. 16 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин 20:17 ).

http://azbyka.ru/fragmenty-iz-besed-o-du...

Деян.5:15)? Если Иисус — не Бог, то как тогда Ангел Господень отворил ночью врата темницы и освободил святых апостолов (см. Деян.5:19—20, 12:5—23, 16:23—34)? Если Иисус — не Бог, то разве мог Он простых и некнижных людей вдохновить на проповедь Евангелия и даровать им силу неустрашимо бороться за Его имя, исповеднически свидетельствуя: «должно повиноваться больше, Богу, нежели человекам» (Деян.5:29)? Если Иисус — не Бог, то неужели бы юный архидиакон Стефан, исполненный силы и веры в Иисуса, мог творить великие знамения и чудеса среди людей (см. Деян.6:8)? И неужели бы смог он увидеть небо отверстым и Иисуса, стоящего одесную Бога (см. Деян.7:55—56)? Если Иисус, Бог, не наполнял христолюбивую душу святого первомученика, то разве мог он молиться за побивавших его камнями: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян.7:59—60)?    Если бы Иисус не был вечным Богом и Господом, то разве мог Он в ослепительном свете явиться Савлу и обратить к Себе того, кто дышал «угрозами и убийством на учеников Господа», и, исполнив его Духом Святым, просветить и наделить мужеством на небывалую дотоле проповедь об Иисусе как Сыне Божием и Боге (см. Деян.9:1—30)? Если бы Иисус не был Богом, как тогда апостол Петр смог исцелить Энея от восьмилетнего расслабления словами: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей» (Деян.9:34)? Если бы Иисус не был Всемилостивым Богом, то неужели святой апостол Петр мог, обратившись к Нему с молитвой, воскресить Тавифу, сказав: «Тавифа! встань» (Деян.9:40)? Если бы святой апостол Павел не жил Христом Богом и не действовал Его Божественной силой, то разве мог он своим словом ослепить Елиму волхва? И разве сумел бы тогда хромого от чрева [матери] исцелить словами: «тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо» (Деян.14:10)? Если бы Иисус не был Всечистым Богом, как тогда мог апостол Павел Его именем изгонять духов нечистых (см. Деян.16:18)? Если бы апостол Павел не был исполнен Божественной силой Иисуса, то разве могло свершится описанное в святой и истинной книге Деяний апостолов: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11—12)? Если бы Иисус не был Богом и Господом, то разве мог Он являться пребывающему в гонениях и муках апостолу Павлу и укреплять его на бесстрашные подвиги (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 - Спасский И.Н. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 118-119. 7 - Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//ТОДРЛ т. 26; М.; Л., 1971. С. 7-76. 8 - Мартынов И. Ф. Три редакции " Службы благодарственной о великой победе под Полтавой "http://XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. 9 - О его жизни и творчестве см. Смирнов И. Московская академия. М., 1855; Чистович И. А.: Исправление текста славянской Библии перед изданием. 1751 г.//Православное обозр. 1860. 4; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский//Православное обозрение. 1872. 12; Архангельский А. Духовное. образование и духовная литература при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской//Русская старина. 1886. 1-2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский//Русский биографический словарь. Т. " Яблоновский - ?омин " (1913); Лавровский А. Н. Библиотека Феофилакта Лопатинского//Труды БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. Париж, 1990. Т. 23. 10 - О нем см. Чистович И.А. " Решиловское дело " . СПб., 1861. 11 - См. Сын отечества. 1842. Ч. 1. 1. С. 14. 12 - См. 6 песнь первого канона. 1 тропарь. " Испытуете, языцы откуду нам сила на сильнаго? Не слышите ли наперсника Господня, глаголюща: сия есть победа - побеждшая мир вера наша " . Минея. Июнь 2 часть. С. 401. 13 - См. Рункевич С.Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Спб. 1905. С. 223. 14 - Характерная историческая параллель: во время кампании 1805-1806 года Священный Синод в особом послании объявил Наполеона врагом православной веры. Тем труднее было объяснять впоследствии простому народу факт Тильзитского мира. 15 - См. Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961. С. 34. 16 - Минея. Июнь. С. 393. 17 - Стихира на литии. Минея. Июнь. С. 392. Ср. Откровение: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 7-10).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Священник : Я уже говорил, что таинство крещения прообразовано в Ветхом Завете (см.: Кол.2:11–13 ), но теперь остановлюсь на этом подробнее. Бог явился Аврааму, когда тот был в возрасте девяноста девяти лет, и повелел ему обрезать весь мужской пол в доме его, а детей мужского пола, которые родятся после, обрезывать на восьмой день от рождения; необрезанный же да будет истреблен (см.: Быт.17:10–14 ). Итак, Бог не сделал изъятия для детей в ожидании, пока они станут взрослыми или даже столетними, как Авраам, но заповедал обрезать весь мужской пол без различия возраста, а новорожденных в восьмой день отроду. Вы, сектанты, говорите, что крещение младенцев не имеет силы, поскольку младенец не разумеет, что с ним делают. А мог ли уразуметь смысл обрезания восьмидневный Исаак, сын Авраамов? Нет, конечно, но смысл этот был открыт отцу и матери его, и потому Исаак, войдя в возраст, не усомнился, обрезан ли он, но поверил родителям и не пожелал обрезаться заново. То же относится и к таинству крещения (см.: Кол.2:11–13 ), ведь и Сам Спаситель наш Иисус Христос был обрезан то есть крещен по ветхозаветному образу в восьмой день от рождения (см.: Лк.2:21 ). Другой прообраз крещения, указывающий, что креститься должны и дети, усматриваем в переходе израильтян через Красное море, в котором участвовали все от старца до младенца. Ибо Моисей говорил фараону: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими ( Исх.10:9 ). А то, что переход этот прообразовал собою крещение, подтверждает великий апостол Павел: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ). Но раз все, значит, и дети. Итак, море и облако и указывали на воду и Дух Святой, которыми должен быть крещен каждый (см.: Ин.3:5 ). Но и обращаясь к Новому Завету, слышим, как Господь накануне распятия обещает ученикам, что Отец Его пошлет Утешителя, то есть Духа Святого, Который научит их всему (см.: Ин.14:16–17, 26 ). И приняв Духа в день Пятидесятницы, апостолы проповедали народу то, чему были научены от Него, и призвали всех покаяться и креститься во имя Господа Иисуса Христа и во исполнение обетования Божия, которое, как сказали они, вам принадлежит... и детям вашим ( Деян.2:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Такое понимание было характерно уже для книги Премудрости Соломоновой, где говорится о том, что завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:24 ). Сатана появляется в книге Иова в качестве одного из «сынов Божиих», которые регулярно предстают перед Господом (см.: Иов. 1:6, 2:1 ). С ним Бог вступает в диалог и спрашивает, обратил ли он внимание на праведность Иова. Сатана отвечает, что Иов праведен потому, что Бог кругом оградил его и дом его, и все, что у него ( Иов. 1:10 ). Бог сначала отдает в руки сатаны все имущество Иова и всех детей его, которые один за другим погибают, а потом и тело его, которое покрывается проказой (см.: Иов. 2:7 ). В книге пророка Захарии сатана противодействует великому иерею Иисусу (см.: Зах. 3:1–3 ). В 1-й книге Царств неоднократно упоминается злой дух от Бога, или злой дух от Господа (см.: 1Цар. 16:14–16, 23, 18:10, 19:9 ), который нападал на Саула и заставлял его бесноваться. В 3-й книге Царств Господь попускает духа лживого в уста пророков Ахавовых (см.: 3Цар. 22:21–23 ). Наконец, в одном из псалмов Давид обращается к Богу с просьбой о наказании обидчика: Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его ( Пс. 108:6 ). И в книге Иова, и в книгах Царств сатана, или злой дух, действует как будто по прямому повелению или с разрешения Бога. Ветхий Завет не пытался ответить на вопрос о происхождении сатаны и о его взаимоотношениях с Богом. Однако начало книги Иова показывает, что в представлении ветхозаветного писателя сатана был одним из сынов Божиих, находящимся в личном общении с Богом. Сатана действует в тех рамках, которые поставлены Богом, и вне этих рамок действовать не может. Он наносит человеку вред, и это Богом попускается. В Новом Завете диавол и бесы (демоны) упоминаются многократно. Синоптические Евангелия содержат рассказ об искушении Иисуса в пустыне от диавола (см.: Мф. 4:1–11 ; Мк. 1:13 ; Лк. 4:1–13 ). В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к Петру, говорит: «Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк. 22:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ho и святые отцы убеждают нас вооружаться против подобных прельщений. Святитель Григорий Нисский в «Слове о чревовещательнице» изъясняет, что дух, с которым беседовал Саул, не был духом Самуила, но духом бесовским. И невозможно, продолжает святитель, чтобы он был духом Самуила, ибо на призыв волшебницы вышел «представлявшийся Самуилом» 155 , а не сам пророк. Так Саул, вместо того чтобы говорить с Самуилом, говорил с диаволом в образе Самуила. Этот мнимый Самуил сказал ему: завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар.28:19 ). Но как мог произнести это святой и праведный пророк, которому Бог поведал о Сауловом отвержении: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? ( 1Цар.16:1 ) и который при жизни сам возвестил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем ( 1Цар.15:26 )? Суровые же слова Писания: Так умер Саул за свое беззаконие... за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа ( 1Пар.10:13–14 ) вполне подтверждают толкование божественного отца Церкви Христовой. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», ибо «бесы тщеславия – пророки в снах... Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком» 156 . И все другие отцы из-за опасности прельститься «видениями и снами» принимали открываемое в них не иначе, как после длительного и строгого испытания. Спирит : В Священном Писании неоднократно повествуется о явлениях умерших праведников и ангелов. Отсюда мы заключаем, что в спиритизме нет ничего противохристианского. Священник : То правда, что Священное Писание повествует о пророках Моисее и Илии (см.: Мф.17:3 ), явившихся во время преображения Иисусова на Фаворе, как и о явлении в Иерусалиме многих усопших святых... по воскресении Его (см. Мф.27:52–53 ). Еще чаще говорит оно о явлении ангелов. Так, ангел предвозвещает рождество святого Иоанна Предтечи (см.: Лк.1:11–20 ) и Самого Спасителя (см.: Лк.2:9–15 ), укрепляет Господа за молитвой в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43 ) и открывает мироносицам тайну Его восстания из мертвых (см.: Мф.28:2–7 ; Лк.24:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010